ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «СОЮЗ МИНЕРВЫ И МЕЛЬПОМЕНЫ» (ИСТОРИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА И ЕГО ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ)
проект по истории (5, 6, 7 класс) на тему

Емельянов Владимир Геннадиевич

Школьный театр – особый вид учебно-воспитательной деятельности ученика и учителя, требующий собственной системы методических приемов и способов органичного включения театрального творчества в учебный процесс. Инновационный проект «Союз Минервы и Мельпомены» (исторические миниатюры как средство развития личности школьника и его творческой индивидуальности) реализуется на протяжении нескольких лет в МБОУ «Альшиховская СОШ Буинского района Республики Татарстан.  Преподавание истории в пятых – седьмых классах сочетается с постановкой театральных представлений на исторические сюжеты. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование системы позитивных ценностей у учащихся на уроках истории и обществознания

 ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «СОЮЗ МИНЕРВЫ И МЕЛЬПОМЕНЫ» (ИСТОРИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА И  ЕГО ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ)

Введение.

 Школьный театр – особый вид учебно-воспитательной деятельности ученика и учителя, требующий собственной системы методических приемов и способов органичного включения театрального творчества в учебный процесс. Инновационный проект «Союз Минервы и Мельпомены» (исторические миниатюры как средство развития личности школьника и его творческой индивидуальности) реализуется на протяжении нескольких лет в МБОУ «Альшиховская СОШ Буинского района Республики Татарстан.  Преподавание истории в пятых – седьмых классах сочетается с постановкой театральных представлений на исторические сюжеты. Уникальность проекта заключается

- во первых в том, что это синтез науки история и театра, дает ученикам возможность сопереживать с историческими героями их эпохи, глубже и ярче проникнуть в их жизнь

- во вторых в том, что учащиеся не только познают, но и имеют возможность соприкоснуться с бытом изучаемой эпохи, одеждой, оружием и т.д.

-и в третьих что важно, включение театральных представлений в образовательный процесс обеспечивает равные возможности в творческом самовыражении, самореализации и самоопределении подростков.

 В ходе работы по подготовке театральных представлений ученики приобретают навыки актерского и сценического мастерства, публичного выступления, опыт в создании театральных декораций, грима, костюмов, звукового оформления.  В феврале 2018 года педагогической общественности Буинского района, в рамках семинара учителей истории и обществознания, был представлен инновационный опыт образовательного учреждения по использованию методов театральной педагогики в развитии личности школьника и его творческой индивидуальности.

 Идея образовательного проекта «Союз Минервы и Мельпомены» (исторические миниатюры как средство развития личности школьника и его творческой индивидуальности» возникла 21 ноября 1999года, когда в процессе поиска своих, оригинальных форм изложения исторического материала я наткнулся в журнале «Преподавание истории в школе» на статью Б.Б.Мана, учителя истории средней школы №76 города Тольятти ныне Самара. «Союз Минервы и Мельпомены» эта статья была плодом размышления, поиска и опыта в благородном деле обучения и воспитания юного поколения на ярких примерах мировой истории.

  Разработанный и действующий проект нацелен на выявление и развитие творческих способностей каждого ученика.

 По проекту значительный по объему исторический материал охватывает историю развития государственности и культуры с древнейших времен до конца 18 века. Что соответствует хронологическим рамкам изучения истории в 5-7 классах. Сценарии написаны на основе учебных программ, широкого привлечения дополнительного материала.

  В сценариях по истории Древнего мира показана жизнь в древнем Египте, Междуречье, Индии, Китае, Греции и Рима.

 Исторические миниатюры, в которых спрессованы события нескольких десятилетий, освещают и времена средневековья. Сценарии по истории России включают такие ключевые вопросы, как жизнь и служение Отчизне выдающегося патриота Александра Невского. Рассмотрены также причины опричнины. Появление Лжедмитрия, история эпохи Петра1.

 При разработке проекта учитывались приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, отраженные в нормативных документах:

• Концепция инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия – 2020».

 • Федеральный государственный стандарт основного общего образования.

 • Концепция общенациональной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей.

Краткая характеристика проекта:

 • по форме организации: индивидуальная и групповая формы работы;

 • по доминирующей деятельности: исследовательский, творческий;

 • по сфере применения результатов: образовательный, культурологический,  социальный;

 • по широте охвата содержания: предметный и межпредметный;

 • по составу участников: обучающиеся 5-7 классов;

 по характеру контактов: встречи с актерами и работниками Буинского драматического театра, обязательное посещение спектаклей;

 • по времени работы: продолжительный на 3 года

 • форма продукта проектной деятельности: спектакль, индивидуальные презентации, звуковое оформление, подготовка декораций и др.

