Методическая рекомендация "Моя родославная"
методическая разработка по истории на тему
Целью методических рекомендаций является обобщение педагогического опыта внеурочной деятельности по программе «Моя родословная» для последующего его применения и использования учителями истории и обществознания в их деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_moya_rodoslavnaya.doc | 700 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Отделение общего образования
ИТОГОВАЯ РАБОТА
слушателей курсов
«Современные образовательные технологии в преподавании истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»
Методические рекомендации по разработке курсов внеурочной деятельности общеинтелектуальной направленности
«Моя родословная»
Автор проекта:
Галиев Ильяс Расимович – учитель истории и обществознания
Куратор: О.В. Вологодская,
старший преподаватель
отделения общего образования
ПМЦПКиППРО КФУ
Казань – 2018
Оглавление
Введение …………………….………………………………...………....3-4
Глоссарий...………………………….………………………...…….…....5-6
Глава I. Внеурочная деятельность…..……………………..…...…….…7-8
Глава II. Программа курса внеурочной деятельности «Моя родословная»…………………………………………………………….…… 9-12
Глава III. Алгоритм разработки рабочей программы курса внеурочной деятельности «Моя родословная» ………………………………………….13-16
Заключение……………………………………….……………………….17
Библиографический список …………….…………………..……..…18-19
Приложения…………………………………………..……………..…20-24
Введение
Настоящие методические рекомендации разработаны для учителей истории и обществознания.
Целью методических рекомендаций является обобщение педагогического опыта внеурочной деятельности по программе «Моя родословная» для последующего его применения и использования учителями истории и обществознания в их деятельности.
Планируемые результаты:
- Данные методические рекомендации помогут учителям познакомиться с теорией, методикой, практикой и основами историко-родословного краеведческого исследования, организацией и оформлением рабочей программы внеурочной деятельности.
- Использование учителями в своей профессиональной деятельности методических рекомендаций поможет приобретению обучающимися теоретических знаний по генеалогии и основных умений исследовательской работы по восстановлению родословия, более глубокому освоению предмета истории, формированию патриотизма и гражданской идентичности.
Актуальность программы заключается в воспитательном ресурсе генеалогического знания. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследовательской деятельности будут родители, бабушки и дедушки, родственники школьников.
В программах школьных курсов преподавание истории практически не соотносится с историей семьи, собственного рода. На занятиях внеурочной деятельности знакомство с историей страны можно начать с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, помогает осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний. Изучение фамильной истории позволяет педагогу на близком, доступном детям материале организовать исследовательскую работу, что в свою очередь развивает творческие задатки детей и аналитическое мышление.
Таким образом, познание родовой истории способствует развитию мотивации к познанию и творчеству, приобщению к общечеловеческим ценностям, создаёт условия для социального, культурного и нравственного самоопределения ребёнка, укреплению семейно-родственных связей.
Глоссарий
Антропонимика (от греческого – «человек» и «имя») – раздел ономастики, изучающий антропонимы – имена людей и их отдельные составляющие (личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы и т.п.), их происхождение, эволюцию, закономерности их функционирования.
Генеология или родосло́вие (от греческого – «родословная», от genea – «семья» и logos – «слово, знание») – систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве семей и родов; в более широком смысле – наука о родственных связях.
Геральдика – (гербоведение; от латинского «глашатай») – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиций и практики их использования.
Ономастика (от греческого, означает "искусство давать имена") – раздел лингвистики, изучающей собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике.
Поколение – родственники одной степени родства по отношению к общему предку. Одновременно живущие люди близкого возраста.
Потомки – от старославянского – «потом, следующий») – лица, происходящие по рождению от кого то, это молодое поколение по отношению к старшему поколению и к родителям. Потомками называют также людей будущих, ещё не родившихся поколений.
Предок – представитель предшествующего поколения родственников.
Род – одна из форм социальной организации, представляет собой группу людей, возводящих своё происхождение к общему предку – основателю рода или родоначальнику по одной (материнской либо отцовской) линии.
Родословная – перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства.
Родственники – лица, находящиеся в отношениях родства.
Родство – отношения между индивидами, основанные на происхождении от общего предка или возникшие в результате заключения брака, организующие социальные группы и роли.
