Брейн-ринг "Славяне в древности"
план-конспект
Брейн-ринг "Славяне в древности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
breyn-ring._slavyane_v_drevnosti.docx | 35.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Дровосеченская СОШ»
Учитель: Карлова Е.В.
Цель игры: повторить и закрепить знания, полученные в ходе изучения материала.
Оборудование: карточки с репродукциями, датами, высказываниями; жетоны трех цветов.
Условия игры: формируются три команды ( из 6-го класса и из 10 -го классов).
1 этап Викторина
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, действует правило «первой поднятой руки».
1. Название общины в Древней Руси. (Вервь)
2. Подать с населения, взимаемая с побежденного народа победителем. (Дань)
3. Языческий бог ветра у восточных славян. (Стрибог)
4. Восточнославянское племя, проживавшее в нижнем течении Днепра, Буга, Дуная и по побережью Черного моря. (Уличи)
5. Примитивная система земледелия, при которой после снятия нескольких урожаев землю забрасывали до восстановления плодородия.(Подсечно-огневая)
6. Основатель династии правителей в Древней Руси. (Рюрик)
7. Главные ворота Киева. (Золотые)
8. Фиксированный размер дани. (Урок)
9. Народное собрание в Древней Руси. (Вече)
10. Древнерусское женское украшение в виде подвески. (Колт)
11. Братья-просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. (Кирилл и Мефодий)
12. Русская княгиня, отомстившая за смерть мужа и подавившая восстание древлян. (Ольга)
13. Когда была написана «Повесть временных лет»? (В XII в.)
14. Количество племенных союзов восточных славян, упоминаемое Нестором. (15)
15. Восточнославянский союз племен, проживавший в среднем течении Днепра. (Поляне)
16. Название места сбора дани с крестьян. (Погост)
17. Руководитель восстания древлян против князя Игоря. (Князь Мал)
18. Основной торговый путь в Древней Руси. («Из варяг в греки»)
19. Время возникновения «норманнской теории». (XVIII в.)
20. Языческие славянские жрецы. (Волхвы)
21. Название языческих святилищ у славян, где совершались жертвоприношения. (Капище)
22. Главный торговый партнер Древней Руси. (Византия)
23. Основатель Киева по «Повести временных лет». (Кий)
24. Первые русские святые, покровители Земли Русской и княжеского рода. (Борис и Глеб)
25. Официальная дата крещения Руси. (988 г.)
26. Объезд князем с дружиной подвластных земель с целью сбора дани с населения. (Полюдье)
27. К кому были обращены слова княжны Рогнеды: «Не хочу разувать сына рабыни»? (К князю Владимиру)
28. Киевский князь, разгромивший хазар. (Святослав)
29. Согласно языческой реформе Владимира главным богом становился… (Перун)
30. Кем впервые была установлена фиксированная норма сбора дани. (Княгиней Ольгой)
31. Название центральной части древнерусского города. (Детинец)
32. Имя князя, получившего прозвище Окаянный за организацию убийства братьев. (Святополк)
33. Киевский князь, предупреждавший противников о готовящемся походе против них словами: «Иду на вы!». (Князь Святослав)
34. Христианское имя князя Владимира. (Василий)
35. Порядок престолонаследия на Руси. (Очередной, по старшинству в роду)
36. В какой город был призван на княжение Рюрик? (В Новгород)
37. Какое море с IX в. называли Русским? (Черное море)
38. Где крестился князь Владимир? (В Херсонесе)
39. Как называли главный храм крещеной Руси? (Десятинная церковь или Собор Пресвятой Богородицы)
40. Как, по преданию, погиб князь Олег? (Умер от укуса змеи)
2 этап Интеллектуальный конкурс
Всем командам предлагаются задачи по очереди. Если команда дает неправильный ответ, возможность ответить предоставляется следующей команде. Правильный ответ оценивается в 5 баллов. На обсуждение ответа дается 1 минута.
Задача 1
Восточные славяне долгое время были язычниками. Чтили бога-громовержца Перуна, бога ветра Стрибога, покровителя скотоводства Велеса, бога Солнца Даждь-Бога. Кроме того, славяне верили, что в лесу жил лесной бог — леший, в воде — водяной бог, в реках — русалки. Особенно же чтили они домашнего бога — домового.
Как и многие другие народы, славяне считали, что души умерших предков не покидают родного очага. В случае какой-либо беды в старину говорили: «Чур, меня защити!»
