Конспект открытого интегрированного урока истории и биологии
учебно-методический материал по истории (6 класс) на тему

Тихенко Людмила Эдуардовна

Тема урока: «Восточные славяне: занятия и верования»

Тип урока: урок систематизации знаний.

Вид урока: комбинированный

Цели урока: Сформировать у обучающихся представления о занятиях и верованиях восточных славян и их сельскохозяйственной деятельности.

Задачи:

Образовательная: Ознакомиться с основными занятиями – сельскохозяйственной деятельностью, и верованиями восточных славян.

Развивающая: Продолжить развитие навыков самостоятельной работы с текстом, работой по составлению  таблиц, логического мышления, с историческими и биологическими терминами.

Воспитательная: Способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма, любви к Родине, сохранению традиций и обычаев наших предков.

Средства обучения: ПК; интерактивная доска; презентация. Рабочие листы «Банк данных».

Методическое назначение средств ИКТ - источник информации, обеспечение наглядности, контроля и самоконтроля в обучении.

Методы обучения: проблемно-поисковый, проблемно-развивающий, на основе информационных ресурсов, исследовательский. 

Планируемые образовательные результаты.

       Предметные: умение давать характеристику о занятиях и верованиях восточных славян, различать основные занятия славян, давать определения терминам и понятиям; умение употреблять термины и понятия в работе с текстом;

      Метапредметные: умение применять знания, в том числе и полученные самостоятельно,   в индивидуальной работе; умение структурировать полученные знания, планировать свою деятельность в ходе образовательного процесса.

     Личностные: умение выразить ценностное отношение к процессу обучения, объектам познания, результатам образовательной деятельности через оценку себя и других в контексте учебной ситуации.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, структурирование знаний.

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых коррективов в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого этикета, умение формулировать свою точку зрения и обосновывать ее.

Материалы, использованные при подготовке урока:

  1. http://infourok.ru/razrabotka-integrirovannogo-uroka-biologii-i-istorii-na-temu-vostochnie-slavyanezanyatiya-i-verovaniya-klass-821852.html
  2. http://www.openclass.ru/node/280346

http://slavyans.myfhology.info/panteon/slavyan.html

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока44.69 КБ
Файл рабочий лист29.55 КБ
Файл кроссворд25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого интегрированного урока истории и биологии

в 6 «А» классе

ГБОУ г. Москвы «Школа № 1018» (г. Москва, ул. Шолохова, дом 20)

Учителя: Тихенко Людмила Эдуардовна (история), Лагутина Ольга Витальевна (биология).

Тема урока: «Восточные славяне: занятия и верования»

Тип урока: урок систематизации знаний.

Вид урока: комбинированный

Цели урока: Сформировать у обучающихся представления о занятиях и верованиях восточных славян и их сельскохозяйственной деятельности.

Задачи:

Образовательная: Ознакомиться с основными занятиями – сельскохозяйственной деятельностью, и верованиями восточных славян.

Развивающая: Продолжить развитие навыков самостоятельной работы с текстом, работой по составлению  таблиц, логического мышления, с историческими и биологическими терминами.

Воспитательная: Способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма, любви к Родине, сохранению традиций и обычаев наших предков.

Средства обучения: ПК; интерактивная доска; презентация. Рабочие листы «Банк данных».

Методическое назначение средств ИКТ - источник информации, обеспечение наглядности, контроля и самоконтроля в обучении.

Методы обучения: проблемно-поисковый, проблемно-развивающий, на основе информационных ресурсов, исследовательский.  

Планируемые образовательные результаты.

       Предметные: умение давать характеристику о занятиях и верованиях восточных славян, различать основные занятия славян, давать определения терминам и понятиям; умение употреблять термины и понятия в работе с текстом;

      Метапредметные: умение применять знания, в том числе и полученные самостоятельно,   в индивидуальной работе; умение структурировать полученные знания, планировать свою деятельность в ходе образовательного процесса.

     Личностные: умение выразить ценностное отношение к процессу обучения, объектам познания, результатам образовательной деятельности через оценку себя и других в контексте учебной ситуации.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, структурирование знаний.

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых коррективов в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого этикета, умение формулировать свою точку зрения и обосновывать ее.

