Программа по истории Древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, способствует реализации единой концепции исторического образования.
Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта.
Ориентирована программа на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_istorii_drevnego_mira_5_klass.docx | 78.97 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;
- Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. 342с. (Стандарты второго поколения);
- Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);
4. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы – А. Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2011
5. Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы :История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2012
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, способствует реализации единой концепции исторического образования.
Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта.
Ориентирована программа на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.
Данная программа реализуется на основе УМК по предмету:
- История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2012.
- Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Часть 1-2. – М.: Просвещение, 2009.
Цель изучения предмета «История Древнего мира»:
— освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Задачи изучения предмета «История Древнего мира»:
- формирование ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
- воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием мифологии, легенд и мифов других народов;
- формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности ярких личностей Древнего мира;
- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями;
- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Формы и средства контроля, знаний, умений и навыков.
Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (тестирование), что позволяет:
- определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;
- установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
- осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.
Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока.
Описание места учебного предмета «История Древнего мира» в учебном плане
Школьный предмет «История Древнего мира» должен ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни.
В соответствии с базисным учебным планом предмет «История Древнего мира» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.
Реализация рабочей программы рассчитана на 68 часов (из расчета два учебных часа в неделю).
- Изменения, внесенные в рабочую программу:
В связи с тем, что авторская программа А.А. Вигасина не содержит раздел «Что изучает история», но согласно инструктивно- методическому письму 2012-2013 года рекомендован для изучения. В связи с этим темы пропедевтического курса добавлены к изучению основных тем:
- Урок №1. Введение. (Что изучает наука история.Источники исторических знаний).
- Урок № 2. Древнейшие люди. (Историческая карта)
- Урок № 3. Родовые общины охотников и собирателей. (Знать своих предков – знать историю).
.
- Урок № 4. Возникновение искусства и религии. (Археология – помощница истории).
- Урок № 7.Повторение по теме «Жизнь первобытных людей». (Как работать с учебным материалом по истории).
- Урок № 8. Измерение времени по годам. (Измерение времени.)
- Урок № 10. Как жили земледельцы и ремесленники. (Наука о народах и наука о прошлом).
- Урок № 16. Повторение по теме «Древний Египет». (Географические названия - свидетели прошлого).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса по истории.
Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Личностные результаты:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
- активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
- способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения ОП.
Учебно-методический комплект
Содержание раздела программы по истории Древнего мира последовательно отражено в учебнике «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой.
УМК по истории Древнего мира составляют:
• Раздел рабочей программы «История Древнего мира».
- Учебник «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М: Просвещение, 2012.
- Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.: В 2 вып. — М.: Просвещение, 2009.
- Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. — М.: Просвещение, 2009.
- Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М., 2010.
- Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. — М., 2008».
Настенные исторические карты
- Древние государства мира.
- Рост территории государств в древности.
- Древний Восток. Египет и Передняя Азия.
- Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э. — III в. н. э.).
- Древняя Греция (до середины Vb. до н. э.).
- Древняя Греция (Vb. до н.э.).
- Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.
- Древняя Италия.
- Рост Римского государства в период республики и империи.
- Рост Римского государства в III в. до н. э. — II в. н. э.
- Римская республика в III—I вв. до н. э.
- Римская империя в I—III вв. н. э.
13.Римская империя в IV—V вв. Падение Западной Римской империи.
Список образовательных цифровых и Интернет-ресурсов по истории Древнего мира
1. Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»:
http://www.rusedu.ru/subcat 32.html
На сайте можно найти информацию по следующим темам: Древний Египет, Китай, Индия, Персия, Древняя Греция.
2. Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:
http://school-collection.edu.ru/
Список литературы для учителя
- Агбунов М. В. Античные мифы и легенды: мифологический словарь / М. В. Агбунов. — М., 1994.
- Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи / М. Бойс. — СПб., 1994.
- Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия / В. И. Гуляев. — М, 2005.
- Ботвинник М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович, К А. Стра-тановский. — М, 2008.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
- соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды; сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
— на основе текста и иллюстраций учебника составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- различать причину и следствие исторических событий, явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов как основу диалога в поликультурной среде.
Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:
- способность выделять главное в тексте и второстепенное;
- способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;
- способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).
- способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
- способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации
в соответствии с целью;
- способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
- способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол. час. | Дата | Дом.задание | Дидактический материал | Характеристика УУД | ||||||
личностные | регулятивные | коммуникативные | познавательные | |||||||||
1 | Введение. Что изучает наука история. Источники исторических знаний. | 1ч. | Выучить определения | Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. | Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. | Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. | |||||
Раздел I. Жизнь первобытных людей. 6 ч | ||||||||||||
3 ч | Тема 1. Первобытные собиратели и охотники. | |||||||||||
2 | Древнейшие люди. Историческая карта. | 1 | §1пересказать и ответить на вопросы | История 5 класс, Просвещение, 2002, Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2007 | Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни. | Показывать на карте места расселения древнейших людей. | Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. | Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. | ||||
3 | Родовые общины охотников и собирателей. Знать своих предков – знать историю. | 1 | §2 пересказ, ответить на вопрос №4 | Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе. | Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. | Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. | Исследовать на исторической карте географию расселения первобытных людей. | |||||
4 | Возникновение искусства и религии. Археология – помощница истории. | 1 | §3 пересказ, заполнить таблицу | Презентация, иллюстрации | Освоение общемирового культурного наследия. | Охарактеризовать первобытные верования людей. | Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах | Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников. | ||||
2 ч | Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. | |||||||||||
5 | Возникновение земледелия искотоводства. | 1 | §4 пересказ, ответить на вопрос №3 | Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2007 | Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека. | Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. | Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. | ||||
6 | Появление неравенства и знати. | 1 | §5 пересказ, повторить основные понятия | История 5 класс, Просвещение, 2012 | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями. | Находить на карте районы, где предположительно появилась металлургия. | Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин. | Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, Показать изменения отношений в общине с выделением знати. | ||||
7 | Повторение по теме «Жизнь первобытных людей» Как работать с учебным материалом по истории. | 1 | Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов. | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. | Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. | Обобщать понятия, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Делать умозаключения и выводы на основе аргументации. | ||||||
1ч. | Тема 3. Счёт лет в истории. | |||||||||||
8 | Измерение времени по годам. | 1 | Ответить на вопросы 3-4 на с.30 | Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени. | Уметь определять историческое время по ленте времени. | Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. | Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. | |||||
Раздел II. Древний Восток. 20ч. | ||||||||||||
8ч. | Тема 4. Древний Египет. | |||||||||||
9 | Государство на берегах Нила. | 1 | §6 пересказ | Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2012, Атлас Древнего мира, ЗАО «Новый диск», 2012 | Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору. | Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян. | Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. | Раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон. | ||||
10 | Как жили земледельцы и ремесленники. Наука о народах и наука о прошлом. | 1 | §7,8 пересказ, составить рассказ по вопросу №3 на с.39 | Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2011 | Экологическое сознание. | Оценивать достижения культуры. | Находить и группировать информацию по теме из текстов учебника, дополнительных источников, электронных изданий. | Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги, шадуф, и самостоятельно формулировать их. | ||||
11 | Жизнь египетского вельможи. | 1 | §8, пересказ | Ориентация в особенностях и ценностей и их иерархии. отношений и взаимодействий. | Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной. | Учиться работать в малой группе над общим заданием. | Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия урока. | |||||
12 | Военные походы фараонов. | 1 | §9 составить рассказ по вопросу №6 на с.48 | Тест, «Атлас Древнего мира», ЗАО «Новый диск», 2012 | Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III. | Анализировать завоевание египтян и давать им соответствующую оценку. | Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. | Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территории походов фараонов. | ||||
13 | Религия древних египтян. | 1 | §10, подготовить сообщение об одном из достижений искусства | Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа. | Характеризовать религию древних египтян. | Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. | Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе. | |||||
14 | Искусство древних египтян. | 1 | Презентация | Освоение общекультурного наследия древних египтян. | Описывать предметы материальной культуры и произведения искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. | Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. | Подготовить презентации в PowerPoint по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). | |||||
15 | Письменность и знания древних египтян. | 1 | §11, ответить на вопросы | Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. | Осуществлять познавательную рефлексию. | Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. | Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам. | |||||
16 | Повторение по теме «Древний Египет» Географические названия - свидетели прошлого. | 1 | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов. | Анализировать достижения в земледелии. | Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. | Составлять кроссворды и выполнять к ним задания | ||||||
7ч. | Тема 5. Западная Азия в древности | |||||||||||
