Конспект открытого интегрированного урока истории и биологии
учебно-методический материал по истории (6 класс) на тему
Тема урока: «Восточные славяне: занятия и верования»
Тип урока: урок систематизации знаний.
Вид урока: комбинированный
Цели урока: Сформировать у обучающихся представления о занятиях и верованиях восточных славян и их сельскохозяйственной деятельности.
Задачи:
Образовательная: Ознакомиться с основными занятиями – сельскохозяйственной деятельностью, и верованиями восточных славян.
Развивающая: Продолжить развитие навыков самостоятельной работы с текстом, работой по составлению таблиц, логического мышления, с историческими и биологическими терминами.
Воспитательная: Способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма, любви к Родине, сохранению традиций и обычаев наших предков.
Средства обучения: ПК; интерактивная доска; презентация. Рабочие листы «Банк данных».
Методическое назначение средств ИКТ - источник информации, обеспечение наглядности, контроля и самоконтроля в обучении.
Методы обучения: проблемно-поисковый, проблемно-развивающий, на основе информационных ресурсов, исследовательский.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: умение давать характеристику о занятиях и верованиях восточных славян, различать основные занятия славян, давать определения терминам и понятиям; умение употреблять термины и понятия в работе с текстом;
Метапредметные: умение применять знания, в том числе и полученные самостоятельно, в индивидуальной работе; умение структурировать полученные знания, планировать свою деятельность в ходе образовательного процесса.
Личностные: умение выразить ценностное отношение к процессу обучения, объектам познания, результатам образовательной деятельности через оценку себя и других в контексте учебной ситуации.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, структурирование знаний.
Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых коррективов в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого этикета, умение формулировать свою точку зрения и обосновывать ее.
Материалы, использованные при подготовке урока:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 44.69 КБ |
рабочий лист | 29.55 КБ |
кроссворд | 25.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого интегрированного урока истории и биологии
в 6 «А» классе
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1018» (г. Москва, ул. Шолохова, дом 20)
Учителя: Тихенко Людмила Эдуардовна (история), Лагутина Ольга Витальевна (биология).
Тема урока: «Восточные славяне: занятия и верования»
Тип урока: урок систематизации знаний.
Вид урока: комбинированный
Цели урока: Сформировать у обучающихся представления о занятиях и верованиях восточных славян и их сельскохозяйственной деятельности.
Задачи:
Образовательная: Ознакомиться с основными занятиями – сельскохозяйственной деятельностью, и верованиями восточных славян.
Развивающая: Продолжить развитие навыков самостоятельной работы с текстом, работой по составлению таблиц, логического мышления, с историческими и биологическими терминами.
Воспитательная: Способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма, любви к Родине, сохранению традиций и обычаев наших предков.
Средства обучения: ПК; интерактивная доска; презентация. Рабочие листы «Банк данных».
Методическое назначение средств ИКТ - источник информации, обеспечение наглядности, контроля и самоконтроля в обучении.
Методы обучения: проблемно-поисковый, проблемно-развивающий, на основе информационных ресурсов, исследовательский.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: умение давать характеристику о занятиях и верованиях восточных славян, различать основные занятия славян, давать определения терминам и понятиям; умение употреблять термины и понятия в работе с текстом;
Метапредметные: умение применять знания, в том числе и полученные самостоятельно, в индивидуальной работе; умение структурировать полученные знания, планировать свою деятельность в ходе образовательного процесса.
Личностные: умение выразить ценностное отношение к процессу обучения, объектам познания, результатам образовательной деятельности через оценку себя и других в контексте учебной ситуации.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, структурирование знаний.
Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых коррективов в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого этикета, умение формулировать свою точку зрения и обосновывать ее.
Материалы, использованные при подготовке урока:
- http://infourok.ru/razrabotka-integrirovannogo-uroka-biologii-i-istorii-na-temu-vostochnie-slavyanezanyatiya-i-verovaniya-klass-821852.html
- http://www.openclass.ru/node/280346
- http://slavyans.myfhology.info/panteon/slavyan.html
Ход урока
I этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Учитель биологии: Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас с вами немного необычный урок. Чтобы узнать тему нашего урока предлагаю вам вместе со мною разгадать кроссворд.
