Рабочая программа по истории для 8 класса (ФГОС) к УМК Школа 2100 (М: Баласс)
рабочая программа по истории (8 класс) на тему
Рабочая программа по истории для 8 класса (ФГОС) к УМК Школа 2100 (М: Баласс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya._8_klass.docx | 324.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «История» для основного общего образования разработана на основе
- нормативных документов:
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
3. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067, г. Москва.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения : письмо департамента общего образования Министерства образования науки Российской Федерации от 01 ноября 2011 г. № 03-776.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.
6. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Чановской СОШ №1.
- информационно-методических материалов:
7. Д.Д.Данилова, А.В.Кузнецова, Д.В. Лисейцева «Российская и Всеобщая история» 5-9-й классы: авторская программа.- М.: Баласс, 2011
8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М. : Баласс, 2012. - 256 с.
9. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. - 64 с. - (Стандарты второго поколения).
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
Данилов, Д. Д. Всеобщая история. История Нового времени : учебник для 8 класса основной школы / Д. Д. Данилов [и др.]. – М. : Баласс, 2016;
Данилов, Д. Д. История России. XIX – начало XX века : учебник для 8 класса основной школы / Д. Д. Данилов [и др.]. – М. : Баласс, 2016.
В рабочей программе отражены цели и задачи изучения всеобщей и российской истории на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по истории. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями учащихся.
Основной задачей курса является формирование исторического мышления:
– дать представление учащимся об общем и особенном при характеристике общества;
– показать, чем отличается мир Нового времени от мира современного.
Цели:
– воспитывать патриотизм, уважение к истории и традициям народов, правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, толерантное отношение к представителям других народов и стран;
– формировать представления о важнейших событиях, процессах всемирной истории и истории России в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
– способствовать овладению элементарными методами исторического познания, формированию умения работать с различными источниками исторической информации, участию в межкультурном взаимодействии;
– формировать ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
– обучать применению знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «История» в 8 классе изучается в качестве обязательного предмета по 2 часа в неделю, 70 часов в год. Курсы «История России» и «Всеобщая история», изложенные в примерной программе изучаются раздельно. Рабочая программа рассчитана на 30 часов по Всеобщей истории и 42 часа по истории.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета, курса
8 класс
Личностные результаты:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
- Учиться добывать, сопоставлять, и критически проверять историческую информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.).
- Разделять российскую и всеобщую историю Нового времени на этапы и объяснять выбранное деление.
- Определять уровень развития общества, используя понятия: аграрное общество, модернизация, индустриальное общество.
- Определять и доказывать собственное мнение о цели и значении модернизации России XIX- начала XX веков.
- В ходе решения учебных задач классифицировать и обобщать понятия (явления), развившиеся в эпоху Нового времени: в экономике – капиталистические отношения, промышленный переворот; в общественном делении – классы, гражданское общество; в государственной жизни – революция, реформы, консерватизм, либерализм, социализм; в культуре – научная картина мира и т.д.
- Определять основные причины и следствия модернизации в странах Запада, в России и на Востоке; а также реформ, революций и колониальных войн.
- Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей, так и представителей различных общественных слоев и цивилизаций Нового времени.
- Давать нравственную оценку (и объяснять ее с позиции гуманистических духовных ценностей) использованию власти, поступкам различных общественных деятелей во времена реформ, революций, войн XIX – начала XX века.
- Давать и подтверждать аргументами и фактами собственные оценки действиям деятелей всеобщей и российской истории (в том числе безымянным) по защите своей родины, изменению общественных порядков.
- Вступать в дискуссию с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого. Различать в исторических текстах (речи): мнения, доказательства (аргументы), факты, гипотезы (предположения). Отстаивая свою позицию, выдвигать контраргументы и перефразировать мысль. Уметь взглянуть на ситуацию с другой позиции, договариваться с людьми.
- Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Нового времени. Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.
Содержание учебного предмета, курса
История России
Вводная тема. 1 ч. Вопрос о принципиальных отличиях Нового времени. Модернизация – переход от аграрного к индустриальному обществу.
Модуль « Российская история: Нужна ли России модернизация?»
Тема 1. Выбор пути развития России при Александре I. 1801–1825 гг. (8 ч.)
Вопрос о месте России в системе мировых цивилизаций. Уровень модернизации России к началу XIX века и сдерживающие факторы (крепостничество, крестьянская община, сословный строй, привилегии дворян-помещиков и т.д.).
Внутренняя политика Александра I (1801–1825 гг.): попытка либеральной модернизации (указ о вольных хлебопашцах, ослабление цензуры, проект Конституции). Роль М.М. Сперанского (особенности личности и взглядов).
Основные направления и цели внешней политики России в XIX веке.
Отечественная война 1812 г.: причины, основные события, Бородинское сражение, роль М.И. Кутузова и героизма простого народа, результаты и значение. Заграничный поход русской армии. Россия и образование Священного Союза.
Постепенный отказ Александра I от либеральных планов (Аракчеев, военные поселения). Зарождение движения декабристов, их цели и средства.
Восстание декабристов 14 декабря 1825 года: цели, средства, результаты. Вопрос об оценке выступления декабристов.
Тема 2. Консервативный путь развития Россия при Николае I. 1825–1855 гг. (6 ч.)
Крепостнический характер экономики (рост оброков и барщины) и зарождение буржуазных отношений (втягивание помещичьих хозяйств в рынок, развитие промышленности и торговли). Начало промышленного переворота: 1830–1840-е гг., первые русские фабрики, железная дорога Москва – Санкт-Петербург (1851 г.).
Внутренняя политика Николая I (1825–1855 гг.): русский консерватизм, укрепление абсолютной монархии (III Отделение, «Свод законов»). Вопрос об оценке курса Николая I. Общественная мысль во второй четверти XIX в.: официальная государственная идеология: консервативная «теория официальной народности», западники и славянофилы (варианты либеральной оппозиции – общее и различия), утопический социализм: идеи А.И.Герцена.
