Повторительно - обобщающий урок «Александр II – великий реформатор».
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме
Повторительно - обобщающий урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtoritelno_-_obobshchayushchiy_urok.docx | 41.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторительно – обобщающий урок на тему:
«Александр II – великий реформатор».
Цели и задачи:
- закрепить знания о личности Александра II, его реформах и их значении на развитие России;
- способствовать развитию гражданственности у учащихся;
- формировать у учащихся устойчивый интерес к историческому прошлому»
- создавать условия для развития учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории.
Тип урока: урок-обобщение.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор.
Используемые ЦОР:
- мультимедийная презентация урока;
- тесты.
Используемый учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России XIX в. М., Просвещение.
Ход урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Наш урок посвящен важному событию в истории России – великим реформам XIX в. Кто же был инициатором реформ, которые сравнивают по значению с реформами ПетрI?
Учащиеся: Александр II.
Сообщение учащегося:
Александр II вступил на престол в 1855 г. после неожиданной кончины отца, Николая I. К роли императора его готовили с детства. Он получил прекрасное образование, согласно плану, специально подготовленному В. А. Жуковским. Напряженные занятия продолжались на протяжении 10 лет. Некоторые экзамены, которые цесаревич сдавал дважды в год, принимал сам император: тяжелое испытание и для экзаменующегося, и для его учителей. В конце обучения Александр прослушал курсы лекций по государственному управлению, финансам, дипломатии. Их читали ему видные сановники империи. Кроме того, он совершил длительную поездку по России, первым из Романовых посетив Сибирь.
Как я уже сказала, что в 1855 году Александр Николаевич короновался на царство. Один из наиболее замечательных тогдашних москвичей, поэт и мыслитель Алексей Степанович Хомяков приветствовал императора такими стихами:
И верим мы, и верить будем,
Что даст он дар – венец дарам –
Дар братолюбья к братьям – людям
Любовь отца к своим сынам.
И даст года он яркой славы,
Победу в подвигах войны
И средь прославленной державы
Года цветущей тишины.
26 августа 1856г.
Александр II понимал необходимость реформ в стране. В своих реформаторских начинаниях император опирался на либеральных деятелей, которые в это время заняли высокие правительственные посты. Среди них можно назвать великого князя Константина Николаевича, братьев Н.А. Милютина и Д.А. Милютина, А.В. Головина, П.А. Валуева и др. Именно под их руководством в России состоялись реформы, которые позднее получили именование – Великие реформы.
Вопрос: Что такое реформа? (с лат. – преобразование, изменение, переустройство какой – либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры ).
Причины либеральных реформ:
- Отмена крепостного права.
- Необходимость серьезной реорганизации системы управления на местах.
- Необходимость пересмотра российской судебной системы.
- Необходимость реорганизации военного дела в России.
- В связи с началом капиталистического развития страны и претворением в жизнь либеральных реформ возникла потребность в специалистах.
Учитель: Александр II стал, по выражению А. И, Герцена, «царем-освободителем». Почетное звание, даруемое лишь избранным. Почему?
Учащиеся: при нем было отменено крепостное право.
Учитель: Александр II был сторонником отмены крепостного состояния крестьян. Он говорил: «Мы не желали, давая личную свободу крестьянам, сделать из крестьян людей бездомных. Мы хотели избегнуть того, что происходило за границей, где преобразование совершилось почти везде насильственным образом».
- «Эта речь, - пишет современник, - поставила государя бесконечно выше всех его министров и членов совета. Отныне он приобретал себе бессмертие».
Вопросы:
- Когда был подписан Манифест об отмене крепостного права? (19 февраля 1861 года). Перед подписанием Манифеста, Александр приказал всем выйти из кабинета. Ему хотелось перед подписанием этого великого закона «остаться, - как он сам говорил, - наедине со своей совестью».)
Основные положения крестьянской реформы 1861 года.
- Что в результате реформы получили крестьяне? (личную свободу).
- Что значит получить личную свободу? (Крестьяне получили возможность решать: где и как жить, можно было жениться, не спрашивая у помещика согласия; можно было самостоятельно заключать сделки, открывать предприятия, переходить в другие сословия).
- На каких условиях освобождались крестьяне?
В результате крестьянской реформы:
- введено крестьянское самоуправление, т.е. сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами;
- община распределяла землю, раскладывала повинности, определяла очередность отбывания рекрутской повинности;
вводился волостной крестьянский суд по маловажным преступлениям и имущественным искам.
Значение крестьянской реформы:
- она предоставила возможность развития крестьянского предпринимательства;
- способствовала росту отхода крестьян на заработки;
давала сильный толчок развития капитализма в России.
