История 5 класс 31 урок: Понятие. Карта античного мира.
презентация к уроку по истории (5 класс) на тему

Пелых Валерия Николаевна

Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авторской программой по всеобщей истории для 5 классов (Вигасин А.А., Годер Г.И., И.С. Свиницкая. "Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс»)

Материал о первобытных людях, возникновении и развитии древних цивилизаций   ( Египет, Западная Азия, Индия, Китай, Греция и Рим) вводит школьников в мир истории. Результатом изучения данного материала является формирование целостного представления об изучаемой эпохе.

Показывать на карте местоположе­ние Греции.

Выделять отличительные особенности.

На «ленте времени» обозначать время античности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok_31_ponyatie._karta_antichnogo_mira.ppt1.07 МБ
Microsoft Office document icon urok_31.doc64 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Понятие. Карта античного мира Учитель истории МАОУСОШ № 2 им. Ю.А. Гагарина муниципального образования Успенский район Пелых Валерия Николаевна

Слайд 2

Цель урока : -формирование исторического сознания и мышления на основе глубокого осмысления древнейшего периода греческой истории, источников по данному периоду, особенностей развития греческого общества; знакомство с Древней Грецией

Слайд 3

План урока: 1.Географическое положение и природные условия Древней Греции. 2. Занятия жителей страны.

Слайд 4

1.Географическое положение и природные условия Древней Греции. Древняя Греция расположена на юго-востоке Европы, на Балканском полуострове. Омывается Ионическим морем и Эгейским.

Слайд 5

1.Географическое положение и природные условия Древней Греции. Почти 80% территории Греции занимали горы, плодородных равнин, пригодных для земледелия, было очень мало.

Слайд 6

1.Географическое положение и природные условия Древней Греции. Больших и полноводных рек в Греции нет На морях много островов, самый крупный из них – Крит.

Слайд 7

1.Географическое положение и природные условия Древней Греции. Греция самой природой делится на: -Северную Грецию, -Среднюю Грецию и -Южную Грецию .

Слайд 8

Благодаря теплой зиме и жаркому лету сельскохозяйственный год был очень продолжительным, что создавало благоприятные условия для развития земледелия. Моря зимой не замерзали. Это позволяло круглый год заниматься рыбной ловлей и мореплаванием. Климат Греции был засушливым, из-за того что реки пересыхали, были районы, где трудно было найти источники с питьевой водой. 1.Географическое положение и природные условия Древней Греции.

Слайд 9

«Особенности природы Древней Греции».

Слайд 10

Вывод : особенности природы Древней Греции оказывали существенное влияние на способ жизни и занятия греков. Близость моря, жаркий климат и отсутствие рек толкало греков к мореплаванию, обмену и торговле с соседними территориями. «Особенности природы Древней Греции».

Слайд 13

2. Занятия жителей страны. На севере Греции находилась довольно большая равнина, пригодная для земледелия. Здесь выращивали пшеницу, ячмень, фрукты, виноград. На склонах гор греки выращивали оливковые деревья и пасли домашний скот.

Слайд 14

Основных занятий эллинов: земледелие, скотоводство, рыболовство, охота, ремесла, торговля.

Слайд 15

Домашнее задание Выучить записи в тетради



Предварительный просмотр:

Урок 31. Понятие. Карта античного мира.

Дата урока:

Цель урока: -формирование исторического сознания и мышления на основе глубокого осмысления древнейшего периода греческой истории, источников по данному периоду, особенностей развития греческого общества; знакомство с Древней Грецией

Планируемые образовательные результаты:

- формулирует цель, задачи с помощью учителя, проблемы и особенности развития греческой цивилизации;

- планирует предстоящую деятельность с помощью учителя;

- характеризует природно-географическое положение Древней Греции по карте;

- выясняет и активно участвует в обсуждении проблем развития Древней Греции;

- раскрывает сущность понятий: «эллины», «микенская культура», «миф» на примере изучения истории Древней Греции;

- развивает и отрабатывает умения работать с картографическими и историческими источниками по теме;

- выполняет учебные задачи в сотрудничестве с участниками образовательного процесса;

-совершенствует навыки самостоятельной, исследовательской деятельности (анализ, сравнение, сопоставление) на этапе работы с историческими источниками изучаемого периода;

- высказывает и обосновывает собственное отношение к историческим событиям и явлениям, дает оценку фактам и событиям изучаемого периода.

Программные требования:

Личностные

результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Получит возможность для формирования:

устойчивой

учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

способов решения проблемно-познавательных задач на основе учётапозиций участников образовательной деятельности, ориентации на их мотивы и оценку

Научится

целеполаганиюанализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; формулировать собственное мнение и позицию,аргументировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; 

устанавливать и сравнивать разные точки зрения;

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

выдвигать гипотезы в рамках проблемного изложения изучаемого исторического материала;

делать выводына основе аргументации.

Научится конкретизировать понятия на примере изучения истории Древней Греции;

искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках изучаемого периода информацию о событиях и явлениях прошлого,

овладеет способностями определять  и аргументировать  своё  отношение к древнейшему периоду истории;

приобрететопыт комплексного подхода к оценке истории Древнего мира на примере изучения истории Древней Греции.

Программное содержание:

Античный мир: понятие. Карта античного мира.

Древняя Греция

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф).

Мировоззренческая идея: комплексное изучение истории Древнего мира немыслимо без исследования и усвоения древнейшего периода греческой истории.

Основные понятия: миф, эллины, Эллада.

Основные даты: 3,5 т. лет до н.э., XV в. до н.э., 1200 г. до н.э.

Основные имена: Минос, Эгей, Тесей, Ариадна, Дедал, Икар.

Карта: «Древней Греции»

План изучения нового материала: 1.Введение в тему «Древняя Греция». 2.Географическое положение и природные условия Древней Греции. 3.Введение в тему «Древняя Греция». 4.Географическое положение и природные условия Древней Греции. 5.Занятия жителей страны  6.Закрепление

Технология проблемно-развивающего обучения

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: поисково-исследовательский

Оборудование: пакеты материалов с картографическими и историческими источниками, учебник, таблицы для работы групп, презентация, ноутбук, проектор, экран

Проведение урока.

Изучение нового материала.

1. Введение в тему «Древняя Греция».

Главная задача этой части урока – создание мотивационной и ориентационной основы изучения новой большой темы школьного курса. Опираясь на презентацию, ученики в беседе подводятся к понятию «античные страны Древнего мира», устанавливают факт возникновения первых европейских цивилизаций Древнего мира на юге Европы, в Средиземноморье. На основе синхронистической таблицы пятиклассники подводятся к выводу о том, что изучение стран Европы следует начать с истории Древней Греции, так как здесь возникла первая античная цивилизация, оказавшая впоследствии огромное влияние на народы Древнего мира и на последующее развитие Человечества. Комментируя заставку «Древняя Эллада», учитель объясняет, что греки называли себя эллинами, а свою страну – Элладой.

Далее ученикам демонстрируются фрагменты известных художественных фильмов – «Одиссея», «Троя», «Триста спартанцев», «Александр» и др. Если в классе есть ученики, знакомые с этими фильмами, то именно они рассказывают кратко, чем интересны эти фильмы и о чем там идет речь. В противном случае учитель кратко, но ярко комментирует кадры из фильмов.

Учитель сообщает, что по страницам истории Древней Греции ученикам предстоит путешествовать с замечательными героями Эллады. Одним из них был легендарный царь, хитроумный Одиссей, воспетый великим поэтом Греции – Гомером. Школьникам предстоит узнать о его настолько фантастических приключениях, что до сих пор удивительные путешествия люди называют «одиссеей». Далее пятиклассникам предстоит оказаться в гуще событий легендарной Троянской войны и узнать, какую роль в победе греков над троянцами сыграл чудо–конь. Путешествуя по страницам истории Греции, ученикам предстоит узнать, кто такие древние спартанцы, почему до сих пор они являются символом мужества и отваги, как они ценою жизни защищали свою страну от вражеского нашествия. Перед ними пройдут страницы жизни одного из самых великих полководцев мира – Александра Македонского. Учитель также сообщает, что именно при знакомстве с историей Эллады пятиклассникам предстоит завершить знакомство с семью чудесами света.

Ученики группы информаторов делают краткие сообщения о том, какие книги о Древней Греции можно почитать в школьной (районной) библиотеке и какие возможности ее изучения содержит УМК и другие имеющиеся в школе (дома) аудио- и электронные пособия. Руководителем проектных групп дается задание, руководствуясь РК, составить планы работы над проектами при изучении темы «Древняя Греция».