17 | Древнее Двуречье. | 1 | §13 пересказ | Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2012 | Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех проявлениях жизни. | Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. | Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. | Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки. | ||||
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 1 | §14 пересказ, ответить на вопросы | История 5 класс, Просвещение, 2012 | Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархии. Уважение к личности и ее достоинствам, | Объяснять почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов. | Работа в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения. | Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи. | ||||
19 | Финикийские мореплаватели | 1 | §15 пересказ | Презентация, иллюстрации | Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам. | Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. | Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. | Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей | ||||
20 | Библейские сказания. | 1 | §16 пересказ, подготовить пересказ одного из библейских сказаний | Презентация, иллюстрации | Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам. | Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен | Проводить аналогию и устанавливать какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям | Объяснять значение принятие единобожия древнееврейскими племенами | ||||
21 | Древнееврейское царство. | 1 | §17 пересказ, ответить на вопросе на с.81. | Презентация | Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам. | Дать оценку поступков Давиду и Самсону | Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах) | Уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи | ||||
22 | Ассирийская держава. | 1 | §18 пересказ | формировать отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия. | Уметь самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят» | Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала | Определять причины падения Ассирийской державы | |||||
23 | Персидская держава «царя царей». | 1 | §19 подготовить пересказ близкий к тексту. | Составить свое личное отношение к изучаемым событиям, рассказывать кратко легенды о персидских царях | Работать с исторической картой и доп-ми источниками по вопросу расширения территории державы | Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей. | Установить причины возникновения Персидской державы | |||||
4 ч. | Тема 6. Индия и Китай в древности | |||||||||||
24 | Природа и люди Древней Индии. | 1 | §20 пересказ, подготовить сообщение о поклонении в Индии. | Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2011 | Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа | Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии | Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему( работа в группах) | Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру | ||||
25 | Индийские касты. | 1 | §21 пересказ, ответить на вопрос 33 на с. 100. | Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа | Дать собственную оценку буддисткой религии; составлять простой план пунктов параграфа по плану | Подготовить сообщение о жизни Будды | Доказывать, что брахманы – хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма и буддизма | |||||
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | 1 | §22 пересказ | Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2011 | Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа | Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом | Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая | Определять и формировать особенности китайской религии | ||||
27 | Первый властелин единого Китая. | 1 | §23 пересказ, подготовить сообщение о Китайской стене. | Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа | Дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации | Составлять кроссворды по тематике урока | Рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены | |||||
28 | Повторение по теме «Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру» | 1ч | Формировать уважение к другим народам и принятие их культуры, традиций и обычаев | Перечислять наиболее известные сооружения, называть материалы для письма в Египте, Индии, Китае | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала по группам | Искать дополнительную информацию, используя ресурсы библиотек и Интернета | ||||||
Раздел III. Древняя Греция. 21 ч | ||||||||||||
5ч. | Тема 7. Древнейшая Греция. | |||||||||||
29 | Греки и критяне. | 1 | §24 пересказ, подготовить постановку Мифа о Тесее и Минотавре | Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа | Работать с картой, заданиями рабочей тетради | Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст ( работа в группах) | Называть отличительные признаки критской культуры | |||||
30 | Микены и Троя. | 1 | §25 составить конспект | Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2011 | Определить вклад микенской культуры в развитие греческой цивилизации | Показывать по карте местоположение Микен | Работать в малых группах по дифференцированным заданиям, на ленте времени обозначать разные события и даты | Выделять различия между микенской и критской культурой | ||||
31 | Поэма Гомера «Илиада». | 1 | §26, 27 пересказ | Развивать интерес к истории Древнего мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации. | Характеризовать образы основных героев «Илиады» | Принимать участие в ролевой игре. | Раскрывать кратко суть поэмы Гомера | |||||
32 | Поэма Гомера «Одиссея». | 1 | §28 пересказ | Презентация | Воспитывать уважительное и бережное отношение ко всей античной литературе на примере поэмы Гомера «Одиссея» | Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея и составить план его путешествия | В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку, выделяя основные вехи пути Одиссея домой | Читать текст, выделяя основные понятия, определения и события | ||||
33 | Религия древних греков. | 1 | §29 пересказ, выучить понятия | Презентация | Дать оценку влияния греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени. | Давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов (работа в группах) | Выполнять задания по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка» | Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами | ||||
7ч | Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. | |||||||||||
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | 1 | §30 пересказ | Презентация | Сформировать личностное отношение учащихся к событиям, происходящим в Древней Греции | Дать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики за собственное благополучие и нормальную жизнь | Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским (работа в группах) | Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом | ||||