Эпиграфика – наука о древних надписях (от древнегреческого «надпись») вспомогательная историческая дисциплина, изучающая содержание и формы надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.) и классифицирующая их в соответствии с их временным и культурным контекстом. Изучением древнего письма, сделанного преимущественно чернилами, занимается отдельная дисциплина палеография. Изучением истории печатей (штампов) занимается сфрагистика.
Глава I
Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность, являясь неразрывной частью образовательного процесса, направлена на становление личностных характеристик учащихся, достижение личностных и метапредметных результатов освоения учащимися основной программы основного общего образования. Действительно, внеурочная деятельность позволяет превратить обучение из скучной повседневной рутины в захватывающий процесс. У обучающихся появляется стимул для совершенствования своих знаний.
В системе внеклассной работы школы особая роль в воспитании занимает внеурочная работа по истории, которая является одной из составных частей деятельности учителя истории. Внеурочная работа преследует те же задачи, что и учебный курс, то есть приобщает учащихся к пониманию истории, обогащает их знания, расширяет исторический кругозор, содействует росту их интереса к истории. Целью внеклассной работы по истории являются углубление знаний, полученных школьниками на уроках истории, организация процесса познания интересным и увлекательным в условиях свободы в выборе содержания внеклассной работы.
Распространенной формой внеклассной деятельности по истории является групповая или кружковая работа. Ее проявлениями являются исторические кружки и клубы, лекции, экскурсии, экспедиции.
Самой распространенной формой организации внеурочной деятельности учащихся по интересам являются предметные кружки. Они предназначены в основном для учеников, у которых интересы выходят за пределы учебной программы, но не исключают возможности посещения их всеми учащимися.
Исторический кружок относится к систематичным формам внеклассной работы. Он рассчитан на углубленную работу в течение длительного времени с постоянным составом учащихся. Кружковая работа по истории способствует углубленному усвоению знаний, полученных на уроках, развивает интерес к предмету и творческие способности, формирует навыки исследования, практические умения школьников.
Глава II
Программа курса внеурочной деятельности
«Моя родословная»
У генеалогии, как и у любой науки, есть свой язык терминология, свои правила и законы. Их надо соблюдать, чтобы другие исследователи могли разобраться в ваших трудах. Итак, занимаясь практикой составления родословных, надо помнить о теории, которая поможет в нелегком поисково-исследовательском труде. Программа данного курса была разработана на основе изучения деятельности и трудов Марселя Ибрагимовича Ахметзянова («Татарские родословные», «Татарские шеджере»), Ислаева Файзулхака Габдулхаковича («Я и моя родословная»), Протащук Ирины Юрьевны («Введение в генеалогию (родоведение)»), Виктора Семеновича Драчука («Рассказывает геральдика») и других авторов.
В настоящее время значительно расширена источниковая база генеалогии, разработаны новые методы исследования генеалогических источников, используются новейшие компьютерные технологии. Курс «Моя родословная» предусматривает знакомство с компьютерными генеалогическими программами: «Древо жизни», «Наследия», «Генеалогическое древо семьи», «Родственники», «Моя родословная».
Содержание программы реализовывалась с помощью специально разработанных дидактических материалов:
- комплексы учебных генеалогических таблиц и схем, предназначенных для изучения нового материала, закрепления и проверки полученных знаний;
- подборки документов, содержащих генеалогическую информацию, рассчитанных на формирование умений и навыков вычленять прямую и косвенную информацию, сопоставлять сведения, полученные из разных источников, делать обоснованные выводы;
- подборки памяток-инструкций по порядку изучения документов, содержащих генеалогическую информацию;
- дидактические игры по генеалогии, геральдике, антропонимике, способствующие поддержанию познавательного интереса, закреплению полученных знаний, развитию творческих задатков подростков;
- подборки детских творческих работ по генеалогии разных лет, как удачные образцы, так и работы, содержащие ошибки или недочёты;
- подборки заданий, побуждающих к размышлению о судьбах родственников в контексте исторических обстоятельств, о наследовании тех или иных черт представителями рода, о своём месте в цепи поколений.
По содержанию программа «Моя родословная» может быть культурологической, туристско-краеведческой и социально-педагогической, обще интеллектуальной направленности.
