Открытый интегрированный урок истории и искусства "Песни военных лет"
план-конспект урока по истории (9 класс)
Интегрированный урок истории и искусства "Песни военных лет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_pesni_voennyh_let.docx | 26.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый интегрированный урок искусства и истории
«Песни военных лет»
Цель: воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах песен военных лет.
Задачи:
расширение представления обучающихся об истории возникновения военных песен;
воспитание уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны;
привитие чувства уважения к солдатам, участвующих в боевых действиях;
сохранение традиции сольного и ансамблевого пения;
выявление талантливых исполнителей.
Технические средства: электронная презентация, фонограммы песен, видеоклипы на песни военных лет.
Аудитория: 9 класс
Продолжительность: 40 минут
Ход урока
Слайд 1
Учитель искусства: каждую весну наша страна отмечает замечательный праздник - День Победы!
Тяжело, очень тяжело досталась она нашему народу! Не было в нашей стране семьи, которую не затронула бы война. С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Сегодня мы расскажем вам об истории создания некоторых военных песен, о песнях военного подвига!
Слайд 2
Учитель истории: песни военных лет! От самых первых залпов и выстрелов и до победного майского салюта, через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю. Для тех, кто прошел и пережил войну, песни эти сродни позывным из той незабываемой далекой поры.
Казалось, какие ещё песни, когда идёт война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем! А всё как раз было наоборот. Песни нужны были всем: солдатам они помогали в трудные минуты, с песней на привале они отдыхали. А в тех, кто ждал солдат домой, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернуться с фронта живыми и невредимыми.
В первые четыре дня войны было написано более ста песен. А в течение долгих четырёх лет возникло столько прекрасных песен, сколько могло быть создано в течение десятилетий мирной жизни. Лучшие песни были для бойцов источником воодушевления и стойкости, мужества и веры в победу. С ними шли в бой и умирали.
Слайд 3
Учитель искусства:
Немало есть песен на свете,
Что звёздного света полны.
Но памятней нету, чем эти,
Рождённые в годы войны.
Всегда вы легки на помине,
И вас не забыл ни один,
Пронзаете сердце поныне
Вы, песни военных годин.
Над бездной смертельной минуты
Встаёте с отвагой в очах.
Ещё в сапоги вы обуты,
Шинели на ваших плечах.
Над братской могилой берёзы
И горькое пламя рябин.
Ещё высекаете слёзы
Вы, песни военных годин.
Слайд 4
Учитель истории: с первых дней войны появились десятки новых песен, большинство из которых сразу же «ушли на фронт». Песни распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, перелетали через линию фронта, проникали в глубокий тыл врага, в партизанские отряды.
Есть среди песен Великой Отечественной войны такие, которые сыграли особенно большую роль в жизни народа. Для одних война – воспоминание, для других – история. Но нет равнодушных людей, когда слышат «главную песню Великой Отечественной войны», написанную поэтом Василием Лебедевым - Кумачем и композитором Александром Александровым.
Слайд 5
Слайд 6
Учитель искусства: «Священная война» – это песня-воин, песня-полководец». Ее слова были опубликованы в газете «Известия» через два дня после начала войны – 24 июня 1941 года. А 27 июня песня была впервые исполнена на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны.
С этого дня песня прошла долгий и славный путь. Она была «взята на вооружение» нашей армией, всем народом. Ее пели всюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу врага. В те суровые военные годы каждое утро после боя Кремлевских курантов по радио звучала «Священная война».
Но и сегодня ее нельзя слушать без волнения. Она напоминает нам о небывалом мужестве советских людей.
Звучит песня «Священная война» -
Слайд 7
Слайд 8
Учитель искусства: песни военных лет… Музыкальная летопись войны. В них отразились многие страницы Великой Отечественной войны: героические и патриотические, лирические и трагические, веселые и грустные, общественные и личные.
Песня «Катюша» была написана в конце 30-х годов, когда еще никто не думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность…«Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни — все то, что пытался разрушить беспощадный фашист.
Когда началась Великая Отечественная война, «Катюша» встала в боевой строй. Ласковым песенным именем называли советские солдаты в суровые военные годы грозное оружие.
Весьма любопытную историю рассказал еще в дни войны поэт Илья Сельвинский, который участвовал в боях на Керченском полуострове.
Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, "Катюшу". Немцы прокрутили ее раз, потом поставили, второй раз, потом третий... Это разозлило наших бойцов: мол, как это подлые фашисты могут играть нашу «Катюшу»?! Не бывать этому! Надо отобрать у них "Катюшу!.."
Дело кончилось тем, что группа красноармейцев совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая, молниеносная схватка. В результате – немцы еще и опомниться не успели! – «Катюша» (пластинка) вместе с патефоном была доставлена к своим.
