План-конспект урока по Истории Древнего мира 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Бодраева Марина Леонидовна

Разработка плана-конспекта урока по Истории Древнего мира в 5 классе по теме: "Древнее Двуречье", "Искусство Древнего Египта"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Древнее Двуречье»

ФИО (полностью)

Бодраева Марина Леонидовна

Место работы

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение «Оватинская средняя общеобразовательная школа»

Должность

учитель истории и обществознания

Предмет

история

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Древнее Двуречье  урок №9 в разделе II «Древний Восток»

Базовый учебник  

Вигасин А.А.. История Древнего мира:   учебник для     5 класса общеобразовательных  учреждений. М.: Просвещение, 2012  

  1. Цель  урока: познакомить учащихся с историей возникновения  Древнего Двуречья; создать условия для осмысления блока новой  информации.
  2. Задачи:

- обучающая:  способствовать формированию знаний учащихся о Древнем Двуречье;

- развивающая:  продолжить формирование информационных,  аналитических  компетентностей через организацию  работы с текстом учебника,  дополнительными  источниками информации, в том числе ЭОР географической картой: способствовать формированию коммуникативных  качеств учащихся через работу в группах, развитию познавательного  интереса и самостоятельности, формировать стремление овладевать новыми  технологиями;

- воспитательная: прививать любовь к истории, бережное отношение к  древностям, чувство ответственности, умение оценивать себя и товарищей.

  1. Тип урока                                                          изучения нового материала
  2. Формы работы учащихся                              фронтальная, групповая
  3. Необходимое техническое оборудование:   АРМ учителя (компьютер, мультимедийный проектор)
  4. Структура и ход  урока:

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используе-мых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Орг.момент

Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу, проверяет готовность рабочего места учеников

Приветствуют учителя, проверяют готовность места, настраиваются на работу

1-2

2

Актуализа-ция, целеполагание, мотивация

ФЦИОР «Древнее Двуречье» №1

Вступительное слово учителя о государстве  Древнего Востока – Двуречье

Тема урока (демонстрация 1-2 страницы ЭОР«Древнее Двуречье»

Местоположение, природные и  климатические условия Древнего Двуречья(демонстрация 3-13 страниц ЭОР «Древнее Двуречье»)

Занятия жителей Двуречья (демонстрация 14-22 страниц ЭОР «Древнее Двуречье»)

Города Двуречья (демонстрация 23-27 страниц ЭОР «Древнее Двуречье»)

Религия и письменность древних жителей Двуречья (демонстрация 28-44 страниц ЭОР «Древнее Двуречье»)

Слушают учителя, прокладывают маршрут путешествия из Египта в Двуречье по карте

Просматривают презентацию, отвечают на вопросы, поставленные в презентации

13

3

Изучение нового материала и его закрепле-ние

ФЦИОР Древнее Двуречье №1

Делит класс на  группы, каждой группе дается пакет с материалами для изучения и указывает соответствующий пункт в учебнике.

Корректирует, дополняет выступления, помогает кратко записать текст сообщения.

Предлагает сравнить карту Двуречья с современной картой и ответить на вопрос: Какое  государство расположено на месте Древнего Двуречья?

Предлагает расставить названия городов и рек на карте

Изучают материалы учебника и пакета, карту, обсуждают, выбирают выступающего, слушают в группе его выступление, дополняют, формулируют краткую запись

Ученики отвечают- Ирак

Ученики выполняют задание в рабочей тетради

20

4

Контроль новых знаний

ФЦИОР

Древний Восток

№2

Предлагает учащимся решить тесты на компьютере

Ученики выполняют задание

 

5

5

Итоги урока. Рефлексия.

Оценки.

Предлагает просмотреть записи в тетради и сделать вывод: что нового узнали о Древнем  Двуречье?                  Затем учитель предлагает ученикам оценить свои ответы, соглашается с ними или нет.

Ученики оценивают свои ответы, спорят с учителем и при консенсусе подают дневники

3

6

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания

§13, подготовить развернутый ответ на вопрос: «Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья?»; рабочая тетрадь (вып.1), задание №46 (с.40).

