Использование элементов WebQuest-технологии для достижения предметных и метапредметных результатов
статья по немецкому языку (8 класс) по теме
Применение технологии Web Quest позволяет достигнуть основную цель обучения иностранному языку - развитие иноязычной коммуникативной компетенции.
Сфера деятельности при использовании Web Quest- технологии ограничена сетевым пространством. Использование интернет-ресурсов для обучения иноязычной культуре имеет ряд преимуществ по сравнению с печатными источниками информации. Во-первых, при такой подаче материала существенно снижается языковой барьер. Наличие на страницах Интернета изображений, графики, видео и звуковых файлов способствует развитию языковой догадки. При этом учащиеся с разными каналами восприятия чувствуют себя комфортно.
Кроме того, за счет использования различных видов чтения ускоряется поиск необходимой информации, развиваются навыки смыслового чтения, то есть умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку и по ключевым словам.
При работе по выполнению заданий Web Quest используются аутентичные материалы. Языковая компетенция развивается в рамках конкретной проблемы и определенных ситуаций общения. Школьникам всегда интересна информация о стране изучаемого языка .
Знакомство с реалиями страны изучаемого языка с применением технологии Web Quest позволяет развивать социокультурную компетенцию. В ходе выполнения заданий обучаемые знакомятся с достопримечательностями, традициями и особенностями Германии, фактами из истории страны, приобщаются к ценностям мировой культуры.
Работа с аутентичными интеренет-ресурсами предполагает определенный уровень компенсаторной компетенции, то есть умение воспринимать и передавать информацию в условиях дефицита языковых средств.
Иными словами технология Web Quest способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции обучаемых.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Драгунова Елена Алексеевна
Санкт-Петербургское суворовское военное училище МО РФ
Использование элементов WebQuest-технологии для достижения предметных и метапредметных результатов
В новой версии ФГОС впервые сказано о необходимости и о требованиях к метапредметному образовательному результату обучения в средней школе. Суть данного подхода, по мнению О. Глазуновой, заместителя директора НИИ инновационных стратегий развития общего образования, разрабатывающего технологию метапредметного обучения, состоит в том, что в качестве содержания образования, транслируемого учащемуся, выступают культурные техники и способы мышления и деятельности.
В качестве метапредметного результата обучения она предлагает рассматривать «уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.»[1]
Целями изучения иностранного языка являются 1) развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно: речевой, языковой, межкультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций, 2) развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка: формирование общекультурной и этнической идентичности, развитие стремления к овладению основами мировой культуры. Проблемой в преподавании второго иностранного языка является низкая мотивация: не сдаем ЕГЭ, можно общаться на первом языке, мало учебных часов, из-за чего сложно начать говорить, мешают грамматические трудности. Выход: повысить мотивацию, используя технологии, интересные современным подросткам. Прежде всего – это индивидуальные и групповые исследовательские работы, для выполнения которых используется широкое информационное поле Интернета. Процесс поиска информации, анализ различных точек зрения на одну и ту же проблему, побуждают учащихся к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции. На мой взгляд, технология WebQuest соответствует современным требованиям к учебно-воспитательному процессу и, как одна из форм обучения, способствует формированию метапредметных и универсальных учебных действий в процессе обучения иноязычной культуре.
WebQuest – это дидактическая модель, которая позволяет осмысленно и эффективно использовать возможности Интернета. В свободном переводе с английского языка WebQuest oзначает «поиск информации в Интернете с приключениями».
Впервые термин «WebQuest» был предложен в 1995 г. Берни Доджем, профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США)[2]. Ученый разрабатывал инновационные приложения Интернета для интеграции в учебный процесс при преподавании различных предметов на разных уровнях обучения. Им определены следующие виды заданий для WebQuest: 1) пересказ,
2) конструкторские, 3) самопознание, 4) компиляционные, 5) творческие, 6) аналитические, 7) загадки, 8) решение спорных проблем,
9) оценочные, 10) журналистские, 11) убеждающие, 12) научные.
Использование WebQuest требует от учащихся соответствующего уровня владения языком. В связи с этим эффективная интеграция WebQuest в процесс обучения возможна в тех случаях, когда WebQuest
- является творческим заданием, завершающим изучение темы;
- сопровождается тренировочными лексико-грамматическими упражнениями на основе языкового материала используемых в WebQuest аутентичных ресурсов.
WebQuest имеет определенную структуру:
- вступление (формулировка темы, план работы или обзор всего квеста);
- центральное задание (вопросы, на которые учащиеся должны найти ответ в рамках самостоятельного исследования);
- список информационных ресурсов;
- описание основных этапов работы;
- заключение (итоги исследования, вопросы, оценка).
