Повторительно- обобщающий урок по теме: "Великая Отечественная война".
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Плохотнюк Галина Ивановна

 

Тема: «Великая Отечественная война»

(Повторительно-обобщающий урок)

проводится в форме урока-конкурса (не ролевая игра).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.rar12.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Великая Отечественная война»

(Повторительно-обобщающий урок)

проводится в форме урока-конкурса (не ролевая игра).

Цели урока: 1. Образовательная: повторение и закрепление учебного материала по истории Великой Отечественной войны Советского Союза.

        2. Развивающая: умение работать с картой, работа с дополнительной литературой.

        3. Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, чувство уважения к участникам Великой отечественной войны. Патриотизм. Культуру поведения. Толерантное отношение.

Тип урока: Повторительно-обобщающий урок в форме урока-конкурса. Вопросы и задания подобраны таким образом, чтобы повторить и обобщить знания учащихся и дать им возможность выйти за рамки учебной программы, продемонстрировать свою эрудицию.

 Методы: словесные, опережающего обучения.

Межпредметные связи: литература, география, профессиональный предмет.

Оборудование: ТСО, карточки, портреты, книги по ВОВ., рефераты.

Оформление доски:

- записана тема.

-карта «2 Мировая война и Великая Отечественная война Советского Союза».

- три последовательных листа:

а) на одном перечислены воен6ные операции (к конкурсу №2).

Б) на другом – даты военных операций (к конкурсу №4)

В) на третьем – географические объекты периода войны (к конкурсу №5)

- стенные газеты: «И помнит мир спасенный» (о героях ВОВ) и «Георгий Константинович Жуков».

        - Цитата на ватманском листе:

«Не было в мире такой силы, которая могла сломить и сокрушить германскую армию и нанести ей такие колоссальные потери, как это сделали русские, Советская армия».

                                               У. Черчилль, премьер-министр Англии.

- на отдельном столе готовится выставка о войне.

Подготовка.

Группа делится на 3 команды. Вопросы по конкурсам №1, 3, 5 даются заранее. Заранее готовятся сообщения о героях войны (Зое Космодемьянской, Александре Матросове и др.) каждая команда заранее готовит 3 чистых листа для письменных ответов на вопросы  (на конкурсы №3 (а и б) и №6.

        По ходу проведения урока показываются отрывки из художественных фильмов по Великой Отечественной войне.

Ход урока: 1. Орг. Момент: приветствие, сообщение темы и плана урока.

Учитель: 22 июня 1941 г. В 4 часа утра фашистская Германия без объявления войны, вероломно нарушив договор 1939 г. О ненападении, вторглась на территорию Советского Союза. Началась самая кровопролитная, самая жестокая война из все, которые знало человечество.

(отрывок из х./ф. «Битва за Москву» «Агрессия».

Конкурс №1 «Война».

Команды отвечают устно по билетам. Представитель команды вытаскивает номер соответственно номеру получает билет. 3 бала за правильный ответ.

  1. «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» кто, когда впервые сказал эти слова? (Защитники Брестской крепости)
  2. какими словами начинались радиосообщения о положении на фронтах ВОВ? С голосом какого выдающегося артиста связаны воспоминания об этих радиосводках? («Говорит Москва». Артист Левитан)
  3. истории донесла до нас память о полях ратной славы русского народа (Куликово, Бородино). Какое поле ратной славы оставила в народной памяти ВОВ? Что и когда произошло на нем? Курская дуга.
  4. Кто, где и когда произнес слова, превратившиеся в крылатые и ставшие девизом защитников Москвы? («Позади Москва, а отступать некуда» Панфилов).
  5. Как назывался план немецкого командования нападения на СССР. (Барбаросса).
  6. В каком году начинается коренной перелом в ВОВ?(1942 г.)

Историческая справка: «наиболее трагичные потери Красной армии пленными в следующих сражениях»:

Белосток - Минск (август 1941 г.) – 323 тысячи.

Умань (август 1941 г.) 103 тыс.

Смоленск – Рославль (август 1941 г.) – 348 тыс.

Киев (сентябрь1941 г.) 665 тыс.

Мелитополь (май1942 г.) – 100 тыс.

Изюм – Харьков (май1942 г.) – 207 тыс.

