задания по теме "Россия в 15-16 вв" в формате ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс) по теме
подборка заданий по истории России 15-16 вв для подготовке к ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v15-16.docx | 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
- в
- Напишите пропущенное слово.
Порядок назначения на должности в Московском государстве в XV—XVII вв. по знатности рода и важности должностей, занимаемых предками, назывался _______.
2. Сборник законов, принятый в XV в. и сыгравший большую роль в централизации Российского государства и создании системы общерусского права назывался ____________.
- «Основная часть территории России, не включённая в опричнину Иваном IV Грозным».
- Земельное владение, чаще всего принадлежавшее боярскому или княжескому роду, передаваемое, в отличие от позже появившегося поместья, по наследству при условии службы. В результате указа о единонаследии 1714 г. это отличие было уничтожено.
- Установите соответствие между определениями и понятиями. В ответ запишите последовательность цифр.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
| ПОНЯТИЯ |
А) земледельцы, заключившие с хозяином земли договор на выполнение работ Б) свободные или зависимые земледельцы, основная масса населения Древней Руси В) люди, находившиеся в полной зависимости от хозяина земли Г) земледельцы, взявшие ссуду |
| 1)смерды 2) холопы 3) закупы 4) тиуны 5) рядовичи 6) помещики |
- Установите соответствие между определениями и понятиями.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
| ПОНЯТИЯ |
А) плата, взимавшаяся с крестьянина при переходе от одного владельца к другому Б) земли, даваемые Иваном Грозным в личное пользование служилым людям на условиях службы государю В) годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день Г) часть земли, выделенная Иваном Грозным в управление боярам |
| 1) заповедные лета 2) земщина 3) опричнина 4) пожилое 5) поместье |
- Установите соответствие между определениями и понятиями.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
| ПОНЯТИЕ |
А) высший совещательный орган при царе (великом князе) Б) придворный боярин великого князя В) правитель дел несовершеннолетнего государя Г) чиновник центральных органов управления в XV–XVII вв. |
| 1) регент 2) Боярская дума 3) Избранная рада 4) постельничий 5) подьячий |
8. Установите соответствие между определениями и понятиями.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
| ПОНЯТИЯ |
А) часть города, населенная ремесленниками одной специальности Б) часть города в Древнем Новгороде, отграниченная рекой Волхов В) торгово-ремесленная часть города Г) центральная укреплённая часть города |
| 1) кремль 2) конец 3) сторона 4) слобода 5) посад |
- Установите соответствие между терминами и их определениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ТЕРМИНЫ |
| ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
А) удел Б) поместье В) вотчина Г) вече |
| 1) народное собрание 2) земельное владение при условии несения службы 3) административно-территориальная единица Московской Руси 4) земельное владение, которое безусловно передавалось по наследству 5) территория, выделенная во владение одному из младших членов княжеского рода 6) сумма денег выплачиваемая крестьянином в случае ухода от помещика |
- Выберите из списка три события, относящихся к правлению Ивана III, и запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.
1) присоединение Смоленска 2) введение государственного герба — двуглавого орла
3) присоединение Новгорода 4) расцвет приказной системы
5) создание стрелецкого войска 6) постройка краснокирпичного Московского Кремля
- Какие три из перечисленных черт характеризовали зависимость русских земель от Орды? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) перепись населения 2) создание Земских соборов 3) система баскачества 4) система местничества
5) получение ярлыка на великое княжение 6) отмена кормлений
- Выберите из списка три исторические личности, связанные с княжением Ивана III. Запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.