С | к | а | з | к | а | |||||||||||||||||||||||||
Л | е | т | о | п | и | с | ь | |||||||||||||||||||||||
К | А | р | т | и | н | а | ||||||||||||||||||||||||
Л | и | н | г | В | и | с | т | |||||||||||||||||||||||
А | р | х | е | о | л | о | г | и | Я | |||||||||||||||||||||
С | о | в | р | е | м | е | Н | н | и | к | и | |||||||||||||||||||
П | р | Е | д | к | и |
1. Произведение, создаваемое народом (сказка).
2. Источник изучения истории, записи происходивших событий, составленные по годам. (летопись).
3. Вещественный исторический источник (картина).
4. Наука о языке (лингвистика).
5. Наука, изучающая историческое прошлое (археология).
6. Люди, живущие с нами в одно время (современники).
7. Люди, которые жили перед нами (предки).
Учитель истории: Прочитайте слово, получившееся по вертикали в выделенных клетках. Сегодня мы будем говорить с вами о славянах, а точнее о восточных славянах и их занятиях.
II этап. Актуализация и целеполагание.
Задание: попробуйте сформулировать цели нашего сегодняшнего урока… у вас на партах в конвертах лежат листы с обрывками фраз. Попрошу их внимательно прочитать и составить предложение, которое и является целью сегодняшнего урока.
Сформировать у обучающихся представления о занятиях и верованиях восточных славян и их сельскохозяйственной деятельности.
Учитель истории: Посмотрите на картину очень внимательно и подумайте. Мальчики мне скажут, чем могли заниматься мужчины в этой местности.
Учитель биологии: Девочки - какую работу выполняли женщины.
III этап. Творческая практическая деятельность
Учитель биологии: На ваших столах лежат рабочие листы № 1 в них вы будете записывать знакомые термины и понятия и разносить их в графы по образовательным предметам.
Учитель истории: На уроках истории мы изучали с вами восточных славян. С каких вопросов мы начали изучать жизнь восточных славян? (происхождение, расселение, занятия, быт, нравы, религия, управление восточных славян)
- С чем связаны названия восточнославянских племен связано? (варианты ответов детей) …связаны с местностью, где они жили.
Примеры: поляне – «живущие в полях»
древляне – «живущие в лесах»
дреговичи – от «дрягва» - трясина, болото
полочане – от названия реки Полота
ильменские словене – от названия озера Ильмень
Места поселений племен определяют и виды занятости славян.
Основным занятием восточных славян было земледелие. Но большая часть заселенной ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому сначала необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся пни выкорчевали и, как и деревья, сжигали, удобряя золой почву.
Учитель биологии: На ваших столах на листе № 2 размещен текст, связанный с информацией, которую вы видите на слайде. Изучите его. Опишите схему, которую вы видите.
Почва – верхний рыхлый плодородный слой суши. Она состоит из неорганических веществ – минеральных веществ, воды и воздуха, а также содержит много органического вещества – остатки растений и животных, продукты их разложения (перегной). В почве обитают бактерии, грибы, черви, насекомые и их личинки и даже такие крупные животные, как кроты и землеройки.
Почва обладает плодородием, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности. Почва постепенно истощается из-за того, что каждый урожай уносит из почвы какое-то количество минеральных веществ.
Учитель истории: Посмотрите на слайд. О каком виде земледелия идет речь? Опишите его процесс.
Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хороший урожай, ее забрасывали и готовили новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой.
- В каких местностях он использовался? (на севере, в лесных зонах)
- В каких же природных зонах использовался данный вид земледелия? Как он называется? Опишите его.
Более благоприятные условия для ведения сельского хозяйства были в степной и лесостепной зонах Приднепровья. Здесь было много плодородных черноземных земель. Участки земли использовались в течение нескольких лет до полного истощения, затем переходили на новые участки. Истощенная земля примерно 20 - 30 лет не обрабатывалась до восстановления ее плодородия. Такая система земледелия называется переложной.
Учитель биологии: Почему почва после выжигания растений дает хороший урожай? Чего много оказалось в почве? А откуда они взялись? (в почве содержится много минеральных веществ, эти минеральные вещества вначале накапливались в растениях, а после сгорания деревьев они попадают в почву).
Учитель биологии: Сельскохозяйственные работы состояли из нескольких циклов. Сначала землю обрабатывали сохой. Она представляла собой широкую крепкую доску с заостренными раздвоенными снизу концами, на которую надевали железные наконечники-сошники. Соха оставляла на земле неглубокие частые борозды. Затем почву выравнивали бороной - боронили.
