Урок по Истории России.Тема: «Художественная культура» 8 класс
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме
Тип урока: Урок заочная экскурсия. Урок закрепления изученного. Класс: 8(14-15 лет) Предмет: История России. Тема: «Художественная культура» Задачи урока: -Помочь ученикам ознакомиться с идеями, ценностями и умениями людей прошлого. -Развивать уважение ко всем направлениям культуры, способность понимать других людей, навыки аналитического мышления. -Посетить музей, как исследователь, а не просто как экскурсант. -Получать удовольствие от изучения художественной культуры. Цели урока: -Создать у учащихся представление о художественной культуре России в первой половине XIX в., обратив их внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения; познакомиться с творчеством литераторов, композиторов, художников, архитекторов. -Развивать навыки устной, монологической речи, самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему, групповой работы на основе вежливости, доброжелательности. Конструктивно взаимодействовать в интересах общего дела. -Пробудить у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре. Воспитывать уважительное отношение к культурным ценностям своей страны, трепетное отношение к тем кто собирает и хранит наше культурное достояние.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennaya_kultura._urok_na_konkurs.docx | 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО автора работы: учитель истории Михайлова Светлана Юрьевна.
Школа: ГБОУ школа 2080 школьное отделение 2.
Тип урока: Урок заочная экскурсия. Урок закрепления изученного.
Класс: 8(14-15 лет)
Предмет: История России.
Тема: «Художественная культура»
Задачи урока:
-Помочь ученикам ознакомиться с идеями, ценностями и умениями людей прошлого.
-Развивать уважение ко всем направлениям культуры, способность понимать других людей, навыки аналитического мышления.
-Посетить музей, как исследователь, а не просто как экскурсант.
-Получать удовольствие от изучения художественной культуры.
Цели урока:
-Создать у учащихся представление о художественной культуре России в первой половине XIX в., обратив их внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения; познакомиться с творчеством литераторов, композиторов, художников, архитекторов.
-Развивать навыки устной, монологической речи, самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему, групповой работы на основе вежливости, доброжелательности. Конструктивно взаимодействовать в интересах общего дела.
-Пробудить у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре. Воспитывать уважительное отношение к культурным ценностям своей страны, трепетное отношение к тем кто собирает и хранит наше культурное достояние.
План урока:
- Русская литература.
- Музыка.
- Живопись.
- Архитектура.
Новые термины: Художественная культура, художественный стиль, сентиментализм, романтизм, реализм, классицизм.
Оборудование: Иллюстративный материал, презентации учащихся, раздаточный материал, рабочие листы.
Предварительное задание:
Разделиться на 4 группы по 4-5 человека.
Выбрать тему:
а) Русская литература.
б) Музыка.
в) Живопись.
г) Архитектура.
Найти информацию в интернете на сайте музея-усадьбы «Остафьево» - «Русский Парнас», прочитать статьи в других печатных изданиях.
Побывать в музее, сделать фотографии, выбрать те предметы, о которых пойдёт рассказ, составить текст экскурсии на 7-10 минут.
Фотографии на флешке подготовить к демонстрации. Подготовить общую презентацию.
Также выделяется дополнительная группа из добровольцев для проведения социологического опроса.
Вопросы анкеты:
-Когда вы были в последний раз в музее-усадьбе «Остафьево» - «Русский Парнас»?
-Назовите ваши любимые уголки парка и экспозиции музея ради которых вы готовы возвращаться.
-Кто впервые познакомил вас с музеем?
Этапы урока:
-Вступительное слово учителя.
-Выступление социологической группы.
-Заочная экскурсия (представление подготовленных экскурсий по группам)
-Заполнение рабочих листов.
-Подведение итогов.
Вступительное слово учителя: В начале 19 века значительно возрос интерес в обществе к произведениям литературы и искусства. На протяжении всего 19 столетия подмосковная усадьба Остафьево была тесно связана с литературой и художественной жизнью Москвы. Ребята на примере истории усадьбы представят литераторов, музыкантов, художников первой половины 19 века, познакомят с их творчеством.
Экскурсионные остановки:
- Русская литература.
Перед классом выходит экскурсовод (ведущий группы), готовивший материал по русской литературе. Он приглашает всех посетить заочную экскурсию в музей-усадьбу «Остафьево» - «Русский Парнас», которая являлась местом встреч представителей нескольких поколений литераторов: П.А. Вяземского, Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и других.
- Музыка.
Следующая остановка музыкальная. Ребята слушают отрывки из музыкальных произведений той поры.
В начале 19 века в русскую музыку проникли новые романтические веяния. В 1820-е годы в летнее время в Остафьеве проходили традиционные праздники. В программу включались спектакли, балы, приглашался оркестр музыкантов из Суханова. В репертуаре были классические произведения и водевили. Устраивались камерные музыкальные вечера, исполнялись романсы.
- Живопись.
Теперь все приглашаются посмотреть коллекцию русской живописи, представленную в музее Остафьево. Она отличалась интересным подбором и была представлено всеми жанрами. В неё вошли работы известных художников А.А. Кисилева, А.И. Мещерского, И.К. Айвазовского, И. Захарова и других. В 19 веке растёт интерес художников к личности человека. Самым многочисленным в коллекции русской живописи усадьбы Остафьево было собрание портрета. Здесь были портреты императоров, семейные портреты и портреты друзей дома. Особое место отводилось коллекционным портретам. Они являются свидетельством высокого таланта художников-портретистов Боровиковского, Маковского, Кипренского, Брюлова и других выдающихся русских мастеров.
- Архитектура.
Следующая остановка связана с архитектурой.
В первой половине 19 века в архитектуре классицизм задержался дольше, чем в других областях художественного творчества. Усадебный дом в селе Остафьево был построен в 1800-1807 году А.И. Вяземским, отцом поэта П.А. Вяземского. Автор проекта точно не известен. Двухэтажный, кирпичный, он воплотил в себе все стилистические принципы архитектуры классицизма. Основным элементом декоративного главного фасада является шестиколонный портик, завершающийся высоким треугольным фронтоном. Над домом возвышался бельведер, подчёркивавший ось симметрии. Рядом с усадьбой был разбит регулярный парк центральной липовой аллеей. Он переходил в пейзажный с небольшими зелёными лужайками.
Подведение итогов:
В конце урока учитель оценивает работу каждой группы и отдельных учеников. Всем выступавшим целесообразно поставить положительные оценки ("«хорошо" и «отлично»)
Домашнее задание: п. 17, заполнить рабочие листы.
Рефлексия.
Оцените свое участие на занятиях.
-Что полезного и нужного вы взяли из занятий?
-Что вам дают такие занятия в плане развития?
-Какие виды работы вам больше всего понравились и почему?
-Как вы оцениваете своё участие на занятии. Какие для себя сделали выводы?
Список использованной литературы.
1. А.А. Данилов Л.Г. Косулина «История России, 19 век. 8 класс» М., 2007.
2. Е.В. Симонова «Поурочные разработки по истории России» М.,2008г.
3. Н.К.Квятковская «Остафьево» М.,1990г.
4. Л.М. Карнишина О.М. Свалова «Пушкин и Остафьево» Остафьево 2008г.
5. А.Н.Греч «Убранство Остафьевского дома» Остафьево 2007г.
6. М.А. Шаповалов «Вяземский – Гоголь. Диалог» Остафьево 2009г.
7. Т.Н. Смирнова «Памятники в Остафьеве», М.,1999г.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время» Класс: 7
План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время»Класс: 7Учитель: Кузнецова Мария АлександровнаШкола: МОУ Удельнинская гимназия Базовый учебник: Российск...
План-конспект урока по истории России Тема: «Император Николай I». Класс: 8
План-конспект урока по истории РоссииТема: «Император Николай I».Класс: 8 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия Базовый учебник: Ро...
План-конспект урока по истории России Тема: ««Альтруизм и эгоизм». Класс: 8
План-конспект урока по истории РоссииТема: ««Альтруизм и эгоизм».Класс: 8 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия Базовый учебник: Р...
План-конспект урока по истории России Тема: «Начало Северной войны» Класс: 8
План-конспект урока по истории РоссииТема: «Начало Северной войны»Класс: 8 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия Базовый учебник: ...
План-конспект открытого урока по истории России Тема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6
План-конспект открытого урока по истории РоссииТема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия...
8 класс (ФГОС) Открытый урок по истории России Тема: "Внешняя политика России. Северная война: 1700-1721 гг."
Данный урок предназначен для реализации программы по истории России в 8 классе (ФГОС). Урок получается интресным, если провести подготовительную (опережающую) работу. Например, учащиеся должны ...
Конспект урока по истории России Тема. Внешняя политика России в XVII в. 10 класс
Цель урока: - описать основные направления и дальнейшие тенденции внешней политики России в XVII в.;- оценить значение присоединения Украины к России;- охарактеризовать процесс освоения новых территор...