РАЗРАБОТКА УРОКА "Индийские касты."
план-конспект урока по истории (5 класс)

Маматова Мария Владимировна

Разработка урока "Индийские касты."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.rar115.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                  Урок 25.Индийские касты.

Планируемые результаты:

-в результате урока учащиеся смогут  объяснить  понятие «касты» и различие между ними,

-прийти  к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией,

-смогут высказать свое мнение  по отношению к кастовому делению общества в Древней Индии.

-смогут найти информацию в тексте учебника о религии буддизма и что она исповедует.

Тип урока   Изучение нового материала

Образовательные ресурсы    Учебник «История Древнего мира» 5 класс А. А. Вигасина, Г. И. Годера. (М.: Просвещение,2015). Карта древней Индии. Раздаточный материал.

                                                                                 План урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент. Проверка домашнего задания  

 Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Добрый день, ребята!

Прозвенел уже звонок,

Все готовы начать урок?

Проверьте все ль на месте

Все ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Присаживайтесь!

Ребята сегодня вы будете работать в команде, так как сейчас сидите. Каждая команда это древнейший город Индии, а вы сегодня жители этого города.

 В каждом городе есть старейшина,  это умный и мудрый  человек из всех жителей Индии, и я попрошу вас выбрать такого старейшину и в вашем городе, который будет вести записи в информационном листе.

Древнейшие города вели борьбу за право быть главным городом государства, и вы будете сражаться за хорошую отметку, и та совместная оценка, которую  вы завоюете на уроке, будет выставлена в журнал всем жителям этого города.

На столе  у вас информационные листы, кружки разных цветов и клей. Выберите тот кружок, который соответствует вашему настроению сейчас  и старейшина наклеит  его в правый угол информационного листа.

Красный

Активность, радость, бодрость

Зелёный

Спокойствие

Голубой

Серьёзное, сдержанное настроение

Белый

Тоскливое, пассивное настроение

Ну, вот, замечательно, у всех хорошее настроение, а это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами.

Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с новым государством. Каким? Давайте повторим.

Путешествуя по стране Индия странники оставили вам записки, свои очерки об этой стране, но они попали под дождь и часть слов стерлась, я предлагаю вам заполнить пропуски в тексте:

  1. Индия расположена на полуострове _________.  

2.На севере Индии горы_______ служат границей.

3.По территории Индии протекают две главные реки _______и ______.

4. В течение всего года в Индии очень _______, а в _____ и _______ месяце идут дожди.

5.Индийцы занимались ________________.

6.В заболоченных долинах рек индийцы сажали _______.  

7.Выращивали в Индии _________ и ________. 8.На лесных опушках индийцы пасли ________ и __________.

10.Индийцы почитали животных: ___________________________________, священной считалась _______________.

А сейчас поменяйтесь записками с соседними группами и проведите проверку(  сверка с учебником стр.91-95.) с выставлением оценок по критериям

Критерии: 0-1 ошибка -5

                 2-3 ошибки  - 4

                 4-5 ошибок -3

                  Боле пяти – 2

 Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Совещаются и выбирают старейшину

Выбирают соответствующий цвет, соотносят значение с таблицей, демонстрируют своё настроение.

Отвечают на вопрос (Индия)

Вставляют нужные  слова, показывают знание карты, знания учебного материала по теме, дают оценку ответам по памятке с критериями.

Индия расположена на полуострове Индостан.

На севере Индии горы Гималаи служат границей. По территории Индии протекают две главные реки Инд и Ганг.

В течение всего года в Индии очень жарко , а в июле и августе месяце  идут дожди.

Индийцы занимались земледелием.

В заболоченных долинах рек индийцы сажали  рис. Выращивали в Индии сахарный тростник и хлопчатник. На лесных опушках индийцы пасли коров  и коз.

Индийцы почитали животных: змею, обезьяну, льва, слона, священной считалась корова.

