Открытый урок на тему:"Санкт-Петербург - новая столица России."
методическая разработка по краеведению (7 класс) на тему
Цель урока:
Дать возможность детям самостоятельно уяснить значимость Санкт-Петербурга, как новой столицы Российского государства.
Объяснить необходимость переноса столицы, его закономерность и историческую определенность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_na_temu_spb-_novaya_stolitsa.pptx | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание : Цель урока Прогнозируемый результат Оборудование урока Ход урока
Цель урока: Дать возможность детям самостоятельно уяснить значимость Санкт-Петербурга, как новой столицы Российского государства. Объяснить необходимость переноса столицы, его закономерность и историческую определенность.
Прогнозируемый результат: Убежденность детей в правильности действий Петра I: Выбор места строительства столицы был верным. Новая столица открывала большие возможности для жизни, труда и развития многих людей, принадлежавшим различным слоям населения.
Оборудование урока: Учебники , тетради, мультимедийная техника .
Ход урока: На большом экране картина Е. Е. Лансере "Молодой Петербург» (работа по картине шла на прошлом уроке)
Учитель: -Ребята , мы с вами в Санкт-Петербурге: вода, ветер, простор, первые строения. Все только начинается. - Что вы видите? Ученики: - Здание 12 коллегий - Напротив другой берег Невы - Н едалеко , Адмиралтейство - Берег еще не застроен
Учитель: - А кто, в основном, там живет? Ученики: - Люди, работающие в Адмиралтействе, матросы, офицеры - Туда приезжает и живет в «Зимних палатах» царь Учитель: - О чем говорит этот большой, развивающийся, российский флаг? Ученики: - Большой флаг говорит о том, что народ на пристани непростой и один из них Петр I
Учитель: - Итак, новая столица строилась, жила и хорошела Учитель: - Ребята, как вы думаете, для чего я показываю вам эти картины? Ученики: - Для сравнения - Чтобы показать какие столицы разные (какие?; поговорить по картинам) - Чтобы показать, что столицы две
Учитель: - А разве так бывает? Вернее, так может быть ? - Москва – столица! Древняя, первопрестольная, известная всему миру, густонаселенная. - А Петербург! ( Включаем воображение) - Что мы видим ?
Ученики: - Вода, ветер, лес - Огромная река - Строительство - Много народу - Все чем-то заняты - Много военных (идет война)
Учитель: - Ваше мнение, ребята: «Кто поехал? Кто был первым?»
Ученики: - Царь и его друзья-соратники - Купцы (можно вести торговлю, заниматься снабжением) - Прогрессивно мыслящие богатые дворяне (поближе к царю) - Иностранцы (можно хорошо устроиться и заработать) - Военные (идет война, прифронтовой город) - Мастеровые (есть работа) - Хуже всех было крестьянам. Их срывали с земли, (но среди них были и те, кто пытался устроить свою судьбу по-новому)
Учитель: Так куда они все? Столица-то в Москве, никто Петербург столицей ещё не называл, и не объявлял ! Открыли учебники (ст.72);зачитать материал - Официальной даты переноса столицы нет, но историки считают, что, приблизительно, это был 1712 год, потому что к этому времени шведы были отодвинуты на значительные расстояния. Война продолжается, но уже не так близко к Санкт-Петербургу
- В Петербург переезжают иностранные посольства (явный признак признания новой столицы) - Неспешно переезжает Сенат - И, наконец, вопреки всем обычаям в 1712 году Петер I венчается с Екатериной I Алексеевной в Исаакиевском соборе (втором) в Санкт-Петербурге (а не в первопрестольной Москве)
Учитель: - Итак , мы переехали! - Ваше мнение, ребята, почему Петер I , имея древнюю первопрестольную столицу, всё-таки решает создать новую? Зачем ему эти трудности?
Ученики: - Далеко от моря, а Петр любил море - «Окно в Европу» (в полном и переносном смысле) - Старина, обычаи. Трудно преодолевать глухое сопротивление бояр. Оппозиция - Ему скучно в Москве, нет простора - Воспоминания детства (страх) - Он хочет построить совершенно новый город, похожий на него самого
Учитель: - Итак, переезд исторически оправдан. Петербург – новая столица с новым населением и новыми возможностями для его жителей
Домашнее задание: §11 стр. 72-74; тетрадь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме:"Санкт- Петербург "вторая столица" России?"
География.9 класс...
Методическая разработка урока по истории Санкт-Петербурга.Тема:"Санкт-Петербург-город мировой культуры".Культурное наследие Древнего Египта в Петербурге.
Культурное наследие Древнего Египта.Нетрадиционный урок-путешествие, видео-урок....
Методические разработки урока по теме: «Санкт-Петербург – это мой город, город молодежи»
Методические разработки урока по теме: «Санкт-Петербург – это мой город, город молодежи»...
Технологическая карта к уроку по теме Санкт- Петербург – город императорских театров
Тематическая разработка урока для учащихся 8-х классов по предмету История и культура Санкт- Петербурга...
Урок- презентация на тему "Санкт-Петербург - промышленный центр России и Европы"
Урок -презентация на тему "Санкт- Петербург - промышленный центр России и Европы" разработан для одноименного параграфа 17 в учебнике Л.К. Ермолаевой Часть 2. Урок построен несколько н...
Презентация к учебнику Алексеева А.И. серии "Полярная звезда" 9 класс 2019 г., тема "Санкт-Петербург - культурная столица России".
Презентация предназначена для использования на уроках географии в 9 классе при изучении Европейского Северо-Запада, параграф 30 учебника из серии "Полярная звезда" 2019 года издания....
Конспект интегрированного урока по географии и истории на тему «Санкт-Петербург – вторая столица России» 9 класс
цель урока - сформировать у учащихся представление о городе федерального значения - Санкт - Петербурге, об особенностях ЭГП, истории, населения, хозяйстве, искусстве. Рассмотреть экономиче...