Рабочая программа по истории России 10-11 классы
рабочая программа по истории
Рабочая программа по истории России 10-11 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_rossii_10-11_klass.docx | 53.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Дубовская средняя общеобразовательная школа»
Принято на заседании педагогического совета школы протокол №1 от « 30» августа 2018г. |
|
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Дубовская средняя общеобразовательная школа»
_____Е.А. Лошкарева
Приказ №74 от «30» августа 2018 г.
Рабочая программа по учебному предмету «История России»
для 10-11 классов
Тип программы: программа среднего общего образования
Уровень: базовый
Срок реализации программы, учебный год: 2018-2019 гг.
Рабочую программу составил учитель: Карлова Елена Вячеславовна
Д. Белый Колодезь Первый
2018-2019 учебный год
Рабочая программа по истории России составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне, примерной программы среднего общего образования на базовом уровне по истории, авторской программы методических рекомендаций к учебнику Павленко Н. И., Андреева И. Л., Ляшенко Л.М. «История России с древнейших времен до конца XIX в.» и программой для общеобразовательных учреждений «История России XX – XXI века А.Ф. Киселева, В.П. Попова.
Программа предполагает использование следующих учебников:
- Павленко Н. И., Андреев И.Л., Ляшенко Л. М. История России с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс, базовый уровень, Дрофа;
- Киселев А.Ф., Попов В.П. История России. XX –начало XXI века. 11 класс, базовый уровень, Дрофа
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «История России»
В результате изучения истории России учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
знать/понимать
- факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;
- принципы и способы периодизации всемирной истории;
- важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;
- особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
- историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
- взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;
уметь
- проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
- осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
- классифицировать исторические источники по типу информации;
- использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
- различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
- использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
- систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
- формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
- участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
- представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;
- учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
- осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.
2.Содержание программы
Древняя Русь
Восточная Европа в доисторический период. Появление человека на территории нашей страны. Стоянки первобытных людей. Неолитическая революция. Восточные славяне в древности. Культуры восточных славян. Племенные союзы и территория их расселения. Занятия. Образ жизни. Быт и нравы. Верования славян. Система управления. Соседи восточных славян. Развитие торговых отношений. Предпосылки образования Древнерусского государства. Легенда о призвании варягов. Рюрик. Олег. Поход на Киев. Походы Олега на Византию. Правление Игоря. Правление Ольги. Первые государственные реформы. Святослав. Князь. Дружина. Вече. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Русь при Ярославе Мудром. Русская Правда. Первые усобицы. Любеческий съезд князей. Владимир Мономах. Изменение системы престолонаследия. Походы на половцев. Мстислав Великий. Социальная структура Древней Руси. Категории зависимого населения. Порядок владения землей. Внешняя политика. Культура Древней Руси. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись.
От Руси удельной к Московской Руси
Причины распада Древнерусского государства. Новые формы организации государственной власти. Северо-Восточная Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Развитие хозяйства и экономики. Новгородская республика. Держава Чингисхана. Монгольское нашествие. Образование Золотой Орды. Экономическая и политическая зависимость Руси от Орды. Русские земли после монгольского нашествия. Борьба с экспансией с Запада. Александр Невский. Невская битва. Ледовое побоище. Предпосылки и причины возвышения Москвы. Соперничество Москвы и Твери. Иван Калита. Собирание земель вокруг Москвы. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее значение. Набег Тохтамыша. Распад Золой Орды. Василий I. Набег Едигея. Василий II. Феодальная война. Великое княжество Литовское. Иван III. Присоединение Пскова и Новгорода. Стояние на Угре. Конец ордынскому владычеству. Москва – третий Рим. Власть и церковь. Судебник 1497 года. Социальная структура. Владение землей. Зависимое население. Изменения в характере власти. Культура.
Московское царство
Иван Грозный. Венчание на царство. Избранная рада. Земский собор. Судебник 1550 года. Стоглавый собор. Система приказов. Местное самоуправление. Стрелецкое войско. Формирование сословно-представительной монархии. Поместная система. Ливонская война. Присоединение Астраханского , Казанского и Сибирского ханств. Учреждение опричнины. Царство террора. Царствование Федора Ивановича. Дикое поле. Учреждение патриаршества. Царь Борис Годунов. Культура. Причины Смуты. Смутное время. Лжедмитрий I. Царь Василий Шуйский. Лжедмитрий II. Восстание Болотникова. Иностранная интервенция. Семибоярщина. Первое ополчение. Второе ополчение. Освобождение Москвы от поляков. Земский собор 1613 года. Избрание Михаила Романова на царство.
