Рабочая программа по истории 10 класс 102 часа
рабочая программа по истории (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 390 Красносельского района Санкт-Петербурга.
« Рекомендовано к использованию» « Утверждаю»
Протокол педсовета № Приказ №
от «___»_________2018 от «____» _________2018
Директор
__________Л.В.Иванова
Рабочая программа
по истории
для 10 класса .
Автор-составитель
Учитель Иванова М.Ю.
Санкт-Петербург
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа предмета «История» для 10 класса разработана на основе:
− Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования от 05.03.2004г. №1089;
− Примерной образовательной программы по истории для среднего общего образования. История. – М., 2012
− Авторской программы: Климова О. Ю., Земляницына В. А., Носкова В. В. «Всеобщая история. 10 класс» - Авторской программы: Журавлевой О. Н., Пашковой Т. И., Кузина Д. В. «История России. 10-й класс».
Согласно плану ГБОУ СОШ № 390 на изучение предмета «История» на базовом уровне в 10 классе отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год, из них: 68 часов в год - из федерального компонента ( обязательные учебные предметы на базовом уровне) и 34 часа – из регионального.
На курс «Всеобщей истории» приходится 32 часа, а на курс «Истории России» —70 часов.
Класс | Объем учебного времени (федеральный компонент) | Разделы примерной программы | Резерв учебного времени | |
Всеобщая история | История России | |||
10 класс | 102ч | Всеобщая история (с древнейших времен доXIX в.) –32 ч. | История России (с древнейших времен до середины XIX в.) –70 ч. |
Учебно-методический комплект
1. Климова О. Ю., Земляницына В. А., Носкова В. В. «Всеобщая история» 10 класс. -М.: «Вентана-Граф», 2012;
2. Журавлевой О. Н., Пашковой Т. И., Кузина Д. В. «История России. 10-й класс». -М.: «Вентана-Граф», 2012.
3. Методические рекомендации для работы с каждым из учебников, учебное пособие О.Н. Журавлёвой «История России. 10 класс : практикум», Ю.П. Господарика «История России. 10-11 классы : хрестоматия», тестовые задания и др.
Виды деятельности, методы обучения
Учебный процесс основан на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования и психолого-возрастным особенностям учащихся 10 класса (в том числе: проводить поиск информации, устанавливать причинно-следственные связи, участвовать в дискуссиях, формулировать собственную позицию и др.). Особое внимание уделено формированию аналитических навыков и умений, умений проводить поиск информации и синтезировать ее.
Разнообразны формы уроков: информативно-диалогическая лекция, проблемно-диалогическая лекция, практикум, пресс-конференция, урок-презентация, телемост и др.
Предпочтительная форма организации учебного процесса – комбинированный и проблемный урок. Используются эвристический, частично - поисковый, проблемный методы обучения. В основу преподавания предмета положен диалогизм и проблемность изложения нового материала.
Контроль уровня обученности
Контроль уровня обученности осуществляется через следующие формы: тестирование; тестирование в формате ЕГЭ; выстраивание логического ряда; составление логической цепочки; решение познавательных заданий; выполнение заданий на выявление характерных признаков, на поиск сходства и различия, на выбор критериев для сравнения; решение проблемных вопросов; устные выступления; анализ документов; выполнение заданий на работе с картой; презентация; работа в группе; работа в паре; составление исторических прогнозов; составление обобщающей таблицы; составление схемы; составление тезисного плана.
Планируемые результаты
В результате изучения истории ученик должен:
Знать/понимать:
− основные понятия, этапы и ключевые события и выдающихся деятелей истории
России и всемирной истории;
− важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе
исторического развития за данный период.
Уметь:
− проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного
типа;
− осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источник (характеризовать
авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень
достоверности);
− классифицировать исторические источники по типу информации;
− использовать при поиске и систематизации исторической информации методы
электронной обработки, отображения в различных знаковых системах (текст, карта,
таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой
системы в другую;
− различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения,
гипотезы и теории;
− систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих
представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
− формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач,
участвовать в индивидуальной и групповой исследовательской работе, представлять
ее результаты в различных формах;
− соотносить даты всемирной истории и истории России с веком, определять
последовательность и длительность важнейших событий;
− показывать на исторической карте территории расселения народов, границы
государств, города, места значительных исторических событий изучаемого периода;
− рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая
знание необходимых фактов, дат, терминов;
− давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и
иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
− осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать
ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного
социального опыта;
− определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших
исторических событий;
− использовать для познания окружающего мира различные методы и подходы;
− уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
− обладать необходимыми коммуникативными умениями, уметь участвовать в
групповых формах работы, в ролевых играх;
− осуществлять контроль и самооценку.
− оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм,
эстетических ценностей.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их
исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне
социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами
социального поведения;
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного,
конфессионального сообщества, гражданина России.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Содержание раздела, темы |
Всеобщая история | |||
1 | Введение | 1 | История в системе гуманитарных наук. Сущность, формы и функции исторического познания. Исторический факт. Категории «историческое время» и «историческое пространство». Исторический источник. Современная историческая наука. Основные концепции исторического процесса: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации. Понятие «всеобщая история». Периодизация всеобщей истории. Курс «История России». Выдающиеся отечественные историки. Исторические источники, их классификация. Типы источников: устные (фольклорные), вещественные, письменные, этнографические, лингвистические, кинофотофонодокументы. Виды письменных источников: летописи, законодательные акты, материалы делопроизводства, протоколы, договоры, дневники, мемуары, переписка и др. Источниковедческий анализ. Внешняя (определение подлинности (при наличии оригинала)) и внутренняя (содержательная) критика источника, библиографическое описание. Вариативные, альтернативные источники. Специальные исторические дисциплины. Способы работы с исторической информацией. Зависимость интерпретации исторического факта от взглядов и ценностных ориентиров человека. Проблема достоверности исторического знания. |
2 | Первобытность и Древний мир | 8 | Первобытное общество. Принципы периодизации древнейшей истории. Доисторический период развития человечества. Первобытное общество. Этапы первобытной истории. Праобщина. Роль трудовой деятельности в становлении человека. Эпоха первобытной родовой общины. Эволюция орудий труда первобытного человека. Неолитическая революция. Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Соседская (сельская, территориальная) община. Материальная культура первобытного общества. Духовный мир первобытного человека. Возникновение первых религиозных верований и морально-этических норм. Формирование мифологического сознания. Страны Древнего Востока: единство непохожих. Исторические границы Древнего Востока. Цивилизация и государство: соотношение понятий. Предпосылки возникновения древнейших цивилизаций: взаимодействие человека и природы. Древневосточные цивилизации: Месопотамия, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай. Власть и общество. Деспотия. Социальная организация древневосточных обществ. Особенности хозяйственно-экономической жизни. Образование военных деспотий в Западной Азии. Социальные нормы и духовные ценности древневосточных обществ. Традиции как регулятор отношений в древневосточных обществах. Мифология и религия в древневосточных цивилизациях. Буддизм как мировая религия. Мировоззренческие особенности конфуцианства и индуизма. Значение цивилизаций Древнего Востока и их культурного наследия для последующих эпох и мировой культуры. Античный мир: политика, хозяйство, культура. Исторические границы Античного мира. Античные цивилизации Средиземноморья. Периодизация античной истории. Источники по истории античных цивилизаций. Предпосылки формирования античных цивилизаций. Особенности географических условий. Этнический и социальный состав античных обществ. Полис как форма социально-политической организации античных обществ. Особенности хозяйственно-экономического и социального развития античных государств. Демократия и тирания в греческих полисах. Римская республика и империя. Социальные нормы и духовные ценности античных обществ. Мифологическая картина мира. Особенности античной ментальности. Зарождение научной формы мышления. Культурное наследие Древней Греции и Рима. Древняя Греция. Периодизация древнегреческой истории. Крито-микенская цивилизация.Гомеровский пери од древнегреческой истории. Архаический период древнегреческой истории. Древнегреческое язычеств Борьба между демосом и аристократией как фактор становления системы гражданского самоуправления. Грече екая колонизация. Роль Олимпийских игр в древнегреческом обществе. Социальные нормы и духовные ценно сти архаического общества. Классический период древнегреческой истории. Афины и Спарта: два общества — два типа полиса. Афинская демократия. Культурные достижения классического периода: философия и литература, архитектура и скульптура, театр. Влияние военных конфликтов на развитие древ негреческой цивилизации: греко-персидские войны, Пелопоннесская война. Кризисные явления в жизни древнегреческого общества. Эллинистический период античной истории. Источники по истории эллинизма. Предпосылки возникновения эллинистических монархий. Установление власти Македонии над Грецией. Александр Македонский и его империя. Эллинистические государства. Взаимодействие античной и древневосточных цивилизаций в эллинистическом мире. Социальные нормы и духовные ценности эллинистического общества. Синкретический характер эллинистической культуры. Вклад эпохи эллинизма в мировую культуру. Древний Рим. Периодизация древнеримской истории. Рим и возникновение римского государства. Эпоха царей. Патриции и плебеи, их роль в становлении цивитаса и республики. Завоевательная политика Рима. Пунические войны. Складывание Древнеримской державы. Власть и общество в Древнем Риме. Республиканская форма правления в Древнем Риме. Роль комиций, сената и магистратов в системе управления. Социальная структура римского общества эпохи республики. Народные трибуны. Вилла как основной тип римского хозяйства в III—I вв. до п. э. Роль рабского труда в экономической жизни древнеримского общества. Кризисные явления и внутриполитическая борьба в Римской республике. Становление Римской империи. Принципат как система власти и управления. Расцвет Римской империи в I—II вв. н. э. Рим и провинции. Латифундии и колонат. Римское право. Статус личности. Социальные нормы и духовные ценности древнеримского общества. Древнеримское язычество. Возникновение и распространение христианства. Религиозно-мировоззренческие основы христианства. Становление христианской церкви. Кризис Римской империи в III в. Доминат. Общество в период поздней империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Миланский эдикт. Мир варваров и Римская империя. Падение Западной Римской империи. Завершение эпохи Античности. |
