План-конспект урока "Рабство в Древнем Риме", 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Плехова Александра Дмитриевна

Цель урока: показать, что в Римской  империи  рабство как элемент социальной системы достигло наивысшего расцвета.

Задачи: определить источники притока рабов в Рим, их положение в римском обществе; продолжить формирование умений работать с историческим источником и текстом учебника; развивать творческие способности учащихся через сотрудничество в учебных группах.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabstvo_v_drevnem_rime.docx35.14 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока «Рабство в Древнем Риме»

Автор материала: Плехова Александра Дмитриевна                                                                                                 Класс: 5

УМК: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Вигасин А.А, Годер Г.И.,  Свенцицкая И.С.; под. ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2017; История Древнего мира. 5 класс: поурочные планы к учебнику А.А. Вигасина/ авт.-сост. Н.Ю. Колиснеченко. – В.: Учитель, 2015, Шевченко Н.И. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных  учреждений. – М.: Просвещение, 2014

Тема: «Рабство в Древнем Риме»

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Подход: системно-деятельностный

Используемая технология: сотрудничество с элементами исследования

Цель урока: показать, что в Римской  империи  рабство как элемент социальной системы достигло наивысшего расцвета.

Задачи: определить источники притока рабов в Рим, их положение в римском обществе; продолжить формирование умений работать с историческим источником и текстом учебника; развивать творческие способности учащихся через сотрудничество в учебных группах.  

Планируемые результаты:

  •         Предметные: усвоить понятия раб, рабовладелец, гладиатор, амфитеатр; применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности  рабства и его последствий для римской империи; описывать источники рабства и  положение рабов; совершенствовать навыки работы с картой; характеризовать отношение к рабам в обществе.
  • Личностные: уметь давать личную оценку историческим событиям и фактам; извлекать нужную информацию из разных источников; участвовать в дискуссии;   понимать обрести мотивацию к  изучению нового материала.
  • Метапредметные:

Познавательные УУД: анализировать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственную связь между завоеваниями Рима, увеличением численности рабов и нарастанием кризиса империи; переводить текстовую информацию в графическую; делать выводы.

Регулятивные УУД: уметь ставить учебную задачу; планировать свои действия для ее решения; организовывать   работу группы;.

Коммуникативные УУД: планировать цели и способы взаимодействия в группе, обмениваться полученной информацией; уметь слушать  друг друга, отвечать на вопросы.         

Образовательные ресурсы:

Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под. ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2017;

История Древнего мира. 5 класс: поурочные планы к учебнику А.А. Вигасина/ авт.-сост. Н.Ю. Колиснеченко. – В.: Учитель, 2013

Оборудование: 

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карта «Римское государство во II-I вв до н.э.»

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

1. Организационный (1мин.)

Приветствие учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

2. Вводно-мотивационный (2мин.)

Однажды римский ученый Варон сказал: «Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатывают поля. Эти орудия бывают мычащие – быки, немые – повозки, лопаты, плуги и говорящие».

Кого он подразумевал под говорящими орудиями? Предлагает сформулировать тему урока, составить план темы.

С помощью учителя формулируют тему, записывают ее и план урока в тетрадь.

1.Источники  рабства.

2.Использование труда рабов в Риме

3. Гладиаторы – рабы

4.Отношение к рабам в римском обществе.

5. Выводы

3. Актуализация знаний (3мин.)

Предлагает вспомнить, что им известно о положении рабов в других странах Египте, Греции? (в случае затруднения смотрят учебник стр.174).Существует ли рабство в современном мире?

 

В ходе беседы формулируют ответы, приводят примеры. Работают с учебником. Анализируют собственные знания

4. Постановка проблемы, учебных задач  (1мин.)

Формулирует проблему и учебные задачи:

Почему  в Риме рабство приобретает особенно уродливый характер и становится одной из причин  постепенного упадка империи?» 

Что должны узнать, выяснить, понять.

.

Формулируют вместе с учителем учебные задачи и цель урока.

5.Изучение нового материала (32мин.)

Организует групповую исследовательскую деятельность учащихся.  Определяет  время выступления, поясняет, уточняет, комментирует, координирует, оценивает.
По мере прослушивания групп к концу урока в тетради у каждого должны быть заполнены схема, «области применения рабского труда».  
По ходу урока учитель задает вопросы, помогает сделать выводы.  Оценивает, поощряет отличившихся учащихся.