                                                      

Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя

2

Приложение к плану-конспекту урока

Древнее Двуречье

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

ФЦИОР «Древнее Двуречье»

(№204619)

Инфор-мацион-ный

презентация

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79c2c7af-e256-493a-a69d-121ed46ac044/116729/?interface=pupil&cl..ass=47&subject=20

2

ФЦИОР

«Древний Восток»

Конт-рольный

тест

http://fcior.edu.ru/card/12631/kontrol-vozniknovenie-civilizaciy-v-egipte-i-mesopotamii.html



Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Искусство Древнего Египта»

ФИО (полностью)

Бодраева Марина Леонидовна

Место работы

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение «Оватинская средняя общеобразовательная школа»

Должность

учитель истории и обществознания

Предмет

история

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Искусство Древнего Египта  урок №14 в разделе II «Древний Восток»

Базовый учебник  

Вигасин А.А.. История Древнего мира:   учебник для     5 класса общеобразовательных  учреждений. М.: Просвещение, 2012  

  1. Цель  урока: в ходе изучения нового материала у учащихся должно сложиться представление об уникальности памятников культуры Древнего Египта.
  2. Задачи:

- обучающие: формирование навыков учащихся получать информацию об исторической карте, давать словесное описание местоположения объекта на карте, образование навыков, соотнесения года с веком, формирование умений анализировать визуальные объекты.

-развивать память, мышление, смекалку;

-воспитать познавательный интерес к предмету, пробуждать и поддерживать интерес  учащихся к памятникам культуры древних народов, пониманию необходимости сохранять кулшьтурное наследие; расширение кургозора учащихся и формирововние  у них эстетического вкуса.

  1. Тип урока изучение нового материала.
  2. Формы работы учащихся фронтальная и групповая.
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, использование презентации через программу мультимедийной доски.

  1. Структура и ход  урока:

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

Приветствие. Учитель проверяет  их готовность к уроку (наличие тетрадей, ручек, линеек, дневников).

Ученики занимают свои места.

2 мин.

2

Актуализация  знаний

Тесты

Демонстрация

Устная работа.

Ученики находят правильные ответы, появляющуюся на слайде

5 мин.

3

Новый материал

Искусство Древнего Египта ( Слайд 1)

Демонстрация

Получают информацию и отвечают на вопросы учителя.

10 мин.

4

Закрепление  нового материала

Тесты(№3)

Демонстрация

Выполнение заданий. Закрепляют  полученные знания

20 мин

5

Подведение итогов

Оценивание работы учеников

3 мин.

6

Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Запись домашнего задания в дневники

5 мин.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Садитесь. Проверим нашу готовность к уроку. Запишите в тетрадях число, классная работа.

Тема нашего урока « Искусство Древнего Египта»

Сегодня  на уроке нам предстоит ввести понятия « пирамиды», «храм» и т.д.  

  1. Актуализация  знаний

Прежде чем перейти к изучению нового материала давайте поработаем устно.  

3.         Изучение нового материала.

 Тема нашего урока «Искусство Древнего Египта» . Обратите внимание на фотографию скульптуры египетского писца, которая является одним из символов Древнего Египта. Слайд №1

Ребята, запишите в тетрадях дату и тему урока. Назовите, пожалуйста, какие виды искусства вы знаете?. Сегодня речь пойдет об архитектуре, скульптуре и живописи.

Задание для учащихся. Прослушайте и просмотрите рассказ о египетских пирамидах. После него вы должны будете ответить на ряд вопросов.

Слайд №2

Тексты.

«Величайщая из пирамид – пирамида Хеопса(На слайде фотография пирамиды Хеопса). Она была построена в 28 веке до н.э. Еее создал племянник фараона по имени Хемиун. Высота этой пирамиды 147 метров. Это соотвтетсвует современному зданию высотой около 5 этажей. Длина основания пирамиды 250 м. Пирамида сложена из блоков золотистокго известняка весом от 2,5 до 30 т. Они ничем не скреплены и держатся на месте силой собственной тяжести. Даже в наше время невозможно объяснить ту невероятную точность, с которой древние египтяне  обрабатывали и ставили один на другой эти каменные блоки. Зазоры между ними не превышают  полмиллиметра.

    Неприметный вход на северной стороне пирамиды ведет в тесный коридор. Пройдя по нему, можно попасть в маленькую тесную, скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру. Там находится гранитный, давно пустой саркофаг фараона. По вентиляционной системе в комнату поступает сухой воздух пустыни, который долгие годы способствовал сохранению муии фараона.