2. Географическое положение и природные условия Древней Греции.

До демонстрации заголовка урока учитель предлагает школьникам самим определить, с какого вопроса целесообразнее начать изучение истории Древней Греции и почему.

Далее организуется работа учеников, у которых есть проблемы при работе с картой, над описанием географического положения Древней Греции. Школьники последовательно, по цепочке (каждый отвечает на 1 вопрос программы), дают следующую характеристику местоположения страны: Древняя Греция расположена на юго-востоке Европы, на Балканском п-ве, западнее Малой Азии, в Средиземноморье. На западе она омывается Ионическим морем, на Востоке – Эгейским.

Учитель отмечает, что, по свидетельству ученых, на земном шаре нет местности, где на таком небольшом пространстве, как в Греции, природа была столь разнообразна и красива. Опираясь на карту, он объясняет, что первые жители страны селились не только на материке – на Балканском полуострове, но и на многочисленных островах, которых было бесчисленное множество у берегов Эллады. Природа разделила материковую территорию этой небольшой страны на три части – северную, среднюю и южную.

Ученикам предлагается по группам изучить природные условия Северной, Средней и Южной Греции. Они обращаются к презентации на индивидуальных компьютерах, находят там свои варианты презентации (переход к вариантам по кнопке): 1 вариант – Северная Греция, 2 вариант – Средняя Греция, 3 вариант – Южная Греция. В каждом варианте изложены такие задания:

  1. Подготовьте описание своей части Греции по плану.
  2. Предположите, какие занятия были возможны в этой части Греции.
  3. Определите, какие географические и природные условия способствовали возникновению именно здесь первой цивилизации в Европе?

Вместе с этими заданиями ученикам на экране выводится план изучения «своей» части Греции:

  1. Местоположение.
  2. Рельеф.
  3. Климат.
  4. Природные богатства.

Затем ученики работают самостоятельно с текстами, картами и иллюстрациями.

На выполнение задания отводится 5 минут.

После этого учитель предлагает заслушать описание природы страны греческим поэтом Феокритом, давая школьникам образец правильного чтения гекзаметра (текст стихотворения есть в Географическом словаре и в рабочей книге):

…В вышине колыхались, над нашей склонясь головою, 
Стройные тополи, вязы, а подле священный источник, 
Звонко журча, выбегал из пещеры… 
И средь тенистых ветвей, опаленные солнца лучами, 
Пели кузнечики звонко, древесный кричал лягушонок, 
Криком своим оглашая терновник густой и колючий. 
Жаворонки пели в полях и печально стонала голубка. 
Желтые пчелы летали кругом, над водою кружась. 
Все это летом дышало, дышало плодов урожаем. 
Сладкие падали груши к ногам, и валилися в руки 
Яблоки щедро, и гнулся сливняк, отягченный плодами, 
Тяжесть не в силах нести и к земле преклоняясь верхушкой.

Затем ученики выступают с результатами своих исследований и дают ответы на 1 вопросы задания.

Для активизации работы всему классу дается задание: выделить общие черты географического положения и природы Греции и представить их в виде символьного конспекта в рабочей книге (его образец выводится затем на экран).

При выступлении от каждой группы на большой экран выводится слайд с картой и фотографией, иллюстрирующий ту или иную часть Греции.

Учитель обращает внимание на то, чтобы в выступлениях учеников прозвучали и были показаны по карте важные для дальнейшей работы географические объекты.

Важно подчеркнуть, что отдельные области Греции были отделены друг от друга горами, морскими заливами, что затрудняло сообщение между ними, приводило к тому, что на каждой территории возникали относительно небольшие населенные пункты, жители которых организовывали свое управление и вели свое хозяйство. Поэтому в Греции возникнет множество небольших государств.

При необходимости важно помочь ученикам верно оценить климатические условия Греции. Благодаря теплой зиме и жаркому лету сельскохозяйственный год был очень продолжительным, что создавало благоприятные условия для развития земледелия. Моря зимой не замерзали. Это позволяло круглый год заниматься рыбной ловлей и мореплаванием. Также учитель обращает внимание на то, что климат Греции был засушливым, из-за того что реки пересыхали, были районы, где трудно было найти источники с питьевой водой. На прощание грек всегда говорил своему другу «Доброго пути и свежей воды».

Следует обратить внимание, что плодородных почв в Греции было мало.