Учитель истории: Ее делали из деревянных брусьев в виде решетки, на которую крепили деревянные или железные зубья. Самым ответственным занятием был сев. На сев выходили в безветренный день, босиком. Из лукошка, привязанного на груди, горстями разбрасывали зерно. В конце лета наступала страда (жатва). Убирали хлеб серпами.
Учитель биологии: Из сельскохозяйственных культур славяне особенно охотно сеяли пшеницу, просо, ячмень и гречиху. Хлеб был главной пищей славян, отчего зерно называли житом (от слова «жить»).
- Что еще славяне выращивали на своих огородах? (репу, редьку, свеклу, капусту, лук, чеснок).
- Вспомните, какие у этих растений плоды?
- Обратите внимание на корзины с овощами. В них находятся как биологические, так и исторические ошибки. Помогите найти их.
- Кроме земледелия, славяне занимались скотоводством: разводили коров, коз, овец, свиней, лошадей.
Большую роль в жизни восточных славян играли бортничество (собирание меда), рыболовство и охота.
Учитель истории: Охота давала не только дополнительное продовольствие, но и пушнину. Из меха изготавливали верхнюю одежду. Кроме того, шкурки пушных зверей, главным образом куницы, служили основным средством обмена то есть, выполняли роль денег. Успешно развивались ремесла – выплавка железа, кузнечное, ювелирное дело.
Учитель биологии: В жизни славян особое место занимала окружающая природа и такую тесную взаимосвязь природы и человека можно увидеть в божествах.
- Какую религию исповедовали славяне?
- Почему в древнем мире зародились религиозные верования?
Восточные славяне были язычниками, т.е. поклонялись многим богам. Славяне, будучи земледельцами, обожествляли землю, солнце, реки. Они смотрели на природу как на живое существо и представляли ее в виде различных божеств. Изображения славянских богов назывались идолы.
Учитель истории: Обратимся к божествам и, вспомним, что мы знаем о них. Сварог – бог Вселенной.
Примерный ответ ученика: Сварог - переводится как «ходящий по небу». Это Отец Небесный. Сварог создал землю. Он нашел волшебный камень Алатырь, произнес магическое заклинание — камень вырос, стал огромным бел-горюч камнем. Бог вспенил им океан. Загустевшая влага стала первой сушей. Именно Сварог начал железный век и научил людей пользоваться железными орудиями. Он первейший покровитель ремесел и всех мастеровитых. Он научил людей готовить из молока творог и сыр, которые некогда считались священной едой, даром богов. Слово "творог" означает - сотворенный, оно однокоренное с именем Сварога, и является символом небесных хлебов.
Ярило – бог солнца.
Примерный ответ ученика: Ярило в славянской мифологии связывали с солнцем, весной, плодородием и любовью.
Ежегодно, апрель у славян начинался весенними праздниками возрождения жизни.
Это — славянский бог радостного света, весны и тепла. Главный миф с участием этого бога имеет отношение к созданию жизни на земле. Когда Земля-Матушка спала под покрывалом Хаоса, появился Ярило. Он стал ее страстно целовать, что заставило Землю проснуться. В месте, где бог солнца оставлял свой поцелую появлялись цветы, поля, леса, реки, моря и т.д. Тепло славянского бога Ярило настолько разгорячило Землю, что она родила животных, птиц, рыб и другую живность. Именно поэтому часто живых существ называют «детьми Ярило».
У славян с богом Ярило связано много различных обрядов, в которых использовались куклы и чучела олицетворяющие его. К примеру, в начале весны пели различные песни и проводили празднования в честь бога солнца, где выбирали Ярилу и Ярилиху. В конце торжества чучело, посвященное Ярило, отпевали и хоронили в чистом поле. Подобный ритуал символизировал приход весны. Ежегодно бог солнца умирал и рождался снова.
Перун – бог грома и молнии.
Примерный ответ ученика: Согласно легенде в день, когда родился Перун, все небо было укрыто молниями и повсюду слышались раскаты грома. От отца (бог Сварог) ему перешло умение владеть любым видом оружия, а еще он был мастером кузнечного дела.
Славяне праздновали день Бога Перуна 20 июня. В этот день проходил так называемый парад воинов, где пелись песни, которые славили Перуна.
Проводили жертвоприношение, а кровью от мертвых быков и петухов освящали оружие. Празднования проходили с различными постановочными боями, а в завершение поджигалась ладья с дарами Перуну.
Стрибог – повелитель ветра.
