Разработка урока "Финикийские мореплаватели"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Остапенко Ирина Викторовна

Тема урока:  «Финикийские мореплаватели»

 

Тип урока: Комбинированный

 

Формы: групповая, индивидуальная

 

Приемы: «Мозговой штурм», «Круг»

 

Методы: Активные, продуктивные

 

Цель урока: Сформировать представление о важности появления железа. Проанализировать, раскрыть роль торговли в  Западной Азии, показать основные этапы развития и роста финикийских городов. Путем постановки проблемного вопроса: почему финикийцы считались лучшими мореплавателями Востока, выяснить особенности месторасположения и природные условия страны; определить главные занятия жителей страны и достижения финикийцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finikiyskie_moreplavateli_-_kopiya.docx32.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Финикийские мореплаватели»

Тип урока: Комбинированный

Формы: групповая, индивидуальная

Приемы: «Мозговой штурм», «Круг»

Методы: Активные, продуктивные

Цель урока: Сформировать представление о важности появления железа. Проанализировать, раскрыть роль торговли в  Западной Азии, показать основные этапы развития и роста финикийских городов. Путем постановки проблемного вопроса: почему финикийцы считались лучшими мореплавателями Востока, выяснить особенности месторасположения и природные условия страны; определить главные занятия жителей страны и достижения финикийцев.

Задачи урока:

Обучающие:

      1. Научить применять в своем повествовании термины : железный век, Финикия, торговцы, пираты, колонии, пурпур, финикийский алфавит.

Развивающие: 

      1. Развить логическое мышление;

      2. Развить чувство значимости истории;

      3. Формировать логическое мышление, умения анализировать, обобщать, сравнивать знания, полученные га других предметах.

Воспитательные: 

  1. Воспитать информационную культуру, внимательность, дисциплинированность;
  2. Воспитать чувства товарищества;
  3. Воспитать умения слушать, трудолюбия.

Структура урока в рамках деятельностного подхода:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Постановка учебной задачи
  4. Открытие нового знания
  5. Первичное закрепление
  6. Самоанализ и самоконтроль
  7. Включение нового знания
  8. Рефлексия

Ход урока

п/п

мин.

Цель этапа

УУД

Деятельность

ЭОР

Оценивание, формы контроля

Результат

учителя

обучающихся

1. Орг. Момент

(2 мин)

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

Личностные

Здравствуйте ребята!

На протяжении нескольких уроков мы знакомились с историей Древнего Египта . Сегодня, дорогие ученики, мы окажемся в Западной Азии в веке железа.

Приветствуют учителя. Проявление интереса к  уроку.

презентация

Не оценивается

Включение в учебный процесс

2. Актуализация знаний.

(5 мин)

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащихся.

-Познавательные

-Коммуникативные

-Личностные

«Мозговой штурм» - ученики делятся на три группы (3 ряда). Ученики, сидящие на первой парте предъявляют на листке свой вопрос сзади сидящей паре. Те, в свою очередь, записывают ответ и свой вопрос следующей паре. Первый ряд, который быстрее и правильно ответит на вопросы, ставит себе на оценочный лист плюсики.

Демонстрируют знания, умения по предыдущей главе. Критично относятся к вопросам-ответам.

Критерии оценивания: вопрос-ответ конкретный, точный (взаимооценка – свои баллы учащиеся фиксируют в оценочных листах).

Фиксация имеющихся предметных знаний (умений), известных способов деятельности.

3. Постановка учебной задачи

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

 -коммуникативная;

- познавательные:

-общеучебные УД;

-постановка и решение проблемы.

 Документ.

«Моя страна небольшая, но расположение

страны удобно. Сюда выходят торговые пути

из Двуречья. Рядом со Средиземным морем

на перекрестке торговых путей расположены

три города. Из городов Тир, Библ и Сидон

можно плыть в Египет, Грецию, Рим.» Определите на карте подразумеваемый город.

Выдвигают варианты темы, участвуют в  анализе, обсуждении.

1, 2 слайд

Педагог уточняет тематические рамки урока, инициирует учащихся к дальнейшей деятельности.

Появление темы урока. Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу.

4 «Открытие нового знания»

 Изучение новых знаний и способов действий. Построение проекта выхода из затруднения)

Личностные;

Познавательные(логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания.)

Прием «Круг».

 Какой инструмент давления на светские власти был в распоряжении папской власти?

Природа Финикии:

 Море

• Солнце

• Горы

• Теплый климат

• Пересечение торговых путей.

4

Участие в диалоге, интерактивной беседе.

Формирование навыков устной коммуникации, высказывание своего мнения, участие в диалоге. Развитие учебно-познавательной мотивации.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем

5.Первичное закрепление

Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Личностные;

Общеучебные УД;

Коммуникативные;

Упражнения:

1.     Покажите на карте Библ, Тир, Сидон, Рим, Тарент и Сиракузы.

2.     Из перечисленных ниже достижений народов Древнего мира выберите три, принадлежащих финикийцам: пирамиды, пурпурная краска, клинопись, алфавит, изделия из драгоценных камней.

3.     Покажите на карте территории, которыми владели финикийцы.

