"Война, измнившая мир" Урок истории в 9 классе, посвященный 100-летию завершения Первой мировой войны.
план-конспект урока по истории (9 класс)

Еникеева Юлия Загидулловна

Интегрированный урок по истории России и Всеобщей истории "Война, изменившая мир" посвящен 100-летию завершения Первой мировой войны. Время проведения - 2 часа (сдвоенный урок). Предполагат презентации проектов учащихся "Технические прорывы Первой мировой войны" и "Дети на войне". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОЙНА, ИЗМЕНИВШАЯ МИР

Интегрированный урок по истории России и Всеобщей истории. 9 класс

Учитель истории ГБОУ школа № 544 с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга

 Еникеева Ю.З.

Тип урока: урок открытия нового знания (сдвоенный урок)

Цель: Обеспечить организационно-педагогические условия для личностно-эмоционального осмысления учащимися событий Первой мировой войны и ее влияния на ход мировой истории

Задачи:

1. Достижение предметных результатов: осмысление учащимися генезиса Первой мировой войны; изучение этапов эскалации мирового конфликта и оценка его влияния на судьбы стран Европы и мира

2. Достижение метапредметных результатов:

  • Регулятивные УУД: планирование самостоятельной деятельности в работе с тетрадью и учебником
  • Познавательные УУД: умение приобретать новое знание, используя информацию, полученную на уроке из разных источников; умение систематизировать учебный материал при помощи таблиц и схем
  • Коммуникативные УУД: умение уточнять и актуализировать знания в диалоге при работе в парах постоянного состава; умение принимать иную точку зрения и отстаивать свою

3. Достижение личностных результатов: осуществление самоконтроля, осознание неполноты собственных знаний

Технологии: продуктивного чтения, работы в парах постоянного состава

Оборудование урока:

1. Презентация «Война, изменившая мир»

2. Аудиозапись «Военный реквием» Б. Бриттен (любое исполнение)

2. Настенная карта «Первая мировая война»

3. Рабочие тетради учащихся, учебники: Алексашкина Л.Н. Новейшая история. 9класс – М., Мнемозина, 2004(2008); Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, ХХ – начало ХХI века. 9 класс, М., Просвещение, 2010

Ход урока

1. Вступительное слово учителя с элементами эвристической беседы (слайд 1)

Учитель: Сейчас прозвучит музыкальный фрагмент. Попытайтесь определить, какое настроение навевает эта музыка?  Предположите, какое это произведение.

 (Звучит вступительная часть «Военного реквиема» Б. Бриттена)

Возможные ответы учащихся: композитор оплакивает чью-то смерть; в музыку вплетены поминальные звоны; слышится печаль, горе…

Учитель: «Военный реквием" - грандиозное сочинение английского композитора Бенджамина Бриттена. Поводом для написания "Военного реквиема" стало открытие нового собора Святого Михаила в Ковентри. Старый собор, построенный в 14 веке, был разрушен во время бомбардировки в 1940 году. Бриттен, детство которого прошло в тени первой мировой войны, потерявший несколько друзей во второй мировой войне, был убежденным пацифистом [краткое пояснение смысла данного понятия, в подготовленном классе всегда есть учащиеся, сами формулирующие определение] и без раздумий согласился сочинить такое произведение. Он воспользовался прекрасной возможностью написать своё самое глубокое заявление о жестокости и беспощадности войны, бессмысленных страданиях, смерти, разрушениях, которые она приносит. Правда войны вошла в его произведение вместе с поэзией Уилфрида Оуэна, также «убежденного пацифиста со жгучим чувством воинского долга», который погиб за несколько дней до окончания Первой мировой войны. Эпиграфом к «Реквиему» стали его строки: «Моя тема — война и скорбь войны. Моя поэзия скорбна. Все, что поэт может сделать — это предостеречь». В стихах поэта с огромной силой выражен протест против войны, его мироощущение, о котором дает представление и одно из писем с фронта: «Наконец я постиг истину, которая никогда не просочится в догматы какой-либо из национальных церквей: а именно — что одна из самых главных заповедей Христа: покорность любой ценой! Сноси бесчестие и позор, но никогда не прибегай к оружию. Будь оклеветан, поруган, убит, но не убивай... Христос воистину на ничьей земле. Там люди часто слышат Его голос. Нет выше любви, чем у того, кто отдает жизнь за друга».

