Использование интерактивных педагогических технологий, обеспечивающих достижение и оценку метапредметных образовательных результатов обучающихся на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Мартынюк Анастасия Валериевна

Итоговая работа по курсу "Достижение метапредметных результатов обучающихся средствами преподавания учебныхпредметов: русский язык и литература".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Итоговая работа65.8 КБ

Предварительный просмотр:

государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Использование интерактивных педагогических технологий, обеспечивающих достижение и оценку метапредметных образовательных результатов обучающихся на уроках русского языка

Итоговая работа

Срок обучения с «18» марта2018г. по «31» мая 2018г.

Исполнитель:

Мартынюк Анастасия Валериевна,

 учитель русского языка

МБОУ «Гимназия № 71» ("Радуга")

 г. Кемерово

8 923 522 07 18

rebert1@rambler.ru

Кемерово 2018

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы использования интерактивных методов обучения..............................................................................................................с.3

1.1. Технология интерактивного обучения............................................с.5

1.2.Формы и методы интерактивного обучения................................... с.8

Глава 2. Применение интерактивных методов работы на уроках русского языка(из опыта работы)

2.1. Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка...................................................................................................с 11

2.2. Система уроков русского языка с использованием технологий интерактивного обучения................................................................................ с 17
         Заключение .............................................................................................с.27

Литература...............................................................................................с.28

Введение

Внедрение интерактивных форм обучения — одно из важнейших направлений улучшения подготовки обучающихся в современной школе. Согласно стандартам нового поколения учитель-словесник должен быть компетентным в своей области и передавать огромное количество сообщений аудитории учеников, а также заинтересовать школьников учебной информацией, вовлекая их в учебную деятельность. Одним из основных помощников для языковеда в новых условиях становится интерактивный метод обучения.

В настоящее время интерактивные методы обучения наполняются новым содержанием с коммуникативной направленностью. Интерактивный («inter» — это взаимный, «act» — действовать) — означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательной деятельности, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала по решению общих, но значимых для каждого проблем, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности [1,С.11].

Интерактивные методы ориентированы на широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока из интерактивных упражнений и заданий, в ходе выполнения которых ученик изучает материал.

Цель данной работы заключается в разработке новых, более интересных, более действенных, с точки зрения педагогики и психологии, интерактивных методов, чтобы они включали в себя разные психофизиологические особенности учеников, и давали результат в учебной деятельности.

Задачи исследования:

  • проанализировать состояние проблемы использования интерактивных методов обучения в теории и практике обучения русскому языку;
  • определить условия повышения эффективности развития школьников
  • посредством использования интерактивных методов обучения русскому языку;
  • представить систему уроков русского языка с использованием интерактивных технологий.

Объект исследования - интерактивные методы обучения русскому языку. Предмет исследования – процесс осуществления развития  учащихся через использование  интерактивных    методов    обучения русскому языку.
Новизна темы работы заключается в практическом применении на уроках русского языка методов и приёмов интерактивного обучения.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что она подтверждает возможность изменения, дополнения, совершенствования приемов обучения.

Развитие учащихся будет осуществляться более эффективно с использованием интерактивных методов обучения, если:

  • учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
  • активность воспроизведения будет характеризоваться стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения знаний в измененных условиях;
  • активность обучаемого предполагает устремление его к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем;
  • педагог будет понимать значимость использования интерактивных методов обучения в целях развития и воспитания школьников, владеть технологией включения интерактивных методов обучения в педагогическую деятельность.

Методы исследования

  • изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
  • анализ содержания различного дидактического материала;
  • наблюдение за учебной деятельностью учащихся на уроках.

Глава 1

Теоретические основы использования интерактивных методов обучения

1.1. Технология интерактивного обучения

Школьное образование включает в себя разнообразные методики обучения, целью которых является максимальное усвоение знаний учениками. Однако педагогов и методистов по-прежнему волнует вопрос о том, как эффективнее обучать подрастающее поколение. Именно поэтому позитивно воспринимается введение различных новшеств с целью успешного осуществления данного процесса.

Общение между учеником и педагогом в школе всегда подразделялось на пассивное и активное. И только в последнее время возникла интерактивная технология обучения. Что же собой представляет каждая из этих методик? При пассивной модели освоение материала учеником происходит только со слов учителя, а также материала, данного в учебниках. На таком уроке главным действующим лицом является педагог. Школьники же являются просто пассивными слушателями. Связь учащихся с учителем при таком методе осуществляется посредством контрольных или самостоятельных работ, тестов, а также опросов. Данная модель в образовании является традиционной и продолжает использоваться педагогами.

