ПРОГРАММА элективного курса по истории и обществознанию «История России: путь от империи к республике Советов 1855-1922»
рабочая программа по истории (10, 11 класс)
Многие рассматриваемые в курсе вопросы являются дискуссионными. При рассмотрении ряда проблем приводятся аргументы сторонников и противников противоположных точек зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_rossii_put_ot_imperii_k_respublike_sovetov.docx | 25.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №84 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЯЦКОВА ИГОРЯ ВЛАДИМИРОВИЧА
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Начальник отдела общего Решение педсовета
среднего образования протокол № ____
Департамента образования От _______________ года
администрации Председатель педсовета
МО г. Краснодара И.А.Устинова
______________ Т.А. Петрова __________________
ПРОГРАММА
платного дополнительного образования по истории и обществознанию
«История России: путь от империи к республике Советов 1855-1922»
Возрастной диапазон: 10-11 класс
Срок реализации: 1 год
Тип программы: авторская
Составитель: Авакян Светлана Гарегиновна, учитель истории и обществознания
Краснодар, 2018
Рецензия на программу курса
«История России: путь от империи к республике Советов 1855-1922»
Предлагаемая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) образования по истории и обществознанию и рассчитана на 60 часов.
Она учитывает уровень подготовки учащихся, обеспечивает преемственность в обучении, что позволит существенно расширить кругозор учащихся, глубоко осмысленно усвоить обязательный минимум содержания образования по истории и обществознанию. Исследовательская и практическая работа с документами и первоисточниками способствует развитию познавательной творческой активности учащихся, умений и навыков исследовательской работы, повышению интереса к предметам, лучшему усвоению материала, на изучение которого по учебному плану отводится недостаточно времени.
Программа позволяет учащимся интегрировано изучать сложные проблемы школьных курсов истории и обществознания, научиться рассматривать исторический процесс сквозь призму роли личности в истории, овладеть умением критически осмысливать факты истории и соотносить их с реалиями сегодняшнего бытия.
Она способствует интеллектуальному развитию учащихся, формирует логическое и творческое мышление, воспитывает их в духе гражданской ответственности и патриотизма.
Особенностью программы является то, что она может одинаково успешно изучаться на двух уровнях: в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся как основной школы (8-9 классы), так и полной средней школы (10-11 классы).
Директор МБОУ СОШ №84 ________________ /И.А.Устинова
(учитель истории и обществознания)
Учитель истории и обществознания __________/___________
Учитель истории и обществознания __________/___________
Пояснительная записка
Предлагаемая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (основного и полного) образования по истории России и обществознанию (базовый уровень). Она рассчитана на 60 часов и позволяет посредством проблемного подхода актуализировать, систематизировать, углубить и обобщить исторический материал означенного периода, уяснить причинно-следственные связи исторических событий.
При создании программы автор исходила из принципов историзма и объективности, концепции многофакторного подхода к истории, что предопределяет необходимость показа действий различных факторов, выявления альтернатив и объяснения причин реализации одной из них в переломные моменты истории России. Большое внимание уделяется личностно-психологическим аспектам исторического развития, что проявляется прежде всего в раскрытии рол крупнейших исторических деталей.
Важнейшими задачами являются формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России, об основных важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории второй половины XIX – первых десятилетий XX века; гражданской позиции; воспитание патриотизма. Многие рассматриваемые в курсе вопросы являются дискуссионными. При рассмотрении ряда проблем приводятся аргументы сторонников и противников противоположных точек зрения.
Учащимся предлагается самостоятельно определиться в этом споре, обосновав свой выбор.
Изучение курса обеспечивается учебниками «История России» В.П. Дмитриенко, «История России» В.П. Островский и А.И. Уткин, «История России» под редакцией А.А. Данилова; В.Г. Крысько «Социальная психология», И.В. Липсиц «Экономика». Целесообразно использовать также доступные фрагменты произведений различных авторов, политические документы, материалы СМИ, Интернет-ресурсы.
Изучение курса направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, её интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание гражданской ответственности и приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;
- освоение системы знаний, необходимых для взаимодействия с социальной средой и дальнейшего изучения гуманитарных дисциплин или для самообразования;
- овладение умениями искать, получать и критически осмысливать информацию; освоение способов познавательной и практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений;
Программа может изучаться на двух уровнях в соответствии с концентрической системой школьного образования и требованиям к уровню подготовки учащихся как основной школы (8-9 класс), так и полной средней школы (10-11 классы).
Программа курса «История России: путь от империи к республике Советов 1855-1922 гг.» (60 ч.)
- Александр II: от попыток к действию. (20 ч.)
