исследовательская работа «Русская Православная Церковь во времена монгольского нашествия».
проект по истории (6 класс) на тему
Цель нашей исследовательской работы - выявить роль Русской Православной Церкви в истории своей страны, своего народа, своей семьи, через сохранение памяти предков, участвовавших в борьбе за свободу и независимость своей Отчизны в годы монгольского нашествия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Русская православная церковь в период монгольского нашествия» | 38.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « Коробинская ООШ»
Исследовательская работа
Тема: « «Русская православная церковь
в период монгольского нашествия»
Выполнил:
Учитель
Никитина Юлия Николаевна
Содержание:
I. Введение_________________________________________________стр.3-4
II. Первые потрясения Руси от набегов монголо-татар ____________стр.5
III. Политика веротерпимости золотоордынских правителей ______стр.6
VI. За веру христианскую! _____________________________________стр.7-13
V.Расцвет русской религиозной живописи. ______________________стр.14
Список используемой литературы. ______________________________стр.16
Введение
Изучая историю уже не первый год, мы обратили внимание на то, что на всех этапах, начиная с Киевской Руси, очень часто упоминается о Церкви и ее месте в становлении государства Российского, но недостаточно глубоко. А ведь она играла немалую роль - священники и монахи помогали людям в лихолетья. При изучении Куликовской битвы нас заинтересовал один факт: преподобный Сергий Радонежский благословил сотника Дмитрия Донского Семёна Мелика на борьбу против татар за честь своей невесты Насти. И мы решили выяснить, почему игумен поступил именно так, идя наперекор церковной политике, какова же роль Церкви в период монгольского нашествия? Ведь, как гласит народная мудрость: « Народ, не знающий своей Истории, не имеет будущего».
Тема нашей исследовательской работы «Русская Православная Церковь во времена монгольского нашествия».
Актуальность. При дальнейшем изучении истории мы хотим разобраться, делила ли Церковь невзгоды своего народа, страдали ли священнослужители так, как православный люд, ведь монголо-татары освободили все монастыри и Церкви от налогов, их не внесли в перепись. Во многих источниках говорится, что Церковь богатела во времена монгольского нашествия и только читались молитвы.
Научная значимость работы заключается в выявлении условий жизни простых людей и священнослужителей, их выживания в суровые годы монгольского ига; осуществление поиска, изучение и систематизация документальных материалов о Русской Православной Церкви в период XIII-XIV веков.
Цель нашей исследовательской работы - выявить роль Русской Православной Церкви в истории своей страны, своего народа, своей семьи, через сохранение памяти предков, участвовавших в борьбе за свободу и независимость своей Отчизны в годы монгольского нашествия.
Задачи исследования:
- способствовать развитию интереса подрастающего поколения к истории Русской Православной Церкви;
- узнать как можно больше информации о святых;
Первые потрясения Руси
от набегов монголо-татар.
В 1237-40 годах Русь была завоёвана монгольским племенем татар и оказалась почти на два с половиной века данницей их ханов. Никогда прежде в своей истории Русь не испытывала такого потрясения, как в эти годы. Ни набеги половцев, ни приступы «ляхов» или венгров не шли ни в какое сравнение с тем, что пережили северо-восточные и юго-западные земли. По данным археологов, из 74 городов было разрушено 49, причем почти треть их не была восстановлена.
Основной удар обрушился на города — ремесленно-торговые, административные и культурные центры земель. С их разорением и опустошением все эти функции — средоточия городской жизни — пришли в упадок или существенно видоизменились. Ремеслу и торговле был нанесен огромный урон. Те из ремесленников, кто не погиб и не сгинул, угонялись в рабство; многие виды ремесел исчезают, наблюдается общее огрубление и упрощение технических приемов. Почти на целое столетие прекратилось каменное строительство. Ослабление роли города, с которым в средневековье связаны основные перемены в жизни общества, его дальнейшее развитие, — прямой результат Батыева нашествия.
Разрушение городов — это и удар по культуре Руси. В огне пожарищ исчезли бесценные книжные и художественные сокровища, оказались разрушены памятники архитектуры.
Нашествие обратилось в настоящую демографическую катастрофу, отзвуки которой были ощутимы во всех сферах жизни. Потребовались десятилетия, чтобы восстановить численность населения. Правда, различные категории населения пострадали по-разному. При штурме городов погибло множество жителей.
