Работа с историческим источником на уроках истории. Лабораторные работы.
статья по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Городецкая Лариса Александровна

Статья рассказывает о развитии учебных специальных навыков при работе с истороическим источником на уроках. Описываются формы и методы работы с печатным историческим источником. Поступательное развитие специальных умений и навыков у учащихся с пятого по девятый классы.Форма лабораторной работы с различными типами документов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         МБОУ СОШ №106

                     

                       ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

               Городецкой Ларисы Александровны

                                               Челябинск 2016

                                                    Содержание

Введение……………………………………………………………..с 3

Часть I.  Приемы работы с документом…………………………...с 3

Часть II. Лабораторные и практические работы………………….с 7

Заключение………………………………………………………….с 9

                                                 

                                                 Введение        

Как можно изучать историю, не имея представления о работе с историческим источником, на основе которого она написана? Работа с источником очень важна - она даёт возможность образно почувствовать историю прошлого, развивает историческое мышление, исторические оценки, умения разбираться в огромной массе информации, необходимые в жизни современного человека. Из всех исторических источников для обучения более доступны исторические печатные тексты.

        На итоговую аттестацию выпускников средней школы из 25 заданий в ЕГЭ вынесено 6 заданий по работе с документом. Это требует от учителей особого внимания к работе с историческим текстом на уроках.        В основной школе приёмы работы с историческим источником хорошо соотносятся с умениями и навыками учащихся, которые развиваются в определённом возрасте. Значит и приёмы работы нужно развивать соответственно возрасту учащихся.

        

                                   Приемы работы с документом.

Для 5- 6 классов необходимо развитие анализа и синтеза. Детям этого          возраста нужно развивать такие приёмы работы с печатным историческим источником:

  • вдумчивое чтение, разбивка текста на составные части, анализ части и выделение главного, составление плана;
  • пересказ документа, нахождение в нём подтверждения текста учебника, подтверждение слов учителя;
  • сравнение документа с иллюстрацией и другим документом, выделение характерных свойств для этого сравнения;
  • иллюстрирование документа, персонификация.

        Для учащихся 7- 8 классов работа с документом усложняется. Для учащихся этого возраста необходимы умения сравнения и обобщения. Приёмы работы с печатным историческим источником соответствуют этим умениям:

  • необходимо распознавать документ, его историческую значимость, составлять тексты на основе документов;
  • на основе ранее изученных приёмов учащиеся учатся составлять план- конспект документа, обобщать и делать выводы по историческому источнику;
  • доказывать свою точку зрения при помощи документа, цитировать документ в своём рассказе, рассуждении;
  • драматизация по документу, описание характерных черт эпохи по документу, описание личности по документу;
  • применение художественной литературы для доказательства выводов по документу, учебнику, составление аннотаций художественной литературы и документа.

Для учащихся 9- го класса:

  • на основе изученных приёмов умение самостоятельно составлять план изучения исторического документа, применение этого плана для работы с современным источником;
  • написание рефератов с применением источников, написание сочинения эссе по историческому источнику;
  • составлять характеристику эпохи, государства по нескольким видам документов, выяснение датирования документа, отношение документа к какой либо стране, эпохе;
  • написание критической заметки по историческому документу с привлечением других источников;
  • различие исторических фактов и литературного вымысла в художественной литературе, сравнение старинных и современных документов для хронологической характеристики развития исторических событий;
  • нахождение необходимых исторических документов для любого вида работы на историческую тему.

        Для домашней работы по документу используются те же приёмы. Такое расположение приёмов может дать точную схему для работы учеников в группах с дифференцированным подходом. Можно использовать документы с менее сложным анализом для слабых учащихся, более сложные формы работы с документом для групп сильных учеников. Можно в группу объединить и слабых и сильных учеников, для конкретной работы с документом.

        Часто работа с историческим источником ограничивается вопросами к нему, предусматривающими анализ текста, вопросы авторства, характеристики личности. В 5- 6 классах учащиеся работают с документом крайне редко. Большой объём материала, ограниченное время урока, сложности нового предмета почти не позволяют работать с историческими источниками. Давать работу с документальным материалом на дом без соответствующей подготовки на уроке, значит терять интерес ученика к такой работе, тратить время на опрос домашнего задания больше чем позволяют рамки урока. Начинают работать с историческим документом только в старших классах, когда описательно- повествовательные документы используются редко.