Россия в XVII веке
Внутренняя политика первых Романовых. Правление Михаила Федоровича. Правление Алексея Михайловича. Оформление крепостного права. Соборное уложение. Экономическое развитие. Сословия. Укрепление самодержавия. Религиозная реформа Никона. Церковный раскол. Старообрядчество. Боярская дума. Земские соборы. Приказная система. Местное самоуправление. Система кормления. Местничество. Причины народных выступлений. Медный бунт. Соляной бунт. Выступления старообрядцев. Восстание Степана Разина. Смоленская война. Присоединение Украины. Освоение Сибири. Первопроходцы. Правление Федора Алексеевича. Отмена местничества. Культура в XVII веке.
Россия в XVIII веке
Царствование Ивана и Петра. Регенство Софьи. Единоличное воцарение Петр. Великое посольство. Стрелецкие бунты. Северный союз. Причины Северной войны. Катастрофа под Нарвой. Основание Санкт-Петербурга. Военные реформы. Введение рекрутской повинности. Создание флота. Сражение при Лесной. Полтавская битва. Прутский поход. Морские сражения. Ништадтский мир. Итоги Северной войны. Провозглашение России империей. Административные реформы. Учреждение Сената. Введение коллегий. Табель о рангах. Указ о единонаследии. Губернская реформа. Церковная реформа. Налоги. Оформление самодержавия. Причины народных выступлений. Восстание Булавина. Башкирское восстание. Астраханское восстание. Нововведения в культуре и быте. Сторонники и противники реформ. Указ о престолонаследии. Дворцовые перевороты: причины и сущность. Внутренняя и внешняя политика периода дворцовых переворотов. Итоги дворцовых переворотов.
Территория и население во второй половине XVIII в. Царствование Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма». Социально-экономическое развитие. Областная реформа. Секуляризация. Внешняя политика. Русско-турецкие войны. Разделы Речи Посполитой. Отношения с Францией. Сословная структура. Особенности общественного движения. Восстание Пугачева. Радищев. Просвещение. Наука. Живопись. Архитектура.
Россия в XIX веке
Население Российской империи. Александр I. Николай I. Политическое устройство. Правительственная идеология. Политика в отношении крестьян. Указ «о вольных хлебопашцах». Реформы Сперанского. Создание военных поселений. Проекты Аракчеева. «Николаевский режим». Реформа государственных крестьян. Внешняя политика. Отечественная война 1812 года. Бородино. Венский конгресс. Священный союз. Восточный вопрос. Отношения с Османской империей. Крымская война. Консерватизм. Движение декабристов. Либеральное движение. Западники и славянофилы. Первые российские социалисты. Сословная структура. Экономическое развитие. Промышленный переворот в России. Политика в области образования. Развитие науки. Живопись. Архитектура. Театр. Музыка.
Территория и население. Александр II. Александр III. Правительственная идеология. Крестьянская реформа 1861 года. Земская реформа. Городская реформа. Судебная реформа. Военные реформы. Внутренняя политика Александр III. Внешняя политика. Отношения со странами Востока. Отношения со странами Запада. Кавказская война. Либеральное движение. Консерватизм. Народничество. Сословная структура. Развитие промышленности. Система образования. Развитие науки. Живопись. Архитектура. Музыка. Театр.
Россия в XX веке
Особенности географического положения и климатических условий России. Демографический процесс. Социальная структура. Российская модель экономической модернизации. Экономическая политика правительства. Сельское хозяйство: особенности развития. П.А. Столыпин и его политика. Реформы П.А. Столыпина. Итоги правления Столыпина. Политический кризис 1912-1913 годов. Внутренняя политика правительства в начале XX века. Особенности формирования политических партий России. Основные политические партии: либеральные, социалистической ориентации, консервативные. Реформы государственного строя. Первая и вторая государственные думы. Третьиюньский государственный переворот. «Кровавое воскресенье» и начало революции. 1905 1907 годы. Крестьянские выступления и разложение армии. Манифест 17 октября 1905г. Декабрьское восстание в Москве. Итоги революции. Русско-японская война. Начало и характер Первой мировой войны. Подготовка России к войне и планы сторон. Кампания 1915. Отступление русской армии в 1916 году. Брусиловский прорыв. Война и российское общество. Достижения науки. Идейные искания и художественная культура. «Серебряный век».
Падение самодержавия. Создание временного правительства. Апрельский кризис. Большевики и революция. Июньский и июльский кризисы власти. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Углубление кризиса власти осенью 1917 года. Вооруженное восстание в Петрограде. Установление советской власти. Революционно-демократические преобразования. Роспуск Учредительного собрания. Создание РСФСР. Брестский мир и его последствия. Военный коммунизм. Причины гражданской войны и интервенции. Советская республика в кольце фронтов: май 1918-март 1919. Решающие сражения: март 1919 – март 1920. Война с Польшей и поражение белого движения. Завершающий этап войны. Крестьянский фронт.
