Примерная модель дистанционного курса
статья по истории (11 класс) на тему
Печатная разработка фрагмента дистанционного курса по истории России: Первые князья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_obrazovanie_gosudarstva_u_slavyan.doc | 38 КБ |
pervye_kievskie_knyazya.doc | 389.5 КБ |
kultura_rusi_v_domongolskiy_period.doc | 109 КБ |
10_klass_pervye_knyazya_test_1.docx | 34.67 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Образование государства у славян
Развитие государства у восточных славян вплотную приводило к зарождению государства. В древности понятие «государство» было связано с наличием лидера, вождя. Такими лидерами у восточнославянских племен стали племенные князья, которые опирались на дружины. Государство означало появление центральной власти, объединяющей всю территорию на которой живут те или иные народы. Государство – это суд и налоги, армия и законы, правитель и территория.
Сказание о призвании Варягов
"В лето 859. Имели дань варяги, приходившие из-за моря, на Чюди, и на Словенах, и на Мере, и на всех [Веси?] Кривичах. ...В лето 862. Изгнали варягов за море, и не дали им дани. И начали сами собой владеть, и не было у них правды [закона]. И встал род на род, и были усобицы, и стали сами с собой воевать. И сказали: Поищем себе князя, который владел нами и управлял по ряду [договору], по праву. Пошли за море к варягам... Говорили Русь, Чудь, Словени, Кривичи и вси [Весь?]. Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да поидите княжить и владеть нами. И избрались три брата со своими родами и взяли с собой всю Русь [в значении "дружина"]. И сперва пришли к словенам и срубили город Ладогу. И сел старейший [старший] в Ладоге Рюрик, а другой Синеус на Белоозере, а третий Трувор в Изборске. ...Через два года умер Синеус и брат его Трувор и принял Рюрик всю власть один, и пришел к Ильмерю [Ильменскому озеру] и срубил город над Волховом и прозвали его Новгород. И стал тут княжить, и роздал своим мужам волости, и города рубить, одному Полотск, другому Ростов, третьему Белоозеро. И по тем городам суть находники варяги; первые поселенцы в Новгороде Словени, и в Полотске Кривичи, в Ростове Меряне, в Белоозере Весь, Муроме Мурома. И теми всеми обладал Рюрик".
- Какие признаки государства, существовавшие у славян до призвания варягов, упоминаются Нестором?
А) Единая территория
Б) Законы
В) Князь, правитель
Г) Единая армия
Д) Города
- Какие признаки государства появляются после призвания варягов?
А) Единый правитель
Б) Города
В) Территория
Г) Законы
Д) Государственный аппарат
Таким образом «Сказание о призвании варягов на Русь» породило в исторической среде споры о возникновении государства. Одна часть историков считала, что государство возникло до призвания Варягов, а само слово «Русь» не варяжского происхождения («Пошли за море к варягам... Говорили Русь, Чудь, Словени, Кривичи и вси [Весь?]»). Другая часть историков говорит, что государство возникло после призвания варягов, а термин «Русь» варяжского происхождения («И избрались три брата со своими родами и взяли с собой всю Русь [в значении "дружина"]»). Одни получили название – норманисты, другие – антинорманисты.
2. Княжение Олега
К IX веку на Руси сложилось 2 крупных центра: Киев и Новгород. Новгород был расположен на севере, по течению р. Волхов. Киев же, объединял юг страны и находился в среднем течении р. Днепр
- На контурной карте (Приложение 1.) Киев и Новгород отмечены цифрами. Подпишите название городов.
В 882 г. Князь Олег совершает поход на Киев и захватывает его. Олег остался княжить в Киеве, объявив его матерью городов русских.
- Значение захвата Киева?
А) Олег расширил свои владения
Б) Объединил 2 центра
В) Показал силу Новгорода
Г) Повысил свой авторитет
Олег покорят славянские племена, облагая их данью. В 907 и 911 гг. Олег совершает 2 успешных похода на Царьград (Константинополь). В результате походов были заключены выгодные торговые соглашения с Византией.
Договор Руси с Византией
В лето 911. Послал Олег мужей своих установить мир и заключить договор между греками и Русью ...
