Технологическая карта к уроку по теме Санкт- Петербург – город императорских театров
план-конспект урока по истории (8 класс)

Медведева Галина Владимировна

Тематическая разработка урока для учащихся 8-х классов по предмету История и культура Санкт- Петербурга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_medvedeva_g.v.docx35.69 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет

История и Культура Санкт- Петербурга

Учитель

Медведева Галина Владимировна

ГБОУ

Лицей №126 Калининского района г. Санкт- Петербурга

Класс

Тип урока

Комбинированный  "урок комплексного применения ЗУН (урок-закрепление)"

Тема

Санкт- Петербург – город императорских театров

Цель

Сформулировать роль театра для развития культуры начала 19 века

Задачи

Образовательные:

  1. Закрепить полученные знания о развитии общества начала 19 века
  2. Сформулировать роль театра в общественной жизни Петербурга
  3. Закрепить знания из истории театра по работе с текстами
  4. Объяснить роль литературы и живописи в развитии театра
  5.  Обобщение знаний  по теме искусство и культура Петербурга начала 19 века

Развивающие:

  1. Развитие умения целеполагания
  2. Развитие умения использовать личный опыт
  3. Развитие умения оценивать, анализировать, делать выводы
  4. Развитие умения работать в команде: нацеленности на конечный результат, коммуникативности

Воспитательные:

  1. Показать значимость театра в жизни петербуржца
  2. Проявление   уважения к культурным традициям Петербурга
  3. Воспитание ответственности за результаты своей деятельности
  4. Формирование коммуникативной культуры

УУД

Предметные: грамотный рассказ о культурных традициях в жизни привилегированных петербуржцев  начала 19 века

Личностные: осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства.

Метапредметные:

Познавательные:

  • осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием,
  • определять значение и смысл термина,
  • структурировать информацию, анализировать, сравнивать, квалифицировать, обобщать информацию,
  • создавать творческий продукт, предъявить информацию в различных языковых формах;

Коммуникативные:  

  • отвечать на поставленные вопрос и передавать информацию собеседнику,
  • работать в группе, внимательно слушать и слышать партнера, договариваться о чем-либо,
  • участвовать в диалоге, отстаивать свое мнение, с достаточной полнотой и точностью выражать с вои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные:

  • определять лично значимую цель в рамках учебной темы,
  • оценивать собственные возможности для выполнения задания,
  • устанавливать последовательность действий по выполнению задания,
  • адекватно оценивать действия по выполнению задания,
  • планировать свою деятельность, преодолевать затруднения, контролировать выполнение результата,
  • соотносить способы и условия действий, оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее свое развитие.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать:

  • Этапы развития Петербургского придворного театра
  • Знаменитые театральные здания Петербурга;
  • Познакомиться с петербургскими театральными традициями;
  • Закрепить знания об известных петербуржцах.

Уметь:

  • рассказывать о развитии театра в Петербурге на примере работы с текстами;
  • уметь ориентироваться в театральных терминах;
  • формулировать роль театра для развития петербургского общества с помощью фактов, дат, терминов;
  • давать описание формам представлений в театре 19 века на примере текстов известных литературных произведений и памятников культуры, текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
  • выполнять познавательные и проблемные задания.

Личностные: воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны.

Метапредметные:

  • формирование у обучающихся умения анализировать содержание текстов,
  • использовать при ответе знание литературных произведений,
  • делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока, высказывать свою точку зрения, принимать участие в обсуждении проблемы

Основные понятия

Либретто, драматург, балетмейстер, актёр, суфлёр, партер, царская ложа

Межпредметные связи

Литература: произведения известных авторов, в которых упоминаются театральные постановки ( Евгений Онегин А.С. Пушкина)

История: облик петербургского общества начала 19 века, Гоголь «Невский проспект»

Топонимика: роль театров в облике города и улица зодчего К.И. Росси

Архитектура: Особенность авторства К.И. Росси при возведении Александринского театра

Ресурсы: основные и дополнительные

Презентация «История Александринского театра»,

Иллюстрации «Общество 19 века на примере аристократических салонов»