3 | Средние века | 7 | Понятие «Средние века», «Средневековье» в современной исторической науке. Хронологические рамки и периодизация истории Средних веков. Источники по истории Средних веков. Западная Европа V-X вв. Природно-климатические условия и демографическая ситуация в Западной Европе в V-X вв. Великое переселение народов и его последствия. Варварский мир Евразии и наследие Античности. Древние германцы. Варварские государства. «Варварские правды». Держава франков. Аллодиальная форма собственности. Империя Карла Великого и её значение в истории Европы. Образование Священной римской империи. Сеньориальная система социально-экономических отношений. Феодализм: научные дискуссии вокруг этого исторического явления. Распространение феодальных отношений и иммунитетов, начало феодальной раздробленности. Особенности хозяйственно-экономической жизни западноевропейского общества в Средние века. Христианство: внутренняя экспансия. Роль монастырей в распространении христианства и культуры. Притязания римских пап на светскую власть. Византия и Восточная Европа. Границы и территория Византийской империи в конце IV — XI в. Особенности хозяйственно-экономической жизни византийского общества. Распространение новой формы землевладения — пронии. Этнический состав и социальная структура византийского общества. Восточное христианство. Власть и церковь в Византии. Иконоборческое движение. Кодекс Юстиниана. Византия и славяне. Расселение славян, образование славянских государств (Болгарское царство, Великоморавская держава, Чехия, Польша, Древнерусское государство). Отношения Византийской империи и славян в эпоху раннего Средневековья. Разрыв между православной и католической церковью. Культура Византии. Переосмысление античного наследия. Эстетические идеалы, искусство, иконопись. Политическое сознание и общественная психология византийцев. Страны Востока: своеобразие политической истории. Арабский мир: границы и территория. Возникновение и распространение ислама. Коран. Раскол исламского мира на суннитов и шиитов. Суфизм. Арабский халифат. Система управления халифатом. Арабские завоевания. Омейяды. Аббасиды. Реконкиста. Исламская мораль и право (шариат). Культура исламского мира. Развитие науки в арабоязычных странах. Завоевание Арабского халифата турками-сельджуками. Становление Османской империи. Индия в Средние века. Политическое устройство средневековых индийских государств. Общинно-кастовый строй средневековой Индии. Хозяйственно-экономическое развитие средневекового индийского общества. Делийский султанат. Система управления Делийским султанатом. Борьба Делийского султаната с монгольскими завоевателями. Образование империи Великих Моголов. Религия в средневековой Индии: индуизм и ислам. Культура средневековой Индии. Китай в Средние века. Система управления и хозяйственно-экономическая жизнь. Складывание административно-бюрократической системы. Правление династий Суй и Тан. Объединение Китая под властью династии Сун. Религия в средневековом Китае, ламаизм, конфуцианство. Социальные нормы и духовные ценности китайского общества в Средние века. Культура средневекового Китая. Возникновение монгольской державы и монгольские завоевания. Китай под властью монгольской династии Юань. Восстание «красных повязок». Империя Мин. Япония в Средние века. Влияние Китая на развитие средневековой Японии. Принципы японской государственности. Переворот и реформы Тайка. Роль императора в средневековой Японии. СёгунатыМинамото и Асикага. Политическое сознание и общественная психология японцев в Средние века. Религиозная жизнь средневековой Японии: синтоизм, буддизм, влияние конфуцианства. Человек, государство и церковь в Европе в XI-XV вв. Изменение природно-климатических условий и демографической ситуации в Европе. Успехи и достижения хозяйственного развития. Сословная иерархия западноевропейского общества. Средневековая картина мира. Средневековая западноевропейская менталъностъ. Рост городов. Коммунальное движение. Образование городских республик. Социальные движения. Изменения на политической карте Европы в XI-XV вв. Образование контуров современных государств: возникновение Французского, Английского и Испанского королевств. Эволюция средневековой государственности: от раздробленности к централизации. Зарождение сословно- представительных учреждений. Международные отношения. Столетняя война. Светская власть и церковь. Авиньонское пленение пап. Еретические движения. Роль религии и церкви в средневековом обществе. Крестовые походы — внешняя экспансия католического мира. Византия в XII-XV вв.: между крестоносцами и турками-османами. Влияние общественной практики на складывание мснталъности. Изменение средневековой картины мира. Культура Средневековья. Эстетические идеалы средневекового общества. Художественная культура средневековой Европы. Малые ренессансы. Средневековая школа и университет. Интеллектуальная жизнь Средневековья. Проторенессанс XII в. Романский и готические стили. Гуманизм. Начало эпохи Возрождения. Народная культура Средневековья. Диалог культур в Средние века. Значение политического и культурного наследия Средневековья для формирования «новой» Европы. |
4 | Новое время | 16 | Понятие «Новое время» в современной исторической науке. Хронологические рамки истории Нового времени. Источники по истории Нового времени. Эпоха Возрождения в Западной Европе. Хронологические рамки и периодизация Возрождения. Предпосылки эпохи Возрождения. Итальянское Возрождение. Искусство Итальянского Возрождения. Новое понимание истории и рождение политической науки. Ренессансный индивидуализм. Повседневная жизнь эпохи Возрождения. Итальянские войны. Французский Ренессанс. Английский гуманизм. Северное Возрождение. Предпосылки Северного Возрождения. Изобретение книгопечатания. Историческое значение эпохи Возрождения. Реформация и религиозные войны в Европе. Предпосылки Реформации. Внутренний кризис католической церкви. Основные этапы Реформации в Германии. «Национальная религиозная идея». Лютеранство. «Народная» и «княжеская» Реформации в Германии.Аугс-бургский религиозный мир. Кальвинизм. Гугенотские войны во Франции. Варфоломеевская ночь. Нантский эдикт. Реформация в Англии.Супрематия. Создание англиканской церкви. Пуританизм. Тридцатилетняя война. Вестфальский мир. Итоги и значение Реформации в Европе. Английские революции. Предпосылки революционных потрясений. Роль пуритан в Английской революции. пресвитериане и индепенденты. Долгий парламент. Великая ремонстрация. Гражданские войны. Свержение монархии. Индепендентская республика. Протекторат Кромвеля. Реставрация Стюартов. «Славная революция». Конституционная монархия. Складывание двухпартийной системы в Англии. Историческое значение Билля о правах. Аграрный переворот. Социальные последствия аграрного переворота. Промышленный переворот (индустриальная революция). Открытия в науке и технике. Становление промышленного капитализма и рыночной экономики. Изменение социальной структуры общества. Рождение политэкономии. Французская революция конца XVIII в. Идеология Просвещения. Зарождение рационализма. Французские философы-просветители. «Старый порядок» во Франции и его кризис. Причины революции. Периодизация событий Французской революции конца XVIII в. Деятельность Учредительного собрания и Якобинского клуба. Историческое значение «Декларации прав человека и гражданина». Законодательное