СССР. Образование СССР. Международное положение СССР после гражданской войны. Белая эмиграция и Коминтерн. Европейская политика СССР в 1920 г. Генуя и Рапалло. Внешнеполитическая стратегия СССР. Дипломатическое признание. Нэп. Успехи и противоречия нэпа. Итоги нэпа. Свертывание нэпа. Цели модернизации. Индустриализация: основные результаты. Культурная революция. Модернизация армии. Противоречия социалистической модернизации. Причины возвышения И.В. Сталина. Идея Сталина о возможности построения социализма в одной стране. Культ личности и политический террор. Репрессии. Чистка рядов Красной Армии. Конституция 1936 года. Коллективизация и ее итоги. Культурная революция. Ликвидация неграмотности и советская система образования. Утверждение метода социалистического реализма в искусстве. Пропагандистская направленность официальной советской культуры. Искусство и государственное строительство.
Возникновение очагов в Азии и в Европе. СССР и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. СССР и страны Запада накануне второй мировой войны. Советско-германские отношения: пакт о ненападении. Политика СССР в
начальный период второй мировой войны. План «Барбаросса». Подготовка к войне. СССР и Лига наций. Расширение территории СССР. Причины, этапы Великой Отечественной войны. Мобилизация страны. Смоленское сражение. Битва под Москвой. Боевые действия весной – летом 1942 года. Оборона Сталинграда. Оккупационный период на советской территории. Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом. Блокада Ленинграда. Орловско-курская дуга. Завершение коренного перелома в войне. Партизанское движение. Государство и церковь. Освобождение советской земли. Государственная политика на освобожденных территориях. Варшавское восстание. Наступление Красной армии в восточной Европе. Открытие второго фронта. Арденнская Висло-Одерская операция. Падение Берлина. Каллаборационизм и депортация народов. Разгром Японии. Антигитлеровская коалиция. Поставки по ленд-лизу. Мобилизация экономики. Героизм народа в тылу. Наука – фронту. Деятели культуры в период войны. Причины Победы. Цена Победы и итоги войны. Роль СССР во второй мировой войне, решение вопросов послевоенного устройства мира.
Глава 5. Советская сверхдержава – от сталинизма к реформам - 6 часов
Причины «холодной войны». СССР и «план Маршала». Создание двух систем. Новый индустриальный рывок. Переход страны на мирный путь развития. Проблемы сельского хозяйства. Итоги четвертой пятилетки. Гонка вооружений. Сталин в зеркале политической науки. Культ личности. Послевоенные репрессии. Власть и общество. Характер политического режима в СССР. Необходимость смены курса. Реформы Хрущева. XX съезд КПСС. Отставка Хрущева. Мирные инициативы СССР. Углубление военно-блокового противостояния. На грани ядерной войны. СССР и страны Восточной Европы. Развитие культуры, науки в послевоенные годы. Духовная жизнь в период «оттепели». Система «коллективного руководства». Экономические реформы 1960 гг. и их итоги. Проблемы застоя в экономике. Ю.В. Андропов. Начало распада «социалистического лагеря». «Доктрина Брежнева». СССР и международные конфликты. Переход к политике разрядки международной напряженности. Разрядка: опыт теоретического осмысления. Афганистан. Диссиденты. Наука и техника. Развитие литературы и искусства. Образование. Изменения перестройки. Начало преобразований Горбачева. Расширение гласности. Первые демократические выборы. Формирование многопартийности. Инициативы в военной области. Концепция нового политического мышления. СССР и перемены в Азии. Распад системы союзов. Поиск путей завершения «холодной войны». По пути экономических реформ. Причины кризиса в межнациональных отношениях. Развитие кризиса союза. ГКЧП. Распад СССР. Федеративные отношения. Конституционные кризисы 1993 года. Новая Конституция России. Итоги выборов.Федеративные отношения. Политический и Конституционные кризисы 1993 года. На гране гражданской войны. Опыт «шоковой терапии». Попытки коррекции курса реформ. Социальное расслоение. Дефолт и его последствия. Обстановка на постсоветском пространстве. Проблемы СНГ. «Россия в большой восьмерке». Изменения в духовной жизни. Государство и культура. Приход на пост президента В.В. Путина. Реформы органов власти. Чеченская проблема. Политические партии России. Внешняя политика. Российская экономика. Социальные проблемы и пути их решения. Демографические проблемы. Многонациональность России.
