Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
статья по истории на тему

Акимова Елена

Материал для аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл материалы к аттестации30.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тревогу общества и государства вызывает падение качества знания школьников, а как следствие этого слабый студент и слабый специалист. Видимо пришло время использования каких-то других методов и приемов для повышения качества знаний детей. Именно здесь могут прийти на помощь интерактивные методы, так как эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении. Они предполагают со-обучение, причем и ученики, и учитель являются субъектами учебного процесса. Учитель часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося. Новое знание, умение формируются на основе и в связи с таким опытом. Часто задания не предполагают одного правильного ответа, и тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте учащегося.

В своей работе я использую следующие элементы методов интерактивного обучения:

 - групповая работа;

 -  ролевые игры;

 - мозговой штурм;

 -  анализ конкретных ситуаций;

 -  портфолио.

При применении их следует помнить о возрастных особенностях аудитории, в которой проводится обучение, о ресурсах, необходимых для качественного проведения занятий (достаточное количество бумаги, маркеров, скотча и т.д.)

Групповая работа. Работа в группах - это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно сделать с целым классом. Кроме того, работу в малой группе можно использовать на любом уроке. При начале работы в группах лучше группы по два человека. Далее можно наращивать, но не более 8 человек. Для меня наиболее оптимальна работа в группе 5 человек, при нечетности легче решить проблему. Среди них сильные и слабые, можно разные национальности (если есть проблема), девочки и мальчики. Мои правила работы при организации групповой деятельности:

• Готовить четкие инструкции для работы группы, инструкции в письменном виде должны быть у учащихся (синквейн, коллаж - все с инструкциями);

 • Быть готовой к повышенному шуму, характерному для метода работы в группах;

 • Переходить от группы к группе, наблюдая/оценивая происходящее. Остановившись около определенной группы, не отвлекать внимание на себя;

• Убедиться в том, что учащиеся сидят в кружке - «плечом к плечу, глаза в глаза». Все члены группы должны хорошо видеть друг друга;

 • Быть внимательной к вопросам внутригруппового управления. Если один из учащихся должен отчитаться перед классом о работе группы, обеспечь справедливый выбор докладчика.

 • Приготовить дополнительное задание, которым может заняться группа, справившаяся с основным. Очень хорошо, если результат групповой работы нагляден (синквейн, мини-газета, эмблема, коллаж, схема, график и т.д.). Рисование можно использовать в группе с целью развития наблюдательности, навыков совместной работы, воображения, чувства сопереживания. Рисование полезно при обучении правам человека потому, что работы участников могут быть выставлены на школьной выставке, что даст возможность большему количеству ребят познакомиться с понятиями прав человека.

Например, я на уроке предлагаю ребятам изобразить Конвенцию ООН о правах ребенка или Устав школы в картинках. Также можно провести конкурс карикатур и комиксов на заданную тему (например, о насилии в СМИ). Результат групповой работы необходимо оценить, оценка всей группе (не путать с отметкой, здесь трудно выставить отметку объективно). Работа в группах универсальна, так как может использоваться и при мозговом штурме, и в ролевых играх, и при анализе конкретных ситуаций.

Ролевая игра. Детей можно научить многим серьезным вещам через ролевую игру. Дети всегда играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализации, приобретение нового социального опыта, формирование и развитие новых сторон образа «Я».

 Игра увлекает и включает ребенка в новые социальные отношения. Перед игрой необходимо сделать понятное объяснение правил игры,  обратить внимание на ее обучающее значение. В ходе игры нужно уважать чувства, которые она может навеять на участников и зрителей. Необходимо оставить время для обсуждения итогов игры, узнать мнения участников и зрителей об игре. Конечно такой урок требует большой подготовки со стороны учителя: необходимо расписать роли участников, предложить примерные варианты этих ролей, но при этом обязательно нужно поощрять творчество учащихся. И если первая игра будет опираться в основном на предложенный сценарий, то следующая - на детские сценарии, можно заранее предложить темы, тогда возможно и появление различных реквизитов («Составление семейного бюджета», «Исторический бой» и др.)