Звучит песня «Катюша»
Учитель истории: а вот еще несколько интересных фактов об этой замечательной песне.
Советские воины, сражавшиеся в партизанских отрядах Италии, в дни победы, когда их пожелал видеть папа римский, вошли в Ватикан с пением «Катюши».
В Италии «Катюша» была боевым гимном партизан, в Болгарии она не раз даже принималась в качестве партизанского пароля, во Франции ее пели участники Сопротивления.
Нашу «Катюшу» и сейчас знают во всем мире. В Японии, например, «Катюша» - самая любимая песня в репертуаре массовой музыкальной организации «Поющие голоса». Когда автор композитор Матвей Блантер прилетел в Токио, тысяча маленьких девочек в национальных костюмах приветствовала его в аэропорту «Катюшей»!
Композитором было написано множество прекрасных песен, но, пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжелую военную пору, ни одна из них в мирные дни не сделала так много для дружбы, взаимопонимания людей нашей планеты, как эта простодушная, улыбчивая, милая «Катюша»!
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Учитель искусства: песни - как люди: у каждого своя судьба, своя биография. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие.
Песня о настоящей воинской дружбе, основой написания которой послужили события реального боя на высоте близ поселка Рубежанка, расположенного на границе Калужской и Смоленской области.
Занятая гитлеровцами безымянная высота оставалась неприступной на протяжении нескольких атак красноармейцев. И тогда 18 добровольцев 718-го стрелкового полка под командованием лейтенанта Евгения Порошина решились на отважную ночную вылазку.
Учитель истории: под покровом темноты группа Порошина подползла вплотную к вражеским позициям и, после ожесточенного боя, овладела высотой, а после геройски удерживала её. Немецкие атаки следовали одна за другой, бойцам даже не хватало времени перезарядить пулемётные и автоматные диски. Судьбу боя решил подвиг Николая Голенкина.
Не страшась смерти, Голенкин встал в полный рост и пошел на наступающего противника. Даже смертельно раненый, боец прошел несколько десятков метров, выиграв таким образом для своих товарищей такое драгоценное время. После боя за высоту в живых осталось лишь двое…
Один из них - Герасим Ильич Лапин - был оглушен и контужен в том бою. Засыпанный землей от разрыва снаряда, он пролежал под кустом до наступления темноты, а потом ползком добрался к своим… Ученик:
Другой защитник высоты - Константин Николаевич Власов - был ранен, попал в плен. Бежал, скрывался в лесу, а затем воевал в партизанском отряде…
Звучит песня «На безымянной высоте»
Слайд 12
Слайд 13
Учитель искусства: стихотворение, из которого родилась наша следующая песня, появилось, в общем-то, случайно.
Поэт Алексей Сурков написал жене с фронта 16 домашних строк. Написал в 1941-м, в конце ноября, под Истрой, после очень трудного дня, когда пришлось пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков.
Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале 1942 не пришёл во фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «чего-нибудь, на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось.
И тут Сурков, на счастье, вспомнил о стихах, отправленных домой, разыскал их в блокноте и, переписав, отдал Листову. Через неделю композитор вновь появился в редакции, взял гитару и запел:
Вьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Учитель истории: все свободные от работы по выпуску номера слушали, затаив дыхание… И песня пошла по всем фронтам – от Севастополя до Ленинграда и Полярного.
Однажды Сурков получил письмо с фронта от шести танкистов-гвардейцев. Танкисты писали: «Мы слышали, что кому-то не нравится строчка «до смерти четыре шага».
Напишите для этих людей, что до смерти 4 000 английских миль, а нам оставьте так, как есть: мы-то знаем, сколько до неё, до смерти».
Уже с первых дней Великой Отечественной поэт почувствовал: солдатское сердце ищет не только лозунга и призыва, но и ласкового, тихого слова, чтобы разрядиться от перегрузки всем тем страшным, что обрушила на него жестокая действительность.
Дети исполняют песню «В землянке»
Учитель искусства: чем дальше уходит от нас военная пора, тем больше согревают и трогают нас за душу лирические песни. Стоит зазвучать нехитрому напеву, как сами собой возникают слова песни:
На позицию девушка провожала бойца,
Тёмной ночью простилася на ступеньках крыльца
И пока за туманами видеть мог паренёк,
На окошке на девичьем всё горел огонёк.
«Огонёк» — известная советская военная песня.
Автор слов — Михаил Исаковский, автор музыки неизвестен. Сюжет этой всенародно известной, любимой песни времен Великой Отечественной войны бесхитростен и прост. Но стоит ей прозвучать в наши дни, как в памяти тех, кто ее слышал и пел в военные годы, проносятся волнующие страницы далеких лет.