 Цель проекта: создание условий, направленных на развитие интеллектуальной, духовно-нравственной сферы личности школьника, раскрытие его творческой индивидуальности, возможности самореализации и самоопределения.

Задачи проекта: 1. обеспечить условия всестороннего развития личности школьника, пропаганда театрального искусства, содействие формированию и развитию просвещённой зрительской аудитории.

2. организовать педагогическое исследование по выявлению форм, методов, приемов, средств школьной театральной педагогики, направленных на развитие творческих способностей, осуществить диагностику уровня их сформированности у подростков;

3. обеспечить возможность самореализации каждому участнику проекта через организацию учебно-познавательной, исследовательской, проектной, театрализованной деятельности;

 4. обобщение результатов педагогического исследования, подготовка методических рекомендаций, презентация опыта работы.

Планируемый результат: 

• развитие эмоционально-положительного отношения к театру, формирование устойчивого интереса к театрализованной деятельности;

• обогащение речи за счет образных выражений, словарного запаса, совершенствование навыков диалогической и монологической речи, развитие эмоциональной выразительность речи;

• совершенствование способности  подростков поддерживать целеустремленность в развитии индивидуальности, творческого самовыражения.

 • развитие опыта педагогического проектирования, методологической компетентности, повышение уровня профессионализма

Критерии оценивания результатов проекта:

 • Актуальность выбора темы спектакля, оригинальность творческого замысла, постановка выступления.

 • Количественный охват школьников различными видами творческой деятельности в проекте и спектакле.

 • Вовлеченность учащихся в различные виды деятельности в рамках реализации проекта, подготовки к спектаклю, участие родителей обучающихся.

 • Самостоятельность выполнения обучающимися декораций к спектаклю, грима, изготовление костюмов, звуковое сопровождение театральной постановки.

• Использование эффективных форм, методов, приемов и техник театральной педагогики в организации урочной и внеурочной деятельности.

 Характеристика педагогического исследования 

 Цель исследования: выявить педагогические условия творческого развития подростков

 Объект: процесс развития творческих способностей школьников.

 Предмет: занятия в школьной студии, как средство развития творческий способностей школьников.

Теоретико-методологической основой исследования явились идеи о творческом развитии личности, социальной детерминации ее развития, роли активной деятельности в ее личностном самоопределении и формировании, в основе методологии исследования находились положения педагогики и психологии творчества, театральной педагогики, эстетического воспитания, культурно-досуговой деятельности, современные концепции художественно-творческого развития личности школьника в условиях школы-студии. Задачи исследования: 1. Определить сущность и специфику самодеятельного школьного театра-студии как социально-педагогичe

ского явления, влияющего на творческое развитие учащихся.

2. Рассмотреть художественно-педагогические условия обеспечивающие эффективность творческого развития подростков.

 3 Осуществить подбор форм, методов, приемов и средств, обеспечивающих творческое развитие участников проекта.

4. Осуществить диагностику по изучению воздействия школьного театра-студии на развитие творческих способностей подростков.

5. Обобщить опыт работы по развитию творческих способностей средствами школьной театральной педагогики и представить его педагогической общественности.

  В процессе исследования выдвинута гипотеза: творческое развитие участников школьного театра-студии может быть достигнуто на основе взаимодействия ведущих компонентов педагогического процесса, выбора педагогических форм, методов, приемов, средств и самореализацией подростков в окружающем социуме.

 Методы исследования: 

• методы теоретического и сравнительного анализа;

 • моделирование педагогических ситуаций;

 • наблюдение, анкетирование, опрос.

Результаты педагогического исследования

 В ходе работы над проектом были определены задачи исследования, основное содержание деятельности, планируемый результат

№  

Этапы и сроки реализации

Задачи исследования

Содержание деятельности

Планируемый результат

1

Подготовительный

Определить сущность и специфику самодеятельного школьного театра-студии как социально-педагогического явления, влияющего на творческое развитие учащихся

Теоретический анализ исторических периодов и литературных источников по периодам истории и по проблемам творческого развития участников самодеятельных коллективов

Набор исторических миниатюр для театрализованных постановок; встреча с руководителям самодеятельного театра города Буинска

2

Организационный

Рассмотреть художественно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность творческого развития детей и подростков

Анализ нормативных документов, учебно-творческих планов самодеятельных школьных театров-студий