Примером такого обучения являются уроки, проводимые в виде лекций. При этом ученики не выполняют никаких творчески заданий.

На современном этапе развития школы пассивный режим обучения становится неактуальным. Более широко начинают использоваться активные методы. Они являются такой формой взаимодействия учителя с учащимися, при которой обе стороны учебной деятельности общаются друг с другом. Школьники при этом вовсе не пассивные слушатели. Они становятся активными участниками урока, имея равные права с педагогом. Это стимулирует познавательную деятельность детей и их самостоятельность. При этом в процессе получения знаний возрастает роль творческих заданий. К тому же если при пассивном методе главенствует авторитарный стиль, то при активном способе он переходит в демократический.

Интерактивное обучение актуально при использовании технологий самообучения, саморазвития, самовоспитания и ведения самостоятельной деятельности.

При такой методике весь урок проходит в режиме диалога или беседы с кем-либо. Активные и интерактивные технологии обучения имеют между собой много общего. Некоторые даже ставят между ними знак равенства. Однако интерактивная методика ориентируется на широкое взаимодействие школьников не только с педагогом, но и между собой.

Каково же место учителя на таком уроке? Он направляет деятельность учащихся к выполнению поставленных перед классом задач. Таким образом, интерактивная технология обучения - это не что иное, как современная форма активного метода.

Интерактивные технологии обучения в школе предполагают такую организацию урока, когда происходит моделирование различных жизненных ситуаций и используются ролевые игры. При этом общее решение поставленного вопроса принимается на основе анализа предложенных ситуаций и обстоятельств. Информационные потоки проникают в сознание учеников и активизируют мозговую деятельность.

При применении интерактивной технологии ученик самостоятельно идет по пути к знаниям и усваивает их в большем объеме.

Технология интерактивных методов обучения призвана:

  •  активизировать индивидуальные умственные процессы учащихся;
  •   пробуждать внутренний диалог школьника;
  •  обеспечить понимание той информации, которая послужила предметом обмена;
  •  осуществить индивидуализацию педагогического взаимодействия; - вывести ребенка на позицию, где он станет субъектом обучения;
  •  обеспечить двухстороннюю связь в процессе обмена информацией между школьниками.

Педагогические технологии интерактивного обучения ставят перед учителем задачу по облегчению и поддержке процесса получения знаний.

При этом важно:

  • выявить многообразие точек зрения;
  • обращаться к личному опыту участников диалога;
  •  поддерживать активность школьников;
  •  соединять практику с теорией;
  •  способствовать взаимообогащению опыта участников;
  •  облегчить восприятие и усвоение поставленной задачи;
  •  поощрять детское творчество.

Все это способствует достижению главной цели обучения – созданию всесторонней и гармонично развитой личности.

Использование интерактивных технологий обучения позволяет:

  •  повысить эффективность обмена информацией управленческого, воспитательного и учебного характера;
  •  ученикам осуществлять самоконтроль, применяя полученные знания на практике.

Кроме того, интерактивная технология обучения способствует скорейшему умственному развитию ребенка. К тому же обмен информацией между учениками и учителем повышает уверенность ребенка в правильности сделанных им выводов.

Использование интерактивных технологий обучения происходит при непосредственном взаимодействии школьников с учебным окружением. Оно выступает в качестве реальности, в которой дети приобретают опыт, являющийся центральным активатором учебного познания. Интерактивное обучение предусматривает роль учителя как помощника школьника, активизирующего потоки информации.

Интерактивные модели обучения, по сравнению с традиционными, меняют взаимодействие ученика с учителем. Педагог уступает свою активность детям, создавая условия для проявления их инициативы. Школьники являются полноправными участниками таких уроков. При этом их опыт так же важен, как и опыт педагога, который не дает готовых знаний, а побуждает своих учеников к поиску.

1.2. Формы и методы интерактивных технологий

Учебная деятельность, опирающаяся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех учеников класса без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля. [4, с. 79]  

Учитель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность учителя уступает место активности обучающихся, его задачей становится создание условий для их инициативы. Учитель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Интерактивные методы могут применяться при организации  следующей работы с учениками:

  • организация тематических занятий;
  • организация временных творческих коллективов при работе над учебным проектом;
  • организация дискуссий и обсуждений спорных вопросов, возникших в коллективе;
  • для создания образовательных ресурсов.

