Урок логического мышления. Полисы Древней Греции. Афины
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Територия Афинского полиса.Аттика.
Занятость населения:разведение оливок и винограда.
Законы Драконта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polisy_drevney_gretsii.afiny_.docx | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок логического мышления
Тема: Полисы Древней Греции. Афины
- Микромодуль интригующего образа
Учитель: Ребята, что считается символом мира?
Дети: «Голубь»
Он символизирует мир во всем мире. А как вы считаете, что могло быть символом мира у древних греков?
Итак, сегодня на уроке мы должны выяснить, что же могло означать мир.
- Микромодуль мышления на основе воспоминания
- А) Фронтальный опрос-мини-тест:
1. Больших и полноводных __________в Греции нет.
2. Самый большой остров-это___________
Крит Самос
3. Что ели древние греки?
4. Перечислите великих людей Греции.
5. Микены, Пилос, Афины- это города Греции.
верно неверно
6. Соотнесите:
Афины царь Минос
Крит царь Эгей
7. Гора, на которой жили греческие боги.
Б) Индивидуальное задание:
Из списка имен Зевс, Аид, Посейдон, Геракл, Деметра, Персефона выберите те, кто относится - к богам, а кто- к героям.
В) Творческая лаборатория:
собрать картинку, и определить ее название
3. Новый материал.
Логические части:
1.Территория Афинского полиса.
Ребята, назовите вашу любимую оценку!
Дети называют «5»
Сейчас я вам приведу пять составляющих очень важного древнегреческого понятия (на доске появляется 5 листочков с буквами, но буквы будут открываться по одной)
По ходу моего рассказа вы должны будете все записать в таблице.
Аттика- это область на Юго-востоке Средней Греции.
реки | горы | почвы | ремесло | чего не хватало |
Историческое: спустя два века после разрушения Микен греки научились обрабатывать железо. Развились кузнечное дело, кораблестроение и др. ремесла
В Греции стали возникать небольшие самостоятельные государства- полисы.
П-город
О-хлебные поля
Л – пастбища
И-олвковые поля, виноградники
С-поселения землевладельцев, усадьбы богачей
(на доску крепятся буквы)
В Средней Греции находилась область АТТИКА. Ее главным городом были АФИНЫ. Берега Аттики изрезаны глубокими и удобными для стоянок кораблей бухтами.
( во время рассказа дети заполняют таблицы)
реки | горы | почвы | ремесло | Чего не хватало |
нет полноводных рек | большая часть покрыта горами | каменистые | много мастерских лавок | хлеба |
Учитель: А сейчас я предлагаю вам прочитать свои таблицы
2.Разведение оливок и винограда
Актуальное: Ребята, что ваши мамы добавляют в салат для придания ему нежности?- ответ «масло».
Историческое:
«В Аттике природные условия позволяли выращивать оливки и виноград. Но, это требовало много труда. ( По ходу рассказа дети рисуют оливковое дерево)
Оливки росли на вечнозеленых деревьях с искривленными стволами и серебристыми листьями. При сборе урожая оливки срывали руками, трясти ветви не следовало, упавшие и помятые плоды сохли и портились. Иногда их осторожно сбивали палками и тут же собирали.
Оливки ели соленые и вымоченные в уксусе. Из них выдавливали золотистое масло. Его лучшие сорта шли в пищу, худшие употребляли для освещения.
В Аттике на склонах холмов выращивали виноград. С его сока делали вино. Греки пили вино, разбавляя водой. Пьянство резко осуждалось.
Учитель: Ребята, покажите ваши оливковые деревья.
Интересное:
Чтобы осветить жилое помещение, оливковое масло наливали в глиняный или бронзовый светильник с узким носиком, в который вставляли фитиль. Коптящий огонек едва разгонял мрак. Оливковым маслом смазывали ожоги, оно входило в состав лекарств. Греки натирали им тело перед спортивной борьбой, тогда тело становилось скользким, и труднее доставалась победа.
3.Знать и демос в Афинском полисе.
Архонты
Ареопаг
Демос
Законы Драконта
По ходу рассказа на доске появляются части дерева, которые обозначат систему власти в Афинах
- Историческое:
- В 7 веке до нашей эры власть в Афинах принадлежала знати. Простой народ- демос- в управлении не принимал участия.
- Ареопаг- совет знати, судивший демос
- Архонт- правители, выбираемые из совета знати, 9 человек
- Ареопаг и архонты судили не по правде, а выносили решения, выгодные им самим. Даже за мелкое воровство присуждали к смертной казни. В 7 в. до н.э. Архонту Драконту поручили пересмотреть и записать законы.
- ЗАКОНЫ ДРАКОНТА.
Лучшими землями владели знатные люди, простые земледельцы обрабатывали маленькие и каменистые участки земли на склонах гор. Каждый кусок хлеба давался им тяжелым трудом. В неурожайные годы приходилось брать в долг зерно или серебро у знатного соседа. На участке земледельца ставили долговой камень, и бедняк тотчас лишался покоя и сна. Со временем долговых камней стало так много, что земледелец уже не мог отдать долг. Демос требовал отменить долговое рабство и переделить землю.
С развитием хозяйства и торговли в Аттике, в городе Афины нельзя было допускать самоуправство. Расправы и ссоры мешали спокойно торговать в городе. Самоуправство было запрещено Недовольные и обиженные были обязаны жаловаться в суд. Были установлены подробные и точные правила. Устанавливались наказания и штрафы.
Впервые в Законах Драконта было точно определено, как наказывать за убийство со злым умыслом и за убийство без намерения. Эти законы были выставлены на видном месте на главной площади в виде записей на деревянных, каменных и медных досках. Всякий мог их теперь прочитать и требовать к себе справедливого суда
Интересное: человек становившийся должником, мог потерять не только весь урожай, но у него могли забрать жену, детей, а его сделать рабом.
Рабство-должничество
- Действенное закрепление.
Вопросы от ареопага и демоса, написание на отдельных листах. Правильный ответ- «белый камень», неправильный – «Черный камень»
Ареопаг:
Что такое полис?
Что входило в состав полиса?
Как называлась область в Средней Греции?
Главный город Аттики?
Ареопаг-это…..
Демос:
Из слов река, горы, почвы, ремесло составьте рассказ.
Чем занимались жители Аттики?
Что делали с оливок?
Архонт – это…
Что такое долговой камень?
5.Раскрытие интриги.
Символом мира в Древней Греции являлась оливковая ветвь
Домашнее задание §29, выучить термины
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - обобщение по теме Древняя Греция 5 класс
Представляется урок с тестами, презентацией, видеофрагментом...
Урок-игра ИЗО«Искусство Древней Греции. Вазопись» 5 класс
Урок-игра изобразительного искусства по программе Б. М. Неменского «Искусство Древней Греции. Вазопись» 5 класс. Сегодня нам предстоит совершить путешествие далеко-далеко, в бассейн Средиземномо...
Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"
Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...
Урок обобщения по теме "Древняя Греция"
Материал может быть использован для проведения урока закрепления знаний и обобщения материала по теме "Древняя Греция" в 5 классе. Предполагается разбивка класса на команды. Можно провести конкурс меж...
Урок логического мышления на Тему "Рабство в Древнем Риме" 5 класс
Урок логическогомышления,разработан на основе методики В.В.Шогана....
Разработка урока. Урок-игра "Путешествие по Древней Греции"
Урок-игра "Путеществие по Древней Греции"...
Урок- обобщение "Путешествие по Древней Греции" 5 класс. Урок с программой SMART Notebook
"Путешествие по Древней Греции"...