Видеофрагменты : Маленькие трагедии

Раздаточный материал : тексты для групповой работы

Формы урока

Урок - путешествие

Технология

Проектная

Этапы урока

Организационный момент  

Обсуждение светских новостей в  аристократическом салоне  Алексея Николаевича и Елизаветы Марковны Олениной

Формулировка темы урока: загадочный сундучок

Актуализация знаний

Роль театра в общественной жизни

Сообщение нового материала

Строительство Александринского театра и его роль в светской жизни Петербурга

Закрепление изученного материала  

Работа над проектом: Рекомендации петербуржцам перед посещением театра

Подведение итогов

Формулировка темы домашнего задания

Домашнее задание:  Составить развёрнутый ответ в тетради: роль Александринского театра в общественной жизни Петербуржцев

Технологическая карта урока

Тема:  Санкт- Петербург – город императорских театров

Цели для ученика

  • систематизировать информацию о развитии  культурных традиций в жизни привилегированных петербуржцев  начала 19 века  на примере различных источников о развитии придворного театра;
  • сформулировать актуальные задачи в развитии столицы с появлением новых зданий императорских театров
  • узнать основные этапы становления русского театра в Петербурге:  ключевые события,  имена выдающихся деятелей  первой половины 19 в., важнейшие факты их биографии;
  • оценить на основе ранее изученного роль театра в развитии светского петербургского общества;

Цели для учителя:

  • познакомить с  историей развития петербургского театра;
  • закрепить знания о петербургской архитектуре при  строительстве театральных зданий
  • расширить представление о развитии традиции петербургского придворного общества и   истории Санкт-Петербурга  в контексте темы ;  активизировать познавательную активность;
  • продолжить развитие умения анализировать исторические источники , сопоставлять, сравнивать соотношение сил участников войны,
  • устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с историческим документом , картами и схемами;
  • воспитание чувства любви к Родине её историческому прошлому; гордости за свой край; понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох

Форма урока: комбинированный урок

Новые понятия:   Либретто, драматург, балетмейстер, капельмейстер,  актёр, суфлёр, партер, царская ложа

Домашнее задание  составить развёрнутый ответ в тетради: роль Александринского театра в общественной жизни Петербуржцев

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Организационно-мотивационный

Организационный момент : совершим путешествие

Обсуждение светских новостей в  аристократическом салоне  Алексея Николаевича и Елизаветы Марковны Олениной

Формулировка темы урока: загадочный сундучок

Объяснение работы с раздаточным материалом «Театральный листок»

Формулировать  тему  и познавательную задачу урока планировать способы её решения (под руководством учителя)

Беседа

Познавательные:   используют и воспроизводят 
по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Регулятивные:   строят логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: составляют небольшие монологические высказывания, допускают наличие различных  точек зрения

Личностные: Формирование интереса к самостоятельной исследовательской деятельности

Определение темы урока

Актуализация знания

Актуализация знаний

Роль общества  в развитии русского театра жизни

Актуализировать сведения о роли театра в культурной жизни  привилегированного общества первой половины 19 века.

Рассуждение по цепочке  

Сообщение Аристократический салон А.Н. Оленина (Каморина Даша)

   Познавательные: используют данные  из истории театра   и формулируют функции театра; осознанно и произвольно строят  речевое высказывание по теме в устной форме;

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем,  используют  ранее изученный  материал для  для  выстраивания алгоритма действий  (план изучения войны, источники информации)

Коммуникативные: высказывают предположения; допускают существование различных точек зрения

Определение роли общества в развитии русского театра

Содержательно-операционный:

1. Знакомство с историей развития Петербургского театра

Монолог учителя об истории петербургского театра

Рассуждение на основе ранее полученных знаний

Групповая работа со схемой , рассуждение,

Познавательные: систематизируют  информацию с помощью сведений документа, исторической карты и  материала  учебника; предполагают срочные и перспективные задачи России на данном этапе войны

Регулятивные:   выстраивают алгоритм действий при  работе с документом. Оценивают  результат   решения учебной задачи,