Материалы, использованные при подготовке урока:

  1. http://infourok.ru/razrabotka-integrirovannogo-uroka-biologii-i-istorii-na-temu-vostochnie-slavyanezanyatiya-i-verovaniya-klass-821852.html
  2. http://www.openclass.ru/node/280346
  3. http://slavyans.myfhology.info/panteon/slavyan.html

Ход урока

I этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

                   

Учитель биологии: Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас с вами немного необычный урок. Чтобы узнать  тему нашего урока предлагаю вам вместе со мною разгадать кроссворд.

С

к

а

з

к

а

Л

е

т

о

п

и

с

ь

К

А

р

т

и

н

а

Л

и

н

г

В

и

с

т

А

р

х

е

о

л

о

г

и

Я

С

о

в

р

е

м

е

Н

н

и

к

и

П

р

Е

д

к

и

1.   Произведение, создаваемое народом (сказка).

2. Источник изучения истории, записи происходивших событий, составленные по годам. (летопись).

3. Вещественный исторический источник (картина).

4. Наука о языке (лингвистика).

5. Наука, изучающая историческое прошлое (археология).

6. Люди, живущие с нами в одно время (современники).

7. Люди, которые жили перед нами (предки).

Учитель истории: Прочитайте слово, получившееся по вертикали в выделенных клетках.  Сегодня мы будем говорить с вами о славянах, а точнее о восточных славянах и их занятиях.

II этап. Актуализация и целеполагание.

Задание: попробуйте сформулировать цели нашего сегодняшнего урока… у вас на партах в конвертах лежат листы с обрывками фраз. Попрошу их внимательно прочитать и составить предложение, которое и является целью сегодняшнего урока.

Сформировать у обучающихся представления о занятиях и верованиях восточных славян и их сельскохозяйственной деятельности.

Учитель истории: Посмотрите на картину очень внимательно и подумайте. Мальчики мне скажут, чем могли заниматься мужчины в этой местности.

Учитель биологии: Девочки - какую работу выполняли женщины.

III этап.  Творческая практическая деятельность

Учитель биологии: На ваших столах лежат рабочие листы № 1 в них вы будете записывать знакомые термины и понятия и разносить их в графы по образовательным предметам.

Учитель истории: На  уроках истории мы изучали с вами восточных славян. С каких вопросов мы начали изучать жизнь восточных славян? (происхождение, расселение, занятия, быт, нравы, религия, управление восточных славян)

- С чем связаны названия восточнославянских племен связано?  (варианты ответов детей)  …связаны с местностью, где они жили.

Примеры:       поляне – «живущие в полях»

древляне – «живущие в лесах»

дреговичи – от «дрягва» - трясина, болото

полочане – от названия реки Полота    

ильменские словене – от названия озера Ильмень  

Места поселений племен определяют и виды занятости славян.

Основным занятием восточных славян было земледелие. Но большая часть заселенной ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому сначала необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся пни выкорчевали и, как и деревья, сжигали, удобряя золой почву.

Учитель биологии: На ваших столах на листе № 2 размещен текст, связанный с информацией, которую вы видите на слайде. Изучите его. Опишите схему, которую вы видите.

Почва – верхний рыхлый плодородный слой суши. Она состоит из неорганических веществ – минеральных веществ, воды и воздуха, а также содержит много органического вещества – остатки растений и животных, продукты их разложения (перегной). В почве обитают бактерии, грибы, черви, насекомые и их личинки и даже такие крупные животные, как кроты и землеройки.

Почва обладает плодородием, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности. Почва постепенно истощается из-за того, что каждый урожай уносит из почвы какое-то количество минеральных веществ.

Учитель истории: Посмотрите на слайд. О каком виде земледелия идет речь? Опишите его процесс.

Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хороший урожай, ее забрасывали и готовили новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой.  

- В каких местностях он использовался? (на севере, в лесных зонах)

- В каких же природных зонах использовался данный вид земледелия? Как он называется? Опишите его.

Более благоприятные условия для ведения сельского хозяйства были в степной и лесостепной зонах Приднепровья. Здесь было много плодородных черноземных земель. Участки земли использовались в течение нескольких лет до полного истощения, затем переходили на новые участки. Истощенная земля примерно 20 - 30 лет не обрабатывалась до восстановления ее плодородия. Такая система земледелия называется  переложной.

Учитель биологии: Почему почва после выжигания растений дает хороший урожай? Чего много оказалось в почве? А откуда они взялись? (в почве содержится много минеральных веществ, эти минеральные вещества вначале накапливались в растениях, а после сгорания деревьев они попадают в почву).

