Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура
план-конспект урока по истории (6 класс)
Предварительный просмотр:
6 класс
Тема. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура
Цели и задачи: познакомить с политическим и экономическим устройством Золотой Орды; характеризовать состав этого государства, его культуру; оценить последствия ордынского владычества на Руси; познакомить с борьбой русского народа против ордынского владычества.
Планируемые результаты: предметные: использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; объяснять особенности ордынского владычества на Руси, оценивать его последствия; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников;
метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;
2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
3) познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности;
личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох; развивать навыки анализа, индивидуального и коллективного проектирования; овладевать способами обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация, карта «Золотая Орда в XIII-XIV вв.».
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
На прошлом уроке мы говорили о вторжении шведских и немецких рыцарей в Северо-Западную Русь. Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.
Тестовый контроль
1. Русское войско в ходе Невской битвы сражалось против:
1) датских рыцарей 3) немецких рыцарей
2) шведов 4) поляков
2. Невская битва произошла в:
1) 1219 г. 3) 1240 г.
2) 1234 г. 4) 1242 г.
3. В результате Невской битвы и Ледового побоища:
1) Северная Русь отстояла свои земли и веру от посягательства немецких и шведских рыцарей
2) земли ливов и эстов вошли в состав Новгородской земли
3) монголы отказались от завоевания Новгорода
4) Ливонский орден захватил Новгородскую землю
4. Ледовое побоище произошло в:
1) 1240 г. 3) 1223 г.
2) 1242 г. 4) 1236 г.
5. На прибалтийских землях немецкие рыцари объединились в орден:
1) Меченосцев (Ливонский)
2) Тамплиеров
3) Госпитальеров (Иоаннитов)
4) Доминиканцев
6. Главный результат Ледового побоища:
1) разгром Ливонского ордена
2) Русь потеряла северо-западные земли
3) Русь завоевала выход к Балтийскому морю
4) был отражен натиск северо-западных соседей на Русь
7. В отрывке из документа: «Много потрудившись за земли Руси, за Новгород и за Псков, за все великие княжения, отдавал живот свой и за православную веру», — речь идет о князе:
1) Андрее Боголюбском
2) Данииле Галицком
3) Александре Невском
4) Владимире Мономахе
8. В отрывке из документа: «Великий же князь... занял все пути к Пскову и взял внезапно город, и захватил немцев и чудь и наместников немецких, и в оковах отправил в Новгород, а Псков освободил от плена», — речь идет о событии, произошедшем в:
1) 1223 г. 3) 1242 г.
2) 1237 г. 4) 1252 г.
Задания
1. Впишите название водного объекта, вошедшего в историю в связи с описываемым событием.
«Александр рассказывал после о подвигах шестерых мужей из дружины своей: один из них, Гаврило Олексич, прорвался вслед за бегущим Биргером до самого корабля его, был низвергнут с конем в воду, но вышел невредим и опять поехал биться». (Река Нева.)
2. Расположите события в хронологической последовательности.
A. Сражение на Чудском озере
Б. Невская битва
B. Вторжение войск Батыя в Рязанское княжество
Г. Женитьба князя Владимира на принцессе Анне
Д. Образование Монгольского государства
Д—>В—>Б—>А
3. Соотнесите даты и фрагменты документов.
1 | 1237 г. | Б |
2 | 1238 г. | В |
3 | 1240 г. | А |
4 | 1242 г. | Г |
А. «И была сечь великая с шведами, избили множество шведов...»
Б. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские, и сек ими».
В. «В субботу Мясопустную начали... татары готовили лес и до самого вечера ставили пороки [стенобитные орудия], а за ночь огородили весь город Владимир тыном...»
Г. «И слышен был треск от ломающихся копий и звук от удара мечей, так оно и лед на замерзшем озере подломился». (Проверка выполнения заданий.)
Тема нашего урока «Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура».
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения.)
План урока
1. Образование Золотой Орды.
2. Народы Орды.
3. Религии в Орде.
4. Экономика Орды.
5. Ордынское владычество на Руси.
6. Повинности населения.
7. Борьба русского народа против ордынского владычества.
8. Последствия ордынского владычества.
Проблемный вопрос
— Какую роль сыграла Золотая Орда в истории народов нашей страны?
III. Введение в новый материал
После опустошительных походов Батыя на Русь и Центральную Европу он стал правителем собственного государства. Первоначально в русских летописях слово «орда» означало войско, а на рубеже XIII—XIV вв. его стали употреблять уже в качестве названия страны.
