Технологическая карта урока на тему "Образ Василия Теркина - защитника родной страны в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Халикова Рушания Рифхатовна

Технологическая карта и конспект урока на тему "Образ Василия Теркина - защитника родной страны в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин".

Презентация к уроку.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образ Василия Теркина – защитника родной страны. Презентация к уроку литературы в 8 классе Автор : Халикова Рушания Рифхатовна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Лайтамакская СОШ»

Слайд 2

Добрый день!

Слайд 3

Иллюстрация художника О. Верейского Глава «Гармонь» Иллюстрация художника И. Бруни Глава «Два солдата»

Слайд 5

Формулируем тему урока… «Образ Василия Теркина – защитника родной страны в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

Слайд 6

Определяем цель урока Дать всестороннюю характеристику Василию Теркину – защитнику родной страны Что нужно знать, чтобы дать характеристику литературному персонажу? - содержание поэмы; - план характеристики литературного персонажа; - уметь работать с текстом.

Слайд 7

Алгоритм характеристики литературного персонажа . 1. Место, занимаемое героем в произведении. 2. Обстановка, в которой он живет. 3. Портрет – описание внешности. 4. Манера держаться. 5. Речь героя. 6. Поступки, особенности поведения, деятельность, влияние на окружающих. 7. Понимание героем цели в жизни. 8. Чувства и мысли литературного героя, его взаимоотношения с другими людьми. 9. Отношение автора к герою. 10. Значение героя в раскрытии идеи произведения.

Слайд 8

Ментальная карта

Слайд 9

Памятник Александру Твардовскому и Василию Теркину

Слайд 10

Домашнее задание (на выбор) . Написать письмо герою. Спроектировать и сделать буклет «Защитнику Отечества»

Слайд 11

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лайтамакская средняя общеобразовательная школа»»

Номинация

«Функциональная грамотность: учимся для жизни»

Методическая разработка урока

 ЛИТЕРАТУРЫ

в 8 классе

 по теме

«Образ Василия Теркина – защитника родной страны

в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

Разработала и провела:

Халикова Рушания Рифхатовна.

учитель русского языка и литературы

Лайтамак – 2023

Аннотация.

       Урок по теме «Образ Василия Теркина – защитника родной страны в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» - это плановый урок литературы по программе 8 класса, направлен на формирование читательской грамотности учащихся. Работа по формированию читательской грамотности отслеживается на всех этапах урока. На уроке решаются задачи: формирование ИКТ-компетенций, активизация читательского кругозора, организация взаимодействия между детьми как формирование навыков учебного сотрудничества и другие.

Организация процесса обучения на уроке соответствует возрастным особенностям учащихся. Созданы оптимальные условия для достижения целей и задач урока, предоставлены возможности для применения умений и навыков, творческих способностей учащихся.

Тема урока актуальна в преддверии празднования Дня Победы.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Раздел

Из русской литературы XX века. Произведения о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Тема

«Образ Василия Теркина – защитника родной страны в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

Цель

1.Образовательные:

- раскрыть образ Василия Теркина – защитника родной страны в поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»;

- проникнуть в замысел автора;

- понимание идейно-художественного богатства поэмы;

- систематизация литературоведческих понятий.

2.Развивающие:

- развитие читательской грамотности;

- развитие ассоциативного и логического мышления;

- развитие умения проводить мини-исследования поэтического текста; 

 -развитие умения высказывать и доказывать свою точку зрения.

3.Воспитательные:

- учиться понимать чувства и переживание человека;

- проникнуться гордостью за русский народ-победитель;

- воспитывать интерес к истории родной страны.

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Формирование предметных умений по содержанию данного урока. Совершенствование навыков аудирования, монологической и диалогической речи, работая в парах и группах. Знать содержание глав, уметь анализировать, воссоздавать образ,  живой и убедительный народный характер, какими средствами поэт подчеркивает предельную степень обобщенности в образе героя, своеобразное воплощение черт русского солдата

Развитие функциональной (читательской) грамотности. Освоение различных образовательных пространств. Применение полученных знаний, умений и навыков на межпредметном уровне.

Соотнесение текстовой информации и иллюстративного материала.