        Преподавание истории в рамках второго концентра представляет в настоящее время серьёзную проблему. Постепенно утверждается взгляд, что в старшей школе учащиеся должны  больше работать непосредственно с историческими источниками. В журнале «Преподавание истории в школе» есть несколько подробных разработок для организации работы с историческим источником.

        Памятка для работы с историческим источником:

  • Дайте характеристику историческому источнику:

- автор;

-время создания;

- жанр;

- первичный или вторичный.

  • Кратко изложите содержание прочитанного и сформулируйте основные идеи и факты.
  • Выделите в тексте и выпишите в тетради основные исторические факты, определите художественные особенности текста.
  • Определите, что преобладает в приведённом документе: исторические факты и художественное описание событий.
  • Обоснуйте, можно ли доверять приведённому документу.

        Для активизации процесса обучения используются игровые моменты: игры «хоккей» (вопрос одного ряда другому), «да- нетки» (вопросы с ответами да или нет), «игра в случайность» (учащиеся пишут вопрос на листе бумаги и, сделав из них самолётики пускают в класс, отвечает ученик поймавший самолёт), «лови ошибку» (исправление ошибки в тексте), «кто лишний» (лишнее слово в ряду). Учителя используют в работе конкурсы: создай свою шпаргалку, опору. При работе над домашним заданием используют повторение с расширением ( ученики повторяют предыдущие параграфы, относящиеся к новой теме), показательный ответ ( ученику даётся модель ответа).

        С 5 класса необходимо проводить лабораторные и практические работы по документам. Учащимся во время лабораторной работы предлагается памятка:

  • перечисляются  типы исторических источников;
  • указываются хронологические группы источников;
  • указаны общая и специальные цели данного конкретного урока;
  • приводится схема изложения результатов.

        Схема изложения результатов:

  • характеристика источника: происхождение и авторство, исторические  

     условия создания;

  • анализ, содержание источника, полнота и достоверность;
  • заключение, обобщённая оценка значения источника.

По подобной схеме можно работать и в среднем и в старшем звене

        Учащимся нравится играть в документальное домино. На листах, которые раздают ученикам на одной половине – выдержка из документа, на другой – событие или дата, на одном листе выдержка из документа не соответствует событию. Нужно найти событие среди других листов.

        Историческое лото развивает быстроту мысли, умение ориентироваться в датах. На листах, которые раздают на парты, в отдельных квадратиках записаны выдержки из документов, а на фишках год или событие.        

        Игру чёрный ящик предлагается проводить среди учеников по документам (в заданиях ЕГЭ это задание с выбором ответа). На игровом поле разложены листы чистой стороной вверх. На обратной стороне – выдержка из документа или группы документов, по которым нужно определить название страны, предмета, название документа. Группа знатоков раскручивает стрелку, которая укажет на один из документов. Главный вопрос – что находится в чёрном ящике? (Рисунок, предмет, портрет деятеля).

        В старших классах учителя проводят круглый стол. Учащиеся составляют законопроект, выступление от имени политического деятеля по выдержкам из документов.        

        С большим интересом проходят уроки по составлению опоры по документам (выявление причинно-следственных связей). По учебнику «История Южного Урала» М.С. Салминой XX – начало XXI века. По документам «Златоустовская бойня» [С.20], «Требования бастующих рабочих» [С.34], «О выборах в I гос. думу» [С.35]. Учитель предлагает к документам следующую схему:

        Златоустовская бойня             Требования              О выборах      Вывод

                Рабочие     Власть            баст.рабочих           в гос. думу  

                                       

        Учащиеся по схеме, читая документы, составляют опору:

Рабочие            Власть                    Рабочие                     Власть    

Восстание        Казнь       Восстание + Восстание       Уступки

Вывод: чтобы подавить восстание власть вынуждена идти на уступки. В доказательство своей опоры ученики зачитывают выдержки из документов.

        По этим же документам можно провести обратную работу:

Рабочие. Восстание 1903 г.    «Долго терпели рабочие тяжёлые последствия  

безработицы, усилившейся после недавнего пожара, терпели голод и холод, наконец, не выдержали и возроптали».

Власть. Восстание подавлено. «Безоружные рабочие, оказывается твёрдо

верили, что в них стрелять не будут. Правительство воспользовалось этой уверенностью, чтобы без труда подавить бунт. Просившие хлеба получили вместо него пули и смерть».

Рабочие. Восстание + восстание. «Кровь товарищей вопиёт об отмщении».