Вопрос: предположите, что могли означать эти слова?
(Души предков чтили под именем «домовых», а также называли их «чурами» или «щурами». Если память предков — «пращуров» чтить, они будут хранить своих потомков от бед, если же нет, то эти домашние боги становятся беспокойными и могут натворить бед. Вот почему в случае беды к ним обращались за помощью: «Чур, меня защити!»)
Задача 2
Любят на Руси березу, в народе ее величают красавицей, березой-матушкой, соединяя свое отношение к дереву с любовью к родительскому дому, к Родине. Верой и правдой служит береза человеку. Недаром в старину о ней пели:
А береза дерево — о четыре дела.
А первое дело — мир освещать;
А второе дело — крик утешать;
А третье дело — больных исцелять;
Четвертое дело — чистоту соблюдать.
Первое дело — в убогих крестьянских избах свет давали березовые лучины.
Вопрос: попробуйте назвать все «дела» березы, упомянутые в песне.
(Дегтем, который получали из березовой коры, смазывали оси разболтанных на бездорожье телег, а мужчины пропитывали им свои сапоги — это второе дело. Отвар из березовых почек, настой из листьев применяли как желчегонное и антисептическое средство, а целебный березовый сок давали при общей слабости. Это — третье дело. А четвертое — это почитаемый любителями бани березовый веник, который честно служит чистоте и здоровью.)
Задача 3
Чтобы успешно воевать со славянами, византийский автор советует заготовить против них конницу и легковооруженную пехоту, большое количество стрел и копий, а также материалы для постройки так называемых плавучих мостов, чтобы обеспечить переправу через реки.
Вопрос: предположите, что имеет в виду автор источника, говоря о сооружении плавучих мостов?
(Автор пишет, что надо иметь мешки из бычьих и козьих шкур, чтобы во время внезапных нападений на врага или при переправе через реки воины могли плыть на них.)
Задача 4
Обычай красить яйца и дарить их друг другу в весенний праздник существовал у славян задолго до принятия христианства. Совершая специальный обряд над яйцами с использованием заклинаний, они верили, что наделяют их целебными свойствами. Одаривая своих близких и друзей крашеными яйцами, славяне считали, что это наделит их здоровьем.
Вопрос: предположите, почему яйца стали красить?
(Скорлупу яиц обмазывали кровью, потому что кровь с давних времен считалась изысканным лакомством духов и богов. В последующем жертвоприношения богам сменились обычаем красить яйца.)
Задача 5
О походах, победах и гибели Святослава знали в близких и дальних от Киева странах. Нам известно описание Святослава, составленное византийским автором: «Видом он был таков: среднего роста, не слишком высок, не слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и с густыми длинными волосами на верхней губе. Голова была у него совсем голая, но только на одной ее стороне висел локон волос. Шея толстая, плечи широкие, и весь стан довольно стройный. В одном ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином посреди их вставленным. Одежда на нем была белая, ничем, кроме чистоты, от других не отличная».
Вопрос: предположите, что означал висевший на одной стороне головы локон волос?
(Локон волос означал знатность рода.)
Задача 6
С этим растением у славян было связано два празднества. Первый отмечался, когда на ниве появлялись первые колосья. Молодые юноши и девушки становились в два ряда друг против друга, брались за руки, а по рукам, как по мосту, шла убранная этими цветами и лентами девочка. Пары переходили из последних рядов в первые до тех пор, пока девочка не подходила к ниве. У нивы она сходила на землю, срывала несколько колосьев и бежала в село к родителям.
Второй праздник отмечали в конце лета перед сбором хлебов. Женщины выходили с хлебом и солью зачинать ниву, вязали первый сноп, украшали его цветами этого растения и ставили в красный угол дома. Первый сноп носил название «именинника».
А вообще крестьяне не очень жалуют этот цветок: для них он — злостный сорняк.
Вопрос: предположите, о каком цветке идет речь?
(Речь идет о васильке.)
Задача 7
Известно, что славяне научились хорошо прятаться в высокой степной траве, умели устраивать засады в лесу. Часто нападали нежданно-негаданно на неприятеля и одерживали верх даже над сильным врагом. Умели они притворным бегством ловко заманивать противника в лесную глушь и там, скрываясь за деревьями, поражали его стрелами, концы которых нередко смазывали ядом.