Познавательные. Формирование навыков самостоятельной работы с текстом художественного произведения. Анализ, сравнивание текстов, устанавливание причинно-следственных связей. Владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ.

Регулятивные. Умение выбирать, планировать свою работу, подготовка к реализации собственного продукта. Развитие внимания, связной устной и письменной речи.

Коммуникативные. Организация взаимодействия между детьми как формирование навыков учебного сотрудничества. Умение работать в парах и группах, осознание ценности дружеских отношений между людьми.

Выявление и активизация творческих возможностей и способностей детей. Умение сформулировать и высказывать собственную точку зрения. Формирование аналитических умений у обучающихся, развитие инициативы учащихся, формирование творческого размышления над художественным произведением. Развитие умений и навыков публичных выступлений.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Форма работы

Технологии

История, ИЗО

УМК В.Я.Коровина, медиапроектор, презентация по теме, учебник Литература. 8 кл. Коровина В.Я. - М. : Просвещение, 2021г. Тексты с содержанием поэмы. Рабочие тетради. Компьютер. Проектор.  Интернет. Иллюстрации к поэме «Василий Теркин». Песня А. Гомана «Русский парень».

Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная

Проблемное обучение, ТРКМ, проектная деятельность

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.Этап урока. Организационный этап

Приветствие

Приветствие

Регулятивные: умение организации на рабочем месте, оперативного включения в урок.

Коммуникативные: умение слушать, включаться во взаимодействие с учителем.

Личностные: формирование уважительного отношения к учителю. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

2.Этап урока. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

1.Определение темы урока.

2.Организация просмотра презентации в сопровождении песни «Русский парень».

3.Уточнение цели и задач урока.

1.Прослушивание отрывка из песни  Алексея Гомана «Русский парень».

2.Просмотр презентации с иллюстрациями к поэме «Василий Теркин».

3.Определение цели и задач урока.

Предметные: осознание значимости изучаемых знаний.

Регулятивные:   умение удерживать внимание при восприятии информации, предположить и сформулировать тему, цель, задачи урока.

Познавательные:   умение осмыслить учебный материал,   выделить главные, существенные признаки, установить связи в учебном материале, помогающие предположить тему урока.  Коммуникативные: строить речевое высказывание, вносить свои предложения, уточнения.

Личностные: Самоопределение, адекватная мотивация. Развитие навыков самоцелеполагания, связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,  

формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

3.Этап урока. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Физминутка. Релаксация

Организация работы с «ментальной картой».

Организация проведения релаксации.

Заполнение «ментальной карты».

Работа в парах, группах.

Выступление – защита «ментальной карты».

Релаксация.

Предметные: Повторение и осознание того, что уже усвоено.

Регулятивные: умение оценить качество и уровень усвоения предыдущих знаний; определять последующие действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: осмысление способов и условий действий.

Коммуникативные: умение воспринимать и понимать информацию, вступать в учебный диалог.

Личностные: осознание собственного объема знаний, готовность к саморазвитию. здоровьесбережение, ценностное отношение к природному миру.

4.Этап урока. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

Организация «мозгового штурма»

«Мозговой штурм».

Работа в парах. Соотнесение плана характеристики с описанием героя. Взаимопроверка.

Регулятивные: умение оперировать понятиями, предлагать рациональные способы решения проблем и выполнения заданий, анализировать свои достижения и достижения одноклассников.

Познавательные: строить цепочку рассуждений, обосновывать свои наблюдения, делать выводы, представлять информацию, используя разные приемы ее структурирования.

Коммуникативные: воспринимать информацию, строить монологическое высказывание, видеть и излагать жизненно-практическое значение решаемой задачи, давать свою оценку.

Личностные: социальная компетентность, готовность к решению моральных проблем, устойчивое следование этическим нормам  и   эстетическим образцам.

5.Этап урока. Этап включения в систему знаний и повторения.

Организация работы на платформе РЭШ.

Выполнение тренировочных заданий на платформе РЭШ.

Предметные: осмысление результатов деятельности по освоению новых знаний, выявление трудностей.

