"Война, измнившая мир" Урок истории в 9 классе, посвященный 100-летию завершения Первой мировой войны.
план-конспект урока по истории (9 класс)
Интегрированный урок по истории России и Всеобщей истории "Война, изменившая мир" посвящен 100-летию завершения Первой мировой войны. Время проведения - 2 часа (сдвоенный урок). Предполагат презентации проектов учащихся "Технические прорывы Первой мировой войны" и "Дети на войне".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Война, измнившая мир" | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОЙНА, ИЗМЕНИВШАЯ МИР
Интегрированный урок по истории России и Всеобщей истории. 9 класс
Учитель истории ГБОУ школа № 544 с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга
Еникеева Ю.З.
Тип урока: урок открытия нового знания (сдвоенный урок)
Цель: Обеспечить организационно-педагогические условия для личностно-эмоционального осмысления учащимися событий Первой мировой войны и ее влияния на ход мировой истории
Задачи:
1. Достижение предметных результатов: осмысление учащимися генезиса Первой мировой войны; изучение этапов эскалации мирового конфликта и оценка его влияния на судьбы стран Европы и мира
2. Достижение метапредметных результатов:
- Регулятивные УУД: планирование самостоятельной деятельности в работе с тетрадью и учебником
- Познавательные УУД: умение приобретать новое знание, используя информацию, полученную на уроке из разных источников; умение систематизировать учебный материал при помощи таблиц и схем
- Коммуникативные УУД: умение уточнять и актуализировать знания в диалоге при работе в парах постоянного состава; умение принимать иную точку зрения и отстаивать свою
3. Достижение личностных результатов: осуществление самоконтроля, осознание неполноты собственных знаний
Технологии: продуктивного чтения, работы в парах постоянного состава
Оборудование урока:
1. Презентация «Война, изменившая мир»
2. Аудиозапись «Военный реквием» Б. Бриттен (любое исполнение)
2. Настенная карта «Первая мировая война»
3. Рабочие тетради учащихся, учебники: Алексашкина Л.Н. Новейшая история. 9класс – М., Мнемозина, 2004(2008); Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, ХХ – начало ХХI века. 9 класс, М., Просвещение, 2010
Ход урока
1. Вступительное слово учителя с элементами эвристической беседы (слайд 1)
Учитель: Сейчас прозвучит музыкальный фрагмент. Попытайтесь определить, какое настроение навевает эта музыка? Предположите, какое это произведение.
(Звучит вступительная часть «Военного реквиема» Б. Бриттена)
Возможные ответы учащихся: композитор оплакивает чью-то смерть; в музыку вплетены поминальные звоны; слышится печаль, горе…
Учитель: «Военный реквием" - грандиозное сочинение английского композитора Бенджамина Бриттена. Поводом для написания "Военного реквиема" стало открытие нового собора Святого Михаила в Ковентри. Старый собор, построенный в 14 веке, был разрушен во время бомбардировки в 1940 году. Бриттен, детство которого прошло в тени первой мировой войны, потерявший несколько друзей во второй мировой войне, был убежденным пацифистом [краткое пояснение смысла данного понятия, в подготовленном классе всегда есть учащиеся, сами формулирующие определение] и без раздумий согласился сочинить такое произведение. Он воспользовался прекрасной возможностью написать своё самое глубокое заявление о жестокости и беспощадности войны, бессмысленных страданиях, смерти, разрушениях, которые она приносит. Правда войны вошла в его произведение вместе с поэзией Уилфрида Оуэна, также «убежденного пацифиста со жгучим чувством воинского долга», который погиб за несколько дней до окончания Первой мировой войны. Эпиграфом к «Реквиему» стали его строки: «Моя тема — война и скорбь войны. Моя поэзия скорбна. Все, что поэт может сделать — это предостеречь». В стихах поэта с огромной силой выражен протест против войны, его мироощущение, о котором дает представление и одно из писем с фронта: «Наконец я постиг истину, которая никогда не просочится в догматы какой-либо из национальных церквей: а именно — что одна из самых главных заповедей Христа: покорность любой ценой! Сноси бесчестие и позор, но никогда не прибегай к оружию. Будь оклеветан, поруган, убит, но не убивай... Христос воистину на ничьей земле. Там люди часто слышат Его голос. Нет выше любви, чем у того, кто отдает жизнь за друга».