Задания для групп

Группа1. Определяет источники рабства.

Группа 2.Анализирует труд и положение рабов в имениях знатных римлян. Составляет вопросы управляющему имения.

Группа 3.Выясняет и дает оценку труда рабов в рудниках.

Группа 4. Составляет рассказ о жизни раба в городском доме по плану.

Группа 5. Устанавливает правила продажи рабов в Риме.

После выступления групп, предлагает  обсудить проблему.

Вариант решения проблемы

 Рабство существовало во многих обществах, но было неодинаковым. Рим непрерывно воевал, рабов становилось больше, чем коренных жителей. Это грозило сильными социальными потрясениями, ослабляло римское государство изнутри. Труд их был дешев и малопроизводителен. Почему?  Читают высказывание Колумелла о рабах (учебник с.240). Именно поэтому рабство в Риме приобрело  особенно уродливый характер и стало причиной постепенного упадка империи.

Проверяет заполнение схем в тетрадях.

Учащиеся работают в группах,  выполняют задания с использованием текста и иллюстраций учебника, дополнительных источников (см.приложение).
Осмысливают, анализируют,
систематизируют информацию из различных источников, составляют простой план, схемы, рассказ, формулируют вопросы и ответы, работают с понятиями, выслушивают друг друга.
Выступление групп. Обсуждение и решение проблемы.

6. Первичное осмысление и закрепление знаний (3мин.)

Проводит тестирование (5 вопросов). Ученик должен ответить «да» или «нет».  Проверяется задание, которое было задано всему классу перед началом выступления всех групп, заполнение схем. Получая информацию в процессе урока, ребята должны были заполнить схему «Области применения рабского труда».

Отвечают на вопросы теста.

7. Итоги урока. Рефлексия.

(3мин.)

Спроси себя, что ты сегодня узнал, выяснил, понял. Оцени свою работу на уроке. Предлагает закончить фразу. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось… 
Я смог…
Я попробую…

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке, эмоциональное состояние.

8. Домашнее задание (1мин.)

Учебник, п. 49

  • Для сильных учеников: подготовить презентацию «Гладиаторские бои».
  • Для средних учеников: выполнить задания в р/т 64-65
  • Для слабых учеников ответить на вопрос учебника (по выбору).

Записывают домашнее задание, уточняют его.

Приложение

Фрагменты текстов, используемых на уроке.

Рабочий материал для 1 группы.

Факт 1.Покоряя ту или иную страну, римские полководцы обращали в рабство десятки тысяч военнопленных и мирных жителей. Население завоеванных провинций платило тяжелые налоги. Неплательщиков продавали в рабство. В результате завоеваний в Римском государстве появилось большое количество рабов.

Факт 2. После разрушения Карфагена все жители были обращены в рабство. Римский консул продал в рабство 150 тыс. пленных. Захватнические войны Рима принесли народу обнищание, а рабовладельцам огромное богатство. Во время второй Пунической войны в Риме было уже столько рабов, сколько свободных. Сохранились сведения, что у некоторых римских богачей было в то время до 20 тыс. рабов. Так, у рабовладельца Красса и Данетрия рабов было столько, что из них можно было набрать целое войско. Помпей в самом деле составил эскадрон из 300 своих пастухов. Другой рабовладелец имел 8 тыс. рабов. Торговля рабами процветала. В разных провинциях Рима действовали рабские рынки. Здесь можно было купить раба любой профессии, любой национальности.

Факт3.Во II и особенно в Iв.до н.э. Рим превращается в наиболее развитое рабовладельческое государство. Труд рабов полностью вытеснил труд свободных. Рабами становились даже дети рабов, т.е. распространилось наследственное рабство. Точное количество рабов в Риме не поддается точному подсчету.

Факт 4. В 326 году к одному патрицию за долги попал юноша-плебей. Чтобы показать свое превосходство над ним, хозяин приказал раздеть его и наказать розгами. Молодой человек, весь избитый, вырвался и убежал к народу. Это вызвало всеобщее возмущение. После выступления на форуме из-за боязни восстания в этом году сенаторы отменили долговое рабство

Вопросы к тексту:

 1. Составьте кластер «источники рабства в Риме»;

 2.С помощью карты определите, из каких стран привозили рабов для продажи в Риме.