В XIII веке русской Церкви пришлось пережить очень тяжёлый период, но она вышла из него ещё более укреплённой и распространила своё влияние далеко на Север и Восток.
Русские княжества не могли противостоять азиатским полчищам и были одно за другим опустошены и покорены. Многие знаменитые люди, борясь за свободу и веру христианскую, погибли. Среди первых жертв - Великий князь Юрий Всеволодович. Он погиб в 1238 году в битве при реке Сити. Князь отличался большим благочестием, построил Рождественский монастырь около Владимира и храмы в основанном им Нижнем Новгороде и много сделал для просвещения края.
Погибли от руки татар также епископ владимирский Митрофан и князь ростовский Василий Константинович (Василько). Он был взят в плен раненым и за отказ отречься от православия был умервoлён татарами.
Киев был осаждён ханом Батыем в 1240 году. Духовенство во главе с митрополитом Иосифом заперлось в Десятинном храме, который был сожжён. Город был настолько разрушен, что вернувшийся из Царьграда митрополит Кирилл II не мог найти в нём дома, где поселиться, и всё время своего управления русской Церковью он скитался по стране, утешая и ободряя свою разбросанную паству.
Киево-Печёрский монастырь был разграблен. Монахи разошлись по окрестным лесам. Почти все монастыри и храмы были разрушены или осквернены. Народ скитался или скрывался в дебрях.
Православная вера, будучи не просто верой, а образом жизни русского народа, явилась силой, объединяющей его в борьбе со внутренними и внешними врагами.
Политика веротерпимости золотоордынских правителей.
Татары, которые в XIII веке ещё не приняли магометанства и оставались язычниками, были веротерпимы. Они освободили церкви и духовенство от участия в дани и давали им всякие привилегии. Всё же, даже после установления мирных отношений между Русью и Ордой, были случаи, когда за отказ поклониться идолам православные подвергались мучениям и смерти. В 1245 году пострадал в орде князь Михаил Черниговский и сопровождающий его боярин Фёдор.
Долгое время золотоордынские правители проводили политику веротерпимости. Вызвана она была не столько религиозным равнодушием первых ханов-язычников, сколько рациональными соображениями. Скроенной из разных этносов и религий Монгольской империи для существования и процветания был необходим религиозный мир.
Православному духовенству, призванному отныне молиться за «царя», были сохранены все земли и привилегии. Больше того, последние были даже приумножены. Духовенство было освобождено от уплаты дани. Многие монастыри и церковные иерархии получали от монгольских правителей тарханы — хозяйственные, административные и судебные преимущества и льготы. Эта судебно-административная автономия поставила церковь в особое положение, которое находило свое отражение в позиции митрополитов в период собирания русских земель.
Так как татары брали много пленников на Руси и заставляли их на себя работать, в Орде вскоре оказалось много русских, и для обслуживания их в 1261 году была основана особая Сарская и Подонская епископия.
Многие татары крестились, и один из них, племянник хана Беркая - Пётр, поселился в Ростове и по смерти своей жены христианки постригся в основанном им монастыре и за свои подвиги был причислен к лику святых
…За веру христианскую!
В начале XIV века митрополитом всея Руси был поставлен игумен Спасского монастыря Пётр. Он ушёл 12-ти лет из родительского дома и провёл многие годы в подвигах и молитве. Он был искусным иконописцем, и две иконы Божией Матери его письма прославились потом чудесами.
В годы его правления в жизни русской Церкви произошло два знаменательных события. В 1313 году хан Узбек принял магометанство и все подчинённые ему татарские племена последовали за своим повелителем. Положение христиан сильно ухудшилось, так как мусульмане были более нетерпимы, чем язычники. Тогда митрополит Пётр поехал в Орду и не только получил ярлык от нового хана, но и добился для Церкви ещё новых привилегий.
После смерти митрополита Феогноста, на митрополичью кафедру был избран епископ владимирский Алексий, происходивший из знатного и богатого рода бояр Плещеевых.
Святой Алексий был человеком очень решительного и властного характера и, когда остался единственным митрополитом на всей Руси, принял на себя бремя умиротворения страны. Большим почётом митрополит Алексий пользовался и у татарских ханов, особенно после того, как по его молитвам исцелилась от слепоты жена хана Тайдула.