1) хан Ахмат 2) хан Тохтамыш 3) Сергий Радонежский 4) Иосиф Волоцкий
5) Софья Палеолог 6) Елена Глинская
- Какие три из перечисленных ниже лиц были современниками князя Ивана III? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) Софья Палеолог 2) хан Ахмат 3) Мамай 4) Аристотель Фиораванти 5) Доминико Трезини
6) Сергий Радонежский
- Какие три из перечисленных понятий характеризуют систему управления Новгородской республики? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) совет всея земли 2) посадник 3) вече 4) земский собор 5) тысяцкий 6) дворецкий
- Какие три города были присоединены к Москве в XVI в.? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Псков 2) Смоленск 3) Рязань 4) Тверь 5) Новгород 6) Коломна
- Прочтите отрывок из произведения современного автора
«В первые же годы своего правления князь добился того, что в Москву из Владимира была переведена митрополичья кафедра. Он сумел приобрести расположение митрополита Петра, так что этот святитель жил в Москве больше, чем в других местах. Пётр умер и был погребен в ней. Гроб святого мужа был для Москвы так же драгоценен, как и пребывание живого святителя: выбор Петра казался внушением Божьим. Другие князья хорошо видели важные последствия этого явления и сердились; но поправить дело в свою пользу уже не могли. Во все продолжение своего правления князь ловко пользовался обстоятельствами, чтобы, с одной стороны, увеличить свои владения, с другой — оказывать влияние на князей в прочих русских землях. В этом помогала ему более всего начавшаяся вражда между Тверью и Ордой. Княживший в Твери князь Александр Михайлович принял участие в народном восстании, в котором тверичи убили Чол-хана и перебили всю его свиту. Узбек очень рассердился, узнав об участи Чол-хана, и, по некоторым известиям, послал за московским князем, но, по другим известиям, московский князь поехал в Орду сам, торопясь воспользоваться тверским происшествием. Узбек дал ему ярлык на великое княжение и 50 000 войска. Присоединив к себе еще князя суздальского, московский князь пошел в Тверскую волость; татары пожгли города и села, людей повели в плен и, по выражению летописца, положили пусту всю землю Русскую. Спаслись лишь Москва да Новгород, который дал татарским воеводам 2000 гривен серебра и множество даров. Александр бежал в Новгород, потом в Псков, но и оттуда его вынудили уехать в Литву. Обстоятельства продолжали благоприятствовать Москве…..»
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) князя, о котором говорится в отрывке произведения современного автора, звали Дмитрий Донской
2) события, связанные с восстанием в Твери, произошли в XIV в.
3) перемещение кафедры митрополита из Владимира в Москву сделало её духовной столицей Руси
4) карательного поход, в котором участвовали московские войска, серьёзно ослабил позиции тверских князей в качестве претендентов на Владимирский престол
5) Чол-хан был наследником ханского престола в Золотой Орде
6) из Литвы тверской князь Александр Михайлович возглавил поход против своего конкурента — московского князя
- Прочтите отрывок из произведения средневекового автора
«…Князь же великий, распределив полки, повелел им через Оку-реку переправляться и при казал каждому полку и воеводам: "Если же кто пойдет по Рязанской земле, — не коснитесь ни единого волоса!" И, взяв благословение от архиепископа коломенского, князь великий перешел реку Оку со всеми силами и отправил в поле третью заставу, лучших своих витязей, чтобы они сошлись со сторожей татарской в степи….<…> Князь же Олег Рязанский услышал, что князь великий соединился со многими силами и следует навстречу безбожному царю Мамаю да к тому же вооружен твердо своею верою, которую на бога-вседержителя, всевышнего творца, со всею надеждой возлагает. И начал остерегаться Олег Рязанский и с места на место переходить с единомышленниками своими, так говоря: "Вот если бы нам можно было послать весть об этой напасти к многоразумному Ольгерду Литовскому, узнать, что он об этом думает, да нельзя: перекрыли нам путь. Думал я по старинке, что не следует русским князьям на восточного царя подниматься, а теперь как все это понять? И откуда князю помощь такая пришла<…>, что смог против нас трех подняться?" Князь же Ольгерд Литовский, в согласии с прежним замыслом, собрал литовцев много и варягов, и жмуди и пошел на помощь Мамаю. И пришел к городу Одоеву, но, прослышав, что князь великий собрал великое множество воинов, — всю русь и словен, да пошел к Дону против царя Мамая, — прослышав также, что Олег испугался, — и стал тут с тех пор недвижимо, и понял тщетность своих помыслов, о союзе своем с Олегом Рязанским теперь сожалел, метался и негодовал, говоря: "Если человеку не хватает своего ума, то напрасно чужого ума ищет: никогда ведь не бывало, чтобы Литву поучала Рязань! Ныне же свел меня с ума Олег, а сам и пуще погиб ".<…>