собрание. Жирондисты. Начало революционных войн и свержение монархии. Открытие Национального конвента и борьба в нём. Политический кризис весны 1793 г. Установление якобинской диктатуры. Деятельность Комитета общественного спасения. Последствия якобинского террора. Термидорианский конвент и Директория. Причины переворота 9 термидора 1794 г. Внешняя политика Директории. Переворот 18 брюмера 1799 г. Историческое значение Французской революции конца XVIII в. Наполеоновская эпоха. Консульство и Первая империя во Франции. Внутренняя политика Наполеона. Гражданский кодекс. Цели внешней политики Наполеона. Антифранцузские коалиции и Наполеоновские войны (основные события). Складывание Континентальной системы. Тильзитский мир. Крушение Наполеоновской империи и его причины и роль в этом России. Венский конгресс. «Сто дней» Наполеона. Историческое значение деятельности Наполеона. Образование США и независимых государств в Латинской Америке. Причины и методы колонизации Америки. Британские колонии в Северной Америке и система управления ими. Роль рабского труда в хозяйственно-экономической жизни колоний. Предпосылки Войны за независимость США. Цели и значение созыва Континентального конгресса. Основные этапы Войны за независимость США. Историческое значение принятия Декларации независимости. Образование США. Историческое значение принятия Конституции США и «Билля о правах». Система управления США по Конституции. Деятельность «отцов-основателей». Зарождение национальной американской культуры. Историческое значение образования США. Борьба за независимость в Латинской Америке. Особенности политического и экономического развития португальских, испанских и французских колоний в Латинской Америке. Война за независимость в Испанской Америке (1810-1826 гг.). Причины образования независимых государств н Испанской Америке. С. Боливар и его роль в борьбе за независимость колоний Испанской Америки. Итоги войны за независимость в латиноамериканском регионе. Идеология индустриального общества. Характерные черты индустриального общества. Политическая идеология. Предпосылки возникновения идеологических учений. Либерализм и консерватизм (характерные черты и идеологи). Фритредерство. Предпосылки зарождения социалистических учений. Социализм и коммунизм (характерные черты и идеологи). Марксизм о способах решения социальных проблем. Историческое значение марксизма. Отличия социал-демократической идеологии от социалистической. Возникновение «ревизионизма». Европейские революции XIX в. и образование единых национальных государств. Внутренние противоречия в странах Южной Европы накануне революционных событий 1820-х гг. Основные события и итоги революций 1820-1823 гг. Роль Священного союза в подавлении революционного движения в Южной Европе. Июльская революция 1830 г. во Франции. Причины и итоги Июльской революции. Революционные выступления в европейских странах в 1830-1831 гг. Революция 1848 г. во Франции. Причины и предпосылки Февральской революции. Образование и политика Временного правительства. Июньское восстание парижских рабочих. Вторая республика и провозглашение Второй империи во Франции. Революция 1848-1849 гг. в Германии. Причины и предпосылки Мартовской революции 1848 г. Революционные события в германских государствах и их своеобразие. Франкфуртское собрание. Итоги революции. «Весна народов» — революция 1848-1849 гг. в Австрийской империи. Провозглашение независимости Венгрии и её борьба за независимость. Итоги революции. Революция 1848-1849 гг. в итальянских государствах и первая война за независимость Италии. Итоги и значение революции и первой войны за независимость. Революционные события 1848-1849 гг. как общеевропейская революция. Создание единых государств в Италии и Германии. Способы объединения Италии и Германии. Создание единого Итальянского королевства. Деятельность О. фон Бисмарка по созданию единого германского государства. Французская революция 1870-1871 гг. Сентябрьская революция 1870 г. (причины и итоги). Парижская коммуна 1871 г. Становление Третьей республики во Франции. Основные этапы развития европейской культуры. Характерные черты культуры Нового времени. Развитие научных знаний. Эпоха барокко и расцвет нидерландской культуры. «Золотой век» испанской культуры. Шедевры испанской живописи. Выдающиеся мастера нидерландской живописи. Французская культура эпохи классицизма. Классицизм как художественный стиль. Предпосылки широкого распространения классицизма и зарождения неоклассицизма во Франции. Ампир. Романтизм как реакция на просветительскую идеологию. Проявление романтизма в литературе и живописи. Реализм в литературе и изобразительном искусстве. Импрессионизм. Американский феномен. Рост территории и социально-экономическое развитие США после Войны за независимость. Доктрина Монро. «Джефферсоновская» и «джексоновская» демократии. Складывание двухпартийной системы в США. Особенности американского капитализма. Противоречия между северными и южными штатами. Идеология аболицционизма. Гражданская война в США (основные этапы, итоги и значение). (Сущность и значение политики Реконструкции в США. Страны Востока в условиях глобальной вестернизации. Колониальная политика стран Западной Европы на Востоке. Политика вестернизации. Упадок Оттоманской (Османской) империи. Политика танзимата (цели, сущность и итоги). Завершение британского завоевания Индии. Управление Индией Ост-Индской компанией. Великое индийское восстание 1857-1859 гг. «Открытие» Китая и Японии. Значение «опиумных войн» и Тайпинского восстания для вестернизации Китая. СёгунатТокугавы. Реформы Мэйдзи (сущность и значение для вестернизации Японии). Последствия вестернизации Китая и Японии. |
ИСТОРИЯ РОССИИ | |||
5 | Первобытный строй и древнейшие народы на территории современной России. Древняя Русь (IX — начало XIII в.) | 14 | Освоение человеком Евразийского континента. Первобытный строй в мировой истории. Периодизации эпохи первобытного человеческого общества. Антропогенез. Ойкумена. Трудовая деятельность первобытного человека. Эволюция первобытных орудий труда. Древнейшие стоянки на территории современной России. Природная среда и человек. Влияние географического фактора на темпы развития народов. Индоевропейцы. Природно-климатические особенности Евразии, её освоение. Типы хозяйственной деятельности. Зарождение ремёсел. Применение металлических орудий труда. Соседская община. Племя. Разложение родового строя. Народы и древнейшие государства на территории Восточной Европы. Греческие колонии Северного Причерноморья. Скифы. Сарматы. Готы. Гунны. Великое переселение народов. Славянская языковая группа.