3.Тематическое планирование
10 класс 50 ч.
Глава 1. Древняя Русь - 4 часа
Восточная Европа в доисторический период. Появление человека на территории нашей страны. Стоянки первобытных людей. Неолитическая революция. Восточные славяне в древности. Культуры восточных славян. Племенные союзы и территория их расселения. Занятия. Образ жизни. Быт и нравы. Верования славян. Система управления. Соседи восточных славян. Развитие торговых отношений. Предпосылки образования Древнерусского государства. Легенда о призвании варягов. Рюрик. Олег. Поход на Киев. Походы Олега на Византию. Правление Игоря. Правление Ольги. Первые государственные реформы. Святослав. Князь. Дружина. Вече. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Русь при Ярославе Мудром. Русская Правда. Первые усобицы. Любеческий съезд князей. Владимир Мономах. Изменение системы престолонаследия. Походы на половцев. Мстислав Великий. Социальная структура Древней Руси. Категории зависимого населения. Порядок владения землей. Внешняя политика. Культура Древней Руси. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись.
Глава 2. От Руси удельной к Московской Руси – 6 часов
Причины распада Древнерусского государства. Новые формы организации государственной власти. Северо-Восточная Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Развитие хозяйства и экономики. Новгородская республика. Держава Чингисхана. Монгольское нашествие. Образование Золотой Орды. Экономическая и политическая зависимость Руси от Орды. Русские земли после монгольского нашествия. Борьба с экспансией с Запада. Александр Невский. Невская битва. Ледовое побоище. Предпосылки и причины возвышения Москвы. Соперничество Москвы и Твери. Иван Калита. Собирание земель вокруг Москвы. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее значение. Набег Тохтамыша. Распад Золой Орды. Василий I. Набег Едигея. Василий II. Феодальная война. Великое княжество Литовское. Иван III. Присоединение Пскова и Новгорода. Стояние на Угре. Конец ордынскому владычеству. Москва – третий Рим. Власть и церковь. Судебник 1497 года. Социальная структура. Владение землей. Зависимое население. Изменения в характере власти. Культура.
Глава 3. Московское царство - 5 часов
Иван Грозный. Венчание на царство. Избранная рада. Земский собор. Судебник 1550 года. Стоглавый собор. Система приказов. Местное самоуправление. Стрелецкое войско. Формирование сословно-представительной монархии. Поместная система. Ливонская война. Присоединение Астраханского , Казанского и Сибирского ханств. Учреждение опричнины. Царство террора. Царствование Федора Ивановича. Дикое поле. Учреждение патриаршества. Царь Борис Годунов. Культура. Причины Смуты. Смутное время. Лжедмитрий I. Царь Василий Шуйский. Лжедмитрий II. Восстание Болотникова. Иностранная интервенция. Семибоярщина. Первое ополчение. Второе ополчение. Освобождение Москвы от поляков. Земский собор 1613 года. Избрание Михаила Романова на царство.
Глава 4. Россия в XVII веке – 5 часов
Внутренняя политика первых Романовых. Правление Михаила Федоровича. Правление Алексея Михайловича. Оформление крепостного права. Соборное уложение. Экономическое развитие. Сословия. Укрепление самодержавия. Религиозная реформа Никона. Церковный раскол. Старообрядчество. Боярская дума. Земские соборы. Приказная система. Местное самоуправление. Система кормления. Местничество. Причины народных выступлений. Медный бунт. Соляной бунт. Выступления старообрядцев. Восстание Степана Разина. Смоленская война. Присоединение Украины. Освоение Сибири. Первопроходцы. Правление Федора Алексеевича. Отмена местничества. Культура в XVII веке.
Глава 5. Россия в первой половине XVIII в. – 5 часов
Царствование Ивана и Петра. Регенство Софьи. Единоличное воцарение Петр. Великое посольство. Стрелецкие бунты. Северный союз. Причины Северной войны. Катастрофа под Нарвой. Основание Санкт-Петербурга. Военные реформы. Введение рекрутской повинности. Создание флота. Сражение при Лесной. Полтавская битва. Прутский поход. Морские сражения. Ништадтский мир. Итоги Северной войны. Провозглашение России империей. Административные реформы. Учреждение Сената. Введение коллегий. Табель о рангах. Указ о единонаследии. Губернская реформа. Церковная реформа. Налоги. Оформление самодержавия. Причины народных выступлений. Восстание Булавина. Башкирское восстание. Астраханское восстание. Нововведения в культуре и быте. Сторонники и противники реформ. Указ о престолонаследии. Дворцовые перевороты: причины и сущность. Внутренняя и внешняя политика периода дворцовых переворотов. Итоги дворцовых переворотов.