Чтец: (заранее подготовленный ученик)

 После того, как стихнет лютый смерч,
И лавры победы стяжает Смерть,

А барабан Судьбы свой треск прервет,

И горн Заката зорю пропоет,

Вернется жизнь к убитым? Правда ль то,

Что Он, Смерть одолев, вновь мир создаст
И, живою водой омыв его,

Навек ему весны цветенье даст?

Откликнулось седое Время так:

«Мой цепенеет шаг...» 
Припав к Земле, я услыхал в ответ: 
«Огня в остывших недрах больше нет. 
Мой в шрамах лик. Иссохла грудь моя. 
Не высохнут лишь слез моих моря»

Учитель: Как вы уже поняли, тема нашего занятия – Первая мировая война, которую современники называли Великой. В этом году весь мир отмечает печальный юбилей – столетие с ее начала. На фотографиях слайда представлена художественная акция в честь памяти погибших: ледяные фигурки людей растаяли в считанные минуты… 

Слайд № 2. «Война, изменившая мир». Каков смысл названия? – мини-обсуждение предположений учащихся

Учащиеся заносят в тетрадь табличку: (слайд №3)

Что мы уже знаем про войну

Что мы узнали про войну

Что мы хотели бы еще узнать

(заполнение в начале урока)

(заполнение на этапе рефлексии)

(заполнение на этапе рефлексии)

После совместного обсуждения появляются записи в первом столбце (фиксируются на доске) (Слайд № 4):  

  • Война охватила многие страны мира
  • Россия участвовала в войне
  • Крупнейшие державы воевали из-за передела сфер влияния
  • Было много убитых и раненых
  • Изменились границы стран, некоторые распались
  • Начались революции

2. Изучение нового материала (план)

А) Причины Первой мировой войны и повод к ее началу

Учащиеся по тексту параграфа 6 (Алексашкина Л.Н. Новейшая история. 9 класс: учебник, сс 38-39) формулируют причины войны. После обсуждения делается запись в тетради (слайд № 5):

1. Территориальные конфликты между великими державами, стремившимися расширить свои сферы влияния.

2. Противостояние военно-политических блоков:

        Тройственного союза                                                                           Антанты

Германия, Австро-Венгрия, Италия                                             Россия, Франция, Англия                                                                                                              

3. Эскалация Балканского кризиса («Мягкое подбрюшье Европы»).

4. Ослабление Османской империи («Колосс на глиняных ногах»)

Учитель: повод для развязывания конфликта нашелся быстро – Сараевское убийство. Слайд № 6. Запись даты в тетрадь.

Б) Основные события на театрах военных действий в 1914 – 1916 гг

Учащиеся формируют и заполняют таблицу (на развороте тетради). Слайд № 7

Учитель кратко поясняет содержание плана Шлиффена и разъясняет порядок работы  в парах постоянного состава: 1 вариант заполняет столбец «Западный фронт», 2 вариант – «Восточный фронт». События перечисляются кратко, рассматривается 1914 год (в подготовленном классе можно оформить записи по 1915 году и проговорить события 1916 года).

Западный фронт

Восточный фронт

1914

Учебник «Новейшая история»

 страницы 40 – 41, 44

Учебник «История России»,

Страницы 66-67

1915

Страницы 45 - 47

Страницы 67 - 68

1916

Страницы 45 - 47

Страницы 67 - 68

Учащиеся обмениваются материалами для записи в таблицу. Проверка записи(слайд №8)

Западный фронт

Восточный фронт

1914 год

28 июля – Австро-Венгрия объявила войну Сербии

3 августа – Германия объявила войну Франции и вторглась в Бельгию

4 августа – В войну вступила Великобритания

Август – Австро-Венгрия вступает в состояние войны со странами Антанты

5 – 9 сентября – битва на реке Марна. Продвижение германских войск на Париж остановлено. Провал плана «молниеносной войны». Переход к позиционной войне

1 августа -  Германия объявила войну России

Август-сентябрь

1. Наступление 1-ой (ген. П.К. Ранненкампф) и 2-ой (ген. А.В. Самсонов) русских армий в Восточной Пруссии. Разгром армий на Мазурских озерах

2. Войска Юго-Западного фронта провели успешную операцию в Галиции и отбросили австро-венгерские войска на 100 км.