Праславяне. Проблема прародины славян в современной науке. Природно-климатические условия и ландшафт Восточной Европы к середине 1-го тыс. н. э. Комплексная хозяйственная деятельность славянских племён. Первые письменные свидетельства о славянах. Разделение славян на западных, южных и восточных. Особенности освоения (колонизации) восточными славянами Восточно-Европейской равнины. «Повесть временных лет» о расселении восточных славян. Угро-финские племена. Балты. Тюркоязычные народы. Значение культурного наследия народов, населявших территорию России в древности. Результаты современных археологических исследований. Норманны-викинги. Волжская Булгария. Хазарский каганат. Отношения восточных славян и Византии. Культурно-бытовые заимствования племён и народов, их значение. Ранняя история восточных славян. Земледельческая культура восточных славян, их социальная организация. Соседская община (вервь). Роль торговли в развитии восточнославянских племён. Союзы племён. «Военная демократия». Имущественное и социальное расслоение. Выделение знати. Язычество. Отражение хозяйственной деятельности и социальных отношений в верованиях восточных славян. Мифология славян. Влияние языческих воззрений на быт и культуру восточных славян. Культурное наследие восточных славян. Начало государственности на Руси (IX-X вв.). Теории происхождения государства. Особенности становления государственности у народов Восточной Европы. Складывание центров государственности на территории расселения восточных славян. Торговые пути. Строительство городов племенных центров. Призвание варягов: легенды и реальность. Дискуссии о значении варяжского элемента в создании Древнерусского государства. Вокняжение Олега в Киеве. Князь и дружина. Военные походы. Даннические отношения. Полюдье. Основные направления деятельности правителей Древней Руси: Ольги, Святослава, Владимира I. Складывание территории Древнерусского государства. Предпосылки принятия восточнославянским обществом православного христианства. Последствия и значение принятия христианства Русью. Завершение процесса становления восточнославянского государства Русь. Государственно-политические и социальные отношения в Древней Руси (XI — начало XII в.). Политическая борьба на Руси. Ярослав Мудрый. Церковная политика. Развитие просвещения. Династические браки. Ярославичи. Межкняжеские усобицы. Борьба с половцами. Княжеские съезды. Владимир II Мономах. «Устав» и «Поучение» Владимира Мономаха. Мстислав Великий. Элементы политической структуры Древнерусского государства: князь, дружина, вече. Развитие княжеского, боярского и монастырского землевладения. Становление княжеств-«отчин» на Руси. Социальная структура, социальные отношения вдревне-русском обществе. Право и суд. Русская Правда. Русская Правда об изменениях в характере общественных отношений на Руси на протяжении XI — начала XII в. Социальные ценности и нормы поведения человека Древней Руси. Отношение к церкви. Семейная и личная жизнь. Дискуссии в исторической науке о социально-политическом строе Древней Руси. Полицентризм на Руси. Общая характеристика политического устройства русских земель в XII — начале XIII м, «Общерусские столы»: Киев, Переяслав, Новгород — и борьба за них между представителями различных ветвей' династии Рюриковичей. Характеристика крупнейших русских княжеств (Влади- миро-Суздальского, Галицко-Волынского, Черниговского, Смоленского): особенности географического положения, экономики, политического устройства. Андрей Боголюбский, оценки его деятельности. Научная оценка периода полицентризма на Руси в истории древнерусской государственности. Культура домонгольской Руси. Культура земледелия. Ремесло. Древнерусские города. Монастыри. Быт и досуг жителей. Роль византийского православия в становлении древнерусской культуры. Письменность и грамотность на Руси. Образование и воспитание. Мировоззрение человека Древней Руси. Характерные черты древнерусской литературы, зодчества и изобразительного искусства. Художественные открытия Древней Руси. Культурное наследие домонгольской Руси. Характерные черты древнерусской литературы, зодчества и изобразительного искусства. Художественные открытия Древней Руси. Культурное наследие домонгольской Руси. Хозяйственный и культурный расцвет русских земель накануне монгольского нашествия. |
6 | Русские земли и княжества в XIII — середине XV в. | 11 | Русские земли в эпоху иноземных завоеваний. Монгольское государство в XII—XIII вв.: особенности экономического уклада и военно-политического устройства. География завоевательных походов монголов. Первое столкновение монголов с половцами и русскими на р. Калке. Завоевание Северо-Восточной и Юго-Западной Руси. Монголы в Европе. Основание Золотой Орды. Оборона северо-западных рубежей от шведов и немцев. Невская битва и Ледовое побоище как локальные сражения, их значение для северо-западных территорий. Культ Александра Невского как защитника православной веры. Русские земли под игом Золотой Орды. Ханские ярлыки, ордынский «выход», институт баскачества. Политика русских князей по отношению к Орде: Александр Невский и Даниил Галицкий. «Вызов» Востока и угроза «латинского завоевания» с Запада. Нравственный выбор: борьба с ордынскими владыками или примирение и сосуществование? Влияние ордынского ига на последующее развитие страны. Дискуссии в исторической науке о последствиях монгольского нашествия и ига. Русские земли вXTV-XV вв. Перемены в политической структуре Северо-Восточной Руси. Складывание системы великого княжения владимирского. Потенциальные очаги централизации. Предпосылки усиления Северо-Восточной Руси. Тверское и Московское великие княжества: особенности географического положения, политического устройства, Основные этапы соперничества. Московско-Тверская война 1375 г. и её политические итоги. Перелом в отношениях с Ордой. Куликовская битва. Политические итоги княжения Дмитрия Донского. Династическая война на Руси второй четверти XV в. Василий Тёмный и его соперники. Причины возвышения Москвы в свете основных теорий изучения исторического прошлого. Утверждение единовластия и вертикального принципа престолонаследия. Московское княжество и ситуация в Северо-Восточной Руси в конце XV в. Великое княжество Литовское в XIII-XV вв. Образование Великого княжества Литовского. Территория, этнический состав населения. Своеобразие социально-политического развития. Пути вхождения славянских земель в состав Великого княжества Литовского: договорная основа и завоевание. Федеративное государственное устройство, сохранение местной «старины». Формирование сословий. Конфессиональные проблемы. Борьба между Вильно и Москвой за юго-западные русские земли. Вмешательство литовских князей в дела Северо-Восточной Руси. Культура Руси XII-ХV вв. Хозяйственная деятельность. Быт, повседневная и ритуальная еда, будни и праздники. Преодоление культурного упадка после монгольского нашествия, многообразие местных культурных традиций. Духовная жизнь общества. Устное народное творчество. Письменность. Летописание, основные летописные центры. Литературные жанры: агиография, воинские повести. Куликовский цикл. Русское Предвозрождение, его характерные черты. Архитектура. Областные архитектурные школы. Живопись: фреска, икона. Символика православного храма, иконостаса. Письменные источники по истории Отечества середины XIII — XV в. Появление летописных сводов общерусского характера. Особенности житийного жанра (агиографических: источников): «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора», «Повесть о житии Александра Невского», «Житие Сергия Радонежского», «Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича» и др. «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище»: подъём национального самосознания русского народа. «Хожения» игумена Даниила (XII в.), Игнатия Смолънянина (конец XIV в.), Афанасия Никитина (середина XV в.) как этапы в развитии жанра и интересов (кругозора) русского общества. |