Изучение курса «Моя родословная» направлено на достижение следующей цели:
- сформировать у обучающихся знаний о науке Генеалогия, научить их приемам исследовательской деятельности для составления генеалогического древа своей семьи, создать условия для развития личности и приобщения учащихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление духовных и культурных семейных ценностей.
Образовательные задачи:
- изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности;
- усвоение навыков грамотной работы с информацией и применения теоретических знаний в практике;
- совершенствование умения самостоятельного поиска, анализа, систематизации, творческой обработки информации, необходимой для работы над собственной родословной.
Воспитательные задачи:
- воспитание гражданина и патриота,
- формирование нестандартного взгляда на историю и обществознание через призму индивидуальной истории семьи.
Развивающие задачи:
- развитие интеллектуального потенциала личности, познавательных процессов, самостоятельного критического мышления, воображения, восприятия, памяти;
- развитие аналитического мышления.
Курс «Моя родословная» позволяет организовать учебно-познавательную и исследовательскую деятельность среди обучающихся с учётом их реального уровня подготовленности, обеспечивает возможность создания максимально благоприятных условий для развития каждого ребёнка. Данная программа рассчитана для обучающихся VI-VIII классов.
Сроки реализации программы «Моя родословная» - один учебный год. Курс рассчитан на 35 часов.
Программа предусматривает разные формы работы: мини-лекции, беседы, дидактические игры, выполнение практических и творческих заданий (групповых и индивидуальных).
Прогнозируемые результаты освоения программы «Моя родословная».
В результате работы учащиеся должны знать:
- понятия «генеалогия», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок».
- историю возникновения имён и фамилий;
- степени родства в семье;
- профессии предков;
- семейные увлечения и традиции.
Должны уметь:
- составлять «ленту времени» своей жизни;
- составлять родословное древо;
- применять полученные знания на практике;
- работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
- формировать собственную позицию, делать выводы.
Большое внимание в программе уделяется обучению оформления генеалогической информации в виде доклада, тезисов, презентации для публичного представления результатов исследовательской работы на конкурсах, на научно-практических конференциях и фестивалях школьного, районного, регионального и всероссийского уровней. Публичная презентация помогает осознать детям значимость выполненных ими работ, а так же важность генеалогической культуры в обществе.
Главным итогом реализации программы «Моя родословная» является освоение обучающимися содержания курса, в результате которого они получают представление о методике генеалогического поиска, практики оформления и хранения генеалогической информации. Овладевают умениями и навыками практической исследовательской деятельности по истории собственного рода, а так же по теоретическим темам, связанным с вопросами генеалогических и семейных традиций.
Постепенно в ходе реализации программы у детей был сформирован семейный архив: появились старые фотографии, письма, записки, личные вещи, книги, семейные реликвии, передающиеся из поколения в поколения.
Итог исследовательской работы обучающихся подведен в форме защиты презентаций и выставки плакатов «Моя родословная».
Мы считаем, что исследовательская работа по составлению родословной развивает интерес у обучающихся к истории своих предков и родного края, к истории своего Отечества, способствует укреплению духовных ценностей, патриотизма, повышает культурный уровень.
Глава III
Алгоритм разработки рабочей программы курса внеурочной деятельности «Моя родословная»
Методические рекомендации даны на основе обобщения опыта по реализации программы курса «Моя родословная». Разработка программы курса состоит из следующих этапов:
1. Изучение литературы по теме «Генеалогия».
2. Знакомство с компьютерными генеалогическими программами.
3. Разработка дидактических материалов.
4. Определение участников программы «Моя родословная».
5. Подготовка рабочей программы курса «Моя родословная».
6. Реализация программы внеурочной деятельности.
Реализация содержания программы внеурочной деятельности включает в себя усвоение теоретических знаний по генеалогии, применение этих знаний на практике, формирование умений исследовательской деятельности, полученные в результате исследовательской деятельности данные, являются основой для составления родословных.
Проведение исследования своей родословной включает следующие этапы:
1. Получение информации от родственников через беседы, интервью, переписку.
2. Составление генеалогической карточки, хронологической таблицы, родословной схемы.
3. Изучение документов семейного архива.
