Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура
план-конспект урока по истории (6 класс)

Ходаковская Ирина Анатольевна

конспект урока по истории в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zolotaya_orda.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс

Тема. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура

Цели и задачи: познакомить с политическим и экономическим устройством Золотой Орды; характеризовать состав этого государства, его культуру; оценить последствия ордынского владычества на Руси; познакомить с борьбой русского народа против ордынского владычества.

Планируемые результаты: предметные: использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; объяснять особенности ордынского владычества на Руси, оценивать его последствия; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников;

метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;

2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

3) познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности;

личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох; развивать навыки анализа, индивидуального и коллективного проектирования; овладевать способами обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация, карта «Золотая Орда в XIII-XIV вв.».

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

На прошлом уроке мы говорили о вторжении шведских и немецких рыцарей в Северо-Западную Русь. Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Тестовый контроль

1. Русское войско в ходе Невской битвы сражалось против:

1) датских рыцарей          3) немецких рыцарей

2) шведов                          4) поляков

2. Невская битва произошла в:

1) 1219 г.              3) 1240 г.

2) 1234 г.              4) 1242 г.

3. В результате Невской битвы и Ледового побоища:

1) Северная Русь отстояла свои земли и веру от посягательства немецких и шведских рыцарей

2) земли ливов и эстов вошли в состав Новгородской земли

3) монголы отказались от завоевания Новгорода

4) Ливонский орден захватил Новгородскую землю

4. Ледовое побоище произошло в:

1) 1240 г.                  3) 1223 г.

2) 1242 г.                  4) 1236 г.

5. На прибалтийских землях немецкие рыцари объединились в орден:

1) Меченосцев (Ливонский)

2) Тамплиеров

3) Госпитальеров (Иоаннитов)

4) Доминиканцев

6. Главный результат Ледового побоища:

1) разгром Ливонского ордена

2) Русь потеряла северо-западные земли

3) Русь завоевала выход к Балтийскому морю

4) был отражен натиск северо-западных соседей на Русь

7. В отрывке из документа: «Много потрудившись за земли Руси, за Новгород и за Псков, за все великие княжения, отдавал живот свой и за православную веру», — речь идет о князе:

1) Андрее Боголюбском

2) Данииле Галицком

3) Александре Невском

4) Владимире Мономахе

8. В отрывке из документа: «Великий же князь... занял все пути к Пскову и взял внезапно город, и захватил немцев и чудь и наместников немецких, и в оковах отправил в Новгород, а Псков освободил от плена», — речь идет о событии, произошедшем в:

1) 1223 г.                3) 1242 г.

2) 1237 г.                4) 1252 г.

Задания

1. Впишите название водного объекта, вошедшего в историю в связи с описываемым событием.

«Александр рассказывал после о подвигах шестерых мужей из дружины своей: один из них, Гаврило Олексич, прорвался вслед за бегущим Биргером до самого корабля его, был низвергнут с конем в воду, но вышел невредим и опять поехал биться». (Река Нева.)

2. Расположите события в хронологической последовательности.

A. Сражение на Чудском озере

Б. Невская битва

B. Вторжение войск Батыя в Рязанское княжество

Г. Женитьба князя Владимира на принцессе Анне

Д. Образование Монгольского государства

Д—>В—>Б—>А

3. Соотнесите даты и фрагменты документов.

1

1237 г.

Б

2

1238 г.

В

3

1240 г.        

А

4

1242 г.

Г

А. «И была сечь великая с шведами, избили множество шведов...»

Б. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские, и сек ими».

В. «В субботу Мясопустную начали... татары готовили лес и до самого вечера ставили пороки [стенобитные орудия], а за ночь огородили весь город Владимир тыном...»

Г. «И слышен был треск от ломающихся копий и звук от удара мечей, так оно и лед на замерзшем озере подломился». (Проверка выполнения заданий.)

Тема нашего урока «Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Образование Золотой Орды.

2. Народы Орды.

3. Религии в Орде.

4. Экономика Орды.

5. Ордынское владычество на Руси.

6. Повинности населения.

7. Борьба русского народа против ордынского владычества.

8. Последствия ордынского владычества.

Проблемный вопрос

— Какую роль сыграла Золотая Орда в истории народов нашей страны?

III. Введение в новый материал

После опустошительных походов Батыя на Русь и Центральную Европу он стал правителем собственного государства. Первоначально в русских летописях слово «орда» означало войско, а на рубеже XIII—XIV вв. его стали употреблять уже в качестве названия страны.

