Урок истории в 5 классе по теме "Жизнь первобытных людей"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Обобщающий урок по теме: «Жизнь первобытных людей» 5 класс. 02.10.2018г.
(учитель истории и обществознания Субботина Надежда Васильевна)
Цели урока:
1. повторить и обобщить знания учащихся по теме;
2. развивать умения работать с исторической картой, находить исторические ошибки в тексте, работать с иллюстративным материалом, определять термины;
3. воспитывать чувства коллективизма, товарищества, здорового соревнования; повысить положительную мотивацию изучения истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_pervlbytnyhlyudey.docx | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме: «Жизнь первобытных людей» 5 класс. 02.10.2018г.
(учитель истории и обществознания Субботина Надежда Васильевна)
Цели урока:
1. повторить и обобщить знания учащихся по теме;
2. развивать умения работать с исторической картой, находить исторические ошибки в тексте, работать с иллюстративным материалом, определять термины;
3. воспитывать чувства коллективизма, товарищества, здорового соревнования; повысить положительную мотивацию изучения истории.
Планируемые результаты:
предметные: овладеть целостными представлениями об историческом пути первобытных людей; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности древних людей; формулировать собственные взгляды.
Метапредметные УУД :самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственные отношения к первобытности:; формулировать свою точку зрения; слышать и слушать друг друга; точно и полно формулировать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; объяснять исторические явления, процессы, давать определение понятий, анализировать ,сравнивать, обобщать явления.
Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала, осознавать важность изучения истории; решать проблемные и развивающие задачи.
Методы обучения:
1. Репродуктивный
2. Поисковый
3. Творческий
4. Наглядный
Средства обучения (оборудование): иллюстративный материал, карточки с заданиями, карта «Древнейшие люди на Земле», рабочая тетрадь по истории Древнего мира М.Н.Чернова, издательство «Экзамен» Москва, 2015.
Тип урока: урок развивающего контроля
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
- Дети, какое у вас настроение? Я думаю, что благодаря плодотворной работе на уроке, настроение у нас будет хорошим и в конце урока.
II. Разминка. Актуализация знаний.
-Что такое история?
- Одну из наук, играющих большую роль в изучении истории, в шутку можно назвать наукой о битых горшках. Какая это наука?
- Выполнение задания №5 Кроссворд (рабочая тетрадь, стр.17).
-. Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?
( Будем повторять о жизни первобытных людей)
Учитель сообщает тему урока и записывает на доске, а дети в тетрадях.
Обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей».
- Попробуйте сформулировать цели нашего урока.
III. Работа в группах. (Разделить класс на 2 группы, в группах выбираем лидера.)
Задание. Рассмотреть картинки и распределить их по занятиям древних людей. По одной из тем составить рассказ, используя иллюстративный материал. (Охота, собирательство, рыболовство, верования, овладение огнём). (Группам даю по набору картинок по теме «Жизнь первобытных людей).
-Проверка коллективной работы.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
IV. Работа над понятиями «родовая община» и «соседская община», сравнительная характеристика. Иллюстрация и задания к ней.
Выполнение задания №3 стр. 16. (Рабочая тетрадь).
- Что способствовало переходу от родовой общины в соседской?
V. Исторические ошибки. (Работа в парах) самостоятельная работа.
1. Африка, более 2-х миллионов лет назад. Вот движется стадо похожих на обезьян людей. Внезапно повалил сильный снег, все продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Достали и стали жевать коренья, орехи и даже чёрствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса - к пещере приближался огромный динозавр. Что будет дальше?
2. Наступило время жатвы. На поле вышли первые земледельцы. Своими приплюснутыми носами и выступающими вперёд челюстями они напоминали обезьян. Колосья гречихи земледельцы срезают медными и железными серпами. В загоне рядом с полем тревожно заржали лошади. Людям стало страшно. Прямо на посёлок двигалось стадо мамонтов.
3. Древнейшие художники рисовали свои картины на холсте. Они изображали зверей, птиц, но чаще всего - людей. Все цвета радуги присутствуют в объёмных изображениях бизонов, мамонтов, медведей. Первобытные художники часто устраивали выставки своих картин.
-Проверка с.р.
VI. Вспомним основные понятия темы. (Фронтальная беседа)
1. Где, по предположениям учёных, жили древнейшие люди? (В Восточной Африке)
2. Первый коллектив древнейших людей. (Человеческое стадо)
3. 40 тысяч лет назад человек стал…(«человеком разумным»)
4. Умение изображать окружающий мир в красках. (Живопись)
5. Глава рода. (Старейшина)
6. Просьба к богу, духу. (Молитва)
7. Первый металл, который научились обрабатывать люди. (Медь)
8. Коллектив, пришедший на смену родовой общине. (Соседская община)
9. Главное отличие первобытных людей от животных. (Умение изготовлять орудия труда)
10. Первые занятия людей - это собирательство и…(охота).