Коммуникативные:  сотрудничают с одноклассниками  при совместном решении поставленной учителем проблемы

Формирование интереса к самостоятельной исследовательской деятельности

Составление хронологии  событий в развитии русского театра

2.  Театры Петербурга

Организация работы с текстом устных сообщений и просмотр видеофрагмента

Какую роль играют эти театры в современном Петербурге

Сообщение по теме Каменный театр Виноградовой Насти и Александринский театр Тихоновой Вероники, Эрмитажный театр Мутаевой Эвелины

Обращение к иллюстративному материала как историческому источнику по теме

Оформление таблицы

Познавательные:  определяют сущность и значение театров в Петербурге.

Регулятивные:   Выстраивают алгоритм действий при  работе с текстом сообщения. Оценивают результат.

Коммуникативные:  взаимодействуют  в группах  во время работы текстом.  высказывают  и аргументируют свою точку зрения

Вывод: в результате  строительства новых зданий Петербург мог претендовать на статус театральной столицы.

3. Репертуар

Работа с текстом слайдов на  интеграцию ранее полученного опыта при посещении театра

Сообщение потеме «Дирекция императорских театров» Махсудова

, Опера М.И. Глинки «Жизнь за царя»Трифонов    ,

Новинки в книжной лавке Смирдина Удальцов Миша        

Актуализация знаний по истории, литературе в жанрах спектаклей, названиях произведений

Фронтальная работа по актуализации краеведческих знаний. Индивидуальная работа в процессе подготовки сообщения.

Групповая работа с текстом слайда

Познавательные:  определяют  жанры спектаклей в Петербургских театрах

Регулятивные:   Выстраивают алгоритм действий при  работе с документом. Оценивают результат.

Коммуникативные:  взаимодействуют  в парах во время работы текстом.  высказывают  и аргументируют свою точку зрения

Составление записей в Театральном листке

4. Путешествие в театр Пушкинской поры

Вопросы  к  слайдам посвящённым путешествию в театр пушкинской эпохи  с помощью стихотворных строк из поэмы «Евгений Онегин»

Комментирование слайдов и записи в Театральном листке

Работа с текстом слайда

Обсуждение

познавательные:  ставят познавательные задачи  для работы с текстом слайда

регулятивные:  выстраивают алгоритм действий по работе с видеофрагментом, осуществляют самопроверку результата.

Коммуникативные: взаимодействуют  в парах во время работы текстом.  высказывают  и аргументируют свою точку зрения

Личностные: Оценивание  театральных деятелей и спектаклей как расцвет русской театральной школы.

Формулировка записи в театральный листок

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Формулировка вопроса:

Каким был театр Пушкинской эпохи?

Заполнение листа самооценки

Рекомендации к посещению театра

Диалог

познавательные: подведение  итогов  и оценивание  результативности познавательной деятельности

регулятивные: Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Значение  театра для современного петербуржца

Домашнее задание:

Составить развёрнутый ответ в тетради по теме «Роль Александринского театра в общественной жизни Петербуржцев»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА. Предметы: история Санкт-Петербурга и искусство (разновозрастная аудитория).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА. Предметы: история Санкт-Петербурга и искусство (разновозрастная аудитория). Урок проводился в рамках дня науки, как лаборатория для учащихся разных классо...

Методическая разработка: "Рекомендации по организации виртуальной экскурсии на тему: «Санкт-Петербург – город мировых религий. Невский проспект – «улица веротерпимости» в рамках программы "Толерантность"

Методическая разработка: "Рекомендации по организации виртуальной экскурсии на тему : "Санкт-Петербург - город мировых религий. Невский проспект - "улица веротерпимости" в рамках программы "Толерантно...

Открытый урок на тему: "Санкт-Петербург - новая столица России."

Цель урока:Дать возможность детям самостоятельно уяснить значимость Санкт-Петербурга, как новой столицы Российского государства.Объяснить необходимость переноса столицы, его закономерность и историчес...

Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"

Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...

Методические разработки урока по теме: «Санкт-Петербург – это мой город, город молодежи»

Методические разработки урока по теме: «Санкт-Петербург – это мой город,  город молодежи»...