Методическая разработка темы "Школа музейного актива 15-17 лет"
методическая разработка по истории на тему
Методическая разработка темы "Школа музейного актива 15-17 лет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_temy_shkola_muzeynogo_aktiva_15-17_let_.docx | 17.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 372 МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Методическая разработка темы:
«Школа музейного актива»
Возрастной диапазон освоения программы 15 – 17 лет
Учитель истории и обществознания Худолей Л.Л.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2016
Пояснительная записка
В последние годы начался процесс возрождения школьных музеев. В связи с этим большое значение придаётся подготовке актива музея из состава учащихся школы.
В процессе воспитания и образования детей в современной школе особое место занимает школьный музей. В настоящее время непреложной остаётся истина: школьный музей может и должен быть важнейшим элементом воспитания. Посещая музей, рассматривая его экспонаты, школьники на конкретных примерах знакомятся с историей школы, района, города. Огромное значение для развития патриотического сознания нового поколения имеют музеи и залы, посвящённые событиям Великой Отечественной войны.
Предлагаемая образовательная программа « Основы музееведения и экскурсионной работы « предназначена для учащихся школ, в которых имеются музеи или музейные залы. В ходе обучения школьники знакомятся с историей музеев Санкт-Петербурга, овладевают основными понятиями музееведения. Раздел, посвященный экскурсионной работе, в основном направлен на формирование практических навыков подготовки и проведения экскурсий по музейной экспозиции. Наличие актива школьников, имеющих специальную подготовку, позволит более эффективно включать школьную экспозицию школьного музея в учебно-воспитательный процесс. Данная программа включает два раздела , ориентирующих учащихся на активную общественную деятельность.
Данная программа имеет туристско-краеведческую направленность общекультурного уровня освоения.
Цель: Воспитание патриотизма у детей; формирование интереса к истории Отечества; уважения к труду и подвигу старшего поколения.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с историей и практикой музейного дела и экскурсионной работы;
основными понятиями этой области культуры;
познакомить с методикой и практикой работы с музейными экспонатами, обработки и оформления музейной документации.
Воспитательные:
Воспитывать и поддерживать интерес детей к истории Отечества;
привлекать детей к общению с ветеранами войны и участниками других важных событий;
сформировать углублённое и неформальное отношение к фактам и событиям.
Развивающие:
Развивать навыки работы с историческим и экспозиционным материалом, составления текста экскурсии, общения с аудиторией;
развивать мышление, память, внимание и речь.
Знакомство с историей музейного дела повышает общий культурный уровень детей. Занятия, посвященные экскурсионной работе, способствуют выработке умения грамотно и достойно общаться с самыми разными людьми.
Условия реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения. Набор в группу свободный.
Возраст обучающихся по данной программе 15-17 лет.
Предусмотренное по программе количество часов в год – 144 часа с режимом обучения по 2 часа 2 раза в неделю.
Данная программа предназначена для детей, желающих работать в школьном музее. Школьники, обучающиеся по данной программе, проявляют интерес к истории, краеведению.
Содержание программы.
Программа состоит из трех разделов:
1.Музеи Санкт-Петербурга.
2.Основы музееведения.
3.Основы экскурсионной работы.
4.Участие в историко-патриотических акциях района и города.
5.Шефская деятельность (ветеранские организации, учащиеся младших классов).
Раздел « Музеи Санкт-Петербурга «включает в себя:
- Определение термина « музей». Классификация музеев. Музей в обществе и культуре.
-Музей этнографии им. Петра Великого. Музей Ломоносова. История формирования экспозиции, важнейшие экспонаты, история строительства здания.
-Центральный Военно-Морской музей. История формирования экспозиции.
-Военно-исторический музей артиллерии, войск связи и инженерных войск. История формирования экспозиции, важнейшие экспонаты.
-Государственный Эрмитаж. Тематические отделы музея.
-Государственный Русский музей. Важнейшие экспонаты. История строительства здания.
-Историко-культурный заповедник Петропавловская крепость. Собор св. апостолов Петра и Павла. Экспозиция музея истории города.
-Выездное занятие. Филиал музея истории города « Монумент героическим защитникам Ленинграда .
-Государственный музей А.В.Суворова.
-Летний сад и дворец Петра I.
-Государственный музей городской скульптуры. Выездное занятие в Александро-Невскую лавру.
-Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда.
-Выездное занятие. Посещение Музея-библиотеки Книги блокадного города.
-Выездное занятие. Посещение музея в другой школе Московского района.
Раздел « Основы музееведения «.
-Направления деятельности музея: научно-фондовая работа, экспозиционно-выставочная деятельность, образовательная деятельность музея.
-Музейные фонды. Основной и вспомогательный фонды.
-Музейная инвентаризация. Правила учета и хранения музейных предметов.
-Оформление экспозиции музея. Стенды. Витрины. Выставки. Тематико-экспозиционный план.
Раздел « Основы экскурсионной работы «.
-Вводное занятие. Виды экскурсий.
-Показ и рассказ в экскурсии.
-Разработка фрагмента экскурсии.
-Итоговые занятия. Представление фрагмента экскурсии.
Раздел 4 и Раздел 5 имеют практическую направленность , помогают учащимся реализовать полученные знания и навыки, способствуют процессу социализации подростков.
Дидактические материалы к программе.
