Разработка урока "Индийские касты"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Мирсаяпова Райля Каримовна

Проблемный урок для 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnyy_urok_ind_kasty.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Индийские касты.

Обучающие цели: 1 подвести учащихся к представлению о сословном делении Индии:

        - ознакомить с мифом о происхождении каст

        - охарактеризовать неравенство каст

        2) показать процесс зарождения мировой религии – буддизма

Развивающие цели:        1) развивать умения и навыки учащихся работы с исторической картой, с понятийным аппаратом урока

        2) анализировать и применять знания при решении конкретных задач

Воспитательные цели: 1) способствовать формированию уважительного отношения к Древней Индии, как очагу мировой культуры

Оборудование: - учебник, историческая карта, атлас, контурная карта по истории древнего мира,

        Энциклопедия, дидактические карточки, рисунок Бога Брахмы

Понятийный аппарат: касты, брахманы, вайшьи, кшатрий, шудры, Будда, буддизм, Ашока , мировые религии, буддизм, христианство, ислам.

Даты: 623-544 гг до н.э., 268-232 гг до н.э., 6-5 века до н.э.

Ход урока.

  1. Организационные вопросы.
  2.  Проверка домашнего задания:

- выполнение теста по теме «Местонахождение и природа Древней Индии»

- Работа с исторической картой у доски и на местах с атласами:

        - показать реки Инд и Ганг,

        - найти крупные города Индии

        - показать Индийский океан, горы Гималаи.

- ответить на вопрос: - Почему в долине реки Ганг вся земля покрыта джунглями?

-Рассказать о занятиях древних индийцев.

У нас  подготовлено сообщение на тему: «Религиозные верования древних индийцев». Выступление учащегося.

Учитель – Каким животным поклонялись индийцы? Почему?

  1. Постановка проблемных вопросов.

 Запись темы, работа в тетрадях.  Учитель: - ребята, как вы думаете, о чем будет идти речь на сегодняшнем уроке?

Ответы учащихся о кастах в Индии.

 Учитель: Мы сегодня продолжаем знакомство с Древней Индией. Проблемный вопрос – Рассмотрение социального  положения  Древней  Индии– деление общества на классы, их неравенство.

- Почему в Древней Индии возникла первая религия?

  1. Изучение новой темы:

- рассказ учителя мифа о происхождении каст

- работа в тетрадях с понятиями: касты, брахманы, кшатрий, вайшьи, шудры.

- Работа с рисунком Бога Брахмы, индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо часты Брахмы

- запись в тетрадях:

1 каста – брахманы – жрецы из уст Брахмы, носили белый цвет одежды

2 каста – кшатрий – воины – из рук Брахмы, носили красный цвет одежды

3 каста – вайшьи – земледельцы из ног Брахмы, носили желтый цвет

4 каста – шудры – слуги из запыленных  ступней Брахмы, носили черный цвет одежды.

- Совместное подведение вывода:

Что люди в Древней Индии произошли из разных частей тела Брахмы, поэтому он неравны. Учитель – Являются замкнутыми группами, так как не допускался переход из одной касты в другую касту.

- Групповая работа  с учебником  – каждая группа должна ответить на свой вопрос:

Если бы я был брахманом?

Если бы я был воином?

Если бы я был земледельцем?

Если бы я был слугой?

- Учитель: Кроме 4 каст о которых мы с вами узнали, в Древней Индии существовал еще особая группа людей , которых называли неприкасаемыми. Рассказ о неприкасаемых.

        -  рассмотрение вопроса о неравенстве каст  на примерах: если шудра осмеливался поднять руку на брахмана, то ему отрубали руку, если обращался брахману поучениями, то ему лили в глотку кипящее масло.

        - Вывод: Таким образом, религия давала людям одно утешение: если простые земледельцы покорны своей участи, то после смерти они могут родиться царями, воинами или брахманом.

        - Выступление  учащегося с опережающим заданием – сообщение о Будде.

        - Словарная работа в тетрадях:

        Будда ( 623-544 гг до н.э.) -  Гаутама

        Буддизм -  первая мировая религия, возникла в Древней Индии в 6-5 веках до нашей эры.

Учитель – как относилась религия буддизм к разделению общества на касты?

Древнеиндийские мудрецы на придавали большого значения кастовым различиям. Будда, основатель религии буддизма учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение.

Учитель попробуем ответить на проблемный вопрос – почему в Древней Индии возникла первая религия?

Учащиеся:         Первая мировая религия – буддизм возникла в ответ на существование каст, которые ущемляли интересы многих, даже, например, брахман, если жениться на дочери кшатрии, то становился ниже по своему происхождению. Кастовые различия, неравенство не позволяли даже царям , он был из касты воинов,  поучать брахмана.

        - Почему религия не возникла в Древнем Египте?

Учащиеся; В Древнем Египте фараон обожествлял себя самого. Считался Богом на Земле. Ему все поклонялись, даже жрецы. Это устраивало его.

Учитель : В современное время существует три мировых религии буддизм, христианство и ислам,  о которых мы будем говорить чуть попозже.

- Работа с дополнительным источником – ребята должны ответить на вопрос – при каком правителе произошло объединение Индии?

При Ашока ( 268- 232 гг до н.э)

  1. Вторичное изложение изученной темы учителем:

- В мифе о происхождении каст, говорится о разделении индийского общества на касты – жрецов, воинов, земледельцев и слуг. Существовала особая группа людей – неприкасаемые. Эти касты отличались друг от друга своими обязанностями, одеждой, поведением, жизнью.

- О возникновение религии Буддизма, основатель Гаутама , которого стали называть Будда, то есть Мудрец, Просветленный.

6. Закрепление темы.

-Работа у доски. На обратной стороне доски был заранее приготовлен текст с пропущенными словами. Ребята должны по смыслу поставит подготовленные слова.

- Работа с понятийным аппаратом по сигнальным карточкам.

7. Домашнее задание трех уровневое:

        1 уровень –  прочитать параграф 25, ответить на 5 вопрос письменно

        2 уровень – составить таблицу «Отличительные признаки каст»

        3 уровень – подготовить сообщение «Учение Конфуция»

8. Выставление оценок.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...

Методическая разработка урока по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями!!!...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты

Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы  взаимного обучения.Имеет  целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...

Разработка урока по истории «Индийские касты», 5класс

Разработка урока по истории «Индийские касты», 5класс...

Разработка урока,5 класс, предмет -история. Тема: Индийские касты

Тема урока :       Индийские кастыТип урока. Урок открытия новых знанийЦели :Предметные:·        познакомить учащихся с кастами в древн...

Методическая разработка урока истории для 5 класса по теме «Индийские касты»

Учитель: Бубникова А.Н.УМК: А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. История древнего мира. 5 класс. М.: Просвещение, 2015 г.Учебный предмет: историяКласс: 5 «А» Тема урока: &laqu...

РАЗРАБОТКА УРОКА "Индийские касты."

Разработка урока "Индийские касты."...