Византийский автор рекомендует нападать на славян в зимнее время. Во-первых, у славян мало запасов пищи, во-вторых, у них плохая зимняя одежда, в-третьих, зимой на снегу остаются следы. Подобных доводов автор приводит пять.
Вопрос: назовите еще два довода в пользу ведения войны зимой.
(Четвертый довод — реки замерзают, не требуется плавучих средств для переправы; пятый довод — в зимнее время отсутствует листва и сложнее спрятаться.)
Задача 8
Один из богов у славян выглядел довольно странно: его голову украшал венок, из-под которого высовывались длинные уши. Истукан этого божества возвышался на дубовом столбе, держа в одной руке обломок камня, а в другой — копье. Вокруг на земле стояло множество двух-, трех- и четырехликих идолов. Перед идолом был воздвигнут жертвенник.
Вопрос: предположите, чему покровительствовало это божество?
(Речь идет о божестве правосудия. Камень в руке — символ преступления. Копье — символ неотвратимого наказания. Многоликие идолы во все глаза следили за теми, кто нарушал закон и волю бога. Длинные уши означали невозможность сокрытия правды.)
Задача 9
Известно, что в VI в. славяне владели всем арсеналом оружия, необходимого для осады крепостей. У них были осадные машины, железные тараны, огромные механизмы для метания камней, а также так называемые «черепахи» — подвижные башни. Под прикрытием «черепах» воины подбирались к крепости, выскакивали из укрытий и, забрасывая защитников стрелами, штурмовали стены. Уязвимым местом на «черепахе» были деревянные щиты, скрывавшие воинов, они могли загореться.
Вопрос: предположите, что славяне придумали для предохранения щитов от огня?
(Для защиты от огня славяне покрывали деревянные щиты сырыми шкурами.)
3 этап Творческий конкурс
Командам предлагаются рифмующиеся слова, из которых они должны написать стихотворение в течение 5 минут. Количество баллов в этом конкурсе - 5.
опознав | Святослав | |
соседним | последним | |
| побьют | поют |
| отымут | не имут |
После проверки выполненного задания предлагается заслушать стихотворение Брюсова, из которого взяты эти слова:
Завет Святослава
И, шеломы врагов опознав
По холмам и утесам соседним,
Так дружине сказал Святослав:
«Видно, день — биться боем
последним!
Пусть враги нас порубят, побьют,
Пусть обратно добычу отымут, —
Но певцы по нас славу споют,
Ибо мертвые сраму не имут».
4 этап Путаница
Командам предлагаются сценки с участием учащихся 6—7-х классов, в которых допущены исторические ошибки. Задача команды — обнаружить неточности в инсценировках. Количество баллов соответствует числу обнаруженных ошибок.
Сцена 1
Автор. Восьмой век. Погожий сентябрьский денек. Уже слегка подернулась листва золотистой желтизной; начала буреть хвоя. Ласково напевают птицы…Но не слышит их Гаврила, самый опытный, самый знающий мужик в деревне. Обо всей общине думает, все дела правит.
Гаврила. Ой, ребятушки, завтра с утра самого не забудьте: всем миром на нашем поле озимь сеять будем. Только бы Ярило-солнышко не прогневался, не спрятался, не нагнал бы Стрибоженька тучи с Ильмень-озера.
Мужик. Не тужи, Гаврилушка, все управим. Да вот медку с моей пасеки попробуй, превкусен медок-то.
Гаврила. Ведаю, что хороши у тебя пчелки, да ты хорош ли? Медком улещиваешь, а жалуются на тебя. Почто у Черного камня рыбку ловил? Больно охоч до чужого. Не твое ж место, Еремино. А подумал ли ты, что, как целину распахивать пойдешь, тому ж Ереме поклонишься: голубчик, плуг почини.
Ошибки
1. В VIII в. на Руси не могло быть ни Гаврилы, ни Еремы, т.к. эти имена — христианские, они могли появиться не ранее конца X в., после крещения Руси.
2. В VIII в. у славян была соседская община. Общинники коллективно могли расчищать землю из-под леса, но не производили сев всем миром.
3. Рекой, лесом, лугом и прочими угодьями общинники пользовались сообща, поэтому на реке никто не мог иметь своего места для ловли рыбы.
4. В VIII в. славяне не занимались бортничеством и не имели пасек.
5. В VIII в. славяне практиковали подсечно-огневое земледелие. Целины практически не было, т.к. освобожденную от леса землю сразу распахивали.