Введение. Накануне отмены крепостного права. Александр II – сын царя и воспитанник поэта. Историческая необходимость отмены крепостного права. Программа реформ в записке К.Д. Кавелина. «Современник», «Русский вестник», «Вестник Европы», «Колокол» - властители умов. Первые шаги на пути к крестьянской реформе. Манифест 19 февраля 1961 года. Крестьянские волнения. Либерально-буржуазные реформы 60-70е гг. Промышленный переворот. Историческое значение реформ. Крепостнические пережитки. Промышленное развитие в 60-70е гг. Промышленный переворот. Помещичье хозяйство после отмены крепостного права. Движение за конституцию. Радикалы и правительство в пореформенной России. Возникновение народничества. Три течения в народничестве. Народнические организации в 70-е гг. Внешняя политика в 60-70е гг. Россия и балканские народы. Оживление либерального движения. Революционеры и власть. Борьба с терроризмом – главная задача М. Т. Лорис – Меликова.
- Александр III: контрреформы – шаг вперед или два назад? (6 ч.)
Конец реформ. Конец «Народной воли». Александр III: оценка царствования отца и деда. Выбор пути развития. Контрреформы Александра III – шаг вперед или два шага назад? Внешняя политика в 1881-1894 гг. Промышленный подъем 90-х гг. Достижения и просчеты. Общественное движение в 80-90-е гг. Распространение марксизма в России. Рабочее движение в конце XIX века.
- Николай II: намерения и реальность. (20 ч.)
Николай II. Клятва охранять начало самодержавия Либеральное движение в конце XIX века. Либеральное народничество. Начало революционной деятельности В.И. Ленина. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» 1895г. I съезд РСДРП. 1898 г. Работа В.И. Ленина «Развитие капитализма в России». Российская империя и мировое сообщество в конце XIX – начале XXв. Страна и люди в преддверии модернизации. Духовные и политические течения в российском обществе. Революционные события в 1905г. Манифест 17 октября 1905 года. Дилемма власти: потребности времени и возможности системы. Опыт русского парламентаризма. Первая и вторая Госдума. Либералы и власть: упущенные возможности. Партии социалистической ориентации. Русское «чудо». Основные черты подъема и перспективы России. Третья Госдума. П.А. Столыпин: «Вперёд на легком тормозе». «Вехи»: духовный кризис или духовный подъем? Воздействие философских доктрин Ницше, Л.Н. Толстого и К. Маркса на умы россиян. Имперская рулетка и Первая мировая война. Политический кризис. Распутин. Кульминация монархической драмы. Отречения Николая II.
- В.И. Ульянов (Ленин): гениальный теоретик или германский шпион (14 ч.)
Либералы у власти. Нарастание кризиса. Александр Парвус и В.И. Ульянов. Умеренные социалисты у власти. Керенский и Корнилов. Возвращение В.И. Ленина из эмиграции. «Апрельские тезисы». Большевики берут власть. Укрепление новой власти. Красные и белые. Иллюзии и реальность «военного коммунизма». Красный террор. Октябрьский переворот 1917 года и духовная жизнь.
НЭП – несостоявшийся термидор. Провозглашение СССР. Борьба за наследство В.И. Ленина. Духовная жизнь на перепутье. Заключение.
Календарно-тематическое планирование курса
«История России: путь от империи к республике Советов 1855-1922 гг.» (60 ч.)
| Тема, разделы | Кол-во чисел | Даты | Оборудование | Примечание | |
по плану | факт. | |||||
I. Александр II: от попыток к действию. | 20 | |||||
1 | Введение | 1 | ||||
2 | Накануне отмены Крепостного права, историческая необходимость отмены крепостного права | 1 | ||||
3 | Александр II – сын царя и воспитанник поэта | 1 | ||||
4 | Программа реформ в записке К.Д. Кавелина | 1 | ||||
5 | «Современник», «Русский вестник», «Вестник Европы», «Колокол» - властители умов | 1 | ||||
6 | Первые шаги на пути к крестьянской реформе | 1 | ||||
7 | Манифест 19 февраля 1861 года | 1 | ||||
8 | Крестьянские волнения | 1 | ||||
9 | Либерально-буржуазные реформы 60-70-е гг. Промышленный переворот | 1 | ||||
10 | Историческое значение реформ | 1 | ||||
11 | Крепостнические пережитки | 1 | ||||
12 | Промышленное развитие в 60-70-е гг. Промышленный переворот | 1 | ||||
13 | Помещичье хозяйство после отмены крепостного права | 1 | ||||
14 | Движение за конституцию | 1 | ||||
15 | Радикалы и правительство в пореформенной России | 1 | ||||
16 | Возникновение народничества. Три течения в народничестве. Народнические организации в 70-е гг. | 1 | ||||
17 | Внешняя политика в 60-70-е гг. Россия и балканские народы | 1 | ||||
18 | Оживление либерального движения | 1 | ||||
19 | Революционеры и власть | 1 | ||||
20 | Борьба с терроризмом – главная задача М.Т. Лорис-Мельникова | 1 |