Власть. Уступки. 1906 г.        «В конце марта в Челябинске производились выборы избирателей в I Государственную думу…»

Вывод:         Чтобы подавить восстание власть вынуждена идти на уступки.

        

                         Лабораторные и практические работы.

Хочется ещё раз отметить, что при современном подходе к истории необходимо проводить уроки лабораторных и практических работ. В старших классах без предварительной подготовки полноценное их проведение невозможно. Лабораторные и практические работы должны проводится с 5 класса. При такой работе необходима система, которая даст учащимся специальный навык. Документы, необходимые для этой работы опубликованы в учебно-тренировочных материалах для подготовки к ЕГЭ. Все виды заданий: с выбором ответа, открытым кратким ответом, сложным развёрнутым рекомендуется применять в учебном процессе с начала в качестве обучающих заданий, а затем для проведения повторительно-обобщающих уроков, тематического контроля и самоконтроля.

        Для практической и лабораторной работы с текстом документа для учащихся 5-6 классов можно использовать такую таблицу. (Пример практической работы по заданию на соотнесение текста документа и события на обобщающе-повторительном уроке.)

План

Текст документа

Текст учебника

Призвание варягов.

Приходите княжить и владеть нами…

На приглашение откликнулся варяжский князь Рюрик [С.24].

Восстание древлян

Пошёл за данью и прибавил к прежней дани новую.

Дружинники уговорили Игоря вернуться и собрать с древлян дополнительную дань [С.30].

Походы Святослава

Не посрамим земли Русской, но ляжем костьми.

Вся жизнь Святослава прошла в походах и сражениях [С.31].

Крещение Руси

Если не придёт кто завтра на реку… будет мне врагом.[приложение №1,С.4].

Устроил массовое крещение жителей Киева [С.40].

        Текст учебника приводится по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История России с древнейших времён до конца XVI века». Планом данной работы является название событий, расположенных по хронологии. План может быть составлен учителем, учащимися под руководством учителя, по учебнику. Следующей частью работы является выделение главной мысли в документах, которые заносятся в таблицу. В последнюю колонку как подтверждение вписывается текст учебника. В конце работы проводится итог вместе с учителем по становлению Русского Государства: Объединение племён восточных славян стало называться Русью. Подчинённые племена платили дань захватившему их князю. Всё новые и новые увеличивали русские земли. Князь Владимир объединил восточнославянские племена в границах Древней Руси. Принятие христианства укрепило государство, изменило быт и нравы и его населения, способствовало развитию культуры.

        Для учащихся  7-8 классов таблица для практической и лабораторной работы расширяется. Используются задания всех типов по ЕГЭ по данной теме.

        Так же как и учащиеся 5-6 классов анализируют, выделяют главное. Специальное умение разделить документы на актовые и хозяйственные и на описательно- повествовательные и литературные, даёт характеристику документов. А затем приступают к заполнению таблицы.

План

Актовые и хозяйственные документы

Описательно-повествовательные документы

Текст учебника

Подобная работа необходима в средней школе. В учебниках и хрестоматии из документов представлены актовые и хозяйственные, а в заданиях ЕГЭ чаще встречаются документы описательно- повествовательного характера. Необходимо умение сопоставлять документы различных видов. Тогда, опираясь на законодательные акты легко найти ответы на вопросы заданий ЕГЭ. Для старших классов в таблицу можно добавить колонку для работы с художественной литературой.

        В 9 классах общеобразовательной школы учащиеся с большим интересом участвуют в диспутах и дискуссиях, которые можно проводить как практическую или лабораторную работу. В ЕГЭ часто встречаются задания по теме «Холодная война». Проведение лабораторной работы с элементами дискуссии по этой теме заинтересовало всех учащихся [приложение №1 с.24].

