История ХМАО с древности до наших дней. Часть 1
материал по краеведению (10 класс) по теме
Цель: знакомство учащихся предпрофильных классов с историей, традициями, культурой и бытом народов Югры.
Данный элективный курс позволяет расширить кругозор учащихся, формирует толерантную позицию школьников, которые живут в поликультурном, этноконфессиональном обществе.
Данная тема будет рассматриваться с использованием:
- учебно-методического материала по истории ХМАО с древности до наших дней;
- электронного атласа: «Люби и знай свой край родной. Ханты-Мансийский автономный округ»;
- электронной книги: И.Б.Мюллер. Нравы и обычаи остяков;
- электронной книги: История Югорской земли в документах (с древнейших времён до 1917 года).
Курс рассчитан на 17 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultatvnyy_kurs_na_temu._hmao_10_kl.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
ФАКУЛЬТАТВНЫЙ КУРС НА ТЕМУ:
«История Ханты – Мансийского автономного округа с древности до наших дней»
Цель: знакомство учащихся предпрофильных классов с историей, традициями, культурой и бытом народов Югры.
Данный элективный курс позволяет расширить кругозор учащихся, формирует толерантную позицию школьников, которые живут в поликультурном, этноконфессиональном обществе.
Данная тема будет рассматриваться с использованием:
- учебно-методического материала по истории ХМАО с древности до наших дней;
- электронного атласа: «Люби и знай свой край родной. Ханты-Мансийский автономный округ»;
- электронной книги: И.Б.Мюллер. Нравы и обычаи остяков;
- электронной книги: История Югорской земли в документах (с древнейших времён до 1917 года).
Курс рассчитан на 17 часов.
Содержание курса
Тема 1. Наш край в древности.
Рассмотреть географическую карту. Предыстория (плейстоцен, палеолит, голоцен, мезолит, неолит, энеолит, бронзовый век). Традиционное хозяйство коренного населения западной Сибири. Традиции, обычаи, одежда обских угров.
Тема 2. Югорское Средневековье (VIII – XV вв.).
Изменение территории расселения таёжных народов Западной Сибири (использование карты-схемы). Ранний железный век. Почему Сибирь назвали Сибирью. Торговые связи Югры в древности (). Образование угорских княжеств Западной Сибири в конце XIV – начале XV в.
Тема 3. «Сибирское взятие» (конец XV – XVII вв.)
Покорение Сибири (использование карты-схемы). Взаимоотношения Москвы и Югорской земли в XVI в. Сибирское ханство. Взаимоотношение Сибирского ханства и Русского государства. Походы дружины Ермака в Сибирь (использование карты-схемы). Первые русские города и остроги в Западной Сибири.
Тема 4. Наш край в XVII в.
Русское и коренное население Северо-Западной Сибири в XVII в. Язычество и христианство на обских берегах.
Тема 5. Первые сто лет в составе империи.
Народы края в XVIII в. Государственные повинности. Культура и быт народов края.
Тема 6. На переломном этапе (конец XIX в. – 1930ые гг.).
Изменение в структуре населения в XIX в. Экономическое развитие. Культура, быт, общественная жизнь народов края. Народы края в XIX в. Экономика и хозяйственное положение жителей Обь-Иртышского Севера. Культурно-просветительская, научная и медицинская сферы. Край во время гражданской войны. Советская власть в округе. Культурные преобразования.
Тема 7. Великая война в судьбе края (1941-1945 гг.).
Роль округа в годы войны. Участие северян в боевых действиях. Помощь фронту.
Тема 8. Послевоенные трудовые будни (1945 – середина 1960х гг.).
Административное устройство. Экономическое развитие. Общественно-политические и национальные отношения. Социальная структура послевоенного общества.
Тема 9. На пути в будущее: надежды и реальность (1970ые – начало XXI в.).
Экономическое развитие. Культура, быт, общественная жизнь народов края. Развитие нефтегазодобывающей отросли, развитие сельского хозяйства, строительство городов. Досуг жителей Югры. Подведение итогов изученного курса.