4.     Опишите географическое положение Финикии, заполнив пропуски в предложениях

Финикия находилась на …………….берегу ………………….моря. В     настоящее время это территория……………..

            5. Покажите на карте Финикию и Карфаген.

Учащиеся отвечают на вопросы. С помощью учебника корректируют ответы.

7,

8

Работа с картой.

Умение ориентироваться на карте.

Умение читать легенду карты. Формирование навыков речевой деятельности

6.Самоанализ и самоконтроль

Этап применения знаний и способов действий. Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Познавательные:

Логические УД;

Коммуникативные

Какое побережье Средиземного моря своему влиянию подчинили греки?

(северное побережье).

Какое побережье Средиземного моря своему влиянию подчинили финикийцы? (южное и западное).

Самостоятельно индивидуально работают, записывают в тетради.

7,

8

Ученики работают с картой, отвечают на вопрос.

Коммуникативное освоение способов совместной и индивидуальной учебной деятельности.

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Применить рассуждения, имеющиеся знания, собственный опыт.

Познавательные:

Логические УД;

Коммуникативные

( « Вставь вместо пропуска») с помощью словарных слов.

Приложение 1.

Учащиеся описывают схему-рисунок.

27

Оценивают свой ответ

Коммуникативное освоение способов индивидуальной учебной деятельности.

8.Рефлексия

Осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Коммуникативная: монологическая;

Познавательная: ОУД;

Личностно-смысловая.

  1. .Каковы были ваши цели перед занятием и насколько их удалось реализовать?
  2. Перечислите трудности, с которыми вы столкнулись: при изучении темы, при ответе на вопросы.
  3. Каким образом вы преодолевали трудности? За счет чего?
  4.  Как называется страна, которую мы изучали сегодня на уроке?
  5.  На каком побережье Средиземного моря располагалась Финикия?
  6.     Какие крупные города существовали в Древней Финикии?
  7.      Что придумали финикийцы?
  8. Почему финикийцы считались лучшими мореплавателями востока?

Ответы учащихся.

Оценивают свою работу и работу класса.

Умение систематизировать, обобщать изученное. Соотносить цели урока с результатом работы. Реализация личностного потенциала.

Д.З.

Параграф 15, вопрос 4, 3 стрт85. 3 ученика

Финикия - «Страна мореплавателей» - запомните.

Под запись, ЗАПОМНИТЬ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!:

1.     Финикия состояла из отдельных городов – государств.

2.     Финикийские купцы и моряки плавали по всему Средиземному морю и выходили в Атлантический океан.

3.     Финикия славилась также своими искусными строителями и ремесленниками.

4.     Считается, что именно финикийцы изобрели алфавитное письмо, на основе которого позднее была создана греческая азбука, а на основе греческой латинская, славянская, а затем и русская азбуки.

5.     Финикийцы основывали колонии вдоль берегов Средиземного моря.

6.     Самой крупной финикийской колонией был город Карфаген в Северной Африке, создавший позднее собственную могущественную державу

Приложение 1.

Основными занятиями финикийцев были ____________и_________. Купцы везли на своих быстрых кораблях изделия ремесленников, которыми славилась Финикия - __________ткани,

бусы и сосуды из__________. Финикийцы основывали в странах, с которыми они торговали, свои постоянные поселения- __________.

Словарные слова:

Мореплавание, пурпурные, стекло, колонии, торговля.

Полисы – города государства; Торговцы – человек занимающийся частной торговлей; Пираты -  морские разбойники, специализирующиеся на ограблениях торговых кораблей, портов и даже мелких приморских городишек; пурпур – темно-красный краситель. Открыт в Финикии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по Истории Древнего мира "Финикийские мореплаватели", 5 класс

На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с применением технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник Ф.А.Михайловского...

Методическая разработка урока и презентация по ФГОСам второго поколения в 5 классе, тема: Финикийские мореплаватели

Урок и презентация по теме "Финикийские мореплаватели", 5 класс, по ФГОСам второго поколения. Урок - путешествие, исследование, открытия новых знаний, проблемно-диалоговая, индивидуальная работа в пар...

Методическая разработка урока для 5 класса Я работаю по ФГОС. Тема: Финикийские мореплаватели.

Методическая разработка урока по истории для 5 класса.Тема: Финикийские мореплаватели.Цель: дать представления о месторасположении и природных условиях Финикии. Определить занятия и достижения  н...

Разработка урока по истории в 5 классе на тему: "Финикия - страна мореплавателей"

Разработка урока по истории в 5 классе на тему: "Финикия - страна мореплавателей" предлагает в игровой форме закрепить ранее изученый материал. В современной школе актуальным является перехо...

методическая разработка урока истории "Финикийские мореплаватели" 5 класс

методическая разработка урока истории "Финикийские мореплаватели" 5 класс...

Методическая разработка урока истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: Финикийские мореплаватели

Методическая разработка урока истории Древнего мира в 5 классеТема урока: Финикийские мореплавателиЦели урока:сформировать представление о Финикии, показать, какую роль сыграли финикийцы в развитии че...

Разработка урока истории "Финикийские мореплаватели"

Разработка урока истории "Финикийские мореплаватели", 5 класс...