…На Москву пришло Чжанибеково грозное слово: «…грехами нашими прогневали мы Аллаха: ослепла мать наша, царица Тайдула. Пришли князь, в Орду главного попа вашего Алексия, пусть помолится о царице моей».
Вся Москва провожала митрополита плачем, да и сам он шёл в Орду, как на смерть, а в Орде, увидав слезящиеся, гнойные глаза царицы, совсем пал духом, ужаснулся, готовился встретить смерть и в молитвах своих просил уже не за себя, лишь от Руси молил отвратить гнев ханский.
И в одно раннее мглистое утро в юрту к Алексию царь Чжанибек прислал знатных мурз сказать, что открылись глаза царицы Тайдулы.
Царица решила, что русский поп ей помог, и дала ярлык ему.
Выпросил он тогда у Тайдулы царев Посольский двор, просил для Бога – Чудов монастырь строить, другого места в Кремле не нашлось, схитрил, выжил татар из Кремля за Москву-реку, на Ордынку.
Во время малолетства московского великого князя Дмитрия Ивановича святой Алексий правил государством. Ему приходилось часто вступать в споры между князьями и иногда наказывать тех из них, которые не исполняли своих обещаний. Ему помогал в деле миротворства великий игумен Радонежский, преподобный, Сергий, которого он хотел поставить себе в преемники.
Преподобный Сергий, в миру Варфоломей, происходил из боярской семьи. После смерти родителей Варфоломей роздал имущество и поселился со своим старшим братом Стефаном в 10 верстах от Радонежа в лесу. Братья в 1334 году построили себе маленькую келью и церковь во имя Святой Троицы. Стефан не смог долго выдержать суровой отшельнической жизни и удалился в один из московских монастырей, а преподобный Сергий остался один в глуши.
В 1364 году преподобный Сергий был избран игуменом образовавшегося вокруг его кельи монастыря. Но, будучи игуменом, он подавал пример смирения и трудолюбия, работал как простой монах, часто исполнял работу за других и привлекал любовью и необыкновенной кротостью.
Святой Сергий был не только великим молитвенником, но и миротворцем. К нему часто обращались за решением споров, и ему приходилось мирить князей, иногда обличая непокорных.
Иногда он благословлял простых людей на великие подвиги…
Сотник Дмитрия Ивановича Семён Мелик решил украсть у мурзы свою невесту Настю, которую мурза Тагай забрал в одной русской деревне, убив её отца-старосту. Вызнав, где мурза держит Настю и когда поедет назад в Орду, Семён пошёл в церковь попросить попа благословить его на такое дело. «Всё рассказал, как есть и попросил благословения, но услышал в ответ сокрушённый вздох:
- Ах, неразумный, неразумный! Великий грех задумал ты совершить. Легко сказать, на царского посла напасть. Экая татьба! Экое воровство! Обиды прощать надобно, аль не знаешь? Нет тебе на то моего благословения!»
Тогда Семён решил идти в Троицу и у тамошнего игумена отца Сергия спросить: грех аль нет - человека спасти?
Выслушал отец Сергий Семёна и сказал: «Спасай свою невесту… А мурзу не убивай. Уж коли тебе на роду написано быть за Настю, за Русь мстителем, в честном бою сведёт вас судьба, а нежданным, разбойным ударом меча не позорь!»
18 августа 1380 года преданный своими недавними союзниками московский князь Дмитрий Иванович оказался один на один с надвигающимися на Русь многотысячными татарской и литовской армиями. Согласно жизнеописанию Сергия, князь Дмитрий отправился к Сергию на Маковец, чтобы получить благословение на Куликовскую битву.
Преподобный Сергий Радонежский послал на битву на Куликово поле двух монахов – Пересвета и Ослябю.
До сих пор Сергий был тихим отшельником, плотником, скромным игуменом и воспитателем, святителем. Теперь стоял перед трудным делом: благословения на кровь. Если на трагической земле идёт трагическое дело, он благословит ту сторону, которую считает правой. Он не за войну, но раз она случилась, за народ и за Русь, православных.