4. Поиск информации в Интернете.
5. Поиск и изучение документов в государственных и ведомственных архивах, библиотеках и музеях.
6. Составление генеалогического древа.
Работу на первом этапе следует начать с написания своей подробной автобиографии, записи своих воспоминаний, составления списка известных родственников. У родственников (родители, бабушки, дедушки, дяди и тети) необходимо узнать, кого из предков они помнят, какие события из истории семьи сохранились в памяти. Помочь в этом опросе сможет «Генеалогическая карточка», которая составляется на каждого живущего и умершего члена семьи. «Генеалогическая карточка» может заполняться постепенно, по мере появления новых источников информации. Генеалогические карточки, наряду с письмами, записями бесед и интервью станут основой банка собственных исследовательских материалов.
Генеалогическая карточка:
1. Фамилия (для замужних женщин указать девичью).
2. Имя, отчество (если изменялись, указать какое было раньше).
3. Дата и место рождения.
4. Дата и место смерти (если похоронен в другом месте, указать местоположение могилы).
5. Национальность.
6. Фамилия, имя, отчество отца.
7. Фамилия, имя, отчество матери.
8. Место или места жительства, с указанием дат.
9. Имена и даты рождения братьев и сестёр.
10. Образование, что и когда окончил.
11. Место (места) работы или службы, должности.
12. Общественная деятельность, членство в организациях.
13. Участие в войнах, каких, где.
14. Награды, звания.
15. ФИО жены (мужа).
16. ФИО детей, их даты рождения.
17. Вероисповедание, принадлежность к сословию (до 1917 г.).
18. Увлечения.
19. Источники информации: документы, фотографии, письма, воспоминания, интервью и прочее с указанием дат.
20. Дата заполнения.
21. Составитель карточки.
На следующем этапе исследования, происходит изучение документов, писем, дневников, фотографий, рукописей и других материалов, составляющих домашний архив. Все изучаемые материалы внимательно прочитываются и просматриваются, обращается внимание на все возможные пометки, подчёркивания, клейма, печати, подписи на официальных бланках. По ходу изучения материалов следует делать выписки, отмечать данные, требующие дополнительного исследования.
С архивами можно взаимодействовать по двум линиям:
1) направление запросов по интересующим родственникам;
2) личная работа с материалами в архиве. Учитывая, что в государственные архивы, как правило, допускаются граждане, достигшие 18-летнего возраста, то там, в лучшем случае, смогут работать родственники или педагоги учащегося. Тем более что для работы с архивными документами нужна специальная подготовка. В архивах рекомендуется изучать метрические книги, ревизские сказки, исповедные ведомости и другие документы, позволяющие установить помимо имен, фамилий и мест рождения предков их социальный статус, сословную принадлежность и даже отдельные факты биографии.
Последний этап – творческий. Его главная цель – описать проделанную работу, подвести некоторые итоги.
Полученные в результате исследовательской работы данные являются основой для составления родословных. На этом этапе следует внимательно проанализировать полученные результаты. Для описания родословных важно определить – представляется восходящая или нисходящая родословная, какая родословная ветвь – отцовская, материнская или обе, какой хронологический период будет взят.
Разбирая домашний архив, изучая документы государственных, общественных и ведомственных организаций, собирая воспоминания, следует делать копии по каждому родственнику, складывая их в специальные папки или коробки. Рекомендуется делать опись всех сложенных материалов.
Немало источников для изучения своей родословной, истории семьи и биографии отдельных родственников можно обнаружить в домашнем, личном, семейном, родовом архиве. Конечно, далеко не все сохраняют семейные реликвии, документы, фотографии. Однако у пожилых родственников многое сохранено как дань памяти своим родным. И к этим ценностям необходимо очень бережное отношение.
Заключение
В данной методической рекомендации обобщен педагогический опыт внеурочной деятельности по программе «Моя родословная» для последующего его применения и использования учителями истории и обществознания в их деятельности.
В ней даны конкретные методические рекомендации, приемы и способы изучения генеалогии и составления родословной, а также алгоритм по разработке и оформления рабочей программы внеурочной деятельности.
