Повторительно- обобщающий урок по теме: "Великая Отечественная война".
методическая разработка по истории (11 класс) по теме
Тема: «Великая Отечественная война»
(Повторительно-обобщающий урок)
проводится в форме урока-конкурса (не ролевая игра).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.rar | 12.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Великая Отечественная война»
(Повторительно-обобщающий урок)
проводится в форме урока-конкурса (не ролевая игра).
Цели урока: 1. Образовательная: повторение и закрепление учебного материала по истории Великой Отечественной войны Советского Союза.
2. Развивающая: умение работать с картой, работа с дополнительной литературой.
3. Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, чувство уважения к участникам Великой отечественной войны. Патриотизм. Культуру поведения. Толерантное отношение.
Тип урока: Повторительно-обобщающий урок в форме урока-конкурса. Вопросы и задания подобраны таким образом, чтобы повторить и обобщить знания учащихся и дать им возможность выйти за рамки учебной программы, продемонстрировать свою эрудицию.
Методы: словесные, опережающего обучения.
Межпредметные связи: литература, география, профессиональный предмет.
Оборудование: ТСО, карточки, портреты, книги по ВОВ., рефераты.
Оформление доски:
- записана тема.
-карта «2 Мировая война и Великая Отечественная война Советского Союза».
- три последовательных листа:
а) на одном перечислены воен6ные операции (к конкурсу №2).
Б) на другом – даты военных операций (к конкурсу №4)
В) на третьем – географические объекты периода войны (к конкурсу №5)
- стенные газеты: «И помнит мир спасенный» (о героях ВОВ) и «Георгий Константинович Жуков».
- Цитата на ватманском листе:
«Не было в мире такой силы, которая могла сломить и сокрушить германскую армию и нанести ей такие колоссальные потери, как это сделали русские, Советская армия».
У. Черчилль, премьер-министр Англии.
- на отдельном столе готовится выставка о войне.
Подготовка.
Группа делится на 3 команды. Вопросы по конкурсам №1, 3, 5 даются заранее. Заранее готовятся сообщения о героях войны (Зое Космодемьянской, Александре Матросове и др.) каждая команда заранее готовит 3 чистых листа для письменных ответов на вопросы (на конкурсы №3 (а и б) и №6.
По ходу проведения урока показываются отрывки из художественных фильмов по Великой Отечественной войне.
Ход урока: 1. Орг. Момент: приветствие, сообщение темы и плана урока.
Учитель: 22 июня 1941 г. В 4 часа утра фашистская Германия без объявления войны, вероломно нарушив договор 1939 г. О ненападении, вторглась на территорию Советского Союза. Началась самая кровопролитная, самая жестокая война из все, которые знало человечество.
(отрывок из х./ф. «Битва за Москву» «Агрессия».
Конкурс №1 «Война».
Команды отвечают устно по билетам. Представитель команды вытаскивает номер соответственно номеру получает билет. 3 бала за правильный ответ.
- «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» кто, когда впервые сказал эти слова? (Защитники Брестской крепости)
- какими словами начинались радиосообщения о положении на фронтах ВОВ? С голосом какого выдающегося артиста связаны воспоминания об этих радиосводках? («Говорит Москва». Артист Левитан)
- истории донесла до нас память о полях ратной славы русского народа (Куликово, Бородино). Какое поле ратной славы оставила в народной памяти ВОВ? Что и когда произошло на нем? Курская дуга.
- Кто, где и когда произнес слова, превратившиеся в крылатые и ставшие девизом защитников Москвы? («Позади Москва, а отступать некуда» Панфилов).
- Как назывался план немецкого командования нападения на СССР. (Барбаросса).
- В каком году начинается коренной перелом в ВОВ?(1942 г.)
Историческая справка: «наиболее трагичные потери Красной армии пленными в следующих сражениях»:
Белосток - Минск (август 1941 г.) – 323 тысячи.
Умань (август 1941 г.) 103 тыс.
Смоленск – Рославль (август 1941 г.) – 348 тыс.
Киев (сентябрь1941 г.) 665 тыс.
Мелитополь (май1942 г.) – 100 тыс.
Изюм – Харьков (май1942 г.) – 207 тыс.
(отрывок из х./ф. «Битва за Москву).
