"Несколько часов из жизни Василия Тёркина". Музыкально-литературная композиция по мотивам поэмы А. Твардовского "Василий Тёркин"
статья по музыке
Цель: воспитание у детей патриотических чувств и уважения к подвигу участников боевых действий и тружеников тыла в Великой Отечественной войне.
Задачи:
- расширять знания детей о литературе, посвящённой Великой Отечественной войне;
- разучивать фрагменты из поэмы А. Твардовского "Василий Тёркин";
- формировать способность выразительного осмысленного чтения стихотворного текста;
- познакомить детей с песнями, посвящёнными ВОВ, посредством подготовки попурри и танцев к постановке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
патриотическое воспитание | 25.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Несколько часов из жизни Василия Тёркина»
Музыкально-литературная композиция
по мотивам поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин»
для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Ольга Васильевна Подколзина.
Цель: воспитание у детей патриотических чувств и уважения к подвигу участников боевых действий и тружеников тыла в Великой Отечественной войне.
Задачи:
- расширять знания детей о литературе, посвящённой Великой Отечественной войне;
- разучивать фрагменты из поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин», формировать способность выразительного осмысленного чтения стихотворного текста;
- познакомить детей с песнями, посвящёнными ВОВ, посредством подготовки попурри и танцев к постановке.
Действующие лица: рассказчики (8 детей), Василий Тёркин, шофёр, танкисты (2 ребёнка), бойцы.
Ход мероприятия
Под музыку выходят рассказчики.
Рассказчик 1: Заняла война полсвета,
Стон стоит второе лето.
Опоясал фронт страну.
Где-то Ладога… А где-то
Дон – и то же на Дону…
Рассказчик 2: Где-то лошади в упряжке
В скалах зубы бьют об лёд…
Где-то яблоня цветёт,
И моряк в одной тельняшке
Тащит степью пулемёт…
Рассказчик 3: Где-то бомбы топчут город,
Тонут на море суда…
Где-то танки лезут в горы,
К Волге двинулась беда…
Рассказчик 4: С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной
Не шутя, Василий Тёркин,
Подружились мы с тобой.
Я забыть того не вправе,
Чем твоей обязан славе,
Чем и где помог ты мне.
Делу время, час забаве,
Дорог Тёркин на войне.
Рассказчик 5: Тёркин – кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Рассказчик 6: Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.
Рассказчик 7: Но чтоб знали, чем силён,
Скажем откровенно:
Красотою наделён
Не был он отменной.
Не высок, не то чтоб мал,
Но герой – героем.
На Карельском воевал –
За рекой Сестрою.
Рассказчик 8: Был в бою задет осколком,
Зажило – и столько толку.
Трижды был он окружён,
Трижды Тёркин вышел вон.
Рассказчик 9: И хоть было беспокойно –
Оставался невредим
Под огнём косым, трёхслойным,
Под навесным и прямым.
И не раз в пути привычном,
У дорог, в пыли колонн,
Был рассеян он частично,
А частично истреблён…
Остаются 1 и 2 рассказчики, остальные уходят.
Под музыку появляется Тёркин, идёт по залу, пока рассказчик читает текст.
Рассказчик 1: По дороге прифронтОвой,
Запоясан, как в строю,
Шёл боец в шинели новой,
Догонял свой полк стрелковый,
Роту первую свою.
Шёл легко и даже браво
По причине по такой,
Что махал своею правой,
Как и левою рукой.
«Танец фронтовых шофёров» (муз. Б. Мокроусова)
Пока дети танцуют, Тёркин присаживается на заднем плане на пенёк.
После танца остаётся один шофёр. Тёркин выходит на передний план.
Рассказчик 2: Шёл боец в шинели новой,
Догонял свой полк стрелковый…
Вдруг – сигнал за поворотом,
Дверцу выбросил шофёр, («выезжает» шофёр)
Говорит:
Шофёр: Садись, пехота,
Щёки снегом бы натёр.
Далеко ль?
Тёркин: На фронт обратно.
Руку вылечил.
Шофёр: Понятно.
Не герой?
Тёркин: Покамест нет.
Рассказчик 1: Тёркин говорит в ответ.
Едут, говорят в дороге
Вдруг – колонна впереди.
Будь ты пеший или конный,
А с машиной стой – и жди.
Шофёр и Тёркин уходят в сторону, выходят дети на танец.
Танец «В лесу прифронтовом» (муз. М. Блантер)
Пока длится танец, на заднем плане располагаются солдаты вокруг костра, Тёркин подсаживается к ним.
Тёркин: Вот беда: во всей колонне
Завалящей нет гармони,
А мороз – ни стать, ни сесть.
Танкист 1: Эй, браток, гармонь-то есть!
Тёркин: Так сыграть бы на дорожку?
Танкист 2: Да сыграть – оно не вред.
Тёркин: В чём же дело? Чья гармошка?
Танкист 1: Чья была, того уж нет…
Командир наш был любитель,
Но покинул здешний свет…
Танкист 2: Наш комбат вот в этой башне
Просидел в бою вчерашнем.
Трое – были мы друзья…
Тёркин: Да… потери знаю я..
Я ведь сам понять умею,
Я вторую, брат, войну…
И ранению имею,
И контузию одну.
И опять же – посудите –
Может, завтра – с места в бой…
Танкист 1: А и правда, что жалеть-то?
Ну, сыграй нам, дорогой!
Рассказчик 2: Только взял боец трёхрядку,
Сразу видно – гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
Позабытый деревенский
Вдруг завёл, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив.
Рассказчик 1: И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой…
Попурри военных песен
Рассказчик 2: Вдруг с опушки отдалённой
Из-зы тысячи колёс
Из конца в конец колонны:
«По машинам!» – донеслось.
И опять увалы, взгорки,
Снег да ёлки с двух сторон…
Едет дальше Вася Тёркин, –
Это был, конечно, он.
Занавес закрывается.
Рассказчик 1: Повесть памятной годины,
Эту книгу про бойца,
Я и начал с середины
И закончил без конца
С мыслью, может, дерзновенной
Посвятить любимый труд
Павших памяти священной,
Всем друзьям поры военной,
Всем сердцам, чей дорог суд.
Все участники выходят на поклон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев"
Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев" посвящена Дню полного освобождения ленинградцев от вражеской блокады. В композицию вошли стихи, песни, посвящённые подвигам ленинградцев....
Музыкально-литературная композиция, посвящённая жизни и творчеству А.Блока
Данную композицию можно использовать как на уроках литературы, так и во внеклассных мероприятиях по предмету....
Музыкально-литературная композиция "Воспоминание. Несколько слов о Николае Резанове"
В основе композиции - лирические произведения Андрея Вознесенского. Сценарий создан для участников детского театрального объединения....
Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»
Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...
Сценарий постановки «Василий Теркин» по мотивам поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»
Сценарий постановки «Василий Теркин» по мотивам поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин». Не лгать,Не трусить,Верным быть народу,Любить родную землю-мать,Чтоб...
"На войне, как на войне" сценарий музыкально-литературной композиции по поэме "Василий Тёркин".
Сценарий музыкально-литературной композиции по поэме "Василий Тёркин"....
Музыкально-литературная композиция. Любовная лирика поэтов Серебряного века "Жизнью я дышу, любя."
Музыкально - литературная композиция содержит материал для проведения внеклассного мероприятия при изучнеии поэзии Серебряного века в старших классах....