Регулятивные: объективно оценивать результаты своей деятельности, вносить необходимые дополнения и коррективы в выполненное задание в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.

Познавательные: проводить рефлексию способов и условий действий.

Коммуникативные: точно выражать свои мысли, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: способность к мобилизации сил, энергии, способность к волевому усилию по достижению результата.

6.Этап урока. Этап рефлексии учебной деятельности. Прием «Чудо дерево» 

Организация работы с «Чудо деревом»

Ответы по работе с «Чудо деревом»

Регулятивные: умение соотносить достигнутые результаты с поставленными задачами, оценивать результаты совместной деятельности и факторы влияния на ее результативность.

Познавательные:  анализировать достигнутые результаты,   выделять главное в теме урока, оперировать понятиями, самостоятельно воспроизводить знания и способы деятельности при подведении итогов урока.

Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, сотрудничать  при коллективном подведении итогов, строить устное высказывание в сжатой форме, давать собственную оценку положительным и отрицательным моментам урока.

Конспект урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Этап урока. Организационный этап

Приветствие.                                                             (слайд 2)

- Здравствуйте, ребята, и улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения друг другу. Присаживайтесь.

Приветствие

2.Этап урока. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

1.Включение в тему урока.

- Наш сегодняшний урок посвящен вечной теме в русской литературе и в жизни. Кто мне скажет, с каким произведением мы с вами познакомились на прошлом уроке?

 (Число записано на доске. Седьмое апреля.)

- С поэмой А.Т.Твардовского «Василий Теркин».

2.Определение темы, цели и задач урока.      (слайд 3-4)

- Послушайте отрывок из песни Алексея Гомана и посмотрите презентацию, чтобы определить тему, цель и задачи нашего урока.

3.Организация просмотра презентации в сопровождении песни «Русский парень». (1.30.мин)

-  Какой темой объединены песня и презентация? Сформулируйте тему нашего урока.                     (слайд 5)

4.Уточнение темы урока. «Образ Василия Теркина – защитника родной страны в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин». (записывают в тетрадь)

- Определим цель урока.

5.Уточнение цели и задач урока.                          (слайд 6)

- Дать всестороннюю характеристику Василию Тёркину – защитнику родной страны. 

Что нужно знать, чтобы дать характеристику литературному персонажу?

1.Прослушивание отрывка из песни  Алексея Гомана «Русский парень».

2.Просмотр презентации с иллюстрациями к поэме «Василий Теркин».

3.Определение темы, цели и задач урока.

- образ русского солдата, защитника родины.

Запись темы урока в тетрадь

- Раскроем образ Василия Теркина, узнаем его характер

- Проанализируем образ Василия Теркина.

- Выявим черты защитника Отечества.

- знать содержание поэмы;

- план характеристики литературного персонажа;

- уметь работать с текстом 

3.Этап урока. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

1.Организация работы с «ментальной картой».

- Чтобы достичь цели нашего урока, вам нужно будет провести исследование и для этого вы будете работать с «ментальной картой», используя план характеристики литературного персонажа.                                      (слайд 7)

- Обратите внимание на карту, она у вас на слайде, прочитайте.                                                                (слайд 8)

- На что вы обратили внимание при чтении карты?

- Дома вы нашли и отметили цитаты, характерные образу Василия Теркина. Надо расположить их на ментальной карте. Даю на обсуждение в парах 1 минуту. А теперь образуем группы и заполняем «ментальную карту» цитатами, характерными образу Василия Теркина.

                                                                                  (слайд 7)

Заполнение «ментальной карты».

Читают направления «ментальной карты»

- Это характеристика героя с двух позиций: с позиции воина и отношения автора к своему герою.

Работа в группах.

4.Этап урока. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

1.Организация защиты «ментальной карты».

- 1 группа.

- 2 группа.

2. Организация «мозгового штурма»

- соотнести план характеристики с описанием героя. 3.Организация взаимопроверки по ключу.

Выступление – защита «Ментальной карты».

1 группа

2 группа

2.Работа в парах на соотнесение плана характеристики с описанием героя.

3.Взаимопроверка по ключу.