Для решения учебных задач учителем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

  • интерактивная экскурсия;
  • использование кейс-технологий;
  • проведение видеоконференций;
  • круглый стол;
  • мозговой штурм;
  • дебаты;
  • фокус-группа;
  • деловые и ролевые игры;
  • сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций);
  • учебные групповые дискуссии;
  • тренинги;
  • карусель.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Игра - это одно из наиболее эффективных средств интерактивного обучения, пробуждающее живой интерес к предмету. Дети любят играть. И эту их потребность необходимо использовать для решения воспитательных и учебных задач. Деловые игры для школьников должны быть тщательно подготовлены и продуманы учителем. В противном случае они будут недоступны детям и утомительны для них.

Деловые игры на уроке способствуют:

  • повышению интереса к учебе, а также к проблемам, разыгрываемым и моделируемым в классе;
  • возможности адекватного анализа той или иной ситуации;
  • больших информационных объемов;
  • развитию аналитического, инновационного, экономического и психологического мышления.

Работа в парах или группах. Этот способ также популярен при проведении урока по интерактивному методу. Работа в парах или группах позволяет всем ученикам (даже самым стеснительным) практиковать межличностные отношения и навыки сотрудничества. В частности, это находит выражение в умении слушать и спокойно разрешать все возникающие разногласия. Группы или пары могут формировать сами ученики, но чаще это делает учитель. При этом педагог учитывает уровень учащихся и характер их отношений, а также ставит перед ними максимально четкие задачи, записывая их в карточках или на доске. Также он дает группе достаточное количество времени для выполнения задания.

Интерактивную технологию "Карусель" позаимствовали из психологических тренингов. Такой вид работы дети обычно очень любят. Для реализации данной методики учащиеся образуют два кольца: внешнее и внутреннее. Первое из них – это ученики, которые через каждые 30 секунд постепенно перемещаются по кругу. Внутренне кольцо составляют неподвижно сидящие дети, ведущие диалог с теми, кто оказался напротив их. В течение тридцати секунд происходит обсуждение того или иного вопроса, когда каждый из учеников старается убедить собеседника в своей правоте.

В процессе проведения интерактивного урока метод  "Мозговой штурм" позволяет оперативно решить поставленную перед классом проблему с учетом максимального использования творческой активности школьников.

Педагог предлагает участникам обсуждения выдвигать большое количество вариантов решения, среди которых могут быть и самые фантастические. После этого из всех идей отбираются наиболее удачные, которые и позволят ответить на поставленный вопрос.

Как видим, существуют самые разнообразные методы интерактивного обучения. И применение каждого из них дает возможность не только развить у учащегося коммуникационные навыки и умения, но и дать активный толчок к социализации личности, развить умение работать в команде, а также максимально ликвидировать психологическое напряжение, возникающее между педагогом и детьми.

Глава 2

Применение интерактивных методов работы на уроках русского языка (из опыта работы)

2.1. Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка

Активное внедрение преподавания элементов интерактивной методики предполагает работу в парах, в малых и больших группах.

Интерактивная методика преподавания требует от учителя пересмотра очень многих привычных подходов. Так, например, казалось легким внедрение свободного общения учеников в классе друг с другом. Но без взаимного уважения, без умения прислушиваться друг к другу, без правильного общего руководства ведением урока ничего не получится.

Очень аккуратно и настойчиво нужно проводить в классе идею работы на основе общих правил поведения. Вскоре это приводит к более доверительным отношениям в классе, ученики становятся на уроках более активными.

Количественный состав группы не определяет качество учебы или взаимодействия. Ключевая особенность метода «взаимодействия» состоит в том, что он представляет собой процесс открытия, сущность которого заключается в овладении учащимися навыками обучения через взаимодействие. Наиболее успешно обучение может проходить именно в процессе взаимодействия, так как школьники учатся быстрее и запоминают лучше то, что узнали во время дискуссии. Это происходит по следующим причинам:

  •  учащиеся не только получают информацию, они также вынуждены дать логическое объяснение, почему их путь к решению и само решение является правильным или, по крайней мере, лучшим из имеющихся вариантов;
  •  учащиеся прорабатывают идеи более глубоко, т.к. они знают, что нелогично построенные заключения будут оспариваться;
  •  учащиеся во время решения проблемы используют свой и чужой опыт. Такой общий фонд знания больше, чем знания любого отдельного ученика;
  •  учитель тоже может учиться, узнавая что-то новое от учеников.