Светский, рациональный характер культуры: наука (мировое значение открытий Н.И. Лобачевского), образование (увеличение числа университетов и школ, сдерживание этого процесса). Золотой век русской литературы и искусства: значение А.С. Пушкина, национальные достижения русской культуры созданные в разных общеевропейских стилях (классицизм-ампир, романтизм, реализм). Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры.
Великодержавная внешняя политика Николая I. Присоединение Кавказа: причины, ход, начало Кавказской войны (1817–1864 гг.), имам Шамиль.
Обобщение и контроль по модулю 3 (3 ч.).
Модуль « Российская история: Ускоренная модернизация России»
Тема 3. Освободительные реформы Александра II. 1855–1881 гг. (9 ч.)
Крымская война (1853–1856 гг.): причины, участники, основные события, оборона Севастополя, героизм русских воинов и причины поражения России.
Кризис николаевской системы и вступление на престол Александра II (1855–1881 гг.), особенности личности. Подготовка реформ либеральной правительственной группировкой и представителями общества.
Великие реформы 1860 – 1870-х гг. Отмена крепостного права (19 февраля 1861 г.) и его условия: выкуп, временнообязанные, отрезки. Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы: земские собрания и городские думы. Судебная реформа (1864 г.): суды присяжных и другие черты. Военная реформа (1874 г.): всеобщая воинская повинность. Реформы образования и печати. Значение реформ для ликвидации сословного строя и других преград на пути модернизации России. Частичный отказ от либеральной политики правительства после покушения Каракозова (1866 г.)
Завершение промышленного переворота к 1890-м годам, формирование классов индустриального общества (буржуазия и пролетариат). Противоречия и непоследовательность ускоренной модернизации в городе и деревне.
Общественные движения второй половины XIX в.: оценка консерваторами, либералами и социалистами великих реформ. Народничество и его революционно-террористическое крыло («хождение в народ» и общество «Земля и воля»). Проблема целей и средств для русской интеллигенции XIX века.
Восстановление положения России как великой державы: присоединения в Средней Азии, на Дальнем Востоке, русско-турецкая война 1877–1878 гг. Правительственный кризис на рубеже 1870–1880-х годов: выбор между консервативной и либеральной линией, террор «Народной воли» (цели, средства, результаты). Убийство Александра II 1 марта 1881 года.
Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры – достижения второй половины XIX века: расширение системы образования, научные открытия (Д.И. Менделеев), вклад в национальную и мировую культуру творчества Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, художников-передвижников, русских композиторов и т.д.
Тема 4. Россия на рубеже XIX–XX веков – между реформами и революцией. (9 ч.)
Александр III (1881–1894 гг.): особенности личности и контрреформы, усиление полицейского контроля. Ужесточение национальной политики и рост антиимперских настроений на окраинах. С.Ю. Витте (личность и взгляды) и продолжение экономической модернизации.
Промышленный подъем на рубеже XIX–XX веков и формирование монополий. Государственный капитализм. Иностранный капитал в России. Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации: крестьянский вопрос и рабочий вопрос, национальный вопрос, политический вопрос. Проблема неизбежности революции.
Нарастание общественных противоречий в начале правления Николая II (1894–1917 гг.), формирование подпольных партий: социал-демократы (большевики и меньшевики), социалисты-революционеры. В.И. Ленин (особенности личности и политических взглядов).
Россия в военно-политических блоках: противостояние с Тройственным союзом и создание Антанты (1894–1907 гг.). Русско-японская война (1904–1905 гг.): причины поражения русских войск и героизм русских воинов, итоги.
Революция 1905–1907 гг.: причины, основные этапы, события 9 января 1905 года, Манифест 17 октября и его значение, отношения правительства и Государственной Думы, окончание и значение революции для модернизации России.
Политические партии России: черносотенцы, либералы (кадеты и октябристы), социалисты: различия в подходах к решению основных общественных противоречий.
Стабилизация социально-экономической и политической ситуации в 1907–1913 гг. П.А. Столыпин (особенности личности и политических взглядов). Аграрная реформа Столыпина: основные черты и значение.
Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры: достижения науки (Нобелевские премии Павлова и Мечников) и высокой культуры Серебряного века (модерн, авангард). Демократизация культурной жизни на рубеже XIX–XX вв.: рост грамотности, появление массовой культуры.
Обобщение и контроль по модулю 4 (4 ч.)
Итоговый контроль (2ч.)
Всеобщая история
Вводная тема. 1 ч.
Основные идеи эпохи Просвещения и их реализация в ходе Великой французской революции. Вопрос о целях и средствах в общественном прогрессе.
Модуль «Всеобщая история: Рождение индустриального Запада»
Тема 1. Особенности западной цивилизации XIX века. 1800–1880-е годы. (4 ч.)
Возникновение научной картины мира: атомная теория строения вещества, периодическая система химических элементов Д.Менделеева, клеточная теория строения живых организмов, эволюционная теория Ч.Дарвина. Изменение взгляда человека на общество и природу: «мир не храм, а мастерская!» Технический прогресс в Новое время как принципиальное расширение возможностей человечества: паровоз и пароход, телеграф и телефон, система электроосвещения и другие достижения.
Промышленный переворот и его социальные последствия: утверждение капиталистических отношений, развитие фабричного машинного производства и мирового рынка, классы буржуазии и пролетариата и противоречия между ними.
Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма: основные идейные отличия в целях и средствах. Марксизм (К.Маркс, и Ф.Энгельс) – вариант социалистического учения, коммунизм.
Культурное наследие Нового времени: смена основных художественных стилей западной цивилизации XIX века: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Их идейные отличия и основные достижения в литературе и искусстве.
Тема 2. Разрушение аграрного общества Европы. 1799–1849 гг. (6 ч.)
Наполеон Бонапарт (годы правления 1799–1815 гг.), судьба и особенности личности. Империя Наполеона во Франции (1804 г.), Гражданский кодекс. Наполеоновские войны в Европе: причины, основные события (1805, 1812, 1815 гг.), последствия: утрата национальной независимости и уничтожение преград на пути перехода от аграрного к индустриальному обществу в Европе.