Учитель:
Итоги крестьянской реформы 1861г. вызвали критику со стороны демократической общественности, радикалов – революционеров, представителей социалистической мысли. Поэт Некрасов так откликнулся на итоги реформы, ликвидировавшей крепостное право:
Распалась цепь великая,
Распалась и ударила
Одним концом – по барину,
Другим – по мужику.
Вопрос: как вы понимаете эти строки Некрасова?
А) что значит «распалась цепь великая?»
Б) что значит ударила «одним концом – по барину»?
В) что значит ударила «другим концом – по мужику»?
Исторический диктант?
Оценка по документу?
Реформа 1861 года стала величайшим политическим свершением XIX века.
Учитель:
Россия после отмены крепостного права превратилась в совершенно иную страну. Многие административные учреждения и правовые нормы устарели в один день. Возникла необходимость продолжить преобразования и привести в соответствие с новым социальным порядком государственное устройство.
Вопрос? Какие были проведены реформы?
- Были проведены: земская, городская, судебная, военная, просвещения, финансовая.
Когда осуществлялась земская реформа? (Земская реформа 1 января 1864 года.)
- К началу 60-х гг. XIX века прежнее управление на местах показало свою полную несостоятельность. Да и дворянам надо было как-то компенсировать утрату прежней власти.
Содержание земской реформы:
- создание органов местного самоуправления – земств;
- организация медицинской и ветеринарной помощи;
появление образовательных учреждений.
Принципы.
Работа с документом в учебнике «Из положения о губернских и уездных учреждениях» стр. 155-156
Вопрос: №1 стр.157
Положительные последствия:
- создание широкой сети земских больниц и школ;
- улучшилась дорожная сеть;
земства оказывали агрономическую и ветеринарную помощь крестьянам.
Но:
- У земств отсутствовали какие бы то ни было политические функции (т.е. они не влияли на правительство);
- Преобладающее положение в земствах занимало дворянство;
- Земства зависели от органов центральной власти;
- Финансовые возможности земств были ограничены;
Медленно решались финансовые и хозяйственные вопросы.
Вывод: Земская реформа создала в России новый, современный институт местного самоуправления, приобщила к гражданской жизни ранее абсолютно бесправное крестьянство, способствовала развитию благоустройства. Описанный А.П.Чеховым земский интеллигент – врач и учитель, бескорыстный подвижник и знаток своего дела – стал олицетворением лучших черт русской интеллигенции.
Городская реформа 1870 г.
По типу земской была проведена и городская реформа.
Суть реформы: (она заменила прежние сословные городские думы всесословными выборными городскими учреждениями) :
- Распорядительный орган – Городская дума.
- Исполнительный орган – Городская управа.
Выборы по имущественному цензу, вследствие чего выборщики разбивались на 3 курии. (1 – крупные предприниматели, платившие в городскую казну 1/3 налогов; 2 - более мелкие налогоплательщики еще одной 1/3; 3 – все остальные налогоплательщики – рабочие, служащие, интеллигенция).
Вопрос? Какие вопросы решало городское общественное самоуправление?
Вопросы, которые решала городская власть:
- благоустройство городов;
- устройство рынков и базаров;
- попечение о местной торговле и промышленности;
- здравоохранение и народное образование;
- принятие санитарных и противопожарных мер;
установление местных сборов.
Положительные последствия реформы:
- значительное улучшение благоустройства городов;
- улучшение системы здравоохранения и народного образования;
создание сети попечительских заведений.
Но:
- органы городского самоуправления были лишены значительной доли самостоятельности. (Кем контролировалась ее деятельность? Государством. Губернатор или министр внутренних дел утверждал городского голову – председателя управы. Они же могли наложить запрет на любое решение думы).
- в них преобладала торгово-промышленная буржуазия;
рабочие, служащие, интеллигенция были отстранены от участия в городском самоуправлении.
Самым последовательным преобразованием Александра II стала судебная реформа.
Вопрос: когда она была проведена? ( 20 ноября 1964 года.)
Цель реформы: создание законодательства и судебно-исполнительной системы, отвечающей требованиям в обществе и ни в чем не уступающей подобным европейским институтам.
Принципы нового суда:
- введение суда присяжных заседателей;
- суды становились бессословными, гласными и состязательными, независимыми от администрации;
создан институт мировых судей.
Схема: Структура российского суда.
- Суд мировой (рассматривал мелкие уголовные и гражданские дела).
- Общий суд (включал) окружной суд(рассматривали сложные уголовные и гражданские дела); судебные палаты (рассматривали дела о должностных преступлениях чиновников).
Вопрос? В каких судах присутствовали присяжные заседатели? (в окружных судах при рассмотрении уголовных дел).
Высшей апелляционной инстанцией становился Сенат, он также рассматривал политические дела.
Российская судебная система стала самой передовой для того времени.
Либеральные преобразования в обществе вызвали необходимость проведения коренных реформ в армии.
Вопрос: Когда проводилась военная реформа? (1861-1874 г.г.)
