План-конспект урока по истории России Тема: ««Альтруизм и эгоизм». Класс: 8
план-конспект занятия по истории (8 класс) на тему
План-конспект урока по истории России
Тема: ««Альтруизм и эгоизм».
Класс: 8
Учитель: Кузнецова Мария Александровна
Школа: МОУ Удельнинская гимназия
Базовый учебник: Российская история. XVI-XVIII века, 8 класс, А. А. Данилов, Л.Г. Косулина, Просвещение 2014.
Цель: приобретение знаний об альтруизме, эгоизме, разумном эгоизме, о том, как эти качества проявляются в поступках людей; какие из этих качеств являются наибольшим проявлением добродетели.
Задачи:
· познакомить с понятиями поступок; «альтруизм», «эгоизм», «разумный эгоизм», их проявлениями;
· воспитывать гуманное отношение к людям, нравственную жизненную позицию - стремление к совершению поступков, направленных на благо других людей;
· развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и переносить полученные знания на жизненные ситуации.
Мотивация выбора данной темы: о совершении бескорыстных поступков ради других людей и о поступках, которые пренебрегают общественными ценностями, слышал каждый. Познакомить детей с понятиями «альтруизм» и «эгоизм», «разумный эгоизм», их проявлениями, формировать и детей желание сочувствовать, сопереживать, помочь бескорыстно – задача педагога, школы, общества.
Основные термины и понятия: альтруизм, эгоизм, разумный эгоизм, поступок.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, карточки-задания для индивидуальной и групповой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_4.docx | 25.16 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по истории России
Тема: ««Альтруизм и эгоизм».
Класс: 8
Учитель: Кузнецова Мария Александровна
Школа: МОУ Удельнинская гимназия
Базовый учебник: Российская история. XVI-XVIII века, 8 класс, А. А. Данилов, Л.Г. Косулина, Просвещение 2014.
Цель: приобретение знаний об альтруизме, эгоизме, разумном эгоизме, о том, как эти качества проявляются в поступках людей; какие из этих качеств являются наибольшим проявлением добродетели.
Задачи:
- познакомить с понятиями поступок; «альтруизм», «эгоизм», «разумный эгоизм», их проявлениями;
- воспитывать гуманное отношение к людям, нравственную жизненную позицию - стремление к совершению поступков, направленных на благо других людей;
- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и переносить полученные знания на жизненные ситуации.
Мотивация выбора данной темы: о совершении бескорыстных поступков ради других людей и о поступках, которые пренебрегают общественными ценностями, слышал каждый. Познакомить детей с понятиями «альтруизм» и «эгоизм», «разумный эгоизм», их проявлениями, формировать и детей желание сочувствовать, сопереживать, помочь бескорыстно – задача педагога, школы, общества.
Основные термины и понятия: альтруизм, эгоизм, разумный эгоизм, поступок.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, карточки-задания для индивидуальной и групповой работы.
Место проведения: классная комната.
Комментарий к уроку.
Данный урок является 13-ым уроком курса. Дети уже знакомы с некоторыми понятиями и терминами. Данное занятие проводится на основе жизненного опыта и уже полученных знаний.
На уроке кроме работы с мультимедийной презентацией используется работа с текстом учебника и с карточками-заданиями для индивидуальной и групповой работы.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. | Приветствие, объявление темы урока | Слайд 1,2 |
2.Актуализация темы. | Часто поступки людей в моральном отношении оцениваются как альтруистические и эгоистические. При этом альтруистические поступки одобряются, а эгоистические осуждаются. Что же такое альтруизм и эгоизм? Почему и за что мы одобряем альтруистов и отрицательно высказываемся в адрес тех людей, которых мы называем «эгоистами»? Послушайте рассказ – притчу и поразмышляйте. Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком: — Простите меня, мистер, — ответил мальчик. — У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились. Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня. Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце.
| Отвечают на вопросы, рассуждают. Слайд 3 Слайд 4 |
3. Знакомство с понятием «альтруизм». | - Откройте учебник (стр.30) и прочитайте определение. Альтруизм – это нравственная жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей и ради общих целей. Альтруизм – это бескорыстная помощь. ? Что значит «бескорыстная помощь»? ? Как вы считаете, свободен ли альтруизм от недостатков? Может ли излишняя любовь к «дальнему» привести к забвению «ближних»? | Находят нужный текст, зачитывают его. Слайд 5 Слайд 6,7,8,9,10,11 Рассуждения детей |
4. Знакомство с понятием «эгоизм». | - Откройте учебник (стр.31) и прочитайте определение. Эгоизм – это действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества. Поразмышляем над высказыванием: Эгоист — это человек, который никогда не скажет дурного слова ни о ком, потому что говорит только о себе. Братолюбие живет тысячью душ, себялюбие — столько одной, и притом очень жалкой. (Мария Эбнер Эшенбах) Поразмышляем над фотографиями. Ребята, а вот ещё интересные высказывания: Амброз: Эгоист — человек дурного тона, больше интересующийся собой, чем мной. Георг: Кто влюблен в самого себя, тот никогда не будет иметь много соперников. Аруэ: Ни на что не годится тот, кто годится только для себя. Пьер: Самая почетная победа — та, которую одерживают над эгоизмом. Поразмышляем над рисунком: | Находят нужный текст, зачитывают его. Слайд 12,13 Рассуждения детей. Слайд 14 Слайд 15, 16, 17, 18 Слайд19 Дети выражают свое мнение, оценивают услышанное Слайд 29 |
5.Работа с карточками. | - У вас есть карточки со словами, из которых вам нужно собрать пословицы. Соберите, пожалуйста, попробуйте объяснить каждую из них. Своя рубашка ближе к телу. Собственное благополучие гораздо важнее интересов других людей. Говорится в качестве упрека в эгоизме либо как оправдание собственных эгоистических устремлений, действий. Свет не без добрых людей. Всегда найдутся люди, готовые посочувствовать, помочь в трудной ситуации. Собака на сене лежит - сама не ест и другим не дает. Люблю тебя, когда я у тебя; постыл ты мне, когда ты у меня. После меня хоть трава не расти. Сперва ты меня повези, а потом я на тебе поеду. Не до дружка, до своего брюшка. Хватайся сам за доску, пускай другой тонет, мне что до того, было бы нам хорошо. Мне что до тебя, я знаю себя. Коли конь да не мой - так хоть волк его съешь. После меня хоть трава не расти. Поразмышляем над высказыванием: Братолюбие живет тысячью душ, себялюбие — столько одной, и притом очень жалкой. (Мария Эбнер Эшенбах) | Работа в группах. Собирают пословицы, объясняют их значение. Проверка. Слайд 21, 22 Размышления детей. |
6. Знакомство с понятием «разумный эгоизм». | Так что же лучше? Альтруизм или эгоизм? Есть поступки, которые мы характеризуем как разумный эгоизм. Давайте познакомимся с этим понятием. - Откройте учебник (стр.31) и прочитайте определение. Разумный эгоизм – способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу. Разумный эгоист понимает, что удовлетворить свои интересы он может, только заботясь об окружающих его людях и обществе, в котором он живёт. | Рассуждают. Читают определение в учебнике. Обсуждают. Слайд 23 |
7.Подведение итогов по разделу. | Ребята, приведите примеры из жизни, в которых можно было бы ярко увидеть эгоизм, альтруизм, разумный эгоизм. Порассуждаем над текстом: Они поселились на Земле вместе с первыми людьми и всегда сопровождали их и были всегда рядом. Они могли существовать и по отдельности. Это было редкостью, и, рано или поздно, они встречались. Снова встречались. Так уж устроен человек. Она была красивой и доброй, Он - колючим и неприятным. Она была светлой и радостной, Он - тёмным и печальным. Она несла людям тепло и надежду. Он - холод и зависть. Она заполняла сердца и мысли, Он опустошал и забирал силы. Она приходила, чтобы помочь и умереть, и воскреснуть снова. Он жил постоянно, меняя свой облик и место жительства. Но люди зависели от них одинаково. Вывод. Будучи противоположностями, эгоизм и альтруизм успешно дополняют друг друга. Говоря о добродетели, уместно говорить о разумном эгоизме, т.к. именно он является «золотой серединой» между двумя крайностями – эгоизмом и альтруизмом. | Приводят примеры, доказывают правильность выбора, рассуждают. |
8. Итог урока. | - Давайте вспомним все, о чем мы говорили на уроке и сделаем вывод. Альтруизм:
Эгоизм:
Разумный эгоизм – «золотая середина» между крайними эгоизмом и альтруизмом, он наиболее приближен к понятию о добродетели. | Слайд 24,25 |
9. Домашнее задание | - Учебник стр. 30-31. Устно прокомментировать «мудрые мысли» на стр.31 учебника, дополнительно подобрать высказывания по теме, изученной на этом уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспекта открытого урока по истории России
Тема:" Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762."...
План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.
Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор...
План-конспект открытого урока по истории России в 6 классе
“Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIIIв»....
План – конспект открытого урока по истории России «Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»
План – конспект открытого урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Либеральные начинания в царствование Александра I.Реформаторская деятельность М.М. Сперанского» Учитель: Кузнецова М...
План-конспект урока по истории России Тема: «Император Николай I». Класс: 8
План-конспект урока по истории РоссииТема: «Император Николай I».Класс: 8 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия Базовый учебник: Ро...
План-конспект урока по истории России Тема: «Начало Северной войны» Класс: 8
План-конспект урока по истории РоссииТема: «Начало Северной войны»Класс: 8 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия Базовый учебник: ...
План-конспект открытого урока по истории России Тема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6
План-конспект открытого урока по истории РоссииТема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия...