Формы уроков по истории и обществознанию
учебно-методический материал по истории

Белых Елена Александровна
Такие уроки позволяют ученикам ярче, эмоциональнее соучаствовать в изучаемых событиях, сопереживать далеким предкам, развивая у них эмпатию и личностное отношение к прошлому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_urokov_istorii_i_obshchestvoznaniya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Белых Елена Александровна

Формы уроков истории и обществознания

  1. Урок изучения нового материала в форме «Спектакль». Такие уроки позволяют ученикам ярче, эмоциональнее соучаствовать в изучаемых событиях, сопереживать далеким предкам, развивая у них эмпатию и личностное отношение к прошлому. Тема «Военные походы фараонов» 5 класс. Двое ребят разыграли небольшую сценку из повести Ивана Ефремова «На краю Ойкумены»: «Разговор фараона с Баурджедом». Остальным ребятам необходимо было проанализировать разговор и ответить на вопросы: Зачем фараон совершал военные походы? «Почему правители стремились к захвату новых земель?» Тема «Древняя Спарта» 5 класс. Двое ребят в течение урока вели между собой диалог в роли спартанского мальчика Антона и девушки Тасии из Мессении. Остальным ребятам необходимо было анализировать разговор и отвечать на вопросы воображаемых жителей Древней Греции: Антона и Тасии
  2. Повторительно-обобщающий урок. «Урок-суд». Тема «Судьба Золотой Орды» 6 класс. Способы учебной работы сосредоточены на анализе деятельности исторических лиц и создают эффект их личного присутствия. Ребята распределили роли между собой и заранее подготовили свои выступления (раздаточный материал). Завершая судебный процесс, учащиеся приходят к выводу, что Золотая Орда оказала огромное влияние на процесс становления российской государственности. Особенность такой формы урока заключается в том, что у учащихся формируется умение рассматривать вещи с разных точек зрения, тогда становится видна их сложность и  неоднозначность
  3. «Воображаемая экскурсия». Такая форма урока часто используется при изучении Российской и мировой культуры во всех классах. В урок включаются фрагменты фильмов (документальных) посвященные величайшим произведениям искусства, созданными выдающимися скульпторами, архитекторами и живописцами, ребята совершают заочное путешествие по самым достопримечательным местам России и мира. «Путешествие», «воображаемая экскурсия» позволяют ученикам ярче, эмоциональнее соучаствовать в изучаемых событиях, сопереживать далеким предкам, развивая у них  личностное отношение к прошлому. В шестом классе провела урок «Воображаемое путешествие по Итальянским городским республикам». На данном уроке шестиклассники «писали письма», «делали зарисовки». Образно, изнутри познавали природу Италии и образ жизни ее обитателей. В 5 классе на уроке истории Столица искусств Эллады  я выступила в роли экскурсовода и повела школьников-туристов по достопримечательностям города богини Афины, предлагая учащимся задавать вопросы, составлять карту экскурсии, делиться своими впечатлениями. В 7 классе учащиеся выступили в роли исторических исследователей, переместились в архив и нашли там документ времен правления Алексея Михайловича (Соляной бунт). Ребята самостоятельно ознакомились с документом и на основании исторического текста заполнили таблицу «Соляной бунт 1648 г»
  4. На уроках обществознания в 6 – 8 классах предлагаю учащимся компетентностно-ориентированные задания. Например: Даны рисунки, необходимо определить, какое слово их объединяет; Русские пословицы, и поговорки много говорят про семью и семейные отношения. Объясните, что означают следующие пословицы; Ниже приведены конкретные действия человека. Какие жизненные задачи стоят перед героями ситуаций?
  5. «Исторический портрет» (Способы учебной работы сосредоточены на анализе деятельности исторических лиц и создают эффект их личного присутствия) В 7 классе провела урок Самодержавие Алексея Михайловича Тишайшего. Учащиеся изучили исторические документы «Размышления историков и современников Алексея Михайловича о времени его правления» и выделили ключевые слова, объясняющие характер царя.
  6. Урок-аукцион (Рассказывая о предметах, выставленных на «торги», ребята соревнуются в знаниях о конкретной исторической эпохе. По количеству выигранных лотов определяются победители и лучшие знатоки истории). Например, для заключительного урока «Расцвет Руси. XI – первая треть XII века» учащиеся 10 класса выполнили макеты, рисунки (на выбор) княжеского меча и шлема, доспехов дружинника, древнего идола, храма, славянского поселка, княжеского замка и т.п. чтобы выиграть эти реликвии на аукционе требовалось полнее рассказать об их происхождении и назначении в Древнерусском государстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по истории и обществознанию в 9 классе " Война и право"

МОУ Кадетская школа-интернат Мензелинского муниципаольного района РТ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК Обществоведение и история 9 класс ...

интегрированный урок по истории и обществознанию в 9 классе Война и право

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК Обществоведение и история 9 класс...

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...

открытые уроки по истории и обществознанию

открытые уроки по истории и обществознанию можно использовать  на предметных неделях, составлены с использованием ИКТ...

Презентация к интегрированному уроку по истории и обществознанию: "Психологический климат в современных российских семьях"

Презентация подготовлена к интегрированному уроку, разработанному для 8-го класса средней общеобразовательной школы....

план интегрированного урока по истории и обществознанию в 11 классе "Россия: Восток или Запад?"

Ценность урока в интегрированности двух сложных тем в курсе истории "Постсоветская Россия и ее место в мире" и по обществознанию "Место России в сообществе мировых цивилизаций". Постаралась сделать ур...

"Система подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ по истории и обществознанию"

Из опыта работы "Подготовка к ЕГЭ по истории и обществознанию". Ссылка на презентацию: https://infourok.ru/sistema-podgotovki-obuchayushihsya-k-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-v-for...