Если же убьет Русин Христианина или Христианин Русина - пусть умрет там, где совершил убийство. Если же убийца скроется, а окажется имущим, то ту часть имущества, которая принадлежит ему по закону, пусть возьмет близкий родственник убитого ... Если кто ударит другого мечом или каким-либо другим орудием, то пусть за тот удар или избиение заплатит потерпевшему 5 литров серебра по закону Русскому ... Если Русин Христианину или Христианин Руси ну нанесет какое-либо мучение и насильно захватит чужое имущество, и это будет доказано, то пусть виновный возместит убытки потерпевшему в тройном размере. Если ладья сильным ветром будет выброшена на чужую землю и будет обнаружена кем-либо из Руси, то они будут охранять ее с ее снаряжением и товарами и отошлют ее в землю Христианскую ... Также если случится несчастье с ладьей Русской около земли Греческой, (мы) проводим ее в Русскую землю
- О какой проблеме взаимоотношений стран говорит их наименование в документе?
А) Разные национальности
Б) Разные религии
- Какие нормы регулируются договором?
- В этом договоре Олег выступает:
А) Как язычник
Б) Как частное лицо
В) Как глава Русского государства
- Когда мы можем говорить о складывании единого Русского государства?
А) VI в.
Б) VIII в.
В) IX – X в.
Г) XI в.
3. Княжение Игоря
После смерти Олега престол занимает сын Рюрика князь Игорь. Игорь совершает ряд успешых походов на Волжскую Булгарию, Хазарский каганат. Игорь сталкивается с кочевыми племенами Печенегов. В 941, 944 гг. состоялись 2 похода на Царьград. Походы были не такими удачными как у Олега и закончились подписанием торговых договоров, но менее выгодных для Руси чем раньше.
Зависимость территорий и ее населения в древности выражалась данью. Это означало конец племенной жизни и являлось одним из признаков государства. Дань – налог не только в пользу князя, но и в пользу его дружины, в пользы всей системы управления. Дань означала право князя на землю, право судить, но одновременно она означала, что князь обязан защищать своих подданных и подвластные земли. На Руси дань называлась – полюдье.
Сказание об убийстве Игоря
В то же время войско Игорево Свинельдовой власти (то есть Свинельдов полк - Авт.) просили Игоря, чтоб велел дать им оружие и одежды или бы пошел с ними на древлян, где князь и они могут довольно получить. И, послушав их, Игорь пошел на древлян ради собрания дани. И возложил на них дань больше прежнего, но при том как сам, так и его воинство древлянам учинили оскорбление великое. Древляне во главе с князем Малом восстали и убили Игоря.
- Почему взбунтовались Древляне?
А) Не хотели подчиняться
Б) Игорь отступил от традиции
- Были ли, на ваш взгляд, нормы сбора полюдья четко установлены?
А) Да
Б) Нет
Только княгиня Ольга, жестоко отомстив за смерть мужа древлянам установила четкие правила сбора полюдья – уставы. В эти правила вошли уроки – размер полюдья и погосты – места сбора полюдья. Таким образом при Ольге появляется еще один признак государства – законы.
Предварительный просмотр:
Первые Киевские князья (продолжение): Святослав, Владимир, Ярослав
Княжение Святослава
- Личность Святослава
Тем временем подрос сын Игоря и Ольги – Святослав. Как ни уговаривала его мать, Святослав так и остался язычником.
«Повесть временных лет» о Святославе
В лето 964. Когда князь Святослав вырос и возмужал, начал он воев собирать многих и храбрых; ходя легко, как барс, вел он многие войны. В походах не возил за собой обозов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину ли, или зверину, или говядину, жарил ее на углях и ел. Не имел он [походного] шатра, но [спал] постелив подклад и [положив] седло в головах. Таковы были и другие его воины. [Перед началом похода] он посылал послов к странам, говоря: «Хочу идти на вас».
Князь Святослав Игоревич
- Прочитайте документ. Отметьте верные утверждения:
- Святослав был неприхотлив в быту
- Святослав был заносчив и высокомерен
- Дружинники уважали и любили Святослава
- Святослав был благородным воином
- Князь мало бывал в военных походах
6. Правление Святослава
II. Походы Святослава
«Повесть временных лет» о походах Святослава
В лето 965. Пошел Святослав на хазар. Услышав об этом, хазары вышли [ему] навстречу с князем своим Каганом и сошлись биться. И в битве одолел Святослав хазар и взял город их Белую Вежу; [после этого он] Ясов победил и Касогов.
В лето 966. Вятичей победил Святослав и дань на них наложил.
В лето 967. Пошел Святослав на Дунай и на болгар, и бились те и другие, и одолел Святослав болгар, и взял 80 городов по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, дань взимая с греков.
