Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Конспект урока по теме "Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_absolyutizm.docx | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
История Нового времени. 7 класс.
Урок 4. «Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе».
Этап проверки домашнего задания.
Тест по теме «Технические открытия. Выход к мировому океану. ВГО и их последствия».
Этап актуализации знаний.
- В какие столетия в Англии и Франции сформировались сословно-представительные учреждения? (в XIII в. в Англии, в XIV в.во Франции)
- Какие причины способствовали их созданию? (короли стремились укрепить свою власть, получив поддержку большей части общества, а особенно крупных феодалов)
- Какое влияние оказывали эти учреждения на политическую жизнь государств и положение сословий? (постепенно преодолевалась феодальная раздробленность, некоторые слои принимали участие в политической жизни общества)
Этап изучения нового материала.
В XIX в. Канцлер Германии Отто фон Бисмарк говорил: «Абсолютизм требует от правителя в первую очередь беспристрастности, честности, верности своему долгу, работоспособности и скромности». Действительно ли короли Европы соответствовали этой характеристике?
Рожденный подданным должен повиноваться
Абсолютизм – это форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному человеку – монарху.
Как Вы думаете, почему подданные были готовы полностью подчиниться королю? (Абсолютизм предполагал прекращение междоусобных войн, упразднение феодальных землевладений, сковывавших развитие промышленности и торговли, а также формирование единого национального государства. Все это встречало поддержку крестьянства, горожан и дворянства).
Признаки абсолютизма:
- Создание общегосударственного аппарата управления, состоящего из чиновников
- Формирование постоянной профессиональной армии
- Создание государственной налоговой системы
- Введение единого государственного законодательства и административного устройства
- Образование государственной церкви
- Проведение единой государственной экономической политики
- Создание системы единых мер и весов
Один король – одна страна
Работая с п.3 учебника (с.29-34) заполните пропуски в сравнительной таблицу.
Линии сравнения | Англия | Франция |
Единое административное устройство | Наступление против отдаленных северных графств и Уэльса, сохранявших некоторую независимость, подчинение их Лондону. Конфискация земель мятежников в пользу королевской казны. | Провинции Нормандия, Бургундия и ряд других теряют свои старые права, обеспечивавшие им независимость, подчиняются королевской власти. |
Отношения с представительными органами | Короли собирали парламент, но стремились делать это как можно реже. Монархи изобретали всяческие средства, чтобы уменьшить их значение. Имели право вето – могли запретить любое решение парламента. | Короли не собирали Генеральные штаты с 1614 по 1789 г., но вынуждены были считаться с парламентами крупных городов в случае большой необходимости. |
Общегосударственный аппарат управления | Создание Тайного совета (от 1 до 1,5 тыс. чиновников), членов которого назначал монарх. Тайны совет совместно с королем определял направления внутренней и внешней политики государства, занимался вопросами финансов и обороной страны. Король – глава государства. Главный доход – не жалованье, а плата населения чиновникам за услуги. | Фактически в стране существовало личное правление короля. При нем имелся совет, считавшийся правительством, но монарх сам назначал его членов, и за ним оставалось последнее слово. Главный доход – не жалованье, а плата населения чиновникам за услуги. |
Судебная и местная власть | Большая часть судебных дел передавалась в ведение королевских судов. Звездная палата наблюдала за системой правосудия в Англии. Существовали и выборные мировые судьи, которые управляли графствами. Правительство активно следило за кандидатами. | Французские короли считали, что высшие судебные органы в провинциях стесняют высшие судебные органы в провинциях - парламенты. Стремясь усилить свою власть в провинции посылали своих представителей – интендантов, которые следили за исполнением законов. |
Постоянная армия | Малочисленная армия, но сильный военный флот. | Самая большая и сильная сухопутная армия в мире. |
Государственная налоговая система | Налоги устанавливались парламентом, что не давало королю возможность их постоянно увеличивать. | Постоянный рост прямых и косвенных налогов. |
Единая законодательная система | Законы обсуждались в парламенте и принимались королем. | Король считал, что его подписи достаточно, чтобы его указы стали законом. |
Монарх – наместник Христа на земле | Англиканская церковь, распространение протестантизма. | Католичество. Король смог подчинить церковь в первую очередь себе. |
Государственная экономическая политика | Меркантилизм – экономическая политика и экономическое учение, в основе которого лежит идея необходимости преобладания вывоза товаров за границу над их ввозом с целью привлечения денег в страну. | Меркантилизм – экономическая политика и экономическое учение, в основе которого лежит идея необходимости преобладания вывоза товаров за границу над их ввозом с целью привлечения денег в страну. |
Несмотря на особенности развития и в Англии, и во Франции короли стремились к укреплению личной власти, полагая, что право повелевать дано Богом. Они успешно пытались ограничить влияние парламента и Генеральных штатов в государстве.
Монарх – помазанник Божий
Верховная власть короля проявлялась в праве определять религию государства, вершить справедливый суд, объявлять войну и заключать мир, назначать чиновников и даровать дворянство простолюдинам, издавать указы, чеканить монеты, собирать налоги, а также в праве помилования.
Вспомним высказывание О. Бисмарка о том, каким должен быть монарх. Соответствовал ли Людовик XIV данной характеристике?
Создание национальных государств
В рамках абсолютистских государств, имеющих четкие границы, одну господствующую религию, один язык и общую культуру складывались централизованные национальные государства.
- Англия и Франция – централизованные монархические государства.
- Германия и Италия сохранили феодальную раздробленность, в государственных образованиях которых местные правители фактически превратились в абсолютных монархов.
- Венеция, Швейцария и Нидерланды стали республиками, что было в те времена большой редкостью.
Этап подведения итогов.
- Дайте определения понятиям «абсолютизм» и «меркантилизм» (меркантилизм - Меркантилизм – экономическая политика и экономическое учение, в основе которого лежит идея необходимости преобладания вывоза товаров за границу над их ввозом с целью привлечения денег в страну; абсолютизм - это форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному человеку – монарху)
- Назовите причины формирования абсолютизма в странах Европы? (Абсолютизм предполагал прекращение междоусобных войн, упразднение феодальных землевладений, сковывавших развитие промышленности и торговли, а также формирование единого национального государства. Все это встречало поддержку крестьянства, горожан и дворянства).
- Как идеологически обосновывалась абсолютная власть монархов? (король – помазанник Божий, ему власть дана свыше, монархи Европы в то же время не могли установить деспотичную власть)
Домашнее задание.
Прочитать п. 3, выучить записи в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Усиление королевской власти" в XVI–XVII вв. Абсолютизм в Европе" (7-й класс)
Поурочный план...
Усиление королевской власти в XVI – XVII вв. Абсолютизм в Европе
конспект урока по истории для 7 класса...
Технологическая карта урока "Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе"
История 7 класс...
От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану. Встреча миров. ВГО. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе.
Проверочная работа ро истории Нового времени для 7 класса...
Усиление королевской власти в XVI—XVII вв. Абсолютизм в Европе
охарактеризовать особенности абсолютизма как формы правления; рассмотреть разнообразные формы европейского абсолютизма.Предметные: охарактеризовать особенности абсолютизма какформы правления; рас...
Презентация "Усиление королевской власти в XVI – XVII вв. Абсолютизм в Европе."
Презентация по теме: "Усиление королевской власти в XVI – XVII вв. Абсолютизм в Европе."...
§3. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе (презентация по всеобщей истории, 7 класс)
ect;3. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе (презентация по всеобщей истории, 7 класс)по учебнику Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М....