(отрывок из х./ф. «Битва за Москву).

Конкурс №2 «Военные операции».

Ответ по карточкам.

Учитель: Я задаю вопрос, и через 30 секунд по команде все одновременно поднимают карточки с номерами, которые соответствуют правильному ответу. Обратим внимание на доску. Здесь вы видите лист с перечисленными военными операциями, напротив каждой операции цифра. 1 балл за каждый правильный ответ.

  1. где впервые артиллерийско-минометная установка БМ – 13 («Катюша») приняла участие в боях?(14 04 1941 г. Под Оршей).
  2. как назывались операции немецко-фашистского командования по захвату и уничтожению Москвы? («Тайфун»).
  3. Какая битва положила начало коренному перелому в войне? (Под Сталинградом).
  4. кодовое название операции по уничтожению немецко-фашистских войск в районе Курской дуги? («Цитадель»).
  5.  Как назывались операции, проведенные партизанами в тылу противника. («Рельсовая война», «Концерты»).

Пока жюри подводит итоги, мы с вами заслушаем сообщение о Герое ВОВ и тем самым перейдем к конкурсу «Герои войны»

 Сообщение о Г.К. Жукове.

Слово предоставляется жюри.

Конкурс №3 «Герои войны».

Учитель: Миллионы людей более чем ста национальностей защищали свою Родину – Советский Союз. Победа в этой войне сложилась из личных подвигов и подвигов всего народа. Миллионы получили награды, а еще миллионы, может и не получили того, что заслужили.

Справка.

Самого высокого звания – Герой Советского союза – были удостоены 11635 человек. Самый старший из них – простой крестьянин Матвей Кузьмин. В 84 года он повторил подвиг Ивана Сусанина. Русские интеллигенты, профессора: Дмитрий Михайлович Карбышев и Евгений Владимирович Клумов. Они погибли в 65 лет в фашистских концлагерях.

        Среди Героев Советского Союза – 76 женщин и 4 подростка- пионера, которым было по 14 лет

 А сейчас мы заслушаем сообщение о Д.М. Карбышеве.

Ответы на вопросы 3 –го конкурса даются письменно. 1 балл за каждый правильный ответ.

  1. «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай Родина!» собрав последние силы, слабеющей рукой, начертал эти слова на стене умирающий боец. Где была обнаружена эта надпись? (Брестская крепость).
  2. кто первым направил свой горящий самолет на скопище врага (совершил огненный таран?) (Гастело).
  3. Написать фамилию летчика, который после ампутации ног вновь стал летать в бою под Орлом в период Курской битвы сбил 3 фашистских самолета. (Маресьев)

Справка:

        За годы войны 220 летчиков совершили тараны. По 2 тарана совершили 25 летчиков, а герои Советского Союза Хлобыстов и Корзунов – три и четыре соответственно. Присвоено звание Героя Советского союза – 94 человекам.

        На сегодняшний день история ВОВ не назвала ни одного примера, когда бы фашистский самолет таранил советский или направил горящий самолет на наши войска. Нет таких примеров! И они еще хотели победить!

Просмотр отрывка из художественного фильма «Летчики пикирующих бомбардировщиков».

Продолжаем конкурс «Герои войны».

        Всему миру известен подвиг Александра Матросова. Заслушаем подготовленное сообщение о герое.

Справка.

         Таких подвигов, только подтвержденных документами, было 264. 152 человекам было присвоено звание Героя Советского союза. Они шли на смерть не за награды. Среди них 17- летняя партизанка Римма Шершнева: она бросилась на амбразуру, закрыла пулемет и спасла жизнь командиру отряда.

Отрывок из х./ф. «Битва за Москву» - выступление Сталина.

Учитель: А мы продолжаем наш конкурс:

  1. Как называлась операция по дезинформации наступления немцев летом 1942г.? («Кремль»).
  2. Назовите фамилии пионеров – Героев Советского Союза.
  3. Назовите фамилии руководителей подпольной организации «Молодая гвардия», которая действовала в Краснодоне. Все они посмертно удостоены звания Героя Советского союза.
  4. 27 января 1942 г. В газете «Правда» был опубликован очерк Петра Лидова «Таня». Назовите подлинное имя героини этого  очерка, героини- партизанки.
  5. Напишите фамилию командира самого крупного партизанского отряда, действовавшего на Украине. (Ковпак).