- Проследите походы Святослава по карте
- Отметьте присоединенные земли:
1. Вятичи
2. Хазары
3. Уличи
4. Печенеги
5. Тиверцы
6. Болгары
В результате походов, войско Святослава было разбито Византийцами и Святослав вынужден был отдать большинство покоренных земель. По пути в Киев, его дружина попала в засаду Печенегов. Святослав и его дружина пали на поле боя.
- На правление Святослава существует несколько точек зрения. Подумайте и отметьте наиболее близкую для вас:
- Поражения от Византии и Печенегов перечеркнули все успехи
- Святослав не занимался внутренней политикой
- Святослав талантливый полководец и много сделал для расширения границ Руси
Правление Владимира
- Первая усобица на Руси
Святослав оставил после себя много сыновей. Для укрепления власти он сажал их править в разные земли. Но между братьями началась усобица и Ярополк с Олегом погибли. На Киевском престоле оказался Владимир.
- Подумайте и отметьте правило престолонаследия на Руси
1. От отца к старшему сыну
2. От отца к сыну, от брата к брату
3. Князь сам выбирал преемника
4. Правитель избирался народом
- Что, на ваш взгляд, стало причиной междоусобной войны?
1. Жестокость братьев
2. Плохое воспитание
3. Правило престолонаследия (младший брат терял шансы на престол)
4. Братья не любили друг друга
II. Внешняя политика
Владимир проводил активную внешнюю политику. Князь Владимир Святой
Он вел войны с поляками за города Червонной Руси (Западная Украина), обложил земли Вятичей данью, совершил удачные походы на Литовцев и Болгар. Но главной заслугой Владимира стала оборона Руси от печенегов, кочевых народов, проживающих на южной границе Руси и совершающих разорительные набеги в пределы государства.
- Рассмотрите карту. Отметьте главные преимущества оборонительных укреплений
1. Была сделана система укреплений
2. Крепости располагались на реках в местах переправ
3. Крепости защищали всю территорию Руси
4. Крепости выстроены по одной, на большом расстоянии друг от друга
Для обороны южных рубежей, Владимир часто приглашал людей с северных окраин страны. Чем можно объяснить этот факт?
- Люди на севере были лучшими воинами
Оборонительное укрепление 2. Нехватка народу
3. Чтобы воины не сбегали домой
- Для того, чтобы сплотить страну
III. Внутренняя политика. Крещение Руси
Идея объединения племен была центральной и во внутренней политике Владимира. В 983 г. он создает пантеон языческих богов, устанавливает их четкую иерархию, для того, чтобы племена перестали спорить чей бог главнее. Но реформа не прошла и многие, несмотря на пантеон, защищали «своего» бога. Тогда было решено выбрать монотеистическую религию. Выбор пал на Православие.
«Повесть временных лет» о крещении Руси
В 988 году. Пошел Владимир с воинами на Корсунь, город греческий ... Владимир потребовал от императоров Византии выдать за него замуж их сестру Анну, согласившись принять христианство .... Епископ Корсунский с попами царицы объявил о крещении и крестил Владимира. Дружина его видела это, и многие крестились ... После крещения привели царицу к венцу. Одни, не знающие истины, говорят, что Владимир крестился в Киеве, другие - в Василеве, третьи же иначе говорят ...
Владимир пришел в Киев; тотчас велел ниспровергнуть кумиры - одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы по Боричеву въезду в ручей [Почайну] и приставил 12 мужей толкать Перуна шестами ... Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, верующие люди оплакивали его ...
После этого Владимир послал по всему городу со словами: «Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идет против меня».
- О чем говорят эти строки? Выберите верные утверждения
1. Владимир крестился в Византии, подняв авторитет Руси
2. На Руси все хотели креститься
3. Владимир принуждал к крещению
4. Язычество долго сосуществовало с крестьянством
- Какое значение в принятии христианства?
1. Способствовало объединению русских племен
2. Поднимается международный авторитет Руси
3. Смягчение нравов
4. Развитие культуры
5. Появление греческих Священников
6. Усиление власти князя
7. Полное уничтожение язычников
- Основными направлениями в политике Владимира были:
1. Военные походы
2. Оборона границ Руси
3. Объединение страны
4. Личная нажива
Княжение Ярослава Мудрого
- Новая усобица
После смерти Владимира на Руси начинается новая усобица.
- Вспомните, чем вызваны усобицы на Руси?
1. Жестокость братьев
2. Плохое воспитание
3. Правило престолонаследия (младший брат терял шансы на престол)
4. Братья не любили друг друга
- Кто Княжил после Владимира?
