Формирование интереса к истории у учащихся: актуальные методы
статья по истории (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
В психолого-педагогической литературе существует несколько трактовок понятия «познавательный интерес». Наиболее полная характеристика данного понятия, на наш взгляд, дана в следующем определении: «Познавательный интерес - это мотив или избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности».
На наш взгляд, проблема формирования интереса у учащихся к истории является одной из актуальных проблем современной школы. Развить интерес к истории как науке, научить ребенка пользоваться понятийным аппаратом данной науки, ориентироваться в мире минувшего, анализировать ситуации и т.п. - задача учителей истории. Система школьного образования содержит громадный потенциал, позволяющий научить подростков уважать прошлое и настоящее своей Родины, любить свой край, быть добрее, уважать себя и других.
Нам известно, какую сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создаёт пробудившийся у школьников интерес к нему.
Поэтому, когда педагог вызывает интерес к своему предмету у ученика, он так же мотивирует его на изучение этого предмета. Тем самым повышается уровень усвоения учениками предмета и формирование новых навыков.
История, как учебная дисциплина является очень важной. При её изучении воспитывается патриотизм, уважение к опыту предков. Развиваются умения искать причинно - следственные связи. Пересказывая исторические события, при этом добавляя свою точку зрения на них, происходит развитие речи, памяти, мышления.
К тому же человек просто обязан знать историю своего края, страны, а также мира и этапы развития человечества, причины тех или иных событий, для того чтоб предвидеть их в будущем. История неразрывна, связана с обществознанием, политологией, экономикой и другими науками. История связана с повседневной жизнью.
Мною было проведено анкетирование в 8 классе на предмет выявления степени сформированности интереса у учащихся к истории.
Задачи:
1) узнать, нравится ли учащимся предмет «история»;
2) выявить, какие темы интересуют их более остальных;
3) выяснить, о чем ученики хотели бы знать больше;
4) Что они используют для подготовки к урокам истории;
5) какие книги по истории учащиеся уже прочли.
В анкетировании приняли участие 24 из 25 учащихся (99%). Анкетирование проводилось анонимно, каждому ребенку были даны вопросы, на работу отводилось 10 минут.
Анализ ответов учащихся выявил следующее: на первый вопрос учащиеся почти все отвечали, что им нравится предмет «история» за исключением 3 учащихся , второй и третий вопросы говорят о наличии познавательного интереса у учащихся к истории, четвертый и пятый вопросы показывают, что интерес к истории у учащихся 8 класса ограничивается прочтением одного лишь учебника по истории, включенного в школьную программу по предмету. Анализ анкет показывает, что учащиеся занимаются учебной деятельностью для общего развития, а не в силу личной заинтересованности в предмете, в полную меру своих познавательных возможностей; Несмотря на то, что присутствует интерес к предмету у 85% опрошенных; почти у всех учащихся есть интересующие их темы и темы, о которых они хотели бы знать больше (за исключением 3 учеников); учебник - единственный источник для подготовки к урокам. Интерес к истории так же проявлялся и во время работы на уроках. Дети активно работали на уроках, размышляли над той или иной проблемой. Также можно сделать вывод то тема культуры не была усвоена. Она осталась не интересной для школьников.
На своих уроках в 8 классе я вел работу по формированию интереса к истории, используя:
- мультимедийные средства: анимированные карты сражений, благодаря им дети не только понимают данное сражение, но и лучшего его запоминают;
- презентации - для удобства демонстрирования детям изображений, которых нет в учебнике; демонстрации карты; визуализирование заданий перед выполнением работы
- обязательное использование работы с текстом учебника (т.е. дети самостоятельно читают тот или иной пункт) для того что бы они усвоили основной ход истории; работа с документом плюс проблемное задание (самостоятельное чтение документа детьми либо мое комментирование или его объяснение).
- различные виды бесед (заключительное, повторительно-обобщающая, эвристическая, беседы по картине вызывают у учащихся особый интерес) во время беседы проверяются не только ранее усвоенные знания или полученные во время урока, но они также стимулирует мыслительную деятельность учеников, развивают их речь.
- отбор самого материала: детям не интересен сухой фактологический учебный материал книг, недоступный для их понимания, слово учителя, а еще и создание им картины при помощи слова способствует формированию интереса у детей. При отборе учебного материала учитывались возрастные особенности учащихся. Использовались интересные факты из истории.