Преподобный Сергий Радонежский, видя сомнения великого князя Дмитрия, посоветовал ему опять откупиться от хана подарками. Он сказал: «Тебе, господин, следует заботиться и крепко стоять за своих подданных, и душу свою за них положить, и кровь свою пролить, по образу самого Христа. Но прежде пойди к ним с правдою и покорностью, как следует по твоему положению покоряться ордынскому царю. И писание учит, что если такие враги хотят от нас чести и славы,- дадим им; если хотят золота и серебра – дадим и это; но за имя Христово, за веру православную подобает душу положить и кровь пролить. И ты, господин, отдай им и честь, и золото, и серебро, и Бог не попустит им одолеть нас: Он вознесёт тебя, видя смирение, и низложит их непреклонную гордыню». Князь отвечал, что уже пробовал и безуспешно. А теперь поздно.
- Если так, сказал Сергий, - его ждёт гибель. А тебя помощь, милость, слава Господа.
Димитрий опустился на колени. Сергий снова осенил его крестом.
- Иди, не бойся. Бог тебе поможет.
И, наклонившись, на ухо ему шепнул: «Ты победишь».
Сергий отправил с дружиной князя двух своих монахов-схимников, Пересвета и Ослябю. Их хорошо знали в Москве: до пострижения они были видными воинами в дружине Дмитрия, и на татар пошли без шлемов, панцирей, в образе схимы, с белыми крестами на монашеской одежде. Оба они стали живыми свидетелями того, что Радонежский игумен признал войну с Мамаем священным долгом христиан.
Ратный подвиг на Куликовом поле вызвал духовный подъём на Руси, укрепивший силу и веру русского народа в близкое освобождение от ордынского ига.
Годы, когда жил и проповедовал Сергий Радонежский, были действительно страшные и кровавые, полные братоубийственной резни и трагических измен. Вот отрывок из летописи XIV века: «И цари, и князья, и бояре, и вельможи, и гости, и купцы, и ремесленники, и рабочие люди – один род и племя Адамово, а забывшись, друг друга ненавидят и враждуют, и грызут, и кусают».
Сергий мирил князей, которые часто устраивали междоусобные распри. Следуя заветам древних христианских подвижников, он никогда не садился на коня и пешком, часто с риском для жизни, среди войн и моровых поветрий ходил с призывами к миру в Нижний Новгород, Ростов, Рязань, Тверь. Он умел тихими и кроткими словами смягчить самые ожесточённые сердца. Уже 70-летним старцем он шёл к высокомерному Олегу Рязанскому, чтобы уговорить его не идти войной на Москву. Сергий не был политиком, но он понимал: надо собирать Русь, нельзя допускать раздора и крови.
Значение преподобного Сергия для русской Церкви и для Руси исключительно велико. Преподобный Сергий был духовным воспитателем русского народа, а его Лавра в течение веков была главным центром духовного просвещения на Руси.
Вывод. Монголо-татарское нашествие было самым тяжким испытанием для Руси. В результате монгольского нашествия и установившегося ордынского ига обезлюдели русские города, утратились многие ремёсла, пришла в упадок культура, замедлилась централизация русских земель. Татары грабили, убивали, уводили в плен многих русских людей. Из-за постоянных междоусобиц князья не могли объединиться и отразить набеги татар.
Церковь не раз обращалась с призывом к единению, и хотя сами татары были веротерпимы и не представляли никакой угрозы Православной Церкви и вере и даже освободили от дани духовенство и церковные земли, церковь активно боролась против татар. Церковь не раз пыталась призвать к миру князей, отстоять и защитить великую Русь, принимала большое участие в борьбе с игом.
Православная церковь не дала распасться Русской державе в период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига. Ведь тогда Русь представляла собой скопление мелких княжеств, постоянно враждовавших между собой. Но церковь была одна. Именно поддержка церкви позволила начать процесс объединения русских земель вокруг Москвы в 14 веке.
Расцвет русской религиозной живописи.
В этот период наступает расцвет русской религиозной живописи в форме фресок и икон. Важную роль в этом художественном возрождении сыграл великий греческий живописец Феофан, который оставался на Руси примерно тридцать лет до конца своей жизни и карьеры. Феофан сначала творил в Новгороде, а потом переехал в Москву. Хотя русские люди восхищались шедеврами Феофана и его личностью, его нельзя назвать основателем ни новгородской, ни московской школ иконописи.
Самым великим русским иконописцем периода монгольского нашествия является Андрей Рублев, который провел свою юность в Троицком монастыре и позже написал свою знаменитую икону "Троица". Очарование творений Андрея Рублева кроется в чистом спокойствии композиций и гармонии нежных красок.