Разработка программы внутришкольного эксперимента

3

Опытно-экспериментальный

Осуществить подбор форм, методов, приемов и средств, обеспечивающих творческое развитие участников проекта

Наблюдения за творческим развитием участников самодеятельного театрального коллектива в процессе подготовки и реализации постановочных работ

Проведение открытых мероприятий. Анализ полученных результатов

4

Диагностический

Проверить эффективность воздействия школьного театра-студии на развитие творческих способностей подростков

Проведение исследований по методикам: – «Чувство новизны»; – «Способность преобразовать структуру объекта»; – «Направленность на творчество»; – «Критичность

- умение и стремление к познанию; - способность преобразовать структуру объекта; - направленность на творчество; - критичность мышления; - наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и возможностях; - стремление к реализации своих способностей; - развитость чувства прекрасного; - обладание способностью к рефлексии.

5

Завершающий

Обобщение результатов работы

Выступление разработчиков проекта с докладами на заседании школьного и районного методического объединения

Подготовка методических рекомендаций

При проведении исследования использовались: методика «Чувство новизны» разработана М. И. Рожковым; методика «Способность преобразовать структуру объекта», разработана Б. С. Алишевым; методика «Направленность на творчество», разработана Л.А. Воловичем; методика «Критичность», разработана Ю. С. Тюнниковым.

Критерии оценки уровня развития творческих способностей:

1. «Чувство новизны».

 2. Умение и стремление к познанию.

 3. Способность преобразовать структуру объекта.

 4. Направленность на творчество.

5. Критичность.

6. Наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и возможностях.

 7. Стремление к реализации своих способностей.

 8. Развитость чувства прекрасного. Обладание способностью к рефлексии  

В табл. 2 представлены результаты исследования уровня развития творческих способностей учащихся. Исследование проводилось в два этапа, в начале учебного года работы студии и после завершения спектакля. В исследовании приняли участие 15 человек – участники студии, учащиеся 5 класса.  В табл. 2 представлен средний результат по выборке. Из обобщения результатов первой части эксперимента уровень развития творческих способностей данных учащихся характеризуется средними показателями. После проведения системы занятий, репетиций, участия в спектакле, которое стало ярким и впечатляющим для ребят, затронуло всех участников проекта, разожгло интерес к творчеству. Мы провели вторую часть эксперимента, нацеленную на выявление изменения уровня развития творческих способностей учащихся. Сравнительный анализ результатов второй части эксперимента показал, что увеличился процент учащихся, чья направленность на творчество возросла, особенно по критерию «чувство новизны» и «самооценка». Уменьшился процент учащихся с низким уровнем умения и стремления к познанию. Остальные показатели по критериям оценки уровня творческих способностей незначительно возросли, либо существенно не изменились.

Результаты диагностики уровня развития творческих способностей

Критерии

Показатели

Процентное соотношение уровней показателей

1 этап диагностики

2 этап диагностики

1

Чувство новизны

Низкий

32

28

Средний

60

64

Высокий

18

18

2

Способность преобразовать структуру объекта

Низкий

21

20

Средний

7

67

Высокий

12

13

3

Направленность на творчество

Низкий

24

16

Средний

65

67

Высокий

11

17

4

Критичность

Низкий

11

11

Средний

25

25

Высокий

54

54

5

Самооценка

Низкий

41

25

Средний

4

40

Высокий

55

35

6

Стремление к самореализации

Низкий

54

25

Средний

2

40

Высокий

44

35

7

Рефлексия

Низкий

48

25

Средний

10

40

Высокий

42

35

Выводы

Новизна и значимость проекта заключается в том, что впервые в образовательном учреждении были исследованы педагогические условия творческого развития подростков средствами школьной театральной педагогики. Раскрыта сущность и специфика самодеятельного школьного театра, как социально-педагогического явления влияющего на творческое развитие учащихся. Рассмотрены педагогические условия, обеспечивающие эффективность творческого развития подростков. Выявлена эффективность методов и приемов воздействия школьного театра на развитие творческих способностей детей и подростков, способствующих приобщению их к изучению, возрождению и развитию контактов с окружающей социальной средой.