В одном из партизанских отрядов находилась девушка. Послушаем сообщение о Зое Космодемьянской, которое нам подготовил…

        Просмотр отрывка из художественного фильма о Зое Космодемьянской.

Конкурс №4 «Знаешь ли ты даты?»

        После вопроса, через 30 сек. По команде поднимаем карточки с ответами. Обратим внимание на доску. Здесь вы видите лист с перечисленными датами напротив каждой цифры, расположите правильно даты, соответственно каждому событию. 1 балл за каждый правильный ответ.

  1. Битва на Курской дуге.  (05.07 – 23.08 1943 г.).
  2. Период ВОВ. (22. 06 1941 – 09. 05. 1945 г.)
  3. Московская битва. (30.09. 1941 – 20.04. 1942)
  4. Тегеранская конференция. (28.11 – 01.12.1943 г)
  5. Берлинская операция. (16.04. 1945 г.)
  6. Блокада Ленинграда. (08.09.1941 – 14.01 – 01.03.1944 г.)
  7. Крымская конференция. (04 - 11. 02. 1945 г)
  8. Период 2 Мировой войны. (01. 09. 1939 – 02. 09. 1945гг.).

Слово жюри.

Конкурс №5 «География ВОВ».

Представители команд вынимают номер, соответственно номеру получают задания (задания записаны на листе бумаги, лист бумаги на доске). Команды работают с картой. Прежде, чем рассказать о географическом объекте, его надо показать на карте.

1. Брестская крепость.

2.Блокада Ленинграда.

3.Курская дуга.

Слово жюри.

ВОВ длилась почти 4 года – 47 месяцев и 18 дней. 4 года лишений, горя, страданий, унижений, смерти. 4 года напряженного труда в тылу врага. 4 года мужества и героизма на фронте. Все как один встали на защиту своей Родины. Люди всех национальностей от мала до велика, люди разных религий решали одну важную задачу – остановить врага, уничтожить врага, очистить от него нашу землю. Долго, целых 4 года шел советский солдат к Берлину.

Конкурс №6 «Окончание войны».

Ответы даются письменно 1 балл за каждый правильный ответ.

  1. Кто водрузил знамя Победы над рейхстагом? ( Кантария, разведчик 756 стр. полка Егоров – 150 стрелковая дивизия).
  2. Когда Знамя Победы было водружено? (30.04. 1945 г.)
  3. Кто поставил свою подпись от имени советского правительства под актом о капитуляции фашистской Германии? ( Г.К. Жуков).
  4. Когда был подписан акт о капитуляции? (08.05.1945 г.).
  5. Когда и где состоялся Парад Победы? (24.06. 1945 г.).
  6. Кто принимал Парад Победы? Кто командовал Парадом? (Г.К. Жуков. Рокоссовский)
  7. Высший полководческий орден?

Сдать листочки.

Слово жюри.

Заключительное слово учителя.

        Скоро в России праздник – 65 годовщина со Дня Победы. Горьким вином помянут старики горькую молодость свою. Отцов помянут, сыновей и дочерей, братьев и сестер, двоюродных и троюродных, кумовьев и соседей. Помянут всех, кого помнят. Убитых бомбами, расстрелянных пулями, изорванный осколками, раздавленных гусеницами, сгоревших в пожарах, замученных в застенках и еще – без счета умиравших и умиравших от голода, холода и ран, от мук и страданий, от горя. Всех помянут за празднично- поминальным столом.

        Помяните Неизвестного Солдата. Его прах разбросан по всей Европе – от Сталинграда до Берлина. И он не знает о торжественном венке, который несколько раз в году возлагается на мраморные плиты у Кремлевской стены. И только наши слезы и слезы потомков, пролитые в бесконечных дождях 1941 -2009 гг., делают его косточки все белее и белее.

        Я уверена, что ваша подготовка к уроку, и его проведение дали вам возможность осязаемо соприкоснуться с той, уже далекой историей Родины, о которой мы не имеем права забывать. Я уверена, что наш сегодняшний разговор нашел неравнодушный отклик в ваших юных сердцах.