Венский конгресс 1815 г.: противоречия между великими державами, установление новых границ и правил международных отношений Нового времени. Реставрация дореволюционных монархий и Священный Союз.
Варианты перехода от аграрного к индустриальному обществу в Европе: парламентские реформы и рабочее чартистское движение в Англии, революции в континентальной Европе. Восточный вопрос международных европейских отношений.
Европейские революции 1848–1849 гг.: причины, основные события в разных странах, результаты.
Обобщение и контроль по модулю 1 (3 ч.).
Всеобщая история
Модуль «Всеобщая история: Мировая победа индустрии»
Тема 3. Модернизация стран Запада к 1880-м годам. (3 ч.)
Национальные идеи и образование единых государств в Германии (1871 г.) и Италии (1861 г.): причины, основные события и результаты (Итальянское королевство и Германская империя). Роль О. фон Бисмарка (особенности личности и политических взглядов). Роль Д.Гарибальди. Борьба народов Юго-Восточной Европы за независимость от Османской империи и образование национальных государств.
Ускорение модернизации и формирование индустриального общества в ведущих европейских странах. Социальный реформизм во второй половине XIX в.: расширение избирательных прав, появление профсоюзов рабочих и рост их влияния. Рост общественных противоречий: парламентская борьба в Англии, Парижская коммуна, социал-демократическая партия Германии.
Превращение США в великую державу. Гражданская война в США (1861–1865 гг.): причины противоречий Севера и Юга, основные события, результаты (отмена рабства и ускорение модернизации Юга). Роль А. Линкольна (особенности личности и политические взгляды).
Тема 4. Мир за пределами западной цивилизации. 1800–1880-е годы. (5 ч.)
Индустриальный Запад и аграрный Восток в XIX веке: колонизация и создание колониальных империй. Судьба Тропической Африки. Провозглашение независимых государств в Латинской Америке (Симон Боливар, полуколониальное положение).
Нарастание кризисных явлений в традиционных аграрных обществах Востока: проникновение европейцев и их порядков в страны исламского мира, превращение Индии в колонию Британской империи (причины и последствия), принудительное «открытие» Китая и Японии для контактов с европейцами. Черты модернизации в странах Востока.
Начало модернизации в Японии: причины и цели, восстановление власти императора (Муцухито), основные реформы Мейдзи (с 1868 г.), первые результаты и особенности японской модернизации.
Тема 5. На пороге общечеловеческой цивилизации (рубеж XIX–XX веков). (4 ч.)
Научно-технический прогресс на рубеже XIX–XX веков и рост возможностей человечества (двигатель внутреннего сгорания, революция в естествознании и другие достижения). Монополистический капитализм: монополии, финансовая олигархия, массовое производство. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX–XX вв.: противоречия между высокой культурой («модерн») и запросами массовой культуры, снижение значения моральных ценностей в условиях монополистического капитализма.
Обострение противоречий в развитии индустриального общества в условиях монополистического капитализма: экономические кризисы, рост социального недовольства, борьба за демократизацию общества, усиление популярности социалистических идей и разделение социалистов на революционное и реформистское крыло. Социальный реформизм в начале XX века: расширение избирательных прав, деятельности профсоюзов и массовых политических партий, начало создания государственной системы социального обеспечения и регуляции отношений труда и капитала.
Кризис традиционного аграрного общества в странах Азии на рубеже XIX–XX вв. и рост антиколониальных выступлений: революции в Турции и Иране, массовое движение в Индии, революция в Китае (с 1911 г.).
Завершение колониального раздела мира и противоречия между великими державами в колониях и в Европе. Начало борьбы за передел мира: первые войны за передел мира, образование противостоящих блоков Тройственного союза (к 1882 г.) и Антанты (к 1907 г.). Гонка вооружений и усиление военных настроений.
Обобщение и контроль по модулю 2 (3 ч.).
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
1 | Вводная тема. 1 ч. | Называть основные достижения Древнего мира, Средневековья, Нового времени.Определять и объяснять свою оценку изменений Нового времени, опираясь на современные гуманистические нравственные ценности | |
Модуль « Российская история: Нужна ли России модернизация?» | |||
2. | Тема 1. Выбор пути развития России при Александре I (1801-1825) (8 ч.) | Характеризовать уровень модернизации в России в начале XIX в. Определять признаки отставания России от стран Западной Европы; значение власти самодержавия в развитии основ гражданского общества и правового государства. Характеризовать территорию и геополитическое положение Российской империи к началу XIXв. (используя историческую карту). Характеризовать политический строй Российской империи, развитие экономики, положение отдельных слоев населения. Называть характерные, существенные черты внутренней политики Александра I в начале XIX в. Определять значение понятий. Негласный комитет, министерство, принцип разделения властей, Государственный совет, либеральные проекты, вольные хлебопашцы. Приводить и обосновывать оценку деятельности российских реформаторов начала XIX в. Характеризовать основные цели внешней политики России в начале XIX в. Определять причины участия России в антифранцузских коалициях. Характеризовать, используя историческую карту, основные события войны 1812г. Подготовить сообщение об одном из участников Отечественной войны 1812г.( по выбору). Определять в чём заключались последствия Отечественной войны 1812г. для российского общества. Приводить и обосновывать оценку роли России в европейской политике в первой четверти XIX в. Определять значение терминов военные поселения, аракчеевщина. Называть либеральные и консервативные меры Александра I. Определять причины изменения его внутриполитического курса. Давать характеристику личности и деятельности Александра I. Раскрывать предпосылки и цели движения декабристов. Анализировать программные документы декабристов, сравнивать их основные положения, определяя общее и различия. Составлять биографическую справку, сообщение об участнике декабристского движения (по выбору ),привлекая научно-популярную литературу. Излагать оценки движения декабристов. Определять и аргументировать своё отношение к ним и оценку их деятельности | |