И князь великий приказал войску всему через Дон переправляться. Тогда начал князь великий Дмитрий Иванович с братом своим, князем Владимиром Андреевичем, и с литовскими князьями Андреем и Дмитрием Ольгердовичами вплоть до шестого часа полки расставлять. Некий воевода пришел с литовскими князьями, именем Дмитрий Боброк, родом из Волынской земли, который знатным был полководцем, хорошо он расставил полки, по достоинству, как и где кому подобает стоять. <…> Князь же великий, увидев свои полки достойно устроенными, сошел с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка черным знаменем, на котором вышит образ владыки господа нашего Иисуса Христа, и из глубины души стал взывать громогласно: "О владыка-вседержитель! Взгляни проницательным оком на этих людей, что твоею десницею созданы и твоею кровью искуплены от служения дьяволу».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) князя Дмитрия Ивановича благословил на битву с ордынцами митрополит Киприан
2) события, описываемые в отрывке, произошли во второй половине XIV в.
3) властитель Орды Мамай был убит во время битвы
4) рязанскому князю Олегу и литовскому князю Ольгерду не удалось принять участие в битве на стороне ордынцев
5) победа князя Дмитрия Ивановича над Мамаем окончательно избавила русские земли от необходимости выплачивать Орде дань
6) событие, описываемое в источнике, окончательно утвердило Москву в качестве политического центра объединяющихся русских земель
- Прочтите отрывок из произведения средневекового автора
«Царь же со всеми татарами пошел по Литовской земле мимо Мценска, Любутска и Одоева и, придя, стал у Воротынска, ожидая, что король придет к нему на помощь. Король же не пришел к нему и сил своих не послал — были у него свои междоусобия, воевал тогда Менгли-Гирей, царь перекопский, королевскую Подольскую землю, помогая великому князю. Ахмат же пришел к Угре со всеми силами, хотя перейти реку. И пришли татары, начали стрелять, а наши — в них, одни наступали на войска князя Андрея, другие многие — на великого князя, а третьи внезапно нападали на воевод. Наши поразили многих стрелами и из пищалей, а их стрелы падали между нашими и никого не задевали. И отбили их от берега. И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река. Были же тогда большие морозы, река начала замерзать. И был страх с обеих сторон — одни других боялись. И пришли тогда братья к великому князю в Кременец — князь Андрей и князь Борис. Князь же великий принял их с любовью. Когда же река стала, тогда князь великий повелел своему сыну, великому князю, и брату своему князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами перейти к себе в Кременец, боясь наступления татар — чтобы, соединившись, вступить в битву с противником. В городе же Москве в это время все пребывали в страхе, помнили о неизбежной участи всех людей и ни от кого не ожидали помощи, только непрестанно молились со слезами и воздыханиями Спасу-вседержителю и господу богу нашему Иисусу Христу и пречистой его матери, преславной Богородице. Тогда-то и свершилось преславное чудо пречистой Богородицы: когда наши отступали от берега, татары, думая, что русские уступают им берег, чтобы с ними сражаться, одержимые страхом, побежали. А наши, думая, что татары перешли реку и следуют за ними, пришли в Кременец. Князь же великий с сыном своим и братией и со всеми воеводами отошел к Боровску, говоря, что "на этих полях будем с ними сражаться", а на самом деле слушая злых людей — сребролюбцев богатых и брюхатых, предателей христианских и угодников басурманских, которые говорят: "Беги, не можешь с ними стать на бой". Сам дьявол их устами говорил, тот, кто некогда вошел в змея и прельстил Адама и Еву. Вот тут-то и случилось чудо пречистой: одни от других бежали, и никто никого не преследовал».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) в союзе с ханом («царём») против русских выступили крымские татары
2) события, описываемые в отрывке, произошли во второй половине XV в.