Конкурс №2 «Военные операции».
Ответ по карточкам.
Учитель: Я задаю вопрос, и через 30 секунд по команде все одновременно поднимают карточки с номерами, которые соответствуют правильному ответу. Обратим внимание на доску. Здесь вы видите лист с перечисленными военными операциями, напротив каждой операции цифра. 1 балл за каждый правильный ответ.
- где впервые артиллерийско-минометная установка БМ – 13 («Катюша») приняла участие в боях?(14 04 1941 г. Под Оршей).
- как назывались операции немецко-фашистского командования по захвату и уничтожению Москвы? («Тайфун»).
- Какая битва положила начало коренному перелому в войне? (Под Сталинградом).
- кодовое название операции по уничтожению немецко-фашистских войск в районе Курской дуги? («Цитадель»).
- Как назывались операции, проведенные партизанами в тылу противника. («Рельсовая война», «Концерты»).
Пока жюри подводит итоги, мы с вами заслушаем сообщение о Герое ВОВ и тем самым перейдем к конкурсу «Герои войны»
Сообщение о Г.К. Жукове.
Слово предоставляется жюри.
Конкурс №3 «Герои войны».
Учитель: Миллионы людей более чем ста национальностей защищали свою Родину – Советский Союз. Победа в этой войне сложилась из личных подвигов и подвигов всего народа. Миллионы получили награды, а еще миллионы, может и не получили того, что заслужили.
Справка.
Самого высокого звания – Герой Советского союза – были удостоены 11635 человек. Самый старший из них – простой крестьянин Матвей Кузьмин. В 84 года он повторил подвиг Ивана Сусанина. Русские интеллигенты, профессора: Дмитрий Михайлович Карбышев и Евгений Владимирович Клумов. Они погибли в 65 лет в фашистских концлагерях.
Среди Героев Советского Союза – 76 женщин и 4 подростка- пионера, которым было по 14 лет
А сейчас мы заслушаем сообщение о Д.М. Карбышеве.
Ответы на вопросы 3 –го конкурса даются письменно. 1 балл за каждый правильный ответ.
- «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай Родина!» собрав последние силы, слабеющей рукой, начертал эти слова на стене умирающий боец. Где была обнаружена эта надпись? (Брестская крепость).
- кто первым направил свой горящий самолет на скопище врага (совершил огненный таран?) (Гастело).
- Написать фамилию летчика, который после ампутации ног вновь стал летать в бою под Орлом в период Курской битвы сбил 3 фашистских самолета. (Маресьев)
Справка:
За годы войны 220 летчиков совершили тараны. По 2 тарана совершили 25 летчиков, а герои Советского Союза Хлобыстов и Корзунов – три и четыре соответственно. Присвоено звание Героя Советского союза – 94 человекам.
На сегодняшний день история ВОВ не назвала ни одного примера, когда бы фашистский самолет таранил советский или направил горящий самолет на наши войска. Нет таких примеров! И они еще хотели победить!
Просмотр отрывка из художественного фильма «Летчики пикирующих бомбардировщиков».
Продолжаем конкурс «Герои войны».
Всему миру известен подвиг Александра Матросова. Заслушаем подготовленное сообщение о герое.
Справка.
Таких подвигов, только подтвержденных документами, было 264. 152 человекам было присвоено звание Героя Советского союза. Они шли на смерть не за награды. Среди них 17- летняя партизанка Римма Шершнева: она бросилась на амбразуру, закрыла пулемет и спасла жизнь командиру отряда.
Отрывок из х./ф. «Битва за Москву» - выступление Сталина.
Учитель: А мы продолжаем наш конкурс:
- Как называлась операция по дезинформации наступления немцев летом 1942г.? («Кремль»).
- Назовите фамилии пионеров – Героев Советского Союза.
- Назовите фамилии руководителей подпольной организации «Молодая гвардия», которая действовала в Краснодоне. Все они посмертно удостоены звания Героя Советского союза.
- 27 января 1942 г. В газете «Правда» был опубликован очерк Петра Лидова «Таня». Назовите подлинное имя героини этого очерка, героини- партизанки.
- Напишите фамилию командира самого крупного партизанского отряда, действовавшего на Украине. (Ковпак).
