Технологическая карта урока "Реформы Избранной Рады"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Почуева Ольга Николаевна

Оценка деятельности Избранной рады; сравнивать процессы централизации государства в России и европейских странах; характеризовать российские органы сословного представительства;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_problemnogo_obucheniya.docx39.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: История России

Класс 7

Тема урока:  Реформы Избранной рады

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока: характеризовать состав и деятельность Избранной рады.

Задачи:

  • Образовательная: проанализировать реформы, проведенные в первые годы правления Ивана IV
  • Развивающая: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, умения структурировать полученную информацию
  • Воспитательные: формирование умения корректно отстаивать свою точку зрения, вырабатывать единую точку зрения

Ведущая педагогическая методология: реализация системно-деятельностного подхода

Ресурсы урока: Учебник: История России 7 класс под редакцией академика РАН А.В. Торкунова В 2 частях Часть 1 § 6; История России. 7 класс; Рабочая тетрадь к учебнику под редакцией А. В. Торкунова. В 2 частях. Часть 1; Карта “Завершение объединения русских земель при Иване III и Василии III”;. Большой Энциклопедический словарь. Под редакцией академика А. М. Прохорова. 2000.

Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: проблемное обучение, работа в группах, в парах

Планируемые результаты обучения:

Предметные: оценивать деятельность Избранной рады; сравнивать процессы централизации государства в России и европейских странах; характеризовать российские органы сословного представительства;

Метапредметные: Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем н сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; планировать пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемым результатом; оценивать правильность решения учебной задачи; Предметные: владеть общим приемом решения учебных задач; выбирать основания и критерии для классификации и обобщения; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи

Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к истории России; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личностей и народов в истории своей страны; уважительно относиться к историческому наследию;

Новые понятия, термины, даты: Избранная рада. Земский собор. Приказы. Челобитные. Стоглав. Местничество. Стрельцы. Губа. Городовые приказчики. Земский староста. Черносошные крестьяне. Централизованное государство. Сословно-представительная монархия

. А. Ф. Адашев. М. И. Воротынский. А. М. Курбский. И. В. Шереметев, И. М. Висковатый

1549 г. — Земский собор. 1550 г. — принятие Судебника (Стоглава). 1551 г. — Церковный собор. 1556 г. — реформа местного управления (отмена кормлений), Уложение о службе

Ход урока

Этапы урока

Содержание

Деятельность учителя

Виды деятельности учащихся

Организационный момент

Контролирует готовность учащихся к восприятию информации

Настраиваются на предстоящую работу

Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы  остановились на том, что положение в Московском государстве ухудшилось. Предлагаю вам вспомнить, чем это было вызвано?

Почему после смерти Василия III в Московском государстве установилось боярское правление и какие последствия оно имело? Кто сменил Василия III на престоле и какие реформы и события за этим последовали?

Что стало итогом реформ Елены Глинской?

Ослабленное положение Российского государства повлекло за собой интерес польского короля Сигизмунда I и развязывание войны с Россией. Какие территории потеряло Российское государство в ходе этой войны, а какие города удалось сохранить?

Покажите на карте территорию, входившую в состав России накануне вступления Ивана IV на престол.

Назовите причины Московского восстания 1547 г.

Предположите, как могло повлиять на юного царя московское восстание 1547 г.

Почему именно народные восстания убедили царя в необходимости реформ?

Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль за усвоением материала

Организует обсуждение вопросов, работу с картой

Четко излагают, аргументируют, подтверждают фактами свое мнение (в монологе и диалоге):

Перечисляют основные причины установления боярского правления, последовательность событий, повлекших к народным восстаниям в Москве и других городах.

Показывают на карте границы Российского государства в 1547 году.

Постановка цели и задач урока.

Иван IV, начав решать вопросы управления страной, опирался не на родовитое боярство, а на менее знатных, но способных и энергичных людей, которые его полностью поддерживали. Вокруг него сложился круг сторонников, получивший название Избранной рады.

Как вы думаете, почему авторы назвали раздел 5 «Избранная рада»? Что может скрываться за данным понятием и какую информацию, по мнению авторов, мы должны обнаружить?

