Методы мотивации в формировании интереса к занятиям физической культурой
статья по физкультуре на тему
Интерес к физической культуре-одно из проявлений сложных процессов мотивационной сферы. По отношению к обучающимся мотивацию следует различать, как внутреннюю, так и внешнюю. Но как бы ни была сильна внешняя мотивация, интерес формируется лишь в результате внутренней мотивации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kharlanchuknn_metody_motivatsii.doc | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I и II вида»
Методы мотивации в формировании интереса к занятиям физической культурой
Учитель физической культуры
высшей категории
ХАРЛАНЧУК Н.Н.
Курск 2014
Методы мотивации в формировании интереса к занятиям физической культурой
Интерес к физической культуре-одно из проявлений сложных процессов мотивационной сферы. По отношению к обучающимся мотивацию следует различать, как внутреннюю, так и внешнюю. Но как бы ни была сильна внешняя мотивация, интерес формируется лишь в результате внутренней мотивации. Она возникает только тогда, когда внешние мотивы и цели соответствуют возможностям обучающегося, когда они являются для него оптимальными (не слишком трудными и не очень лёгкими) и когда ребенок понимает субъективную ответственность за их реализацию. Успешная реализация мотивов и целей вызывает у обучающегося вдохновение успехом, желание продолжать занятия по собственной инициативе, то есть внутреннюю мотивацию и интерес. Внутренняя мотивация возникает также тогда, когда ученик испытывает удовлетворение от самого процесса и условий занятий, от характера взаимоотношений с педагогом, членами коллектива во время этих занятий.
Для поддержания активного интереса к физической культуре необходимо систематически давать ученику соответствующую информацию как при обучении движению, так и при его совершенствовании. Эта информация должна обязательно раскрывать важность того или иного упражнения для выполняющего его. Например, начиная обучение различным прыжкам, мы объясняем, что прыжки – это не самоцель, но что многократные прыжки укрепляют силу мышц, развивают координацию движений, вырабатывают умение ориентироваться в пространстве.
На занятиях физической культурой необходимо, чтобы обучающийся брал ответственность за результаты занятий на себя и объяснял свои неудачи не отсутствием у него определённых способностей, а недостаточностью собственных усилий. Только в этом случае успешно формируются внутренняя мотивация и интерес к занятиям. Но, безусловно, ученику надо подбирать индивидуальные, доступные ему и в то же время прогрессирующие показатели и, конечно же, посильные упражнения, задания, требования и т.д., то есть оптимальные режимы мотивации.
Каждого обучающегося необходимо сориентировать на доступный и подходящий для него результат, достижение которого должно восприниматься им и оцениваться учителем, товарищами по классу, родителями как успех, как победа школьника над собой. Например, при обучении технике выполнение кувырка назад задача максимум – овладеть техникой. И на это отводиться несколько уроков. Но на каждом уроке у детей стоят также свои минимальные задачи. У обучающегося, более быстро освоившего движение, задача на уроке более сложная, чем у слабого. Сильному ученику мы например, предлагаем после того, как он овладел техникой выполнения кувырка, совершенствовать его из различных исходных положений или, наоборот, приходить после кувырка в различные конечные положения. При этом всегда просим сильного ученика помочь более слабому обучающемуся в освоении техники выполнения изучаемого движения и постараться и объяснить своему подопечному, почему у него это движение не получается. А выполнив своё задание, все обучающиеся должны с помощью учителя оценить данное выполнение. И обязательно при любом результате их должно ждать одобрение, подбадривание со стороны учителя.
Интересы обучающихся к занятиям физической культурой бывают разными. Это и стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развить двигательные и волевые качества. Интересы мальчиков и девочек различны: девочки часто всего думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походки, реже о развитии быстроты, выносливости, силы. Мальчики же хотят развить силу, выносливость, быстроту, ловкость. Значимость привлекательных сторон физическими упражнениями. Уже с какой-то конкретной целью, у старшеклассников на первом месте стоят мотивы, связанные с их жизненными планами, то есть с подготовкой себя к определённой профессиональной деятельности.
Обязательным условием успешного формирования у школьников активного, устойчивого интереса к физической культуре является формирование результативных мотивов. Без ориентации на результат двигательная активность школьников неэффективна как в плане формирования активного интереса к физической культуре, так и в плане физической и технической подготовки школьников.
Конкретный вид и уровень результата зависят от возраста, физической подготовленности и воспитанности шобучающихся. Это может быть результат сюжетной, подвижной, спортивной игры; учебный норматив; норма спортивного разряда; Определённое место в спортивных соревнованиях; конкретные показатели в тестах; возрастные показатели выполнения отдельных упражнений и т.д.
Результативные мотивы необходимо формировать и в процессе обучения двигательным действиям. Для этого обучение на уроках физической культуры надо включать в личностно значимую для каждого учащегося соревновательную деятельность, когда ученики, обучаясь, одновременно готовятся к участию в соревнованиях по данному виду упражнений на первенство класса, школы. Однако и здесь каждому обучающемуся должен быть определён индивидуальный доступный результат, движение которого опять-таки должно расцениваться учителем, товарищами по классу, как успех, как победа школьника над собой. Только в этом случае возникает внутренняя мотивация занятий физическими упражнениями, определяющая интерес обучающихся к физической культуре.
Педагогическая практика и научные исследования показали, что результативная мотивация и интерес к физической культуре значительно возрастают, когда учитель и ученик добиваются сдвигов в обучении двигательным действиям и развитии двигательных качеств в относительно короткий промежуток времени. В итоге быстрее возникают внутренняя мотивация, вдохновение успехом, что особенно важно для обучающихся младших классов, так как они неспособны, переносить длительные напряжения под воздействием только внешней мотивации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Привитие устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом у детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации»
Выступление по теме самообразования на районном методическом объединении учителей физической культуры....
Урок по теме: «Применение инновационных педагогических технологий на уроках волейбола как способ повышения мотивации и интереса к занятиям физической культурой».
Методическая разработка урока по физической культуре с использованием инновационных педагогических технологийУрок по теме: «Применение инновационных педагогических технологий на уроках волейбола...
формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом
формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом...
«Применение инновационных педагогических технологий на уроках волейбола как способ повышения мотивации и интереса к занятиям физической культурой»
Данная разработка представляет собой конспект урока физической культуры по ФГОС с использованием инновационных технологий, проведение которых в системе, помогает решить одну из главных задач физическо...
«Применение инновационных педагогических технологий тренировочных занятиях по волейболу как способ повышения мотивации и интереса к занятиям физической культурой».
Принимаю участие в инновационной деятельности учреждения и разработал методическую разработку тренировочного занятия по волейболу с использованием инновационных педагогических технологий по теме: &laq...
Методическая разработка урока по физической культуре по теме: «Применение инновационных педагогических технологий на уроках волейбола как способ повышения мотивации и интереса к занятиям физической культурой».
Данная разработка представляет собой конспект урока физической культуры по ФГОС с использованием инновационных технологий, проведение которых в системе, помогает решить одну из главных задач физическо...