Разработка урока по истории в 11 классе по теме: Россия в Первой мировой войне(к 100-летию окончания)
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ 11 КЛАСС
НА ТЕМУ:
«РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ»
Урок разработал: Бобровский Ю.А.
учитель истории
Цели и задачи: 1. Подвести уч-ся к пониманию причин, целей, итогов участия России в Первой мировой войне.
2. Познакомить уч-ся с основными военными операциями.
3. Продолжить формирование умений работать с ист.картой.
Тип урока: комбинированный
Тип обучения: словесно-наглядный
Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист. картой, ист. документами просмотр презентации.
Основные понятия: сфера влияния, суверенитет, аннексия, ультиматум, блицкриг(молниеносная война), «внутренний мир», Земгоры, ВПК, прогрессивный блок, «революционное пораженчество».
Оборудование: учебник, тетрадь, портреты политич. деятелей, презентация
«Россия в Первой мировой войне1914-1918 гг.» 9 кл.
Ход урока:
1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.
2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.51-52.
3. Формирование новых знаний:
Европа накануне войны.
В нач.ХХ в. в Европе завершился процесс формирования двух противостоящих друг другу блоков – Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия и Италия) 1882г. и Антанты (Англия и Франция в1904г. и Англия и Россия в 1907г.).
Основная причина – борьба за рынки сбыта (Германия и Англия), т.е. передел уже поделенного мира, борьба за сферы влияния (колонии).
Компромисс между Англией и Россией по поводу Ирана, Афганистана и Тибета.
В 1908г. между блоками постоянно возникают конфликты, кот. невозможно решить мирным путем.
Международные конфликты.
Боснийский кризис:
Босния и Герцеговина после Рус.-турец. Войны 1877-1878гг. по решению Берлинского конгресса были временно оккупированы австро-венг.войсками,но формально под суверенитетом Османской империи. В 1908г. воспользовавшись революцией в Турции, Австро-Венгрия объявила обаннексии (присоединении) Боснии и Герцеговины. А Россия, попытавшаяся протистовать, получилаультиматум от Германии, кот. грозила начать войну, если Россия не признает аннексию. Т.к. союзники не желали воевать из-за Боснии, Россия пошла на дипл-ю капитуляцию.
В 1912-1913гг.в результате войны против Сербии, Болгарии и Греции Турция лишается почти всех европейских владений, что на руку России (это реванш).
Но в 1913г. началась вторая Балканская война, где недавние союзники стали делить территорию (Болгария потеряла, Сербия и Греция приобрели). А Россия потеряла в лице Болгарии потенциального союзника, кот. стал ориент-ся на Тройст.с.
А союзница России Сербия, усилившись в Балканских войнах сама стала претендовать на центр южнослав-х народов, след-но Балканы стали «пороховым погребом» Европы.
Начало войны. Планы воюющих сторон.
15июня 1914г. во время военного смотра в аннексированной Боснии (в Сараево) Г.Принципом был убит наследник престола Австро-Венгрии эрцгерцог Франц Фердинанд. Принцип объявлен агентом Сербии, след-но Авс.-Венгрия предъявила Сербии ультиматум с требованиями, большинство кот. Сербия приняла. Но все же Австрия 15 июля 1914г. объявила ей войну. Россия вступилась за союзника, начав общую мобилизацию. Германия, воспользовавшись этим, 19 июля объявляет войну России, а 21 июля – Франции, а 22 июля Великобритания объявила войну Германии.
Вскоре война из общеевропейской стала мировой (38 стран участниц с населением свыше 1млрд человек).
Каждый из блоков рассчитывал на быстрый исход:
- Антанта - на захват в тиски врага;
- Тройственный союз – на разгром врага поодиночке (начальник герм. ген.штаба – Шлиффен разработал блицкриг – «молниеносная война». (презентация, где развертывание армий). Разгром сначала Франции, а затем и России.
Однако с первых месяцев войны стало ясно, что война будет долгой, след-но нужен крепкий тыл (снабжение, согласованность всех слоев населения). Этим Россия похвастаться не могла, след-но нет шансов на победу.
Первые месяцы войны.
- с первых месяцев война подняла рус. патриотизм, т.к. сначала успехи в войне;
- лозунг «внутреннего мира» в IV Госдуме показал, что кроме большевиков (их арестовали и в Сибирь), все фракции забыть внутренние распри, за воен.кредиты, т.к. для буржуазии России Милюков сказал о черноморских проливах, а меньшевики и эсеры – против аннексий и контрибуций, призвали массы «защищать свое отечество».
- рус. войска спасли Париж от разгрома немцами, начав наступление в Вост.Пруссии, но 1-я рус.армии (генерал Ренненкампф) и 2-я рус.армия (генерал Самсонов) не смогли соединиться, и немцы смогли вытеснить их с захвачен с территории.
- > успешны были русские на Ю-З фронте- в Галиции против австро-венгров, где в 1914 г. наши заняли Львов.
«Великое отступление».
В 1915г. воен.положение России значительно осложнилось.
- Германия перебросила войска с запада на восток и с весны 1915г. начала теснить рус. войска из Галиции.