11. Для охоты на мелких и быстро бегающих животных человек придумал…(лук и стрелы).
12. Вера в колдовство, душу, в жизнь после смерти. (Религия)
13. Несколько родовых общин. (Племя)
14. Умение из различных материалов изготовлять фигуры людей или животных. (Скульптура)
15.Какое занятие возникло из охоты? (Скотоводство)
16. Кого изображали первобытные художники? (Животных)
17. Первыми орудиями труда древнейших людей были: палка-копалка, дубина…(заострённый камень)
18. Коллектив, в котором люди вместе жили, трудились, имели общее имущество и были между собой родственниками. (Родовая община)
19. Самая желанная добыча на охоте. (Мамонт)
20. Какое занятие возникло из собирательства? (Земледелие)
21. Племенем управлял…(совет старейшин)
22. Изготовление различных изделий. (Ремесло)
23. Богатые и известные люди. (Знать)
24. Изобретение, позволившее людям селиться там, где мотыжное земледелие было невозможно. (Плуг)
Историческая карта
1. Показать материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших людей.
2. Показать предполагаемую область прародины человека.
3. Отметить значками наиболее древние стоянки человека.
Логическое задание. «Каким первым арифметическим действием овладели люди?»
Известно, что первобытные охотники и собиратели, жившие родовыми общинами, научились считать по пяткам и десяткам (по числу пальцев на руках), знали арифметические действия.
Предположите, каким из арифметических действий люди овладели в первую очередь. Что, по-вашему, приходилось делать чаще: умножать, делить, складывать, вычитать?
( По мнению ученых, раньше всего люди могли овладеть не сложением и вычитанием, а делением (конечно, и это лишь гипотеза, но она вытекает из анализа практических потребностей первобытных людей и выглядит правдоподобной). Все, что добывалось на охоте, и все, что собирали съедобное женщины, - все принадлежало всей родовой общине. Все это надо было разделить между родичами. И такое случалось постоянно. Поэтому раньше всего возникло деление.)
VII.Рефлексия:
-Какое настроение у вас ?
-Вы довольны своей работой на уроке?
- Что нужно ещё повторить каждому индивидуально?
VIII. Домашнее задание
Составить кроссворд «Жизнь первобытных людей».
Повторить западающие темы – индивидуально.
IX. Подведение итогов. Выставление отметок.
1.Африка, более 2-х миллионов лет назад. Вот движется стадо похожих на обезьян людей. Внезапно повалил сильный снег, все продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Достали и стали жевать коренья, орехи и даже чёрствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса - к пещере приближался огромный динозавр. Что будет дальше?
2.Наступило время жатвы. На поле вышли первые земледельцы. Своими приплюснутыми носами и выступающими вперёд челюстями они напоминали обезьян. Колосья гречихи земледельцы срезают медными и железными серпами. В загоне рядом с полем тревожно заржали лошади. Людям стало страшно. Прямо на посёлок двигалось стадо мамонтов.
3.Древнейшие художники рисовали свои картины на холсте. Они изображали зверей, птиц, но чаще всего - людей. Все цвета радуги присутствуют в объёмных изображениях бизонов, мамонтов, медведей. Первобытные художники часто устраивали выставки своих картин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-викторина «Умницы и умники». 5 класс. Тема: «Жизнь первобытных людей».
Викторину наиболее целесообразно провести по окончании изучения темы "Жизнь первобытных людей". Данная форма проведения мероприятия способствует повышению мотивации изучения предмета и активизации дея...
Урок истории 5 класс. Тема: Природа и люди Древней Индии
Разработка урока "Природа и люди Древней Индии" содержит технологическую карту, презентацию урока и раздаточный материал. На уроке предполагается самостоятельная работа учащих...
Итоговое тестирование по истории в 5 классе по разделу Первобытные люди
Материал можно использовать как обобщающее повторение к разделу Первобытные люди...
Тесты для 5 класса по теме "Первобытные люди"
Тесты для 5 классов по теме "Первобытные люди"....
Урок истории 7 класс коррекционная школа 8 вида тема урока"Жизнь и быт людей в Древней Руси"
Урок истории в 7 классе на тему "Жизнь и быт людей в Древней Руси".Слайды помогают понять жизнь наших предков-славян....
Презентация к уроку истории 7 класс "Жизнь и быт людей в Древней Руси" коррекционная школа 8 вида
В презентации используется материал,необходимый для понимания темы урока по истории 7 класса о жизни наших предков -славян обучающимися коррекционной школы 8 вида.Презентация на тему "Жизнь и быт люде...
конспект урока истории. 5 класс. Древнейшие люди
Тема: Древнейшие людиЦель:1.Предметные:- Формулировать отличительные признаки древнейших людей и животных, древнейших людей и современных;-...