1. Святополк
2. Борис
3. Глеб
4. Ярослав
Святополк убивает братьев Бориса и Глеба за что получает прозвище – окаянный, а Борис и Глеб становятся первыми русскими святыми. В результате борьбы за власть в 1019 г. на Киевском престоле оказывается Ярослав.
- Внешняя политика
В своей внешней политике, Ярослав укрепляет международный авторитет Руси, заключая междинастические браки. В 1043 г. начинается неудачная для Руси война с Византией. Лишь в 1053 г. сторонам удалось добиться примирения и подписать договор. В 1036 г. Ярослав выступает в поход против печенегов. В результате войско кочевников было разбито и печенеги перестали угрожать Руси.
- Отметьте основные направления внешней политики Ярослава
1. Укрепление международного престижа
2. Расширение границ
3. Борьба с Византией
4. Борьба с печенегами
5. Завоевательные походы
III. Внутренняя политика Ярослава
Одним из важнейших мероприятий, проведенных Ярославом Мудрым, стало создание в 1016 г. «Русской правды» - первого судебника на Руси. Позже в 1036 (1072) г. было создано дополнение к судебнику – «Правда Ярославичей». В 1037 г. Ярослав добивается создания Киевской митрополии, таким образом, усиливается независимость Русской Православной церкви. При Ярославе создаются многочисленные школы, ведется активное храмовое строительство.
Социально- экономическое развитие Руси в XI – первой трети XIII вв.
- «Русская правда»
Важнейшим событием этого времени стало создание первого судебника на Руси. Основной источник «Русской правды» - обычное право, но она, так же, обобщает законы, принятые князьями. Существует три редакции «Русской правды»:
- «Краткая правда» - создана в XI веке. В нее вошли законы Ярослава Мудрого, позднее документ дополнили его сыновья.
- «Пространная правда» - составлена в XII веке. В нее входят более поздние законы и дополнения к праву.
- «Сокращенная правда» - создана к XV веку. К этому времени многие законы устарели и они были убраны из судебника.
«Русская правда» (отрывок)
1. Убьеть муж мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или брату чаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову; аще будеть русинъ, любо придинъ, любо купчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои будеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь.
Перевод. Если убьет свободный человек свободного, то [за него имеют право] мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры [племянники]; если кто из них не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого; если убитый будет русин, или гридин, или купчина, или ябедник, или мечник, если он изгой будет, или словенин, то уплатить за него 40 гривен.
6. Аще ли перстъ утнеть который любо, 3 гривны за обиду.
Перевод. Если палец отрубит какой-то, то заплатить потерпевшему 3 гривны за обиду.
7. А во усе 12 гривне, а в бороде 12 гривне.
Перевод. А за вырванный ус или клок бороды заплатить потерпевшему 12 гривен.
8. Оже ли кто вынезь мечь, а не тнеть, то тъи гривну положить.
Перевод. Если кто вынет меч, но не ударит, то заплатит гривну.
О княжи мvже
9. Аже въ княжи отроци, или В конюсе, или в поваре, то 40 гривенъ.
Перевод. За убийство княжеских отрока, конюха или повара платить 40 гривен.
10. А за тивунъ за огнищныи, и за конюший, то 80 гривенъ.
Перевод. За убийство тиуна огнищного или конюшего платить 80 гривен.
11. А в сельскомь тивуне княже или в ратаинемь, то 12 гривенъ. А за рядовича 5 гривенъ. Тако же и за боярескъ.
Перевод. А за сельского или пахотного тиуна платить 12 гривен. А за рядовича 5 гривен. Так же и за боярских.
12. А за ремественника и за ремественицю, то 12 гривенъ. 13. А за смердии холопъ 5 гривенъ, а за робу 6 гривенъ.
Перевод. А за смерда и холопа платить 5 гривен, а за рабыню - 6 гривен.
- Какие нормы права регулировала «Русская правда»?
1. Уголовное
2. Гражданское
3. Судебное
4. Административное
- Какие пережитки родового строя, судя по документу, существовали на Руси?
1. Кровная месть
2. Жизнь в родовой общине
3. Плата за убийство
4. Их не было
- С Какой статьи, на ваш взгляд, начинается более позднее дополнение к «Правде Ярослава»?
1. 6
2. 7
3. 8
4. 9
- Какие факты говорят о том, что на Руси существовало неравенство и перед законом не все были равны?