Золотой Орде потребовалось 10 лет, чтобы закрепить свое господство над русскими землями. Каким же образом монголы управляли Русью? Какие последствия имело ордынское владычество для русских земель? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

IV. Работа по теме урока

1. Образование Золотой Орды

Поработаем с картой.

— Работая с п. 1 § 18 учебника и картой «Золотая Орда в XIII—XIV вв.», определите границы этого государства и ответьте на вопросы.

Вопросы к классу

— Какой город стал столицей Золотой Орды?

— На какой реке располагалась столица Золотой Орды?

— Какие земли вошли в состав Золотой Орды?

       (Проверка выполнения задания.)

После завоевательных походов монгольских полчищ образовалась огромная империя от Тихого океана до Дуная. В низовьях Волги Батый повелел поставить город Сарай и сделал его своей столицей. По свидетельству летописцев и путешественников, этот город достиг чрезвычайной величины. В нем жили разные народы, было множество базаров и красивых мечетей.

        — Предположите, какие вопросы мы должны обсудить, чтобы охарактеризовать новое государство.

        (Ответы учеников.)

2. Народы Орды

— Разделитесь на три группы. Каждая группа, изучив определенный материал, расскажет нам о различных аспектах жизнедеятельности государства Золотая Орда.

Первая группа работает с п. 2 § 18 учебника и описывает население Золотой Орды.

Вторая группа работает с п. 3 § 18 учебника и описывает религии в Орде.

Третья группа работает с п. 4 § 18 учебника и характеризует экономику Орды.

      (Первая группа представляет свою работу в форме сообщения, используя карту «Золотая Орда в XIII—XIV вв.».)

Вопросы к классу

— Какие племена составляли основную массу кочевников, населявших Золотую Орду?

— Кто жил в оседлых областях?

— Какой народ был самым малочисленным?

(Ответы учеников. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

3. Религии в Орде

    (Вторая группа представляет свою работу в наглядной форме, используя предложенный учителем иллюстративный материал.)

Вопросы к классу

— Почему монголы долгое время терпимо относились к различным религиям?

— Когда в Сарае был сооружен первый православный храм?

— Какие представители монгольской знати приняли православие?

— Кто почитаем Церковью как святой Петр, царевич ордынский и ростовский чудотворец?

— Кто из правителей Орды первым принял ислам?

— Когда ислам был объявлен государственной религией Золотой Орды?

(Ответы учеников. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

4. Экономика Орды

(Третья группа представляет свою работу в наглядной форме, используя карту «Золотая Орда в XIII—XIV вв.».)

Вопросы к классу

— Какая форма хозяйственной деятельности преобладала на юге Золотой Орды?

— Какие ремесла были развиты в городах?

— Какие торговые пути пролегали через территорию Золотой Орды?

— Какие товары были основными?

— Сколько городов было в Орде в период ее расцвета?

— Какие коммуникации были в этих городах, в отличие от городов средневековой Европы?

(Ответы учеников. Подведение итогов работы поданному вопросу.)

5. Ордынское владычество на Руси

Русь не вошла в состав Золотой Орды, но это не значит, что она осталась свободной. Все русские князья должны были получать в Орде подтверждение свих прав на княжение.

Обряд представления хану проходил в несколько стадий, каждая из которых имела самостоятельное значение. Во-первых, каждый, кто прибывал в Орду, должен был наделить подарками всех сколько-нибудь значимых должностных лиц. Это стремление получить дополнительный доход отмечалось и европейцами, и арабами в качестве главной особенности взаимоотношений с властными структурами в Орде. Во-вторых, человек должен был пройти определенный обряд (на Руси он получил название «поклонение кусту»). Обряд состоял из двух церемоний. Первая — очищение огнем. Обращавшиеся с просьбой должны были пройти между двух огней, чтобы подвергнуться очищению, «дабы они не устроили какого-нибудь отравления и не принесли яду, или какого-нибудь зла». Вторая — поклонение солнцу, луне, огню, воде, земле, а также духу Чингисхана. Первая церемония имела всеобщий «охранительный» характер и применялась ко всем без исключения, а вторую должны были проходить лишь главы покоренных народов и их послы.

— Работая с п. 5 § 18 учебника и дополнительным материалом, ответьте на вопросы.

Вопросы к классу

— С какой целью русские князья должны были ездить в Орду?

— Кто из князей первым был вынужден поехать в Сарай?

— Как хан отнесся к Ярославу Всеволодовичу?

