Технологическая карта урока истории
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
История 5 класс, А. А. Вигасин, тема "Древний Египет", повторительно - обобщающий урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_istorii_5.docx | 30.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Автор: | Штенская Татьяна Евгеньевна | |||
Предмет | История | |||
Класс | 5 | |||
Тема урока: | Древний Египет | |||
Тип урока: | Повторительно - обобщающий | |||
Форма урока | Игра | |||
Автор УМК: | А.А.Вигасин | |||
Цели и задачи: | 1) проверить знания учащихся; 2) выявить пробелы в этих знаниях; 3) повторить и обобщить сведения из истории Древнего Египта; 4) совершенствовать умения и навыки учащихся по работе с картой, хронологией, иллюстрациями; 5) развивать историческое и творческое мышление учащихся. | |||
Прогнозируемые результаты учебного занятия: | Предметные: закрепляют и учатся применять полученные знания по теме «Древний Египет» на практике. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и определяют последовательность действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Личностные: умеют правильно оценивать свои и чужие действия, поступки, мысли. | |||
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Применяемая технология: технология деятельностного метода обучения, проблемно-диалоговая. Методы организации работы: словесные, наглядные (демонстрация презентации), проблемно-поисковый, метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод). Формы организации работы: самостоятельная, работа в группе, фронтальная работа. | |||
Оборудование: | компьютер, проектор, экран, презентация. | |||
Ход урока | ||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
I. Организационный | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Актуализация знаний | Речь учителя: Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по теме “Древний Египет”. На протяжении нескольких занятий мы рассматривали историю этой страны, знакомились с образом жизни и культурой египтян. Сегодня мы вспомним основные события древней истории Египта. А проходить наш урок будет в форме игры по командам. | Внимательно слушают учителя | Регулятивные: оценивают результат работы, осознают качество и уровень проведения игры. Коммуникативные: слушают | |
III. Постановка учебной задачи | Ну, а сейчас настала пора разделиться на команды (деление на 2 команды). Вы все разделились на команды, поэтому ваша личная работа в группе будет влиять на общий результат. Желаю удачи! План: 1. Историческая разминка. 2. Историческая математика. 3. Интервью сквозь тысячелетия. 4. Сложные вопросы. 5. Рассказ по картине. 6. Кроссворд. | Внимательно слушают учителя, как будет проходить урок, распределяются на команды | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: слушают | |
IV. Создание проблемной ситуации Конкурс № 1 Конкурс № 2. Конкурс № 3. Конкурс № 4. Конкурс № 5. Конкурс №6. | Конкурс “Историческая разминка” (слайды 3–18) Вопросы для первой команды: 1. Река, протекающая в Египте. (Нил) 2. Царь, совершивший около 1500 г. до н.э. завоевательные походы в Азию. (Тутмос III) 3. Умирающий и воскресающий бог. (Осирис) 4. Фантастическое существо с туловищем льва и головой человека. (Сфинкс) 5. Материал для письма в Древнем Египте. (Папирус) Вопросы для второй команды: 1. Столица объединённого Египта. (Мемфис) 2. Французский учёный, первым прочитавший древнеегипетскую надпись. (Шампольон) 3. “Царь богов”, главный бог. (Ра) 4. Древнеегипетский царь (общее название). (Фараон) 5. Приспособление для подачи воды на высокие поля. (Шадуф) Дополнительные вопросы: 1. Столица Египта во втором тысячелетии до н.э. (Фивы)? 2. Фараон, в честь которого построена самая высокая пирамида. (Хеопс) 3. Богиня, жена Осириса. (Исида) 4. Тело умершего, обработанное особым образом. (Мумия) 5. Значки, используемые египтянами при написании слов. (Иероглифы) За каждый правильный ответ команда получает один балл. Конкурс “Историческая математика” (слайды 19–20) По одному представителю от каждой команды решают хронологические задачи у доски: 1. Сколько лет назад произошло объединение Египта? 2. Сколько лет пирамиде Хеопса? 3. Сколько лет прошло со времени походов Тутмоса III? За правильно решённую задачу команда получает 2 балла. Конкурс “Интервью сквозь тысячелетия” (слайды 21–25) В то время, как представители команд решают хронологические задачи, их товарищи участвуют в конкурсе “Интервью сквозь тысячелетия”. Задания в данном конкурсе построены в форме ответов учащихся от первого лица. Это - своеобразная ролевая игра (по одному человеку от команды). Роли: 1. Вельможа. 2. Крестьянин. 3. Раб. Представим, что изобретена машина времени. Мы – журналисты, работающие в редакции исторического журнала. У нас есть возможность отправиться в Египет и взять интервью у Вельможи, Крестьянина, Раба. Вопросы для Вельможи: 1. Вы – знатный богатый человек. Как вы получили такое богатство? 2. Какую службу надо сослужить для фараона, чтобы стать таким же богатым, как вы? 3. Какую добычу захватывают знатные египтяне во время военных походов? 4. Вы часто бываете во дворце фараона. Как вы и другие вельможи ведёте себя при появлении фараона? 5. Почему вельможи трепещут перед фараоном? 6. Вы – богатый человек. У вас большая усадьба, много слуг? Для чего нужны вам стражники и надсмотрщики? Вопросы для Крестьянина: 1. Какие сельскохозяйственные работы выполняют крестьяне в Египте? 2. Какие орудия труда используются? 3. Говорят, что Египет – “дар Нила”, но, чтобы выжить, египтянам приходилось бороться с неблагоприятными условиями. Как они боролись с ними? 4. Какие повинности несли крестьяне в пользу государства? 5. Как происходил сбор налогов в Египте? Дополнительные вопросы для Раба: 1. Как вы стали рабом? 2. Каким ещё образом люди становятся рабами? 3. Почему рабов-пленников называют “живыми убитыми”? 