Примерный ответ ученика: Стрибог - бог славян, который обладал неконтролируемой силой. Он являлся предвестником хаоса, и в то же время олицетворял мудрость бытия. Стоило ему разозлиться, и на землю падал град и буря, но в лучшие дни ветер сопровождал торговые корабли, дабы те доплыли без происшествий, и пригонял дождевые тучи, чтобы взошел урожай.
По легендам, проживало божество аж на самом краю света, и поэтому ему редко удавалось пообщаться с другими богами, ведь он приходил лишь в том случае, если нужно было помочь победить в войне.
Стрибога почитали больше всех земледельцы, потому что верили, что грозовые тучи, которые поили растения и увлажняли грунт, приходили лишь по милостыни бога Стрибога, так как он гонит их своим дыханием в те края, где ему больше всех молились. С особым уважением относились к Стрибогу и моряки, жизнь которых напрямую зависела от силы и направления ветра.
Волос - покровитель скотоводства.
Примерный ответ ученика: В «Повести временных лет» летописец Нестор называет Велеса «скотьим богом», покровителем домашних животных. Бог славян Велес считается оборотнем, поскольку он смог познать не только светлые, а и темные силы. Называли его еще мудрецом и покровителем искусств. Считается, что Велес может подчинить себе стихии, а также он обладает способностью изменять законы мироздания. Его считают одним из высших Богов и в его подчинении находятся более низкие духи. Велес - покровитель торговли, охоты, земледелия, скотоводства, а еще его люди называли владыкой леса.
Мокошь – божество плодородия.
Примерный ответ ученика: древнеславянская богиня судьбы, плодородия и семейного очага. В ее руках сосредоточены нити жизней всех живых существ (в том числе и богов). Почиталась как богиня гаданий и волшебства. Макошь или, как ее иногда называли, Великая Ткачиха, держит в руках полотно мира, на котором из нитей-жизней она сплетает замысловатые узоры. Макошь может в любую секунду оборвать любую нить или изменить ход ее движения, но она никогда этого не делает.
Славяне верили в загробную жизнь и почитали своих предков, тени которых (домовой) будто бы оставались в доме и охраняли потомков от бед. Души умерших детей и утонувших женщин представлялись им в образе русалок. Признавалось существование разного рода нечистой силы. Так, в глубине каждого озера или реки, по представлениям славян, жил водяной, а в чаще темного леса обитал лесной дух – леший.
Учитель истории: На самом деле мы с вами и не задумываемся о том, что и хорошо известные нам сказочные герои изображают древние божества. Каждая сказка несет в себе смысл, о котором мы иногда и не подозреваем.
Учитель биологии: Очень часто мы не задумываемся, что каждая русская народная сказка несет в себе скрытый смысл языческих верований наших предков. Давайте просмотрим сказку «Курочка ряба», и, подумаем, что было сокрыто предками в ней?
IV этап. Первичное закрепление.
Учитель биологии: У каждой команды на столе лежит текст на листе № 3 «Восточные славяне». Прочитайте его и заполните пропуски в тексте. У вас мало времени! Кто быстрее будет готов?
Текст «Восточные славяне».
Предками русского, украинского и белорусского народа являлись…(восточные славяне). Летописец Нестор написал…(«Повесть временных лет»), где содержатся самые ранние сведения о восточных славянах. Основным занятием славян являлись …,…,…,…,…, (земледелие, скотоводство, бортничество, охота, рыболовство).
Славяне проживающие в лесной зоне обрабатывали землю …(подсечно-огневой) системой, а славяне степной и лесной зоны … (переложной) системой. Почву удобряли …(золой). … (Почва) – это верхний рыхлый плодородный слой суши. Почва обладает … (плодородием), способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности.
Бог Вселенной - …(Сварог). …(Ярило) – бог солнца, …(Перун) – бог грома и молнии, …(Стрибог) – повелитель ветра, …(Волос)- покровитель скотоводства, …(Мокошь) – божество плодородия.
V этап. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель истории: А сейчас мы с вами будем отвечать на открытые вопросы.
Учитель биологии:
1. Предками русского, украинского и белорусского народа являлись…(Восточные славяне)
2. Основными занятиями этих племен были…(Земледелие, скотоводство, ремесло, охота и рыболовство )
Учитель истории:
3. В своей трудовой деятельности использовали следующие орудия труда…(Соху, борону и серп)
4. По религиозным верованиям племена были…(Язычниками)
5. Изображения славянских богов назывались…(Идолы)
VI этап. Домашнее задание
Домашнее задание: подготовить коллаж, выбрав мифического героя русской- народной сказки.