Золотой Орде потребовалось 10 лет, чтобы закрепить свое господство над русскими землями. Каким же образом монголы управляли Русью? Какие последствия имело ордынское владычество для русских земель? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.
IV. Работа по теме урока
1. Образование Золотой Орды
Поработаем с картой.
— Работая с п. 1 § 18 учебника и картой «Золотая Орда в XIII—XIV вв.», определите границы этого государства и ответьте на вопросы.
Вопросы к классу
— Какой город стал столицей Золотой Орды?
— На какой реке располагалась столица Золотой Орды?
— Какие земли вошли в состав Золотой Орды?
(Проверка выполнения задания.)
После завоевательных походов монгольских полчищ образовалась огромная империя от Тихого океана до Дуная. В низовьях Волги Батый повелел поставить город Сарай и сделал его своей столицей. По свидетельству летописцев и путешественников, этот город достиг чрезвычайной величины. В нем жили разные народы, было множество базаров и красивых мечетей.
— Предположите, какие вопросы мы должны обсудить, чтобы охарактеризовать новое государство.
(Ответы учеников.)
2. Народы Орды
— Разделитесь на три группы. Каждая группа, изучив определенный материал, расскажет нам о различных аспектах жизнедеятельности государства Золотая Орда.
Первая группа работает с п. 2 § 18 учебника и описывает население Золотой Орды.
Вторая группа работает с п. 3 § 18 учебника и описывает религии в Орде.
Третья группа работает с п. 4 § 18 учебника и характеризует экономику Орды.
(Первая группа представляет свою работу в форме сообщения, используя карту «Золотая Орда в XIII—XIV вв.».)
Вопросы к классу
— Какие племена составляли основную массу кочевников, населявших Золотую Орду?
— Кто жил в оседлых областях?
— Какой народ был самым малочисленным?
(Ответы учеников. Подведение итогов работы по данному вопросу.)
3. Религии в Орде
(Вторая группа представляет свою работу в наглядной форме, используя предложенный учителем иллюстративный материал.)
Вопросы к классу
— Почему монголы долгое время терпимо относились к различным религиям?
— Когда в Сарае был сооружен первый православный храм?
— Какие представители монгольской знати приняли православие?
— Кто почитаем Церковью как святой Петр, царевич ордынский и ростовский чудотворец?
— Кто из правителей Орды первым принял ислам?
— Когда ислам был объявлен государственной религией Золотой Орды?
(Ответы учеников. Подведение итогов работы по данному вопросу.)
4. Экономика Орды
(Третья группа представляет свою работу в наглядной форме, используя карту «Золотая Орда в XIII—XIV вв.».)
Вопросы к классу
— Какая форма хозяйственной деятельности преобладала на юге Золотой Орды?
— Какие ремесла были развиты в городах?
— Какие торговые пути пролегали через территорию Золотой Орды?
— Какие товары были основными?
— Сколько городов было в Орде в период ее расцвета?
— Какие коммуникации были в этих городах, в отличие от городов средневековой Европы?
(Ответы учеников. Подведение итогов работы поданному вопросу.)
5. Ордынское владычество на Руси
Русь не вошла в состав Золотой Орды, но это не значит, что она осталась свободной. Все русские князья должны были получать в Орде подтверждение свих прав на княжение.
Обряд представления хану проходил в несколько стадий, каждая из которых имела самостоятельное значение. Во-первых, каждый, кто прибывал в Орду, должен был наделить подарками всех сколько-нибудь значимых должностных лиц. Это стремление получить дополнительный доход отмечалось и европейцами, и арабами в качестве главной особенности взаимоотношений с властными структурами в Орде. Во-вторых, человек должен был пройти определенный обряд (на Руси он получил название «поклонение кусту»). Обряд состоял из двух церемоний. Первая — очищение огнем. Обращавшиеся с просьбой должны были пройти между двух огней, чтобы подвергнуться очищению, «дабы они не устроили какого-нибудь отравления и не принесли яду, или какого-нибудь зла». Вторая — поклонение солнцу, луне, огню, воде, земле, а также духу Чингисхана. Первая церемония имела всеобщий «охранительный» характер и применялась ко всем без исключения, а вторую должны были проходить лишь главы покоренных народов и их послы.
— Работая с п. 5 § 18 учебника и дополнительным материалом, ответьте на вопросы.
Вопросы к классу
— С какой целью русские князья должны были ездить в Орду?
— Кто из князей первым был вынужден поехать в Сарай?
— Как хан отнесся к Ярославу Всеволодовичу?
— Что такое ханский ярлык на княжение?
— Какой ярлык был самым привлекательным?
— Как проходила церемония получения ярлыка?
