Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
статья по теме

Эрхеев Алдар Дондокович

В данной статье описывается работа по выявлению и развитию спосбностей учащихся по истории и обществознанию. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для каждого учителя важно выявить и развивать способности учащихся по своему предмету. Каждый учитель имеет свои принципы выявления таких способностей у учащихся. В данной статье я хотел бы показать, как данная работа ведется мною на уроках истории и обществознания. За время своей педагогической деятельности я старался организовывать учебный процесс так,  чтобы он был результативным. Внимательно наблюдая за деятельностью учащихся на уроках,  я пришел к выводу, что у каждого есть потенциал, который должен быть реализован. Прежде всего, постарался разобраться в сути понятия детская одарённость, по поводу трактовки смысла которого в современной науке нет однозначного мнения. Педагогический словарь даёт такое толкование термина одарённость: это системное, развивающееся в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.  

 Цель своей деятельности в этом направлении в качестве учителя – предметника вижу в том, чтобы технологически проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения истории и обществознанию с целью создания эффективной системы деятельности по их выявлению, поддержке и развитию способностей. Чтобы выявить способных учащихся, я применяю метод педагогического наблюдения, анкетирование, изучаю результаты деятельности (работ учащихся).

На следующем этапе одарённые учащиеся получают возможность в самореализации своих творческих способностей. Для этого использую индивидуальный подход в работе на уроках и во внеурочное время с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.   На уроках истории, обществознания процесс идёт через различные формы работы  с применением полученных знаний для выполнения заданий повышенной сложности: работа с источниками по их оценке, выявлении их роли, значения в истории государства и общества, решение проблемных вопросов, написание эссе; исследования своей родословной, участия предков в исторических событиях; при помощи информационных технологий учащиеся создают проекты на заданные темы, для чего самостоятельно ищут, анализируют и отбирают необходимую информацию, обрабатывают, представляют и защищают; при работе в группах выступают в роли консультантов и экспертов, выполняют опережающие задания по подготовке дополнительной информации к уроку.

Таким образом, в обучении интеллектуально одаренных учащихся ведущими являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Все методы и формы работы с одарёнными детьми являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств.  Поэтому для обучения выбираю технологии  личностно-ориентированного образования.  

Образовательные технологии, которые я применяю на уроках:

- Технология развития критического мышления - формирование у школьников через интерактивное включение в учебный процесс критического мышления, формирование культуры работы с информацией.

- Проектный метод обучения - активизация самостоятельной поисковой деятельности учеников, то есть проектирования, стимулирование познавательного интереса, развитие исследовательских умений и навыков: выявление и постановка проблемы, формулирование гипотезы, планирование исследовательских действий, сбор данных и их анализ, составление научных докладов, построение обобщений и выводов, рецензирование работы, защита проекта.

- Технология проблемного обучения - форма активного обучения: решение проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала, развивающее обучение:  самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний.  

- Исследовательские методы обучения - целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника: мыслительных умений и навыков  (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия); умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации; умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи; специальных исследовательских умений и навыков.

- Технология «Дебаты» - развитие коммуникативной культуры и навыков публичного выступления, ведения диалога.

Эти педагогические технологии, на мой взгляд, позволяют ученику не накапливать  объем знаний или количество информации, а развивают умения  управлять этой информацией: искать, наилучшим способом усваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

Педагогическая поддержка детей с признаками одарённости должна находить своё воплощение не только на уроках по предмету, но и во внеурочной, внеклассной работе. Именно в ней можно наиболее полно раскрыть таланты и способности ребёнка.  

Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся

Во внеурочное время продолжается индивидуальная и групповая работа по развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся: подготовка к олимпиадам и научно-практическим конференциям с учётом их интересов.  

Особое внимание уделяю исследовательской работе учащихся.  Учащиеся с большим интересом выполняют исследования по истории, обществознанию. И с каждой работой приобретают неоценимый опыт. Основную цель исследовательской деятельности учащихся я вижу в том, чтобы формировать культуру мышления, т.е. способность обучающихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды. У ребят формируется культура научной письменной и устной речи, нестандартное мышление, что так же играет большую роль при выполнении олимпиадных заданий.  

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Подготовка к решению олимпиадных заданий проводится в группах и индивидуально. Большая роль отводится самостоятельной работе учеников, поиску необходимой информации в разных источниках. Активно использую электронные пособия, ресурсы Интернет.  

Итак, заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности - залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО

Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные  результаты,  дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...