1)Вспомните, какая система комплектования армии существовала в России?
Рекрутская повинность - способ комплектования вооружённых сил Российской империи (Русской императорской армии и флота) до 1874 года. Рекрутская повинность введена в России Петром I в 1699 году.
2)Какие недостатки со временем обнаружились
в этой системе набора в армии?
Схема. Усиление экспансии европейских держав, поражение России в Крымской войне, военное развитие Западной Европы, образование милитаристской Германской империи, рост революционного движения в России – необходимость коренной реорганизации военного дела в России.
Вопрос: кто являлся руководителем военной реформы?
(Руководитель военной реформы Милютин Дмитрий Алексеевич – российский государственный и военный деятель, генерал-фельдмаршал, член-корреспондент, почетный член Петербургской АН. Военный министр с 1861 года).
Содержание реформы:
- 1864 г. Образование 15 военных округов со своим управлением, подчинением военному министру;
- реорганизация системы комплектования армии: введена всеобщая воинская повинность; (вместо рекрутских наборов со времен Петра I переход ко всеобщей воинской повинности был серьезным ударом по сословной организации общества).
- сокращение срока службы (6 и 7 лет действительной службы , 3 и 9 в запасе);
- отмена телесных наказаний; (зависимости от рода войск).
техническое перевооружение армии и флота.
Вопрос: что такое воинская повинность?
Схема. Меры по техническому перевооружению армии и флота:
- коренная техническая реконструкция военных заводов;
- использование достижений ученых и конструкторов;
- замена гладкоствольного оружия нарезным и скорострельным;
строительство парового флота.
Вопрос: Каково значение военной реформы? (Россия получила массовую армию современного типа. Поднят авторитет воинской службы).
В манифесте о всеобщей воинской повинности говорилось: «Дело защиты Отечества есть общее дело народа и священная обязанность каждого русского подданного».
Учитель:
Образование и просвещение были предметом особенных забот императора Александра Николаевича.
Вопросы: когда осуществлялась реформа в области народного образования? (1863-1864гг.)
Каковы изменения в системе образования?(начальное, среднее, высшее)
- Система образования подверглась значительной перестройке, затронувшей все три ее ступени: начальную, высшую и среднюю.
Последствия реформы:
- увеличилось число учебных заведений – гражданских, военных и духовных;
- созданы начальные школы различных типов – государственные, земские, церковно-приходские, воскресные; (Александра II можно назвать создателем сельской школы).
- в Сибири открыто первое высшее учебное заведение (университет в Томске);
- увеличилось количество начальных сельских школ;
- положено начало женскому образованию: открылись гимназии для женщин и высшие женские курсы;
- в гимназии могли учиться дети любого сословия;
- восстановлена автономии университетов.
Недостатки реформы:
- был закрыт доступ в университеты для выпускников реальных гимназий и девушек, выпускниц гимназий;
- в гимназиях устанавливалась высокая плата за обучение, так что не все могли себе это позволить.
Значение и последствия реформ:
- Либеральные реформы изменили весь уклад жизни государства.
- Созданы органы самоуправления и суда.
- Реформы способствовали росту производительных сил страны её обороноспособности.
- Выросло гражданское самосознание населения.
- Быстрыми темпами стали распространяться просвещение, улучшилось качество жизни.
- Россия сделала шаги в создании цивилизованных форм государства.
Вывод: Все эти «исправления» и «улучшения» имели свои причины. Александр II не мог позволить, чтобы проводимые им реформы привели к нарушению спокойствия и стабильности в стране. Он считал, что сохранить порядок в обществе можно, если строго соблюдать сложившееся в высших эшелонах власти равновесие. Именно поэтому разработкой реформ занимались одни, ярые сторонники перемен, а их проведением в жизнь, — другие, по сути дела, противники преобразований. Реформы 60-70-х г.г. – крупное явление в истории России. Россия подключилась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности населения и его волеизъявлении. Основным итогом развития России в 60-70-е годы XIX века явилось коренное обновление общественно - политической и культурной жизни на либеральных началах. Но это были только первые шаги.
(В результате Великих реформ самые широкие слои населения Российской империи получили гораздо больше свобод, нежели имели ранее. Реформы не только пробуждали общественную инициативу. Но и вводили самоуправление в университетах, селах, волостях, городах, губерниях, демократизировали суд, создали новую армию. Великие реформы в значительной степени способствовали всесторонней модернизации страны, создали условия для экономических и социальных перемен.)
Заключительное слово учителя, подведение итогов, выставление оценок.
Домашнее задание:
Попробуйте нарисовать символ, эмблему России в эпоху реформ.
Тест.
1)Судебная реформа была проведена на принципах:
а) сословности; б) бессословности; в) гласности; г) недопущения гласности?