— Что такое ханский ярлык на княжение?

— Какой ярлык был самым привлекательным?

— Как проходила церемония получения ярлыка?

— Какую цель преследовали монголы, унижая и жестоко расправляясь с некоторыми русскими князьями? Свое мнение обоснуйте.

(Ответы учеников. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

6. Повинности населения

— Работая в парах с п. 6 § 18 учебника, отрывком из народной песни о Баскаке Щелкане (с. 34) и дополнительным материалом, определите, в какой зависимости от Орды находился русский народ, и ответьте на вопросы.

Вопросы к классу

— Кто такие баскаки?

— Где обосновался главный баскак?

— Какие повинности установили монголы?

— Какой серьезный шаг предприняли монголы в 1257—1259 гг.? Каковы его последствия?

— Как поступали ордынцы с теми, кто отказывался платить дань?

— Насколько тяжела была ордынская дань?

— Кто освобождался от дани? Почему?

(Ответы учеников. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

7. Борьба русского народа против ордынского владычества

— Как относились русские князья к вассальной зависимости Руси? Историки выделяют две позиции князей.

Первая позиция — открытое вооруженное выступление, стремление немедленно добиться освобождения от зависимости. Такую политику проводили тверские князья, князья Юго-Западной Руси. Князья, вставшие на путь открытой вооруженной борьбы с монголо-татарами, остались в памяти народной как богатыри, народные герои. Их подвиги воспеты в песнях, былинах, некоторые из них были причислены к лику святых. Подобные действия носили героический, но безнадежный характер. Вооруженное сопротивление русских князей вело к разорению их земель, гибели их самих и тысяч других людей. Вторая позиция — сотрудничество с Ордой.

На северо-востоке сопротивление возглавил младший брат Александра Невского — Андрей Ярославич. Но его постигла неудача. В 1252 г. дружина князя Андрея потерпела поражение в столкновении с карательным отрядом ордынца Неврюя. Помогал Орде усмирить родного брата сам Александр Невский. В этом же году ярлык на великое княжение Батый передал Александру Ярославичу.

Вопросы к классу

— Чья позиция вам представляется более разумной?

— Почему Александр Невский, сумевший разгромить немцев и шведов, не стал бороться с Ордой?

(Ответы учеников.)

8. Последствия ордынского владычества

Политические

Экономические

Социальные        

Культурные

1. Изменение характера княжеской власти на Руси. Усиление деспотизма.

2. Прервались связи южных

и юго-западных княжеств с северо-восточными.

3. Усиление усобиц (борьбы между князьями за ярлык), уменьшение роли вече        

1. Разрушены десятки городов, прекратилось каменное строительство.

2. Изменение роли товарно-денежных отношений, застойное состояние экономики.

3. Отставание Руси от стран Европы на 50-100 лет.

4. Организация почтовой связи

1. Многие русские люди оказались

в ордынской неволе.

2. Ордынцы ввели первые на Руси переписи населения.

3. Сбор дани, содержание ордынских послов, внеочередные платежи приводили к падению уровня жизни населения

1. Были уничтожены

и расхищены художественные ценности (сгорели библиотеки, архитектурные памятники, иконы и т. д.).

2. Взаимное влияние различных культур.

3. Церковь осталась единственным общенациональным общественным институтом

 (Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

— Выполните задания 1, 2 рубрики «Работаем с картой» и ответьте на вопросы 2—6 на с. 33 учебника (ч. 2).

(Проверка выполнения задания.)

Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить изученный материал, используя знаки:

 — новая и интересная информация;

! — я думал (думала) иначе;

? — эта информация меня удивила;

x — мне было скучно.

Домашнее задание

1. Написать мини-сочинение на тему «Борьба русского народа против ордынского владычества».

2. Составить словарь из изученных терминов § 18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по истории и информатике в 10 А кл на примере темы «Александр Невский и Золотая Орда»

Данный конспект раскрывает подробный ход интегрированного урока по истории и информатике по теме "Александр Невский и Золотая Орда". На уроке используются разные познавательные задания по информатике ...

Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Данный  интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура

Презентация к уроку по теме "Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура"...

«Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура» (История России. 6 класс)

Тема: «Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура» (История России. 6 класс)Источник: История России. 6 класс (учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. История...

Методическая разработка урока истории для 6 класса по теме: «Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура»

Методическая разработка составлена с учетом требований ФГОС и Историко-культурного стандарта с применением технологии проблемного обучения....