Глава 6. Российская империя во второй половине XVIII в. – 7 часов
Территория и население во второй половине XVIII в. Царствование Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма». Социально-экономическое развитие. Областная реформа. Секуляризация. Внешняя политика. Русско-турецкие войны. Разделы Речи Посполитой. Отношения с Францией. Сословная структура. Особенности общественного движения. Восстание Пугачева. Радищев. Просвещение. Наука. Живопись. Архитектура.
Глава 7. Россия в первой половине XIX в. – 8 часов
Население Российской империи. Александр I. Николай I. Политическое устройство. Правительственная идеология. Политика в отношении крестьян. Указ «о вольных хлебопашцах». Реформы Сперанского. Создание военных поселений. Проекты Аракчеева. «Николаевский режим». Реформа государственных крестьян. Внешняя политика. Отечественная война 1812 года. Бородино. Венский конгресс. Священный союз. Восточный вопрос. Отношения с Османской империей. Крымская война. Консерватизм. Движение декабристов. Либеральное движение. Западники и славянофилы. Первые российские социалисты. Сословная структура. Экономическое развитие. Промышленный переворот в России. Политика в области образования. Развитие науки. Живопись. Архитектура. Театр. Музыка.
Глава 8. Российская империя во второй половине XIX в. – 9 часов
Территория и население. Александр II. Александр III. Правительственная идеология. Крестьянская реформа 1861 года. Земская реформа. Городская реформа. Судебная реформа. Военные реформы. Внутренняя политика Александр III. Внешняя политика. Отношения со странами Востока. Отношения со странами Запада. Кавказская война. Либеральное движение. Консерватизм. Народничество. Сословная структура. Развитие промышленности. Система образования. Развитие науки. Живопись. Архитектура. Музыка. Театр.
Итоговое повторение - 1 час
11 класс 50 ч.
Глава 1. Россия в начале XX века – 7 часов
Особенности географического положения и климатических условий России. Демографический процесс. Социальная структура. Российская модель экономической модернизации. Экономическая политика правительства. Сельское хозяйство: особенности развития. П.А. Столыпин и его политика. Реформы П.А. Столыпина. Итоги правления Столыпина. Политический кризис 1912-1913 годов. Внутренняя политика правительства в начале XX века. Особенности формирования политических партий России. Основные политические партии: либеральные, социалистической ориентации, консервативные. Реформы государственного строя. Первая и вторая государственные думы. Третьиюньский государственный переворот. «Кровавое воскресенье» и начало революции. 1905 1907 годы. Крестьянские выступления и разложение армии. Манифест 17 октября 1905г. Декабрьское восстание в Москве. Итоги революции. Русско-японская война. Начало и характер Первой мировой войны. Подготовка России к войне и планы сторон. Кампания 1915. Отступление русской армии в 1916 году. Брусиловский прорыв. Война и российское общество. Достижения науки. Идейные искания и художественная культура. «Серебряный век».
Глава 2. Революция и гражданская война в России – 6 часов
Падение самодержавия. Создание временного правительства. Апрельский кризис. Большевики и революция. Июньский и июльский кризисы власти. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Углубление кризиса власти осенью 1917 года. Вооруженное восстание в Петрограде. Установление советской власти. Революционно-демократические преобразования. Роспуск Учредительного собрания. Создание РСФСР. Брестский мир и его последствия. Военный коммунизм. Причины гражданской войны и интервенции. Советская республика в кольце фронтов: май 1918-март 1919. Решающие сражения: март 1919 – март 1920. Война с Польшей и поражение белого движения. Завершающий этап войны. Крестьянский фронт.
Глава 3.СССР на пути социалистического строительства – 6 часов
СССР. Образование СССР. Международное положение СССР после гражданской войны. Белая эмиграция и Коминтерн. Европейская политика СССР в 1920 г. Генуя и Рапалло. Внешнеполитическая стратегия СССР. Дипломатическое признание. Нэп. Успехи и противоречия нэпа. Итоги нэпа. Свертывание нэпа. Цели модернизации. Индустриализация: основные результаты. Культурная революция. Модернизация армии. Противоречия социалистической модернизации. Причины возвышения И.В. Сталина. Идея Сталина о возможности построения социализма в одной стране. Культ личности и политический террор. Репрессии. Чистка рядов Красной Армии. Конституция 1936 года. Коллективизация и ее итоги. Культурная революция. Ликвидация неграмотности и советская система образования. Утверждение метода социалистического реализма в искусстве. Пропагандистская направленность официальной советской культуры. Искусство и государственное строительство.