        На уроке были даны задания учащимся по группам, как экспертам, изучающим причины холодной войны. Одна группа – о роли США, другая о роли СССР. Пакет документов для 1 группы экспертов по изучению роли США: «Из телеграммы поверенного в делах США в Москве Дж. Кеннана в Гос. департамент США» (22 февраля 1946 г.), «Из речи У. Черчилля в Вестминстерском колледже» (Фултон (США), 5марта 1946 г.), «Из высказываний Гарри Трумэна». Пакет документов для 2 группы экспертов по изучению роли США: «Из разработки Объединённого комитета начальников штабов» (9 октября 1945 г.), «Из директивы Совета Национальной Безопасности» (18 августа 1948 г.), «Из меморандума Объединённого разведывательного комитета №329» (9 сентября 1945 г.), «Из североатлантического договора» (4 апреля 1949 г.). Пакет документов для экспертов 1 группы по изучению роли СССР: «Из воспоминаний В.М. Молотова», «Холодная война как основной генератор гонки вооружений» статья Корниенко, «Из воспоминаний советского дипломата Г.Н. Большакова» (1989 г.), «Из интервью И.В. Сталина газете «Правда» (14 марта 1946 г.) [приложение№1, С.25]. Пакет документов для экспертов 2 группы по изучению роли СССР: «Из Варшавского договора» (14 мая 1955г.), «Из речи Сталина на XIX съезде КПСС» (октябрь 1952 г.), «Из программы КПСС о Мировой системе Социализма», «Комплексная программа дальнейшего развития социалистической экономической интеграции стран – членов СЭВ». Пакеты документов обрабатываются группами экспертов заранее. К уроку готовят причины холодной войны по системе: цель, противоречия, деятельность, итоги, выписывая их из документов. На уроке пакеты документов раздаются на парты. Учащиеся находят в документах названную причину. Проблемный вопрос урока: «Кто виноват в развязывании холодной войны? записан на доске. Все данные используемые на уроке заносятся в таблицу. Выступление экспертов по данной части плана подтверждается выдержкой из документов, приводимой учащимися не входящими в данную группу экспертов. Учащиеся высказывают свою точку зрения, которая заносится в таблицу в столбец выводов.

                                 Причины холодной войны    

                   США                                                        СССР

                                          виды документов

   

план

актовые

повествовательные

актовые

повествовательные

выводы

        Для обыкновенной лабораторной и практической работы в таблицу для 7-8 классов добавляется  в 9 классе колонка выводов, а колонку для текста учебника можно убрать. План учащиеся могут разработать самостоятельно по предложенным документам.

        В старшей школе для лабораторных и практических работ составляется такая же таблица. Сложность выражена включением различных этапов какого-либо события или явления. Например - формирование крепостного права в России. Учащимся предлагается самим подобрать необходимые документы и рассмотреть поэтапное формирование крепостного права. В этом случае каждый пакет документов готовится группой самостоятельно по определённому этапу. Подбираются актовые и хозяйственные документы отдельно, описательно – повествовательные документы отдельно.

                                     

                                      Заключение

К отрицательным моментам при работе с документом относятся: недостаточное количество дидактической литературы, подходящей к данной методике, трудности в работе (при отсутствии поэтапной работы с 5-го класса), недостаток методической литературы по лабораторным и практическим работам.

По этим причинам работа с историческим документом ведётся без системы, а иногда совсем не проводится. При отсутствии поэтапной работы – работа в старших классах усложняется, иногда становится невозможной.

        Для преодоления этих недостатков и трудностей необходимо проводить работу по историческим документам во всех классах, включая лабораторные работы по изучению темы и практические работы поcле изученной темы. При неполном охвате работой учащихся дать отдельный документ более простой по содержанию индивидуально или группе учащихся, в которую ввести более сильного ученика для помощи, включить всех учащихся в экспертные группы по изучению отдельных групп документов, создать экспертные группы из слабых учащихся для работы по учебнику. Каждый год выпускаются тренировочные задания по ЕГЭ, в которых большой объем документов и заданий к ним. Можно подбирать документы из устаревших хрестоматий, чтобы ученики видели различные точки зрения на события. Желательно подготовить методический комплекс для всех классов, сопровождаемый готовыми разработками уроков и подборкой документов по ним. При подготовке методического комплекса необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Таким образом можно повысить эффективность подготовки учащихся к ЕГЭ по работе с историческим документом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Работа с историческими источниками на уроках истории

В работе представлен теоретический и практический материал по работе с историческими источниками на уроках истории. Разработанные памятки, инструкции, тексты исторических источников помог...

Работа с историческими источниками на уроках истории

В статье раскраваютс методы и приемы работы с историческими источниками...

Работа с историческими источниками на уроках истории

В данной публикации представлен опыт работы с историческими источниками на уроках истории.Этот вид работы на уроке способствует лучшему пониманию событий прошлого, помогает осмыслить ход событий, и де...

Доклад на МО учителей истории и обществознания "Опыт работы с историческими источниками на уроках истории"

Материал предназначен для учителей истории, активно работающих на уроке с истрорическими истрчниками....