VII этап. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель истории: Заполните анкеты на ваших столах.
Учитель биологии: Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и поднимите ее. Урок понравился – карту с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.
Спасибо за урок! До встречи в день русских традиций!
Предварительный просмотр:
№ 1
Рабочие листы «Лукошко»
заполнял (укажите свои имена и фамилии)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Термины, понятия | |
История | Биология |
-----------------
№ 2
Почва – верхний рыхлый плодородный слой суши. Она состоит из неорганических веществ – минеральных веществ, воды и воздуха, а также содержит много органического вещества – остатки растений и животных, продукты их разложения (перегной). В почве обитают бактерии, грибы, черви, насекомые и их личинки и даже такие крупные животные, как кроты и землеройки.
Почва обладает плодородием, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности. Почва постепенно истощается из-за того, что каждый урожай уносит из почвы какое-то количество минеральных веществ.
№ 3
«Восточные славяне».
Предками русского, украинского и белорусского народа являлись ______________________________.
Летописец Нестор написал _____________________________, где содержатся самые ранние сведения о восточных славянах. Основным занятием славян являлись __________________,________________,_______________,__________________,____________________.
Славяне проживающие в лесной зоне обрабатывали землю ________________________ системой, а славяне степной и лесной зоны _________________________ системой. Почву удобряли _______________ .
________– это верхний рыхлый плодородный слой суши. Почва обладает _________________, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности.
Бог Вселенной -____________. Бог солнца - _____________, __________– бог грома и молнии, ___________ – повелитель ветра, _________- покровитель скотоводства, ______________– божество плодородия.
АНКЕТА
1. На уроке я работал | активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3. Урок для меня показался | коротким / длинным |
4. За урок я | не устал / устал |
5. Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6. Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
7. Домашнее задание мне кажется | легким / трудным интересным / неинтересным |
----------------
Предварительный просмотр:
№ 1
Кроссворд
1. | |||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4. |
| ||||||||||||||||
5. | |||||||||||||||||
6. | |||||||||||||||||
7. |
1. Произведение, создаваемое народом.
2. Источник изучения истории, записи происходивших событий, составленные по годам.
3.Вещественный исторический источник.
4. Наука о языке.
5. Наука, изучающая историческое прошлое.
6. Люди, живущие с нами в одно время.
7. Люди, которые жили перед нами.
-------------
№ 1
Кроссворд
1. | |||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4. |
| ||||||||||||||||
5. | |||||||||||||||||
6. | |||||||||||||||||
7. |
1. Произведение, создаваемое народом.
2. Источник изучения истории, записи происходивших событий, составленные по годам.
3.Вещественный исторический источник.
4. Наука о языке.
5. Наука, изучающая историческое прошлое.
6. Люди, живущие с нами в одно время.
7. Люди, которые жили перед нами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого интегрированного урока по биологии и химии "Элементы жизни" 8 класс.
Интегрированный урок по биологии и химии в 8 классе "Элементы жизни" проведен в месячник естественно - математического цикла. Данный урок содержит обширный материал о жизненно важных химических элемен...
План – конспект открытого интегрированного урока по математике и истории в 5 классе «История родного края в цифрах и задачах».
план-коспект интегрированного урока по математике и истории...
Конспект открытого интегрированного урока (биология, география , история) в 7-9 классах по теме: "Северный Ледовитый океан: экология, история, современность"
Конспект открытого интегрированного урока (биология, география , история) в 7-9 классах...
Конспект открытого интегрированного урока (биология, география , история) в 7-9 классах по теме: "Северный Ледовитый океан: экология, история, современность"
Конспект открытого урока; презентации "Самый холодный", "История освоения Северного морского пути" и "Животный мир Арктики"....
План - конспект открытого интегрированного урока по биологии на тему "Выбор есть всегда"
Открытый урок был проведен в рамках республиканского семинара "Опыт реализации интеригованного подхода в обучении и воспитании детей - сирот в условиях Волжской школы - интерната"....
Открытый интегрированный урок истории и искусства "Песни военных лет"
Интегрированный урок истории и искусства "Песни военных лет"...
Технологическая карта интегрированного урока истории и биологии 8 класс "ЕЁ Величество Екатерина II - её величество прививка"
Расширение и углубление знаний учащихся по теме «Российская наука в 18 веке»; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции; разви...