Модифицированная рабочая программа по истории 9кл.
рабочая программа по истории (9 класс)
рабочая программа по истории для 9 классов построена по принципу синхронно-параллельного планирования трех курсов : 1. «История России новейшего времени»; 2. «Всеобщая история новейшего времени»; 3. «История родного края новейшего времени»;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modifitsirovannaya_rabochaya_programma_po_istorii_9_kl._eksperimentalnaya.doc | 179.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Модифицированная рабочая программа по курсу истории в 9 классе составлена на основе «Примерной программы основного общего образования» ( Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. «Сборник нормативных документов. История. М., Дрофа, 2008г. ), «Программы по истории и обществознанию. 6-9 классы. Данилов А.А., Косулина Л.Г.» («Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы» М., Просвещение, 2007г.), «Программы для общеобразовательных школ. История Удмуртии. 6-9 классы.»( Составители Никулина Т.Е., Владимирова Р.А. Ижевск, 2007г.),Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. В связи с переходом к Федеральному базисному учебному плану 2004 г. сокращено количество часов по предметной области «История» при сохранившемся объеме содержания курса. Поэтому данная рабочая программа основывается на рекомендации составителей Примерной программы, и предусматривает синхронно-параллельное изучение истории в 9 классе на основе интеграции некоторых тем курсов. Содержательная линия «История родного края», предусмотренная новым федеральным базисным учебным планом, предполагает включение указанного курса в качестве интегрированного с «Историей России» и «Всеобщей историей», модуля.
При формировании отдельного историко-краеведческого учебного модуля в IX классе рекомендовано соблюдать требования обязательного минимума содержания стандарта и предварить изучение истории родного края в ХХ в. кратким историческим экскурсом. Но основной объем отведенного учебного времени должен быть ориентирован на изучение социально-экономических, политических, и этнокультурных аспектов развития региона в Новейшее время. (см. с.82-83// Сборник нормативных документов. История. М., Дрофа, 2008г.).Таким образом, рабочая программа по истории для 9 классов построена по принципу синхронно-параллельного планирования трех курсов : 1. «История России новейшего времени»; 2. «Всеобщая история новейшего времени»; 3. «История родного края новейшего времени»;
Преподавание истории в 9 классе ведется с использование УМК:
- Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России XX-XXI века. 9 класс. М. Просвещение, 2006г.
- Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Новейшая история. 9 класс. М., Просвещение, 2000г.
- Владимирова Р.А., Никулина Т.Е. История Удмуртии в школе. Примерные планы-конспекты уроков. Ижевск, 2007г.
Кроме книги Владимировой Р.А., Никулиной Т.Е. используется учебник Владыкина В.Е., Христолюбовой Л.С. Этнография удмуртов. Ижевск, 1997г.; «История Удмуртии. Конец XYI – XX в.в.», Ижевск, 2005г.
Федеральный базисный учебный план выделяет на изучение истории в 9 классе 68 часов в год, по 2 часа в неделю (из них –36 урока на преподавание истории России, 24 часа– на всеобщую историю, 10 часов – резерв учебного времени, который предполагается направить на проведение повторительно-обобщающих уроков, проведение контрольных работ и изучение тем, связанных с проблемами современной Удмуртии, России и мира), кроме этого, за счет национально-регионального компонента предусмотрено не менее 34 уроков на ведение «Истории родного края» ( краеведческий модуль построен на программе Владимировой Р.А., Никулиной Т.Е. и предполагает 4 часа резерва. Этот резерв направлен на : изучение проблем современного мира, России). Таким образом, при составлении учебной программы распределение часов выглядит : модуль всеобщей истории – 26 уроков, российской истории – 43 урока, краеведческий модуль – 30 уроков.
Синхронно-параллельное построение курса истории позволит формировать у учащихся представление о целостности мира, взаимосвязи истории и культуры, как народов родного края, так и России и мира в целом, раскрыть специфики мировой, российской и региональной истории новейшего времени в сравнительно-историческом аспекте.