2)Главная причина отмены крепостного права:
а) недовольство помещиков; б) деятельность либералов; в) кризис крепостнической системы; в) правительственная инициатива?
3)Главное последствие земской реформы:
а) возможность открытой политической деятельности;
б) отмена цензуры в России;
в) возможность хозяйственной инициативы на местах;
г) формирование на местах политических партий?
4)Из либеральных реформ позже других проводилась:
а) земская; б) военная; в) городская; г) судебная?
5)Наиболее последовательной из буржуазных преобразований являлась реформа:
а) городская; б) земская; в) судебная; г) крестьянская?
6)К чему привели реформы 60-70-х гг.:
а) к исчезновению феодальных пережитков в России; б) к ликвидации самодержавия;
в) к ускорению развития общества; г) к уничтожению дворянских привилегий?
7) Либеральные реформы 1860-1870-х гг. привели к изменениям в области:
а) государственно-территориального устройства; б) центрального аппарата управления;
в) местного самоуправления; г) комплектования армии; д) судопроизводства?
____________________________________________________________________
Тест.
1)Судебная реформа была проведена на принципах:
а) сословности; б) бессословности; в) гласности; г) недопущения гласности?
2)Главная причина отмены крепостного права:
а) недовольство помещиков; б) деятельность либералов; в) кризис крепостнической системы; в) правительственная инициатива?
3)Главное последствие земской реформы:
а) возможность открытой политической деятельности;
б) отмена цензуры в России;
в) возможность хозяйственной инициативы на местах;
г) формирование на местах политических партий?
4)Из либеральных реформ позже других проводилась:
а) земская; б) военная; в) городская; г) судебная?
5)Наиболее последовательной из буржуазных преобразований являлась реформа:
а) городская; б) земская; в) судебная; г) крестьянская?
6)К чему привели реформы 60-70-х гг.:
а) к исчезновению феодальных пережитков в России; б) к ликвидации самодержавия;
в) к ускорению развития общества; г) к уничтожению дворянских привилегий?
7) Либеральные реформы 1860-1870-х гг. привели к изменениям в области:
а) государственно-территориального устройства; б) центрального аппарата управления;
в) местного самоуправления; г) комплектования армии; д) судопроизводства?
Ответы на тест: 1) в; 2) в; 3) в; 4) б; 5) в; 6) в; 7) в, г, д
О чем или о ком идет речь?
- Крестьянин, освобожденный по реформе 1861 г. от крепостной зависимости, но не переведенный на выкуп.
Ответ:_____________________________.
- Договор помещика с крестьянами о размере надела и условиях выкупной операции.
Ответ:______________________________.
- Отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещика участки земли.
Ответ: ______________________________.
- 80% от стоимости надела, которые платило за крестьянина государство и которое тот должен был вернуть в течение 49 лет.
Ответ:_______________________________.
- Крестьянин, который после 1861г. нес повинности в пользу помещика.
Ответ: _______________________________.
- Земля, добавлявшаяся к крестьянскому наделу.
Ответ:________________________________.
- Преобразование в какой-либо сфере государства.
Ответ:________________________________.
_________________________________________________________________
О чем или о ком идет речь?
- Крестьянин, освобожденный по реформе 1861 г. от крепостной зависимости, но не переведенный на выкуп.
Ответ:_____________________________.
- Договор помещика с крестьянами о размере надела и условиях выкупной операции.
Ответ:______________________________.
- Отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещика участки земли.
Ответ: ______________________________.
- 80% от стоимости надела, которые платило за крестьянина государство и которое тот должен был вернуть в течение 49 лет.
Ответ:_______________________________.
- Крестьянин, который после 1861г. нес повинности в пользу помещика.
Ответ: _______________________________.
- Земля, добавлявшаяся к крестьянскому наделу.
Ответ:________________________________.
- Преобразование в какой-либо сфере государства.
Ответ:________________________________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно- обобщающий урок по теме: "Великая Отечественная война".
Тема: «Великая Отечественная война»(Повторительно-обобщающий урок)проводится в форме урока-конкурса (не ролевая игра)....
Урок по истории "Александр II - великий реформатор".
Конспект повторительно - обобщающего урока в 8 классе....
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война»
Повторительно-обобщающий урок по теме:«Великая Отечественная война» предназначен для учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....
повторительно- обобщающий урок по теме "Великая Отечественная война 1941-1945гг."
повторительно-обобщающий урок...
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в годы правления Александра I»
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в годы правления Александра I»Разработан и проведен Аминовой И.А.Цель урока: Повторение и обобщение изученного материала.Образовательная: закрепить матер...
Повторительно - обобщающий урок по теме: "Великая Отечественная Война" в 9 классе. (Интегрированный: литература, история, музыка)
Интегрированный повторительно - обобщающий урок по теме " Великая Отечественная война". Нетрадиционная форма проведения урока: урок- спектакль....
Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г.
Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г....