1. Была кровная месть
2. Существовала плата за преступления
3. Было социальное деление общества
4. Жизнь разных групп населения ценилась по-разному
II. Социальное развитие.
На Руси существовало социальное деление, причем не все группы населения были равны в правах. Можно выделить 3 основные группы населения:
Люди, смерды и холопы. На самом деле деление было куда более сложным и от социального статуса зависел и правовой статус человека.
- Определите соответствие:
1. Люди
2. Смерды
3. Обельные холопы
4. Закупы
5. Рядовичи
6. Изгои
А) Лично-свободные крестьяне
Б) Рабы
В) Полусвободное население, заключившее с князем ряд (договор)
Г) Должники, бравшие у князя ссуду
Д) Люди, лишившиеся социального статуса
Е) Люди, зависимые от князя разными повинностями
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
Предварительный просмотр:
Культура Руси в домонгольский период
I. Введение
Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, руками народа, все, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения.
Весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты - одни для Поднепровья, другие для Северо-Восточной Руси и т. д.
Русь испытывала сильное влияние Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т. е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.
Одновременно Русь не просто копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном. Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но и с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле.
II. Письменность
Долгое время бытовало мнение, что письменность на Руси возникла после принятия христианства. Однако последние данные показали, что славянский алфавит был создан уже на рубеже IX – X вв. двумя братьями: Кириллом и Мефодием. Грамотность быстро распространяется по Руси, причем не только среди зажиточных слоев, но и среди простых граждан, прежде всего горожан. Об этом говорят многочисленные берестяные грамоты, найденные археологами в Пскове, Новгороде, Смоленске и так называемые «граффити» - надписи на стенах церквей и домов мыслей, пожеланий, тревог.
- Прочитайте текст
- определите правильный перевод
А) Апостол Павел пишет глаголами народам разным о духе и премудростях, о слове разумном
Б) Великий апостол Павел пишет к евреям: "Братья! Каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается явлением Духа слово премудрости, другому слово разума; иному вера тем
В) Великий Павел апостол говорил евреям: «Братья! Дух в премудрости, а премудрость дается разным людям»
III.Литература
Литература на Руси стала активно развиваться после появления письменности. Первоначально это были тексты Священного писания, но позже появляются и другие жанры.
- Прочитайте тексты древнерусских произведений
- Установите соответствие
1. И подобало Благодати и Истине над новыми народами воссиять. Ибо не вливают, по словам Господним, вина учения нового, благодатного в мехи ветхие, обветшавшие в иудействе: прорываются мехи, и вино вытекает. Не сумевшие удержать тени Закона, столько раз поклонявшиеся идолам, как удержат учение истинной Благодати! Но новое учение - в новые мехи, новые народы: и сберегается то и другое. Так и есть. Ибо вера благодатная по всей земле распространилась и до нашего народа русского дошла.
2. Правдивая страстотерпцы и истинныя Евангелия Христова послушатели, целомудренный Романе с возлюбленным Давидом, не сопротив стаста врагу сущу брату, убивающему телеса ваша, душам же коснутися не могущу: да плачется убо злый властолюбец, вы же радующеся с лики ангельскими, предстояще Святей Троице, молитеся о державе сродников ваших, Богоугодней быти, и сыновом Российским спастися.
3. Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов... и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.
4. Я, недостойный игумен Даниил, худший из всех монахов, смиренный, одержимый многими грехами, недоволен во всяком деле добром, понужден был своими помыслами и нетерпением, захотел видеть святой град Иерусалим и землю обетованную. И с Божией помощью посетил Иерусалим и видел Святые места, обходил всю землю Галилейскую и Святые места около града Иерусалима, где Христос ходил своими ногами и великие чудеса показал в тех местах Святых. И видел все своими очами грешными, что беззлобивый Бог позволил мне увидеть и что я долгое время жаждал увидеть От Царьграда по заливу идти триста верст до Средиземного моря, до лимана Петали на острове Мармара сто верст. Это первый остров на Мраморном морс. Здесь добрый лиман и город Эрекли, где миро выходит из глубины морской и многие святые мученики были потоплены мучителями. От Петали до Галлиполи сто верст.
5. В лето 965. Пошел Святослав на хазар. Услышав об этом, хазары вышли [ему] навстречу с князем своим Каганом и сошлись биться. И в битве одолел Святослав хазар и взял город их Белую Вежу; [после этого он] Ясов победил и Касогов.