В одном из партизанских отрядов находилась девушка. Послушаем сообщение о Зое Космодемьянской, которое нам подготовил…
Просмотр отрывка из художественного фильма о Зое Космодемьянской.
Конкурс №4 «Знаешь ли ты даты?»
После вопроса, через 30 сек. По команде поднимаем карточки с ответами. Обратим внимание на доску. Здесь вы видите лист с перечисленными датами напротив каждой цифры, расположите правильно даты, соответственно каждому событию. 1 балл за каждый правильный ответ.
- Битва на Курской дуге. (05.07 – 23.08 1943 г.).
- Период ВОВ. (22. 06 1941 – 09. 05. 1945 г.)
- Московская битва. (30.09. 1941 – 20.04. 1942)
- Тегеранская конференция. (28.11 – 01.12.1943 г)
- Берлинская операция. (16.04. 1945 г.)
- Блокада Ленинграда. (08.09.1941 – 14.01 – 01.03.1944 г.)
- Крымская конференция. (04 - 11. 02. 1945 г)
- Период 2 Мировой войны. (01. 09. 1939 – 02. 09. 1945гг.).
Слово жюри.
Конкурс №5 «География ВОВ».
Представители команд вынимают номер, соответственно номеру получают задания (задания записаны на листе бумаги, лист бумаги на доске). Команды работают с картой. Прежде, чем рассказать о географическом объекте, его надо показать на карте.
1. Брестская крепость.
2.Блокада Ленинграда.
3.Курская дуга.
Слово жюри.
ВОВ длилась почти 4 года – 47 месяцев и 18 дней. 4 года лишений, горя, страданий, унижений, смерти. 4 года напряженного труда в тылу врага. 4 года мужества и героизма на фронте. Все как один встали на защиту своей Родины. Люди всех национальностей от мала до велика, люди разных религий решали одну важную задачу – остановить врага, уничтожить врага, очистить от него нашу землю. Долго, целых 4 года шел советский солдат к Берлину.
Конкурс №6 «Окончание войны».
Ответы даются письменно 1 балл за каждый правильный ответ.
- Кто водрузил знамя Победы над рейхстагом? ( Кантария, разведчик 756 стр. полка Егоров – 150 стрелковая дивизия).
- Когда Знамя Победы было водружено? (30.04. 1945 г.)
- Кто поставил свою подпись от имени советского правительства под актом о капитуляции фашистской Германии? ( Г.К. Жуков).
- Когда был подписан акт о капитуляции? (08.05.1945 г.).
- Когда и где состоялся Парад Победы? (24.06. 1945 г.).
- Кто принимал Парад Победы? Кто командовал Парадом? (Г.К. Жуков. Рокоссовский)
- Высший полководческий орден?
Сдать листочки.
Слово жюри.
Заключительное слово учителя.
Скоро в России праздник – 65 годовщина со Дня Победы. Горьким вином помянут старики горькую молодость свою. Отцов помянут, сыновей и дочерей, братьев и сестер, двоюродных и троюродных, кумовьев и соседей. Помянут всех, кого помнят. Убитых бомбами, расстрелянных пулями, изорванный осколками, раздавленных гусеницами, сгоревших в пожарах, замученных в застенках и еще – без счета умиравших и умиравших от голода, холода и ран, от мук и страданий, от горя. Всех помянут за празднично- поминальным столом.
Помяните Неизвестного Солдата. Его прах разбросан по всей Европе – от Сталинграда до Берлина. И он не знает о торжественном венке, который несколько раз в году возлагается на мраморные плиты у Кремлевской стены. И только наши слезы и слезы потомков, пролитые в бесконечных дождях 1941 -2009 гг., делают его косточки все белее и белее.
Я уверена, что ваша подготовка к уроку, и его проведение дали вам возможность осязаемо соприкоснуться с той, уже далекой историей Родины, о которой мы не имеем права забывать. Я уверена, что наш сегодняшний разговор нашел неравнодушный отклик в ваших юных сердцах.
Подведение итогов: в нашем конкурсе принимало участие 3 группы. По балам лучше всех сработала группа №… О чем мы говорили на сегодняшнем уроке?
Рефлексия: Что вам понравилось и что не понравилось на уроке?
Справка.