Учитель истории: в песне поётся о бойце, который уходит на позиции и, удаляясь, долго видит огонек в окне любимой. Поэтический образ огонька на окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет! Песня еще одной неразрывной связью скрепила фронт и тыл»
Слайд 15
Звучит песня «Огонек»
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Учитель искусства:
А песня ходит на войну,
А песня рушит доты,
Я тоже песню знал одну,
Как подданный пехоты.
На том гремучем рубеже,
Когда трясет планету,
Она приходит - и уже
Ни зла, ни страха нету.
В нее стреляет миномет,
Ее сечет граната,
А песня- влет. И все поет,
И все ведет солдата.
Она ведет. Она поет.
Она как свет, живуча.
Над нею рыщет самолет,
Летит снарядов туча.
В нее стреляют сто полков…
Висит разрывов проседь…
Но в мире нет таких стрелков,
Чтоб мир обезголосить.
Учитель истории: песни военных лет!.. От самых первых залпов и выстрелов и до победного майского салюта через всю войну прошагали они в победном строю. Для тех, кто прошёл и пережил эту войну, песни эти сродни позывным из той незабываемой далёкой поры. Стоит раздаться иной из них, и распрямляются плечи, исчезают морщины на лицах людей, загораются задорным блеском или наполняются глубоким раздумьем глаза.
Учитель искусства: песни военных лет!.. Это о них прекрасные строки ветерана Великой Отечественной войны Аркадия Аркадьева:
Песням тех военных лет – поверьте!
Мы не зря от дома вдалеке
Пели в четырёх шагах от смерти
О родном заветном огоньке.
И не зря про путь к Берлину пели
Как он был нелёгок и нескор…
Песни вместе с нами постарели,
Но в строю остались до сих пор.
Песни эти с нами и поныне!
Никогда нам петь не надоест,
Как на запад шли по Украине
И как с боем взяли город Брест,
И что помирать нам рановато,
И про тех, кто дал нам закурить...
Вы спросите сами у солдата
Мог ли он такое позабыть?
Время нас, как пулемётом, косит.
Но меня, пока ещё живой,
Песня незабытая уносит
В незабвенный лес прифронтовой...
Кто-то вальс играет на баяне:
Слушаем мы, словно в забытьи...
Помните, друзья-однополчане,
Боевые спутники мои?
Учитель истории: все дальше в историю уходит Великая Отечественная война, и песни, написанные в дни сражений, молодое поколение называет песнями отцов и дедов. Но появляются новые песни о войне, написанные поэтами и композиторами, которые не лежали в окопах , не мерзли в землянках, не ходили в атаку.
Учитель истории: одной из таких песен, является песня написанная композитором Давидом Тухмановым и поэтом Владимиром Харитоновым «День Победы». В заключении нашего мероприятия предлагаю всем учащимся и гостям исполнить эту песню стоя.
Звучит песня «День Победы»
Учитель искусства: на этом наш урок подошел к концу. Всего доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый интегрированный урок по истории и литературе "Чистейшей прелести, чистейший образец".
Этот урок можно использовать по истории России в 8-х классах при подготовке к теме "Восстание декабристов", а также на уроках литературы....
План – конспект открытого интегрированного урока по математике и истории в 5 классе «История родного края в цифрах и задачах».
план-коспект интегрированного урока по математике и истории...
Открытый интегрированный урок по истории и ИЗО. "Художники-передвижники 2 половины 19 века"
В данном разработке содержится конспект материала открытого интегрированного урока по истории и рисованию для учащихся с ОВЗ 8-9 классов. Цель урока:познакомить детей с художниками 2 половины 19...
Конспект открытого интегрированного урока (биология, география , история) в 7-9 классах по теме: "Северный Ледовитый океан: экология, история, современность"
Конспект открытого интегрированного урока (биология, география , история) в 7-9 классах...
Конспект открытого интегрированного урока (биология, география , история) в 7-9 классах по теме: "Северный Ледовитый океан: экология, история, современность"
Конспект открытого урока; презентации "Самый холодный", "История освоения Северного морского пути" и "Животный мир Арктики"....
Конспект открытого интегрированного урока истории и биологии
Тема урока: «Восточные славяне: занятия и верования»Тип урока: урок систематизации знаний.Вид урока: комбинированныйЦели урока: Сформировать у обучающихся представления о занятиях и верованиях во...
Сертификат за качественное проведение открытого интегрированного урока (география, история) по теме: «Великие географические открытия», приуроченного ко «Дню политехнического образования», Нефтеюганский район, 2019 г.
Сертификат за качественное проведение открытого интегрированного урока (география, история) по теме: «Великие географические открытия», приуроченного ко «Дню политехнического образов...