В лето 966. Вятичей победил Святослав и дань на них наложил.
В лето 967. Пошел Святослав на Дунай и на болгар, и бились те и другие, и одолел Святослав болгар, и взял 80 городов по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, дань взимая с греков.
6. Убьеть муж мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или брату чаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову; аще будеть русинъ, любо придинъ, любо купчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои будеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь.
А) Летопись
Б) Богословские сочинения
В) Законы
Г) Агеографическая литература (жития святых)
Д) Поучения
Е) Хожения
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
- Определите соответствие
А) Летопись
Б) Богословские сочинения
В) Законы
Г) Агеографическая литература (жития святых)
Д) Поучения
Е) Хожения
1. Сочинения, которые описывают то, как слово божие помогает жить людям. Написанные в поддержку христианской веры, соперничающей с язычеством.
2. Погодные записи о событиях происходивших на Руси. Писались монахами.
3. Записи о нравах, быте, жизни других народов. Описание путешествий.
4. Сказания о жизни людей, достигших святства
5. Содержание норм различных отраслей права
6. Напутствования, составляемые князьями своим детям о том как надо жить и править.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
IV. Архитектура
Говорят, что архитектура – это душа народа, выраженная в камне. К Руси это относится с некоторой поправкой. Русь долгое время была страной деревянной – все постройки делались из дерева. Переход к каменному зодчеству связан с принятием христианства. Многие стили были заимствованы русскими зодчими из Византии, однако, это не было слепым копированием. Постепенно русская архитектура становится самобытной и неповторимой. Прежде всего, каменное зодчество было представлено храмовым строительством. На Руси был распространен крестово-купольный тип храма.
- Рассмотрите схемы Крестово-купольного храма
- Заполните, что обозначено на схемах цифрами
Основу древнерусского храма составляет крестово-купольная композиция, пришедшая из Византии. Прямоугольное в плане здание делится четырьмя столбами, образующими крест и поддерживающими своды. На главные столбы опирается барабан со световыми окнами, завершением которого служит купол.
Стены здания, соответственно разделению внутреннего пространства, делятся специальными утолщениями - лопатками на три (иногда более) части - прясла, каждое из которых завершается полукруглой аркой - закомарой. Восточная стена, где располагается алтарь, выдается вперед полукруглыми выступами - апсидами. Главный вход, портал которого декорирован резьбой или колоннами, располагается в западной части храма. Главное место в православном храме занимает алтарь (лат. "alta ara " - возвышенное место), который устраивается в восточной части здания. В центре алтаря находится освященный престол , где лежат Евангелие, напрестольный крест, ковчег с миром, семисвечник. За престолом, в арочном углублении расположено горнее место, куда ставится трон для епископа или митрополита. В левой части алтарного пространства находится жертвенник, в правой - ризница - помещение для хранения облачений и церковной утвари. Основная часть храма - место для молящихся, разделено колоннами на нефы и отделяется от алтаря иконостасом, вдоль которого расположено возвышение пола в несколько ступеней - солея, средняя часть которой - амвон, предназначена для произнесения проповедей, боковые - клиросы, используются во время богослужения чтецами и певчими. С запада к основной части храма примыкает притвор, где во время литургии стоят некрещеные.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
V. Живопись
Изобразительное искусство было тесно связано с религией. В основном живопись использовали для росписи и украшения храмов. Основными видами живописи были фрески, мозаики и иконы. Для росписи храмов использовали религиозные темы и соблюдали строгие каноны – правила. Существовало 3 основных вида живописи:
Икона – написание ликов святых на доске особыми красками, Фреска – роспись водяными красками по сырой штукатурке, Мозаика – изображения из цветных камней или кусочков непрозрачного стекла (смальты).