7 | Россия в XVI — начале XVII в. | 14 | Образование единого Русского государства на рубеже XV-XVI вв. Складывание основной территории единого государства (присоединение Ярославского, Ростовского княжеств, ликвидация независимости Великого Новгорода и великого княжества Тверского). Собирание власти московскими князьями. Политическая доктрина Ивана III. Военно-политические успехи. Особенности российской государственности: установление сильной единоличной власти, новый этап на пути изживания удельной системы, полная победа подданства над вассалитетом. Создание нового аппарата власти. Центральные и местные органы управления: их компетенция и специфика. Законодательство. Судебник Ивана III. Суд и судопроизводство на Руси. Социальная структура общества. Возникновение поместной системы и формирование служилого сословия. Крестьяне: категории, экономическое и правовое положение, степень закрепощения. Институт холопства, его эволюция и социально-экономическая роль. Наступательная внешняя политика Ивана III, её основные направления: северо-западное (балтийское), западное (Литва), южное (Крымское ханство), юго-восточное (Казанское и Ногайское ханства). Россия в XVI в. Территория, население, этнический состав. Демографические процессы. Освоение новых территорий и их колонизация. Присоединение Пскова. Упразднение Рязанского великого княжества, завоевание Смоленска. Расширение границ и проблема обороны восточных и южных рубежей. Усиление деспотических тенденций при Василии III. Подрыв основ удельной системы. Оформление самодержавной идеологии. «Сказание о князьях Владимирских», теория «Москва — Третий Рим». Регентство Елены Глинской как политический феномен. Начало губной реформы. Денежная реформа. Боярское правление. Борьба боярских группировок за власть. Начало самостоятельного правления Ивана IV Грозного. Венчание на царство: идеологический и политический смысл. Избранная рада: её состав и реформы в сфере местного управления, организации военной службы, церковного устройства. Земские соборы и проблема сословного представительства. Судебник Ивана IV. Дискуссия в исторической науке о сословно-представителъ- ном характере российской государственности. Опричнина: цель, смысл, результат. Её оценка в современной историографии. Миф о «реакционном боярстве». Завоевание Казанского и Астраханского ханств, присоединение Сибири. Поражение России в Ливонской войне. Экономический и социально-политический кризис в последние годы царствования Ивана Грозного. Вопрос о предпосылках возникновения крепостничества в исторической науке. Кризис власти и политическая борьба в России при Фёдоре Ивановиче. Учреждение патриаршества в России. Пресечение династии Рюриковичей и избрание на царство Бориса Годунова. Культура России конца XV — XVI в. Хозяйственная деятельность. Ремесло. Литейное дело. Совершенствование строительной техники. Вооружение. Устное народное творчество. Грамотность и письменность. Начало книгопечатания. Литература. Новые тенденции в летописании. Появление публицистики. Общественно-политическая мысль. Переписка Ивана IV и Андрея Курбского — выдающийся памятник русской политической мысли XVI в. Просветительские идеи Максима Грека. Развитие русской общественно-политической мысли: отношение к государственной власти (Вассиан Патрикеев, Фёдор Карпов, Иван Пересветов). Архитектура: формирование общерусской школы. Шатровый стиль. Крепостное строительство, изменение характера оборонительных сооружений. Живопись: регламентация и догматизация художественного творчества. Зарождение культурных традиций единого Русского государства. Записки современников-иностранцев (путевые заметки, дипломатические отчёты и т. п.) о Руси и России — ценные исторические свидетельства. |
8 | Россия в XVII столетии | 7 | Смута в Московском государстве начала XVII в. Политика Бориса Годунова: достижения и ошибки. Причины Смуты (династические, экономические, политические, социальные). Смута как общенациональная катастрофа и ее аспекты: придворная борьба за власть, феномен самозванства в русской истории, социальные движения, национально-освободительная борьба против интервентов. Итоги Смутного времени и его отдалённые последствия. Альтернативы политического развития страны. Воцарение династии Романовых. Ликвидация последствий Смуты. Новые черты в развитии России XVII в. Новые элементы в экономике страны. Появление мануфактур. Всероссийский рынок. Особенности российской торговли, торговые уставы. Восстановление престижа царской власти, её эволюция в сторону абсолютизма. Новые черты в деятельности центральных и местных органов управления. Социальная структура российского общества. Формирование сословий и возникновение сословного самосознания. «Бунташный век»: городские восстания, стрелецкие бунты, казацко-крестьянское движение под предводительством С. Разина. Различные точки зрения в исторической науке на характер движения под предводительством С. Разина. Юридическое закрепощение крестьянства. Соборное уложение 1649 г. «Священство и царство»: соперничество духовной и светской властей. Алексей Михайлович. Реформы патриарха Никона. Раскол как проявление идеологического кризиса общества. Внешняя политика России в XVII в. Основные направления внешней политики России. Смоленская война. Вхождение украинских земель в состав Российского государства. Войны России с Речью Посполитой, Швецией и Османской империей, их итоги. Россия накануне петровских реформ. Правление Фёдора Алексеевича. Культура России XVII в. Развитие просвещения и научных знаний в России. Изменения в быту, обмирщение культуры. Переход к новому художественному мышлению. Литература. Светские жанры, возникновение интереса к личной жизни и внутреннему миру людей. Общественно-политическая мысль. Интерес литературы XVII в. к внутреннему миру человека. Персонификация. Русская стихотворная культура. Новые жанры (сатира, драма, лирика). Рождение темы человеческой индивидуальности в искусстве. Живопись. Появление портретного жанра. Театр. Появление нового стиля в архитектуре — нарышкинского барокко. Гражданское строительство. |