3) хан («царь») Ахмат вскоре после описанных событий был убит своими политическими конкурентами
4) События, описываемые в отрывке, произошли в период правления великого князя Василия III
5) описанное событие вошло в историю как «стояние на реке Воже»
6) союзниками русских в борьбе с ханом («царём») Ахматом стали крымские татары
- Прочтите отрывок из документа.
«20 августа великий князь выступил из Коломны и, пройдя границы своего княжества, стал на Оке, осведомляясь о движениях неприятельских. <...> Видя все полки свои в сборе, князь велел переправляться через Оку; в воскресенье <...> 1 сентября переправилось войско, в понедельник переехал сам великий князь, и шестого сентября достигли Дона. Тут приспела грамота от преподобного игумена, благословение от святого старца идти на татар. <... > Часу в двенадцатом начали показываться татары: они спускались с холма на широкое поле; русские тоже сошли с холма, и сторожевые полки начали битву, какой ещё никогда не бывало прежде на Руси: говорят, что кровь лилась, как вода, на пространстве десяти вёрст, лошади не могли ступать по трупам, ратники гибли под конскими копытами...».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1)Описанные в документе события относятся к пятнадцатому веку.
2) Великий князь, упоминаемый в отрывке, — Иван Калита.
3) Битва закончилась победой русского войска.
4) В честь победы в Москве был возведён Покровский собор.
5) После битвы Русь не обрела независимость от Орды.
6) Святой старец, благословивший князя на битву, — Сергий Радонежский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный тренажёр задания В3 формата ГИА и задания А9 формата ЕГЭ по теме "Грамматическая основа предложения".
Экзамены не за горами. Предлагаю Учебный тренажёр задания В3 формата ГИА и задания А9 формата ЕГЭ по теме «Грамматическая основа предложения».Потренируйтесь в тестах подчеркивать осн...
Учебный тренажёр задания В5 формата ГИА и В5 формата ЕГЭ по теме: «Обособленные члены предложения»
Учебный тренажёр задания В5 формата ГИА и В5 формата ЕГЭ по теме:«Обособленные члены предложения». Материал с ключами, выплывающими после второго щелчка....
задания по английскому языку для 10 класса (Формат ЕГЭ) дифференцированное обучение
Данный документ содержит задания по английскому языку, предназначенные для 10 класса с углубленным изучением английского языка. Предложенные задания уникальны тем, что дифференцированны для разного ур...
Задания по орфографии из ЕГЭ-2019 (новый формат!)
Данный материал поможет учителю и учащимся получить представление об изменениях некоторых тестовых заданий ЕГЭ -2019 по русскому языку, а также подготовиться к контрольной работе по орфографии в форма...
Развивающая система учебных заданий по французскому языку (5 класс) в формате ФГОС
Разработка учебной темы "В городе" к учебнику по французскому языку 5 класс Э. М. Береговская....
Маршрутный лист к уроку русского языка в 10 классе "Синтаксические нормы русского языка. Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ (задание 8). (ПРОДОЛЖЕНИЕ)"
Теоретическая и практическая часть (Задание 8 )....
“Подводные камни” при чтении текста на английском языке (первое задание в устной части раздела “Говорение” нового формата по английскому языку)
Данная статья посвящена объяснению всех тонкостей, которые следует учесть будущим выпускникам и их педагогам, готовящимся к сдаче ЕГЭ по английскому языку (устная часть экзамена). В ней я также расска...