Осуществляют проверку по учебнику  и выставляют отметки

  1. Мотив(Переход к изучению новой темы)

Итак, мы повторили все, что уже знаем об Индии. Давайте обобщим, что мы знаем?

На доске рисуется таблица и вносятся ответы детей

Что мы знаем

Что хотим узнать?

  • географическое расположение;
  • природные и климатические условия;
  • занятия индийцев;
  • религия индийцев.

*по каким порядкам жили индийцы?

*каковы законы индийцев?

*что из себя представляло общество Индии?

Итак, мы продолжаем свое путешествие по Индии, представьте, что мы здесь познакомились с семьёй земледельцев, разговорившись, поинтересовались, кем хотят стать их сыновья. На что глава семьи ответил, что они хотят стать воинами, но это невозможно, и дети вынуждены будут, как и они, работать на земле.

Какой вопрос у вас возник к крестьянину.

- Так мы не из той касты, - ответил он.

Какое новое слово?  

Помогите мне определить тему урока

Индийские касты.

Запишем тему урока в тетрадь.

И так что мы сегодня должны с вами узнать?

Каста определение стр.95

Каста – группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями, принадлежность к которой передавалась по наследству.

 

Отвечают на поставленные вопросы.

Высказывают версии, что они знают, а что нужно узнать.

Предполагаемые ответы учащихся:

Почему его дети не могут стать воинами?

Касты

Индийские касты

Предполагаемые ответы ребят:

Что такое каста?

Что представляет собой каста?

Какие касты были в Индии, в чем различия между ними?

  1. Изучение новой темы

1.Чтобы выполнить следующее задание, необходимо зачертить лестницу у себя в тетрадки, она должна состоять из 4 ступенек. Для того, чтобы путешествие нам запомнилось, внимательно послушав рассказ учителя, расположите правильно на лестнице фигурки человечков от самой почитаемой касты к низшей.

Индийцы всегда верили, что их боги разделили всех людей на несколько групп.

Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы-брахманы появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы. Воины произошли из могучих рук Брахмы – он умеют сражаться. Земледельцы, которые обрабатывают землю, пасут скот – появились из его бедер, а слуги, находятся  ниже всех, потому что созданы из запыленных ступней его ног. Принадлежность к касте передавалась по наследству, поэтому человек,  рожденный слугой, мог стать только слугой, ведь у коровы, например, не может родиться жеребёнок или поросенок.  Неравенство было неоспоримым и только покорность  даст при перерождении после смерти возможность изменить свое кастовое положение.

Однако не все жители Древней Индии принадлежали к четырем кастам, часть населения стояла вне этих сословий. Таковыми считались «неприкасаемые»; они были настолько презираемы в обществе, что запрещалось к ним прикасаться, слышать их голос и даже видеть, чтобы не оскверниться.

2) По цвету точки или одежды можно было определить принадлежность к касте, так у брахман - белый, у воинов - красный, у земледельцев - желтый, а у слуг - черный.

 Мы попадаем в непроходимые джунгли, посмотрите ребята, что-то блестит в песке... и о чудо это же свиток, там что-то написано.

Обратите внимание на ваши свитки, какого они цвета? Разного. Вы догадались почему? А все потому что вы будите писать сочинение о той касте, какого цвета ваш свиток. Приложение № 1,2

Физминутка

Ребята, давайте прогуляемся по джунглям(вспомните, что это такое?)Представьте, что мы в Индии:

-заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим – зажмуриваем глаза, открываем и закрываем их несколько раз.

-Идем по тропинке – ходьба на месте.

-Увидели птицу слева, справа – повороты головой влево вправо.

-Разводим лианы на пути (разводим руками).

-И вот, наконец, вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему, потянулись и сели.

3)В Индии были и такие мудрецы, которые отвергали различия между кастами и учили, что главное не происхождение, а достоинства человека. И таким основателем данного учения был Будда, а его религия получила название буддизм.

