Разработка урока "Индийские касты"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема. Индийские касты.
Обучающие цели: 1 подвести учащихся к представлению о сословном делении Индии:
- ознакомить с мифом о происхождении каст
- охарактеризовать неравенство каст
2) показать процесс зарождения мировой религии – буддизма
Развивающие цели: 1) развивать умения и навыки учащихся работы с исторической картой, с понятийным аппаратом урока
2) анализировать и применять знания при решении конкретных задач
Воспитательные цели: 1) способствовать формированию уважительного отношения к Древней Индии, как очагу мировой культуры
Оборудование: - учебник, историческая карта, атлас, контурная карта по истории древнего мира,
Энциклопедия, дидактические карточки, рисунок Бога Брахмы
Понятийный аппарат: касты, брахманы, вайшьи, кшатрий, шудры, Будда, буддизм, Ашока , мировые религии, буддизм, христианство, ислам.
Даты: 623-544 гг до н.э., 268-232 гг до н.э., 6-5 века до н.э.
Ход урока.
- Организационные вопросы.
- Проверка домашнего задания:
- выполнение теста по теме «Местонахождение и природа Древней Индии»
- Работа с исторической картой у доски и на местах с атласами:
- показать реки Инд и Ганг,
- найти крупные города Индии
- показать Индийский океан, горы Гималаи.
- ответить на вопрос: - Почему в долине реки Ганг вся земля покрыта джунглями?
-Рассказать о занятиях древних индийцев.
У нас подготовлено сообщение на тему: «Религиозные верования древних индийцев». Выступление учащегося.
Учитель – Каким животным поклонялись индийцы? Почему?
- Постановка проблемных вопросов.
Запись темы, работа в тетрадях. Учитель: - ребята, как вы думаете, о чем будет идти речь на сегодняшнем уроке?
Ответы учащихся о кастах в Индии.
Учитель: Мы сегодня продолжаем знакомство с Древней Индией. Проблемный вопрос – Рассмотрение социального положения Древней Индии– деление общества на классы, их неравенство.
- Почему в Древней Индии возникла первая религия?
- Изучение новой темы:
- рассказ учителя мифа о происхождении каст
- работа в тетрадях с понятиями: касты, брахманы, кшатрий, вайшьи, шудры.
- Работа с рисунком Бога Брахмы, индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо часты Брахмы
- запись в тетрадях:
1 каста – брахманы – жрецы из уст Брахмы, носили белый цвет одежды
2 каста – кшатрий – воины – из рук Брахмы, носили красный цвет одежды
3 каста – вайшьи – земледельцы из ног Брахмы, носили желтый цвет
4 каста – шудры – слуги из запыленных ступней Брахмы, носили черный цвет одежды.
- Совместное подведение вывода:
Что люди в Древней Индии произошли из разных частей тела Брахмы, поэтому он неравны. Учитель – Являются замкнутыми группами, так как не допускался переход из одной касты в другую касту.
- Групповая работа с учебником – каждая группа должна ответить на свой вопрос:
Если бы я был брахманом?
Если бы я был воином?
Если бы я был земледельцем?
Если бы я был слугой?
- Учитель: Кроме 4 каст о которых мы с вами узнали, в Древней Индии существовал еще особая группа людей , которых называли неприкасаемыми. Рассказ о неприкасаемых.
- рассмотрение вопроса о неравенстве каст на примерах: если шудра осмеливался поднять руку на брахмана, то ему отрубали руку, если обращался брахману поучениями, то ему лили в глотку кипящее масло.
- Вывод: Таким образом, религия давала людям одно утешение: если простые земледельцы покорны своей участи, то после смерти они могут родиться царями, воинами или брахманом.
- Выступление учащегося с опережающим заданием – сообщение о Будде.
- Словарная работа в тетрадях:
Будда ( 623-544 гг до н.э.) - Гаутама
Буддизм - первая мировая религия, возникла в Древней Индии в 6-5 веках до нашей эры.
Учитель – как относилась религия буддизм к разделению общества на касты?
Древнеиндийские мудрецы на придавали большого значения кастовым различиям. Будда, основатель религии буддизма учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение.
Учитель попробуем ответить на проблемный вопрос – почему в Древней Индии возникла первая религия?
Учащиеся: Первая мировая религия – буддизм возникла в ответ на существование каст, которые ущемляли интересы многих, даже, например, брахман, если жениться на дочери кшатрии, то становился ниже по своему происхождению. Кастовые различия, неравенство не позволяли даже царям , он был из касты воинов, поучать брахмана.
- Почему религия не возникла в Древнем Египте?
Учащиеся; В Древнем Египте фараон обожествлял себя самого. Считался Богом на Земле. Ему все поклонялись, даже жрецы. Это устраивало его.
Учитель : В современное время существует три мировых религии буддизм, христианство и ислам, о которых мы будем говорить чуть попозже.
- Работа с дополнительным источником – ребята должны ответить на вопрос – при каком правителе произошло объединение Индии?
При Ашока ( 268- 232 гг до н.э)
- Вторичное изложение изученной темы учителем:
- В мифе о происхождении каст, говорится о разделении индийского общества на касты – жрецов, воинов, земледельцев и слуг. Существовала особая группа людей – неприкасаемые. Эти касты отличались друг от друга своими обязанностями, одеждой, поведением, жизнью.
- О возникновение религии Буддизма, основатель Гаутама , которого стали называть Будда, то есть Мудрец, Просветленный.
6. Закрепление темы.
-Работа у доски. На обратной стороне доски был заранее приготовлен текст с пропущенными словами. Ребята должны по смыслу поставит подготовленные слова.
- Работа с понятийным аппаратом по сигнальным карточкам.
7. Домашнее задание трех уровневое:
1 уровень – прочитать параграф 25, ответить на 5 вопрос письменно
2 уровень – составить таблицу «Отличительные признаки каст»
3 уровень – подготовить сообщение «Учение Конфуция»
8. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"
Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...
Методическая разработка урока по теме "Индийские касты"
Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями!!!...
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты
Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы взаимного обучения.Имеет целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...
Разработка урока по истории «Индийские касты», 5класс
Разработка урока по истории «Индийские касты», 5класс...
Разработка урока,5 класс, предмет -история. Тема: Индийские касты
Тема урока : Индийские кастыТип урока. Урок открытия новых знанийЦели :Предметные:· познакомить учащихся с кастами в древн...
Методическая разработка урока истории для 5 класса по теме «Индийские касты»
Учитель: Бубникова А.Н.УМК: А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. История древнего мира. 5 класс. М.: Просвещение, 2015 г.Учебный предмет: историяКласс: 5 «А» Тема урока: &laqu...
РАЗРАБОТКА УРОКА "Индийские касты."
Разработка урока "Индийские касты."...