Самого высокого звания – Герой Советского союза – были удостоены 11635 человек. Самый старший из них – простой крестьянин Матвей Кузьмин. В 84 года он повторил подвиг Ивана Сусанина. Русские интеллигенты, профессора: Дмитрий Михайлович Карбышев и Евгений Владимирович Клумов. Они погибли в 65 лет в фашистских концлагерях.
Среди Героев Советского Союза – 76 женщин и 4 подростка- пионера, которым было по 14 лет
Справка:
За годы войны 220 летчиков совершили тараны. По 2 тарана совершили 25 летчиков, а герои Советского Союза Хлобыстов и Корзунов – три и четыре соответственно. Присвоено звание Героя Советского союза – 94 человекам.
На сегодняшний день история ВОВ не назвала ни одного примера, когда бы фашистский самолет таранил советский или направил горящий самолет на наши войска. Нет таких примеров! И они еще хотели победить!
Справка.
Таких подвигов, только подтвержденных документами, было 264. 152 человекам было присвоено звание Героя Советского союза. Они шли на смерть не за награды. Среди них 17- летняя партизанка Римма Шершнева: она бросилась на амбразуру, закрыла пулемет и спасла жизнь командиру отряда.
ВОВ длилась почти 4 года – 47 месяцев и 18 дней. 4 года лишений, горя, страданий, унижений, смерти. 4 года напряженного труда в тылу врага. 4 года мужества и героизма на фронте. Все как один встали на защиту своей Родины. Люди всех национальностей от мала до велика, люди разных религий решали одну важную задачу – остановить врага, уничтожить врага, очистить от него нашу землю. Долго, целых 4 года шел советский солдат к Берлину.
- 04 -11. 02 1945 г.
- 16.04. 1945 г.
3. 30.09.1941 – 20.04.1942 г.
4. 05.07 -23.08. 1943 г.
5. 22.06. 1941 г.- 09.05. 1945 г.
- 28. 11. – 01.12.1943 г
7. 08.09.1941 г – 14.01. -01.03. 1944 г.
- 01.09.1939 г.- 02.09. 1945 г.
- 04 -11. 02 1945 г.
- 16.04. 1945 г.
3. 30.09.1941 – 20.04.1942 г.
4. 05.07 -23.08. 1943 г.
5. 22.06. 1941 г.- 09.05. 1945 г.
- 28. 11. – 01.12.1943 г
8. 08.09.1941 г – 14.01. -01.03. 1944 г.
- 04 -11. 02 1945 г.
- 16.04. 1945 г.
3. 30.09.1941 – 20.04.1942 г.
4. 05.07 -23.08. 1943 г.
5. 22.06. 1941 г.- 09.05. 1945 г.
- 28. 11. – 01.12.1943 г
7. 08.09.1941 г – 14.01. -01.03. 1944 г.
- 01.09.1939 г.- 02.09. 1945 г.
- 04 -11. 02 1945 г.
- 16.04. 1945 г.
3. 30.09.1941 – 20.04.1942 г.
4. 05.07 -23.08. 1943 г.
5. 22.06. 1941 г.- 09.05. 1945 г.
6. 28. 11. – 01.12.1943 г
7. 08.09.1941 г – 14.01. -01.03. 1944 г.
8. 01.09.1939 г.- 02.09. 1945 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме: "Великие преобразования России в 18 веке"8
Презентация проверочной работы по теме "Великие преобразования России в 18 веке" (история 8 класс, коррекционная школа VIII вида)...
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война»
Повторительно-обобщающий урок по теме:«Великая Отечественная война» предназначен для учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....
повторительно- обобщающий урок по теме "Великая Отечественная война 1941-1945гг."
повторительно-обобщающий урок...
Повторительно - обобщающий урок по теме: "Великая Отечественная Война" в 9 классе. (Интегрированный: литература, история, музыка)
Интегрированный повторительно - обобщающий урок по теме " Великая Отечественная война". Нетрадиционная форма проведения урока: урок- спектакль....
Повторительно - обобщающий урок урок по теме "Великая Отечественная война 1941-1945 гг"
Разработка урока по истории России в 9 классе...
Повторительно - обобщающий урок по разделу: Вторая мировая война и ее последствия"
Повторительно - обобщающий урок...
Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г.
Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г....