3. | Тема 2. Консервативный путь развития. Россия при Николае I (1825-1855) (6 ч.) Обобщение и контроль (3 ч.) | Характеризовать преобразования в области государственного управления, осуществленных во второй четверти XIX в. Оценивать их последствия. Объяснять смысл понятий и терминов кодификация законов, корпус жандармов. Давать характеристику (составлять исторический портрет) Николая I. Характеризовать социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.(в том числе в сравнении с западноевропейскими странами). Характеризовать промышленный переворот, используя историческую карту. Давать оценку деятельности М.М.Сперанского, П.Д.Киселёва, Е.Ф. Канкрина. Определять смысл понятий и терминов западники, славянофилы, теория официальной народности, утопический социализм. Характеризовать основные положения теории официальной народности. Сопоставлять взгляды западников и славянофилов на пути развития России, выявлять различия и общие черты. Характеризовать основные направления внешней политики России во второй четверти XIX в. Характеризовать, используя историческую карту, о военные кампании- войны с Персией и Турцией, Кавказскую войну, Крымскую войну, характеризовать их итоги. Составлять характеристику защитников Севастополя. Показывать на карте территориальный рост Российской империи в первой половине XIX в. Характеризовать положение народов Российской империи, национальную политику власти (с использованием материалов истории края). Характеризовать достижения отечественной культуры рассматриваемого периода. Составлять описание памятников культуры первой половины XIX в. (в том числе находящихся в городе, крае), выявляя их художественные особенности и достоинства. Подготовить сообщение о представителе культуры первой половины XIX в., его творчестве (по выбору). Проводить поиск информации о культуре края в рассматриваемый период, представлять её в устном сообщении, эссе и т. д. | |
Модуль « Российская история: Ускоренная модернизация России» | |||
4. | Тема 3. Освободительные реформы Александра II (1855-1881) (9 ч.) | Характеризовать предпосылки отмены крепостного права. Называть основные положения Крестьянской реформы, земской, судебной, военной реформы. Определять значение понятий редакционные комиссии, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, мировые посредники, земства, городские управы, мировой суд. Приводить оценки характера и значения реформ 1860-1870 х. гг., излагаемые в учебной литературе, высказывать и обосновывать свою оценку. Характеризовать экономическое развитие России в пореформенные десятилетия, привлекая информацию исторической карты. Раскрывать в чём заключались изменения в социальной структуре российского общества в последней трети XIX в. Характеризовать положение основных слоёв населения пореформенной России, используя информацию учебника, документальные и изобразительные материалы по истории края (устное сообщение, эссе и др.) Раскрывать существенные черты идеологии консерватизма, либерализма, радикального общественного движения. Определять в чём заключалась эволюция народнического движения в 1870-1880-е гг. Давать характеристику участников народнического движения, используя материалы учебника и дополнительную литературу. Характеризовать основные цели и направления внешней политики России во второй половине XIX в. Характеризовать, используя историческую картину, наиболее значительные военные компании. Характеризовать отношение российского общества к освободительной борьбе балканских народов в 1870-е гг. Показывать на карте территории, включенные в состав Российской империи во второй половине XIX в. Характеризовать достижения культуры России второй половины XIX в. Составлять описание памятников культуры рассматриваемого периода (для памятников, находящихся в крае, городе, может быть составлен сценарий экскурсии) Подготовить сообщение о творчестве известного деятеля российской культуры второй половины XIX в. (по выбору). Проводить поиск информации для сообщения о культуре края во второй половине XIX в. Высказывать оценку вклада российской культуры в мировую культуру XIX в. Характеризовать условия жизни населения края (города, села) в конце XIX в., используя материалы краеведческих музеев, сохранившиеся исторические памятники. Систематизировать и обобщать исторический материал. Высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории XIX в., оценки ее деятелей. Характеризовать место и роль России в европейской и мировой истории XIX в. | |
5. | Тема 4. Россия на рубеже XIX-XX веков – между реформами и революцией. (9 ч.) Обобщение и контроль (4 ч.) Итоговый контроль (2 ч.) | Излагать оценки деятельности императора Александра III , приводимые в учебной литературе, Высказывать и аргументировать свою оценку. Давать характеристику геополитического положения и экономического развития России в начале XX в., используя информацию исторической карты. Сравнивать темпы и характер модернизации в России и в других странах. Объяснять в чем заключались особенности модернизации в России начала XX в. Раскрывать сущность аграрного вопроса в России в начале XX в. Характеризовать положение, образ жизни различных сословий и социальных групп в России в начале XX в. (в том числе на материале истории края) Определять в чем заключалась необходимость политических реформ в России начала XX в. Раскрывать содержание и давать оценку планов и опыта реформ в России начала XX в. Характеризовать причины войны, планы сторон. Характеризовать ход боевых действий, используя историческую карту. Излагать условия Портсмутского мира и разъяснять его значения на основе анализа информации учебника и исторических документов. Раскрывать воздействия войны на общественную жизнь России. Определять причины радикализации общественного движения в России в начале XX в. Систематизировать материал об основных политических течениях в России начала XX в., характеризовать их определяющие черты. Раскрывать причины и характер российской революции 1905-1907 гг. Характеризовать основные события революции 1905-1907 гг. и их участников. Определять значение понятий Государственная дума, кадеты, октябристы, социал-демократы. Характеризовать обстоятельства формирования политических партий и становления парламентаризма в России Излагать оценки значения отдельных событий и революции в целом, приводимые в учебной литературе, формулировать и аргументировать свою оценку. Определять смысл понятий и терминов отруб, хутор, переселенческая политика. Излагать основные положения аграрной реформы П.А. Столыпина, давать оценку ее итогов и значения. Составлять характеристику (исторический портрет) П.