6. На севере Руси основным орудием обработки земли было рало или соха, которые отличались маневренностью и неглубокой вспашкой, что и требуется при тонком плодородном слое северных почв.
Сцена 2
Автор. Шел 1038 год от рождества Христова. Шумел град стольный Киев. Со всего света привозят на торжище товары. Чего только там ни увидишь, кого только ни встретишь…Тут и купец заморский, и горшечник с подола киевского, и монах, торгующий индульгенциями…
Монах. А вот, люди добрые, покупайте отпущение грехов, самим патриархом царьградским подписанное! Спешите спасение обрести, душеньку от грехов очистить, от мук адских избавить…
Торговец книгами. Подходи, честной народ! Кто хочет узнать, откуда есть пошла земля Русская и кто в Киеве нача первее княжити, покупайте «Повесть временных лет», сочинение Нестора-летописца!
Торговец медом. Хозяюшка, приценивайся, товар добрый, дешевый. Медок сладкий, липовый, нигде такого не найдешь.
Женщина. Давай-ка горшочек меда, и подскажи, любезный, где тут сукном торгуют, да самым лучшим, из Царьграда привезенным.
Торговец мехами. Меха соболиные, беличьи, добротные, гладкие, блестящие, шерстинка к шерстинке! Подходи, разбирай, на всех хватит!
Заморский купец. Покажи-ка свой товар, коли и вправду хорош, куплю, скупиться не стану. Жена моя наказывала соболью шубу привезти, как у фрау Греты. В этом году в моде русские соболя.
Ошибки
1. На Руси индульгенциями не торговали. В Европе торговля индульгенциями была распространенным явлением, но в более позднее время.
2. Предметом торговли в XI в. книги быть не могли.
3. «Повесть временных лет» была написана в XII в.
4. Летопись — это государственный документ, который не являлся предметом продажи.
5. Торговали сукном местного производства или привезенным из Европы, но не из Византии.
6. Мех продавали связками, шкурками, а шубы шили на заказ.
Сцена 3
Автор. Шел 980 год от рождества Христова. Киевский князь Владимир Святославович тяжело отходил от тревожного сна, сидя на диване. В сумраке княжеских покоев тихо тикали старинные часы. Тревога одолевала князя. Новый враг угрожал Руси. Не успели разделаться с печенегами, а тут — как снег на голову — половцы. Воюй теперь с ними.
Владимир. Дружина недовольна: часто, говорят, в походы ходим. Илья Муромец надоел: то Соловья-разбойника притащит, то Змея-Горыныча. Все в дружину просится. Лапотник, деревенщина, а за княжеский стол норовит сесть. Ох, уж эти пиры княжеские, одни расходы с ними! Хоть и угощаешь одних дружинников, а все накладно: каждый ест и пьет за троих, вот если б так воевали.
Добрыня. Плохие вести, князь. Гонец прибыл. Пять дней скакал от южной границы. Половцы идут на Русь.
Владимир. Эх, Добрыня! Вот ведь и Добрыней зовешься, а вести приносишь недобрые. Иди, собирай дружину.
Ошибки
1. Во времена Владимира диванов не было. Князь спал на кровати.
2. В то время не было настенных часов.
3. В 980 г. половцы не нападали на Русь. Опасность исходила от вятичей, против которых князь Владимир дважды ходил в походы и обложил их данью.
4. Соловей-разбойник и Змей-Горыныч — литературные персонажи.
5. На княжеских пирах угощали не только дружинников, но и простой народ.
6. При Владимире на южных рубежах стояли крепости с башнями, на которых в случае набегов кочевников зажигали сигнальные огни, при помощи которых всего в считанные минуты киевский князь получал сообщение о том, что враг у границ Руси.
5 этап Узнай личность
Каждой команде по очереди зачитывается характеристика исторической личности. Чем раньше команда определит, о ком идет речь, тем больше баллов получает. Определив личность с первой фразы, команда получит 6 баллов, со второй — 5 баллов и т.д.
Характеристика 1
1. Ему принадлежат слова: «Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души».
2. Стал великим князем в преклонном возрасте (в 60 лет) в обход существовавшего порядка престолонаследия.
3. Был организатором самого успешного похода русских князей против половцев.
4. С именем его деда по матери ошибочно связывали название одной из государственных регалий.