     Во многих классах часто бывает так, что только лучшие ученики отвечают на вопросы, в то время как остальные молчат. Ученик должен в достаточной степени  доверять учителю, чтобы добровольно вызваться отвечать перед классом, особенно, если вопрос касается каких-либо фактов и существует вероятность неправильного ответа. Чтобы учащиеся охотнее высказывали свои мнения и идеи, учитель может использовать следующие полезные приемы:

1) Bcегда благодарите детей за их высказанные мнения.

2) Не говорите, что считаете их ответ неверным, а вместо этого спросите лучше, согласны ли с таким мнением другие учащиеся. Если окажется, что весь класс неправильно понял обсуждаемый вопрос, тогда вы можете объяснить им свою точку зрения.

3) Старайтесь выбирать пассивных учеников. Иногда некоторые учащиеся кажутся пассивными, но у них могут быть очень оригинальные мысли или мнения, которые отличны от других и побуждают класс посмотреть на вопрос под другим углом зрения.

В интерактивной методике, как и в любой другой методике преподавания, существует множество приемов, которые способствуют организации взаимодействия в группе. Эти приемы можно классифицировать следующим образом:

  • Сходства/различия
  • Ранжирование
  • Поиск соответствий
  • Рейтинг
  • Классификация
  • Обобщение
  • Верно/неверно
  • Правильно или требует изменений
  • Преимущества и недостатки
  • Выявление последствий
  • Как вы думаете?
  • Исследование и отчет

    

 Существует также много других видов заданий, которые могут быть интерактивными, все зависит от творчества учителя.

Ранжирование — эффективный прием, позволяющий выделить главное в новой информации. После знакомства с новым материалом учащиеся составляют список главных моментов, положений. Затем напротив каждого пункта в своем списке выставляется оценка по одному из критериев: важности, нужности, полезности и т.д.

При выполнении этого задания от учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений и определить относительную важность или ценность каждого из них в сравнении с другими.

Далее прием «Поиск соответствий». При выполнении этого задания от учащихся требуется определить соответствие слова или выражения описанию, причем это задание рекомендуется сделать до того, как учащиеся начнут знакомиться с трудными текстами. Это хорошее задание для закрепления смысла понятий.

Задание «Поиск соответствий»: работая в группах, определите, соответствие местоимений и их разряда:

1

Личные

а

нечто, некто, весь, несколько, кто-либо, какой-нибудь

2

Возвратные

б

ничей, нечего, некого, никто, ничто 

3

Притяжательные

в

себя, себе

4

Указательные

г

кто, что, какой, чей, сколько, каков, который 

5

Отрицательные

д

я, ты, он, она, оно, мы, вы, они

6

Неопределенные

е

кто? что? какой? чей? сколько? каков? который?

7

Вопросительные

ё

этот, тот, такой, такой, сей, столько

8

Относительные

ж

каждый, другой,любой, иной, весь, сам, самый, всякий

9

Определительные

з

свой, мой, твой, его, ее, наш, ваш, их

Следующий прием «Рейтинг». Подобно ранжированию, в этом задании oт учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений и критериев их рейтинга, представленных в виде оценок. Они должны решить, какой рейтинг присвоить каждому утверждению. Ответы в заданиях такого типа часто основаны, главным образом, на личном мнении и могут вызывать много дискуссий. Они могут быть очень полезны для выяснения, насколько хорошо учащиеся разобрались в данных вопросах, но, конечно, не применяются для оценки их знаний.

Задание: расположите следующие утверждения так, чтобы получился порядок действий морфологического разбора глагола:

Утверждение

Порядок разбора (№)

Постоянные морфологические признаки: вид,возвратность, переходность, спряжение

 

Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

 

Роль в предложении (каким членом предложения является)

 

Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:

 

Непостоянные морфологические признаки: наклонение, время, число, лицо,род

 


          Прием «Верно-неверно» заключается в том, что обучающиеся рассматривают утверждения и определяют их правильность. Задание: определить правильность следующих утверждений:

Утверждение

Да

Нет

Морфема – значимая часть слова.