А. Столыпина, используя материал учебника и дополнительную информацию. Характеризовать основные стили и течения в российской литературе и искусстве начала XX в., называть выдающихся представителей культуры и их достижений. Составлять описание произведений и памятников культуры рассматриваемого периода (в том числе находящихся в городе, крае и т.д.), давать оценку их художественных достоинств и т.д. Представлять биографическую информацию, обзор творчества известных деятелей российской культуры (с использование справочных и изобразительных материалов) Собирать информацию о культурной жизни своего края, города в начале XX в., представлять ее в устном сообщении (эссе, презентации с использованием изобразительных материалов) Систематизировать и обобщать исторический материал. Высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории на рубеже XIX-XX веков, оценки ее деятелей. Характеризовать место и роль России в европейской и мировой истории на рубеже XIX-XX веков |
№ п.п. | Тема | Виды деятельности обучающихся |
Модуль « Всеобщая история: Рождение индустриального Запада» | ||
1. | Вводная тема. 1 ч. | На основании фактов истории ХIХ в. определять основные идеи эпохи Просвещения и их реализации в ходе Великой Французской революции. Высказывать и обосновывать оценочные суждения о преимуществах эволюционного развития над революционным. Толерантно проявлять свое отношение к иным вариантам общественного развития |
2. | Тема 1. Особенности западной цивилизации XIX века. (1800-1880-е годы). (4 ч.) | Называть важнейшие научные открытия ХIХ в.: атомная теория строения вещества, периодическая система Д.И. Менделеева, клеточная теория строения живых организмов, эволюционная теория Ч. Дарвина объяснять, в чем их значение для своего времени и последующего развития общества. Проследить процесс изменений взглядов человека на общество и природу: «Мир не храм, а мастерская!» Высказывать и обосновывать оценочные суждения о о противоречивости влияния технического прогресса на общество. Раскрывать значение понятий: рыночная экономика, буржуазия, пролетариат. Определять социальные последствия промышленного переворота, причины конкуренции и эксплуатации в капиталистическом обществе. Определять причины возникновения различных политических течений в ХIХ в.; мотивы поддержки разными слоями населения политических партий. Сравнивать либерализм, консерватизм, социализм. Раскрывать значение терминов либерализм, консерватизм, социализм. Определять причины быстрой смены и идейные отличия художественных стилей ХIХ в. Характеризовать основные стили и течения в художественной культуре ХIХ в., раскрывая их особенности на примерах конкретных произведений. Проводить поиск информации (в печатных изданиях и Интернете) для сообщений о значительных явлениях и представителях культуры ХIХ в. Высказывать и обосновывать оценочные суждения о явлениях культуры, творчестве отдельных художников |
3. | Тема 2. Разрушение аграрного общества в Европе. (1799–1849 гг.) (6 ч.) Обобщение и контроль (3ч.) | Определять особенности правления Наполеона. Проследить особенности процесса модернизации во Франции и завоеванных Наполеоном странах. Составлять исторический портрет Наполеона Бонапарта (с оценкой его роли в истории Франции и Европы). Представлять обзорную характеристику военных кампаний Наполеона Бонапарта (с использованием исторической карты), включая поход его армии в Россию (привлекается материал из курса отечественной истории). Определять роль России в гибели Наполеона. Высказывать оценочные суждения о влиянии Наполеона на судьбы Европы. Характеризовать новую систему международных отношений после наполеоновских войн. Определять последствия реставрации старых порядков и создания Священного союза европейских государей. Раскрывать значение понятий и терминов: кодекс Наполеона, наполеоновские войны, Священный союз. Определять варианты перехода от аграрного общества к индустриальному (реформаторский путь в Англии, революционный во Франции, национально-освободительное движение и революции в Бельгии, странах Восточной Европы); особенности каждого пути развития. Сравнивать реформаторский и революционный путь развития. Определять главную задачу этого периода- модернизацию. Определять причины, итоги, роль революций 1848-1849 гг. в процессе модернизации европейского общества ХIХ в. Сравнивать положение европейских стран до и после революций. Высказывать оценочные суждения об итогах европейских революций первой половине ХIХ в.; о противоречивости исторического процесса в странах Европы ХIХ в. Определять особенности периода рождения индустриальной цивилизации; роль деятельности Наполеона Бонапарта; значение перемен в в странах Европы в 1815-1849 гг. для модернизации европейского общества ХIХ в. |
Модуль 2. Всеобщая история: Мировая победа индустрии | ||
4. | Тема 3. Модернизация стран Запада к 1880-м годам (3 ч.) | На основании фактов проследить процесс разрушения системы межународных отношений, созданных на Венском конгрессе. Сравнивать пути создания единых государств в Германии и Италии, выявляя особенности каждой из стран. Составлять характеристики известных исторических деятелей европейской истории рассматриваемого периода (привлекая наряду с информацией учебников материалы научно-популярных и справочных изданий). Раскрывать значение понятий национальная идея, единое государство Определять взаимосвязь между объединением Италии и Германии и превращения их в ведущие страны; значение объединения народа в единую нацию; роль рабочего движения в процессе установления гражданского общества и правового государства. Раскрывать значение понятия социальный реформизм. Раскрывать значение понятий и терминов фермерство, плантационное хозяйство, двухпартийная система, аболиционизм, реконструкция, гражданская война. Определять, какие противоречия привели к Гражданской войне (861-1865) в США. Систематизировать материал об основных событиях и итогах Гражданской войны (1861-1865) (в форме таблицы, тезисов и др.) Определять, почему победу в войне одержали северные штаты; результаты Гражданской войны (отмена рабства, ускорение модернизации) |