— Какую цель преследовали монголы, унижая и жестоко расправляясь с некоторыми русскими князьями? Свое мнение обоснуйте.
(Ответы учеников. Подведение итогов работы по данному вопросу.)
6. Повинности населения
— Работая в парах с п. 6 § 18 учебника, отрывком из народной песни о Баскаке Щелкане (с. 34) и дополнительным материалом, определите, в какой зависимости от Орды находился русский народ, и ответьте на вопросы.
Вопросы к классу
— Кто такие баскаки?
— Где обосновался главный баскак?
— Какие повинности установили монголы?
— Какой серьезный шаг предприняли монголы в 1257—1259 гг.? Каковы его последствия?
— Как поступали ордынцы с теми, кто отказывался платить дань?
— Насколько тяжела была ордынская дань?
— Кто освобождался от дани? Почему?
(Ответы учеников. Подведение итогов работы по данному вопросу.)
7. Борьба русского народа против ордынского владычества
— Как относились русские князья к вассальной зависимости Руси? Историки выделяют две позиции князей.
Первая позиция — открытое вооруженное выступление, стремление немедленно добиться освобождения от зависимости. Такую политику проводили тверские князья, князья Юго-Западной Руси. Князья, вставшие на путь открытой вооруженной борьбы с монголо-татарами, остались в памяти народной как богатыри, народные герои. Их подвиги воспеты в песнях, былинах, некоторые из них были причислены к лику святых. Подобные действия носили героический, но безнадежный характер. Вооруженное сопротивление русских князей вело к разорению их земель, гибели их самих и тысяч других людей. Вторая позиция — сотрудничество с Ордой.
На северо-востоке сопротивление возглавил младший брат Александра Невского — Андрей Ярославич. Но его постигла неудача. В 1252 г. дружина князя Андрея потерпела поражение в столкновении с карательным отрядом ордынца Неврюя. Помогал Орде усмирить родного брата сам Александр Невский. В этом же году ярлык на великое княжение Батый передал Александру Ярославичу.
Вопросы к классу
— Чья позиция вам представляется более разумной?
— Почему Александр Невский, сумевший разгромить немцев и шведов, не стал бороться с Ордой?
(Ответы учеников.)
8. Последствия ордынского владычества
Политические | Экономические | Социальные | Культурные |
1. Изменение характера княжеской власти на Руси. Усиление деспотизма. 2. Прервались связи южных и юго-западных княжеств с северо-восточными. 3. Усиление усобиц (борьбы между князьями за ярлык), уменьшение роли вече | 1. Разрушены десятки городов, прекратилось каменное строительство. 2. Изменение роли товарно-денежных отношений, застойное состояние экономики. 3. Отставание Руси от стран Европы на 50-100 лет. 4. Организация почтовой связи | 1. Многие русские люди оказались в ордынской неволе. 2. Ордынцы ввели первые на Руси переписи населения. 3. Сбор дани, содержание ордынских послов, внеочередные платежи приводили к падению уровня жизни населения | 1. Были уничтожены и расхищены художественные ценности (сгорели библиотеки, архитектурные памятники, иконы и т. д.). 2. Взаимное влияние различных культур. 3. Церковь осталась единственным общенациональным общественным институтом |
(Проверка выполнения задания.)
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.
— Выполните задания 1, 2 рубрики «Работаем с картой» и ответьте на вопросы 2—6 на с. 33 учебника (ч. 2).
(Проверка выполнения задания.)
Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить изученный материал, используя знаки:
✓ — новая и интересная информация;
! — я думал (думала) иначе;
? — эта информация меня удивила;
x — мне было скучно.
Домашнее задание
1. Написать мини-сочинение на тему «Борьба русского народа против ордынского владычества».
2. Составить словарь из изученных терминов § 18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по истории и информатике в 10 А кл на примере темы «Александр Невский и Золотая Орда»
Данный конспект раскрывает подробный ход интегрированного урока по истории и информатике по теме "Александр Невский и Золотая Орда". На уроке используются разные познавательные задания по информатике ...
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура
Конспект урока с учетом ИКС...
Презентация к уроку истории в 6 классе по теме Золотая Орда:государственный строй, население, экономика
Презентация составлена на основе методических рекомендаций к УМК...
Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Данный интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура
Презентация к уроку по теме "Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура"...
«Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура» (История России. 6 класс)
Тема: «Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура» (История России. 6 класс)Источник: История России. 6 класс (учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. История...
Методическая разработка урока истории для 6 класса по теме: «Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура»
Методическая разработка составлена с учетом требований ФГОС и Историко-культурного стандарта с применением технологии проблемного обучения....