 

 

Словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов

 

 

Соединительными гласными бывают О – Е

 

 

Правописание приставок пре-/при– зависит от лексического значения

 

 

Приставка служит для связи слов в предложении

 

 

При помощи окончания образуются новые слова  

 

 

Окончание не является частью основы

 

 

 
      «Классификация» – прием, в котором от учащихся требуется распределить (классифицировать) слова по группам, категориям и т. п. Например, при  повторении разрядов прилагательных: распределите слова в таблицу по разрядам  (работа в малых группах).

Качественные

Относительные

Притяжательные

Пример прилагательных:  молчаливый человек, вишнёвый джем, хороший артист, воронье гнездо, усталый вид, овсяное печенье,  точильный станок, пришкольный участок, глиняный кувшин, оловянный солдатик, счастливый студент, выгодная сделка А) лисья нора, узкий коридор, фарфоровый чайник, приморский курорт, барсучья нора, золотое сердце, заячья тропа, Машина тетрадь, собачий лай, модное платье, медвежья берлога, морозный день.

«Ролевая игра» – методический прием обучения речи по коммуникативной методике. Состоит из таких ситуаций, при которых каждый участник образовательной деятельности получает вымышленную роль, т. е. проекция знаний в жизнь.

Задание: учащимся предлагается выбрать роль любого словаря - толковый, словарь неологизмов, словарь иностранных слов, словарь синонимов, антонимов, омонимов, фразеологический словарь, словообразовательный, словарь эпитетов, этимологический словарь. Рассказать об особенностях словаря, отличии его от других словарей.  

Благодаря приему  «Как вы думаете?», ученики могут высказать свое мнение, научиться грамотно строить свою речь. Данный вид взаимодействия может включать в себя элементы дискуссии, так как мнения детей по тому или иному вопросу будут отличаться друг от друга. В качестве темы дискуссии предлагается один аспект сложного понятия «культура речи». Почему именно он достоин особого разговора? Правильность речи, т.е. ее соответствие литературному языку, является основным коммуникативным качеством, исходной точкой всех остальных свойств речи образованного человека: логичности, чистоты, выразительности..

    То, что наша речь должна быть правильной, ясно каждому образованному человеку, и все же центральным вопросом дискуссии  станет следующий: «Нужно ли соблюдать нормы литературного языка?» Цель полемики – развенчать достаточно распространенное вульгарное представление о том, что нормы – это нечто бесполезное, лишнее, искусственное изобретение ученых, которое в реальной речевой практике не слишком нужно ( «Как хочу, так и говорю, все равно меня поймут»). Чтобы достичь этой цели , учитель должен решить ряд задач. Первое- создать такую атмосферу занятия, которая позволит каждому ученику высказать свою точку зрения  на центральный вопрос дискуссии, пусть даже самую крамольную, открыто поделиться своими сомнениями. Второе – помочь детям найти убедительные аргументы в пользу грамотой речи.

 «Мозговой штурм» – один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Можно предоставить карточки с заданиями такого рода: напиши как можно больше фразеологизмов со словом  "язык" или составьте как можно больше слов от слова "строитель".

Прием «Правильно или требует изменений». При выполнении этого задания учащиеся рассматривают утверждения и решают, являются ли они правильными. Если нет, то они должны переписать утверждение таким образом, чтобы оно стало правильным.

Задание: "Исправление ошибок в ударении слова (если необходимо)":

бАрмен, вероисповедАние, жалюзИ, красИвее, кулинарИя, туфлЯ, придАное, намЕрение, звонИшь, тортЫ.

Таким образом, интерактивные приемы в обучении русскому языку являются активными способами совместной деятельности, при которых моделируется ситуация, оцениваются действия, обучающиеся самореализуются в различных видах учебных занятий.

2.2. Система уроков русского языка с использованием технологий интерактивного обучения

"Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения

и возможность для ученика думать самому и

составляет то, что зовется умелым наставничеством..."

(Конфуций)

Я обратилась к словам Конфуция, потому что придерживаюсь точки зрения, что главная задача учителя – научить ученика думать самому.

Выстраивая собственную стратегию педагогической деятельности, учитель, в первую очередь, опирается на нормативно - правовые акты, определяющие государственный заказ в области образования, а «XXI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятностным мышлением, то есть способных ориентироваться в незнакомой ситуации. Поэтому назрела необходимость внедрения в учебную деятельность инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность учащихся, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья. Интерактивные методы сполна отвечают данным требованиям»  [3, С.43].

Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умение не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым. При сохранении конечной цели и основного содержания образовательной деятельности интерактивное обучение изменяет привычные формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Интерактивные методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения. Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.

В век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплоченно. Интерактивные методы предполагают умение распределять обязанности, ставить цели, делать взвешенный, правильный выбор, анализировать ситуацию, а также дают ощущение полета творческой мысли, чувство радости и глубокого удовлетворения от своей работы.

В своей педагогической практике я использую различные интерактивные технологии: мозговой штурм, работа в парах, работа в малых группах, метод проектов, ролевые игры  и др. Приведу  использование на уроках русского языка некоторых из них.

При обучении детей русскому языку немаловажное значение имеют различные игры. Закреплению знаний, выработке прочных орфографических навыков, способствует игры - викторины.   Эти игры хороши тем, что требуют применения многих правил, помогают проверить знания и умения учеников  по общим вопросам русского языка, развивают творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивают эмоции учащихся, развивают познавательный интерес школьников.

Фрагмент урока

Урок начинается с разминки:

  • Назовите член предложения, который отвечает на вопросы «какой?», «чей?» (определение)
  • Назовите вопросы дательного падежа? («кому?», «чему?»)
  • Как называется часть речи, которая отвечает на вопросы «где?, когда?, куда?, откуда? почему, зачем? как?» (наречие)
  • Как называются предложения, в котором один главный член? (односоставное)
  • Назовите раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи? (фонетика)
  • Стиль речи, которым написаны учебники, энциклопедии..(научный)
  • Имена существительные, оканчивающиеся на –мя, их 11, они называются… (разносклоняемые)
  • Определите род существительного тюль (мужской)
  • Число имен существительных санки, ножницы, очки (только множественное)
  • Буквы, расположенные в определенном порядке (Алфавит)
  • Назовите член предложения, который отвечает на вопросы «где?, когда?, куда?, откуда? почему, зачем? как?»(обстоятельство)
  • Назовите вопросы родительного падежа? («кого?», «чего?»)
  • Как называется часть речи, которая отвечает на вопросы «сколько? какой?» (числительное)
  • Как называются предложения, в котором два главных члена? (двусоставное)
  • Назовите раздел науки о языке, в котором изучаются части речи? (морфология)
  • Стиль речи, который используют для написания заявлений, расписок, справок (научный)
  • Имена существительные, которые одинаково относятся как к словам женского так и мужского рода называются.. (общего рода)
  • Определите род существительного мозоль (женский)
  • Число имен существительных молодежь, молоко, глажение (только единственное)

Игра  «Одним словом» (задания даются поочередно каждой команде, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

  • Приставочный способ: довольно опасный (преопасный)
  • Суффиксальный: с большими зубами (зубастый)
  • Суффиксальный: очень высокий (превысокий)
  • Сложение: сделанный собственными руками (собственноручно)
  • Приставочный: не любящий много разговаривать (неразговорчивый)
  • Сложение: имеющий отношение к железной дороге (железнодорожный)
  • Суффиксальный: с большими широкими плечами (плечистый)
  • Сложение: любящий свободу (свободолюбивый)
  • Приставочный: близко к школе, рядом со школой, относящийся к школе (пришкольный)
  • Суффиксальный: цветом и блеском напоминающий серебро (серебристый)

Игра "Значение слова" . Сколько значений имеют следующие слова:

  • Порода (горная, порода собак) 
  • Среда (день недели, среда обитания, внутренняя среда) 
  • Язык (язык, как орган тела, «язык» как народное и культурное явление) 
  • Знак (математический знак «+» или «-», знак судьбы или дорожный знак)
  • Посадка (посадка самолета, посадка ученика за партой, посадка овощей)

    Игра "Перевертыши". Смысл задания – отгадать фразы, зашифрованные с помощью антонимов, например: «Кроссовки щей объелись - Сапоги каши просят». Балл получает та команда, которая быстрее других ответит правильно.
  • Зайцам симпатизировать - дома не сидеть. (Волков бояться - в лес не ходить).
  • Последний пельмень не кучкой. (Первый блин комом).
  • У орла один раз нечистый украл кружочек колбасы. (Вороне где-то бог послал кусочек сыра).
  • На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит).
    Секунду умирай - секунду бездельничай. (Век живи - век учись)