- Определите соответствие
1. Икона
2. Мозаика
3. Фреска
(см. приложение)
VI. Заключение
- На основе изученного материала определите основные черты культуры Руси в домонгольский период
А) Слепое копирование с Византии
Б) Тесная связь с религией
В) Развитие самобытной культуры без ориентации на соседние страны
Г) Традиционализм
Д) Следование канонам
Предварительный просмотр:
Вариант 1
1. Историки, дающие решающую роль в образовании государства на Руси Варягам:
А) Норманисты
Б) Проваряги
В) Антинорманисты
Г) Славянофилы
2. ПравлениеОлега
А) 864 - 915
Б) 882 - 917
В) 872 - 906
Г) 179 - 912
3. Значение похода Олега на Киев
А) Грабеж города
Б) Объединение двух центров Руси
В) Личная нажива
Г) Увеличение авторитета князя
4. Походы Олега на Царьград
А) 907, 911
Б) 903,907
В) 882,901
Г) 905, 911
5. Княжение Ольги
А) 912 - 945
Б) 941 - 957
В) 945 - 964
Г) 944 - 972
6. Полюдье -
7. О ком идет речь:
В лето 964. Когда князь вырос и возмужал, начал он воев собирать многих и храбрых; ходя легко, как барс, вел он многие войны. В походах не возил за собой обозов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину ли, или зверину, или говядину, жарил ее на углях и ел. Не имел он [походного] шатра, но [ спал] постелив подклад и [положив] седло в головах. Таковы были и другие его воины. [Перед началом похода] он посылал послов к странам, говоря: «Хочу идти на вас».
А) Олег
Б) Владимир
В) Святослав
Г) Игорь
8. Правило престолонаследия на Руси:
А) От отца к старшему сыну
Б) От отца к сыну, от брата к брату
В) Князь сам выбирал преемника
Г) Правитель избирался народом
9. Выберите верные утверждения
А) Владимир крестился в Византии, подняв авторитет Руси
Б) На Руси все хотели креститься
В) Владимир принуждал к крещению
Г) Язычество долго сосуществовало с крестьянством
10. Основными направлениями в политике Владимира были:
А) Военные походы
Б) Оборона границ Руси
В) Объединение страны
Д) Личная нажива
11. Заполните пропуски
Владимир
( )
_______ Борис _______ Ярослав
( ) ( )
12. Отметьте основные направления внешней политики Ярослава А) Укрепление международного престижа
Б) Расширение границ
В) Борьба с Византией
Г) Борьба с печенегами
Д) Завоевательные походы
13. Первый свод законов на Руси назывался
А) Судебник Ярослава
Б) Русская правда
В) Уложение
г) Свод законов
14. Определите соответствие
•••...•. -f-"'rI_ ••••.•• _-- ------------- | |
1. Люди | А) Лично-свободные крестьяне |
2. Смерды | Б) Рабы |
3. Обельные холопы | В) Полусвободное население, |
заключившее с князем ряд (договор) | |
4. Закупы | г) Должники, бравшие у князя ссуду |
5. Рядовичи | д) Люди, лишившиеся социального |
статуса | |
6. Изгои | Е) Люди зависимые от князя разными |
повинностями |
15. Тип храма распространенный на Руси
А)Шатровый
Б) Крестово-купольный
В) Готический
Г)Многокупольный
16. Мозаика-
17.
"В лето 859. Имели дань варяги, приходившие из-за моря, на Чюди, и на Словенах, и на Мере, и на всех [Веси?] Кривичах. ...В лето 862. Изгнали варягов за море, и не дали им дани. И начали сами собой владеть, и не было у них правды [закона]. И встал род на род, и были усобицы, и стали сами с собой воевать. И сказали: Поищем себе князя, который владел нами и управлял по ряду [договору], по праву. Пошли за море к варягам... Говорили Русь, Чудь, Словени, Кривичи и вси [Весь?]. Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да поидите княжить и владеть нами. И избрались три брата со своими родами и взяли с собой всю Русь [в значении "дружина"]. И сперва пришли к словенам и срубили город Ладогу. И сел старейший [старший] в Ладоге Рюрик, а другой Синеус на Белоозере, а третий Трувор в Изборске. ...Через два года умер Синеус и брат его Трувор и принял Рюрик всю власть один, и пришел к Ильмерю [Ильменскому озеру] и срубил город над Волховом и прозвали его Новгород. И стал тут княжить, и роздал своим мужам волости, и города рубить, одному Полотск, другому Ростов, третьему Белоозеро. И по тем городам суть находники варяги; первые поселенцы в Новгороде Словени, и в Полотске Кривичи, в Ростове Меряне, в Белоозере Весь, Муроме Мурома. И теми всеми обладал Рюрик".
- Как называется отрывок из Повести временных лет?
- В данном отрывке найдите доказательство того, что слово Русь варяжского происхождения.
- Какие признаки государства, существовавшие у славян до призвания варягов, упоминаются Нестором?
18. «Повесть временных лет» о крещении Руси
В 988 году. Пошел Владимир с воинами на Корсунь, город греческий ... Владимир потребовал от императоров Византии выдать за него замуж их сестру Анну, согласившись принять христианство .... Епископ Корсунский с попами царицы объявил о крещении и крестил Владимира. Дружина его видела это, и многие крестились ... После крещения привели царицу к венцу. Одни, не знающие истины, говорят, что Владимир крестился в Киеве, другие - в Василеве, третьи же иначе говорят ...