Мозговой штурм

Традиционно «мозговой штурм» используется при коллективном планировании чего-либо, сборе идей. Он может быть использован для поиска решения по определенной социальной проблеме, выяснения конкретных знаний или  ассоциаций участников. Существует несколько способов проведения «мозгового штурма», для меня больший интерес представляет групповой, хотя здесь можно использовать и индивидуальную работу (особенно для стеснительных учеников). Один из способов проведения мозгового штурма использован мною на уроке-конференции «Права ребенка». Для оформления мозгового штурма можно использовать кластер. Кластер (корзина идей)  – способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным мыслительный процесс, который происходит при погружении в ту или иную тему. Несомненный плюс кластера в том, что он позволяет видеть интеллектуальное поле класса.

 Анализ конкретных ситуаций. Цель этого метода - объективно оценивать реальную обстановку, оперативно ориентироваться в различных обстоятельствах, выделять проблему. В основе метода конкретных ситуаций лежит описание ситуации (в различных сферах жизни общества: экономической, духовной, социальной, правовой) или эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия ученика. При изучении  конкретной ситуации, и анализе конкретного примера учащийся должен вжиться в конкретные обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Определить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения. Метод конкретных ситуаций можно разбить на этапы:

 1) Подготовительный этап;

2) Ознакомительный этап;

3) Аналитический этап;

4) Итоговый этап.

 На первом этапе учитель выбирает конкретную ситуацию, конкретизирует цели. Пример должен логично продолжать содержание теоретического курса или соответствовать потребностям сегодняшних учеников. На втором этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной  ситуации. В этой методике большую роль играет группа, т.к. повышается развитие познавательной способности во время обсуждения идей и предлагаемых решений, что является плодом совместных усилий. По этой причине, ознакомление с описанием конкретной ситуации полезно выполнять в малой группе.

 Анализ содержит:

 - выявление признаков проблемы;

 - постановка проблемы требует ясности, четкости, краткости формулировки;

 -  различные способы действия;

 -  альтернативы и их обоснование;

 - анализ положительных и отрицательных решений;

 - первоначальные цели и реальность ее воплощения.

 Итогом является конкретное решение. Для учащихся среднего звена можно в данной работе использовать тризовскую игру «ДА-НЕТКа». Когда каждая ситуация оценивается с точки зрения отрицательного и положительного и делается соответствующий вывод. Прием «ДА-НЕТКа» может быть использован на любом уроке, на классном часе, взрослыми людьми при анализе конкретных событий, так как прием жизнеутверждающий – не бывает абсолютно плохих ситуаций, в любой можно найти решение. На основе этого приема учащиеся старших классов самостоятельно выявляют проблему, находят способы ее решения.

Портфолио. Этот метод по отношению к предметной деятельности учащихся применяется мною недавно. Созданы портфолио класса по обществознанию, куда входят работы учащихся всего класса, а для учащихся выпускных классов портфолио индивидуальны. В своей работе я использовала материалы М.Ю Бухаркиной, Е.С. Полат, В. Н. Кругликова, М. Смолкина, С. Гин, Г.С. Алтшуллера, Г.Я. Гревцевой . Работы именно этих авторов наиболее близки моему видению учебной деятельности и жизненной позиции. Анализ предлагаемой мною работы показал, что использование интерактивных методов обучения повышает качество образования и помогает детям добиваться успехов. При использовании интерактивного метода обучения каждый учащийся становиться: участником совместного исследования и решения проблемы, участником ролевой игры или анализа конкретной ситуации, групповой дискуссии или мозгового штурма. Именно активная деятельность при обучении дает возможность не только накопить знания, но и использовать их в дальнейшей жизни. Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе. Г. Галилей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО

Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные  результаты,  дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Из опыта работы.

Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельностиИнтеллектуальные и творческие способности развиваю следующим образом:·...