5. | Тема 4. Мир за пределами западной цивилизации (1800-1880-е годы) (5 ч.) | Определять причины, по которым западные колонизаторы стремились покорить мир. Сравнивать положение Африки и Латинской Америки в 1880-е гг. Определять причины и значение колонизации «чернокожего» континента. Высказывать оценочные суждения по вопросу, являются Латиноамериканские страны независимыми к концу ХIХ в. Раскрывать значение понятий и терминов хунта, герилья, федерация. Определять особенности процессов модернизации в Турции, Египте, Иране; значение раскола исламского как реакцию на европеизацию своих стран. Устанавливать последовательность превращения стран исламского Востока в зависимые от европейцев страны. Раскрывать значение понятий и терминов колонизация, индустриальный Запад, аграрный Восток, Танзимат. Характеризовать развитие Индии в ХIХ в. Определять особенности индийской модернизации. Определять положительные и отрицательные стороны британской колонизации Индии. Раскрывать значение понятия Индийский национальный конгресс. Определять особенности развития Китая в ХIХ в.: политика «Закрытия Китая», «опиумные войны». Устанавливать взаимосвязь между процессами модернизации сохранением независимости в ХIХ в. Раскрывать значение понятия «открытие» Китая. Определять особенности развития Японии в ХIХ в., позволившие стране сохранить независимость; позитивную роль японской дисциплинированности, ответственности, чувства долга и заинтересованности для развития нации и процветании страны. Устанавливать взаимосвязь между процессами модернизации сохранением независимости в ХIХ в. Раскрывать значение понятий «открытие» Японии, реформы Мэйдзи. Проводить сопоставительное рассмотрение опыта проведения реформ, модернизации в странах Азии. |
6. | Тема 5. На пороге общечеловеческой цивилизации (рубеж XIX-XX веков) (4 ч.) Обобщение и контроль (3 ч.) | Систематизировать информацию об экономическом и культурном развитии европейских стран во второй половине ХIХ в., выявляя общие тенденции. Определять кризисные черты в развитии европейского общества. Характеризовать причины и последствия создания монополий. Раскрывать значение понятий и терминов монополистический капитализм, модерн, массовая культура. На основании фактов проследить изменения в политике и общестаенном устройстве западных стран на рубеже ХIX-ХX вв.. Определять негативную роль монополистического капитала в становлении демократии в Европе; значение борьбы европейских народов за свои права в установлении демократических порядков. Раскрывать значение понятия социальный реформизм. На основании фактов проследить влияние процессов модернизации на колониальные страны. Объяснять причины перехода западных стран с политики ввоза товаров в колонии на политику вывоза капитала. Высказывать суждения о значении единения народа (нации) в борьбе за независимость. Раскрывать значение понятий и терминов коалиция, Венская система, восточный вопрос, пацифизм, колониальная империя, колониальный раздел мира, Тройственный союз, Антанта. Определять, в чем заключались интересы великих держав в конфликтах и ключевых событиях международной жизни в ХIХ в. Раскрывать, что изменилось в международных отношениях на рубеже XIX-XX веков по сравнению с предшествующим столетием. Высказывать и обосновывать суждения о значении политического и культурного наследия Нового времени для современного мира |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 8 КЛАСС
№ п/п | Раздел (модуль), тема учебного занятия | Кол-во часов | Сроки | Деятельность обучающихся |
1 | Введение. Век Просвещения – гильотина «старому порядку». | 1 ч. | Работа с историческим источником, исторической картой. Заполнение таблицы «Сравнение идей Средневековья и Просвещения». Работа со схемой «Причины реформ и революций раннего Нового времени» | |
2 | Модуль « Рождение индустриального Запада» Тема 1. Особенности западной цивилизации XIXвека (1800-1880-е годы) Наука и техника превращают природу в мастерскую | 13 ч. 4 ч. | Заполнение таблицы «Новая техника и технологии Определение причин и последствий научных открытий | |
3 | Капиталисты и рабочие создают капиталистическую экономику | Работа со схемами «Рост населения ведущих стран» ,, «Капиталистическая экономика в 1800–1880-е гг.» .Выполнение индивидуального задания: описание кризиса перепроизводства с точки зрения представителей разных слоёв населения | ||
4 | Консерваторы, либералы и социалисты спорят о будущем общества | Заполнение таблицы «Представление об идеальном обществе разных политических течений». Работа со схемами к параграфу | ||
5 | Искусство XIXвека - «зеркало» меняющейся жизни | Заполнение таблицы «Стили культуры Запада». Индивидуальные задания: определение причин появления в искусстве импрессионизма и эклектики | ||
6 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Особенности западной цивилизации XIXвека» | 1 ч. | Работа с историческим источником, исторической картой. Работа со схемами, таблицами. Выполнение тестовой работы | |
7 | Тема 2. Разрушения аграрного общества в Европе (1799-1849гг) Создание империи Наполеона | 6 ч. | Работа с текстовым источником, исторической картой. Заполнение таблицы «Политика Наполеона в Европе». Работа со схемой «Французская империя Наполеона» | |
8 | Крах империи Наполеона | Работа с историческим источником, исторической картой. Заполнение таблицы «Политика Наполеона в Европе» | ||
9 | Венский конгресс – новая система международных отношений | Работа с историческими источниками, исторической картой. Выполнение задания (в группах): высказывание оценочных суждений по важным вопросам Венского конгресса | ||
10 | Варианты развития европейских стран | Работа с исторической картой, схемами «Июльская монархия во Франции в 1830– 1840-е гг.» , «Конституционная | ||
11 | Европейские революции 1848-1849 гг. | Работа с историческим источником, исторической картой. Заполнение таблицы «Европейские революции 1848–1852 гг.» | ||
12 | Европейские революции 1848-1849 гг. | |||
13 | Повторительно-обобщающий урок «Общий взгляд на рождение индустриального Запада» | 1 ч. | Работа с историческим источником, исторической картой. Работа со схемами, таблицами | |
14 | Урок-контроль по модулю «Рождение индустриального Запада» | 1 ч. | Выполнение контрольной работы | |
15 | Модуль «Мировая победа индустрии» Тема 3. Модернизация стран Запада (1800-1880 гг.) Новые национальные государства в Европе | 3 ч. | Работа с исторической картой, со схемой «Военная | |
16 | Модернизация лидеров Западной Европы | Работа с историческим источником, схемой «Третья республика во Франции» . Заполнение таблицы «Уровень модернизации лидеров Западной Европы в 1860– 1880-х гг.» | ||
17 | США в XIX веке: через гражданскую войну к статусу мировой державы | Работа с текстовым источником, исторической картой, схемой «Соединённые Штаты Америки в XIX в.» Выполнение задания: определение причин конфликта между Севером и Югом. Выполнение тестовой работы | ||