Глава 4. Советский Союз накануне и годы Великой Отечественной войны – 10 часов
Возникновение очагов в Азии и в Европе. СССР и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. СССР и страны Запада накануне второй мировой войны. Советско-германские отношения: пакт о ненападении. Политика СССР в
начальный период второй мировой войны. План «Барбаросса». Подготовка к войне. СССР и Лига наций. Расширение территории СССР. Причины, этапы Великой Отечественной войны. Мобилизация страны. Смоленское сражение. Битва под Москвой. Боевые действия весной – летом 1942 года. Оборона Сталинграда. Оккупационный период на советской территории. Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом. Блокада Ленинграда. Орловско-курская дуга. Завершение коренного перелома в войне. Партизанское движение. Государство и церковь. Освобождение советской земли. Государственная политика на освобожденных территориях. Варшавское восстание. Наступление Красной армии в восточной Европе. Открытие второго фронта. Арденнская Висло-Одерская операция. Падение Берлина. Каллаборационизм и депортация народов. Разгром Японии. Антигитлеровская коалиция. Поставки по ленд-лизу. Мобилизация экономики. Героизм народа в тылу. Наука – фронту. Деятели культуры в период войны. Причины Победы. Цена Победы и итоги войны. Роль СССР во второй мировой войне, решение вопросов послевоенного устройства мира.
Глава 5. Советская сверхдержава – от сталинизма к реформам - 6 часов
Причины «холодной войны». СССР и «план Маршала». Создание двух систем. Новый индустриальный рывок. Переход страны на мирный путь развития. Проблемы сельского хозяйства. Итоги четвертой пятилетки. Гонка вооружений. Сталин в зеркале политической науки. Культ личности. Послевоенные репрессии. Власть и общество. Характер политического режима в СССР. Необходимость смены курса. Реформы Хрущева. XX съезд КПСС. Отставка Хрущева. Мирные инициативы СССР. Углубление военно-блокового противостояния. На грани ядерной войны. СССР и страны Восточной Европы. Развитие культуры, науки в послевоенные годы. Духовная жизнь в период «оттепели».
Глава 6. СССР: от сверхдержавы к распаду – 7 часов
Система «коллективного руководства». Экономические реформы 1960 гг. и их итоги. Проблемы застоя в экономике. Ю.В. Андропов. Начало распада «социалистического лагеря». «Доктрина Брежнева». СССР и международные конфликты. Переход к политике разрядки международной напряженности. Разрядка: опыт теоретического осмысления. Афганистан. Диссиденты. Наука и техника. Развитие литературы и искусства. Образование. Изменения перестройки. Начало преобразований Горбачева. Расширение гласности. Первые демократические выборы. Формирование многопартийности. Инициативы в военной области. Концепция нового политического мышления. СССР и перемены в Азии. Распад системы союзов. Поиск путей завершения «холодной войны». По пути экономических реформ. Причины кризиса в межнациональных отношениях. Развитие кризиса союза. ГКЧП. Распад СССР. Федеративные отношения. Конституционные кризисы 1993 года. Новая Конституция России. Итоги выборов.
Глава 7. На пути к демократической России - 4 часа
Федеративные отношения. Политический и Конституционные кризисы 1993 года. На гране гражданской войны. Опыт «шоковой терапии». Попытки коррекции курса реформ. Социальное расслоение. Дефолт и его последствия. Обстановка на постсоветском пространстве. Проблемы СНГ. «Россия в большой восьмерке». Изменения в духовной жизни. Государство и культура.
Глава 8. Россия на пороге третьего тысячелетия - 3 часа
Приход на пост президента В.В. Путина. Реформы органов власти. Чеченская проблема. Политические партии России. Внешняя политика. Российская экономика. Социальные проблемы и пути их решения. Демографические проблемы. Многонациональность России.
Итоговое повторение по истории России XX –начало XXI – 1 час
4. Календарно-тематическое планирование
10 класс 50 ч.