Физминутка. Релаксация «Весна» А.Вивальди. (1 минута)

2.Выводы:

- Получили ли вы ответы на вопросы, которые задали в начале урока? Прошу высказаться. (слайд 9)

Приглашаю вас к «открытому микрофону».

Таким образом, на примере образа Василия Теркина мы увидели, что Василий Теркин – это собирательный образ воина, который сражается с фашистами за свободу своей страны. Защита родной страны, образ воина – защитника это вечные темы в литературе и в жизни.

-А можно ли Василия Теркина сравнить с героями нашего времени? (да).

- Посмотрим видеоряд о героях России.

- Вы посмотрели видеоряд о героях России. Какие они, герои России?

- Я верю и знаю, что вы тоже настоящие патриоты своей страны. С честью носите звание гражданина своей страны.

1.В образе Василия Теркина объединены лучшие нравственные качества русского народа: патриотизм, готовность к подвигу, любовь к труду, к жизни, к людям. Его уникальность, гениальность, необыкновенность – в естественности, непосредственности, обыкновенности. Недаром о Теркине народ сложил пословицы: «Будь предан России, как Теркин Василий», «Теркин – солдат на все хват».

2. Внешний вид: «Красотою наделён не был он отменной. Не высок. не то чтоб мал». Больше о внешности НИЧЕГО нет. Теркин — воплощение русского характера. Он не выделяется ни значительными умственными способностями, ни внешним видом: Теркин – кто же он такой?..

Просто парень сам собой

Он обыкновенный».

3. Теркин бывалый солдат, участник войны с Финляндией. В Великой Отечественной войне он участвует с первых дней: "в строй с июня, в бой с июля".

Деревенский житель, родом из Смоленского края, холост, рядовой пехотинец. Воевал всю войну, был ранен, дошёл до Берлина вместе с Советской Армией.

4. Теркина бойцы считают своим парнем и радуются, что тот попал именно в их роту. Теркин не сомневается в окончательной победе. Основными чертами характера Василия Теркина можно считать скромность и простоту. Теркин думает, что на его месте каждый русский солдат поступил бы точно так же. Нередко приходится герою поэмы сталкиваться со смертью. Однако жизнерадостность и природный юмор помогают ему справиться со страхом, побеждая таким образом саму смерть.

5. Теркин привычно рискует собственной жизнью. Например, он в ледяной воде переправляется через реку и налаживает связь, обеспечивая благоприятный исход боя. Когда замерзшему Теркину оказывают медицинскую помощь, он шутит:

          Растирали, растирали.. .

 Вдруг он молвит, как во сне:

 - Доктор, доктор, а нельзя ли

 Изнутри погреться мне?

  Теркин готов плыть назад, проявляя тем самым недюжинную волю и мужество.

6. Василий Теркин — мастер на все руки. В суровых военных условиях он не утратил вкус к мирному труду: умеет и починить часы, и наточить старую пилу. Кроме того, Теркин — мастер играть на гармонике, он развлекает товарищей по оружию, бескорыстно дарит им минуты радости. Кто же он — Василий Теркин?

С первых дней годины горькой,

Мир слыхал сквозь грозный гром,

Повторял Василий Теркин:

– Перетерпим. Перетрем...

 Словом, Теркин, тот, который

 На войне лихой солдат,

 На гулянке гость не лишний,

 На работе — хоть куда.

7. Важна принадлежность Теркина к самому массовому роду войск – пехоте. Герой – пехотинец. Теркин – из числа чернорабочих войны, на которых и держится страна, которые вынесли на своих плечах тяжесть войны. Образ Теркина – это обобщенный образ, при всей своей реалистичности и обыкновенности.

- храбрые, бесстрашные, сильные, мужественные, любят Родину, свою страну, настоящие патриоты.

5.Этап урока. Этап включения в систему знаний и повторения.

1.Организация работы на платформе РЭШ на интерактивной доске (фронтальная работа).

- А сейчас проведем проверочную работу по содержанию поэмы «Василий Теркин» на платформе РЭШ.

- Оцените свою работу, как вы справились.

2.Выводы:

- Вы хорошо справились. Молодцы.

Выполнение тренировочных заданий на платформе РЭШ.