Источник:

Арсланова О.В.Поурочные разработки по истории Древнего мира.- М., Вако. 2004 – c.231

Учебник. История Древнего мира. 5 класс  

Рабочий материал для группы 2

Марк Порций Катон (234-140 гг до н.э.).  В имении часть рабов занимаются работой в поле: пашут, сеют, убирают урожай. Другие собирают виноград. Работают на давильне, третьи – на огороде, четвертые делают масло из оливок, пятые пасут скот. Пахари самые сильные рабы. Пашут на волах, они очень дорогие животные. За ними надо хорошо ухаживать. Если раб побьет  животное, то его накажут розгами и посадят в тюрьму. Если к концу дня, раб не валится с ног от усталости, то он плохо работал. Если стояла дождливая погода, рабы мыли сосуды для вина, прибирали усадьбу, переносили хлеб, выносили навоз наружу, очищали зерно, чинили веревки, чинили свои одеяла и одежду. По праздникам можно чистить канавы, прокладывать общественные дороги, вырезать чистые старые дороги. Вскапывать огород, резать веники, наводить чистоту  

 Обязанности надсмотрщика и черпальщика масла. Он должен прилежно стеречь погреб и давильню; следить за тем, чтобы как можно меньше народу ходило в давильню и в погреб; чтобы масло приготовлялось со всей чистотой и опрятностью. Медной посудой для масла не пользоваться, масличных косточек не дробить. Если этим пользоваться, масло будет плохим на вкус. В чан должен он поставить оловянный котел, куда стекало бы масло.
Когда маслоделы действуют рычагами, черпальщик должен непрерывно, со всем тщанием, не ленясь, черпать масло раковиной. Он должен остерегаться зачерпнуть отстой.

Паек рабам. Тем, кто работает в поле: зимой по 4 модия (8,75 л) пшеницы, а летом по 4.5 ключнице, смотрителю, овчару - по 3 модия. Колодникам зимой по 4 фунта (1,6 кг)  хлеба; летом, как станут вскапывать виноградник, по 5 - до той самой поры, как появятся винные ягоды. Тогда опять вернись к 4 фунтам.

Вино рабам. По окончании сбора винограда пусть они три месяца пьют ополоски; на четвертый месяц они получают по гемине на день(0,274 л) на день.,

Приварок (добавок к хлебу) рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. Потом заготовь зрелых - таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут съедены, давай рыбный рассол и уксус. Масла давай на месяц каждому по секстарию (0,547 л); модия (2,1 л) соли хватит каждому на год.

Одежда рабам. Туника, весом в 3,5 фунта, и плащ - через год. Всякий раз, как будешь давать тунику или плащ, возьми сначала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год.

Словарь терминов.

Вопросы к тексту: 

.Прочитайте текст и рассмотрите рисунок учебника на с.239 и задайте вопросы управляющему:

1.Что такое имение? Кто его хозяин и где его можно найти

2.Что включает в себя ваше имение?

3.Сколько у вас рабов и какие работы они выполняют?

4.Что делают рабы в дождливую погоду, зимой?

5.Что ожидает больного или старого раба, что делает вот этот немощный старик

6.Какие были условия труда и жизни рабов в имении?

7.Начните составлять схему «Применение труда рабов в Риме»

5. Что могло в имении удивить египетского землевладельца?

Источник:

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М,, 1987. – c.194-196

Рабочий материал для группы 3

Узкой тропкой мы прошли на гору, спустились по крутым ступенькам крутого откоса и оказались в провале. Здесь нас поглотила темнота и, казалось, что мы сошли в царство мертвых. Нас встретил управляющий, который указал нам на отверстия в скалах. Это были входы в рудничные галереи. Мы вошли в один из них. Там сидел надсмотрщик с остроконечной палкой в руках, которой он погонял копошащиеся в темноте фигуры. Надсмотрщик объяснил нам, что внизу нет размаха для бича и поэтому приходится пользоваться палкой. 

При свете факелов мы увидели людей, которые лежа на спине били над собой скалу, занося молот вбок, откалывали куски горной породы. Рабы день и ночь выносили на плечах эти куски и передавали друг другу. Свет видят только те, кто работает в верхних рядах. Ни на ком клочка одежды, одни только цепи на ногах. Встречаясь с нами, они жались к стенам и жмурились. Свет наших факелов причинял им боль. 