История не только открывает перед школьником картины прошлого, но и наглядно показывает взаимосвязь поколений, роль исторического наследия в современной жизни. Способность понимать причины и логику развития исторических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных, этнонациональных, конфессиональных систем, существующих в современном мире. Тем самым, формируется готовность к конструктивному взаимодействию с людьми разных убеждений, ценностных ориентаций и социального положения.
По мере развития исторического мышления картина мира, формируемая у школьников под воздействием всего образовательного процесса, приобретает особую глубину и направленность. Представление об исторических корнях существующих социальных норм и мировоззренческих ценностей, об историческом опыте собственного народа и всего человечества позволяет школьникам более четко и осознанно определять собственную идентичность, рассматривать ее как элемент исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Личностная самоидентификация подростков, оказывается, тесно взаимосвязана с восприятием национальных культурных и исторических традиций, а также самоопределением в социальном пространстве современного российского общества, формированием национальной идентичности. Таким образом, система исторического образования призвана способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, демократизма, толерантности.
Деятельностный и практикоориентированный подходы отражают стратегию современной образовательной политики, необходимость формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Молодому человеку предстоит жить в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми разных воззрений и ценностных ориентаций.
Синхронный курс состоит из 5 разделов:
- Новейшая история начала XX века
- Особенности исторического развития в 20-30 –е г.г. XX века.
- Вторая мировая война – трагедия для всего человечества.
- Новейшая история второй половины XX века.
- Особенности исторического развития края, России и мира в начале XXI века.
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины; уважения к культурам других народов;
- Освоение знаний о важнейших событиях в истории родного края, России и мировой истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
- Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, толерантного отношения к представителям других народов и культур;
Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате обучения истории ученик должен
Знать/ понимать
- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
Уметь
- соотносить даты событий региональной, отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использование текстов исторических источников;
- уметь работать с исторической картой;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, давать описание событий и памятников истории и культуры на основе текста, иллюстраций, исторических источников, использовать приобретенные знания и умения;
- соотносить общее и частное, группировать, видеть сходства и различия, причинно-следственные связи;
- объяснять свое отношение к историческим событиям и историческим личностям;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов Удмуртии, России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов Удмуртии, России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
Для оценки качества обучения предусмотрены различные формы контроля: контрольные, самостоятельные и тестовые работы, анализ документов, решение исторических ситуаций (задач), анализ графических материалов (диаграмм, таблиц, схем).
При изучении курса истории активно используются внутри- и межпредметные связи (с географией, краеведением).
Предполагается использование технологии проблемного обучения, теории критического мышления, проектной деятельности, информационных технологий.
Учебно-тематический план
Разделы, темы | Всего часов 102 | Формы контроля |
Введение. 1.Новейшая история начала XX века 2.Особенности исторического развития в 20-30 –е г.г. XX века. 3.Вторая мировая война – трагедия для всего человечества. 4. Новейшая история второй половины XX века. 5.Особенности исторического развития края, России и мира в начале XXI века. Итоговая контрольная работа. | 1 26 24 12 26 12 1 | Тестовая работа. Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа. Итоговая контрольная работа. |
Учебная программа.