Учитель биологии: Сельскохозяйственные работы состояли из нескольких циклов. Сначала землю обрабатывали сохой.  Она представляла собой широкую крепкую доску с заостренными раздвоенными снизу концами, на которую надевали железные наконечники-сошники. Соха оставляла на земле неглубокие частые борозды. Затем почву выравнивали бороной - боронили. 

Учитель истории: Ее делали из деревянных брусьев в виде решетки, на которую крепили деревянные или железные зубья. Самым ответственным занятием был сев. На сев выходили в безветренный день, босиком. Из лукошка, привязанного на груди, горстями разбрасывали зерно. В конце лета наступала страда (жатва). Убирали хлеб серпами.

Учитель биологии: Из сельскохозяйственных культур славяне особенно охотно сеяли пшеницу, просо, ячмень и гречиху. Хлеб был главной пищей славян, отчего зерно называли житом (от слова «жить»).

- Что еще славяне выращивали на своих огородах? (репу, редьку, свеклу, капусту, лук, чеснок). 

- Вспомните, какие у этих растений плоды?

- Обратите внимание на корзины с овощами. В них находятся как биологические, так и исторические ошибки. Помогите найти их.

- Кроме земледелия, славяне занимались скотоводством: разводили коров, коз, овец, свиней, лошадей.

Большую роль в жизни восточных славян играли бортничество (собирание меда), рыболовство и охота.

Учитель истории: Охота давала не только дополнительное продовольствие, но и пушнину. Из меха изготавливали верхнюю одежду. Кроме того, шкурки пушных зверей, главным образом куницы, служили основным средством обмена то есть, выполняли роль денег. Успешно развивались ремесла – выплавка железа, кузнечное, ювелирное дело.

Учитель биологии: В жизни славян особое место занимала окружающая природа и такую тесную  взаимосвязь природы и человека  можно увидеть в божествах.

- Какую религию исповедовали славяне?

- Почему в древнем мире зародились религиозные верования?

 Восточные славяне были язычниками, т.е. поклонялись многим богам. Славяне, будучи земледельцами, обожествляли землю, солнце, реки. Они смотрели на природу как на живое существо и представляли ее в виде различных божеств. Изображения славянских богов назывались идолы.

Учитель истории: Обратимся к божествам и, вспомним, что мы знаем о них. Сварог – бог Вселенной.

Примерный ответ ученика:  Сварог - переводится как «ходящий по небу».        Это  Отец Небесный. Сварог создал землю. Он нашел волшебный камень Алатырь, произнес магическое заклинание — камень вырос, стал огромным бел-горюч камнем. Бог вспенил им океан. Загустевшая влага стала первой сушей. Именно Сварог начал железный век и научил людей пользоваться железными орудиями. Он  первейший покровитель ремесел и всех мастеровитых. Он научил людей готовить  из молока творог и сыр, которые некогда считались священной едой, даром богов. Слово "творог" означает - сотворенный, оно однокоренное с именем Сварога, и является символом небесных хлебов.

Ярило – бог солнца.

Примерный ответ ученика: Ярило в славянской мифологии связывали с солнцем, весной, плодородием и любовью.

Ежегодно, апрель у славян начинался весенними праздниками возрождения жизни.

 Это — славянский бог радостного света, весны и тепла. Главный миф с участием этого бога имеет отношение к созданию жизни на земле. Когда Земля-Матушка спала под покрывалом Хаоса, появился Ярило. Он стал ее страстно целовать, что заставило Землю проснуться. В месте, где бог солнца оставлял свой поцелую появлялись цветы, поля, леса, реки, моря и т.д. Тепло славянского бога Ярило настолько разгорячило Землю, что она родила животных, птиц, рыб и другую живность. Именно поэтому часто живых существ называют «детьми Ярило».

У славян с богом Ярило связано много различных обрядов, в которых использовались куклы и чучела олицетворяющие его. К примеру, в начале весны пели различные песни и проводили празднования в честь бога солнца, где выбирали Ярилу и Ярилиху. В конце торжества чучело, посвященное Ярило, отпевали и хоронили в чистом поле. Подобный ритуал символизировал приход весны. Ежегодно бог солнца умирал и рождался снова.

Перун – бог грома и молнии.

Примерный ответ ученика:  Согласно легенде в день, когда родился Перун, все небо было укрыто молниями и повсюду слышались раскаты грома. От отца (бог Сварог) ему перешло умение владеть любым видом оружия, а еще он был мастером кузнечного дела. 