Наверху обрабатывали руду несколько рабов. Они ее дробили, выделяя богатые металлом части. Толкли их они в каменных ступах и толкли в специальных мельницах, которые вращали пятеро рабов, закованных в цепи. Здесь рабы, совершившие тяжкие преступления, те, кому заменена была смертная казнь, те, которые убегали или устраивали восстания.

Вопросы к тексту:

1.В каких странах Древнего мира применялся труд рабов на рудниках? (См. учебник, с.174)

2.Почему смертную казнь заменяли рудниками?

3.Сравните труд на рудниках с другими работами рабов. Дайте оценку.

Источник: https://www.portal-slovo.ru/history/35709.php?

Рабочий материал для группы 4

Текст учебника, с.240. иллюстрация

Вопросы к тексту:

1.Опишите дом знатного богатого римлянина. Слова подсказки: колотушка, привратник, мозаичный пол, фрески, сундук. бюсты предков, сад, Атриум главное помещение, колонны.

2.Какую  работу выполняли домашние рабы?

3. Как вы считаете, где жилось рабам легче – в имении или господском доме?

Рабочий материал для группы 5

Мы очутились в огромной толпе, нас захватило людское море. Кого здесь только не было: торговцы рабами, покупатели - очень богатые и среднего достатка, множество невольников. Количество рабов было так велико, что яблоку негде было упасть. Отовсюду слышалась чужая речь. Рабы стояли на вращающемся помосте, а некоторые на высоких камнях, так их хорошо было видно издалека. Ноги у них смазаны мелом так, что совсем белые, как будто вылепленные из гипса подошли поближе. На груди каждого невольника висела табличка с указанием национальности, профессии, возраста, физических и иных особенностей раба. цена на рабов различна. Одни стоят очень дешево, они не имеют, как правило, профессии, другие обладают физической силой и стоят дороже, а самые образованные и обученные рабы стоят еще дороже. Наше внимание привлекла большая группа рабов. На их головах были надеты лавровые венки. Это пленники из Македонии, которые участвовали в триумфе. Есть среди рабов и купцы, которых захватывали морские пираты. Вот и раб-грек, его уже покупает богатый римлянин в качестве учителя для своего сына. Неожиданно в толпе появился раздетый, окровавленный и избитый молодой человек. Он рассказал, что за долги попал в рабство. Хозяин, демонстрируя превосходство, жестоко наказал его. Толпа была возмущена и двинулась к Сенату. Сенаторы из-за боязни восстания в 326 г отменили долговое рабство.  

Вопросы к тексту:

1.Что из увиденного могло поразить ученика 5 класса?

2.Какой источник пополнения рабской силы был для Рима основным?

3.Каких рабов римляне относили к «лучшему народу»? Почему они высоко ценились и дорого стоили?

Источник:

  В.Ян. Спартанцы. Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М., 1987.- с.197   

Источники

  Схемы и таблицы: История Древнего мира. 5 класс: поурочные планы к учебнику А.А. Вигасина/ авт.-сост. Н.Ю. Колиснеченко. – В.: Учитель, 2014.

Интернет-ресурсы

http://www.ancienthistory.spb.ru История Древнего Рима

http://www.historic.ru Всемирная история: Единое научно-образовательное пространство

http://www.hrono.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план - конспект урока по истории в 5 классе по теме "Древнее Двуречье"

Метедическая разработка урока по истории в 5 классе по теме "Древнее Двуречье"....

План - конспект урока по истории Древнего мира 5 класс с использованием ЭОР

План-конспект урока по истории Древнего Египта 5 класс с использованием ЭОР по теме: "Искусство Древнего Египта". Комбинированный  тип урока  изучения нового материала....

План-конспект урока по Истории Древнего мира 5 класс

Разработка плана-конспекта урока по Истории Древнего мира в 5 классе по теме: "Древнее Двуречье", "Искусство Древнего Египта"...

План-конспект урока по теме "Древняя Греция"

План-конспект итогового занятия по теме....

План-конспект урока по истории Древнего мира с использованием ИКТ на тему "Победа греков над персами в Марафонской битве", 5 класс.

Цель: проследить основные события греко-персидских войн, поддержать интерес учащихся к теме; продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с исторической картой, понятиями и датами...