Предложенную программу учителя истории и обществознания могут адаптировать по своему усмотрению: исходя из возрастных, индивидуальных особенностей учащихся ставить цели и задачи, изменять содержание программы, срок ее реализации, а также уменьшить или увеличить количество часов в рабочей программе.
Предлагается разнообразный дидактический материал, который можно активно использовать на учебных и практических занятиях внеурочной деятельности.
Изучать свою родословную можно бесконечно. Как зима сменяется весной, затем приходит лето, осень и снова зима, так и семья развивается своим чередом. Появляется ребенок, вырастает, женится, создается новая семья, рождаются дети... И так испокон веков. Так было до нас, так будет и после. Поэтому, даже если в вашей семье никогда не было родословных, не стесняйтесь начинать создавать родословное древо с себя.
Библиографический список
I. Описание книг
- Ахметзянов М.И. Татарские шеджере. – Казань: Таткнигоиздат, 1991. – 158 с.
- Барсуков А.П. Обзор источников и литературы русского родословия. – СПб., 1887.
- Борисов (Ильин) И.В. Родовые гербы России. – М.: Янтарный сказ, Виктория, 1997. – 216 с.
- Веселовский С.Б. Ономастикон: Древнерусские имена, прозвища и фамилии. – М.: Наука, 1974. – 382 с.
- Ермолаев И.П. Историческая хронология. – Казань: казанский университет, 1980 – 247 с.
- Драчук В.С. Рассказывает геральдика. – М.: Наука, 1997. – 256 с.
- Ислаев Ф.Г. Я и моя родословная. – Казань: Мәгариф, 2009.- 152 с.
- Ислаев Ф.Г. Методические рекомендации к курсу «Я и моя родословная» – Казань: Мәгариф, 2009.- 63 с.
- Никонов В.А. География фамилий. – М.: Наука, 1988. – 192 с.
- Протащук И.Ю. Введение в генеалогию (родоведение). – Казань: Хәтер, 2009. – 192 с.
- Хакимзянов Ф.С. Эпиграфические памятники Волжской Булгарии и их язык. – М.: Наука, 1987. – 192 с.
II. Описание статьи из журнала
- Ислаев Ф.Г. Шәҗәрәдә - ил тарихы // Мәгариф. – 2007. - № 9. – 65 – 66 б.
- Ислаев Ф.Г. Агач яфраклары кебек…// Ялкын. – 2008. - № 1. – 24 – 25 б.
- Ислаев Ф.Г. Буыннар чылбыры // Ялкын. – 2008. - № 3. – 14 – 15 б.
- Ислаев Ф.Г. Әти, әни һәм мин... // Ялкын. – 2008. - № 4. – 10 – 12 б.
- Ислаев Ф.Г. Исемең ничек? // Ялкын. – 2008. - № 5. – 24 – 25 б.
III. Описание электронных ресурсов
- http://genealogia.ru/
- http://geraldika.ru/book/18086
- http://israelonline.narod.ru/evrgeneflogia.htm#Первый шаг
- http://to-name.ru/surname/genealogia.htm
- http://www.1archive-online.com/genealogy/
- http://russia-today.narod.ru/past/fam/o_r/rurikovich.htm
- http://www.rating21.ru/index.php?opt
Приложение 1
Тема: Вещественные генеалогические источники
Эпиграфические памятники Волжской Булгарии
Приложение 2
Тема: Методика составления родословной
Генеалогическое дерево Рюриковичей
Приложение 3
Тема: Методика составления родословной
Генеалогическая схема династии Романовых
Приложение 4
Тема: Методика составления родословной
Родословное дерево Габдуллы Тукая
Приложение 5
Тема: Методика составления родословной
Родословное дерево Ризаэтдина Фахретдина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методические разработки.Методическое сопрвождение учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании для дошкольников в студии "Почемучки"
В данных разработках представлен пакет документов, необходимых для оформления отчётной документации для каждого педагога и руководителя объединения....
Методическая разработка для председателей Методических объединений "Методический марафон "Пять шагов к успеху""
"Методический марафон" - это универсальный проект, который может стать одной из форм методической работы школьного методического объединения. В основе проекта лежит система пяти мероприятий, объединен...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...
Методические доклад, методическое пособие, методическая разработка,план-конспект урока
Рекомендации для работы концертмейстеров ДШИ....