1.Компьютерные презентации:
-Школьные музеи Московского района
-Музей Боевой Славы Укрепрайонов Ленфронта им. Маршала Говорова
-Городской конкурс юных экскурсоводов школьных музеев ( 2006-2007)
-Дворцы Санкт-Петербурга
-Экспозиция музея обороны и блокады Ленинграда
-Укрепрайон на Средней рогатке
2. Тематические подборки.
-Виды Санкт-Петербурга
-Архитекторы Санкт-Петербурга
-Музеи Санкт-Петербурга
-Из опыта работы
-Московский парк Победы
-Великая Отечественная война
Методика работы
-Документы, статьи
-Задания
-Сценарии краеведческих игр
-А.В.Суворов
-Музеи Санкт-Петербурга
-Школьный музей
-Доклады (Конференция «Непобеждённый Ленинград»)
3. Тесты:
-Эрмитаж
-Летний сад
-Термины музееведения
-История и культура Санкт-Петербурга
4. Видеофильмы:
-Виды Санкт-Петербурга
-Воздушное путешествие над Санкт-Петербургом
-Московский район
-Музеи Санкт-Петербурга
-Растрелли.
5. Слайды по художественной культуре России XVIII-XX вв.
6. Фотоальбомы:
-Здания и залы Эрмитажа
-Русский музей
-Буклеты (скульптура и архитектура СПб.)
7. Карты:
-Карта «Достопримечательности СПб»
-Контурные карты по истории СПб.
8. Методические разработки.
9. Исследования.
10. ТСО:
-Видеомагнитофон
-Телевизор
-Компьютер
-Цифровой фотоаппарат
-Музейное оборудование (витрины, стенды, стеллажи, шкафы)
-Диапроектор
-Экран.
Учебно-тематический план
Раздел «Музеи Санкт-Петербурга» - 50 часов ( теория-42, практика-8 )
Раздел «Основы музееведения» - 10 часов (теория-4, практика-6)
Раздел «Музеи Петербурга» (выездные занятия) – 14 часов
Раздел «Основы музееведения» (практика) – 24 часа
Раздел «Основы экскурсионной работы» - 24 часа
Раздел 4 – 10 часов
Раздел 5 - 10 часов
Итого – 144 часа
Список литературы
- Архипова Э.И., Савельева О.И.Школьный музей. Методическое пособие в помощь организаторам школьных музеев, методистам, педагогам дополнительного образования.- СПб,2006.
- Бастарева Л.И., Сидорова В.И. Петропавловская крепость. – Л, 1980.
- Варшавский С., Рест Б. Подвиг Эрмитажа. – Л, 1969.
- Государственный музей этнографии народов СССР. Путеводитель. – Л, 1980.
- Государственный Русский музей. –Л, 1965.
- Емельянов В.В. – Экскурсоведение. – М, 1992.
- Канн П.Я. Летний сад. – Л, 1967.
- Каталог школьных музеев Санкт-Петербурга. – СПб, 2004.
- Музееведение: учебник для ВУЗов. – М, 1988.
- Музеи Ленинграда Справочник. –Л, 1982.
- Музей и город. – СПб, 1992.
- Музейная педагогика в школе. Вып. 1. – СПб, 1998.
- Справочная литература по музеям Санкт-Петербурга.
- Труды Государственного музея истории СПб. Вып. 5. – СПб. 2000.
- Школьные музеи. Сборник документов. – М, 1987.
- Школьный музей в едином образовательном пространстве. – СПб, 1999.
- Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика. – М, 2005.
- Юренева Т.Ю. Музееведение. – М, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для школы актива "Берите в руки карандаш"
Редкая школа, гимназия или лицей обходятся без выпуска собственной газеты. А содержание школьной газеты - это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят,их заботы и поиски,...
методическая разработка на тему "«Формирование ценностного отношения школьников к родному краю через организацию и проведение музейных уроков изобразительного искусства»
музейные уроки изобразительного искусства и МХК в современном компьютерном мире сейчас очень необходимы как патриотическое воспитание молодого поколения...
Методическая разработка темы: "Школы музейного актива"
ГОУ ШКОЛА № 372 МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Методическая разработка темы:«Школа музейного актива»Возрастной диапазон освоения программы 12 – 14 лет...
Методическая разработка музейного урока "Толерантный мир"
Методическая разработка содержит конспект проведения урока толерантности в условях музея "Русская изба", диагностический материал, необходимый дидактический материал. Апробирован на обучающихся коррек...
Методическая разработка обучающего занятия для школьного актива «Команда, без которой мне не жить!»
Как в любом обществе существуют свои законы, своя конституция, свои определенные правила, так и в любом коллективе, классе, команде есть свои определенные правила, законы и традиции. Все это, ребята, ...
Методическая разработка занятия (мероприятия) в рамках работы с активом обучающихся
Цель: создание условий для раскрытия лидерского потенциала учащихся, освоения ими активного стиля общения, умения убеждать, знакомство ребят с шефской работой в школе, мотивация на внеклассную работу ...
Методическая разработка образовательной музейной игры "Что такое РЭМ?"
Музейная образовательная игра была подготовлена для сообщества юных музееведов района. Ее цель-познакомить ребят с коллекцией Российского этнографического музея. В игровой увлекательной форме, и...