Элективный курс предполагает экскурсии в историко-краеведческий музей, музей воинской славы.
Тематическое планирование курса для 10 класса
№ | Тема курса | Формы работы | часы |
1 | Наш край в древности. |
| 2 |
2 | Югорское Средневековье (VIII – XV вв.). | Комбинированный урок. | 1 |
3 | «Сибирское взятие» (конец XV – XVII вв.) | Лекция с элементами беседы. | 1 |
4 | Наш край в XVII в. | Комбинированный тип урока с элементами практической деятельности учащихся. | 1 |
5 | Первые сто лет в составе империи. | Семинар | 2 |
6 | На переломном этапе (конец XIX в. – 1930ые гг.). | Лабораторная работа | 2 |
7 | Великая война в судьбе края (1941-1945 гг.). |
| 3 |
8 | Послевоенные трудовые будни (1945 – середина 1960х гг.). |
| 2 |
9 | На пути в будущее: надежды и реальность (1970ые – начало XXI в.). |
| 3 |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Федоровская средняя общеобразовательная школа № 3».
Утверждено |
Директор школы |
_______________Л. П. Бочкова |
«______» сентября 2011 г. |
План элективного курса
На 2011 - 2012 учебный год.
Название элективного курса: ««История Ханты – Мансийского автономного округа с древности до наших дней» |
Класс: 10 |
Преподаватель: Сиротина Виктория Викторовна. |
Согласовано с учебной частью |
«______» сентября 2011 г. |
Методист |
_________________ |
Используемая литература
- ХМАО – Югра: Обские угры. Под ред. А. Щукина. – г. Тюмень: ИФО «Тюмень», 2005 г.
- Куриков В. ХМАО: с верой и надеждой в третье тысячелетие. – Екатеринбург: ИД «Зевс», 2000 г.
- ХМАО – Югра: Сказание о земле Югорской. Под ред. А. Щукина. – г. Тюмень: ИФО «Тюмень», 2005 г.
- западная Сибирь: История поиска (две части). Публицистический научно – популярный сборник / ред. – составитель Л.В. Цареградская. – Екатеринбург, 2008 г.
- Электронный атлас. ХМАО: люби и знай свой край родной, 2004 г.
- Электронное издание: ХМАО – Югра. Комитет по информационным ресурсам, 2010 г.
- Электронное издание: энциклопедия ХМАО – Югра, 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С древности до наших дней.
Задачи: 1. Сформировать представление об особенностях географического положения территории ХМАО.2. Сформировать представление о выявлении этапов о...
Презентация к теме "Реклама" "История рекламы от древности до наших дней"
Данная презентация дает представление о возникновении и развитии рекламы от древности до наших дней. Рассчитана на 6 класс....
Развитие представлений о семье и семейных отношениях с древности до наших дней
Понятие семья. Развитие представлений о семье и семейных отношениях с древности до наших дней....
Носители информации - от древности до наших дней
Испокон веков люди передавали накопленный жизненный опыт из поколения в поколение. Но человеческая память неспособна вместить все знания. Поэтому с древнейших времен люди стали приспосабливать для эт...
Методическое пособие по истории Ханты-Мансийского автономного округа XX в. (к учебнику «История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней» авторский коллектив Н.Н.Баранов, С.В. Горшков, А.П. Зыков и др.)
Цель данного пособия помочь учителям и учащимся лучше узнать историю Ханты-Мансийского округа XX в., глубже понять особенности развития края и взаимосвязь разных сторон жизни Ханты-Мансийского о...
Урок по теме: " Проценты из древности до наших дней"
вашему вниманию представлена карта урока математики для 6 класса по теме: "Проценты из древности до наших дней."...
«Государственная символика России – от древности до наших дней»
Символы государства имеют собственную историю. В своем развитии они прошли долгий путь, в них был заложен глубокий смысл, их создателями двигали прекрасные и добрые идеи....