9 | Россия в XVIII столетии | 8 | Внутренняя политика России в первой половине XVIII в. Борьба за власть в конце XVII в. Предпосылки и необходимость преобразований. Начало реформ Петра I. Влияние европейской мысли на цели и идеологию реформ. Проекты Ф. Салтыкова, А. Курбатова, И. Посошкова и др. Государство как инициатор европеизации. Характер и методы преобразований. Сподвижники Петра Великого. Административная, военная, церковная и социальная реформы. Сопротивление преобразованиям: социальная база, причины и сущность. Споры историков о противоречиях и итогах реформ. Расширение культурных связей с западноевропейскими странами. Причины дворцовых переворотов, их сущность и особенности. Феномен «дворцовых переворотов» в истории России XVIII в. Первая попытка ограничить императорскую власть: события 1730 г. Государство и общество в эпоху дворцовых переворотов. Судьба петровских преобразований. Внутренняя политика России во второй половине XVTIIв. Влияние идей Просвещения на политику Екатерины II. Политика «просвещённого абсолютизма». «Наказ» Екатерины II и Уложенная комиссия. Обсуждение вопроса о крепостном праве. Государственные реформы и сословная политика Екатерины II. Противоречия и итоги реформ, их влияние на русское общество. Политика Павла I, её сущность. Дворцовый переворот 1801 г. Эволюция представлений историков о Павле I. Внешняя политика России в XVIII в. Основные задачи внешней политики Петра I. Борьба России за выход к Чёрному морю. Северная война и её значение для внешней политики России. Провозглашение России империей. Имперский характер внешней политики. Каспийский поход, его итоги. Основные направления внешней политики в эпоху дворцовых переворотов. Место России в системе международных отношений. Борьба за влияние в Польше. Русско-турецкая война 1735-1739 гг. Участие России в Семилетней войне. Утверждение России в Северном Причерноморье. Русско-турецкие войны 1768-1774 и 1787-1791 гг. Участие России в разделах Речи Посполитой. Включение Украины и Белоруссии в состав Российской империи. Участие России в антифранцузской коалиции. Поворот во внешней политике России при Павле I. Заключение союза с Англией и его последствия. Социально-экономическое развитие России в XVIII в. Экономическая политика России. Особенности петровских экономических преобразований. Роль государства в развитии экономики страны. Влияние идей меркантилизма на экономическую политику. Протекционизм в экономической политике. Частичная либерализация экономики. Основные тенденции развития сельского хозяйства в XVIII в. Развитие земледелия, животноводства в XVIII в. Помещичье и крестьянское землевладение, способы ведения хозяйства. Экономическое положение помещиков и крестьян. Основные тенденции развития промышленности. Развитие мануфактурного производства. Проблема рабочей силы и её решение в XVIII в. Препятствия в развитии мануфактурного производства. Развитие торговли в России в XVIII в. Внутренняя и внешняя торговля. Купечество, купеческие гильдии. Финансовая политика российского государства в XVIII в. Податная реформа и её экономическое значение. Финансовое положение государства в XVIII в. Появление банков. Финансовые реформы. Динамика сословной структуры в течение XVIII в. Сословная политика. Идеалы и ценности эпохи. Социальные движения XVIII в., их причины и особенности. Восстание под предводительством Е. Пугачёва как кульминация социальных движений XVIII в. Развитие культуры России в XVIII в. Исторические условия развития российской культуры в XVIII в. Новые черты в развитии культуры. Переход от средневековой культуры к культуре Нового времени. Усиление светского характера культуры. Западные влияния и российские традиции. Быт и нравы различных сословий. Зарождение российской науки и её основные достижения. Система образования. Влияние идей Просвещения на русскую общественно-политическую мысль. Просветительство XVIII в.: М.В. Ломоносов, Я.П. Козельский. Взгляды Н.И. Новикова. М.М. Щербатов как идеолог консервативного дворянства, сторонник ограниченной монархии. Социальный идеал А.Н. Радищева. Развитие искусства в XVIII в. Появление новых видов искусства. Смена художественных стилей. |
10 | Российская империя в первой половине XIX в. | 9 | Политическое развитие России в первой половинеXIX в. Особенности российской политической системы. Основные задачи внутренней политики России в первой половине XIX в. Александр I. Правительственный либерализм. Реорганизация аппарата центрального управления. Попытки либеральных политических и социальных реформ и причины их неудачи. Кризис либеральной политики, его причины. Усиление реакционных тенденций в политике правительства. Зарождение организованного политического движения в империи. Понятие «декабризм», сущность, истоки идеологии декабристского движения. Декабристские организации, их программные проекты. Историческое значение, проблема актуальности нравственного опыта движения декабристов. Влияние восстания декабристов на внутриполитический курс Николая I. Отказ от преобразований западноевропейского типа и ориентация на самобытные пути развития России. Укрепление самодержавия и усиление централизации управления. Социальная политика правительства. Попытки решения крестьянского вопроса и причины их неудачи. Характерные черты николаевского режима. Ограниченность реформаторских начинаний. Историки о причинах противоречий внутренней политики первой половины XIX в. Внешняя политика России в первой половине XIX в. Задачи внешней политики России в первой половине XIX в. Основные направления внешней политики: западное и восточное. Участие России в антинаполеоновских коалициях. Тильзитский мир. Включение Финляндии в состав Российской империи. Нарастание противоречий между Россией и Францией. Отечественная война 1812 г. и Заграничный поход Русской армии. Возрастание международного престижа России и её лидерство в Европе. Священный союз, его сущность, влияние на политику России. Политика России в Европе. Восточный вопрос во внешней политике России в первой половине XIX в.: войны с Турцией и Персией (Ираном), Кавказская война. Крымская война и её влияние на международное и внутреннее положение страны. Экономическое развитие России в первой половине XIX в. Новые явления в сельском хозяйстве. Технический прогресс в промышленности и на транспорте. Внутренняя и внешняя торговля. Финансовая политика государства в первой половине XIX в. Общественное движение и общественно-политическая мысль России в первой половине XIX в. Причины, сущность и значение движения декабристов. Влияние движения декабристов на русское общество. Дискуссионностъ вопроса о феномене социального протеста. Развитие политической и правовой мысли в России в первой половине XIX в. Консервативное течение в общественной мысли. Зарождение либерализма. Западники и славянофилы о путях развития России. Революционно-демократическая идеология. Культура России первой половины XIX в. Социально- исторические условия развития культуры в России. Реформы в области образования. Основные научные достижения в первой половине XIX в. Развитие искусства в первой половине XIX в. Формирование русской национальной культуры. Особенности культуры и быта российских сословий. |
11 | Итоговое повторение | 7 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | |
ФК | РК | ||
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ | |||
1 | Введение | 1 | |
2 | Первобытность и Древний мир | 6 | 2 |
3 | Средние века | 6 | 1 |
4 | Новое время | 11 | 5 |
ИТОГО ЗА КУРС | 24 | 8 | |
32 | |||
ИСТОРИЯ РОССИИ | |||
5 | Первобытный строй и древнейшие народы на территории современной России. Древняя Русь (IX — начало XIII в.) | 10 | 4 |
6 | Русские земли и княжества вXIII — серединеXVв. | 8 | 3 |
7 | Россия в XV — начале XVII в. | 9 | 5 |
8 | Россия в XVII столетии | 5 | 2 |
9 | Россия в XVIII столетии | 7 | 1 |
10 | Российская империя в первой половине XIX в. | 5 | 4 |
11 | Итоговое повторение | 7 | |
ИТОГО ЗА КУРС | 44 | 26 | |
70 | |||
ИТОГО ЗА ГОД | 68 | 34 | |
102 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата | Тема урока | Примечание | |
план | факт | |||
1 | Введение. История как наука . 1 час | |||
Тема 1. Первобытность и Древний мир. 8 часов | ||||
2 | § 1. Первобытное общество | |||
3-4 | § 2-3. Страны Древнего Востока: единство непохожих | |||
5 | § 4. Античный мир: политика, хозяйство культура | |||
6-7 | § 5. Расцвет и закат демократии в Древней Греции | |||
8-9 | § 6. Древний Рим: от республики к империи | |||
Тема 2. Средние века. 7 часов. | ||||
10-11 | § 7. Западная Европа V–X вв.: от варварских королевств до христианских империй | |||
12 | § 8. Византия и Восточная Европа | |||
13-14 | § 9-10. Страны Востока: своеобразие политической истории | |||
15 | § 11. Человек, государство и церковь в Европе в XI–XV вв. | |||
16 | § 12. Культура Средневековья | |||
Тема 3. Новое время. 16 часов. | ||||
17 | § 13. Эпоха Возрождения в Западной Европе | |||
18 | § 14. Реформация и религиозные войны в Европе | |||
19-20 | § 15. Английские революции | |||
21-22 | § 16. Французская революция конца XVIII в. | |||
23-24 | § 17. Наполеоновская эпоха | |||
25-26 | § 18. Образование США и американская система государств | |||
27 | § 19. Идеология индустриального общества | |||
28 | § 20. Европейские революции XIX в. и образование единых национальных государств | |||
29 | § 21. Основные этапы развития европейской культуры | |||
30-31 | § 22. Американский феномен | |||
32 | § 23-24. Религиозные основы восточных цивилизаций. Страны Востока в условиях глобальной вестернизации | |||
ИСТОРИЯ РОССИИ | ||||
Тема 1. Первобытный строй и древнейшие народы на территории современной России. | ||||
33-34 | Введение в изучение курса «История России» § 1. У истоков человеческой цивилизации. | |||
35 | § 2. Народы и древнейшие государства на территории Восточной Европы | |||
36-37 | § 3. Ранняя история восточных славян. Возникновение государства у восточных славян | |||
38-39 | § 4-5. Становление государственности на Руси (IX-Xвв) | |||
40-41 | § 6. Русь от Ярослава Мудрого до Мстислава Великого (XI – начало XII вв.) | |||
42 | § 7. Государственно-политическое и социальное устройство Руси в XI — начале XII в. | |||
43-44 | § 8-9. Полицентризм на Руси в XII — начале XIII в. | |||
45 | § 10. Культура домонгольской Руси (X — начало XIII в.) | |||
46 | Древнерусское государство и общество: итоги и особенности исторического развития (обобщение и повторение) | |||
Тема 2. Русские земли и княжества в XIII — середине XV в. 11 часов. | ||||
47-48 | § 11. Русские земли в эпоху иноземных завоеваний XIII в. | |||
49-50 | § 12. Русские земли под игом Золотой Орды | |||
51 | § 13. Борьба за лидерство в Северо-Восточной Руси | |||
52 | § 14. Возвышение Москвы | |||
53 | § 15. Междоусобная (династическая) война на Руси во второй четверти XV в. | |||
54 | § 16. Великое княжество Литовское в XIII–XV вв. | |||
55-56 | § 17-18. Культура Руси XIII–XV вв. | |||
57 | Итоги политического, социально-экономического, культурного развития русских земель к началу XVI в. (обобщение и повторение) | |||
Тема 3. Россия в конце XV — начале XVII в. 14 часов. | ||||
58-59 | § 19. Образование единого Российского государства на рубеже XV–XVI вв. | |||
60 | § 20. Органы управления, право и суд в России на рубеже XV–XVI вв. | |||
61 | § 21 Российское общество конца XV — XVI в. | |||
62 | § 22 Московия в 30–50-х гг. XVI в. Реформы Ивана IV Грозного | |||
63-64 | § 23. Опричнина и последние годы царствования Ивана Грозного. | |||
65-66 | § 24. Внешняя политика России в конце XV — XVI в. | |||
67-68 | § 25. Культура России в конце XV — XVI в. | |||
69 | § 26. Россия накануне Смутного времени | |||
70-71 | Итоги развития России в конце XV – начале XVII веков | |||
Тема 4. Россия в XVII столетии. 7 часов. | ||||
72-73 | § 27. Смута начала XVII в. | |||
74 | § 28. Новые черты в развитии России XVII в. | |||
75 | § 29. Социальные движения XVII в. | |||
76 | § 30. Внешняя политика России в XVII в. | |||
77 | § 31. Культура России XVII в. | |||
78 | Итоги развития России в XVII веке | |||
Тема 5. Россия в XVIII столетии. 8 часов. | ||||
79-80 | § 32. Внутренняя политика России в первой половине XVIII в. | |||
81 | § 33. Российское государство в период дворцовых переворотов. | |||
82 | § 34. Внутренняя политика России во второй половине XVIII в | |||
83 | § 35.Социально-экономическое развитие России в XVIII в. | |||
84 | § 36. Внешняя политика России в XVIII в. | |||
85 | § 37. Культура России в XVIII в. | |||
86 | Итоги развития России в XVIII веке | |||
Тема 6. Российская империя в первой половине XIX в. 9 часов. | ||||
87-88 | § 38. Внутренняя политика России в первой половине XIX в. | |||
89-90 | § 39. Общественное движение и общественно-политическая мысль первой половины XIX в. | |||
91 | § 40. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. | |||
92 | § 41. Внешняя политика России в первой половине XIX в. | |||
93-94 | § 42. Культура России в первой половине XIX в. | |||
95 | Россия к середине XIX в. (итоговое обобщение и повторение). | |||
Итоговое повторение 7часов | ||||
96-97 | Повторение (тема 1-2) | |||
98-99 | Повторение (тема 3-4) | |||
100-102 | Повторение (тема 5) Итоговое обобщение по курсу «Россия с древнейших времен до середины XIX столетия» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дисциплины "История" 48 часов
Рабочая программа разработана на основе ФГОС по специальности СПО "Право и организация социального обеспечения",обязательная аудиторная учебная нагрузка 48 часов....
Рабочая программа дисциплины "История"195 часов
Максимальная учебная нагрузка- 292 часа,обязательная аудиторная- 195 часов,из них самостоятельная работа студентов- 97 часов....
Рабочая программа по истории для 7 классов на 2016 - 17 учебный год 3 часа в неделю (всего 102 часа)
Рабочая программа по истории для 7 класса общеобразовательной школы составлена в соответствтт с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...
Рабочая программа по истории для 10 - 11 классов по ФКГОС - 2004 (204 часа, 3 часа в неделю)
Рабочая программа по истории для учащихся 10 - 11 классов по Федеральному государствееному компоненту образовательного стандарта БУП 2004 года, разработанная на основе примерной прог...