Проблемный вопрос

Можно ли назвать Избранную раду первым в истории России правительством?

Мобилизует жизненный опыт учащихся, побуждает к формулированию темы урока

Записывает тему урока на доске

Определяют ключевые тему, цель и назначение текста: делают предположения формулируют тему, цели и задачи урока

Открытие нового знания.

1.Избранная Рада

Как вы думаете, почему Избранная рада называется именно так?

Что послужило предпосылками к ее созданию? Что бы могло произойти или не произойти, если бы Иван IV не собрал вокруг себя талантливых единомышленников?

Давайте охарактеризуем состояние общества в начале правления Ивана IV и выявим причины, побудившие его создать Избранную раду. К моменту восхождения Ивана IV на царство вокруг него образовалась группа приближенных — талантливых государственных деятелей — получившая название Избранная рада. В нее входили князья Воротынский и Курбский, дворянин Адашев, боярин Шереметев, священник Сильвестр и дьяк Висковатый (также раду поддерживал глава РПЦ Макарий).

Почему именно эти исторические личности были важны для сохранения власти Ивана IV и целостности Российского государства?

Задание

Посмотрите на таблицу 3 в рабочей тетради и соотнесите характеристики к каждому историческому деятелю.

Как вы оцениваете деятельность Избранной рады? Согласны ли вы с мнением, что ее можно назвать первым правительством в истории России?

Объясняет материал, предлагает объяснить значение терминов из тексте с помощью словаря

Организует работу с текстом, предлагает заполнить таблицу, организует обсуждение вопросов

Работают со словарем. 

отвечают на вопросы

заполняют таблицу 3 в рабочей тетради

отвечают на вопросы

2.Реформы Избранной рады

Посмотрите на иллюстрацию на с. 45, что вы можете рассказать о Земском соборе исходя из нее?

Какое значение имел первый Земский собор? Что важного на нем было принято?

Вслед за созданием рады последовал ряд реформ, направленных на окончательное объединение русских земель вокруг центрального княжества.

Каковы были основные направления реформ Избранной рады?

Задание

Представьте, что вы являетесь научными сотрудниками трёх лабораторий. - Разделитесь на три группы. Работая с п. 6-8 § 6 учебника, исследуйте и проанализируйте деятельность Ивана IV в первые годы правления.

Первая группа  реформы, направленные на укрепление центральной власти.

Примерное содержание сообщения

Основные шаги по укреплению центральной власти;

  1. проведение Земского собора - начало сословного представительства в России;
  2. утверждение нового Судебника;
  3. формирование системы органов центрального управления;
  4. приведение к единообразию церковных обрядов Стоглавым собором.

Вторая группа ~ военная реформа.

Примерное содержание сообщения

Основные шаги по реформированию армии:

  1. попытка создания регулярной армии - формирование стрелецких полков;
  2. повышение профессионализма руководства армией - отмена местничества во время походов;
  3. введение норм обязательной службы для всех землевладельцев

Местничество -- порядок замещения должностей в войске в зависимости от знатности.

Третья группа — реформы местного управления и налогообложения.

Прочитайте документы ( дополнительный материал), проясняя

смысл незнакомых слов с помощью словарей, Интернета. Кратко перескажите их.

Примерное содержание сообщения

Основные шаги по реформированию местного управления м налогообложения:

  1. снижение боярского произвола — отмена кормлений и местничества;
  2. учреждение в волостях и городах органов самоуправления, ведавших хозяйственно-административными делами;
  3. изменение порядка налогообложения.

 Сделайте вывод: что хотел изменить правитель, принимая то или иное решение?

Предполагаемый вывод:

Реформы Ивана IV, проведенные совместно с Избранной радой, были направлены на централизацию страны. При их проведении стремилась достичь согласия между интересами государства и населения. Реформы намечали путь развития Российского государства как сословно-представительной монархии.

Организует работу с иллюстрацией, обсуждение вопросов

Организует деятельность обучающихся: делит класс на группы, организует работу с текстом, выступления представителей групп

Обсуждение результатов работы групп.