 

             Переход к позиционной войне

  Учитель обращает внимание на выделенные названия стран. Наиболее подготовленные учащиеся догадываются, что эти страны были втянуты в войну не по своей воле и защищали свою независимость, обороняясь от агрессии.

В) Презентация ученического проекта «Технологические прорывы Первой мировой войны» (слайды 9 – 13 включены в общую презентацию)

 Проект освещает следующие вопросы:

  • История появления и применение танков
  • Прогресс в авиации. Гидропланы, «летающие лодки»
  • Появление автоматической винтовки Федорова
  • Автомобили и бронетехника
  • Применение химического оружия (запись в таблицу)

Г) Война и общество

Учитель: Как влияла война на положение внутри воюющих стран?

Учащиеся читают фрагмент записок президента Франции Р. Пуанкаре (учебник «Новейшая история», с. 42) и рассматривают фотодокумент слайда №14. Учитель помогает сформулировать вывод: сначала все страны охватил патриотический подъем. Потом затяжной характер войны и ее тяготы привели воюющие страны к кризису. Учащиеся самостоятельно могут назвать и прокомментировать основные трудности:

  • Гибель миллионов людей. Тяжелые ранения и увечья. Беженцы
  • Голод, лишения
  • Расстройство экономики
  • Политический кризис: революции в России и в самой Германии

Чтецы (заранее подготовленные ученики) читают фрагменты из романа Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен»: «Их вырвали из привычной жизни... Их швырнули в кровавую грязь войны... Когда-то они были юношами, учившимися жить и мыслить. Теперь они — пушечное мясо. Солдаты. И учатся они — выживать и не думать. Тысячи и тысячи навеки лягут на полях Первой мировой. Тысячи и тысячи вернувшихся еще пожалеют, что не легли вместе с убитыми. Но пока что — на Западном фронте все еще без перемен...», «Мы не дали себя сломать, мы приспособились; в этом нам помогли наши двадцать лет, из-за которых многое другое было для нас так трудно. Но самое главное это то, что в нас проснулось сильное, всегда готовое претвориться в действие, чувство взаимной спаянности, и впоследствии, когда мы попали на фронт, оно переросло в единственное хорошее, что породила война, — в товарищество!»

Учитель обращает внимание на мужество людей, попавших в нечеловеческие условия войны.

          Сообщение «Юные добровольцы на фронтах Первой мировой войны («Прощайте, дорогие родители, я еду оборонять Россию») (по материалам публикации В. Пархоменко, журнал "Родина" 2013 №8).  Слайд № 16.

Основные тезисы сообщения: юные добровольцы сражались на фронтах, служили в разведке, в пулеметных командах.

3. Рефлексия

Учащиеся заполняют табличку по графам «Что мы узнали?», «Что мы хотели бы еще узнать?».(Слайд № 16). Отмечают, что узнали о причинах войны, об основных событиях, о героизме воинов, о новых вооружениях. Хотели бы узнать более подробно об участии России в войне, о том, чем закончилась война. На основе рефлексии строится следующий урок – об окончании Первой мировой войны и ее итогах.

4. Комментарии к домашнему заданию

Общее задание: п. 9, закончить составление таблицы «Основные события на театрах военных действий в 1914 – 1916 гг». Выяснить, в каких музеях нашего города есть экспозиции, посвященные Первой мировой войне. Индивидуальные сообщения о командующих русскими армиями (опережающее задание дается по желанию учащихся).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")

Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию  начала Первой мировой войны                        ...

План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне".

План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне"....

Презентация к уроку по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне".

Презентация к  уроку по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне"....

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ « ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА» К 100- летию начала первой мировой войны

Сценарий внеклассного МЕРОПРИЯТИЯ « Первая мировая война»К 100- летию начала первой мировой войны...

Викторина посвященная 100-летию окончания Первой мировой войны.

Викторина предназначена для учеников старших классов для более углубленного изучения событий Первой мировой войны....