- разного рода проблемные задания и вопросы все это заставляет детей думать, размышлять, активизироваться, искать и отбирать материал.
-разного вида наглядность. работа с картами и картинами, так как именно наглядность ученики лучшего всего воспринимают. Это прямое столкновение с историей, которую дети могут увидеть в движении.
-устные приемы обучения, такие как повествование, описание, объяснение, картинное описание, характеристики которые делали урок наиболее красочным. Все это делает урок не только насыщенным, разнообразным и интересным, но и еще и урок быстро и мгновенно пролетает, что так любят дети, все это также нацеливает детей на работу, стимулирует их активную интеллектуальную деятельность.
Выводы
школьник образовательный учебный педагогический
Работая над проблемой формирования познавательного интереса у учащихся к истории, мы изучили психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме, рассмотрели сущность преподавания истории в школе, содержание понятия «познавательный интерес», а также характеристики возраста учащихся 6 класса, изучили методы и приемы формирования познавательного интереса.
Разнообразие методов позволяет учителю выбрать наиболее эффективные. На уроках истории выбор метода или формы зависит от содержания и цели урока, возрастных и индивидуальных особенностей детей, от возможности школы. Применение наглядных пособий, практических заданий, умелое сочетание их со словесными методами повышает активность учащихся на уроке, способствует развитию познавательных процессов и навыков самостоятельной работы и поиска информации.
Подводя итоги выполненной работы, можно сделать следующие выводы:
· для успешного преподавания истории в 6 классах необходимо знание психологических особенностей учащихся, поскольку именно это позволяет успешно выбрать правильные методы и приёмы преподавания истории;
· важная задача учителя - обучить подростков способам выполнения новых форм учебной деятельности, не дать угаснуть интересу к ним;
· одним из резервов повышения эффективности обучения подростков является целенаправленное формирование мотивов учения;
· существенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний;
· в целях качественного преподавания истории учитель должен опираться на познавательный интерес школьников, и, с целью развития познавательного интереса, учитель использует в своей деятельности инновационные технологии, которые положительно влияют на усвоение учебного материала и формируют устойчивый интерес к предмету;
· привлечение на уроках современного материала является средством достижения сознательного отношения подростков к учению, которое придаёт обучению актуальность;
· наиболее благотворно влияют на учебный процесс такие формы активизации познавательной деятельности, как семинар, игра, познавательные задачи. Учитель, усвоив содержание предложенных методов и форм организации обучения, может творчески подойти к реализации задач учебного процесса.
Исследование, проведенное нами, показывает, что использование нестандартных форм обучения даже непродолжительное время положительно влияет на развитие познавательной активности учащихся, необходимо более активно внедрять в практику преподавания истории нестандартные формы уроков, игровые ситуации, решение исторических задач, персонификацию, драматизацию, использование наглядности и др. как наиболее способствующие развитию мыслительной деятельности учащихся и их творческих способностей, формированию интереса к предмету «история».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей и формирование интереса к самостоятельному обучению учащихся в процессе игровой деятельности с применением информативно-коммуникационных технологий.
Данная статья рассматривает виды игровой деятельности развивающие творческие способности ребенка и формирующие интерес к самостоятельному обучению, непосредственное участие в которых принимают и...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ. Актуальность темы «История освоения космоса» среди учащихся среднего и старшего звена школы. 7 класс.
Работу выполнил: Старостов Алексей Дмитриевич, уч-к 7 «Б» класса , 12 летРуководители: Першина Ольга Владимировна, учитель биологии. Старостов Дмитрий Сергеевич, 35 лет....
«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос
Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...
«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос
Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...
Формирование толерантности учащихся средствами метода проекта на уроках истории и обществознания
В данной статья описывается процесс формирования толернтности у учащихся средствами метода проекта на урокх истории и обществознания. автор приводит примеры из собственной практической педагогической ...
Методы мотивации в формировании интереса к занятиям физической культурой
Интерес к физической культуре-одно из проявлений сложных процессов мотивационной сферы. По отношению к обучающимся мотивацию следует различать, как внутреннюю, так и внешнюю. Но как бы ни была сильна ...
Актуальные методы преподавания истории в современных условиях.
В статье дан анализ актуальных методов преподавания истории, позволяющих эффективно решать образовательные задачи в условиях информационной перегруженности, высоких учебных нагрузок, целью котор...