Ваша цель: Самостоятельно прочитать текст “Легенда о Будде” стр. 97 и на цветке – магнолии запишите ответ на вопрос: Что исповедует буддизм? Правильные ответы на вопросы мы прикрепим к “дереву знаний”.

Организует работу с текстом учебника, вопросами.

Вывод: Все, что вы перечислили – это и есть нравственные основы буддизма, похожие на заповеди в христианской религии: не убей, не лги, почитай родителей. Со временем Будде стали поклонятся как богу, изображать его на царском троне с сиянием вокруг головы и поднятой рукой, как бы призывающим не боятся, и приблизится к нему. Будда, основатель религии буддизма.

Ученики в иерархической последовательности располагают касты. Во время проверки правильности схемы, один из учеников озвучивает свой вариант, остальные проверяют свои записи в тетрадях и по мере надобности корректируют их.

 Ученики высказывают свое отношение к прочитанному.

Читают свитки .Заполняют рабочие листы .Выступают перед классом. 

Правильные ответы вывешиваются на “дереве Магнолии”

Предполагаемые ответы учащихся:

- говорить правду;

 - стремится к добру;

 - не брать чужого;

 - ни к кому не чувствовать злобы и зависти;

 - человек должен отказаться от богатств и удовольствий;

- не убивать живые существа;

 - почитать родителей;

- проявлять милосердие к рабам и слугам.

  1. Первичное закрепление.

У вас  в рабочих листах расположены шаблоны для игры «Крестики -нолики». Я читаю предложение, а вы если согласны, то ставите крестик, а если нет - нолик.

1.Всё население Индии делилось на 5 каст.

2.Высшей кастой была каста воинов.

3.Только брахманы могли разговаривать с богом.

4.Принадлежность к касте передавалась по наследству.

5. По верованиям индийцев, бог, создавший людей из разных частей тела – Брахма

 6.Неприкасаемые относились к касте земледельцев.

7.Пасти скот, пахать землю должны были слуги.

8.Воины были созданы из рук бога Брахмы.

9.Все касты произошли из частей тела бога Будды.

Давайте проверим, как вы выполнили (самопроверка).

0

0

Х

х

х

0

0

х

0

Поставьте себе оценку: 0 ош -5

                                         1-2 ош. – 4

                                         3-4 ош  - 3

                                       Более 4 ошибок  - 2

Оценивают себя, свою работу на уроке, характеризуют своё отношение к уроку, считают баллы, оценивают работу других

  1. Итог урока (Рефлексия деятельности).

  1. Подсчитайте сколько баллов за урок вы набрали?

(опросить кто сколько набрал, задать вопрос классу что нового узнали? чему научились?

Кому сегодня поставим за работу на уроке оценки?)

2.Рефлексия деятельности  «Для меня сегодняшний урок…»

  1. Выберите строчку из стихотворения, которая соответствует вашему настроению, после сегодняшнего урока, подчеркните строчку.

        Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Старейшина считает и определяет  кто сильный в знаниях, а кто более слабый. Выставляют отметки в дневники

Домашнее задание

Параграф 21 .Заполнить фишбоут. Приложение № 3.

 Индивидуальное задание: подготовить сообщение о Конфуции (по ресурсам Интернета)

Записывают домашнее задание, уточняют



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...

Методическая разработка урока по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями!!!...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты

Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы  взаимного обучения.Имеет  целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...

Разработка урока по истории «Индийские касты», 5класс

Разработка урока по истории «Индийские касты», 5класс...

Разработка урока,5 класс, предмет -история. Тема: Индийские касты

Тема урока :       Индийские кастыТип урока. Урок открытия новых знанийЦели :Предметные:·        познакомить учащихся с кастами в древн...

Методическая разработка урока истории для 5 класса по теме «Индийские касты»

Учитель: Бубникова А.Н.УМК: А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. История древнего мира. 5 класс. М.: Просвещение, 2015 г.Учебный предмет: историяКласс: 5 «А» Тема урока: &laqu...

Разработка урока "Индийские касты"

Проблемный урок для 5 класса....