Эта часть занятия завершается проверкой выполнения задания по составлению символьного конспекта.

3. Занятия жителей страны.

Ученики по группам высказывают предположения о том, какие занятия могли быть у жителей Древней Греции (2-е задание по группам). Верность их ответов учитель предлагает проверить в процессе дальнейшей работы.

Предлагаемая в презентации работа с иллюстрациями позволяет расширить образные представления и словарный запас учеников о занятиях жителей Древнего мира. Вопросы из презентации для этого пункта плана лучше адресовать слабым и средним ученикам, у которых есть проблемы с развитием речи и памяти.

Желательно, чтобы они не только называли изображенные на слайдах занятия, но и давали некоторым из них описание. Например, следует уточнить, какие именно овощи выращивались в Греции, как и что делали эллины из винограда, как делались гончарные изделия, как осуществлялась добыча металлов, как осуществлялось изготовление из них изделий.

Некоторые виды изображенных занятий комментирует учитель. В частности, он сообщает, что греки сеяли ячмень, пшеницу, бобы, горох. При этом пшеница росла лишь в долинах, и в некоторых областях страны ее не хватало.

Следует отметить, что греки очень ценили оливковые деревья (олива росла до плодоношения около 30 лет), так как из их плодов делалось масло, которое употреблялось в пищу, использовалось для освещения жилища, при приготовлении лекарств и в парфюмерии. Косточки олив превращали в муку и пекли из них лепешки. Помимо винограда и олив эллины выращивали яблони, груши, сливы, инжир и другие плодовые деревья и кустарники.

При работе со слайдами, иллюстрирующими занятия греков, ученики от групп комментируют, в какой части Греции получало наибольшее распространение то или иное занятие в силу природных условий. Например, разведением коней и крупного рогатого скота в основном занимались в равнинных областях, а овцеводство было развито в горной местности.

В заключение этой части урока ученики закрепляют знание основных занятий эллинов, к которым относились : земледелие, скотоводство, рыболовство, охота, ремесла, торговля.

Далее ученики отвечают на последний вопрос групповых заданий: что способствовало возникновению первой цивилизации в Европе на территории Греции?

В беседе ученики подводятся к выводу, что факторами, способствовавшими возникновению первой европейской цивилизации, были:

  1. Благоприятные для жизни человека климатические условия.
  2. Природные богатства для занятий охотой и рыболовством, земледелием, ремеслами, торговлей.
  3. Защищенность территории Греции от набегов вражеских племен с севера – горами, остальных границ – морями.

В конце урока все ученики группы, признанной лучшей, получают приз Геродота.

Работа групп по выполнению задания оценивается учителем (можно самой группой и другими группами при благоприятных взаимоотношениях в классе).

Параметры оценки работы группы:

  1. Полнота описания географических и природных условий своей части страны.
  2. Полное и точное определение всех видов занятий.
  3. Ответ на вопрос «Какие географические и природные условия способствовали возникновению именно здесь первой цивилизации в Европе?» и обоснование своей точки зрения.

Домашнее задание.

Выучить записи в тетради, и написать сочинение по теме: «Как мы узнаем о жизни древних греков»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

004. Пояснительная записка к тестам и тесты по Античному миру

Методическая разработка по "Музыкальной литературе" для музыкального училища выполнена в годы преподавания в МВМУ....

Они раскрывали тайны античного мира.

В статье дана информация о петербургских аристократах - владельцах античных коллекций, ученых-антиковедах, о почетном гражданине Санкт-Петербурга, положившем начало микенской археологии. О том, как ...

урок для 6-го класса "На окраинах античного мира"

Материалы к уроку 6 класса по теме "На окраинах античного мира" к параграфу 2 учебника Е.В. Пчелова "История России с древнейших времен и до конца XVI века".Материалы включают презентацию, подписи к с...

Тест по теме "Культура античного мира и Византии" - 10 кл

Тест для итогового урока в 10 кл по теме "Античность и Византия" . Курс Мировая художественная культура...

История 5 класс 11 урок: Понятие, хронология, карта Древнего мира.

Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто...

Занятие внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт - Петербурга: Сокровища античного мира

Тема занятия: Сокровища античного мира. Цель: Способствовать эмоционально – ценностному восприятию школьников музейных экспозиций Эрмитажа, а себя – как хранителей античного...