6.Этап урока. Этап рефлексии учебной деятельности. Прием «Чудо дерево» 

1. Дача домашнего задания. (на выбор)            (слайд 10)

- Написать письмо герою.

- Спроектировать и сделать буклет «Защитнику отечества»

2.Организация работы с «Чудо деревом».

- выйдите, пожалуйста, к «Чудо дереву», дайте оценку своей работе на уроке.

3. Оценки за урок с комментированием.

- Сегодня я услышала очень хорошие ответы, вы все были активны. Особенно ________________________

4.Заключение.

- Всем спасибо за урок. Урок окончен.                 (слайд 11)

Записывают домашнее задание.

Ответы по работе с «Чудо деревом»

Приложение.

  1. Соотнесите характеристики главного героя, Василия Теркина, с цитатами из текста

            Схема анализа

                    Образ героя

1.Определение место героя среди персонажей.

Привалясь к  стволу сосны,

Не щадя махорки,

На войне насчёт войны

Вёл беседу Тёркин.

3.Портрет, внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

Тёркин - кто же он такой?

Скажем откровенно……

4. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.(на примере своей главы.)

5.Речь героя.

Какая лексика используется автором в речи героя? ( высокая, нейтральная, разговорная)

зачитать

6. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

«Свой?» - бойцы между собой,-

«Свой!» - переглянулись.

7. Средства выразительности, которые использует автор для создания главного героя.

 

«Был рассеян я частично,

А частично истреблён…

8. Новаторский характер образа главного героя

 Впрочем парень хоть куда.

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

Соотнесите характеристики главного героя, Василия Теркина, с цитатами из текста

            Схема анализа

                    Образ героя

1Анализ имени.

«Василий- Россия» созвучие

2.Степень участия и его роль в конфликте

Люди теплые, живые

Шли на дно, на дно, на дно…

..Переправа сорвалась…

3. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.(на примере своей главы.)

 И, у заберегов корку

Ледяную обломав,

Он как он, Василий Тёркин,

Встал живой, добрался вплавь.

4.Речь героя.

Какая лексика используется автором в речи героя? ( высокая, нейтральная, разговорная)

зачитать

5. Юмор в поэме (на примере своей главы)

Растирали, растирали…

6. Средства выразительности, которые использует автор для создания главного героя.

 Отвечая, вы должны доказывать свои ответы строчками из  поэмы.

7. Новаторский характер образа главного героя

Соотнести характеристики главного героя, Василия Теркина, с цитатами из текста

            Схема анализа

                    Образ героя

1. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.(на примере своей главы.)

мечта

2.Речь героя.

Какая лексика используется автором в речи героя? (высокая, нейтральная, разговорная)

зачитать

3. Юмор в поэме (на примере своей главы)

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

4.Средства выразительности, которые использует автор для создания главного героя.

 Отвечая, вы должны доказывать свои ответы строчками из  поэмы.

8.Прямая авторская оценка.

 Теркин, Тёркин, добрый малый…

9.  Новаторский характер образа главного героя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока английского языка с использованием мультимедийной презентации« Страна специй».

Урок  контроля и коррекции  знаний и умений по учебной теме «Travelling and transport» («Путешествие и транспорт»)4 класс (4-й год обучения)Учебник Верещагиной И. Н., Афанасьевой О. В.Англий...

Технологическая карта урока литературы "Поэтическое изображение родины и родной природы в лирике С. Есенина"

Технологическая карта урока позволяет учителю  коррекционной школы реализовать требования к уроку в условиях введения ФГОС...

Технологическая карта урока по географии 7 класс, по теме страны Северной Европы

Урок географии по теме Фенноскандия (Северная Европа)....

"Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина".

Урок составлен   с учетом технологии "Модерация".  Технология предлагает  работу на уроке в семи фазах....

Технологическая карта урока по литературе: «Соотношение лирического и эпического начал в поэме С.Есенина «Анна Снегина» (технология критического мышления)

Третий урок в изучаемом разделе «Творчество Есенина» -11 класс. В рамках  темы необходимо было систематизировать и обобщить ранее пройденный материал и изучить аспекты новой темы.Тип ...