урок "Промышленная революция" в 10 классе социально - гуманитарного цикла
план-конспект занятия по истории (10 класс) на тему
Открытый урок в 10 классе социально-гуманитарного цикла по теме: "Промышленный переворот", с применением мультимедио, групповой работы и защиты своих проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 21.61 КБ |
использование как рефлексии | 42.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
«Промышленный переворот в Англии и его последствия».
Цель урока:
Узнать о причинах, ходе и последствиях промышленного переворота в Англии
Тип урока:
Изучение нового материала.
Задачи урока:
- узнать, в чем заключался промышленный переворот в Англии
- научиться анализировать статистические данные
- усовершенствовать навыки участия в дискуссии и построения аргументации
- закрепить полученные знания
- отработать навык прогнозирования
План урока:
- Приветствие и мотивация
- Актуализация опорных знаний
- Изучение нового материала
- Закрепление нового материала
- Домашнее задание
План изучения новой темы:
1. Предпосылки промышленного переворота.
2. Политические перемены.
3. Промышленный переворот.
4. Последствия промышленного переворота.
5. Итоги и значения промышленного переворота.
Ход урока.
Актуализация опорных знаний:
Только в Англии сложились условия для промышленного переворота, а в дальнейшем предопределил развитие всей европейской цивилизации.
Вопросы:
- Что такое промышленный переворот? Промы́шленная револю́ция (промышленный переворот, Великая индустриальная революция) — массовый переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике, произошедший в ведущих государствах мира в XVIII—XIX веках.
- Что такое мануфактура? Мануфакту́ра — это предприятие, основанное на ручном труде наёмных работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции.
Проблема урока: значение промышленного переворота для Англии и всей европейской цивилизации.
Изучение нового материала.
- Предпосылки промышленного переворота.
- У правящих кругов Англии скопились значительные денежные средства.
- Английская знать занималась торговлей, предпринимательством и банковской деятельностью.
- На крупных мануфактурах практиковались разделение и специализация ручного труда.
- Разорявшиеся крестьяне и их семьи переселялись в города в поисках работы.
Следовательно, формировался резерв свободной рабочей силы (более 50% населения жило в городах, в отличие от других стран).
- Политические перемены:
- В 1688 г. произошла «славная революция» (как этот переворот называли в Англии). В результате королем стал Вильгельм, а прошлый король Яков, хотел вернуться к абсолютизму.
- В 1689 году принят Билль о правах. (Работа с текстом)
- Сложились две основные парламентские группировки: ТОРИ-за лендлордов, крупных землевладельцев, ВИГИ-за предпринимателей.
Вывод: промышленный переворот в Англии происходил постепенно.
- В период промышленного переворота было сделано много открытий.
(презентация или доклад)
В период промышленного переворота Англии началось строительство дорог с улучшенном покрытием; сооружались каналы; развивалась горнодобывающая и металлургическая промышленность; наблюдался быстрый рост городов; сложилась система международного разделения труда: в страну ввозились продукты питания и сырье, а вывозились промышленные товары.
- В период промышленного переворота происходили следующие изменения и в английском обществе:
- Использование труда детей и женщин (лишь 10-25% составляли взрослые мужчины старше 18 лет)
- Недоедание, отсутствие полноценного отдыха вели к росту заболеваемости и высокой смертности фабричных рабочих.
- Луддизм – это движение за уничтожение машин ( Нед Лудд первый сломал свой станок)
- Создание рабочих союзов – еще одна форма протеста.
- Существовали «гнилые местечки» - избирательные округа в сельской местности, право голоса имели несколько десятков человек, на которых влияли лендлорды. В итоги лендлорды занимали большинство мест в парламенте, а роль в экономической жизни играли незначительную.
6.Итоги и значения промышленного переворота. Итоги промышленного переворота в Англии. К 1840-м годам Англия превратилась в «мастерскую мира», на ее долю приходилось более половины производства металла и хлопчатобумажных тканей, основная часть производства машин. Дешевые английские ткани заполнили весь мир и разорили ремесленников не только в Англии, но и в Индии, в Китае, во многих странах Европы. Доходы, на которые раньше существовали ремесленники этих стран, теперь уходили в Англию
(Учащиеся делают самостоятельно с помощью параграфа.)
Решение проблемы урока.
Закрепление темы:
- Как изменился промышленный облик Англии?
- Что изобрел в 1765 г.Дж. Харгривс?
- В чем выражалось фабричное разделение труда?
- Назвать последствия промышленного переворота.
Домашнее задание
- Повторить изученный материал по учебнику П.37
- Нарисовать обобщающую таблицу "Промышленный переворот в Англии":
Событие/изобретение | Последствия (к чему привели изменения) |
|
|
Использованные источники
- «Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в», Загладин Н.В., Симония Н.А.: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2006
- historic.ru
Предварительный просмотр:
Тест по теме: «Промышленный переворот»
1. Какие два новых класса образовались в результате промышленного переворота?
- а) Крупные землевладельцы и купцы.
- б) Крепостные крестьяне и помещики.
- в) Латифундисты
- г) Наёмные рабочие и буржуазия.
2. Что являлось главным фактором промышленной революции?
- а) На смену мануфактурному производству пришли фабрики.
- б) Деревянные орудия труда сменились железными.
- в) Состоялась отмена крепостного права.
- г) Появилось огнестрельное нарезное оружие.
3. К каким последствиям приводил переизбыток рабочей силы на рынке труда?
- а) Рост заработной платы у наёмных рабочих.
- б) Массовый рост безработицы и экономический кризис.
- в) Рост числа фабрик и заводов.
- г) Текучесть кадров на рабочих местах.
4. В какой стране промышленная революция протекала наиболее равномерно и завершилась раньше, чем в других странах?
- а) В России.
- б) В США.
- в) В Англии.
- г) В Германии.
5. В какой стране патент на собственное изобретение был действителен в течение 14 лет?
- а) В Японии.
- б) В Турции.
- в) Во Франции.
- г) В США.
- 6. Какую страну называли «мастерской мира?
- а) Франция, б) Германия; в) Англия; г) Италия.
7.Чартизм –это:
а) Движение за избирательную реформу
б) Доставка петиции в парламент
в) Народные движения против буржуазии
8.Первую паровую машину изобрел:
а) Э. Картрайт б) С. Кромптон в) Джеймс Уатт
9.Промышленная революция в Англии создала
а) мануфактурное производство б) крестьянское хозяйство в) фабрично-заводское производство
10. Какую страну называли «жемчужиной» Британской короны?
а) Австралию б) Персию в) Индию
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад На МО учителей социально – гуманитарного цикла на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»
ДокладНа МО учителей социально – гуманитарного циклана тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»...
План работы школьного МО социально - гуманитарного цикла МБОУ гимназии №3 на 2012 -2013 учебный год
План работы школьного МО социально - гуманитарного цикла...
Школьные олимпиады по предметам социально-гуманитарного цикла
Варианты олимпиадных заданий школьного этапа многопредметной олимпиады школьников....
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПОСТРОЕНИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
Представленные технологии построения уроков находятся в постоянном совершенствовании. Творчески переосмысливая уже имеющиеся образовательные технологии, педагогическое сообщество выстраивает новые тип...
Активизация самостоятельно-познавательной деятельности учащихся на уроках социально-гуманитарного цикла
Презентация к проведению педагогического совета "Активизация самостоятельно-познавательной деятельности учащихся на уроках социально-гуманитарного цикла. В презентации...
Тестовая подготовка как один из элементов организации учебно- познавательной деятельности учащихся на уроках социально-гуманитарного цикла
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...