Разработка урока истории в классе
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Урок истории 5 класс по теме "Финикийские мореплаватели". Урок практико -ориентированный с элементами проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finikiyskie_moreplavateli.docx | 37.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Автор: Чепурная Зоя Антольевна
Должность: учитель истории
Организация: МБОУ «СОШ №3»
Населенный пункт: г. Тарко – Сале, ЯНАО
Учебный предмет: история.
Класс: 5.
Тема урока: Финикийские мореплаватели
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока:
дать представление о месторасположении и природных условиях Финикии; определить главные занятия и достижения финикийцев; помочь учащимся осознать, что каждый из народов древности оставил свой след в истории человечества.
Планируемые результаты:
Предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать данные; устанавливать связь между занятиями жителей Финикии и природно – географическими условиями страны; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории; объяснять значение понятий колония, алфавит, пурпурная краска.
Метапредметные УУД: самостоятельно организовывать взаимодействие с другими учащимися; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; применять методы информационного поиска; планировать свои действия с поставленными задачами; давать определение понятий; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления.
Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; определять собственное отношение к финикийскому народу, осмысливать его вклад в развитие цивилизации.
Этапы урока (время) | Деятельность учителя (методы и приемы работы) | Деятельность ученика (содержание учебного материала) | Формируемые УУД |
1.Организационный момент (1 мин.) | Приветствие учащихся | Приветствие учителя | |
2.Формулирование проблемы и темы урока, постановка цели и задач (3-5 мин.) | 1.Тема на доске не прописана, учащиеся сами должны ее сформулировать в ходе урока. На столе на пурпурной ткани лежат предметы: вода в стакане, соль, песок, финики. - Как вы думаете, какое отношение эти предметы могут иметь к нашему уроку истории? - Что это может означать вода? Соль? Песок? 2. Просит выдвинуть предположение о том, почему эти предметы представлены учащимся. 3. Организует беседу об этих предметах. - Мы определили, что страна, по которой мы будем путешествовать ФИНИКИЯ. Давайте проверим, правильно ли мы определили ее характеристики? Предлагает учащимся рассмотреть карту, найти на ней Финикию. 4. Подводит итог беседы ( все предположения учащихся записаны на доске). - Как мы сформулируем тему сегодняшнего урока? (тема записывается на доске) - Как можно сформулировать цель? - Что мы можем узнать об этой стране? (задачи прописываются на доске) - Как мы сможем ответить на эти вопросы? | Выдвигают предположения о значении предметов. Слушают и отвечают на вопросы учителя. ( Варианты ответов: они относятся к стране, которую мы будем изучать; это может быть морское государство; может там растут финики). (Учащиеся могут предположить, что страна, с которой они познакомятся Финикия, поскольку с ней уже сталкивались). Формулирование задач: месторасположение, климат, занятия жителей, религию; какое отношение к Финикии имеет красная ткань? - Учащиеся определяют способы работы (работа с картой, с текстом учебника) | Регулятивные УУД: Определяют цель, проблему в учебной деятельности; выдвигают версии. Познавательные УУД: Анализируют (выделяют главное); обобщают, делают выводы. Коммуникативные УУД: Излагают своё мнение, аргументируя его; используют речевые средства в соответствии с ситуацией общения. Регулятивные УУД: планирование деятельность в учебной ситуации; оценивание степени и способов достижения цели в учебной ситуации. |
3. Этап «Изучение новой темы» А) Работа с картой (в парах) 3 мин Б) Работа с учебником 5-7 мин Дискуссия, опора на текст учебника. В) Инсценирование сюжета учащимися (2 мин) Г) Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и историческим источником (10 мин) Дискуссия (5 мин) | 1.Определяем природно – географическое положение страны ( учащимся раздаются памятки). Сделайте соответствующие записи в тетради. Делая выводы, относительно поверхности территории предлагается перевод названий городов: Библ – гора, Тир - скала, Сидон – город рыбной ловли) (Приложение №1) После завершения работы, на доске отмечаем выполненную задачу. 2.Определение занятий жителей. - Чем могли заниматься жители Финикии исходя из положения страны? - Воспользуемся текстом учебника и дополним наши представления о занятиях финикийцев (учебник с.73-74 (первые два абзаца) - Есть одно древнее предание о финикийцах, оно гласит следующее. «Однажды финикийский торговый корабль, везший соду, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было их поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками, от костра потекли струи прозрачной жидкости». - Что это могла быть за жидкость? - Конечно же, речь идет о стекле. До сих пор ученые не знают, какому народу отдать первенство в его изобретении. Однако то, что производить стекло различных сортов – от темного и непрозрачного до бесцветного и прозрачного – стали именно в Финикии, не подлежит сомнению. - Где же применяли стекло? В древние времена его не вставляли, как теперь, в оконные рамы. Из него делали различные украшения, сосуды, которые очень ценились. Стеклом отделывали и стены домов. Показывает на слайде изделия из стекла. - Почему ученые считают, что создание стекла по важности и значению сопоставимо с открытием железа, изобретением глиняной посуды, появлением ткачества? - У нас на столе остался еще один предмет, про который мы ничего не сказали? Ткань. - Что она могла означать? - Есть еще одно предание. «Однажды, какой – то финикийский пастух пас стадо недалеко от