Заключение

Как показало исследование, одна из главных задач, которую ставит перед собой и решает школьный театр, состоит в социализации досуга, предоставлении необходимых условий для творческих занятий подростков. Чтобы максимально реализовать эти условия, нужно всесторонне изучить каждого ребенка, его потребности, интересы, ведущие мотивы поведения, трудности, конфликты  и многое другое. Исследованием установлена непреложная закономерность: разрыв связей и отношений в любой области духовной жизни вносит не разрешенные проблемы в творческое развитие личности, а восстановление этих связей ускоряет это развитие. Укрепление, обогащение отношений, контактов между подрастающим человеком и окружающей его развивающей средой.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что сценические средства искусства позволяют влиять на конкретную творческую деятельность  наполняют ее духовным содержанием только в определенных педагогических условиях. К ним относятся общая и частичные методики работы с самодеятельным театральным коллективом, с помощью которых происходит самосовершенствование и самоорганизация личности в ее творческом развитии. Здесь актуальным является дозировка и степень целесообразности и использования тех или иных методов и приемов в создании театрализованной программы. Методика работы с уениками предусматривала стремление выслушать подростка, помочь ему, если он в этом нуждается, порадоваться за него, доверять ему решать многие вопросы (как организаторские, так и театральные) под регулярным контролем за их деятельностью. Конкретным результатом деятельности педагога в этом направлении стало устойчивое продвижение к закреплению основных составляющих элементов творческого потенциала участников театра как в учебно-репетиционной, так и внестудийной работе, а именно:

 • интереса и активного стремления к участию в творческих делах театрального коллектива;

• умения переносить приобретенные знания, творческие умения и навыки на новые и часто неожиданные ситуации, возникающие в ходе постановочного процесса;

 • степени развития у детей творческой фантазии, способствующей созданию в коллективе благоприятного психологического климата, атмосферы эмоционального подъема и раскрепощенности.

При обосновании педагогических условий творческого развития личности участников школьного театра-студии учитывались:

 • особенности социокультурной ситуации в микро- районе;

 • духовные потребности подростков и их родителей;

 • приоритетные направления (специализированных учебных классов) школы;

• укрепление межпредметных связей. В перспективе школьная студия должна превратиться в постоянно действующее звено принципиально новой, интеграционной системы творческого развития ребенка, системы, которая закладывает единство интеллектуальной, духовной и эмоциональной культуры юного человека. Наконец, очень важна организация и проведение регулярных конкурсов искусств по различным жанрам. Эти акции поощряют и активизируют детское творчество, способствуют раннему выявлению талантов, формируют соответствующие круги общения, стимулирование творческого отношения к жизни не только школьников, но и взрослого населения.

Литература

1. Аверьянов А.И. Психолого-педагогические условия организации Социального взаимодействия в театральном объединении подростков: М., 1994.

 2. Амиров Р. Пути совершенствования педагогического руководства внеклубными формами самодеятельного художественного творчества: Л., 1982.

3. Бакланова Т.И. Самодеятельное художественное творчество: организация и научно-методическое руководство. М., 1986.

4. Белов В.И. Педагогические основы и методика воспитания культуры поведения подростков в клубных театральных коллективах:. М., 1985.

5. Всеволодский-Гернгросс В.Н. История русского театра. Л.– М.: Искусство, 1977. – 299 с.

6. Дельгас Г.В., Фомина И.Н. Играя в театр, познаем мир // Эксперимент и инновации в школе. – 2008. – № 3.

 7. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников.– М., 2000.

 8. Накишова Е.Ю. Воспитательные возможности хорового театра детей и подростков // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012. – № 2.

9. Новикова Н.И. Социализация школьников средствами театральной педагогики // Эксперимент и инновации в школе – 2011. – № 3. 10. Педагогический словарь. М., 1999.

 11. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М., 1987.

 12. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.

13. Теплов Б.М., Лейтес Н.С. К проблеме индивидуально-психологических различий. Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М., 1956. 14. Щуркова Н


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоуправление как средство развития личности школьника

Презентация демонстрирует структуру рвботы классного руководителя с активом класса. Подводится итог развития детей за четыре года. Показаны успехи, достижения учеников по разным направлениям работы. С...

Метод проектов как средство развития личности школьника (из опыта работы учителя технологии МОУ:СОШ №41 г.Борзи Татьяны Борисовны Багаевой)

   Одной из важнейших задач современной школы является создание условий для реализации познавательных и коммуникативных запросов учащегося с целью эффективного развития личности...

Дифференциация обучения, как средство развития личности школьника на уроках информатики.

Дифференциация обучения становится одним из таких перспективных направлений развития образования. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в развитии способностей, склонностей, познав...

Индивидуальный план самообразования: «Использование инновационных технологий на уроках ИЗО, во внеурочной деятельности как средство развития познавательной активности и творческого мышления обучаемых в соответствии с требованиями ФГОС ООО».

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средс...