Алгоритм работы с историческим источником
методическая разработка по истории на тему

Спасская Ольга Николаевна

Материал поможет правильно построить работу с письменными историческими источниками разных типов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algoritm_analiza_istoricheskogo_istochnika.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм анализа исторического источника

Тебе предстоит работа с историческим источником, необходимо его проанализировать? Тогда определи тип источника и отвечай на предложенные вопросы:

1. К документам государственного характера (грамоты, указы, законы, постановления и др.:

  • Когда, где и почему появился этот документ?
  • Кто является его автором? Что вам известно об этом человеке?
  • Выделите основные понятия, используемые в документе и объясните их.
  • Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого документа?

2. К документам международного характера(договоры. соглашения и др.)

  • Охарактеризуйте исторические условия создания этого документа.
  • Назовите основные его положения.
  • Дайте общую оценку этому документу.

3. К документам политического характера (партийные программы, воззвания, политические документы и др.):

  • Кто автор документа и каковы его политические взгляды?
  • К чему призывает и что осуждает автор документа?
  • Интересы каких слоев населения  он выражает?
  • Дайте историческую оценку этому документу.

4. К документам исторического характера (хроники, летописи и др.):

  • Какому периоду истории, каким событиям посвящен этот документ?
  • Как автор объясняет причины, излагает ход и определяет значение исторических событий?
  • как автор относится к описываемым событиям?
  • Оцените научно-историческую значимость этого документа.

5. К документам личностного характера (мемуары, дневники, письма и др.)

  • Кто автор документа? Каково его социальное положение? Какова его причастность к описываемым событиям?
  • Какому историческому событию посвящен документ?
  • Как автор относится к происходящему?
  • В какой мере этот документ может быть использован в качестве исторического источника?

Вам необходимо решить проблемно-познавательную задачу при помощи исторического источника? Ориентируйтесь на памятку:​

1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи. С помощью словаря выясните непонятные слова, термины.

2. Соотнесите содержание источника с формулировкой задачи:

  • подумайте, какие сведения можно привлечь из источника;
  • составьте примерный ответ на вопрос;
  • продумайте аргументы, подкрепляющие его;
  • изложите результаты в соответствии с указанием учителя в устной, письменной или наглядной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и быт крестьян -феодальные повинности(работа с историческими источниками

Исторические источники и тестовые задания  по истории средних веков. Можно использовать при обьяснении  нового материала и  во время  закрепления темы "Феодальное поместье"....

Работа с историческими источниками на основе использования кейс-метода

На основе урока "СССР накануне войны" автор знакомит с технологией кейс-метода, показывает, какие умения формируются у учащихся в рамках данной технологии....

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Работа с историческим источником на уроках истории. Лабораторные работы.

Статья рассказывает о развитии учебных специальных навыков при работе с истороическим источником на уроках. Описываются формы и методы работы с печатным историческим источником. Поступательное развити...

Приемы работы с историческими источниками: метод выявления исторических ошибок

Можно сказать, что в учебниках истории есть весь необходимый иллюстративный материал. Нет, это не так. Учебник как раз не дает всего объема представлений об изучаемых событиях. Каждый абзац темы несет...