Славяне праздновали день Бога Перуна 20 июня. В этот день проходил так называемый парад воинов, где пелись песни, которые славили Перуна.

Проводили жертвоприношение, а кровью от мертвых быков и петухов освящали оружие. Празднования проходили с различными постановочными боями, а в завершение поджигалась ладья с дарами Перуну.

Стрибог – повелитель ветра.

Примерный ответ ученика:   Стрибог - бог славян, который обладал неконтролируемой силой. Он являлся предвестником хаоса, и в то же время олицетворял мудрость бытия. Стоило ему разозлиться, и на землю падал град и буря, но в лучшие дни ветер сопровождал торговые корабли, дабы те доплыли без происшествий, и пригонял дождевые тучи, чтобы взошел урожай.

По легендам, проживало божество аж на самом краю света, и поэтому ему редко удавалось пообщаться с другими богами, ведь он приходил лишь в том случае, если нужно было помочь победить в войне.

Стрибога почитали больше всех земледельцы, потому что верили, что грозовые тучи, которые поили растения и увлажняли грунт, приходили лишь по милостыни бога Стрибога, так как он гонит их своим дыханием в те края, где ему больше всех молились. С особым уважением относились к Стрибогу и моряки, жизнь которых напрямую зависела от силы и направления ветра.

Волос - покровитель скотоводства.

Примерный ответ ученика:  В «Повести временных лет» летописец Нестор называет Велеса «скотьим богом», покровителем домашних животных. Бог славян Велес считается оборотнем, поскольку он смог познать не только светлые, а и темные силы. Называли его еще мудрецом и покровителем искусств. Считается, что Велес может подчинить себе стихии, а также он обладает способностью изменять законы мироздания. Его считают одним из высших Богов и в его подчинении находятся более низкие духи. Велес - покровитель торговли, охоты, земледелия, скотоводства, а еще его люди называли владыкой леса.

Мокошь – божество плодородия.

Примерный ответ ученика:   древнеславянская богиня судьбы, плодородия и семейного очага. В ее руках сосредоточены нити жизней всех живых существ (в том числе и богов). Почиталась как богиня гаданий и волшебства. Макошь или, как ее иногда называли, Великая Ткачиха, держит в руках полотно мира, на котором из нитей-жизней она сплетает замысловатые узоры. Макошь может в любую секунду оборвать любую нить или изменить ход ее движения, но она никогда этого не делает.

Славяне верили в загробную жизнь и почитали своих предков, тени которых (домовой) будто бы оставались в доме и охраняли потомков от бед. Души умерших детей и утонувших женщин представлялись им в образе русалок. Признавалось существование разного рода нечистой силы. Так, в глубине каждого озера или реки, по представлениям славян, жил водяной, а в чаще темного леса обитал лесной дух – леший.

Учитель истории: На самом деле мы с вами и не задумываемся о том, что и хорошо известные нам сказочные герои изображают древние божества. Каждая сказка несет в себе смысл, о котором мы иногда и не подозреваем.

Учитель биологии: Очень часто мы не задумываемся, что каждая русская народная  сказка несет в себе скрытый смысл языческих верований наших предков. Давайте просмотрим сказку «Курочка ряба», и, подумаем, что было сокрыто предками в ней?

IV этап. Первичное закрепление.

Учитель биологии: У каждой команды на столе лежит текст на листе № 3 «Восточные славяне». Прочитайте его и заполните пропуски в тексте. У вас мало времени! Кто быстрее будет готов?

Текст «Восточные славяне».

        Предками русского, украинского и белорусского народа являлись…(восточные славяне). Летописец Нестор написал…(«Повесть временных лет»), где содержатся самые ранние сведения о восточных славянах. Основным занятием славян являлись …,…,…,…,…, (земледелие, скотоводство, бортничество, охота, рыболовство).

 Славяне проживающие в лесной зоне обрабатывали землю …(подсечно-огневой) системой, а славяне степной и лесной зоны … (переложной) системой. Почву удобряли …(золой). … (Почва) – это верхний рыхлый плодородный слой суши. Почва обладает … (плодородием), способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности.

        Бог Вселенной - …(Сварог). …(Ярило) – бог солнца, …(Перун) – бог грома и молнии, …(Стрибог) – повелитель ветра, …(Волос)- покровитель скотоводства,  …(Мокошь) – божество плодородия.