№ урока п/п | История России | Всеобщая история | История Удмуртии в новейшее время | Основные понятия курса | Формы контроля | Сроки проведения | |||||
1. | Введение. Что изучает история новейшего времени? | Новейшая история | |||||||||
Раздел I. «Новейшая история начала XX века» | |||||||||||
2. | Государство и российское общество в конце XIX – начале XX века. | Геостратегическое положение, индустриальное и аграрное общества, модернизация, многоукладная экономика, монополистический капитализм, синдикат, картель, концерн, трест, средние слои, аграрное перенаселение, общинная психология, полицейский социализм, революция, политические партии, Государственная Дума, отруб, хутор, аннексия, контрибуция, Антанта, мировая война, революционное оборончество, пацифизм, пораженчество, кризис власти, декаданс, символизм, акмеизм, футуризм, модерн. Двоевластие, коалиционное правительство, Учредительное собрание, сепаратный мир, «военный коммунизм»,продразверстка, гражданская война. | |||||||||
3. | Удмуртия в начале XXвека(хозяйство и материальная культура) | ||||||||||
4. | Экономическое развитие страны. | ||||||||||
5. | Характеристика социально-экономического развития края начала XX в., | ||||||||||
6. | Общественно-политическое развитие России в 1894- 1904 г.г. | Терминологический диктант | |||||||||
7. | Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905г.г | ||||||||||
8. | Первая российская революция. Реформы политической системы. | ||||||||||
9. | Революционные события 1905-1907 г.г. на территории Удмуртии. | Самостоятельная работа | |||||||||
10. | Экономические реформы и политическая жизнь в 1907-1914 г.г. | ||||||||||
11. | Духовная жизнь Серебряного века. | ||||||||||
12. | Политическое развитие в начале XX века. Происхождение Первой мировой войны. | Самостоятельная работа | |||||||||
13. | Первая мировая война 1914-1917 г.г. | ||||||||||
14. | Россия в Первой мировой войне | ||||||||||
15. | Ижевские заводы – арсенал России. | ||||||||||
16. | Мирное урегулирование. Версальско-Вашингтонская система. | ||||||||||
17. | Свержение монархии. Россия весной-летом 1917г. | Самостоятельная работа. | |||||||||
18. | Влияние Февральской революции 1917г. На социально-политическую обстановку в крае. | ||||||||||
19. | Октябрьская революция. Формирование советской государственности. | ||||||||||
20. | Октябрьская революция. Формирование советской государственности. | Самостоятельная работа | |||||||||
21. | Гражданская война. | ||||||||||
22. | Особенности установления советской власти в Удмуртии. | ||||||||||
23. | Экономическая политика красных и белых. | ||||||||||
24. | Гражданская война территории Удмуртии. | ||||||||||
25. | Военачальники красных и белых. | Военачальники красных и белых. Уроки Гражданской войны. | Самостоятельная работа | ||||||||
26. | Последствия войны: революции и распад империй. | ||||||||||
27. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Новейшая история начала XX века» Тестовая работа. Раздел II. Особенности исторического развития в 20-30 –е г.г. XX века. | ||||||||||
28. | Капиталистический мир в 20-е г.г. | ||||||||||
29. | Страны Европы и США в 20-е г.г. | ||||||||||
30. | Переход к НЭПу. | Новая экономическая политика, продналог, концессии. | |||||||||
31. | Образование СССР. | Федерация, унитарное государство | |||||||||
32. | Национально-государственное строительство. Движение национальной интеллигенции. | ||||||||||
33. | Образование и развитие государственности удмуртского народа (1920-1940-е г.г.) | ||||||||||
34. | Международное положение и внешняя политика СССР в 20-е г.г. | ||||||||||
35. | Политическое развитие и духовная жизнь в СССР в 20-е г.г. | Однопартийная система, авторитарный режим. | |||||||||
36. | Социалистическая индустриализация. | Форсированная индустриализация, пятилетка, стахановское движение, социалистическое соревнование. | |||||||||
37. | Социалистическая модернизация промышленности Удмуртии. Итоги и противоречия индустриализации. | ||||||||||
38. | Коллективизация сельского хозяйства. | Коллективизация, колхоз, раскулачивание. | |||||||||
39. | Коллективизация в Удмуртии. Особенности политики раскулачивания. | ||||||||||
40. | Итоги социально-экономического развития Удмуртии за годы первых пятилеток. | Самостоятельная работа | |||||||||
41. | Культурное развитие Удмуртии в 20-30-е г.г.Деятельность удмуртских представителей культуры. | ||||||||||