18 | Тема 4. Мир за пределами Запада (1800-1880-е гг.) Западные колонизаторы колонизируют мир | 5 ч. | Работа с историческим источником. Выполнение задания: определение форм колониальной зависимости и объяснение причин успехов стран Латинской Америки в борьбе за независимость (индивидуально) | |
19 | Исламский Восток: борьба с колонизаторами | Работа с историческим источником. Выполнение задания: определение причин неудач модернизации по западному образцу в некоторых странах Востока в XIX в. (в группах) | ||
20 | Индия - «жемчужина в короне Британской империи» | Работа с текстовым источником, исторической картой. Выполнение задания: определение уровня модернизации страны; объяснение причин, позволивших англичанам сравнительно легко покорить Индию | ||
21 | Китай в XIX веке: от империи к полуколонии | Работа с историческим источником. Выполнение задания: определение особенностей развития цивилизации, определение хронологии событий и их значения для судьбы страны (индивидуально) | ||
22 | Япония: от закрытой страны к европейской модернизации | Работа с историческим источником, схемой «Японская империя 1880-х гг.». Выполнение самостоятельной работы | ||
23 | Тема 5. На пороге общечеловеческой цивилизации (рубеж XIX-XX века) Бурные перемены на индустриальном обществе Запада | 4 ч. | Работа с историческим источником, схемами «Техника в обыденной жизни людей 1880–1910-х гг.» , «Основные участники капиталистической экономики рубежа XIX и XX вв.». Выполнение задания: определение последствий научно-технического прогресса для людей западной цивилизации | |
24 | Демократизация стран Запада на рубеже XIX-XX вв. | Выполнение задания в группах: сравнение и систематизация политических сил; определение причин, позволивших США стать новым лидером Запада | ||
25 | Успехи модернизации в колониальном мире | Работа с историческим источником. Выполнение задания : определение причинно-следственных связей, событий; разделение и систематизация политических сил по заданному признаку (в группах) | ||
26 | Путь к мировой войне | Работа с историческим источником, исторической и контурной картами, схемой «Военная техника к началу XX в.» | ||
27 | Повторительно-обобщающий урок «Общий взгляд на победу индустриального общества» | 1 ч. | Работа с исторической и контурной картами | |
28 | Урок-контроль по модулю 2 «Мировая победа индустрии» Вид контроля: (по данному разделу) Контрольная работа | 1 ч. | Выполнение контрольной работы | |
29 | Итоговый урок-контроль | 1 ч. | Защита творческих проектов |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ИСТОРИЯ РОССИИ. 8 КЛАСС
№ п/п | Раздел (модуль), тема учебногозанятия | Кол-во часов | Сроки | Деятельность обучающихся | Материально- техническая база |
1 | Введение. Почему Новое время назвали «новым»? | 1ч. | Работа с историческим источником, исторической картой. Заполнение таблицы «Признаки модернизации» | ||
2 | Модуль « Нужна ли России модернизация?» Глава 1.Выбор пути развития России при Александре I – Какова роль России в семье мировых цивилизаций | 9 ч. | Работа с историческим источником, исторической картой. Заполнение таблицы «Уровень модернизации России к началу XIX в.». Работа со схемами к «Введению» | Карта "Российская империя на рубеже XVIII - XIX вв."- Анимированая интерактивная схема "Высшие органы власти при Павле I". | |
3 | Либеральные реформы Александра I | Заполнение таблицы «Преобразования Александра I в 1801–1811 гг.». Работа со схемой «Российское государство и общество при Александре I (до 1812 г.)» | |||
4 | Направления внешней политики Александра I | Работа с исторической картой. Заполнение таблицы «Основные направления внешней политики России в XIX в.» | Внешняя политика России в 1796 - 1812 гг. Внешняя политика России в 1801 - 1812 гг. Русско-персидская война 1804 - 1813 гг. Карта "Русско-турецкая война 1806 - 1812 гг." | ||
5 | Начало Отечественной войны 1812 года | Заполнение таблицы «Начало войны 1812 года». Работа со схемой «Бородинское сражение» | |||
6 | Начало Отечественной войны 1812 года | ||||
7 | Победа в Отечественной войне 1812 года | Работа с исторической картой., заполнение контурной карты; выполнение задания: определение причин победы русской армии в заграничном походе | |||
9 | Восстание декабристов: разрыв между государством и обществом | Работа со схемой «Восстание декабристов»; выполнение задания: определение значения восстания декабристов с точки зрения современников | |||
10 | Восстание декабристов: разрыв между государством и обществом | ||||
11 | Повторительно-обобщающий урок «Выбор пути развития России при Александре I». | 1 ч. | Работа с историческим источником, исторической картой. Выполнение тестовой работы | ||
12 | Глава 2. Консервативный путь Николая I Начало промышленного переворота в России | 6 ч. | Работа со статистическим источником, схемами «Сельское хозяйство России в 1810– 1850-х гг.» , «Промышленность России в 1810–1850-е гг.» | ||
13 | Абсолютизм Николая I - русский консерватизм | Заполнение таблицы «Действия правительства Николая I». Работа со схемой «Российское государство и общество при Николае I» . Выполнение задания: определение роли реформ в развитии России; определение отношения современников из разных общественных слоёв к порядкам николаевской России | Анимированная интерактивная схема "Собственная Его Императорского Величества канцелярия" | ||
16 | Осмелившиеся противостоять «николаевской системе» | Заполнение таблицы «Оппозиционные течения 1830– 1840-х гг.», составление диалога между представителями идей западников и славянофилов | Презентация «Общественные движения первой четверти XIX века» | ||
15 | Начало «золотого века» русской культуры | Работа с текстовым источником. Заполнение таблицы «Достижения русской науки, литературы и искусства». Выполнение задания: определение идей патриотизма в русском искусстве. Защита творческих работ | Карта "Важнейшие русские экспедиции в XIX в." Презентация "Золотой век русской культуры. | ||
16 | Начало «золотого века» русской культуры | ||||
17 | Военные победы Николая I | Работа с историческим источником, исторической картой, схемой (с. 138). Заполнение таблицы «Внешняя политика России в XIX .» | |||
18 | Повторительно-обобщающий урок «Общий взгляд на проблемы модернизации России» | 1ч. | Работа с исторической картой. Составление сравнительной характеристики | ||
19 | Урок-контроль по модулю 3 «Нужна ли России модернизация?» | 1 ч. | Контрольная работа | ||