морского побережья. Его собака разгрызла морскую улитку и возвратилась к хозяину с мордой, окрашенной пурпурным цветом. Пастух подумал, что пес чем-то поранил себе морду, и начал обтирать ее клочком шерсти, но никакой раны не обнаружил. Шерсть же приобрела прекрасный алый цвет. Современных красителей в древности не существовало. Краска могла быть либо минеральной (добытой из земли), либо растительной, либо животного происхождения. - Как вы думаете, как добывали пурпурную краску? Проверим наши доводы с помощью учебника (с. 74) - Как вы думаете, кто мог иметь пурпурные ткани? (богатые люди, жрецы и военачальники) Почему? Сформулируйте определение понятию ПУРПУР. Запишите в тетрадь. Слайд. - Посмотрите на небольшой сюжет и определите, чем еще могли торговать финикийцы. (Приложение №2) - Что подразумевалось под «живым товаром» у финикийцев? (торговля людьми, рабство) Подведем итог. Какие занятия были у финикийцев? Чем торговали? После завершения работы, на доске отмечаем выполненную задачу. 3. Финикийские колонии - Чем еще занимались финикийцы, учитывая то, что они живут на побережье Средиземного моря? Используя учебник, документ и карту выполните следующее задание. Приложение №3. 4. Древнейший алфавит Задание для учащихся: расшифруйте слово, записанной на финикийском языке ФНК - Какие у вас есть предположения по поводу финикийского письма? - В чем достоинства и недостатки финикийского письма? Сравните его с уже известной нам письменностью египтян и жителей Двуречья. - Зачем финикийцам нужно было письмо? Слайд. После завершения работы, на доске отмечаем выполненную задачу. | Работа в парах. По карте определяют необходимые данные, фиксируют в тетради. Два человека совместно работают у доски. Вариант записей: Материк - Евразия, часть света – Азия Страны, с которыми граничила - Сирия, Палестина. Водные пространства - восточное побережье Средиземного моря. Климат – теплый. Поверхность – гористая – Ливанские горы. Города - Библ, Сидон, Тир. Учащиеся, анализируя свои данные, делают выводы о занятиях финикийцев (мореходство, кораблестроение, торговля, земледелием нельзя, потому что горы, рыбная ловля) Работа с учебником. (дополняют ответы: садоводство – выращивание оливок, маслоделие, корабли строили из ливанского кедра). Учащиеся слушают рассказ учителя, делают выводы, выстраивают гипотезы. Учащиеся слушают рассказ учителя, делают выводы, выстраивают гипотезы. Ответы учащихся. Учащиеся слушают рассказ учителя, делают выводы, выстраивают гипотезы. Чтение абзаца учебника. Соотнесение своей версии с текстом. Анализируют, делают выводы. Учащиеся перечисляют основные занятия, предметы торговли. Подготовленные учащиеся показывают инсценировку. Записывают выводы в тетрадь. Ответы учащихся (мореплаванием) Самостоятельная работа учащихся. Работа с текстом учебника по плану, с историческим источником. Записываю определение понятия «КОЛОНИЯ» в тетрадь. Ответы учащихся. Выстраивание гипотезы. Анализируют, делают выводы. | Регулятивные УУД Определяют цель; оценивают степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные УУД Находят достоверную информацию на карте), анализируют; обобщают, делают выводы ; представляют информацию в разных формах (схема, таблица). Коммуникативные УУД Умение работать в парах. Создавать письменные тексты. Использование речевых средств в соответствии с ситуацией общения. Регулятивные УУД Определяют цель, проблему в учебной деятельности; выдвигают версии. Познавательные УУД Находят достоверную информацию в учебнике. Анализируют (выделяют главное); обобщают, делают выводы; выделяют причины и следствия. Коммуникативные УУД Излагают своё мнение, аргументируя его; используют речевые средства в соответствии с ситуацией общения. Личностные УУД 1. Оценивать свои и чужие поступки. поставленной задачей. Регулятивные УУД Определять цель, проблему в учебной деятельности. Планировать деятельность в учебной ситуации. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные УУД Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, документ). Анализировать (выделять главное). Определять понятия. Обобщать, делать выводы. Выделять причины и следствия. Коммуникативные УУД Создавать письменные тексты. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. Личностные УУД Оценивать свои и чужие поступки. |
Подведение итогов (5 мин) | - С какой страной вы познакомились? Как бы вы могли продолжить тему нашего урока? Мы назвали ее очень просто – Финикия, как по другому можно было сформулировать? - На все ли вопросы нам удалось ответить? - У нас остался еще один предмет на столе – финики? Как его можно применить, относительно Финикии? - Если в Финикии не выращивали финики, то почему она так называется? (можно оставить вопрос на самостоятельный поиск учащимися) Название "финикийцы" придумали греки. Φοίνικες, фойникес, буквально «страна пурпура») - Какую славу – добрую или дурную – имели финикийцы? Ответ аргументируйте. | Ответы учащихся; анализируют, делают выводы. | Познавательные УУД Анализировать (выделять главное). Обобщать, делать выводы. Выделять причины и следствия. Коммуникативные УУД Излагать своё мнение, аргументируя его. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. Личностные УУД Оценивать свои и чужие поступки. |
Рефлексия (1 мин) | - Проанализируйте свою работу на уроке. Поставьте себе отметку (учащиеся знают критерии). | ||
Домашнее задание | П.15 1 уровень – прочитать параграф, ответить на вопросы; 2 уровень – сообщение «Путешествие финикийских мореплавателей» или «Изобретения финикийцев». | Регулятивные УУД: Планировать деятельность в учебной ситуации. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные УУД Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты, интернет). |
Приложение №1
Природно – географическое положение страны
- Найдите на исторической карте Финикию.