Игра "Закончи фразу"
1. Не взирая... (на лица) 1. Два сапога... (пара). 
2. Буря в... (в стакане). 2. Топтаться на...(месте). 
3. Кусать...(локти). 3. Не мудрствуя...(лукаво). 
4. Волчий... (аппетит). 4. Как две капли... (похожи). 
5. Черепашьим...(шагом). 5. От корки... (до корки). 
6. Ждать у...(моря погоды). 
7. Принять за чистую...(монету). 7. Овчинка... (выделки не стоит). 
8. Проще пареной...(репы). 8. Обвести вокруг..(пальца). 
9. Не в бровь... (а в глаз). 9. Сулить золотые...(горы). 
10. Не видеть дальше...(собст.носа). 10. Краем уха...(слышать). 
11. Плакать в...(жилетку). 11. Кисейная…(барышня). 
12. Еле-еле душа...(в теле). 12. Рог... (изобилия). 
13. На сон...(грядущий). 13. Голод не...(тетка). 

Игра "Найди ошибку". Игра способствует формированию у учащихся орфографической зоркости.

Марина одела шапку на своего брата. Ребята шли со школы на спортивную площадку. «Ложи вещи на свои места!» - учила Вера свою младшую сестру. Поклади свитер в шкаф. Двое девочек прогуливались по аллее. 

Игра "Как правильно?"  

  • Какой знак препинания часто ставят ребром? (Вопрос. «Поставить вопрос ребром»).
  • Образуйте форму множественного числа существительного «дно»? (Донья).
  • Какой знак препинания часто болеет? (Вопрос. «Это для нас больной вопрос»).
  • Какую букву нужно убрать из существительного «полотно», чтобы превратить его в наречие? (Первую «о»: полотно – плотно).
  • Какую букву и на какую нужно заменить в существительном «пенал», чтобы оно стало глаголом? (Букву «е» на «и»: пенал – пинал).
  • Какое местоимение может работать приставкой? Приведите примеры? (Местоимение ВЫ выпечка, выбегать, выходить, выглядывать, вырез).
  • Может ли ударением превратить существительное в глагол? Приведите примеры. (Да,может: зАпах – запАх, пЕкло – пеклО, пОсох – посОх).
  • Какой суффикс имён существительных выдаёт кассир в магазине? (Чек – замочек, кусочек …).
  • Самая математическая часть речи – это …(Имя числительное).
  • Какая приставка (вместе с ударением) может превратить мальчиков в девочек? (Приставка ПО: дружки – подружки).
  • Какая приставка, упав в ТРАВУ, сделает её совершенно непригодной в пищу животным? (Буква «О»: трава – отрава)

Игра « Шарады». Необходимо составить названия блюд  из всех букв, входящих в слова.

  •  КРОТ+КАША =
  • БОБР+ РЕДУТ=
  • СУД+ТЕНЬ=
  • ТОСКА+ПАР+ШОВ=
  • (картошка, бутерброд, студень, простокваша)
    Кроме этого, использую и другие игры, например:
           – 
    «Четвертое лишнее» (при изучении темы «Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование. Орфография. Орфоэпия»» в 6 классе):  на карточке у каждой группы записаны слова в две строки. В каждой строчке есть «лишнее» слово. Найти его, выписать, устно объяснить причину.

             1 группа:
             Каникулы, медвежонок, 
    кофемолка.
             Полуботинки, 
    пол-Европы, полумесяц.
             2 группа :
             Лес, бег, 
    березка.
              Пол-яблока, 
    полтетради, пол-лимона.
            3 группа:
             ВУЗ, ГАИ, 
    тетрадь.
             Водяной, пребольшой, предобрый.

Подводя итоги урока, провожу игру «Догонялки»  (при изучении разных тем: например, «Разряды местоимений» в 6 классе (каждый ученик по очереди очень быстро должен назвать местоимение указанного учителем разряда. Кто не знает, проигрывает).Подобное задание можно дать при изучении темы «Разряды числительных»,"Разряды прилагательных"  в и т.д.

Очень нравится детям игра «Эстафета» (с последней парты (по рядам)  передается листочек, на который нужно по цепочке записать примеры на определенное правило (например, разносклоняемые имена существительные). Выигрывает тот ряд, который быстрее вручит учителю листок со всеми разносклоняемыми существительными).

        На уроках повторения, обобщения и систематизации знаний учащихся по определенной теме использую игру 
«Аукцион вопросов» ( каждый ряд-команда задает вопросы по теме урока другому ряду). Оцениваются как интересные, оригинальные вопросы, так и правильные ответы.

Подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к изучению русского языка. Игры помогают сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность ребятам преодолеть стеснительность, скованность, снять психологический барьер, усталость.

Использование метода проектов в 6 классе.

При изучении в 6 классе темы «Источники фразеологизмов» учащиеся подготовили свои проектные работы (в виде презентаций), изучив происхождение разных фразеологизмов (заимствованных, собственно русских). Этот метод также был использован  при изучении темы "Устаревшие слова", "Неологизмы",  "Профессионализмы","Диалектизмы".

Фрагмент урока в 6 классе

Тема: Правописание н, нн в суффиксах прилагательных (с использованием метода дискуссии)

Цель использования интерактивной технологии «Дискуссии»:

  • развитие навыков ведения дискуссии;
  • структурирование дискуссии;
  • включение в дискуссию всех участников группы.

Ход работы: участники дискуссии располагаются в кругу. Предмет, играющий роль микрофона, передается по кругу. Говорить разрешается только тому, кто держит микрофон, остальные внимательно слушают его. Когда один оратор закончил выступление, микрофон переходит к другому желающему выступить. Для обеспечения равного участия в дискуссии всех можно ввести правило передачи “микрофона” только влево. Если тому, кому передали микрофон, в данный момент нечего сказать, то он просто передает его следующему участнику.

Данный метод использую на этапе мотивации учебной деятельности. Учащиеся должны представить себя, работающих с микрофоном (ручка, карандаш) и, передавая его друг другу, выразить собственное мнение о том, чего они ожидают от урока (что узнать, научиться, что вспомнить), исходя из темы. Таким же образом провожу этап подведения итога урока, поставив ученикам вопрос: Достигнута ли цель урока? Узнали ли они что-то новое? Обогатили ли свои знания, словарный запас? Понравился ли урок? Чем? и т.д.

Заключение


Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умение не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым.

При сохранении конечной цели и основного содержания образовательной деятельности  интерактивное обучение изменяет привычные формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Интерактивные методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения.

Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.

Для того чтобы обеспечить и поддержать процессы формирования и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности, необходимо стереть границы между обучением и воспитанием на уроке. Свои отношения с учениками строить на основе демократичности, уважения, создавать ситуацию успеха.

Литература

  1. Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе//Педагогика, 2005, № 2
  2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе – М.: Просвещение, 2006
  3. Бахмутова Е. Г. Интерактивные методы на уроках русского языка mogar-yantik.edu.cap.ru/?t=speech&eduid=4212&speech=6041
  4. Борытко Н.М. Теория обучения. – Волгоград: ВГПУ, 2006
  5. Величко В.В., Карпиевич Д.В., Карпиевич Е.Ф., Кирилюк Л.Г. Инновационные методы в гражданском образовании. – Мн., 1999
  6. Венцель К. Н. Свободное воспитание: сб. научных трудов. – М., 1999
  7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – С.-Пб.: Союз, 2002
  8. Григальчик Е. К., Губаревич Д. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения // Минск, 2003. – С. 13-14.
  9. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения.  М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
  10. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2006. – 192 с.
  11. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990
  12. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова. – М.: Академия, 2009. – 192 с.
  13. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2005. – 368 с.
  14. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. – М., 1998
  15. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М.: Изд. дом Российской академии образования, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроках русского языка.

Материалы для оценки предметных и метапредметных результатов...

Использование интерактивных педагогических технологий, обеспечивающих достижение и оценку метапредметных образовательных результатов обучающихся на уроках истории

Активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.Интерактивное обучение – это погружение в общение. Интерактивное обучение...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

"Система оценивания предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы учителя).

Сложившаяся в школе привычная отметочная система оценивания  не всегда способствует формированию внутренних мотивов учебной деятельности, так как является внешним фактором, зачастую навязанным са...

Приемы оценивания предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроках русского языка.

Приемы оценивания предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроках русского языка....

Интегрированный урок как средство достижения метапредметных образовательных результатов в процессе обучения русскому языку и литературе детей с ОВЗ

Использование интеграции в процессе обучения детей с нарушениями зрения русскому языку и литературе является одним из методов достижения метапредметных результатов, средством формирования и закр...