20 | Модуль «Ускоренная модернизация России» Глава 3. Освободительные реформы Александра II (1855-1881) Крымская война — поражение николаевской России | 9 ч. | Работа с исторической картой, схемами «Флот России в Крымской войне» , «Сухопутные армии союзников в Крымской войне» | ||
21 | Подготовка «освободительных реформ» | Работа с текстовым источником. Выполнение задания: определение задач, которые необходимо было решить в ходе ускоренной модернизации России; определение черт характера Александра II, повлиявших на начало реформ | |||
22 | Отмена крепостного права - великая реформа 1861 года | Индивидуальная работа со схемой «Реализация реформы 1861 г.» . Выполнение задания: определение отношения к реформе представителей разных слоёв населения | |||
23 | От освобождения крестьян к «освободительным реформам» | Работа с историческим источником, схемами «Российское государство и общество при Александре II» , «Сухопутная армия России к 1878 г.» . Задание: определение отношения к реформам представителей разных слоёв населения | Схема "Органы земского самоуправления" | ||
24 | Первые результаты «освободительных реформ» 1860-1870-х годов | Работа со схемами «Сельское хозяйство России в 1860–1870-х гг.» , «Промышленность в 1860–1870-х гг.» | Карта "Железные дороги Российской империи" Таблица "Рост продукции важнейших отраслей промышленности" Интерактивная диаграмма "Социальная структура пореформенной деревни" | ||
25 | Расширение Российской империи при Александре II | Работа с текстовым источником, исторической картой. Заполнение таблицы «Внешняя политика России в XIX в.». Индивидуальные задания: заполнение контурной карты; определение причин войн, в которых участвовала Россия | |||
26 | Вершины «золотого века» русской культуры | ||||
27 | Споры о путях развития «пореформенной» России | Работа с историческим источником. Заполнение таблицы «Направления общественной мысли». Выполнение задания: определение нравственных мотивов действий народников; определение наиболее приемлемого пути развития России с точки зрения современного человека | |||
28 | Завершение эпохи «освободительных реформ» | Выполнение задания: поиск доказательств кризиса государственной власти в России и определение причин, по которым в ходе кризиса власти были отвергнуты либеральный и социалистический варианты развития России | |||
29 | Повторительно-обобщающий урок «Новые времена за пределами Европы» (XVI-XVIII века)» | 1 ч. | Работа с историческим источником, исторической картой. Работа со схемами, таблицами. Выполнение тестовой работы | ||
30 | Глава 4. Россия на рубеже Х1Х-ХХ веков: между реформами и революцией . Консервативный курс Александра III | 9 ч. | Работа с историческим источником. Заполнение таблицы «Курс Александра III». Работа со схемами «Российское государство и общество при Александре III» | ||
31 | Российские деревни и города на рубеже веков | Работа с историческим источником, схемами «Сельское хозяйство России в 1880– 1900-е гг.» , «Промышленность и транспорт России в 1880–1900-е гг.» | |||
32 | От Александра III к Николаю II: будет ли революция? | Работа с историческим источником, заполнение таблицы «Общественные противоречия начала XX в.». Групповые задания: определение причин живучести оппозиционных движений в России, сравнение их взглядов между собой | |||
33 | Победы и поражения России на рубеже Х1Х-ХХ вв. | Работа с историческим источником, исторической картой, схемами (с. 288–290). Заполнение контурной карты | |||
34 | Начало первой российской революции - 1905 год | Работа с текстовым источником. Заполнение таблицы «Достижения революции 1905–1907 гг.».Выполнение заданий: определение признаков начала конституционных реформ в России; определение причин, итогов и последствий исторических событий | |||
35 | К чему стремились политические партии России? | Работа с историческим источником, заполнение таблицы «Политические партии России начала | |||
36 | Самодержавное правительство и революционный парламент | Заполнение таблицы «Достижения революции 1905–1907 гг.».Работа со схемами: «Политические силы в I Государственной Думе». Задание: определение сходства и различия законов Российской империи и конституционных актов | |||
37 | Столыпинские реформы - новый вариант модернизации России | Заполнение таблицы «Достижения столыпинских реформ». Работа со схемами «Сельское хозяйство России в 1906– 1913-е гг.», «Политические силы в III Государственной Думе» | |||
38 | «Серебряный век» русской культуры | Защита творческих работ | |||
39 | Повторительно-обобщающий урок по модулю «Ускоренная модернизация России» | 1ч. | Работа с фрагментом исторического источника, исторической картой | ||
40 | Урок-контроль по модулю «Ускоренная модернизация России» | 1 ч. | Работа с текстовым источником, выполнение тестовой работы | ||
41 | Обобщающее повторение по Новой истории России и мира | 1 ч. | Работа с историческим источником, исторической картой. Работа со схемами, таблицами. | ||
42 | Итоговый контроль | 2 ч. | Контрольная работа | ||
43 | Итоговый урок-контроль | Защита творческих проектов |
ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ В 7-8 КЛАССЕ (ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ)
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных
передвижений - походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа по русскому языку 6 класс УМК "Школа 2100"
Программа составлена на основе: Государственного стандарта общего основного образования по русскому языку (для 5 – 9 классов); Примерной программы основного общего образования по русскому языку (для 5...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по химии Савинкина 8-9 класс школа 2100
Программа обеспечена учебниками: Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. («Мир веществ»). Учебник для 8-го класса. – М.: Баласс, 2006; Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. («Мир веществ»). Учебник для 9-...
Рабочая программа по химии 10-11 класс Савинкина школа 2100
Программа обеспечена учебниками: Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. («Мир веществ»). Учебник для 10-го класса. – М.: Баласс, 2006; Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. («Мир веществ»). Учебник для 1...
Рабочая программа по литературному чтению (2 класс) ОС "Школа 2100"
Рабочая программа по литературному чтению (2 класс) ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс, ОС "Школа 2100"
Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс, образовательная система "Школа 2100"...