V этап. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель истории: А сейчас мы с вами будем отвечать на открытые вопросы.

Учитель биологии:

1. Предками русского, украинского и белорусского народа являлись…(Восточные славяне)

2. Основными занятиями этих племен были…(Земледелие, скотоводство, ремесло, охота и рыболовство )

Учитель истории:

3. В своей трудовой деятельности использовали следующие орудия труда…(Соху, борону и серп)

4. По религиозным верованиям племена были…(Язычниками)

5. Изображения славянских богов назывались…(Идолы)

VI этап. Домашнее задание

Домашнее задание: подготовить коллаж, выбрав мифического героя русской- народной сказки.

VII этап. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель истории: Заполните анкеты на ваших столах.

Учитель биологии: Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и поднимите ее. Урок понравился – карту с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

Спасибо за урок! До встречи в день русских традиций!



Предварительный просмотр:

№ 1

Рабочие листы «Лукошко»

заполнял (укажите свои имена и фамилии)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Термины, понятия

История

Биология

-----------------

№ 2

Почва – верхний рыхлый плодородный слой суши. Она состоит из неорганических веществ – минеральных веществ, воды и воздуха, а также содержит много органического вещества – остатки растений и животных, продукты их разложения (перегной). В почве обитают бактерии, грибы, черви, насекомые и их личинки и даже такие крупные животные, как кроты и землеройки.

Почва обладает плодородием, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности. Почва постепенно истощается из-за того, что каждый урожай уносит из почвы какое-то количество минеральных веществ.

№ 3

«Восточные славяне».

        Предками русского, украинского и белорусского народа являлись ______________________________.

Летописец Нестор написал _____________________________, где содержатся самые ранние сведения о восточных славянах. Основным занятием славян являлись __________________,________________,_______________,__________________,____________________.

 Славяне проживающие в лесной зоне обрабатывали землю ________________________ системой, а славяне степной и лесной зоны _________________________ системой. Почву удобряли _______________ .

________– это верхний рыхлый плодородный слой суши. Почва обладает _________________, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности.

        Бог Вселенной -____________. Бог солнца - _____________, __________– бог грома и молнии, ___________ – повелитель ветра, _________- покровитель скотоводства,  ______________– божество плодородия.

АНКЕТА

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7. Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

интересным / неинтересным

----------------

http://fs00.infourok.ru/images/doc/297/296218/4/hello_html_3c183bc0.png



Предварительный просмотр:

№ 1

Кроссворд

1.

2.

 3

4.

 

5.

6.

7.

1.   Произведение, создаваемое народом.

2. Источник изучения истории, записи происходивших событий, составленные по годам.

3.Вещественный исторический источник.

4. Наука о языке.

5. Наука, изучающая историческое прошлое.

6. Люди, живущие с нами в одно время.

7. Люди, которые жили перед нами.

        -------------

№ 1

Кроссворд

1.

2.

 3

4.

 

5.

6.

7.

1.   Произведение, создаваемое народом.

2. Источник изучения истории, записи происходивших событий, составленные по годам.

3.Вещественный исторический источник.

4. Наука о языке.

5. Наука, изучающая историческое прошлое.

6. Люди, живущие с нами в одно время.

7. Люди, которые жили перед нами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного урока по биологии и химии "Элементы жизни" 8 класс.

Интегрированный урок по биологии и химии в 8 классе "Элементы жизни" проведен в месячник естественно - математического цикла. Данный урок содержит обширный материал о жизненно важных химических элемен...

Конспект открытого интегрированного урока (биология, география , история) в 7-9 классах по теме: "Северный Ледовитый океан: экология, история, современность"

Конспект открытого урока; презентации "Самый холодный", "История освоения Северного морского пути" и "Животный мир Арктики"....

План - конспект открытого интегрированного урока по биологии на тему "Выбор есть всегда"

Открытый урок был проведен в рамках республиканского семинара "Опыт реализации интеригованного подхода в обучении и воспитании детей - сирот в условиях Волжской школы - интерната"....

Открытый интегрированный урок истории и искусства "Песни военных лет"

Интегрированный урок истории и искусства "Песни военных лет"...

Технологическая карта интегрированного урока истории и биологии 8 класс "ЕЁ Величество Екатерина II - её величество прививка"

Расширение и углубление знаний учащихся по теме «Российская наука в 18 веке»; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции; разви...