работают с иллюстрацией, отвечают на вопросы

Самостоятельно определяют цель в учебно-познавательной деятельности, планируют порядок действий в учебной ситуации, распределение функций в совместной деятельности

Участвуют в работе группы. Согласовывают свою точку зрения с мнением других учеников при формировании общего решения в командной работе.

Применяют начальные исследовательские умения при решении поисковых задач.

Сжато представляют информацию.

Высказывают собственное отношение к событиям,

позиции.

Оценивают  мнения и позиции представителей разных групп, высказывают свою точку зрения на роль этих реформ

Делают выводы.

Первичная проверка понимания

Блиц по определениям

О каких событиях в истории нашей страны вы узнали?

1549 г. — Земский собор.

1550 г. — принятие Судебника (Стоглава).

1551 г. — Церковный собор.

1556 г. — реформа местного управления (отмена кормлений)

1556 г. —Уложение о службе

С какими новыми понятиями вы познакомились?

Земский собор, Приказы. Челобитный приказ,  Стоглав, Стрельцы, Губа, Губной староста, Земский староста, Соха, Тягло, Сословно-представительная монархия

Назовите основные направления реформ Избранной рады. Согласны ли вы с мнением, что её можно назвать первым в истории России правительством?

Все ли были согласны с проводимыми реформами?

Почему прервались реформы Избранной рады?

Какие факты свидетельствуют о формировании в России сословно-

представительной монархии?

Какие роды войск и новое сословие появилось благодаря работе Избранной рады?

Организует дискуссионную беседу по вопросам учебника

Отвечают на вопросы, используя новые знания

Формулируют свою точку зрения и аргументируют её с помощью учителя.

Приводят примеры для подтверждения вывода, суждения.

Первичное закрепление

  1. Задание № 6 в рабочей тетради (работа с иллюстрацией «Титульный лист Стоглава» с.46
  2. Задание № 7 в рабочей тетради (заполнение схемы «Реформы Избранной рады»

Формулирует задания, организует работу учащихся в парах

Выполняют задания,

Задание на дом

§ 6, написать по п.6, развернутый план, выучить определения в конце параграфа 

По желанию: Фильм №16 «Царь всея Руси Иван IV Грозный» из серии «Правители Руси» (Интернет)

Дает комментарии к домашнему заданию

Записывают  и анализируют домашнее задание, задают вопросы

Подведение итогов. Рефлексия.

Проблемный вопрос

Можно ли назвать Избранную раду первым в истории России правительством?

Какова была ваша учебная задача?

Чему вы научились на уроке? Где можно применить полученные знания?

Что вы узнали совершенно новое?

Какие затруднения у вас возникли?

Дайте анализ своей деятельности на уроке:

Побуждает к анализу собственной деятельности на уроке

Оценивают свою деятельность, достижение поставленных целей, свои достижения за урок

  • Сегодня я узнал(а), что...
  • Я понял(а), что...
  • Мне было трудно выполнять задания..., потому что...
  • Сегодня я работал (а)...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская Православная Церковь и Иван Грозный в период Избранной Рады.

Данный материал может быть использован  на уроках посвящённых истории РПЦ в России....

Дваварианта выбора централизации России: реформы Избранной рады и опричнина.

Главный проблемный вопрос урока-проекта. Каковы причины выбора политики опричнины как варианта централизации России?. В последнее время, многие современные историки, например, Владимир Борисович...

План-конспект урока "Реформы Избранной рады"

Разработка урока сделана в виде технологической карты. Урок предусматривает использование ЭОР....

Технологическая карта открытого урока по истории в 6 классе на тему: «Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады»

Технологическая карта открытого урока по истории в 6  классе на тему: «Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады»...

Технологическая карта урока "Открытие радио А.С.Поповым. Принцип радиосвязи".

Технологическая карта урока "Открытие радио А.С.Поповым. Принцип радиосвязи" разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Использовалась для проведения открытого урока в 11 классе. @pa...

Технологическая карта урока Реформы Избранной рады

Технологическая карта урока Реформы Избранной рады...

Маршрутная карта по теме "Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады."

тест разработан с учетом поурочного планирования по истории 7 класс. ФГОС Учебник под редакцией академика РАН А.В.Токунова...