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Домашнее задание | |
план. | факт. | ||||
Глава 1. Древняя Русь – 4 часа | |||||
1 | Введение. Предыстория народов России | 1 | §1 | ||
2 | Русь в IX - первой половине XII века | 1 | §2 | ||
3 | Расцвет и упадок Древней Руси | 1 | §3 | ||
4 | Урок повторения по теме «Древняя Русь» | 1 | §1-3 | ||
Глава 2. От Руси удельной к Московской Руси – 6 часов | |||||
5 | Древнерусские княжества в начале удельного периода | 1 | §4 | ||
6 | Время тяжелых испытаний | 1 | §5 | ||
7 | Возвышение Москвы | 1 | §6-7 | ||
8 | Создание державы | 1 | §8 | ||
9 | Иван III- «государь всея Руси» | 1 | §9 | ||
10 | Урок повторения по теме: "От Руси удельной к Московской Руси" | 1 | §4-9 | ||
Глава 3. Московское царство - 5 часов | |||||
11 | Политическая борьба в царствование Ивана IV | 1 | §10 | ||
12 | Ливонская война и опричнина Ивана Грозного | 1 | §11 | ||
13 | Россия в конце XIV века | 1 | §12 | ||
14 | Смутное время в Московском государстве | 1 | §13 | ||
15 | Урок повторения по теме «Московское царство» | 1 | §10-13 | ||
Глава 4. Россия в XVII веке – 5 часов | |||||
16 | Внутренняя политика | 1 | §14 | ||
17 | Внешняя политика России в XVII веке | 1 | §15 | ||
18 | Социальные конфликты | 1 | §16 | ||
19 | Культура и быт в XVII веке | 1 | §17 | ||
20 | Урок повторения по теме "Россия в XVII веке | 1 | §14-17 | ||
Глава 5. Россия в первой половине XVIII в. – 5 часов | |||||
21 | Предпосылки преобразований | 1 | §18 | ||
22 | Северная война и реформы | 1 | §19 | ||
23 | Обновленная Россия | 1 | §20 | ||
24 | Россия после Петра I (1725-1761) | 1 | §21 | ||
25 | Урок повторения по теме "Россия в первой половине XVIII века" | 1 | §18-21 | ||
Глава 6. Российская империя во второй половине XVIII в. – 7 часов | |||||
26 | Общая характеристика периода | 1 | §22 | ||
27 | Внутренняя политика правительства в 1761-1801 годы | 1 | §23 | ||
28 | Внешняя политика России в 1761-1801 годы | 1 | §24 | ||
29 | Основные черты социально-экономического развития в 1725-1801 годы | 1 | §25 | ||
30 | Массовые движения и зарождение общественного движения в России XVIII века | 1 | §26 | ||
31 | Основные направления развития культуры России в 1725-1801 годы | 1 | §27 | ||
32 | Урок повторения по теме "Российская империя во второй половине XVIII века" | 1 | §22-27 | ||
Глава 7. Россия в первой половине XIX в. – 8 часов | |||||
33 | Общая характеристика периода | 1 | §28 | ||
34 | Основные внутриполитические мероприятия правительств Александра I и Николая I | 1 | §29 | ||
35 | Внешняя политика в 1801-1855гг | 1 | §30 | ||
36 | Общественное движение в России в первой половине XIX века | 1 | §31 | ||
37 | Основные направления социально-экономического развития в первой половине XIX века. | 1 | §32 | ||
38 | Просвещение, наука, журналистика в первой половине XIX века | 1 | §33 | ||
39 | Основные направления развития российского искусства | 1 | §34 | ||
40 | Урок повторения по теме "Россия в первой половине XIX века» | 1 | §28-34 | ||
Глава 8. Российская империя во второй половине XIX в. – 8 часов | |||||
41 | Общая характеристика периода | 1 | §35 | ||
42 | Великие реформы. Их значение и судьба | 1 | §36 | ||
43 | Внешняя политика России в 1860-1880-е годы | 1 | §37 | ||
44 | Общественное движение в России в 1860-1880-е годы. | 1 | §38 | ||
45 | Основные тенденции социально-экономического развития пореформенной России | 1 | §39 | ||
46 | Быт и повседневная жизнь различных слоев населения России в XIX веке | 1 | §40 | ||
47 | Просвещение и наука в России второй половины XIX века. | 1 | §41 | ||
48 | Основные направления развития художественной культуры России в пореформенный период | 1 | §42 | ||
49 | Урок повторения по теме «Российская империя во второй половине XIX в.» | 1 | §35-42 | ||
Итоговое повторение – 1 час | |||||
50 | Итоговый урок по истории России с древнейших времен до конца XIX века | 1 |
11 класс 50 ч.