42. | Политическая система и духовная жизнь в СССР в 30-е г.г | Тоталитаризм, культ личности, репрессии, ГУЛАГ, номенклатура, привилегии, идеология, социалистический реализм, культурная революция. | |||||||||
43. | Репрессии на территории нашего края. | ||||||||||
44. | Дело СОФиН и влияние сталинских репрессий на духовную жизнь края. | ||||||||||
45. | Мировой экономический кризис 1929-1933 г.г США: «новый курс» Ф.Рузвельта. | ||||||||||
46. | Демократическая Европа в 30-е г.г. XX века. | ||||||||||
47. | Тоталитарные режимы в 30-е г.г.Италия, Германия, Испания. | ||||||||||
48. | Страны Востока и Латинской Америки в первой половине XX века. | ||||||||||
49. | Культура и искусство первой половины XX века. | ||||||||||
50. | Международные отношения в 30-е г.г. | ||||||||||
51. | Внешняя политика СССР в 30-е г.г. | Система коллективной безопасности. | |||||||||
52. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Новейшая история. 20-30 е г.г. XX века.». Контрольная работа. | ||||||||||
Раздел III. Вторая мировая война – трагедия для всего человечества. | |||||||||||
53. | Вторая мировая война 1939-1945 г.г. | ||||||||||
54. | СССР накануне Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. | Секретные протоколы, пакт, оккупация, эвакуация, антигитлеровская коалиция. | |||||||||
55. | Мобилизация ресурсов. Усиление военно-промышленного потенциала республики. | ||||||||||
56. | Немецкое наступление 1942г. И предпосылки коренного перелома. | Коренной перелом. | |||||||||
57. | Советский тыл в Великой Отечественной войне. | ||||||||||
58. | Проблемы эвакуированных предприятий. Сельское хозяйство Удмуртии в годы войны. | ||||||||||
59. | Создание воинских формирований на территории Удмуртии. Наши земляки – герои. | ||||||||||
60. | Патриотизм советских людей. Организация движения помощи фронту. | Патриотизм удмуртского населения. | |||||||||
61. | Коренной перелом в ходе войны. | ||||||||||
62. | Страны антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны. | ||||||||||
63. | СССР на завершающем этапе Второй мировой войны. Итоги и уроки войны. | Капитуляция. | |||||||||
64.Повторительно-обобщающий урок по теме: Вторая мировая война – трагедия для всего человечества. Контрольная работа. | |||||||||||
Раздел IY. Новейшая история второй половины XX века. | |||||||||||
65. | Послевоенное мирное урегулирование. | Самостоятельная работа. | |||||||||
66. | «Холодная война». Военно-политические блоки. | «Холодная война», военно-стратегический паритет, биополярная система международных отношений, «железный занавес». | |||||||||
67. | Восстановление экономики. | ||||||||||
68. | Политическое развитие, идеология и культура. | ||||||||||
69. | Внешняя политика. | ||||||||||
70. | Удмуртия в послевоенный период (1946-1964 г.г) | ||||||||||
71. | Изменения в политической системе. | ||||||||||
72. | Экономика СССР в 1953-1964 г.г. «Оттепель» в духовной жизни. | ||||||||||
73. | Политика «мирного сосуществования»: успехи и противоречия. | Политика «мирного сосуществования», доктрина Брежнева, разрядка международной напряженности. | |||||||||
74. | Консервация политического режима. | Номенклатура. | |||||||||
75. | Экономика развитого социализма. | «Развитой социализм», хозрасчет, самоокупаемость, «магнитофонная революция». | |||||||||
76. | Завершение эпохи индустриального общества (1945-1970 г.г.) | ||||||||||
77. | Нарастание кризисных явлений в экономике. Усиление ВПК, застойные явления в социально-экономической жизни Удмуртии. | ||||||||||
78. | Нарастание противоречий в политической жизни. Проблема подготовки национальных кадров. Наши земляки-участники локальных войн. | ||||||||||
79. | Наука и культура Удмуртии в 1965-1984г.г. Удмуртия спортивная. | ||||||||||
80. | Кризисы 70—80 –х годов. XXв. Становление информационного общества. | ||||||||||
81. | Политическое развитие стран Запада. Становление гражданского общества. | ||||||||||
82. | Преобразования и революции в странах Восточной Европы. 1945-1999г.г. | ||||||||||
83. | Страны Востока и Латинской Америки во второй половине XX века. | ||||||||||
84. | Международные отношения. 60-90-е г.г. XX века. | ||||||||||
85. | Реформа политической системы :цели, этапы, итоги. | ||||||||||
86. | Экономические реформы 1985-1991 г.г. | Ускорение социально-экономического развития, перестройка, «кадровая революция», рыночная экономика. | |||||||||