Подведение итогов: в нашем конкурсе принимало участие 3 группы. По балам лучше всех сработала группа №… О  чем мы говорили на сегодняшнем уроке?

Рефлексия: Что вам понравилось и что не понравилось на уроке?

Справка.

Самого высокого звания – Герой Советского союза – были удостоены 11635 человек. Самый старший из них – простой крестьянин Матвей Кузьмин. В 84 года он повторил подвиг Ивана Сусанина. Русские интеллигенты, профессора: Дмитрий Михайлович Карбышев и Евгений Владимирович Клумов. Они погибли в 65 лет в фашистских концлагерях.

        Среди Героев Советского Союза – 76 женщин и 4 подростка- пионера, которым было по 14 лет

Справка:

        За годы войны 220 летчиков совершили тараны. По 2 тарана совершили 25 летчиков, а герои Советского Союза Хлобыстов и Корзунов – три и четыре соответственно. Присвоено звание Героя Советского союза – 94 человекам.

        На сегодняшний день история ВОВ не назвала ни одного примера, когда бы фашистский самолет таранил советский или направил горящий самолет на наши войска. Нет таких примеров! И они еще хотели победить!

Справка.

         Таких подвигов, только подтвержденных документами, было 264. 152 человекам было присвоено звание Героя Советского союза. Они шли на смерть не за награды. Среди них 17- летняя партизанка Римма Шершнева: она бросилась на амбразуру, закрыла пулемет и спасла жизнь командиру отряда.

ВОВ длилась почти 4 года – 47 месяцев и 18 дней. 4 года лишений, горя, страданий, унижений, смерти. 4 года напряженного труда в тылу врага. 4 года мужества и героизма на фронте. Все как один встали на защиту своей Родины. Люди всех национальностей от мала до велика, люди разных религий решали одну важную задачу – остановить врага, уничтожить врага, очистить от него нашу землю. Долго, целых 4 года шел советский солдат к Берлину.

  1. 04 -11. 02 1945 г.

  1. 16.04. 1945 г.

      3.    30.09.1941 – 20.04.1942 г.

4.    05.07 -23.08. 1943 г.

5.    22.06. 1941 г.- 09.05. 1945 г.

  1. 28. 11. – 01.12.1943 г

7.   08.09.1941 г – 14.01. -01.03. 1944 г.

  1. 01.09.1939 г.- 02.09. 1945 г.

  1. 04 -11. 02 1945 г.

  1. 16.04. 1945 г.

      3.    30.09.1941 – 20.04.1942 г.

4.    05.07 -23.08. 1943 г.

5.    22.06. 1941 г.- 09.05. 1945 г.

  1. 28. 11. – 01.12.1943 г

8.   08.09.1941 г – 14.01. -01.03. 1944 г.

  1. 04 -11. 02 1945 г.

  1. 16.04. 1945 г.

      3.    30.09.1941 – 20.04.1942 г.

4.    05.07 -23.08. 1943 г.

5.    22.06. 1941 г.- 09.05. 1945 г.

  1. 28. 11. – 01.12.1943 г

7.   08.09.1941 г – 14.01. -01.03. 1944 г.

  1. 01.09.1939 г.- 02.09. 1945 г.

  1. 04 -11. 02 1945 г.

  1. 16.04. 1945 г.

      3.    30.09.1941 – 20.04.1942 г.

4.    05.07 -23.08. 1943 г.

5.    22.06. 1941 г.- 09.05. 1945 г.

6.    28. 11. – 01.12.1943 г

7.   08.09.1941 г – 14.01. -01.03. 1944 г.

8.    01.09.1939 г.- 02.09. 1945 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме: "Великие преобразования России в 18 веке"8

Презентация проверочной работы по теме "Великие преобразования России в 18 веке" (история 8 класс, коррекционная школа VIII вида)...

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война»

Повторительно-обобщающий урок по теме:«Великая Отечественная война» предназначен для учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Повторительно - обобщающий урок по теме: "Великая Отечественная Война" в 9 классе. (Интегрированный: литература, история, музыка)

Интегрированный повторительно - обобщающий урок по теме " Великая Отечественная война". Нетрадиционная форма проведения урока: урок- спектакль....

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г.

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса   Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г....