4. Как ваш хозяин относится к рабам? 5. Каким образом рабы высказывают своё недовольство? Конкурс оценивается из расчёта 5 баллов. Конкурс “Сложные вопросы” (слайды 26–29) Вопросы для первой команды: 1. В одной из древнеегипетских повестей рассказывается следующее: “Однажды крестьянин, нагрузив ослов продуктами, отправился в город. Но когда он проезжал по земле богатого чиновника, тот загородил крестьянину путь, избил его, отнял ослов и продукты. И пришёл этот крестьянин к фараону с жалобой”. Как поступил фараон? Почему? 2. В чём достоинства и недостатки наёмной армии? 3. Какие ремёсла существовали в Древнем Египте? Вопросы для второй команды: 1. Египетский военачальник рассказывал о походе в чужую страну: “Войско вернулось благополучно, разорив соседнюю страну, вырубив её сады и виноградники, зажёгши огонь во всех её селениях, перебив в ней много десятков тысяч людей, захватив в ней множество пленных. Царь хвалил меня за это чрезвычайно”. Кто получал выгоды от завоевательных войн Египетского царства? 2. С какой целью египтяне помещали в гробницу умершего вещи, которыми он пользовался при жизни? 3. Какие науки развивались в Древнем Египте? Дополнительные вопросы: 1. В документе сказано: “Подняли люди мятеж против царской власти. Столица разрушена в один час. Царь захвачен бедными людьми. Начальники страны спасаются бегством. Уничтожены списки, по которым собирали налоги”. О каком событии идёт речь? Чем оно закончилось и почему? 2. Чем древнеегипетская школа похожа на современную, а чем отличается от неё? 3. Как были вооружены египетские воины? За каждый правильный ответ команда получает три балла. Конкурс “Рассказ по картине” (слайды 30–33) Учитель показывает учащимся иллюстрации, дети отвечают на вопросы по данным изображениям. За каждый правильный ответ команда получает три балла. Первой команде даётся иллюстрация “Пирамида”. Вопрос: Что вы знаете о строительстве пирамиды Хеопса? Второй команде даётся иллюстрация “Суд Осириса”. Вопрос: Как, по мнению египтян, проходил суд Осириса? Дополнительно даётся иллюстрация “Стела фараона”. Вопрос: Расскажите о борьбе Северного и Южного царств. Конкурс “Кроссворд” (слайды 34–42) | Учащиеся работают в группах. Фиксируют результат. Решают исторические задачи (каждая команда по одной задаче + одна дополнительная) Участвуют в ролевой игре Отвечают на вопросы, обсуждают с командой ответы Составляют рассказ по картинке, отвечая на поставленный вопрос Разгадывают кроссворд | Предметные: получат возможность самостоятельно решать терминологические загадки Личностные: оценивают свои знания по предмету Метапредметные: развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Уметь оценить выполненные задания. Личностные: умение оценить себя как важного члена в команды Коммуникативные: Умение работать в парах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры. Предметные: Умение работать по контурной карте, применять полученные знания. Личностные: излагать свое мнение, готовность к сотрудничеству с соучениками; организовывать работу в группе Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают различные точки зрения Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. | |
V. Подведение итогов | Учитель объявляет результаты игры по командам, отмечает работу отдельных учеников, выставляет оценки. При этом на экране происходит автоматическая смена иллюстраций, связанных с культурой Древнего Египта. (Cлайд 43). Выслушивает мнения учеников об уроке, их личном участие, корректирует ответы. Что получилось, что нет. Какие вопросы вызвали затруднение. | По желанию высказываются об уроке, какое впечатление осталось, что лично он выполнил превосходно, что не удалось и почему возникли проблемы. Лидеры команд по очереди докладывают о результатах. | Предметные: Определять уровень усвоения изученного материала Личностные: умения оценивать себя и свою работу в группе | |
VI. Домашнее задание | Мы изучили историю Древнего Египта – одного из первых государств в мире. На примере этой страны мы рассмотрели возникновение рабовладельческого строя, познакомились с культурой Древнего Египта. На этом наше путешествие по Древнему Востоку не заканчивается. Мы отправимся в другие земли, и следующее на пути – Древнее Двуречье. Прочитать параграф № 13. | Слушают заключительное слово учителя, записывают домашнее задание в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока истории в 5 классе по ФГОС Тема урока: “ Древний Рим ”
Форма урока: Урок -практикум Тип урока:Урок отработки умений и рефлексии.Цели для ученика:· уметь обобщать и систематизировать зна...
Технологическая карта урока истории Учитель: Воробьева Т. А. МБОУ «СОШ № 12» г. Новомосковск Класс 5 Тема урока: «Древняя Финикия».
Открытый урок в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"
Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...
Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая" по ФГОС
Подробная технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая"7 Цель урока: Формирование представлений о Древнем Китае, его географическом положении, пр...
Технологическая карта урока истории "Что изучает история", 5 класс
Технологическая карта урока истории "Что изучает история" (по учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И. и Свенцицкой И.С. "История Древнего мира", 5 класс ) составлен в соответствии с ФГ...
Технологическая карта урока истории "ЗНАЧЕНИЕ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ"
обобщить знания учащихся о Петре 1 и его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны...
Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме: "Обобщение и повторение изученного материала по теме "Древняя Греция" Учитель истории: Печенина Л.А.
Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классеВыполнил: учитель истории и обществознания Печенина Л.А....