Владимир пришел в Киев; тотчас велел ниспровергнуть кумиры - одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы по Боричеву въезду в ручей [Почайну] и приставил 12 мужей толкать Перуна шестами ... Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, верующие люди оплакивали его ...
После этого Владимир послал по всему городу со словами: «Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идет против меня».
- О чем говорят эти строки? Выберите верные утверждения
1. Владимир крестился в Византии, подняв авторитет Руси
2. На Руси все хотели креститься
3. Владимир принуждал к крещению
4. Язычество долго сосуществовало с крестьянством
- Какое значение в принятии христианства?
1. Способствовало объединению русских племен
2. Поднимается международный авторитет Руси
3. Смягчение нравов
4. Развитие культуры
5. Появление греческих Священников
6. Усиление власти князя
7. Полное уничтожение язычников
19. - Прочитайте текст
- определите правильный перевод
А) Апостол Павел пишет глаголами народам разным о духе и премудростях, о слове разумном
Б) Великий апостол Павел пишет к евреям: "Братья! Каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается явлением Духа слово премудрости, другому слово разума; иному вера тем
В) Великий Павел апостол говорил евреям: «Братья! Дух в премудрости, а премудрость дается разным людям»
20. Подпишите цифры
Основу древнерусского храма составляет крестово-купольная композиция, пришедшая из Византии. Прямоугольное в плане здание делится четырьмя столбами, образующими крест и поддерживающими своды. На главные столбы опирается барабан со световыми окнами, завершением которого служит купол.
Стены здания, соответственно разделению внутреннего пространства, делятся специальными утолщениями - лопатками на три (иногда более) части - прясла, каждое из которых завершается полукруглой аркой - закомарой. Восточная стена, где располагается алтарь, выдается вперед полукруглыми выступами - апсидами. Главный вход, портал которого декорирован резьбой или колоннами, располагается в западной части храма. Главное место в православном храме занимает алтарь (лат. "alta ara " - возвышенное место), который устраивается в восточной части здания. В центре алтаря находится освященный престол , где лежат Евангелие, напрестольный крест, ковчег с миром, семисвечник. За престолом, в арочном углублении расположено горнее место, куда ставится трон для епископа или митрополита. В левой части алтарного пространства находится жертвенник, в правой - ризница - помещение для хранения облачений и церковной утвари. Основная часть храма - место для молящихся, разделено колоннами на нефы и отделяется от алтаря иконостасом, вдоль которого расположено возвышение пола в несколько ступеней - солея, средняя часть которой - амвон, предназначена для произнесения проповедей, боковые - клиросы, используются во время богослужения чтецами и певчими. С запада к основной части храма примыкает притвор, где во время литургии стоят некрещеные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционный курс. Информационные модели
Подготовка и ГИА и ЕГЭ...
примерная модель организации работы по социальной адаптации семей с одним родителем, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
презентация...
Методическая разработка "Модель учебного дистанционного курса «Решение тригонометрических задач» в системе дистанционного обучения MOODLE"
Разработанный учебный курс ««Решение тригонометрических задач» предполагает реализацию в системе дистанционного обучения MOODLE, рекомендо...
Дистанционный курс по подготовке к сдаче ОГЭ по информатике на базе сервера 18 лицея и системы дистанционного обучения Moodle. Старый вариант и вариант по материалам 2020 года.
http://109.237.1.184...
Разработка дистанционного курса в системе дистанционного обучения do3.pskgu.ru MOODLE
Методические рекомендации предназначены для преподавателей, реализующих дистанционные курсы по дисциплинам (модулям) в системе дистанционного обучения do3.pskgu.ru MOODLE....
Дистанционные курсы по навыкам 21 века и функциональной грамотности (авторские курсы): Дистанционный курс "Прокачай креатив", Дистанционный курс "Время читать", Дистанционный курс "Дела житейские".
Функциональная грамотность уже давно перестала быть для образования просто критерием измерения результатов обучения. На сегодня, развитие таких составляющих функциональной грамотности, как финанс...
Дистанционное обучение: дистанционный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Данный курс предназначен для экспресс-подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Каждая тема соответствует кодификатору, подкреплен теоретический материал. вкладка на интернет- урок по теории темы, вкладка н...