   Древние греки считали пирамиды первым из семи чудес света, так как по сравнению с ними постройки греков и архитектурные строения последующих эпох кажутся карликами рядом с пирамидой Хеопса, основание которой в два раза больше ширины Красной площади в Москве.

   Пирамиды составляли центр огромного погребального ансамбля с поминальными храмами и маленькими пирамидами царских родственников и приближенных. Считалось, что люди должны находиться рядом с ним и после смерти».

По завершению просмотра слайда учитель задает ученикам вопросы:

  • Почему древние греки считали египетские пирамиды чудом?
  • Можно ли говорить, что сегодня они сохраняют свою славу «Чуда света»? Докажите свое мнение.

Запись в тетради:

Египетские пирамиды – первое из чудес света.

Вопросы учащимся:

- Когда была построена пирамида Хеопса?

- Переведите века в годы. Каким годом начинается 27 век?

- Найдите и покажите на карте район пирамид.

-Определите словами, где находится долина пирамид.

      Рассказ учителя.

Ученым постепенно раскрывалась тайна возведения пирамид. Теперь полагают, что пирамиды, вероятнее всего, строились так. На правом берегу Нила в каменоломнях вблизи Мемфиса тысячи людей были заняты добычей тонкозернистого известняка. В окрестностях Асуана и сейчас существуют древние каменоломни.

   Обработанные блоки на лодках перевозили на другой берег Нила. Дальше их везли по специально проложенной дороге. У подножья будущей пирамиды лицевую сторону блоков тщательно шлифовали, используя для этого песок и воду.

   Чтобы поднять блоки, египтяне  строили из кирпича и камня  наклонную насыпь с углом подьема около 15 градусов. По мере того как пирамида сооружалась, насыпь удлиняли. По этим насыпям камень тащили вверх на деревянных санях.  Для уменьшения трения трассу постоянно смачивали  водой, так что полозья скользили по грязи. Затем с помощью деревянных рычагов блоки устанавливались на место.

   Пирамида возводилась  на известняковом массиве, т.е. все пирамиды стоят не на песке, а на камне. Именно поэтому они не ушли в песок от собственной тяжести.

    Рядом с пирамидами находистя знаменитый лежащий большой сфинкс – вырубленное из скалы изображение льва с человеческим лицом.

Рассказ учителя.

   Длина большого финкса 57 м, а высота – 20 м.  Арабы называли большой сфинкс «отцом ужаса».

Сфинкс , как и пирамида, являетя символом египетской культуры.

Учащиеся делают запись в тетрадь:

Пирамида Хеопса построена около 2600 г. до н.э.

Задания для учащихся:

  • Начертите в тетради «линию времени».
  • Подсчитайте,  каков приблизительны возраст пирамиды в годах и веках.
  • Чему могли бы научиться современные строители у древних египтян?

Далее учитель или  умеющий хорошо читать учени читает текст учебника (п. 2 Храмы – жилища богов).

Текст учебника:

«Будто стража вдоль дороги, ведущей к храму, - два ряда сфинксов, фантастических существ с телом льва и головой человека или барана. По обе стороны ворот возвышаются массивные башни, украшенные рельефами. Перед ними высечены из гранита огромные фигуры фараона, восседавшего на троне. У входа стоят  обелиски – каменные «иглы фараона». Их остроконечные вершины, покрытые золотом и серебром, ослепительно сверкают в солнечных лучах.

    За воротами- широкий двор, окруженный колоннами. Из двора виден огромный крытый зал с рядами колонн. Высоко вверх возносятся их могучие стволы. За главным залом в глубине  храма находится самое скрытое и таинственное помещение. Только жрецы и фараоны вправе проникнуть  туда, где стоит статуя бога – хозяина храма.  В дни праздников в честь бога жрецы на  плечах выносили  его статую во двор храма, где их встречала толпа народа. Затем процессия медленно  двигалась к реке и поднималась на корабль. Бог плыл по Нилу, как бы посещая других богов в их жилищах-храмах. По завершении праздненства статую возвращали на место – в глубину храма»

Учащиеся выполняют задания.

  • Покажите на рисунке «иглы фараона». Как на языке архитектуры называются эти постройки?
  • Покажите на рисунке колонны.

Учащиеся читают дополнительный материал на с. 55 «Фараон и царица Нефертити».