Чтец: (заранее подготовленный ученик)
После того, как стихнет лютый смерч,
И лавры победы стяжает Смерть,
А барабан Судьбы свой треск прервет,
И горн Заката зорю пропоет,
Вернется жизнь к убитым? Правда ль то,
Что Он, Смерть одолев, вновь мир создаст
И, живою водой омыв его,
Навек ему весны цветенье даст?
Откликнулось седое Время так:
«Мой цепенеет шаг...»
Припав к Земле, я услыхал в ответ:
«Огня в остывших недрах больше нет.
Мой в шрамах лик. Иссохла грудь моя.
Не высохнут лишь слез моих моря»
Учитель: Как вы уже поняли, тема нашего занятия – Первая мировая война, которую современники называли Великой. В этом году весь мир отмечает печальный юбилей – столетие с ее начала. На фотографиях слайда представлена художественная акция в честь памяти погибших: ледяные фигурки людей растаяли в считанные минуты…
Слайд № 2. «Война, изменившая мир». Каков смысл названия? – мини-обсуждение предположений учащихся
Учащиеся заносят в тетрадь табличку: (слайд №3)
Что мы уже знаем про войну | Что мы узнали про войну | Что мы хотели бы еще узнать |
(заполнение в начале урока) | (заполнение на этапе рефлексии) | (заполнение на этапе рефлексии) |
После совместного обсуждения появляются записи в первом столбце (фиксируются на доске) (Слайд № 4):
- Война охватила многие страны мира
- Россия участвовала в войне
- Крупнейшие державы воевали из-за передела сфер влияния
- Было много убитых и раненых
- Изменились границы стран, некоторые распались
- Начались революции
2. Изучение нового материала (план)
А) Причины Первой мировой войны и повод к ее началу
Учащиеся по тексту параграфа 6 (Алексашкина Л.Н. Новейшая история. 9 класс: учебник, сс 38-39) формулируют причины войны. После обсуждения делается запись в тетради (слайд № 5):
1. Территориальные конфликты между великими державами, стремившимися расширить свои сферы влияния.
2. Противостояние военно-политических блоков:
Тройственного союза Антанты
Германия, Австро-Венгрия, Италия Россия, Франция, Англия
3. Эскалация Балканского кризиса («Мягкое подбрюшье Европы»).
4. Ослабление Османской империи («Колосс на глиняных ногах»)
Учитель: повод для развязывания конфликта нашелся быстро – Сараевское убийство. Слайд № 6. Запись даты в тетрадь.
Б) Основные события на театрах военных действий в 1914 – 1916 гг
Учащиеся формируют и заполняют таблицу (на развороте тетради). Слайд № 7
Учитель кратко поясняет содержание плана Шлиффена и разъясняет порядок работы в парах постоянного состава: 1 вариант заполняет столбец «Западный фронт», 2 вариант – «Восточный фронт». События перечисляются кратко, рассматривается 1914 год (в подготовленном классе можно оформить записи по 1915 году и проговорить события 1916 года).
Западный фронт | Восточный фронт |
1914 | |
Учебник «Новейшая история» страницы 40 – 41, 44 | Учебник «История России», Страницы 66-67 |
1915 | |
Страницы 45 - 47 | Страницы 67 - 68 |
1916 | |
Страницы 45 - 47 | Страницы 67 - 68 |
Учащиеся обмениваются материалами для записи в таблицу. Проверка записи(слайд №8)
Западный фронт | Восточный фронт |
1914 год | |
28 июля – Австро-Венгрия объявила войну Сербии 3 августа – Германия объявила войну Франции и вторглась в Бельгию 4 августа – В войну вступила Великобритания Август – Австро-Венгрия вступает в состояние войны со странами Антанты 5 – 9 сентября – битва на реке Марна. Продвижение германских войск на Париж остановлено. Провал плана «молниеносной войны». Переход к позиционной войне | 1 августа - Германия объявила войну России Август-сентябрь 1. Наступление 1-ой (ген. П.К. Ранненкампф) и 2-ой (ген. А.В. Самсонов) русских армий в Восточной Пруссии. Разгром армий на Мазурских озерах 2. Войска Юго-Западного фронта провели успешную операцию в Галиции и отбросили австро-венгерские войска на 100 км.
Переход к позиционной войне |
Учитель обращает внимание на выделенные названия стран. Наиболее подготовленные учащиеся догадываются, что эти страны были втянуты в войну не по своей воле и защищали свою независимость, обороняясь от агрессии.
В) Презентация ученического проекта «Технологические прорывы Первой мировой войны» (слайды 9 – 13 включены в общую презентацию)
Проект освещает следующие вопросы:
- История появления и применение танков
- Прогресс в авиации. Гидропланы, «летающие лодки»
- Появление автоматической винтовки Федорова
- Автомобили и бронетехника
- Применение химического оружия (запись в таблицу)
Г) Война и общество
Учитель: Как влияла война на положение внутри воюющих стран?
Учащиеся читают фрагмент записок президента Франции Р. Пуанкаре (учебник «Новейшая история», с. 42) и рассматривают фотодокумент слайда №14. Учитель помогает сформулировать вывод: сначала все страны охватил патриотический подъем. Потом затяжной характер войны и ее тяготы привели воюющие страны к кризису. Учащиеся самостоятельно могут назвать и прокомментировать основные трудности:
- Гибель миллионов людей. Тяжелые ранения и увечья. Беженцы
- Голод, лишения
- Расстройство экономики
- Политический кризис: революции в России и в самой Германии
Чтецы (заранее подготовленные ученики) читают фрагменты из романа Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен»: «Их вырвали из привычной жизни... Их швырнули в кровавую грязь войны... Когда-то они были юношами, учившимися жить и мыслить. Теперь они — пушечное мясо. Солдаты. И учатся они — выживать и не думать. Тысячи и тысячи навеки лягут на полях Первой мировой. Тысячи и тысячи вернувшихся еще пожалеют, что не легли вместе с убитыми. Но пока что — на Западном фронте все еще без перемен...», «Мы не дали себя сломать, мы приспособились; в этом нам помогли наши двадцать лет, из-за которых многое другое было для нас так трудно. Но самое главное это то, что в нас проснулось сильное, всегда готовое претвориться в действие, чувство взаимной спаянности, и впоследствии, когда мы попали на фронт, оно переросло в единственное хорошее, что породила война, — в товарищество!»
Учитель обращает внимание на мужество людей, попавших в нечеловеческие условия войны.
Сообщение «Юные добровольцы на фронтах Первой мировой войны («Прощайте, дорогие родители, я еду оборонять Россию») (по материалам публикации В. Пархоменко, журнал "Родина" 2013 №8). Слайд № 16.
Основные тезисы сообщения: юные добровольцы сражались на фронтах, служили в разведке, в пулеметных командах.
3. Рефлексия
Учащиеся заполняют табличку по графам «Что мы узнали?», «Что мы хотели бы еще узнать?».(Слайд № 16). Отмечают, что узнали о причинах войны, об основных событиях, о героизме воинов, о новых вооружениях. Хотели бы узнать более подробно об участии России в войне, о том, чем закончилась война. На основе рефлексии строится следующий урок – об окончании Первой мировой войны и ее итогах.
4. Комментарии к домашнему заданию
Общее задание: п. 9, закончить составление таблицы «Основные события на театрах военных действий в 1914 – 1916 гг». Выяснить, в каких музеях нашего города есть экспозиции, посвященные Первой мировой войне. Индивидуальные сообщения о командующих русскими армиями (опережающее задание дается по желанию учащихся).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие, посвященное 100-летию начала Первой мировой войны "Нет забытой войны, нет забытых героев".
Внеклассное мероприятие для 9-11 классов....
Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")
Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию начала Первой мировой войны ...
План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне".
План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне"....
Презентация к уроку по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне".
Презентация к уроку по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне"....
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ « ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА» К 100- летию начала первой мировой войны
Сценарий внеклассного МЕРОПРИЯТИЯ « Первая мировая война»К 100- летию начала первой мировой войны...
Викторина посвященная 100-летию окончания Первой мировой войны.
Викторина предназначена для учеников старших классов для более углубленного изучения событий Первой мировой войны....