5. Одним из его первых дел в качестве великого князя было ограничение произвола ростовщиков.
6. Один из его сыновей был последним князем единого Древнерусского государства.
(Владимир Мономах)
Характеристика 2
1. Разгромив сильного врага Руси, ослабил тем самым ее обороноспособность.
2. Замыслил создать славянскую державу со столицей в Переяславце.
3. После его гибели началась первая усобица на Руси.
4. Объединил под своей властью все земли восточных славян.
5. Подданные были им недовольны.
6. Отказался переменить веру, несмотря на уговоры матери.
(Святослав)
Характеристика 3
1. «Повесть временных лет» сообщает, что этот человек «… невежда, а под конец обрел себе вечное спасение».
2. Имел несколько жен и множество наложниц.
3. Осадил и взял одну из самых укрепленных греческих крепостей в Восточной Европе.
4. Предпринял строительство оборонительной системы крепостей на днепровском левобережье.
5. В честь победы над печенегами заложил новый город Переяславль.
6. Русская церковь причислила его к лику святых.
(Владимир Святославич)
6 этап Вещи свидетельствуют
Командам предлагается отметить жетонами одного цвета изображения, даты, изречения, относящиеся к предложенной им теме. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
Темы:
1. Образование Древнерусского государства.
2. Крещение Руси.
3. Расцвет Древнерусского государства.
1. Образование Древнерусского государства
· 882 г.;
· репродукция рисунка из летописи «Поход в Византию»;
· репродукция картины Лебедева «Полюдье»;
· вид Новгорода;
· репродукция рисунка из летописи «Гибель Олега от укуса змеи»;
· изображение страницы из «Повести временных лет»;
· изображение гравюры «Олег умерщвляет Аскольда и Дира»;
· изображение гравюры «Олег прибивает щит на врата Царьграда».
2. Крещение Руси
• 988 г.;
· рисунок «Новгородцы защищают идолов»;
· репродукция картины Иванова «Христиане и язычники»;
· репродукция иконы «Богоматерь Владимирская»;
· фотография развалин Херсонеса: базилика VI века, баптистерий;
· надпись «Даю церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов»;
· репродукция картины Васнецова «Крещение князя Владимира»;
· изображение скульптурной группы «Киевский князь Владимир» памятника «Тысячелетие России» в Новгороде.
3. Расцвет Древнерусского государства
• 1036 г.;
· фотография бюста Ярослава Мудрого;
· изображение Софийского собора в Киеве;
· репродукция миниатюры «Стены и башни Парижа»;
· изображение Анны Ярославны с ее подписью «ANA REHINA»;
· вид Новгорода;
· репродукция картины Билибина «Суд во времена «Русской Правды»;
· отрывок из завещания Ярослава Мудрого: «Вот я отхожу из этого света, дети мои, любите друг друга, потому что вы дети одного отца и матери. Вместо себя поручаю Киев старшему сыну своему и брату вашему Изяславу».
Жюри подводит итоги. Награждение победителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Олимпийские игры в древности"
Предлагаемый вариант проведения урока позволит преподавателю более наглядно и интересно познакомить учащихся с историей Олимпийских игр. Организация образовательного процесса на основе медиаобразовате...
Презентация (исследовательская работа)"Квадратные уравнения в древности
Исследовательская работа учащихся как появились квадратные уравнения и их дальнейшее развитие...
Инновационные подходы к изучению баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в сравнении с летописными источниками из « Повести временных лет» (урок- исследовательская лаборатория «Черты истории и славянской древности в балла
Данная статья написана на основе урока литературы по изучению баллады А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге",проведённого в 7 классе в форме исследовательской лаборатории....
Сценарий воспитательного мероприятия "от истоков Олимпийских игр древности до Олимпийского движения в России"
Данное мероприятие помогает сплотить детей, реализовать творческий потенциал учащихся, способствует формированию мотивации к учебной деятельности и выявить знания в области физической культу...
История ХМАО с древности до наших дней. Часть 1
Цель: знакомство учащихся предпрофильных классов с историей, традициями, культурой и бытом народов Югры.Данный элективный курс позволяет расширить кругозор учащихся, формирует толерантную позици...
Конспект урока "Олимпийские игры в древности"
Урок по истории Древней Греции в 5 классе...
Урок по теме "Олимпийский игры в древности"
Урок по истории Древнего мира (раздел Древняя Греция) ...