Слайд№ 3

Текст учебника

   Храмы бога  Амона были очень богаты, и жрецы пытались диктовать свою волю самим фараонам. Но однажды в 14 в. до н.э. фараон Эхнатон восстал против власти жрецов Амона. Он объявил единственным богом сияющий  солнечный диск (по-древнеегипетски Атон). Каждый луч  солнца – рука. Протянув к земле свои руки-лучи Атон ласкает маленькими ладонями все живые существа. Фараон построил целый город, названный именем этого бога – Ахетатон («горизонт Атона»).

   Однако после смерти Эхнатона жрецы вернули себе прежние права. Город Атона был забыт и превратился в развалины. Фараоны вновь стали поклоняться Амону-Ра. Но мы вспоминаем о правлении своенравного фараона, глядя на портрет его прекрасной жены и помощницы – царицы Нефертити.

Вопосы к учащимся:

  • Найдите на карте Древнего Египта город Ахетатон. Опишите словами его местоположение.
  • Вспомните, что называется мумией.
  • Почему из тела умершего фараона или вельможи делали мумию?

Рассказ учителя.

Согласно верованиям египтян, душа умершего время от времени возвращается из царства Осириса и вселяется в мумию. Если душа прилетает в гробницу, не обнаружит мумию, она погибнет и ее загробная жизнь прекратится. Однако мумия недолговечна, поэтому в гробницу ставили каменную или деревянную статую умершего, в точности воспроизводящую его облик. Верили, что душа может вселиться в статую, если мумию не сохранить.

   На голове царицы Нефертити высокая синяя корона, украшенная разноцветной лентой. Лицо имеет естественный красновато-желтый цвет, брови и глаза подведены черной краской, а губы – темно-красной. Гениальный скульптор передал красивый овал лица египтянки с нежной кожей, продолговатыми глазами и лебединой шеей.

    В гробницах, в храмах, при раскопках древних городов Египта найдено множество произведений искусства. Они собраны в разных музеях мира. Есть такие предметы в Музее изобразительных искусств в Москве, а так же в музеях  и даже на улицах Петербурга.

      Вы сразу догадаетесь, что вас окружают вещи, привезенные из Египта. В чем же особенность работы древнеегипетских мастеров?

   Рассмотрите два изображения: одно выполнено на папирусе ( рисунок), другое вырезано на камне (рельеф).

Отвечают на вопросы:

  • Предположите, где  могли помещаться данные изображения.
  • Какой сюжет изображен на рельефе? Кто на нем изображен? Свое мнение обоснуйте.
  • Каковы особенности изображения фараона, вельмож, простых воинов?
  • Кто изображен на папирусе. Свое мнение обоснуйте.
  • Каковы особенности изображения богов и фараонов?

Рассмотрим знаменитые статуи египетского вельможи и его жены, фотографии которых есть в учебнике.

Вопросы:

  • можно ли назвать их позы естественными? Почему?
  • Одинаково ли раскрашена кожа мужчины и женщины? В чем разница?

4. Закрепление нового материала:

Самостоятельно или коллективно, в зависимости от класса, сформулировать и записать в тетрадь правила для художников и скульпторов в Древнем Египте.

 

5. Подведение итогов

Учитель оценивает работу учащихся на уроке, выставляет оценки в журнал и дневники.

6. Домашнее задание.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник §11 пересказывать и отвечать на вопросы. Подготовить сообщение об одном из памятников искусства Древнего Египта.

Приложение к плану-конспекту урока

«Искусство Древнего Египта»

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

 Тесты

практический

презентация

2

 Изучение нового материала

информационный

презентация

school-collection.edu.ru

3

 Закрепление урока

практический

презентация

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

План - конспект урока по истории Древнего мира 5 класс с использованием ЭОР

План-конспект урока по истории Древнего Египта 5 класс с использованием ЭОР по теме: "Искусство Древнего Египта". Комбинированный  тип урока  изучения нового материала....

План-конспект урока по истории Древнего мира с использованием ИКТ на тему "Победа греков над персами в Марафонской битве", 5 класс.

Цель: проследить основные события греко-персидских войн, поддержать интерес учащихся к теме; продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с исторической картой, понятиями и датами...

План-конспект урока по истории Древнего Мира "Государство на берегах Нила"

Цели для ученика1. Научиться работать с контурной картой;2. Развивать навыки работы с текстом параграфа и дополнительного источника (Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу);3. Закрепление навыков самоо...