№п\п | Темы уроков | Кол-во часов | Дата | Домашнее задание | ||||
план. | факт. | |||||||
Глава 1. Россия в начале XX в. -7 часов | ||||||||
1 | Население страны | 1 | §1 | |||||
2 | Экономическое развитие | 1 | §2 | |||||
3 | Общественно-политическая жизнь | 1 | §3 | |||||
4 | Внешняя политика России | 1 | §4 | |||||
5 | Россия в Первой мировой войне | 1 | §5 | |||||
6 | Духовная жизнь общества | 1 | §6 | |||||
7 | Урок повторения и обобщения темы «Россия в начале XX века» | 1 | §1-6 | |||||
Глава 2. Революция и гражданская война в России– 6 часов | ||||||||
8 | Крушение монархии | 1 | §7 | |||||
9 | В горниле революции | 1 | §8 | |||||
10 | Становление большевистской диктатуры | 1 | §9 | |||||
11 | Гражданская война и военная интервенция | 1 | §10 | |||||
12 | Гражданская война и военная интервенция | 1 | §10 | |||||
13 | Урок повторения и я обобщения темы «Революция и гражданская война» | 1 | §7-10 | |||||
Глава 3. СССР на пути социалистического строительства – 6 часов | ||||||||
14 | Образование СССР и международное положение советской страны | 1 | §11 | |||||
15 | Новая экономическая политика | 1 | §12 | |||||
16 | Строительство социализма в отдельно взятой стране | 1 | §13 | |||||
17 | Сталинская революция «сверху» в деревне | 1 | §14 | |||||
18 | Советская идеология и культура | 1 | §15 | |||||
19 | Урок повторения и обобщения темы «СССР на пути социалистического строительства» | 1 | §11-15 | |||||
Глава 4. Советский Союз накануне и в годы Великой Отечественной войны - 10 часов | ||||||||
20 | СССР в предвоенном мире | 1 | §16 | |||||
21 | Начальный период войны | 1 | §17 | |||||
22 | Коренной перелом | 1 | §18 | |||||
23 | Победы Красной Армии в 1944-1945 гг | 1 | §19 | |||||
24 | Победы Красной Армии в 1944-1945 гг | 1 | §19 | |||||
25 | Союзнические отношения и советская дипломатия | 1 | §20 | |||||
26 | Экономика, тыл и культура в годы войны | 1 | §21 | |||||
27 | Экономика, тыл и культура в годы войны | 1 | §21 | |||||
28 | Источники Победы | 1 | §22 | |||||
29 | Урок повторения и обобщения темы «Советский Союз накануне и в годы Великой Отечественной войны» | 1 | §16-22 | |||||
Глава 5. Советская сверхдержава – от сталинизма к реформам - 6 часов | ||||||||
30 | Рождение сверхдержавы и «холодная война» | 1 | §23 | |||||
31 | Сталинизм и послевоенное общество | 1 | §24 | |||||
32 | Реформы и реформаторы | 1 | §25 | |||||
33 | Внешняя политика Советского Союза в годы реформ | 1 | §26 | |||||
34 | Идеология, образование, наука и культура в послевоенные годы | 1 | §27 | |||||
35 | Урок повторения и общения по теме: «Советская сверхдержава – от сталинизма к реформам» | 1 | §§23-27 | |||||
Глава 6. СССР: от сверхдержавы к распаду – 7 часов | ||||||||
36 | Время консерваторов | 1 | §28 | |||||
37 | Внешнеполитический курс СССР | 1 | §29 | |||||
38 | Накануне перемен | 1 | §30 | |||||
39 | Начало перестройки | 1 | §31 | |||||
40 | Реформы М.С. Горбачева | 1 | §32 | |||||
41 | Распад СССР | 1 | §33 | |||||
42 | Урок повторения и обобщения темы «СССР: от «сверхдержавы» к распаду» | 1 | §§28-33 | |||||
Глава 7. На пути к демократической России - 4 часа | ||||||||
43 | Трудный путь демократии | 1 | §34 | |||||
44 | Экономические реформы и их социальные последствия | 1 | §35 | |||||
45 | Внешнеполитический курс России | 1 | §36 | |||||
46 | Российская культура | 1 | §37 | |||||
Глава 8. Россия на пороге третьего тысячелетия - 3 часа | ||||||||
47 | Новый курс президента В.В. Путина | 1 | §38 | |||||
48 | Современная Россия | 1 | §39 | |||||
49 | Урок повторения и обобщения темы «Россия на пороге третьего тысячелетия» | 1 | §38-39 | |||||
Итоговое повторение – 1 час | ||||||||
50 | Итоговое повторение по истории России XX –начало XXI | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по истории России в 7 классе
рабочая программа по истории России в 7 классе составлена к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...
рабочая программа по истории России в 8 классе
рабочая программа по истории России в 8 классе составлена к учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по Истории России XXвек -9 класс
Рабочая программа по истории России по А.А. Данилову, Л.Г. Косулиной для учащихся 9 класса....
рабочая программа по истории России для 9 класса
Рабочая программа по истории России для 9-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования; авторской программы по...
рабочая программа по истории России для 11 класса
Рабочая программа по курсу история России для 11 А класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории на базово...
Рабочая программа по истории России для 7 класса
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихс...
Рабочая программа по истории России для профильных классов
Рабочая программа по курсу «История» предназначена для профильных 10-11 классов общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандар...