Протоирей отец Василий .Тропой православия
творческая работа учащихся по истории (8 класс) на тему

Сенькина Анна Михайловна

исследовательская работа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_tropoy_pravoslaviya.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

                     

                               Протоиерей отец Василий

                          Ислледовательская   работа

                               ( Тропой православия)

                                        Содержание

Введение………………………………………………………………………2-3

  1. Жизнь Протоиерея  отца Василия и его семьи в царское время………4-5

2.Судьба отца Василия  и его семьи в советский период…………………..5-7

Заключение…………………………………………………………………….8

Список использованной литературы…………………………………………9

Введение

Актуальность темы исследования. . Тему своей исследовательской работы  я выбрала не случайно. Чудесами святых всех веков наполнена  история Церкви Христовой. Но чудеса творит не вера в вообще, а вера христианская..  Примером искренне верующего человека, высоко- нравственного поведения для меня, и для  кого – то еще может стать жизнь отца Василия Иоанно-Воинского храма  в селе Шалы   Атюрьевского района .

           Человек был сотворен, чтобы веровать в Бога. Отсутствие веры в Бога, являясь извращением человеческой природы и корнем всех зол, укоренено в грехе , нечистоте и гордости. Значение веры в развитии человека заключается в том, что она дает нужное направление  всем душевным силам  человека - его разуму. чувствам и воле , также приводит  в гармонию  его внутренний мир ,вера отводит человека от низких земных интересов , вводит его область высших, святых переживаний.

Цель данной работы: углубление знаний об истории православной  культуры и истории своей малой Родины

    В соответствии с намеченной целью в работе ставились следующие задачи:

- изучение особенностей положения  церкви и церковнослужителей в царское время 20-е и 30-е. гг. 20 века.

-расширение знаний о том, как события нашей страны отразились в истории церкви  и церковнослужителей

-выявление современной значимости  церкви и церковнослужителей для молодого поколения

Объект исследования: Протоиерей Василий Светлов

Предмет исследования: судьба отца Василия и его детей

Методы исследования Теоретические - анализ источников литературы и Интернет-сайтов по проблеме исследования.

Интервью с внучкой Юлией  Владимировной

Степень разработки данной темы. При работе над данным исследованием были изучены работы ученых и специалистов в области  положения церкви Н.В. Турекулова «История тысячелетия», где предоставлен весьма обширный материал о церкви и церковнослужителях, отражает сущность рассматриваемой проблемы и ход исследования. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 Теоретическая значимость работы:  самое высшее предназначение человека - оставаться человеком даже  в нечеловеческих ситуациях.

Практическая значимость работы: Данную исследовательскую работу можно использовать на уроках истории  православной культуры, при проведении внеклассных мероприятий.

Гипотеза: Я думаю, пройдут годы, десятилетия, века, но жизнь церковнослужителей, живших в советское время, останется примером духовно-нравственного становления личности во все времена

Ведь истинная радость, мир и блаженство- это внутренние состояния, которые приходят в результате общения человека  с Богом.

1.Жизнь Протоиерея  отца Василия Светлова и его семьи в царское время.

  Протоиерей Василий Светлов по окончанию учебы в городе Тамбове по собственному желанию, был направлен священником в Темниковский уезд Тамбовской губернии село Шалы. Он мог остаться в городе и заниматься преподавательской деятельностью, но решил, что в провинции принесет больше пользы. По его проекту на средства богатого помещика Андроного был построен  в селе новый Иоанно-Воинский храм. Настоятелем в этом храме стал, отец Василий. При храме организовал начальную школу, где все предметы преподавал сам. Обладая музыкальным слухом, хорошо играя на нескольких музыкальных инструментах, он создал при храме церковный хор. Вот, что вспоминал о нем митрополит Вениамин. « Здесь, т. е. в Шалах, мы гостили три дня ,а многое запомнилось сильно доселе. Сначала меня удивила, что у святого такая большая семья, едва ли не семеро детей. Обычно мы представляли  святых в виде  монахов- пустынников или девственных святителей  или мучеников. Здесь же была  с виду обычная семья. Но скоро сомнения испарились само собой. Святой лик иерея не нуждается в объяснении и оправданиях. Семья отца Василия сильно отличалась  от других семей того времени. Он категорически решил не учить  ни в губернских школах  для девочек, ни в гимназиях, ни даже  в женском епархиальном училище своих дочек. Он был уверен  во вредном влиянии этих школ на невинных детей, а тогда, т.е.  в конце 19 века была мода  на высшие женские курсы. И слово «курсистка» стало нарицательным, именем нечистой и «политической» девицы: остриженные короткие волосы, развязные манеры, курение табака, непременный революционный либерализм, безверие и нередко нравственная невоздержанность. Вот так рисовался образ «курсистки». И почти всегда такие девицы уходили из-под влияния родителей, это тоже считалось знаком самостоятельности и свободы. Конечно, не все были такими, но молва шла плохая о них. Отец Василий боялся за своих девочек и поэтому решил учить их дома сам. И действительно выучил, все они были весьма  умными и широко образованными девушками. К моему удивлению, они знали  так много, сколько не знали  рядовые гимназистки. Секрет нам открыли сами девушки. Они попросили отца выделить им комнату. Здесь была и спальня и библиотека. И чего там только не было. И Толстой, и Достоевский  и «заочный  университет» Его собственная семейная жизнь была совсем не заурядно    Конечно, ничего нельзя сказать о неизвестных сокровенных сторонах ее и судить лишь отчасти по некоторым внешним признакам. Например, во всем доме не видно зеркал. Батюшка считал грешным занятием засматриваться на свой лик. И лишь после долгой борьбы его дочерям удалось отвоевать право поставить маленькое зеркальце, вершков с пять на четыре, в гостиной (она же и столовая). Да и то место для него нашлось на выступе «голландской» печи. Разумеется, строгие посты, говенья». И приходили  к отцу Василию  не только на службу, но и на лечение.

Отец Василий своим личным примером  и умно-сердечной молитвой   был руководителем духовно- психических законов как для своих детей, так и для мирян, которые приходили к нему не только за советом, но и просто  помолиться. Он умело проникал до самых глубин души  человеческой, видел в ней  самое зарождение зла, а также причины этого зарождения, устанавливал точный диагноз болезни  и указывал точный способ лечения.

 

2.Судьба отца Василия и его семьи  в советский период

        По рассказу внучки, Юлии Владимировны, которая проживала  на Явасе, к сожалению,  летом 2014 г. она умерла. Все дети по благословлению отца стали образованными людьми. Две  дочери работали учителями. Сын Дмитрий во время  Первой мировой войны работал инженером на военном заводе в городе Иваново. Двое других сыновей Пантелеимон и младший Владимир стали священнослужителями. Старший сын Пантелеимон служил летчиком-конструктором в эскадрильи на Дальнем Востоке. Все было хорошо до тех пор, пока не начались события, которые изменили  весь ход нашей истории. Сначала Первая мировая война, Февральская революция  1917г., В Октябре   1917 г. в ходе   следующей революции  к власти пришли большевики во главе с В. И. Лениным. Советская власть  с первых дней своего существования церковь объявила своим первым врагом, а религию назвал В.И. Ленин «опиумом» для народа, поэтому начинаются гонения на церковь и церковнослужителей . А при Сталине И. В. репрессии достигли своей апогеи. После революции Старший сын Пантелеимон, в 1917 г. вернулся в Мордовию и получил  место священника в церкви Андрея Стратилата в селе Мордовская Козловка. В 1930 году , когда начались гонения на церковь. Пантелеимона арестовали. Его большую семью, в которой было семеро детей, выгнали из дома, отобрали все, вплоть до детской одежды. Терпя нужду и лишения, двое детей умерли от голода. А двум его дочерям повезло: их забрали к себе родственники. Остальные дети остались с матерью. В 1937 году, отбыв наказание в лагерях на Севере, Пантелеимона по болезни освободили. Но в 1938 году последовал второй его арест, закончившийся расстрелом.  

      Не менее трагична судьба младшего сына отца Василия-Владимира. Иерей Владимир в 30-е годы имел приход в селе Шалы ,где проводил службы со своим отцом. Когда приехали сотрудники НКВД арестовать отца Василия, то увидели старого, слепого и больного священника, который мог и не доехать до лагеря, поэтому вместо него забрали сына Владимира.

    Молодой тридцатилетний мужчина оказался в Чуфаровской тюрьме Ромодановского района. Заключенные выполняли непосильный порой ненужный труд: мешками носили с реки песок на ветряную мельницу, где его мололи и превращали в муку. Пыль забивала глаза,     нос, уши, легкие.  Молодые мужчины задыхаясь, теряли сознание, заболевали. По утрам тяжелобольных за ноги вытаскивали из барака. Потом их уже никто не видел. Так в 1935 году погиб Владимир Васильевич Светлов. Ни могилы, ни креста...

      После ареста Владимира семью выселили из дома деда, но разрешили поселиться в пустующей избе. В небольшой комнатке ютились десять человек. Членам семьи не разрешали работать. Чтобы прокормиться, женщины ходили в лес, рвали ягоды, грибы, лесные яблоки, щавель, лебеду. Осенью, после уборки урожая сельчанами, на пустующих огородах собирали  мелкую картошку, брошенные листья капусты. Семье немного помогали жители окрестных сел и деревень. Прихожане любили отца Василия и поэтому делились с его семьей, чем могли. Сами, ожидая арестов, приходили к нему за благословлением. И отец Василий, рискуя, откликался  на каждую просьбу.

    Так он благословил отца Иоанна, священника из Атюрьева, когда тот попал под внимание НКВД, спрятаться от ареста. Глубоко под домом сделали комнату, где много лет жил и служил отец Иоанн. В основном по ночам он крестил детей, венчал и совершал другие церковные требы. Позже в 1949 году, внучка протоиерея Василия, Юлия венчалась у отца Иоанна, пройдя 32 км из Яваса в Атюрьево пешком.

             Протоирей Василий Александрович Светлов умер в 1934 году. Узнав о его смерти, из окрестных сел, деревень, из Атюрьева потянулись люди проводить в последний путь своего наставника. Из райцентра прискакали сотрудники НКВД. Нагайками, угрозами, пистолетами  отгоняли людей от дома. Не разрешали выносить гроб с телом, но собравшихся это не пугало. На четвертый день старшая дочь Серафима вышла к людям и на коленях, со слезами просила народ разойтись. Люди ушли от дома, но спрятались в кустах и зарослях речки Ляча. Как только вынесли гроб, все вышли и последовали за ним. Даже мертвого боялись энкеведешники отца Василия, поэтому по селу гроб нести не разрешили. Несли по задворкам. Провожавшие получали удары кнутами, их давили лошадями, но шли они до конца, до самого кладбища.

  Душевная боль, очередная утрата, страх за дорогих людей. На этом не заканчиваются испытания семьи Светловых. У иерея Владимира остались двое детей: Юлия и Анатолий. Вскоре после смерти деда умирает их мать. Дети остаются с бабушкой и тетями.

   Юлия заканчивает семилетку в селе Шалы, и родные устраивают ее в Явасскую среднюю школу. Это совпало с началом Великой Отечественной Войны. И даже в это время находились добрые люди. Путь от Шал до Яваса был долгим. Преодолевать ежедневно 12 км Юлия не могла, поэтому жила в квартире у чужих людей. Плату за жилье с нее не брали. Она помогала по дому: носила воду из реки, колола дрова, топила печь. За 12 км пешком по морозу носила из села картошку. Пока донесет, картошка замерзнет, загремит в ведре как погремушка, и это была вся ее еда. Есть хотелось все время. Зимой ходила в рваных валенках, вместо подошвы березовая кора; летом и осенью — в колошах. Часто болела: ее клали в больницу, но питание ей не полагалось, потому что она не была прописана в поселке.   Пожалеют санитарочки — дадут корочку хлеба или винегрет, а то и целый день пролежит голодная. Старалась пить больше воды, наполнить живот.

    И все же Юлия Владимировна с добротой вспоминает те годы. «Всем жилось трудно; впроголодь, - с пониманием говорит она. Отцы на фронте, у всех дети. Но мне старались помочь, поддержать, кто добрым словом, кто едой».

    После окончания школы в 1944 году ей не пришлось учиться дальше. «Очень слаба здоровьем», - сказали врачи. Она устроилась работать в органы юстиции. И вновь на ее жизненном пути встречаются порядочные, умные, и доброжелательные люди. Благодаря им Юлия Владимировна избегает судебного разбирательства по ложному обвинению. Да, в жизни все рядом: белое и черное, добро и зло.

    Она хранит в памяти имена, фамилии, никого не упоминает со злом, то проронит горькую слезу, то улыбнется радостно и светло. Юлия Владимировна розовела от смущения и улыбалась, когда рассказывала свою историю жизни. «Я и детям об этом не говорила. Они не знали деда, прадеда, да и я сама боялась об этом вспоминать».

 Православное предание часто называет смирение « матерью всех добродетелей» , а гордость – « причиной  всех грехов».

          Смирение – это неупадок сил или угрызение совести. Оно  не выражается  во внешне приниженном поведении. Быть на самом деле смиренным, означает  видеть настоящую действительность, какая она есть в Боге.  « Истинно  христианское смирение  человека перед богом  есть глубокое сознание  и живое чувство того, что он сам себе ничего  не значат, а если  чем и становятся в христианском смысле, то достигает этого только  Господом Богом, Его силою, Его милостью, снисхождением и любовью»

             Смирение  и истинная вера в Бога  не   смогли озлобить  ни отца Василия , ни его детей  и внуков к своим врагам. Подлинное божественное величие - это способность сделаться наименьшим для наименьших с абсолютной уверенностью, что это подражание к Богу.

                             

                                     Заключение.

 Сравнивая веру с другими возвышенными способностями человека, мы видим, что она подобно интуиции, расширяет пределы человеческого разума.  Она дает доступ  к тому, что  недосягаемо для телесных чувств. Вера часто опережала открытия науки, утверждая, что мир вечен, что он постепенно переходил от низших форм к высшим, что все законы природы подчинены одному высшему плану, что существуют другие миры, отличные от нашего, и так далее. Благодаря общению с Богом, верующий человек обладает особым чутьем к истине. Вера, как все доброе, требует усилия. Вот почему за нее обещается награда: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет ...»

        Сегодня на месте где стояла церковь Иона Воина и на могиле отца Василия поставлены кресты.     Иеромонах Ионно-Богословского  Макаровского   мужского монастыря   отец  Мефодий  услышал, что на Шалинском сельском кладбище, покоится  прах настоятеля  Иоанна - Воинского храма отца Василия , обладавшего даром прорицания и исцеления от болезней .  У него созрела идея  основать в Шалах мужской монастырь. Его идея нашла поддержку у главы администрации района И.С. Гусарова.,  Благочинского района отца Сергия, ООО « Ямашевская роща» А.И. Макаева и многих жителей района. В 2012 г.  с помощью горячих поклонников  идей отца Мефодия уже сделано два деревянных сруба под скит, где планирует он жить, чтобы руководить строительными работами. Если идеи отца Мефодия  воплотятся в реальность  то, по его словам. Шалы  могут стать одним из центров  духовной жизни Мордовии. Жива память народная.

    Таким образом, я добилась своей цели - углубила  знания  об истории православной  культуры и истории своей малой Родины. И доказала гипотезу, что  люди никогда не забудут тот духовный подвиг церковнослужителей, проявившие  в 20-е-30-е гг. 20 века.  Ибо Господь сказал: блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин.20.29)

Список, использованной литературы:

1.Земля Атюрьевская 2001 г.

2.Газеты « Сельские вести» от 28 сентября 2012 г.,

« Сельские вести» от 7 декабря 2012 г.

3.Энциклопедия православная Мордовия.2010 г.

4. Энциклопедия православной жизни  И. Принт Тула. 2009 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация экологической тропы"Мы в любое время года ходим тропами природы"

Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьёт навыки труда в природе....

История Муковозчика Василия Константиновича (Василя) и его сыновей - участников ВОВ

Хутор Муковозчика Василия Константиновича (Василя) располагался в 4-5 км. от д. Васильевки Тюхтетского района Красноярского края. Рядом был хутор Рукопца Фадея и Савченко Дениса, 25 лет прослужившег...

"Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина".

Урок составлен   с учетом технологии "Модерация".  Технология предлагает  работу на уроке в семи фазах....

«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»

laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...

Сценарий постановки «Василий Теркин» по мотивам поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

Сценарий постановки «Василий Теркин»  по мотивам поэмы А. Т. Твардовского  «Василий Теркин». Не лгать,Не трусить,Верным быть народу,Любить родную землю-мать,Чтоб...

"Несколько часов из жизни Василия Тёркина". Музыкально-литературная композиция по мотивам поэмы А. Твардовского "Василий Тёркин"

Цель: воспитание у детей патриотических чувств и уважения к подвигу участников боевых действий и тружеников тыла в Великой Отечественной войне.Задачи:расширять знания детей о литературе, посвящённой В...

Технологическая карта урока на тему "Образ Василия Теркина - защитника родной страны в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин"

Технологическая карта и конспект урока на тему "Образ Василия Теркина - защитника родной страны в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин".Презентация к уроку....