Проявились слабые стороны рус.армии:
1) техническая отсталость;
2) плохая организация и нередкое неудовлетворительное командование;
3) сложность со снабжением армии боеприпасами;
4) слабая поддержка со стороны союзников.
Как следствие «великое отступление» -потеря Зап.Украины, Польши, части Литвы и Белоруссии. Правда полностью вывести из строя Россию не удалось, но большие потери и усталость, показывали раздражение против власти, кот. не способна привести Россию к победе.
«Патриотическая тревога».
Из-за воен.поражений осложнилось внутриполитическое положение России:
- если в начале войны буржуазная оппозиция рассчитывала на сотрудничество с властями, т.к. прав-во разрешило создать на базе земств и городских дум Главный комитет по снабжению армии (Земгор), а в 1915г. – ВПК -военно-промышленные комитеты
в разных сферах пром.производства, куда вошли крупные предприниматели и банкиры, то действовали они под строгим надзором, т.е. ни свободной воли, ни права голоса буржуазия не имела.
«Великое отступление» показало, что царская власть ведет страну к военному разгрому, а это означало революционный взрыв в стране, тут-то и оживилось рабочее движение. Буржуазная оппозиция сменила лозунг «внутреннего мира» на «патриотическую тревогу». В IV Думе кадеты, октябристы и др. оппозиц.фракции создали прогрессивный блок (резкая критика правящей бюрократии), главным требованием которого было создание «правительства общего доверия»(сотруднич. с Думой). Лозунг «патриотической тревоги» был подхвачен влиятельными органами печати, принадл-х буржуазии, которые повели широкую компанию за дискридитацию правящей верхушки.
Брусиловский прорыв.
1916 г. Германия и Авс.-Венгрия ведут активные действия на Западе:
- немцы жестоко атакуют крепость Верден на пути к Парижу («Верденская мясорубка, где участвовало и погибло много людей – до 1млн);
- австрийцы практически уничтожили Италию, кот. перешла на сторону Антанты;
- положение попытались исправить русские, но получилось только в Галиции, где генерал Брусилов совершил грандиозный прорыв (прорвал фронт на протяжении 340 км и в глубину на 120 км (за 2 недели противники потеряли здесь до 1,5 млн чел.).
Брусиловский прорыв поставил Авт.-Венгрию в тяж. положение, и она перебрасывает войска из Италии на восток, а Германия отходит от Парижа, след-но Италия спасена, а у англо-франц. войск возможность контрнаступления на р.Сомме.
Но этот успех наших на Ю-З фронте не был поддержан, след-но результатов нет.
Углубление внутриполитического и экономического кризиса.
С 1916г. в России все больше заметна разруха:
1) катастрофическая нехватка топлива и метала, след-но срыв воен.заказов на предпр.
2) Ж/д транспорт не справляется с возросшими грузоперевозками, с эвакуацией населения, доставкой топлива, сырья, продовольствия.
3) в крупных городах, особ. в Петербурге и Москве огромные очереди за хлебом , мясом, сахаром и др. (снимок в презентации).
(работа с документом с.59. Зарплата рабочихувеличилась на 50-100%, а цены в 5р)
Разруха ухудшила и без того тяжелое положение народных масс, след-но рост протеста (в городах забастовки, а в деревнях из-за постоянных реквизиций хлеба, скота, лошадей – массовые крестьянские волнения).
Активизация антивоенного движения в армии и на флоте:
- лозунг «революционного пораженчества», выдвинутый еще осенью 1914г. ЦК РСДРП, кот. объявлял войну несправедливой и грабительской со стороны всех участников, призывавший всех рабочих воюющих держав низложить свои правительства, т.е. развалить империалистические гос-ва, превратить мировую войну в мировую революцию, в начале войны не имел поддержки, а в 1916г. стал популярен;
- на отдельных участках солдаты примирялись с противником, отказывались подчиняться офицерам, идти в наступление и т.п.
Все более активной становится и либеральная оппозиция, критикуя царских министров за неспособность привести страну к победе, обвиняют их в измене, след-но начинают разрабатывать план дворцового переворота (свержения Николая II).
Домашнее задание: п.8. Проследить ход военных действий по карте
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме "Россия в Первой мировой войне"
презентация к уроку...
Конспект урока по теме: «Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество».
Предмет – историяКласс – 11Цель урока- создать условия для формирования у обучащихся представления об изменении отношения российского общества к Первой мировой войне.Урок построен в...
Презентация к уроку истории в 9 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Россия в Первой мировой войне"
Презентация подготовлена к уроку истории в 9 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида....
План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне".
План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне"....
Презентация к уроку по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне".
Презентация к уроку по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне"....
Урок,9 класс, 2 часа по теме: "Россия в Первой мировой войне" и презентация к уроку
В теме урока актуализация знаний проводится по причинам, поводу к войне, характеру, участникам войны с помощью разнообразных заданий. Обучающиеся выясняют социально-экономическое и политическое ...
Конспект урока по истории на тему « Россия в Первой мировой войне»
Конспект урока по истории на тему« Россия в Первой мировой войне»Конспект урока по истории на тему« Россия в Первой мировой войне»...