35 | Зарождение демократии в Афинах. | 1 | §31 пересказ, ответить на вопрос №3 на с. 144 | Выразить свое собственное отношение к демократическим процессам, происходящим в древней Греции | Дать собственную оценку поступкам Солона | Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем | Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы населения | |||||
36 | Древняя Спарта. | 1 | §30-31, заполнить сравнительную таблитцу | Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять свое отношение к спартанскому воспитанию | Показывать на карте расположение Спарты | Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика. Анализировать ответы одноклассников. | Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты | |||||
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. | 1 | §32, Вопрос №2 (работа с картой) | Карточки «Греческая колония Ольвия», иллюстрация, Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2011 | Осознавать принадлежность греков к единой культуре | Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты | Составлять план «Причины переселения греков» | Объяснять причины и значение возникновения колоний | ||||
38 | Олимпийские игры в древности. | 1 | §33 вопрос №4 на с.154 | Презентация | Пробудить желание заняться каким-либо видом спорта, осознавать положительное влияние спорта на человека | Описывать основные правила проведения Олимпийских игр | С опорой на текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя | Раскрывать значение Олимпийских игр в жизни Греции | ||||
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве. | 1 | §34 пересказ | Презентация, электронный тест «Мараф. битва» | Понимать причины героических усилий греков отстоять независимость своего государства | Описывать ход боевых действий между персами и греками | Делать выводы о значении победы греков в Марафонской битве | Объяснять причины победы греков в Марафонской битве | ||||
40 | Нашествие персидских войск на Элладу. | 1 | §35 пересказ вопрос №3 на с.163 | Карточки, Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2007 | Описывать чувства человека-защитника своего государства | Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражения | Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника | Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства | ||||
| 5ч. | Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии. | ||||||||||
41 | В гаванях афинского порта Пирей. | 1 | §36. Заполнить сравнительную таблицу «Население Афин» | Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок» | устно описывать торговый порт Афин | Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа | Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции | |||||
42 | В городе богини Афины | 1 | §37,39 Подготовить сообщение об Акрополе. | Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2007, История 5 класс, Просвещение, 2002 | Объяснять за что афиняне любили свой город, какими постройками и статуями гордились | Объяснять в чем состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие | Описывать произведения древнегреческой архитектуры | Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей | ||||
43 | В афинских школах и гимнасиях. | 1 | §38 пересказ. Вопрос №3 на с.176 | Описывать собственные представления о важности образования | Описывать особенности древнегреческого воспитания | Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте | Рассказывать о развитии наук и образовании в Древней Греции | |||||
44 | В театре Диониса. | 1 | §37,39 Подготовить сообщение об Акрополе. | Высказывать суждения о роли театра в жизни греков | Объяснять отличия трагедий и комедий | Сравнивать современный театр и древнегреческий | Рассказывать о развитии древнегреческого тетра | |||||
45 | Афинская демократия при Перикле. | 1 | §40 пересказ | Иллюстрация «Перикл», электронный тест | Объяснять значение участия граждан в управлении государством | Рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле | Сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте | Характеризовать афинскую демократию при Перикле | ||||
3ч | Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. | |||||||||||
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | §41 пересказ. Подготовить реферат о Филиппе Македонском. | Электронная карта, Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2011 | Описывать значение потери Грецией независимости | Показывать на карте места сражений | Характеризовать македонское войско | Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии | ||||
47 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | §42 пересказ Подготовить реферат об Александре Македонском. | Рассказывать о важности личных качеств для достижения поставленных целей | Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра македонского | Составлять исторический портрет(характеристику)Александра Македонского | Объяснять причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского | |||||
48 | В Александрии Египетской. | 1 | §43 пересказ. Повторить понятия. | Описывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока | Определять сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней | Составлять рассказ- описание города Александрия | Объяснять причины распада державы Александра Македонского | |||||
49 | Повторение по теме «Древняя Греция» | 1ч | Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа | Планирование последовательности действий | Называть самое известное в древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения. | Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. | ||||||
Раздел IV. Древний Рим. 18ч | ||||||||||||
3ч | Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. | |||||||||||
50 | Древнейший Рим. | 1 | §44 пересказ. Сравнит природные условия Греции и Италии. | Презентация с использованием интерактивной доски | Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию | Планирование последовательности действий | Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками | Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия | ||||
51 | Завоевание Римом Италии. | 1 | §45 пересказ. | Формирование мотивации к обучению и познанию | Планирование последовательности действий | Организация и планирование работы в группе | Исследовать по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. | |||||
52 | Устройство Римской республики. | 1 | §46 пересказ. Составить план пересказа. | Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2007 | Формирование активной позиции в учебной деятельности | Организация самоконтроля и | Овладение средствами решения коммуникативных задач | Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом | ||||