В литературе церковный дух нашел выражение прежде всего в поучениях епископов и житиях святых, а также в биографиях некоторых русских князей, которые заслуживали канонизации, их биографии писались в житийном стиле.
Как и в киевский период, духовенство периода монгольского нашествия играло важную роль в составлении русских летописей. После монгольского нашествия вся работа остановилась. Единственной летописью, написанной между 1240 и 1260 годами, явилась Ростовская летопись. Ее составителем был епископ Ростовский, - Кирилл. Как убедительно показал Лихачев Д.С., Кириллу помогала дочь Михаила Черниговского и вдова Василько Ростовского, княжна Мария. Ее муж и ее отец погибли от рук монголов, и она посвятила себя благотворительности и литературному труду.
В тяжелейшие годы ордынского ига именно Православная Церковь укрепила народный дух.
А столетие спустя, в 1480 году, когда на реке Угре (ныне Калужская область) происходило последнее решающее противостояние Руси и Орды, в Москве у многих бояр, да и у самого великого князя Ивана III, возникли колебания. И тогда прозвучало «Владычне послание на Угру». С ним ростовский архиепископ Вассиан обратился к Ивану III, напоминая о многовековой борьбе Руси с врагами, о славных победах былых времен, дабы дух княжеский укрепился и тот был бы тверд в борьбе до конца.
«Так было на Руси всегда, когда соединились Православная вера, объединившая большие и малые народы, проживавшие на нашей земле (церковное благовестие не знает национальных границ) и Власть, познавшая объединяющую силу Православия и проявившая мудрость и решительность. Тогда решалась судьба существования единой Державы, и происходили события, определившие развитие Руси на все последующие годы. В то время вдохновителями и созидателями Русской Державы, навечно скрепленной духом Православия, были три Великих человека:
- Святитель Алексий, воспитавший Великого князя Дмитрия в духе Православия и подвигнувший его на борьбу за объединение Руси;
- Великий князь Дмитрий, познавший объединяющую силу Православия, сумевший объединить разрозненные княжества и победить в решающей битве врагов пришедших к нам, чтобы уничтожить веру Православную и возрождающееся Русское государство;
- Преподобный Сергий Радонежский – единомышленник и друг Святителя Алексия, став по воле Господа духовным лидером на Руси, посвятивший свою жизнь распространению Православной веры и привел к Богу многие души».
(Андрей Алтунин)
Список используемой литературы.
1. Бутромеев В. «Иллюстрированная Библия» / М.: ОЛМА Мдиа Групп, 2012 г.
2. Зайцев Б. «Люди Божии», Москва «Советская Россия», 1991 год.
3. Закон Божий, пятая книга о православной вере, «ТЕРРА» - «TERRA», Москва, 1991 г.
4. Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». – М: Эксмо, 2009 г.
5. Научно-теоретический и методический жернал «Преподавание истории в школе», №8, 2004 г.
6. Рапов М. «Зори над Русью» , ТОО «Лия» Ярославль, 1993 г.
7. Соловьев Н.Н. «Сергий Радонежский» / Граница, 1993г.
8. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века / сост. П.П. Епифанов и О.П. Епифанова.- М.: Просвещение, 1989г.
9. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 9-17 века / М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок истории - МХК - ОПК "Русская православная церковь. Православная архитектура"
Учебно-методический комплект к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», "Святыни моего города"), методических реком...
"Русская Православная церковь в годы Великой Отечественной войны»
"Русская Православная церковь в годы Великой Отечественной войны»...
Внеклассное занятие по ОПК на тему: "Русская православная церковь и Отечественная война 1812 г.
Роль Русской Православной церкви в войне с Наполеоном...
Русская Православная Церковь в истории Якутии
Данный материал может быть использован на уроках посвящённых истории РПЦ в Сибири....
Русская Православная Церковь и Иван Грозный в период Избранной Рады.
Данный материал может быть использован на уроках посвящённых истории РПЦ в России....
Русская православная церковь в XIV-XV вв.
Русская православная церковь в XIV-XV вв.Роль русской православной церкви в объединении Руси XIV – XV веках1.1 Появление на Руси выдающихся церковных деятелей, светочей нравственности и патриотизма1.2...
Отечественная война 1812 г. и Русская Православная Церковь
В статье рассматривается роль Русской Православной Церкви в Отечественной войне 1812 года и вклад русского духовенства в победу над врагом....