- Назовите материк, часть света, на котором находится Финикия.
- Назовите страны, с которыми граничила Финикия.
- Назовите водные пространства Финикии реки, моря.
- Опишите местоположение Финикии относительно моря.
- Опишите географические условия (климат, поверхность).
- Назовите крупные города Финикии.
Приложение №2
К берегу пристали финикийские купцы и разложили свои товары. Здесь и великолепные пурпурные ткани, и стеклянные бусы, и флакончиками с благовониями, и изделия из золота, янтаря, слоновой кости. Вокруг собралась толпа: кто покупает, а кто из праздного любопытства смотрит на диковинные товары. И ребятишек тут много.
« Ах, какие славные мальчики! – восклицает купец, обращаясь к двум приятелям, а затем поворачивается к ребятам: - Вот вам по лепешке на меду. Вы оба мне нравитесь, вы так похожи на моих сыновей. Я подарю вам свой пояс. – Впрочем, нет, на корабле у меня кое – что получше: хотите получить по маленькому кинжалу?»
Мальчики охотно идут с финикийцем на корабль. Остальные купцы мгновенно собирают свои товары, поднимают якорь, и корабль отплывает. Матери в ужасе бегают по берегу, кричат. Но никогда больше они не увидят своих сыновей. Где – нибудь в далекой чужой стране финикийцы продадут мальчиков в рабство.
Приложение №3
Задача: определите, что называют финикийскими колониями, где финикийцы основывали колонии, почему возникали финикийские колонии?
Учебник с. 75-76 (пункт 3), карта с.75
- Колонии – это …. (сформулируйте и запишите)
- Объясните, какие занятия и умения финикийцев способствовали основанию новых колоний.
- Найдите колонии финикийцев на карте.
- Напишите название одной из самой крупной колонии финикийцев, основанной в IX веке до н.э. в Северной Африке.
- Прочитайте текст «Плавание финикийцев вокруг Африки». Найдите в тексте сведения, на основании которых можно представить, как финикийцы устраивали поселения на новых местах.
« Плавание финикийцев вокруг Африки» - сочинение древнегреческого историка Геродота (V в. до н.э.)
Ливия (так во времена Геродота называли Африку), по – видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает к Азии; это, насколько мне известно, первым доказал Нехо, царь Египта (610 – 595 гг. до н.э.). После прекращения строительства канала из Нила в Аравийский залив царь послал финикян на кораблях. Обратный путь он приказал им держать через Геракловы столпы (Гибралтарский пролив), пока не достигнут Северного моря (Средиземное море) и таким образом не возвратятся в Египет. Финикяне вышли из Красного моря и затем поплыли к Южному. Осенью они приставали к берегу и, в какое бы место в Ливии не попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикяне обогнули Геракловы Столпы и прибыли в Египет.
Список использованной литературы:
Учебник Всеобщая история 5 класс. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. М.: Просвещение, 2014 г.
Атлас. История Древнего мира 5 класс. М.: Дрофа, 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»
В кусе изучения «Истории России XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова, Л.Г.Кос...
Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).
Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...
Методическая разработка урока истории в 5 классе "История Древней Индии" по ФГОС
Надеюсь, что разработка поможет коллегам при подготовке к уроку в 5 классе....
Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме: «XIV век в истории Европы. Восстания крестьян в Англии и Франции».
Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме: «XIV век в истории Европы. Восстания крестьян в Англии и Франции" соответствует требованиям ФГОС второго поколения....
Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »
Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....
Методическая разработка урока истории в 6-м классе "История семьи – страница многовековой истории Отечества"
методическая рабработка...
Методическая разработка урока истории в 5 классе "Итоговый урок по курсу "История Древнего мира" "
Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Древнего мира. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необ...