Открытый урок на тему: "Санкт-Петербург - новая столица России."
методическая разработка по краеведению (7 класс) на тему

Губанова Любовь Михайловна

Цель урока:

Дать возможность детям самостоятельно уяснить значимость Санкт-Петербурга, как новой столицы Российского государства.

Объяснить необходимость переноса столицы, его закономерность и историческую определенность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_na_temu_spb-_novaya_stolitsa.pptx1.28 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок на тему: " Санкт-Петербург - новая столица России ." П одготовила Учитель высшей категории Лицея № 95 Губанова Любовь Михайловна

Слайд 2

Содержание : Цель урока Прогнозируемый результат Оборудование урока Ход урока

Слайд 3

Цель урока: Дать возможность детям самостоятельно уяснить значимость Санкт-Петербурга, как новой столицы Российского государства. Объяснить необходимость переноса столицы, его закономерность и историческую определенность.

Слайд 4

Прогнозируемый результат: Убежденность детей в правильности действий Петра I: Выбор места строительства столицы был верным. Новая столица открывала большие возможности для жизни, труда и развития многих людей, принадлежавшим различным слоям населения.

Слайд 5

Оборудование урока: Учебники , тетради, мультимедийная техника .

Слайд 6

Ход урока: На большом экране картина Е. Е. Лансере "Молодой Петербург» (работа по картине шла на прошлом уроке)

Слайд 8

Учитель: -Ребята , мы с вами в Санкт-Петербурге: вода, ветер, простор, первые строения. Все только начинается. - Что вы видите? Ученики: - Здание 12 коллегий - Напротив другой берег Невы - Н едалеко , Адмиралтейство - Берег еще не застроен

Слайд 9

Учитель: - А кто, в основном, там живет? Ученики: - Люди, работающие в Адмиралтействе, матросы, офицеры - Туда приезжает и живет в «Зимних палатах» царь Учитель: - О чем говорит этот большой, развивающийся, российский флаг? Ученики: - Большой флаг говорит о том, что народ на пристани непростой и один из них Петр I

Слайд 11

Учитель: - Итак, новая столица строилась, жила и хорошела Учитель: - Ребята, как вы думаете, для чего я показываю вам эти картины? Ученики: - Для сравнения - Чтобы показать какие столицы разные (какие?; поговорить по картинам) - Чтобы показать, что столицы две

Слайд 12

Учитель: - А разве так бывает? Вернее, так может быть ? - Москва – столица! Древняя, первопрестольная, известная всему миру, густонаселенная. - А Петербург! ( Включаем воображение) - Что мы видим ?

Слайд 13

Ученики: - Вода, ветер, лес - Огромная река - Строительство - Много народу - Все чем-то заняты - Много военных (идет война)

Слайд 14

Учитель: - Ваше мнение, ребята: «Кто поехал? Кто был первым?»

Слайд 15

Ученики: - Царь и его друзья-соратники - Купцы (можно вести торговлю, заниматься снабжением) - Прогрессивно мыслящие богатые дворяне (поближе к царю) - Иностранцы (можно хорошо устроиться и заработать) - Военные (идет война, прифронтовой город) - Мастеровые (есть работа) - Хуже всех было крестьянам. Их срывали с земли, (но среди них были и те, кто пытался устроить свою судьбу по-новому)

Слайд 16

Учитель: Так куда они все? Столица-то в Москве, никто Петербург столицей ещё не называл, и не объявлял ! Открыли учебники (ст.72);зачитать материал - Официальной даты переноса столицы нет, но историки считают, что, приблизительно, это был 1712 год, потому что к этому времени шведы были отодвинуты на значительные расстояния. Война продолжается, но уже не так близко к Санкт-Петербургу

Слайд 17

- В Петербург переезжают иностранные посольства (явный признак признания новой столицы) - Неспешно переезжает Сенат - И, наконец, вопреки всем обычаям в 1712 году Петер I венчается с Екатериной I Алексеевной в Исаакиевском соборе (втором) в Санкт-Петербурге (а не в первопрестольной Москве)

Слайд 18

Учитель: - Итак , мы переехали! - Ваше мнение, ребята, почему Петер I , имея древнюю первопрестольную столицу, всё-таки решает создать новую? Зачем ему эти трудности?

Слайд 19

Ученики: - Далеко от моря, а Петр любил море - «Окно в Европу» (в полном и переносном смысле) - Старина, обычаи. Трудно преодолевать глухое сопротивление бояр. Оппозиция - Ему скучно в Москве, нет простора - Воспоминания детства (страх) - Он хочет построить совершенно новый город, похожий на него самого

Слайд 20

Учитель: - Итак, переезд исторически оправдан. Петербург – новая столица с новым населением и новыми возможностями для его жителей

Слайд 21

Домашнее задание: §11 стр. 72-74; тетрадь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки урока по теме: «Санкт-Петербург – это мой город, город молодежи»

Методические разработки урока по теме: «Санкт-Петербург – это мой город,  город молодежи»...

Технологическая карта к уроку по теме Санкт- Петербург – город императорских театров

Тематическая разработка урока для учащихся 8-х классов по предмету История и культура Санкт- Петербурга...

Урок- презентация на тему "Санкт-Петербург - промышленный центр России и Европы"

Урок -презентация на тему "Санкт- Петербург - промышленный центр России и Европы" разработан для одноименного параграфа 17 в учебнике Л.К. Ермолаевой Часть 2.  Урок построен несколько н...

Презентация к учебнику Алексеева А.И. серии "Полярная звезда" 9 класс 2019 г., тема "Санкт-Петербург - культурная столица России".

Презентация предназначена для использования на уроках географии в 9 классе при  изучении Европейского Северо-Запада, параграф 30 учебника из серии "Полярная звезда" 2019 года издания....

Конспект интегрированного урока по географии и истории на тему «Санкт-Петербург – вторая столица России» 9 класс

цель урока  - сформировать у учащихся представление о городе федерального значения - Санкт - Петербурге, об особенностях ЭГП, истории, населения, хозяйстве, искусстве. Рассмотреть  экономиче...