87. | Политика гласности: достижения и издержки. | Гласность, свобода слова, реабилитация, гражданское общество, правовое государство. | |||||||||
88. | Удмуртия в годы перестройки и радикальных реформ. | ||||||||||
89. | Удмуртия в годы перестройки и радикальных реформ. | ||||||||||
90. | Диалектика «нового мышления». | Новое политическое мышление. | самостоятельная работа. | ||||||||
Раздел Y.Особенности исторического развития края, России и мира в начале XXI века. Контрольная работа. | |||||||||||
91. | Российская экономика на пути к рынку. | Демократизация, либерализация цен, приватизация, акционирование, национальные интересы, | |||||||||
92. | Политическая жизнь: Россия на пути к демократическому обществу и правовому государству. | Суверенитет, национальная независимость, федерация, конфедерация, | |||||||||
93. | Удмуртская Республика - государство в составе Российской Федерации. | ||||||||||
94. | Культура второй половины XX века. | ||||||||||
95. | Духовная жизнь России. | ||||||||||
96. | Строительство обновленной федерации. | ||||||||||
97. | Геополитическое положение и внешняя политика России. | ||||||||||
98. | Политическое устройство современной Удмуртии. | Контрольная работа | |||||||||
99. | Россия в начале XXI века. | Удмуртия в XXI веке. | |||||||||
100. | Глобальные проблемы человечества начала XXI века. | ||||||||||
101. | Повторительно-обобщающий урок по курсу истории Новейшего времени. | ||||||||||
102. | Итоговая контрольная работа. |
Литература.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России XX-XXI века. 9 класс. М. Просвещение, 2006г.
- Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Новейшая история. 9 класс. М., Просвещение, 2000г.
- Владимирова Р.А., Никулина Т.Е. История Удмуртии в школе. Примерные планы-конспекты уроков. Ижевск, 2007г.
- Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов. Ижевск, 1997г.;
- История Удмуртии. В 2-х томах. Т.2. Ижевск, 2005г.
- Энциклопедия «Удмуртия». Ижевск, 2006г.
Перечень итоговых форм контроля.
1.Тестовая работа по теме «Новейшая история начала XX века».
2.Контрольная работа по теме «Особенности исторического развития в 20-30 –е г.г. XX века.»
3. Контрольная работа по теме «Вторая мировая война – трагедия для всего человечества».
4. Контрольная работа по теме «Новейшая история второй половины XX века»
5. Контрольная работа по теме « Особенности исторического развития края, России и мира в начале XXI века».
6. Итоговая контрольная работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к модифицированной рабочей программе "Хоровое академическое пение"
пояснительная записка работа с хором....
Модифицированная рабочая программа по предмету хоровое пение
Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, построена по принципу постепенности и последовательности и включает в себя три взаимосвязанных направления – обу...
Модифицированная рабочая программа по английскому языку к УМК "Starlight 10@
Модифицированная рабочая программа по предмету Английский язык в 10 классах на 2013-2014 учебный год составлена на основе программы предметной линии учебников Звездный английский для 10-11...
Модифицированная рабочая программа по английскому языку к УМК "Starlight 10"
Модифицированная рабочая программа по предмету Английский язык в 10 классах на 2013-2014 учебный год составлена на основе программы предметной линии учебников Звездный английский для 10-11...
МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Баскетбол
Программа «Баскетбол» является модифицированной. За основу взята программа «Баскетбол. Программа спортивной подготовки для ДЮСШ» 2012 года.Образовательная программа “Баскетбо...
МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы робототехники и программирования» для организации внеурочной деятельности учащихся 5-11 классов
МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы робототехники и программирования» для организации внеурочной деятельности учащихся 5-11 классов...
ПРОГРАММА ПО БАСКЕТБОЛУ «Здоровое поколение» Модифицированная рабочая программа и календарно - тематическое планирование для педагогов дополнительного образования групп общефизической и специально физической подготовки. 25.05.19
Рабочая программа «Здоровое поколение» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и предназначена для педагогов дополнительного обра...