II. Александр III: контрреформы – шаг вперед или два назад? | 6 | |||||
21 | Конец реформ. Конец «Народной воли» | 1 | ||||
22 | Александр III: оценка царствования отца и деда. Выбор пути развития | 1 | ||||
23 | Контрреформы Александра III – шаг вперед или два шага назад? | 1 | ||||
24 | Внешняя политика в 1881-1894 гг. | 1 | ||||
25 | Промышленный подъем 90-х гг. Достижения и просчеты | 1 | ||||
26 | Общественное движение в 80-90-е гг. Распространение марксизма в России, Рабочее движение конца XIX века | 1 | ||||
III. Николай II: намерения и реальность | 20 | |||||
27 | Николай II. Клятва охранять начало самодержавия | 1 | ||||
28 | Либеральное движение в конце XIX века, Либеральное народничество | 1 | ||||
29 | Начало революционной деятельности В.И. Ленина | 1 | ||||
30 | «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» 1895 г. | 1 | ||||
31 | I съезд РСДРП. 1898 г. | 1 | ||||
32 | Работа В.И. Ленина «Развитие капитализма в России» | 1 | ||||
33 | Российская империя и мировое сообщество в конце XIX – начале XXв. Страна и люди в преддверии модернизации | 1 | ||||
34 | Духовные и политические течения в российском обществе | 1 | ||||
35 | Революционные события в 1905 г. | 1 | ||||
36 | Манифест 17 октября 1905 года. Дилемма власти: потребности времени и возможности системы | 1 | ||||
37 | Опыт русского парламентаризма. Первая и Вторая Госдума | 1 | ||||
38 | Либералы и власть: упущенные возможности | 1 | ||||
39 | Партии социалистической ориентации | 1 | ||||
40 | Русское «чудо». Основные черты подъема и перспективы России | 1 | ||||
41 | Третья Госдума. П.А. Столыпин: «Вперед на лёгком тормозе» | 1 | ||||
42 | «Вехи»: духовный кризис или духовный подъем? | 1 | ||||
43 | Воздействие философских доктрин Ницше, Л.Н. Толстого и К. Маркса на умы россиян | 1 | ||||
44 | Имперская рулетка и Первая мировая война | 1 |
45 | Политический кризис. Распутин | 1 | ||||
46 | Кульминация монархической драмы. Отречения Николая II | 1 | ||||
IV. В.И. Ульянов(Ленин): гениальный теоретик или германский шпион | 14 | |||||
47 | Либералы у власти. Нарастание кризиса | 1 | ||||
48 | Александр Парвус и В.И. Ульянов | 1 | ||||
49 | Умеренные социалисты у власти. Коринский и Корнилов | 1 | ||||
50 | Возвращение В.И. Ленина из эмиграции | 1 | ||||
51 | «Апрельские тезисы» | 1 | ||||
52 | Большевики набирают власть, Укрепление новой власти | 1 | ||||
53 | Красные и белые | 1 | ||||
54 | Иллюзии и реальность «военного коммунизма» | 1 | ||||
55 | Красный террор | 1 | ||||
56 | Октябрьский переворот 1917 года и духовная жизнь | 1 | ||||
57 | НЭП – несостоявшийся термидор | 1 | ||||
58 | Провозглашение СССР, борьба за наследство В.И. Ленина | 1 | ||||
59 | Духовная жизнь на перепутье | 1 | ||||
60 | Заключение. Итоговое повторение. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса для 10 класса "Гражданин современной России"
Элективный курс по обществознанию для учеников 10 класса по теме "Гражданин современной России" раскрывает особенности современного гражданского общества в России...
Программа элективного курса "Актуальные вопросы современного обществознания"
программа для подготовки к ЕГЭ учащихся 11- х классов...
Программа элективного курса для учащихся 10 класса «ИСТОРИЯ ФИЗИКИ И РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ»
Элективный курс рассчитан на 35 часов, предназначен для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к физике и астрономии, желающих познакомиться с историей р...
Элективный курс "Можно ли было изменить историю XX века? История XX века через призму событий и деятельности реформаторов"
Программа элективного курса предпрофильного обучения "Можно ли было изменить историю XX века? " составлена для углубленного изучения истории Отечества XX века. Курс будет расширять знания, полученные...
программа элективного курса для 11 класса по истории "трудные и дискуссионные вопросы истории "
программа элективоного курса по истории для 11 класса "Трудные и дискуссионные вопросы истории" содержит титульный лист, пояснительную записку, системно-деятельностную основу, календарно-тематическое ...
Программа элективного курса для IX классов «Военное искусство России IX- XIX вв.».
Предлагаемый элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9х классов посвящён одному из направлений в истории России. Русское военное искусство сыграло большую роль в становлении государства....
Программа элективного курса. Подготовка к ЕГЭ по истории.
Цели и задачи:1.Научить учащихся продуктивно работать с историческими источниками, умению написания рефератов, эссе.2.Расширить объём знаний по истории Отечества (за пределами базового уровня школьной...