3ч | Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья | |||||||||||
53 | Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. | 1 | §47 составить опорный конспект | Презентация, Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2007 | Характеризовать цели и поступки Ганибала | Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность | Анализировать ответы одноклассников | Называть причины и характер карфагенских войн. Формирование умений работы с исторической картой. | ||||
54 | Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье. | 1 | §48 Подготовить пересказ с использованием иллюстраций параграфа. | «Атлас Древнего мира», ЗАО «Новый диск», 2005 | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере | Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность | Работать с картой в процессе изучения событий. | Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме | ||||
55 | Рабство в Древнем Риме. | 1 | §49 пересказ. Ответить на вопрос №3 на с.230 | Презентация | Составление плана и последовательности действий | Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах | Формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника | |||||
4ч | Тема 13. Гражданские войны в Риме. | |||||||||||
56 | Земельный закон братьев Гракхов. | 1 | §51 пересказ | Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями | Формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных групп | |||||
57 | Восстание Спартака. | 1 | §52 пересказ. Подготовить развернутый ответ на вопрос №2 на с.238 | Презентация | Давать характеристику событиям и их участникам. Познакомить с героической личностью Спартака | Участие в коллективном проекте темы: «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака» | Составлять рассказ от имени Спартака, Красса. Участвовать в ролевых играх. | Понимание причин начала восстания Спартака и причин его поражения | ||||
58 | Единовластие Цезаря. | 1 | §53 пересказ. Подготовить сообщение о Юлии Цезаре | Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря | Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы | Умение работать в группе | Подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме. | |||||
59 | Установление империи. | 1 | Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2011 | Рассказывать о судьбах знаменитых римлян | Умение самостоятельно строить рассказ, | Организация и планирование работы в группе | Формирование умений работать с исторической картой. | |||||
5 ч. | Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. | |||||||||||
60 | Соседи Римской империи. | 1 | §54 Составить план пересказа. | Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2011 | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим народам | Умение составлять простой план | Обмениваться в группе результатами поиска | Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка и структурирование информации | ||||
61 | Рим при императоре Нероне. | 1 | §55 Пересказ. Подготовить сообщенииоб императоре Нейроне. | Презентация | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем | Планирование и организация деятельности | Планирование учебных действий | Уметь самостоятельно составлять рассказ, работать с текстом учебника, давать оценку государственному деятелю Нерону | ||||
62 | Первые христиане и их учение. | 1 | §56 пересказ | Презентация | Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан | Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями | Формировать умения составлять рассказ, работать с текстом учебника и историческими документами | ||||
63 | Расцвет Римской империи во II в. | 1 | §57 Подготовить сообщение о бетоне, арке, амфитеатре. | Презентация | Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях | Формирование умений работать с дополнительной литературой, обобщать отдельные факты | Умение слушать и вступать в диалог | Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения творческого характера | ||||
64 | «Вечный город» во времена империи и его жители. | 1 | §58 пересказ . Подготовить реферат о Колизее, Пантеоне, цирке (по выбору) | Развитие эстетического сознания | Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы | Анализировать ответы одноклассников | Инсценированиеэкскурсии по Риму с использованием ИКТ, иллюстраций. | |||||
4ч. | Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. | |||||||||||
65 | Римская империя при Константине | 1 | §59 | Презентация | Умение выражать и отстаивать свою позицию | Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению | Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях | ||||
66 | Взятие Рима варварами. | 1 | §60 | Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2011 | Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей | Организация самоконтроля и самооценивания | Интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем | Умение структурировать знания, строить речевые высказывания | ||||
67 | Повторение по теме «Древний Рим» | 1ч. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется | Осознание учащимися качества и уровня усвоения | Планирование учебных действий | Рефлексия способов и условий действия | ||||||
68 | Итоговое повторение. | 1ч. | Осознание учащимися качества и уровня усвоения | Планирование учебных действий | Рефлексия способов и условий действия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"
Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «Всеобщая история. История древнего мира» Класс: 5
Это попытка создать Рабочую программу по новым образовательным стандартам. Еще было разработано календарно-тематическое планирование по одному из разделов курса....
Тесты по истории Древнего мира (Учебник для 5 класса "История Древнего мира" /А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая )
Тесты для учащихся 5 класса - текущий, итоговый контроль...
Разработка внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе: «Знаток истории Древней Греции»
Разработку внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе "Знаток истории Древней Греции" можно использовать при проведении итогового урока по истории античной Греции. здесь вы найдете в...
Разработка внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе: «Знаток истории Древней Греции».
Цель мероприятия:в игровой форме между параллельными классами систематизировать и закрепить знания, полученные на уроках истории по культуре Древней Греции;продолжить формирование умений л...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» (интегрированная с курсом «Культура Древнего мира») (5 КЛАСС)
Программа отражает содержание исторического курса, ядром которого является обязательный минимум содержания исторического образования для основной школы. Программа рассчитана на год обучения. На изучен...