Использование Интернет-ресурсов при обучении немецкому языку имеет ряд преимуществ по сравнению с печатными источниками информации. Во-первых, существенно снижается языковой барьер. Наличие изображений, видео и звуковых файлов способствует развитию языковой догадки. При этом информация усваивается лучше учащимися с разными каналами восприятия. Во-вторых, за счет использования различных стратегий чтения ускоряется поиск необходимой информации, развиваются навыки смыслового чтения, то есть умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку и по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты.
Предлагаю рассмотреть технологию WebQuest на примере задания, разработанного для суворовцев 9 класса: «Ты ведешь здоровый образ жизни?».
Каждый WebQuest начинается с введения в проблему. Многое зависит от формулировки названия, цели и задач. «Bist du fit? (Ты в (хорошей) форме?)» Сам вопрос уже на начальном этапе повышает мотивацию учащихся. При таком подходе познавательная активность находится на высоком уровне, что и является одним из требований к созданию WebQuest. На первом уроке «Введение в тему» суворовцы выполнили тест на определение того, здоровый или не очень здоровый образ жизни они ведут. Последовало обсуждение: что влияет на здоровье? Разговор о диетах и вегетарианстве вызвал дискуссию. Суворовцам было предложено исследовать вызвавшие разногласия вопросы и подготовить в группах презентации о взглядах на правильное питание, представить различные мнения, высказать и аргументировать свою точку зрения. На уроке были созданы группы по 2-3 человека для исследования проблемных тем о ресторанах быстрого питания, вегетарианцах и веганах, употреблении кока-колы и шоколада. Каждая группа получила рабочие листы с адресами Интернет-сайтов, вопросами/ключевыми словами, пошаговыми инструкциями работы в Интернете и схемой оценки итоговых работ. Были обсуждены основные этапы работы, сроки (2 недели), требования к презентации, порядок защиты исследовательской работы и критерии оценки.
На этапе выполнения задания учащиеся искали ответы на поставленные вопросы[3]. Я выступала на этом этапе в качестве организатора. Работа с большим количеством информации способствовала формированию исследовательских навыков суворовцев, развитию критического мышления, формировала умение сравнивать и анализировать, классифицировать явления.
На этапе оформления результатов деятельности происходило осмысление произведённого исследования. Нужно было отобрать самую значимую информацию и представить её в виде презентации. На этом этапе была важна моя роль консультанта.
Подготовленные работы были представлены всей группе. На этапе презентации формировались такие черты личности воспитанников, как ответственность за выполненную работу, взаимоподдержка и умение выступать перед аудиторией.
На последнем этапе происходила оценка работ по заранее оговоренным критериям. Созданные презентации я использую в дальнейшей работе.
Без сомнения, WebQuest относится к личностно-ориентированным технологиям, т.к. позволяет формировать у суворовцев мотивацию к изучению немецкого языка, дает возможность самореализации средствами иностранного языка, развивает такие качества, как целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность.
Метапредметными результатами являются следующие:
- развитие коммуникативной компетенции,
- развитие исследовательских учебных действий,
- развитие пользовательских умений работы с компьютером,
- развитие смыслового чтения.
Применение WebQuest-технологий ориентирует в большой степени и на достижение предметных результатов:
- умение сообщать краткие сведения по вопросу и передавать основное содержание опубликованных статей,
- умение читать аутентичные тексты,
- понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
Технология WebQuest направлена на формирование качеств и умений, необходимых в 21 веке. Деятельность в рамках WebQuest предполагает творческий подход к выполнению заданий. В ходе этого процесса формируется способность сообща решать учебные и жизненные задачи и проблемы.
Исходя из описанного выше, можно сделать вывод: технология WebQuest направлена на достижение результатов, соответствующих требованиям ФГОС нового поколения.
[1] Глазунова О.И. Метапредметный подход. Что это такое? Учительская газета 2011. № 9 [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.ug.ru/article/64
[2]Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. 1995-1997. - http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html
[3] http://de.wikipedia.org/wiki; http://www.planet-wissen.de/alltag_gesundheit; http://www.kinder-country.de/#/Product
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Достижение предметных и метапредметных результатов на примере урока-викторины "Thanks giving Day"
План-конспект содержит упражнения, нацеленные на повторение лексики по теме "Еда" и на знакомство с американским праздником День благодарения....
Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 1 класс.
Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 1 класс.Тема урока: «Музыка вокруг нас»....
Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 2 класс
Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 2класс.Тема урока: «Симфоническая сказка Петя и Волк»...
Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 3класс.
Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 3 класс.Тема урока: «Радуйся, Мария!», «Богородице Дево, радуйся!»...
Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 4 класс.
Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 4 класс.Тема урока: «Праздников праздник, торжество из торжеств»....
ЦОР как средство достижения предметных и метапредметных результатов на уроках географии
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изм...
«Использование опорных схем на уроках географии и биологии, как средство достижения предметных и метапредметных результатов» (статья)
В основе формирования универсальных учебных действий лежит умение учиться. Главная задача учителя на современном этапе – не дать объем знаний, а научить детей учиться, формировать потребность в ...